74 закон рф с изменениями

Содержание страницы:

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принят Государственной Думой 25 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 6 мая 2008 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13, 40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 3.5 дополнить словами «, а в случае, предусмотренном статьей 7.27 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества»;

а) в абзаце втором слова «до трехкратной» заменить словами «до пятикратной», слово «ста» заменить словами «одной тысячи»;

б) в примечании слово «сто» заменить словами «одну тысячу».

Президент Российской Федерации

Согласно изменениям хищение чужого имущества признается мелким и влечет административную ответственность при стоимости похищенного до 1000 руб. включительно. В случае превышения указанного размера должна наступать уголовная ответственность.

Ранее административная ответственность за мелкое хищение наступала при условии, что стоимость похищенного не превышает 100 руб. Если же стоимость похищенного немного превышала 100 руб., суды прекращали уголовные дела о таких хищениях, руководствуясь тем, что к преступлениям не относятся действия, хотя и содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. Таким образом, лица, похитившие имущество на сумму, чуть превышающую 100 руб., не несли ни уголовной, ни административной ответственности.

Кроме того, увеличен максимальный размер административного штрафа за мелкое хищение. Штраф в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее 100 руб., заменен штрафом в размере до пятикратной стоимости похищенного, но не менее 1000 руб.

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 мая 2008 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 20 ст. 2259

Статья 74. Квалификационный экзамен

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 14.08.2018
  • вступила в силу 30.12.2012
  • Ст. 74 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Глава 9. Профессиональное обучение

    Статья 74. Квалификационный экзамен

    1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

    2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

    3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

    Водный закон РФ: последняя редакция

    В экономическом, социальном и сельскохозяйственном развитии Российской Федерации важную роль играют водные ресурсы. Это реки, озёра, моря, пригодные для организации всевозможных хозяйств. Водные богатства России поражают своей обширностью. Одних только рек на территории РФ 120 000. В целях охраны ресурсов и регулирования взаимодействий в сфере водных отношений разработан и принят настоящий закон.

    Описание закона о водопользовании РФ

    Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» N 73-ФЗ принят Госдумой 12 апреля 2006 года и одобрен Советом Федерации 26 мая того же года. Настоящий нормативный акт вступил в силу 3 июня 2006 года. Действительным законом регламентируются имущественные и социально-экономические отношения, возникающие в сфере хозяйства, связанного с эксплуатацией вод Российской Федерации. Нормативы кодекса направлены на защиту общественных вод Российской Федерации.

    Действительный закон состоит из 7 глав и 69 статей. Последний Федеральный закон, вносящий поправки в ВК РФ, был принят 31 декабря 2016 года.

    В перечень актуальных понятий, используемых в настоящем законе, входят следующие (ст. 1):

  • Акватория — ограниченное территориально бассейновое пространство;
  • Водные ресурсы — воды, протекающие по земной поверхности и под ней;
  • Водный фонд — общий объём всех эксплуатируемых вод Российской Федерации;
  • Водопользователь — гражданин или предприятие, потребляющее водные ресурсы в личных или коммерческих целях;
  • Водохозяйственная система — совокупность объектов для предоставления рационального использования вод;
  • Донный грунт — грунт, извлечённый со дна бассейнового объекта при возведении сооружений гидротехники;
  • Дренажные воды — воды, дренаж которых совершается в целях наполнения акваторий;
  • Негативные воздействия — эрозионные процессы и размыв береговой линии, затопление;
  • Охрана объектов — действия, нацеленные на защиту и сохранение ресурсов воды в РФ.
  • Согласно рассматриваемому кодексу, главными принципами законодательства о водных ресурсах являются:

    • Важность водных ресурсов в жизнедеятельности каждого гражданина Российской федерации;
    • Исключение негативного влияния эксплуатации вод на окружающую среду;
    • Эксплуатация вод для питья и быта, как приоритетное использование;
    • Равные юридические права частных лиц и предприятий в сферах эксплуатации и приобретения ресурсов как частной собственности;
    • Платная эксплуатация вод;
    • Вознаграждение и финансовое стимулирование охраны бассейновых ресурсов.
    • В случае незаконных действий в отношении вод Российской Федерации, уличённые в этом лица несут уголовную и административную ответственность. Обязательной мерой наказания, согласно действительному кодексу, является возмещение нанесённого ущерба.

