Диалог законы общения

8 законов общения и как их использовать на собеседовании

Собеседование — не что иное, как диалог, то есть — единица общения. Значит, для успеха на собеседовании можно и нужно использовать законы общения. По правде говоря, эти законы просты, как дважды два (в теории, во всяком случае; следовать им на практике сложнее, чем читать нашу статью и время от времени кивать головой). Однако можно попробовать: хуже точно не будет. А, если пробовать с умом, то может получиться очень даже неплохо.

1. Закон наставничества

Каждый человек, которого мы встречаем на пути, может нас чему-то научить.

Даже рекрутер, который снисходительно-удивленно поднимает бровь, когда вы с энтузиазмом вещаете о своих достижениях — даже он, скептик и задавака, может научить вас полезным вещам.

Например, с его помощью можно вычислить свои болевые точки.

Какие вопросы вас раздражают больше всего? Почему?

(«Да, у меня дома живет крокодил; чего он спрашивает об этом в пятый раз? Это мое личное дело — кого заводить в собственной квартире»).

После каких вопросов и реплик собеседника вы теряетесь или расстраиваетесь?

(«Ему не понравилась моя коллекция комиксов… А мне так хотелось произвести впечатление, хнык»).

Удается ли вам взять себя в руки после неудачного ответа на вопрос — когда вы видите, что эйчар теряет к вам интерес?

(«Нет-нет, подождите, я еще степлерами жонглировать умею!»)

Понаблюдайте за собой во время собеседования — с целью понять, как вы можете стать сильнее, увереннее в себе, весомее.

(М-м-м-м… Что, если привести с собой крокодила?).

2. Закон отражения

Люди с энтузиазмом общаются с теми, кто ими интересуется.

Спросить у работодателя или HR-менеджера, какие блюда он предпочитает на завтрак или когда он в последний раз принимал душ — идея так себе.

Зато можно поинтересоваться, как долго собеседник работает в компании, какие качества/навыки он считает самыми важными для успеха на обсуждаемой позиции и в организации в целом.

Покажите, что вы видите в собеседнике эксперта, что вы доверяете его опыту и мнению и он вам интересен — и как специалист, и как человек.

Это не сложно, если учесть, что обычно HR-менеджеры — и правда интересные люди.

3. Закон самокритичности

Когда человек с трудом строит отношения с окружением, значит, проблема в самом человеке.

Здесь все просто. Предположим, некто М. приходит на собеседование раз в неделю. На протяжении полугода. И ничего. Ни обратной связи, ни предложений от работодателей.

М. может думать, что это мир так неправильно устроен, но, скорее всего, это он что-то делает не так. Не так характеризует себя, неудачно одевается, неадекватно себя ведет… Причин — масса.

Чтобы их обнаружить, нужно сделать первый шаг: понять, что проблема не в рекрутерах, которые некомпетентны, недогадливы, несообразительны и много других разных «не», но в самом соискателе.

4. Закон аванса

Вера в лучшие качества людей заставляет их проявлять эти качества.

«Честно говоря, я давно не ходил на собеседования и немного волнуюсь, смогу ли я рассказать именно то, что важно, смогу ли быть убедительным. Надеюсь на Ваш профессионализм: что Вы направите меня в нужное русло, и я смогу достойно представить себя как специалиста».

Скажите такое рекрутеру — и он ЗАХОЧЕТ быть настолько профессиональным, чтобы дать вам возможность проявить ваши лучшие качества.

(Если повезет — он сам за вас ответит на вопросы и даст вам «зеленый свет» для собеседования с руководителем отдела).

5. Закон доверия

Доверие лежит в основе взаимоотношений.

Предположим, некто Н. убежден, что работодатели и рекрутеры — это такие люди, которые мечтают соискателя надуть: предложить условия похуже в обмен на необходимость работать побольше. Когда Н. приходит на собеседование, эта мысль — о корыстолюбии и коварстве работодателей — светится у него на лбу (причем он — последний, кто способен это заметить).

Что хорошего может получиться из собеседования, которое начинается с установки «Сейчас меня постараются использовать и, может быть, обманут»? Ничего.

По дороге на встречу с работодателем попробуйте настроиться на конструктивную волну. Представьте — это ведь может быть правдой, да-да! — что работодатель так же заинтересован в хорошем специалисте, как вы — в работе. Значит, у вас есть точки соприкосновения.

Попробуйте довериться работодателю: что он спросит именно то, что важно, и адекватно оценит вас как соискателя.

Это не гарантия, что после встречи вас ожидает хэппи энд. Но доверие увеличивает шанс на позитивный исход дела.

6. Закон инвестиций

Отдавая большее, вы вкладываете в свое собственное будущее.

Не спешите спорить и доказывать, что так можно всего себя раздать и остаться в потертой рубашке и дырявых шлепанцах. (и еще дергающийся глаз — как бонус).

В идеале, когда мы делаем что-то полезное и приятное для других людей, они хотят нас отблагодарить, и охотно делают что-то полезное для нас.

(Вот разве что мусор из дома за вас никто выносить не станет. С мусором каждый один на один).

Если работодатель видит, что вы искренне заинтересованы в нем и в структуре, которой он управляет (компания или отдел), ему приятно. Ему хорошо. Он видит в вас единомышленника. Единомышленнику он скорее предложит работу, чем равнодушному дяде с улицы.

(Конечно, бывает и по-другому, если дядя с улицы обладает высокой квалификацией и именно тем набором навыков, которые нужны работодателю. Тогда работодатель хватает специалиста с руками и ногами и старается предложить условия получше. Но ведь во многих сферах уникальные качества и навыки не нужны, больше половины соискателей имеют равноценный опыт работы. Так что решение принимается, исходя из субъективных симпатий. Тут лояльному соискателю и карты в руки).

Можно использовать такой ход. Предложите работодателю что-нибудь. Бесплатно. Подайте идею. Сделайте небольшой анализ какой-то проблемы. Нарисуйте несложный макет. Почините дверь в его кабинет. (Придумайте свой вариант, в зависимости от профессии). Сделайте для работодателя что-нибудь полезное, просто так. Это и будет демонстрация заинтересованности.

Разумный работодатель оценит. А неразумный — вам он нужен?

7. Закон уместности

Нельзя пытаться убить молотком комара на лбу собеседника.

Предположим, некто Р. думает, что рекрутер не настолько компетентен, чтобы оценить его, Р., квалификацию и опыт. Предположим, рекрутер задал странный вопрос — выдающий, что он, рекрутер, не очень разбирается в данной предметной области. Р. использует всю мощь своего интеллекта и заявляет, что с рекрутером он общаться не намерен: только с самым главным, с самим топовым топом.

Это выглядит как попытка заставить танцоров балета выступать под балалайку.

В компании есть правила, иерархия, процедура, схема и прочее. Рекрутер — пропуск к встрече с топом. Стоит проявить терпение и такт — и можно встретиться с самым главным, при этом заручившись поддержкой рекрутера. (Кстати, скорее всего, один из тех самых топов утвердил рекрутера на эту должность. Не сам же он посадил себя в это кресло).

И наоборот. Можно продолжать толкать мир к совершенству с помощью молотка, но тогда можно остаться в гордом (и безработном) одиночестве.

8. Закон взаимности

Для танго нужны двое.

Настройтесь на собеседника. Слушайте. Понимайте. Воспринимайте. Давайте обратную связь. Сразу — не через неделю после собеседования. («Эх, надо было сказать, как мне их офис понравился… И руководитель — лапочка»).

Покажите себя настоящего: во всем великолепии ваших достоинств и… Собственно, и все. Недостатков можно добавить щепотку, но очень скромную.

Не повторяйте стандартные формулировки (они есть в статьях на тему «Как отвечать на вопросы работодателя?»). Нужна творческая отсебятина, искренность, открытость. Правда, отсебятину стоит отфильтровывать (как — описано в статьях на тему «Как отвечать на вопросы работодателя?»).

В общем, ищите баланс и золотую середину, ориентируясь на реакции собеседника. Настройтесь на конструктивный диалог и доверие. На собеседовании — все как в жизни, ничего сверхъестественного.

Тема урока «Виды и формы общения»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ученики должны:

знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;

уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

Оборудование:

  • тексты;
  • учебник;
  • интерактивная доска INTERWRIT
  • Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга. (Д. C. Лихачев)

    I. Слово учителя

    Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
    Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественно, и в профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.
    Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга» (обращаемся к эпиграфу). B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь.
    Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
    Общение – это деятельность.

    II. Актуализация темы

    – Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице. (Приложение 1. Слайд 2)

    Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.

