Беседа о самовольных уходах несовершеннолетних

Материал на тему:
Профилактика самовольного ухода из дома

Для родительского собрания по профилактике самовольного ухода из дома

Профилактика самовольного ухода из дома

1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток.

2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов.

3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны.

4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

— безопасность на дороге;

— что необходимо делать, если возник пожар;

— безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;

— безопасность при террористических актах;

— общение с незнакомыми людьми и т.п.

Что делать если всё-таки подросток ушел:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:

— обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;

— уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;

— обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».

В случае не обнаружения ребенка:

1. Ведите себя спокойно и уравновешено.

2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.

Ответственность за самовольные уходы из дома (бродяжничество):

К несовершеннолетним, совершающим самовольные уходы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ применяются меры профилактического характера и иные меры воздействия в соответствии с законодательством.

Родители привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ в случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, а также несвоевременного обращения в полицию с заявлением о розыске несовершеннолетних.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: — Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы.

Деловая игра для подростков детского дома.

План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома.

В статье речь идет о профилактике самовольных уходов. Об основных направления работы по профилактике самовольных уходов воспитанников.

Цель: профилактика самовольных уходов из учреждения. Задачи: 1. Совместно с воспитанниками выявить причины самовольных уходов подростков. 2. Способствовать осознанию, что уход от проблемы не является .

Консультация на тему:
Профилактика самовольных уходов

В материале отражен алгоритм действий воспитателей, учителей, психолога, социального педагога по профилактике самовольных уходов воспитанников школы-интерната.

Предварительный просмотр:

КОУ «Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Выступление на МО учителей общеобразовательных предметов

«Профилактика самовольных уходов»

Подготовила социальный педагог

с. Большие Уки 2014 г

Организация работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната.

Организация работы учителей и воспитателей :

— планируют и проводят с обучающимися, воспитанниками внеклассные занятия, прогулки и игры на свежем воздухе, строго соблюдая распорядок дня;

— проводят работу по сплочению классного и школьного коллектива;

— создают благоприятный психологический климат в классе, школе;

— несут персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников в период своего функционала;

— не оставляют обучающихся, воспитанников без присмотра;

— владеют информацией о друзьях, родственниках воспитанников, по возможности их адреса проживания, номера телефонов

— один раз в четверть проводят беседы с воспитанниками о правилах поведения в школе-интернате, об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних при самовольных уходах из учреждения;

Учителям и воспитателям запрещается удалять обучающегося, воспитанника с урока или внеклассного занятия.

Организация работы социального педагога:

— способствует установлению нравственно здоровых отношений в школьной среде, решению личных и социальных проблем обучающихся, воспитанников;

-взаимодействует с учителями, воспитателями, родственниками воспитанников;

— взаимодействует с районными правоохранительными органами;

— ведет учет обучающихся, воспитанников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, на внутришкольном учете и воспитанников, склонных к самовольным уходам из школы-интерната;

-ведет профилактические беседы с воспитанниками, склонными к самовольным уходам;

— взаимодействует со службами системы профилактики;

— проводит индивидуальные беседы, занятия с воспитанниками по просьбе воспитателя, кл. руководителя

Организация работы педагога-психолога:

— способствует гармонизации социальной сферы школы-интерната, осуществляет мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников;

— определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников, принимает меры по оказанию им психологической помощи;

— оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;

— по рекомендациям педагогов, проводит индивидуальную работу с воспитанниками, склонными к самовольным уходам из школы-интерната;

Порядок экстренного реагирования, работы по возвращению воспитанников, самовольно покинувших школу-интернат

В случае самовольного ухода обучающегося, воспитанника из учреждения педагог незамедлительно:

— ставит в известность администрацию школы-интерната;

— организовывает поиск на территории школы-интерната, села, привлекая обучающихся, воспитанников старших классов, при необходимости выезжают на автовокзал, окраину села;

— связывается с родственниками, друзьями, знакомыми воспитанника;

— если поиск не дал положительных результатов пишет заявление в Пункт Полиции с описанием возраста, внешних данных воспитанника, самовольно покинувшего учреждение (после регистрации заявления в Пункте Полиции педагогу выдают корешок;

— подробно письменно информирует администрацию школы об обстоятельствах самовольного ухода воспитанника с указанием предполагаемой причины;

При совершении самовольного ухода воспитанника незамедлительно информируется Министерство образования (с приложением корешка заявления в Полицию), а также прокуратура района.

Данные о самовольном уходе социальным педагогом вносятся в журнал учета самовольных уходов воспитанников.

После возвращения воспитанника в учреждение факт самовольного ухода необходимо разобрать на заседании Совета профилактики с вынесением решения о постановке его на внутришкольный контроль.

Не спешите вмешиваться в действия ребенка, склонного к уходам, директивными указаниями, запретами и выговорами. Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия»

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области.

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея.

Один из путей решения проблемы самовольных уходов детей из учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

памятки и рекомендации родителям по профилактике самовольного ухода детей из дома.

Профилактика самовольных уходов воспитанников.

В материале представлен опыт работы по профилактике самовольных уходов обучающихся.

Классный час, посвященный самовольному уходу из дома несовершеннолетних подростков

18 Марта 2016, 13:48

Профилактике самовольных уходов из дома несовершеннолетних подростков были посвящены классные часы, проведенные специалистами ГКУ СО «Среднеахтубинский центр социального обслуживания населения» 18 марта 2016 г. в 5-8 классах Среднеахтубинской СОШ № 3 им. М.Горького.

Официальный портал Губернатора и Администрации Волгоградской области, 2018

При перепечатке материалов ссылка обязательна

Занятие для подростков по профилактике самовольных уходов «Самовольный уход из дома»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Краевое государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом с. Мысовое»

«Самовольный уход из дома»

(Занятие для воспитанников подросткового возраста)

Педагог-психолог Е.В. Коваль

с. Мысовое, Шкотовский район

«Самовольный уход из дома»

(профилактическое занятие для подростков)

Цель: профилактика самовольных уходов из детского дома.

Совместно с воспитанниками выявить причины самовольных уходов подростков из дома.

Способствовать осознанию, что уход от проблемы не является её способом решения.

Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.

Обсуждение вопросов, волнующих подростков с представителями ТООиП, следственного отдела ОВД и КДН.

Вступительное слово ведущего.

1. Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на очень серьезную тему. Нам нужно в конце занятия сказать «ДА» или «НЕТ» самовольным уходам из детского дома. Но для начала давайте с вами вспомним известную всем нам сказку «Колобок». Давайте для начала ее проиграем в сокращенном варианте. (проигрывание сказки).

Вот такой вот плачевный конец. А каков же смысл этой сказки?

2. Теперь давайте перемотаем ленту на начало сказки и поработаем сказочниками. Вам предстоит переписать сказку так, чтобы ее финал стал счастливым, а не трагическим.

Жили — были дед, да бабка и спекла бабка колобок… Что же произошло с колобком дальше в нашей новой сказке? (колобок пошел в школу, учился на 4 и 5, занимался в кружке, радовал успехами родителей, получил аттестат, поступил в институт, по окончании устроился на работу, стал большим начальником и зарабатывал хорошие деньги, у него появилась жена и двое колобков и они все вместе приезжали к бабке и дедке на чай с пирогами.)

Хорошая, интересная, а главное поучительная сказка у нас получилась.

3. Ребята, как вы считаете, что может заставить подростка совершить такой поступок и уйти из дома. (Ответы детей фиксируются на доске)

недостаток внимания и заботы;

запредельные нагрузки и требования;

конфликты со взрослыми, сверстниками проживающими в одной группе;

Чувствует себя не признанным, не понятым, обиженным, в отместку (неблагоприятный психологический климат в коллективе);

Дети убегают из дома, когда.

им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);

их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность);

они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);

они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность)

Ведущий: Сейчас мы с вами попробуем найти ответ на вопрос, что же такое самовольный уход из дома: способ решения проблемы или болото, из которого сложно выбраться?

4. Моделирование ситуации «Проблема»

Ведущий приглашает одного из участников «А», просит придумать себе имя предоставить проблемную ситуацию – эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед «А». Далее разыгрывается эта ситуация (или описывается). Необходимо подростка подвести к тому, что чувства обиды, злости, отчаяния, желание отомстить и т.п. на время отступают – проблема немного отдаляется. (стул отодвигается). Далее ведущий говорит о том, что у «А» могут возникнуть другие проблемы – с милицией, с родителями (сотрудниками д/д), со здоровьем, в школе, материальные, социальные и т.п. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают «А». В конце ведущий говорит о том, что ситуация первая также остался не решенной (стул придвигается).

Какие чувства возникали по ходу ситуации, её усугубления (вопрос «А»)?

Вопросы группе о ситуации, которая возникла.

Итог: ситуация с помощью ухода от проблемы не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом, к ней могут присоединиться и другие проблемы.

Выступление представителей следственного отдела, ОВД и ПДН.

5. Ведущий: Давайте вернемся к списку причин самовольных уходов и посмотрим, какими способами мы можем разрешить (сгладить, начать разрешать и т.п.) ту или иную проблему (ответы детей):

Отвлечься, заняться любимым делом, поговорить с взрослым, которому вы доверяете, посоветоваться с кем-либо, обратиться к психологу, социальному педагогу, мед. сестре и т.п., использовать телефон доверия.

6. Индивидуальное упражнение «Аргументы, которые помогут мне отказаться пробовать наркотики» (листочки и ручки на каждого участника)

В течение 5 минут каждый на листе пытается написать несколько собственных аргументов, которые помогут тебе отказаться от самовольного ухода из дома (страх перед неизвестным, нежелание огорчать людей, которые мне дороги, боязнь испортить отношения со сверстниками или педагогами, страх попасть в дурную историю, что то-то случиться со мной и т.п.).

Легко ли вам было написать аргументы?

Кто хотел бы поделиться своими аргументами?

У кого возникли сложности?

7. Давайте снова вернемся к сказке «Колобок». И теперь вы можете сделать выбор, какой из этих путей выбрать вам. Представьте себе, что вы и есть тот самый КОЛОБОК и вам предстоит сделать выбор, – какой вариант сказки вы выбираете. Я называю цифру, а вы говорите «Да» или «Нет».

— Первый, когда колобок ушел и был съеден?

— Второй, когда он получил образование и стал успешным человеком?

— Почему вы ответили именно так?

Я думаю, что вы сделали правильный выбор и у вас все в жизни получится как в нашей сказке. Но все зависит только от вас.

Хорошее тебя окружает или плохое – зависит от тебя

Один ученик постоянно жаловался учителю на свою жизнь: и то ему не нравилось, и это было не так – в общем, всё было плохо. Тогда учитель привел его в комнату и сказал:

– Рассмотри эту комнату и постарайся запомнить все вещи черного цвета.

В комнате было много черных вещей, и когда ученик справился с этой задачей, учитель сказал ему:

– А теперь закрой глаза и перечисли все вещи белого цвета.

Ученик растерялся и говорит:

– Но я не замечал белых вещей, потому что запоминал только черные.

– А теперь, – сказал учитель, – открой глаза и осмотрись – в комнате много предметов белого цвета.

Ученик открыл глаза и увидел, что это была чистая правда.

– Этим примером я хотел показать тебе правду жизни, – продолжил учитель. – Если ты ищешь в жизни только плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ГБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Кашинского района

ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методические рекомендации для педагогов

Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из реабилитационных центров, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.

ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

Понятие «Самовольные уходы»

«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.

Под самовольным уходом воспитанника из учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

Классификация самовольных уходов несовершеннолетних

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).

Эмансипационные побеги.

Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.

Импульсивные побеги.

Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Демонстративные побеги.

Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Дромоманические побеги.

Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.

Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.

Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:

1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения;

3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;

4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.

Причины самовольных уходов

Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, проживающих в учреждениях:

— Дефицитом эмоционально-волевой сферы.

Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.

— Низкой коммуникативной компетентностью.

Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями.

— Дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других).

Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение.

Дети и подростки, проживающие в учреждениях, нуждаются в положительном риске, который, помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум.

Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.

Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.

Основные цели самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:

I. Потребности ребенка не удовлетворены.

1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:

— ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками.

— жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников).

2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.

3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.

4. Ищет среду, где будет более успешным.

5. Поиск развлечения и удовольствия.

6. Реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис (см. выше – Классификации побегов по А.Е. Личко).

II. Влияние взрослых на уход ребенка:

1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.

2. Незнание всего его круга общения.

3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам).

К таким причинам могут относиться:

— похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком;

— вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).

Отрицательные последствия для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) учреждения :

1. создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса;

2. вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление;

3. существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам;

4. социальная опасность совершаемых деяний возрастает: состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления.

По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Первичная, вторичная и третичная профилактика

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики — это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.

Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

Основными задачами учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:

— защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

— предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;

-предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства».

— выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;

— реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.

В каждом интернатом учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение

самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска».

Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.

В учреждении предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску воспитанников, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.

По каждому факту самовольного ухода воспитанников из учреждения необходимо незамедлительно проводить служебное расследование, принимать управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам учреждения, допустившим факты самовольных уходов воспитанников, а также несвоевременного информирования о них.

Для сотрудников учреждения проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода воспитанников, принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения.

Также необходимо ежегодно организовывать обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.

Принципы работы с проблемой самовольных уходов

1. Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально.

2.Основная общая цель специалистов – снизить количество случаев самовольных уходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего.

3.Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями и местным сообществом, делясь информацией, и совершенствуя управление.

4. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.

Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения.

Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.

В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.

На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.

Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме.

Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью.

Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения.

Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права.

Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». Примеры упражнений для развития ассертивности у несовершеннолетних приведены в Приложении 1, а также приводиться цикл занятий с целью профилактики последующих самовольных уходов Приложение 2.

Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства

как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с несовершеннолетними используя игротерапию (примеры техник игротерапии Приложение 3), можно дополнять ее арттерапевтическими методами, в том числе сказкотерапией. Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций.

В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д. Примеры техник сказкотерапии приведены в Приложении 4.

Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

По мнению психолога О.А. Карабановой, применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у несовершеннолетнего коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности, отсутствии игровых мотивов и интереса к игре.

По данным ученых, наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих несовершеннолетнему реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют несовершеннолетнему, в полной мере реализовать задачу, осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

Специалист должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет несовершеннолетнему преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символическую.

В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень

требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода.

Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.

Дата создания материала: 02-10-2017. История изменений

Популярное:

  • Приказ мчс no 701 Приказ МЧС России от 28 декабря 2016 г. № 701 "Об утверждении Порядка применения к сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы мер поощрения" В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона […]
  • Григорьев сергей юрист Арбитражный судТомской области Дата и место рождения: апрель 1955 года, г.Томск. Сведения: Об образовании: Высшее, 1985 год, Томский государственный университет, квалификация - "юрист", специальность - "правоведение". О работе: […]
  • Курсовик по налог Курсовая. Налог на прибыль организаций налогообложение отдельных видов доходов организации. 2017 52% Введение 3 Глава 1. Значение налога на прибыль в налоговой системе РФ 5 1.1. Основы и общие положения налогообложения отдельных видов […]
  • Пенсия в ла Часто задаваемые вопросы. Пенсия в Испании / перевод пенсии Здравствуйте, Сергей! Для иностранных граждан, проживающих в Испании на основании резиденции, определены общие требования для того, чтобы получать трудовую пенсию в Испании: 1. […]
  • Хорошие юристы тольятти Адвокат Тольятти Адвокат в Тольятти Сибалаков Алексей Геннадьевич является членом Палаты Адвокатов Самарской области, имеет юридический стаж 22 года (с 1996 года). Удостоверение №1811. Номер в реестре адвокатов 63/1763. Адвокат […]
  • Переплата пенсии после смерти пенсионера Правомерно ли ПФР требует вернуть пенсию, перечисленную после смерти матери? после смерти матери на ее карту перечислили пенсию, сейчас пфр требует вернуть перечисленную сумму Ответы юристов (2) Здравствуйте.Если ПФР перечислил пенсию за […]
  • Ооо иск томск Иск, ООО зарегистрирована по адресу г.Томск, ул.Красноармейская, д.51, к.1, 634061. ДИРЕКТОР организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" Ренькас Андрей Владимирович. Основным видом […]
  • Правила игроков на сервере Главная страница / Правила для игроков 1. Общее положение: 1.1. Настоящие Правила обязательны к ознакомлению и соблюдению всеми игроками, находящимися на игровом сервере «Заходи-Не Бойся, Выходи-Не Плачь!», независимо от возраста, […]