      Охрана и защита ресурсов по Водному кодексу

      Согласно тексту ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, охрана и защита вод осуществляется собственниками. Согласно действительному кодексу и установленным в нём нормативам закона об охране водных ресурсов РФ, рассматриваемые объекты необходимо охранять от следующих видов загрязнения:

    • Отходами производства и бытового потребления;
    • Загрязнения по причине аварийных ситуаций;
    • При проведении строительных операций;
    • Ликвидирования в водном пространстве ядерных и радиоактивных отходов;
    • Сброс в морские просторы речного донного грунта.
    • Согласно тексту кодекса, от неправомерного загрязнения должны быть защищены и болота РФ. Эксплуатация болотного грунта и самих территорий не должна наносить вред окружающей среде и фауне российских болот (ст. 57).

      Уничтожение ледников и выброс на их территории сточных вод и ядохимикатов запрещены нормативами актуального кодекса (ст. 58, п. 1). В случае изъятия льда, должна быть сохранена фактическая целостность ледника.

      Настоящим кодексом запрещается использования сточной воды для орошения и удобрения сельскохозяйственных угодий. Этот запрет связан с несоответствием данной жидкости санитарным нормам (ст. 59 рассматриваемого кодекса).

      Согласно постановлениям ст. 67 актуального кодекса, в связи с загрязнением и природными стихийными аномалиями, могут возникнуть чрезвычайные ситуации. При строительстве дамбы в качестве защиты от затопления допустимо использовать донный грунт.

      Данным кодексом и действительным законодательством РФ бассейновые ресурсы представляющие собой эстетические, оздоровительные, культурные и заповеднические объекты, охраняются особо тщательно (ст. 66). Проведение любых работ в подобных местах, включая археологические, строго регламентированы настоящим кодексом и Федеральным законом N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятым 25 июня 2002 года.

      Последние изменения, внесенные в водный кодекс РФ

      Последние поправки в актуальный кодекс внесены 31 октября 2016 года посредством Федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Водного кодекса Российской Федерации» N 384-ФЗ.

      В текст части 2 указанной статьи были внесены следующие поправки:

    • Первый абзац в новом изложении гласит, что в Российской Федерации определяется 21 бассейновый округ;
    • Добавился 21 бассейновый округ Российской Федерации — Крымский.

    В итоге, согласно последним поправкам ст. 28 актуального кодекса, на территории РФ обозначены следующие бассейновые округи:

  • Балтийский;
  • Баренцево-Беломорский;
  • Двинско-Печорский;
  • Днепровский;
  • Донской;
  • Кубанский;
  • Западно-Каспийский;
  • Верхневолжский;
  • Окский;
  • Камский;
  • Нижневолжский;
  • Уральский;
  • Верхнеобский;
  • Иртышский;
  • Нижнеобский;
  • Ангаро-Байкальский;
  • Енисейский;
  • Ленский;
  • Анадыро-Колымский;
  • Амурский;
  • Крымский.
  • Ранее существенные поправки в рассматриваемый кодекс производились 28 ноября 2015 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 357-ФЗ. Основные изменения произошли в ст. 27 Водного кодекса РФ. Указанная статья дополнена пунктами 4 и 5.

    Пункт 4 в новой редакции гласит, что органы местного управления в сфере водных отношений, помимо выполнения обязанностей собственника, уполномочены регулировать общественные питьевые и бытовые ресурсы. В их обязанности входит своевременное предоставление гражданам информации об ограничении или временном прекращении водоснабжения. Согласно тексту пункта 5, указанными выше органами устанавливаются нормативы потребления бытовой и питьевой воды.

    Водный кодекс в последней редакции

    Для детального изучения концепций, внедрённых Федеральным законом «Водный кодекс Российской Федерации» N 73-ФЗ необходимо ознакомиться с его актуальными положениями. Скачать текст ФЗ об охране водных объектов и закона о защите водных ресурсов можно по ссылке:

    Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

    Принят
    Государственной Думой
    12 апреля 2006 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    26 мая 2006 года

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

    В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

  • акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
  • водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
  • водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
  • водный режим — изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;
  • водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
  • водоотведение — любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты;
  • водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
  • водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения;
  • водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах;
  • водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
  • водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);
  • дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;
  • использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
  • истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
  • негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
  • охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
  • речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
  • сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
  • Статья 2. Водное законодательство

    1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

    2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

    3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

    4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

    5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российском Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

    7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

    Статья 3. Основные принципы водного законодательства

    Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  • значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
  • целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  • приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
  • участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
  • регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  • регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  • регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  • гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;
  • комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
  • платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.
  • использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.
  • Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством

    1. Водное законодательство регулирует водные отношения.