    1. Вербальное – невербальное

    Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной – расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
    По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

    2. Информативное – неинформативное

    Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
    Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения.

    3. Монологическое — диалогическое

    Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.

    Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

    Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

    1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
    2) последовательность, логичность речи;
    3) относительная смысловая законченность;
    4) коммуникативная направленность высказывания;
    5) тематичность (развертывание одной темы);
    6) синтаксическая усложненность.

    4. Контактное – дистантное

    Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,
    При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.
    Диктантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

    5. Устное – письменное

    Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

    1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
    2. Особенностями, определяемыми формой речи.

    Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).

    Выбор формы peчи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.

    Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:

    – ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражение замысла;
    – устная речь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как письменная peчь требует отшлифованной точной фиксации текста;
    – устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет совсем.
    Все эти особенности в совокупности определяют выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.

    6. Публичное – массовое

    Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
    Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде

    7. Официальное – неофициальное (частное)

    Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

    III. Первичное закрепление темы

    Задание 1.

    • Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
    • Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

    Задание 2. В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.

    Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав
    его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
    – Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
    Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
    Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
    – Любите ли вы меня?
    – Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
    – Об чем? Что с вами?
    – Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
    Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.
    Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
    – Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
    – Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
    – Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
    Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
    – Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы. – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
    – Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
    – В год вы узнаете себя.
    – Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год. – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
    – И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
    – Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала.
    – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она
    взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
    – Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
    С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

    Ответить на вопрос: Почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?

    IV. Итог урока

    V. Домашнее задание:

    Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о речевом общении», охарактеризовать свое высказывания с точки зрения того, какие приемы были использованы и как.

    Диалог законы общения

    Диалогизация современного образовательного процесса имеет философские и психолого-педагогические предпосылки. Философы (М.Бубер, М.Бахтин, Г.Марсель, Л.Франк и др.), анализируя отношения человека с миром, пришли к выводу об универсальности, значимости для человека отношений Я-Ты. Я-Ты-связь — во всех отношениях человека: с природой, людьми, духовными сферами. И это всегда — взаимность, диалог, встреча. Психологи и педагоги рассматривают диалоги с Другими и собой как важное условие развития личности. Другие — социальные зеркала, всматриваясь в которые, анализируя информацию, полученную от них, человек производит аутокоррекцию всех своих личностных сфер. Внутренние диалоги предшествуют или следуют за диалогами с Другими и способствуют наведению порядка в своем внутреннем мире, во взаимоотношениях с людьми. Умение слушать и слышать, вести диалог в настоящее время включено в структуру способностей человека к разным видам деятельности и в структуру профессиональной компетентности.

    Необходимость выстраивать коммуникативную подструктуру любого занятия в форме диалога обусловлена и современной культурной ситуаций. Алексеев А. пишет: «Веками образование базировалось на книжной культуре. Сегодня ее активно теснят электронные аудивизуальные средства. Формируется так называемое клиповое мышление, плохо совместимое с восприятием научных абстракций»[1:12]. По мысли автора процитированных строк, для развития когнитивных процессов нужен живой диалог, как и для развития личности в целом. Экранная культура породила диалог виртуальный: письменный диалогический текст. Чат не является полноценной заменой живому общению: общающиеся не слышат голоса друг друга, не видят мимики лица, ни воспринимают других невербальных составляющих диалога [4].

    Занимающий значительное место в нашей жизни телефонный разговор следует отнести к редуцированному диалогу: собеседники испытывают дефицит визуальной оставляющей диалога. Чем же компенсировать обозначенные здесь дефициты? В.Г. Щукин пишет: «Наиболее благоприятным для диалога является относительно (но не предельно) малое и непременно культурно освоенное пространство» [4:40]. И таким пространством может стать коммуникативная подструктура занятий, проводимых преподавателем в небольшой группе обучаемых (12-15 человек). Это требует определенной компетентности в области теории диалога, личностного принятия основных положений и творческого применения их в практике обучения. Диалог — это особая форма взаимодействия людей — интеллектуального, поведенческого, предметного. Диалогические отношения по Бахтину М.М., это отношения между целостными позициями, установленными на основе смыслового сопоставления последних. Смысл актуализируется только в столкновении с другим смыслом, смысл существует лишь как отношение. Чтобы появился «свой» смысл, необходимо совершено определенное, диалогическое отношение к «чужому» смыслу (слову, сознанию, факту), характеризующееся в первую очередь принятием «чужого» как рядоположенного, равноправного. Диалог выступает как способ вовлечения чужого (уже не чуждого) в свое, прежде всего, в свою речевую жизнь. Диалогические отношения суть операции со смыслом и должны протекать в рамках некоторых правил. Диалог кончается согласием. Причина неудачи — низкий уровень культуры диалога, когда его правила не соблюдаются, а в речевой акт вносятся неуместные и примитивные эмоции [3:128].

    Правила диалога обладают интерсубъективной значимостью, то есть они имеют одно и то же значение для всех. « Следование правилу есть поведение, для которого в принципе существует альтернатива. В то же время, коль скоро понятие правила имеет смысл, то должна существовать возможность отличать правильное действие от неправильного. Должна быть возможна проверка правильности действий отдельного индивида с помощью критериев, установленных независимо от воли этого индивида. Применительно к языку это означает, что он должен подчиняться публично доступным критериям. Язык не может быть основан на чем-то сугубо частном для данного индивида. Если я делаю ошибку в использовании слова, то другие люди должны быть в состоянии указать ее мне. Всякое управляемое правилами поведение в принципе открыто критике и оценке с точки зрения его правильности. Без этой возможности взаимной критики и взаимного обучения, ведущего к согласию, тождественность правил не могла бы быть обеспечена» [3:158].

    Понятие диалога употребляется в контексте других понятий, основные из них: психокоммуникация и онтокоммуникация, услышанность, вненаходимость, эмоциональная децентрация, интеллектуальная децентрация, предвосхищающее уважение к Другому, встреча, виды диалога, предмет диалога, результат диалога, правила диалога, культура диалога, обратная связь, корректная самозащита.

    Самые общие правила диалога: обращение по имени, персонализация высказываний, внимательное слушание, безооценочность, следование научной этике, конгруэнтность: непротиворечивость вербальной и невербальной составляющей высказывания, подача и запрос обратной связи по предложенным схемам.

    Любая игровая или иная технология, любой игровой прием — лишь оболочки, внутри которых содержание может осваиваться в диалоге или вне диалога (обмен монологами). Нет правил — нет диалога.

    Диалогическим может быть общение и на занятиях по предметам естественно-научного цикла, и на занятиях по предметам гуманитарного цикла. Общее: не оцениваются личности — говорящих, авторов; участники дают друг другу обратную связь. Специфика: изучение точных наук связано с критическим анализом текстов, решений и т.п. — в разных их аспектах, вопросы могут предполагать однозначный ответ, и вопросы и ответы могут расцениваться как правильные или неправильные. При изучении гуманитарных предметов сопоставляются разные авторские суждения, взгляды в конкретно-историческом, социальном, личностном контексте при сочетании критического и ценностного к ним отношения, вопросы могут предполагать и однозначные ответы (формулировки известных понятий, теорий и т.п.), и формулировки личностных смыслов, гипотез, версий. Я-сообщения о чувствах, ассоциациях, мыслях, вызванных художественным текстом, не подлежат оценке.

    Основной закон диалогового общения — закон обратной связи. Обратная связь слушателей выступающему — это обращение к нему с вопросами, Я- и Ты-сообщениями.

    Всегда уместны пробные вопросы: может быть так, что . Эти вопросы позволяют выступающему какие-то недочеты, дефициты объяснить (да, это так) или не объяснять (может быть, мне надо подумать над этим).

    Традиционно преподаватель предлагает задать выступающим вопросы, в ответе на которые будет иметь место:

    • воспроизведение (определения, правила, формулы)
    • уточнение (определения, логики и т.п.)
    • сравнение (подходов, взглядов, решений и т.п.)
    • установление причинно-следственных связей
    • вскрытие противоречий
    • выдвижение гипотезы
    • формулировка проблемы
    • предложение вариантов решения проблемы
    • постановка исследовательских задач
    • Я-сообщения и Ты-сообщения пока еще только «приживаются» в современном образовательном процессе как следствие его психологизации. Значение их трудно переоценить: именно они позволяют учащимся почувствовать себя в центре позитивного внимания сверстников, создают эмоциональный фон, способствуют профилактике эмоциональных зажимов, возникающих по причине высокой интеллектуализации жизни старшеклассников и студентов, мотивированных на учебные достижения.

      Примеры Я-сообщений:

      Когда я тебя слушал, я вспомнил, уяснил, переосмыслили, узнал.

      Когда я тебя слушал, я испытал чувство интеллектуального наслаждения, потому что.

      Когда я тебя слушал, я встретился со своей темой: мне трудно делать переход от вступления к основной части. мне трудно резюмировать. и т.п.

      Я хочу сказать тебе спасибо за.

      Примеры Ты-сообщений (это комплименты, констатирующие, описательные высказывания):

      Как здорово ты проиллюстрировал .

      Как тонка твоя мысль о.

      Какой красивый переход ты сделал.

      Ты выглядел таким уверенным, когда.

      Ты выглядел таким увлеченным темой, когда.

      Желательно, чтобы по завершении общения в режиме диалога участники сделали сообщения о своем личном результате с полным принятием ответственности за него на себя и с правом сохранения его в тайне.

      На первых занятиях можно предложить ряд незаконченных или полных предложений — для освоения формулировок личного результата в рамках правил:

      Я открыл для себя.

      Я открыл в себе.

      Я сформулировал вопросы себе.

      Я сформулировал несколько вопросов себе, на которые буду искать ответ

      У меня есть личный результат, и я хочу оставить его в тайне

      Я хочу сказать тебе (Вам).

      Я хочу сказать всем.

      Преподаватель также дает обратную связь отдельным учащимся, микрогруппам, группе в целом — по поводу учебного результата, хода процесса, коммуникативного поведения. Желательно, чтобы наблюдалась сбалансированность оценочной и безооценочной, вербальной и невербальной, положительной и отрицательной, прямой и косвенной обратной связи, идущей от преподавателя.

      Таким образом, диалогическое общение не является свободным, это общение по правилам и потому требует эмоциональных и интеллектуальных затрат. Однако эффективность технологий обучения в плане влияния их на личностное развитие повышается, если в их рамках разворачивается диалог.

      Слушателям курсовой переподготовки при Институте педагогического образования Сыктывкарского университета, предлагаются семинары-практикумы по теме «Коммуникативная компетентность преподавателя». Содержание полученной от них обратной связи свидетельствует об осознании ими необходимости диалогизации общения с учащимися и дефиците соответствующих знаний и умений. Приводим несколько высказываний:

      1. Я пересмотрела свои взгляды на диалог с учащимися. Поняла: надо перестраиваться!

      2. Получила нужную мне научную информацию. Буду работать над собой.

      3. Открыла: любая современная педтехнология не обязательно в нашем «исполнении» содержит в себе диалог. Чаще — нет. Нет диалога без правил. Общение в диалоге — это большой труд, потому что это — не свободное общение.

      4. Буду «примерять» на себя диалоговые коммуникации.

      5. Диалогу надо специально учиться. На лекциях не научишься. Нужны коммуникативные тренинги, но — на глубокой научной основе.

      6. Поняла: бытовое представление о диалоге и научное — разница огромная.

      7. Осознала: чтобы быть хорошим коммуникатором, выстраивать грамотно диалоги с учениками, мне надо научиться «разводить» свои проблемы и проблемы ученика.

      Следует отметить, что в учебном процессе можно организовать только диалогические психокоммуникации (терминология Батищева Г.С.): общение психологически грамотное, с вербализацией любых чувств, с уважением чужих личностных границ, умением «выставить» свои, с принятием каждым ответственности за все происходящее на себя. Высшим же уровнем общения Батищев Г.С. считает онтокоммуникацию (бытийную коммуникацию), глубинное общение, когда любые проявления Другого воспринимаются как бесценный дар. И такое общение возможно в контексте групповых занятий, организуемых вне учебного процесса (педагогом-психологом, социальным педагогом, куратором) для педагогической поддержки личностного развития учащихся. Однако это уже тема другой статьи.

      1. Алексеев А. Необразованная бедность //Литературная газета. 2007. №5. С.12
      2. Бусова Н.А. Юрген Хабермас. О становлении коммуникативного действия //Вопросы философии.2006.№10.С.153-166
      3. Гаврилина Л.К. Педагогическая художественная коммуникация: теоретические основы и практическое применение. Сыктывкар, 2006. С.128
      4. Щукин В.Г. О диалоге и альтернативах. Вариации на тему М.М. Бахтина //Вопросы философии. 2006. №7. С.32-44.

      Глава 1.4. Законы современной общей риторики §1.4.1. Закон гармонизирующего диалога

      Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях: и в процессе непосредственного взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления. Поэтому в этой главе речь пойдет о самых общих, классических законах риторики, законах монологической и диалогической речи. Большее внимание будет уделено тому, как эти законы работают при непосредственном взаимодействии с тем (или с теми), кому эта речь адресована. а вот отношения «говорящий — аудитория» и управление вниманием аудитории будут рассмотрены в главе, посвященной ораторскому мастерству.

      Итак, риторика говорит: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата — особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона, о которых пойдет речь, связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации — говорящим и адресатом.

      Первый закон современной общей риторики — закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

      Раскроем сущность этого закона.

      Термин «диалог» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл. Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращенной к самому себе». Такая речь риторику (как науку об эффективной, воздействующей, гармонизирующей речи) просто не интересует. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. Такими видел отношения между говорящим и адресатом еще Аристотель. Это видение особенно близко русскому речевому идеалу. Замечательный русский филолог и философ М. М. Бахтин писал: «Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он включает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни, в мировой симпосиум» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 318).

      Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория — не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача — «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом. Как диалогизировать речевое общение, мы разберем в следующем параграфе.

      §1.4.2. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения

      Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.

      1. Внимание к адресату.

      Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Кто он? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать?

      Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет слушателя (аудитории)». Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

      1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? преподаватель? товарищ? родитель? и т.д.)

      2) размер аудитории (количество человек);

      4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание. );

      5) почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?

      6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?

      7) что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства единства?

      8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

      Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям.

      Второй принцип диалогизации речи — это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко. Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: а) где-то за рубежом; б) в вашем городе; в) в вашем доме. Какое из них привлечет ваше внимание больше? Ответ однозначен. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

      Третий принцип — конкретность.

      Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.

      Обязательно должны быть примеры — конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

      Обратите внимание на образность речи.

      Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус).

      Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

      Монолог и диалог: правила построения и ведения

      Правила ведения диалога содержатся еще в народной мудрости – пословицах. Однако сегодня кажется, что многие из этих правил прочно забыты и учить нам их предстоит с самого начала. Сегодня в рамках рубрики Спор-площадка мы хотим познакомить наших читателей с правилом построения дискуссии, изложенным в работах академика Ю.В. Рождественского.

      Совокупность сообщений, сделанных разными лицами по одному и тому же поводу, обычно называют в филологии диалогом, а каждое сообщение внутри диалога — монологом.

      Можно выявить определенные речевые закономерности в диалогической “смене реплик”. Оказывается, что, и с точки зрения смысловой последовательности монологических высказываний внутри диалога, и с точки зрения формы и смысла каждой реплики, процесс чередования и наращивания высказываний в ходе диалога достаточно строго организован. Такая организация может возникнуть только вследствие применения особых правил ведения беседы. Только применение определенных правил построения диалога может связать отдельные высказывания в смысловую последовательность и дать каждому высказыванию в этой последовательности характерный тип, отличаемый от другого по форме и смыслу. В самом общем виде такие правила можно было бы охарактеризовать как своеобразное средостение между теорией расспроса и доказательства – с одной стороны, и логико-лингвистическими правилами различения высказываний по форме и смыслу – с другой. Для конкретизации этих правил в их наиболее простых формах достаточно выделить три главнейших вида высказываний — реплик диалога: побуждение, вопрос, повествование.

      Изучение этикетных правил речевого поведения, связанных с тремя главнейшими видами высказываний (побуждение, вопрос, повествование), наиболее удобно проводить на материале элементарных устных сообщений. Устное сообщение ставит получателя текста перед следующим выбором типов ответных действий:

      1) Словесный ответ с новым содержанием.

      2) Действие (несловесное).

      4) Умолчание или отсутствие действия.

      Получивший сообщение должен уметь различать разнородные последствия в зависимости от избранного способа речевого поведения. Такое различение последствий считается правильным поведением для слушающего и является исходным принципом приема сообщений. На основе этого исходного принципа рождаются различные общие правила, действующие при получении текста сообщений, а именно:

      а) получателю рекомендуется внимательно выслушивать обращенное к нему сообщение;

      б) получателю рекомендуется давать словесный ответ на сообщение, если сообщение содержит вопрос;

      в) получателю рекомендуется отвечать действием на сообщение, если сообщение содержит побуждение.

      В соответствии с этим определяются отправные этикетные правила выбора ответных действий получателя текста сообщений. Рекомендуемыми способами действий получателя являются:

      1) умолчание, если нет вопроса;

      2) словесный ответ, если нет побуждения к неречевому действию;

      3) пересказ другому лицу, если нет побуждения к неречевому действию или особого запрещения на речевое действие;

      4) неречевое действие, если нет особого побуждения к бездействию.

      Отправные этикетные правила речевого поведения восходят к самым основным культурно-историческим функциям языка и создаются для того, чтобы речевая коммуникация не прерывалась. Непрерывность речевой коммуникации обусловлена общественным характером языкового сообщества.

      Отправные правила “смены реплик” являются фундаментом речевого этикета и требуют гибкого применения в каждом конкретном случае общения.

      Так, например, если слушающих несколько, не следует отвечать на вопрос, не обращенный к тебе лично. Это этикетное положение может быть нарушено, если лицо, к которому обращен вопрос, не отвечает на него и, тем самым, не выполняет одно из основных правил речевого этикета.

      Другой пример. Если даже сообщение по содержанию тривиально, рекомендуется не прерывать говорящего (ср. пословицу, формулирующую соответствующее правило: “Не любо — не слушай, а врать не мешай”).

      Соблюдение речевого этикета – есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением “элитарен тот, кто умеет “ступить и молвить “).

      Рассмотрим основные правила речевого этикета, сведенные в таблицу:

      Таблица. Говорящий/слушающий. Типы высказываний/ответов

      Урок -диалог в 6 классе «Законы общения»

      Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

      Урок – диалог «Законы общения»

      Цель : Развитие у шестиклассников интереса к проблемам общения, отношений.

      — Расширить у учащихся понятие «Общение».

      — Показать роль общения в жизни людей.

      — Показать зависимость успехов человека от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

      Тип урока: Практическое занятие с элементами тренинга.

      Оборудование: компьютер, проектор, экран.

      Дидактический материал: рабочие тетради, электронная презентация

      1. Организационный момент

      Цель: Создание эмоционального настроя на урок

      Обучающимся предлагается разделиться на пары, встать лицом друг к другу и сказать друг другу комплимент.

      Разминка. Упражнение «Если бы я был животным»

      Цель: Снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия

      Учащимся предлагается рассказать о своем настроении, с которым они пришли на занятие, сравнив себя с каким-либо животным и объяснить свой выбор.

      Обучающимся предлагаются коробочки с красными, зелеными и желтыми смайликами, в зависимости от выбора класс делится на 3 группы.

      Учащимся дается инструкция: представьте, что вы решили провести выходной в загородном доме. Внезапно поднялся сильный ветер, пошел снег. Понятно, что никто сегодня к вам приехать не сможет. В доме есть запас воды, еды, топлива, тренажерный зал, бассейн, библиотека, магнитофон. Опишите свои ощущения при условии, что связь с внешним миром отсутствует.

      1 группа — ситуация продолжается на следующий день;

      2 группа- ситуация продолжается неделю:

      3 группа -ситуация продолжается месяц.

      Постановка проблемы, определение темы и цели урока. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

      (ответы учащихся – коллективное определение темы и целей урока)

      Тема урока: «Законы общения».

      «Самая большая роскошь- роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери.

      Как вы понимаете слова великого французского писателя?

      Учитель: Итак, что же такое общение. Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю подобрать однокоренные слова к слову общение.

      Учитель: Что главное, объединяющее в этих словах?

      Учитель : Итак, общение – это особый вид человеческой деятельности, которая необходима для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и окружающим миром

      У общения как у всякой деятельности есть свои законы, которые мы сегодня с вами и сформулируем.

      Учитель: я прочитаю вам стихотворение Л.Кузьмина

      «Дом с колокольчиком»

      Стоит небольшой старинный дом над земляным бугром.

      У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

      И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

      Что в доме проснется старушка, и сразу откроет дверь.

      Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок».

      На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

      И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

      И старую добрую сказку расскажет тебе она.

      Но если, но если ты в этот уютный дом

      Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

      То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

      И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

      Как вы поняли это стихотворение? Какой первый , самый главный закон можно сформулировать, анализируя это стихотворение?

      1 закон — относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

      Упражнение «Скажем все вместе».

      Учащимся предлагается всем вместе хором сказать название любимого предмета.

      Учитель : Назовите любимые предметы других учащихся.

      Рефлексия и выход на второй закон общения – умение слушать и слышать друг друга.

      Упражнение «Разожми кулак» (работа в парах).

      Учащимся предлагается по очереди, используя любые возможности, но, не причиняя боли, разжать кулак товарища, работающего в паре.

      Рефлексия и выход на третий закон общения– умение находить компромисс.

      Упражнение «Плохая девочка»

      1 группа- убедить, что надо сделать уроки

      2 группа- убедить, что надо приходить вовремя.

      3 группа- помогать маме.

      Рефлексия и выход четвертый закон общения — умение

      аргументировано убеждать другого человека.

      Пятый закон общения – умение строить отношения.

      Ученые сформулировали четыре модели отношения человека к себе и к другим людям. Охарактеризуйте человека, живущего по модели:

      1 группа -я хороший, ты плохой

      2 группа -я плохой, ты хороший

      3 группа — я плохой, ты плохой

      Являются ли эти отношения к себе и другим постоянными, не поддающимися коррекции?

      Может ли человек изменить другого?

      Какую модель мы еще не назвали?

      Я ХОРОШИЙ, ТЫ ХОРОШИЙ.

      Охарактеризуйте этого человека.

      «Круг моих связей и отношений». В центре рисунка изобразите себя, а на периферии напишите, с кем вы общаетесь. Проанализируйте эти отношения, что бы вы хотели в них изменить, над, чем поработать?

      Учащимся предлагается в тетрадях обвести свою ладонь и ответить на следующие вопросы, записав ответ на каждом пальчике нарисованной ладони:

      — с каким настроением ты уходишь с урока;

      — что понравилось на уроке;

      — что не понравилось на уроке;

      — были ли задания, которые вызвали трудность;

      — что нового для себя ты узнал.

      Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.

      2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Грозный. 1988.

      3. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973.

      4. Леви В.Л. Я и мы.М..Молодая гвардия. Грозный, 1988

      5. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов.-Ярославль:Академия развития, 2001.

      Популярное:

      • Приказ минтранса 180 Приказ Министерства транспорта РФ от 4 мая 2018 г. N 180 "О признании не подлежащими применению актов Министерства путей сообщения Российской Федерации" В связи с выявленными нарушениями порядка принятия (утверждения) нормативных актов […]
      • Осаго с заканчивающимся техосмотром Техосмотр в Росгосстрахе Среди множества страховых компаний, имеющих внушительный опыт в своей деятельности, СК «Росгосстрах» совершенно обосновано и уверенно может предложить надежные программы страхования, а также ряд других […]
      • Разрешение opengl Пропорциональность отображаемых объектов. Разрешение экрана Подскажите рабочий метод, который позволяет сохранять пропорции фигуры в зависимости от разрешения экрана пользователя. (к примеру квадрат должен оставаться квадратом) Добавлено […]
      • Ликвидации авиакатастрофы Уникальный российский самолёт сможет выводить из строя космические спутники. По сведениям, представленным информационным агентством «РИА Новости», в ближайшем времени на вооружении ВКС России может появиться уникальный военный самолёт, […]
      • Приказ м 091 За чей счет производится комплектация тревожного чемоданчика в МВД? На основании Утвержденного приказом МВД России от 22.12.2006г. № М/091 "O внесении изменений в приказ МВД России от 27.03.2001г. № М/016" про экипировку личного состава […]
      • Форма документов иски Форма документов иски По состоянию законодательства на февраль 2018 года Содержание публикации: 1. Формы страхового возмещения 2. Кто возмещает вред в ДТП: страховщик потерпевшего или страховщик причинителя вреда, РСА или причинитель […]
      • Новые штрафы гибдд за скорость ГИБДД освоила новые способы штрафовать водителей за скорость С подобным явлением автомобилисты стали сталкиваться все чаще. В принципе, ничего сверхъестественного здесь нет: стоит ограничение — будь любезен, не нарушай! Тем более, что по […]
      • Пособие на ребенка ленобласть В 2018 году в Ленобласти выплачиваются не только местные пособия, но и доплаты федерального значения. Они различаются по назначению и охватывают период от беременности, до воспитания детей до определенного возраста. Основные […]