    2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

    Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

    1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты;
  • подземные водные объекты.
  • 2. К поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.
  • 3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

    4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

  • моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
  • 5. К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.
  • 6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

    Статья 6. Водные объекты общего пользования

    1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

    4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

    7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    Статья 7. Участники водных отношений

    1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

    2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

    Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов
    (введена Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 февраля 2018 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

    1. Одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

    2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

    Статья 74 Конституции РФ

    1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Комментарий к Статье 74 Конституции РФ

    1. Закрепленные в ч. 1 ст. 8 Конституции в качестве основ конституционного строя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств конкретизируются в комментируемой статье в контексте федеративного устройства России. Названные основы обеспечиваются запретом на установление внутренних таможенных границ, в которых располагались бы таможенные территории. Как указал Конституционный Суд РФ, положения ст. 74 Конституции регламентируют отношения по перемещению финансово-экономических ресурсов в пределах территории РФ и не распространяются на отношения, возникающие в связи с перемещением соответствующих ресурсов через Государственную границу РФ (Определение КС РФ от 16.01.2007 N 22-О*(924). Таможенная граница в Российской Федерации может быть только внешней, она призвана отделять единое экономическое пространство РФ от экономических пространств других государственных образований. Именно поэтому таможенная граница, в принципе, совпадает с Государственной границей РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 и 5 ст. 2 Таможенного кодекса). Особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ: помещенные на их территории товары рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей таможенных платежей, а также применения запретов и ограничений экономического характера (п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса). Такие зоны создают более льготный таможенный режим для внешнеторговых операций и каких-либо барьеров на пути движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке не создают.

    Не могут на территории РФ устанавливаться пошлины или сборы, ограничивающие свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что субъекты РФ не вправе устанавливать какие-либо публичные платежи без санкции федерального законодателя. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П*(925), подтвердив его позднее в отношении платы за проезд с владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан (Определение КС РФ от 19.01.2005 N 40-О*(926).

    К иным препятствиям для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут относиться, например, выдача органами государственной власти субъектами РФ и органами местного самоуправления разрешений или лицензий на осуществление какой-либо экономической деятельности, ее обязательное согласование ими, а также обязательная сертификация товаров, если это осуществляется без санкции федерального законодателя либо вне надлежащего контроля (включая право преодоления соответствующих решений названных органов) со стороны органов государственной власти РФ. Так, например, Конституционный Суд признал неконституционным такое законодательное регулирование, при котором решение субъекта РФ об отказе в даче согласия на получение федеральной лицензии являлось безусловным препятствием для федерального лицензирующего органа в разрешении вопроса о лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как указал Суд, подобное регулирование означает ограничение свободы предпринимательской деятельности; перемещение товаров и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться исходя из критериев, определяемых не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, а непосредственно субъектом РФ, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (Постановление от 12.11.2003 N 17-П*(927).

    2. Как уже отмечалось, субъекты РФ вправе устанавливать ограничения перемещения товаров и услуг с санкции федерального законодателя. В комментируемом конституционном положении прямо указано, что такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом. В то же время такие ограничения возможны не во всех случаях, а лишь тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Например, в условиях чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (ст. 11 Закона о ЧП). В целях защиты безопасности и здоровья граждан могут устанавливаться меры по стандартизации и сертификации продукции в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Целями защиты здоровья граждан оправдываются и ограничения оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). В целях охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ могут вводиться запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения (ст. 6 Федерального закона «О карантине растений»).

    Принятие же мер, целью которых является создание конкурентных преимуществ для хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, перевозчиков, посреднических организаций и т.д.), действующих на территории отдельных субъектов РФ (например, обязательная дополнительная сертификация на платной основе продовольственных и иных товаров, поступающих из других регионов), недопустимо.

    Популярное:

    • Приказ минюста 196 Приказ Минюста РФ от 29 октября 2012 г. N 196 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, по которым предусматривается ротация […]
    • Приказ 127 с изменениями Приказ Министерства юстиции РФ от 6 июля 2017 г. № 127 “О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295” В соответствии […]
    • Приказ минздрава 169 н Приказ минздрава 169 н В целях реализации статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 48, ст. 5717) и в соответствии с пунктом […]
    • Как уменьшить штрафы по ндфл Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем Из Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 № 13-П (п. 4): «. несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической […]
    • Приказ 62 министерства транспорта Приказ Министерства транспорта РФ от 13 мая 2015 г. № 167 "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 62” (не […]
    • 225 приказ минприроды Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 мая 2017 г. № 225 “О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об […]
    • Приказ 82 от 28062007 Действующая редакция ПРИКАЗ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (ред. от 08.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ, […]
    • Приказ минюста 144 Приказ Минюста России от 30.05.2018 N 91 "О признании утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 10.08.2017 N 144 "Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил […]