Динамика налога 2011

Анализ динамики бюджета и налогов современной России

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Статья просмотрена: 4223 раза

Библиографическое описание:

Соколова Ю. А. Анализ динамики бюджета и налогов современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3955/ (дата обращения: 03.09.2018).

Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.

Благосостояние граждан прямо пропорционально зависит от полноты бюджета государства. Ведь при бюджетном дефиците, большом государственном долге, правительство вынуждено увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить расходы на социальные нужды населения и т. д. Совершенно иная ситуация происходит при бюджетном достатке бюджетных средств (или профиците): увеличивается финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, повышаются трансфертные отчисления, повышаются отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Предмет исследования — состояние и динамика расходов и доходов бюджета РФ (в том числе налогов).

Цель — исследовать уровень доходов бюджета России и динамику поступления налогов.

Основные задачи:

1. Изучить динамику бюджета России.

2. Исследовать поступления налогов в бюджет РФ.

3. По фактическим данным определить состояние налогово-бюджетной политики в России.

4. Дать оценку результатам, сделать прогнозы и выводы.

Природа налогово-бюджетных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Основной источник дохода бюджета — это налоги. Рассмотрим динамику поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г. (рис.1.):

Рис. 1. Динамика поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г.

Основную массу поступлений администрируемых финансовой налоговой службой России доходов в федеральный бюджет в 2012 году составляет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) (2459 млрд. руб.). Второе место — налог на прибыль — 2355 млрд. руб. Хотя в 2011 именно он принес больше всего поступлений в бюджет (на 11,16 % больше, чем НДПИ). Третье место — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 2260 млрд. руб.; он увеличился на 13,34 %, по сравнению с 2011 г. Далее идут– НДС, 1886 млрд. руб., имущественные налоги — 785 млрд. руб., и акцизы — 783 млрд. руб.

Если говорить о всех поступлениях и расходах бюджета страны, то в последнее время наблюдается его дефицит. Рассмотрим доходы и расходы бюджета России на 1 февраля 2012г. и на 1 февраля 2011г. (т. е. за 1 месяц доходов и расходов каждого года):

Сводная таблица исполнения бюджета РФ на 01.02.2013

Фактические данные

Величина изменения

Темп роста, %

На 01.02.2012

На 01.02.2013

Численность постоянного населения, тыс. чел.

Доходы, млн. руб.

Доходы, руб. на душу населения

Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. руб.

Безвозмездные поступления, руб. на душу населения

Доля безвозмездных поступлений в доходах, %

Расходы, млн. руб.

Расходы, руб. на душу населения

Доля расходов на заработную плату, %

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб.

Пособия по социальной помощи населению, млн. руб.

Профицит/дефицит, млн. руб.

На 1 февраля 2013 года в федеральный бюджет страны поступило доходов 1 093 098,63 млн. руб., что на 33 539,44 млн. руб., или на 3,17 % больше, чем на 1 февраля 2012 года.

Налоговые и неналоговые доходы составили 1 034 356,21 млн. руб. в текущем году, и практически не изменились по сравнению с прошлым годом — выросли на 0,88 %.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выросли на 63,1 % или на 22727,17 млн. руб.! И составили на душу населения в 2013 году 7 625,54.

Доля безвозмездных поступлений в доходах составила 5,37 %, что является на 58,1 % больше, чем в 2012 году.

Если говорить о расходах, то они увеличились с 1 032 383,17млн. руб. до 1 108 714,93 млн. руб., т. е. на 7,39 %. Из них на 12,4 % сократилась доля расходов на заработную плату, на 59119,48 млн. руб. уменьшились дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Конечно, сложно сделать вывод о работе всей системы за один месяц. Но, по сравнению с предыдущим годом работы, по многим показателям результаты существенно ниже.

Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. И есть вероятность, что текущий дефицит бюджета (15 616,3 млн. руб.) сократится.

Также необходимо сказать, что доходы за весь 2012 год составили 12 853,68 млрд. руб., а расходы — 12 890,75 млрд. руб. Наблюдается явный дефицит бюджета, равный 37,06 млрд. руб. Тем не менее, существует тенденция к снижению дефицита, ведь в 2010 г. он составлял 749,36 млрд. руб. В 2011 г. был профицит бюджета — 430 млрд. руб.

В ходе работы получены следующие выводы:

1) Дефицит бюджета постепенно уменьшается. По сравнению с 2010 г. он уменьшился в 20 раз.

2) За 1 месяц работы в 2013 г. в бюджете страны наблюдается дефицит. Расходы увеличиваются быстрее доходов, причем на данном этапе это не влияет отрицательно на население страны.

3) Прибыль от налогов существенно продолжает расти. Это означает, что фискальная политика государства налаживается, последствия кризиса уменьшаются.

Россия находится на пути экономического роста, подъема. Именно сейчас важно создать абсолютно новую налоговую систему, продумать все необходимые сферы финансирования, чтобы в бюджете страны наблюдался только профицит.

Эффективная система управления общественными финансами — важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. Поэтому бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их — значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.

1. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. — «ГроссМедиа», 2009.

2. Марыганова Е. А., Шапиро С. Л. Макроэкономика. Учебное пособие. — «Кнорус», 2010.

3. Тюрина А. Д. Макроэкономика: Конспект лекций — Издательство: «Эксмо», 2008.

Динамика налога 2011

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 23453

Комментариев к научной работе: 2

Поделиться с друзьями:

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Его значимость весьма велика для бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

Налоговую базу по НДФЛ формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. Среди них государственные пособия (за исключением больничных), государственные пенсии и установленные законом компенсационные выплаты. В частности, налогом не облагаются компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. Так же не облагаются алименты, стипендии, доходы от продажи жилых домов, квартир, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более [2].

Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогу на доходы физических лиц, представленную в таблице 1. В 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 520,43 млрд.руб. с 7644,24 до 8164,67 млрд. руб. (+106,81%), при этом удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет увеличился на 4,5% с 26,1 % в 2011 г. до 30,61% в 2013 г.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.

Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за 2011-2013гг.*

Отклонение 2011 г. от 2013 г.

абсолютное, млрд. руб.

Всего доходов, млдр. руб.

Удельный вес в общей сумме поступлений налогов в бюджет, %

* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1]

Для того, чтобы определить, какое место занимает НДФЛ в налоговой системе РФ рассмотрим рисунок 1.

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г., %*

Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г.*

Налоги на имущество

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налоги на совокупный доход

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Прочие доходы, включая безвозмездные поступления

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 29,37% бюджетов субъектов или в денежном выражении 1 857,9 млрд. руб.

Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 29 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2011 по 2013 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на 01.10.2014 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране.

С целью составления прогноза поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2015 г. по 2017 г. рассмотрим прогнозы изменения основных экономических показателей, а также состояния экономики в целом на указанный период, в том числе разработанные Министерством экономического развития РФ.

Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России и отражен в составе двух вариантов: базового и умеренно-оптимистичного.

Рассмотрим подробнее прогнозы значения основных макроэкономических показателей, предусмотренные каждым из этих вариантов.

Умеренно – оптимистичный вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста, предполагается рост ВВП в среднем на 3,3 – 4,3 % ежегодно. В соответствии с базовым вариантом темпы роста экономики составят 1,2 – 3,0 % ежегодно.

Дополнительно к базовым вариантам дополнительно проработан вариант А, тестирующий экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике, приводящей к более сильному снижению цен на нефть.

В этих условиях среднегодовая цена на нефть марки «Urals» в 2015 г. понижается до 91 доллара США за баррель, в 2016 – 2017 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 90 долларов США за баррель. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В условиях этого сценария ожидается снижение ВВП в 2015 г. на 0,6% и восстановление на уровне 1,7 – 2,8% в 2016 – 2017 гг.

Что касается реальной заработной платы в 2015 – 2017 гг., то прирост по умеренно – оптимистичному варианту предполагается на уровне 2,0 – 5,9%, по базовому в пределах 0,5 – 4,6% [3].

Можно предположить, что в 2015-2017 гг. динамика поступлений от налога на доходы физических лиц будет характеризоваться спадом, темпы снижения роста поступлений от НДФЛ составят в среднем от 0,5 до 5 % в год, а абсолютное значение суммы поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ может составить от 2374,10 до 2486,5 млрд. руб. однако, если учитывать благоприятный прогноз, то поступления НДФЛ будут обеспечивать существенную часть доходов бюджетов и характеризоваться умеренным темпом роста. Основную долю поступлений от налога на доходы физических лиц по-прежнему будут обеспечивать доходы, облагаемые по ставке 13 %, преимущественно заработная плата.

Ввиду вышесказанного, по моему мнению, ни один из прогнозов не может быть достоверным и принят к рассмотрению, поскольку прогнозируемые тенденции далеки от истинных показателей и с учетом точки зрения многих российских и зарубежных экономистов о неизбежности кризиса, оптимистичный вариант развития в ближайшие годы маловероятен.

Несмотря на неутешительные прогнозы социально – экономического развития экономики нужно совершенствовать имеющуюся систему налогообложения и в целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц необходимо:

активизировать работу налоговых органов с налоговыми агентами – работодателями с целью легализации скрытых доходов наемных работников (т.е чаще и качественнее проводить налоговые проверки);

рассмотреть поэтапное увеличение размеров налоговых вычетов;

ужесточить наказание за несвоевременные предоставление отчетности и уплаты налога;

разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения методику определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;

пересмотреть размер взносов в Пенсионный Фонд и предоставить льготы для отдельных категорий работодателей;

Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Экономические науки

  • Барышникова Кристина Олеговна , бакалавр, студент
  • Кулешова Валентина Павловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный аграрный университет
    • ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
    • НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
    • СТРУКТУРА
    • НАЛОГИ
    • ДИНАМИКА

    Похожие материалы

    К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним[1]. Для того, чтобы понять, за счет каких статьей формируются наибольшее и наименьшее количество налоговых поступлений, необходимо исследовать структуру налоговых поступлений.

    Для того чтобы рассмотреть структуру налоговых доходов в консолидированный бюджет РБ и сравнить его со структурой поступлений в консолидированный бюджет РФ рассмотрим Приложение А.

    Исходя из расчетных данных можно сделать ряд выводов:

    1. наибольшая величина налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ приходятся на такие статьи налоговых доходов: налог на добычу полезных ископаемых – 19-30%, акцизы – 16-23%, налог на доходы физических лиц – 17-18% и налог на прибыль организаций – 15-18%;
    2. наименьшая величина налоговых поступлений приходится на: транспортный налог с физических лиц – 0,5-1%, транспортный налог с организаций – 0,3-0,4% и налог на имущество физических лиц – 0,1-0,2%.

    Далее рассмотрим динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ (таблица 1).

    Таблица 1 Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ

    Налог на прибыль организаций

    Налог на доходы физических лиц

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на имущество физических лиц

    Налог на имущество организаций

    Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    По расчетным данным видно, что общая динамика налоговых поступлений имеет положительную тенденцию, но при этом, она весьма нестабильна. Так, налог на прибыль организаций в целом имеет положительную динамику, но в 2014 г. относительно 2013 г. его величина снизилась на 2,1%. Динамика налога на добавленную стоимость также имеет нестабильный характер, в 2012 г. относительно 2011 г. его величина снижается на 17,9%, а в 2014 г. относительно 2013 г. – на 16,7%, в остальные годы его динамика положительна. Акцизы в целом имеют положительную динамику, но в 2015 г. их размер снизился на 22,1%. Что касается налога на имущество физических лиц и транспортного налога, то их динамика имеет отрицательный характер в 2011 г. относительно 2010 г. – 66,7 и 17,6% соответственно, а в остальной период времени поступления по данным видам налогов имеет положительную тенденцию. По налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогам и сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами динамика имеет положительную тенденцию в течении всего исследуемого периода времени.

    Для оценки реальных и номинальных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ проведем оценку динамики с учетом индекс потребительских цен (таблица 2).

    Таблица 2 Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ с учетом инфляции

    Реальные доходы в ценах предыдущего года

    Реальные доходы в ценах 2010г.

    Сумма поступлений, млрд. руб.

    Оценивая динамику с учетом инфляции можно сделать вывод, что при исследовании налоговых поступлений в ценах предыдущего года, динамика имеет менее положительную тенденцию, в среднем на 2-3% ниже. При исследовании реальных доходов в ценах 2010 г. динамика еще менее положительна и в 2015 г. достигает отрицательного характера.

    Сравним динамику номинального и реального объемов налоговых поступлений (рисунок 1).

    По данным графика видно, что номинальные доходы имеют наиболее высокую положительную динамику. Далее идут реальные доходы в ценах предыдущего года, которые в 2013 году имеют отрицательную динамику. После чего идут реальные доходы в ценах 2010 г., которые имеют отрицательную тенденцию в 2013 и 2014гг.

    Проблемой в данном случае выступает распределение налогов между уровнями бюджетной системы. Исходя из исследуемых данных, доля налоговых поступлений в федеральный бюджет ежегодно растет относительно доли поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ. К началу 2015г. задолженность региональных бюджетов перед федеральным бюджетом превысила 2 трлн. руб. В соответствии с вышеизложенными данными можно предложить внести некоторые поправки в бюджетный кодекс РФ, согласно которым в региональные и местные бюджеты будет направляться большее количество поступающих налоговых доходов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А. Состав и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ

    Вопросы повышения качества прогнозирования поступлений НДФЛ

    Елена Викторовна ЗЕНЦОВА, заместитель директора Департамента развития комплексных решений Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

    Объем «серых» зарплат в России составляет порядка 5 триллионов рублей в год. То есть НДФЛ как источник доходов имеет значительный потенциал с точки зрения повышения собираемости. Как его использовать в условиях отсутствия у субъектов РФ и муниципальных образований сведений о реальной налоговой базе по НДФЛ?

    С 1 февраля 2018 года вступил в силу приказ ФНС России от 15 января 2018 года № ММВ-7-1/4@, утвердивший Методику прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет на очередной финансовый год и плановый период. Подобная методика действовала и ранее, ее новый вариант содержит отдельные уточнения, касающиеся прогнозирования бюджетообразующих для региональных и местных бюджетов налоговых платежей.

    За последние годы (2011–2017) структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ не претерпела существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают налоговые и неналоговые доходы. За последние шесть лет в целом их доля выросла с 76,2% в 2011 году до 84,2% в 2017 году (+8%), несмотря на общую макроэкономическую и внешнеполитическую нестабильность. Некоторое снижение показателя наблюдалось в 2014 году, однако оно оказалось незначительным (менее 0,5%) и не повлияло на общий тренд поступлений (рисунок 1).

    Основу доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по-прежнему составляют налоговые доходы. Их доля в общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты по состоянию на 1 октября 2017 года составила 77,1% против 69% в 2011 году.

    Сохраняется тенденция значительной зависимости доходной базы бюджетов субъектов РФ от поступлений федеральных налогов и сборов, их доля увеличилась с 56,2% в 2011 году до 60,9% за девять месяцев 2017 года. Среди федеральных налогов наибольший удельный вес приходится на налог на доходы физических лиц, доля поступлений от которого в общей сумме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ возросла с 26,1% в 2011 году до 30,4% в 2016 году (рисунок 2).

    На протяжении последних лет доля поступлений НДФЛ в структуре налоговых доходов находится в среднем на уровне 40%: 2011 год — 37,8%, 2012 год — 39, 2013 год — 41,9, 2014 год — 41,5, 2015 год — 40,5, 2016 год — 39,9, девять месяцев 2017 года — 38,8% (рисунок 3). Кроме того, следует отметить, что, чем более развита экономика, в том числе с точки зрения отраслевого разнообразия, тем большую значимость представляют поступления доходов от НДФЛ (например, Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Хабаровск, Калужская область и др.).

    Отсутствие сведений о реальной налоговой базе по НДФЛ

    Формула расчета прогнозного объема поступлений налога на доходы физических лиц в связи с утверждением новой методики не претерпела изменений. Применяется метод прямого расчета, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений показателей, уровней ставок и других параметров (налоговые льготы по налогу, уровень собираемости и др.). В качестве источников данных для расчета должны использоваться показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в части фонда заработной платы), соответствующие формы статистической налоговой отчетности и другие источники. И уже здесь, на этапе анализа вышеуказанных источников информации, на наш взгляд, возникают первые серьезные вопросы, способы решения которых каждый из участников прогнозирования доходов региональных и местных бюджетов вынужден искать самостоятельно, что в итоге приводит к появлению многочисленных и разнородных методов прогнозирования, несмотря на декларируемое методикой единство подходов.

    Ключевой проблемой здесь, на наш взгляд, является отсутствие у субъектов РФ и муниципальных образований сведений о реальной налоговой базе по НДФЛ. Нельзя не отметить, что способы решения данной проблемы, в том числе предложения регионов по внесению изменений в действующее законодательство, направленные на введение механизмов, позволяющих осуществлять полную фиксацию доходов для исчисления НДФЛ, стимулирование работающих граждан к выходу из «тени», являются предметом многолетних дискуссий специалистов разных уровней. Однако ситуация не меняется, а актуальность этой проблемы только возрастает, поскольку показатели налоговой отчетности в силу норм действующего законодательства характеризуют достигнутые показатели прошлых лет, а не реально имеющийся потенциал для исчисления налога на доходы физических лиц.

    Так, налоговые агенты ежегодно представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему за налоговый период налогов. Соответственно, в распоряжение налоговых органов попадают и в дальнейшем учитываются в отчетности сведения о налоговой базе, налог с которой, по сути, уже уплачен. Сроки формирования отчета по форме № 5-НДФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами» таковы, что на момент прогнозирования доходов бюджета на очередной финансовый год и на плановый период доступны данные только 1,5–2-летней давности по отношению к текущему году, в котором осуществляются расчеты. В результате специалистам финансовых органов приходится путем проб и ошибок, в том числе в ходе защиты проектировок бюджета, определять некую оптимальную (а фактически — условную) величину прогноза НДФЛ, которая всех устроит: и контрольно-счетные органы (с точки зрения имеющегося потенциала поступлений), и главного администратора платежа (с точки зрения обеспечения собираемости), и руководство финоргана (с точки зрения покрытия расходов бюджета).

    Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что предлагаемая методикой модель прогнозирования поступлений НДФЛ, основанная на индексировании достигнутого уровня поступлений прошлых лет, в действующих условиях не совсем корректна. Она не учитывает в полной мере реальное состояние налоговой базы по НДФЛ, изменение экономической ситуации, в том числе изменения, происходящие на рынке труда, демографические тенденции и иные существенные факторы.

    В этой связи хотелось бы обратить внимание на дополнение, внесенное в методику в части, касающейся определения расчетного уровня собираемости. Пунктом 2.2 методики установлено, что «расчетный уровень собираемости — коэффициент, характеризующий долю налога в исчисленной сумме налога (1-НМ, 5-НДФЛ)». С 1 февраля 2018 года это положение дополнено нормой о том, что «показатель собираемости учитывает работу по погашению задолженности по налогу». Специалисты, знакомые с содержанием утвержденной формы налоговой отчетности 4-НМ «Задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации», знают, что данная форма не содержит сведений об объеме задолженности по НДФЛ. Соответственно, ориентиры, дающие возможность спланировать конечные результаты деятельности по погашению задолженности в абсолютном выражении, отсутствуют.

    Вместе с тем анализ показателей формы 1-НМ за истекшие периоды свидетельствует о том, что в целом из года в год собираемость НДФЛ растет. Как отмечают эксперты, это происходит независимо от изменения экономической ситуации, даже при снижении объемов производства продукции (работ, услуг) в целом. Так, по состоянию на 1 октября 2017 года расчетный уровень собираемости НДФЛ (1-НМ: поступило / начислено к уплате) составлял 105,6% (в среднем по всем группам доходов). Максимальное значение расчетного показателя достигает 132,0% (ЦФО: Липецкая область), минимальное — 100,4% (СКФО: Республика Ингушетия). И это вполне объяснимо, поскольку такие показатели достигаются за счет проведения дополнительной работы по мобилизации платежей.

    Потенциал — в «серых» зарплатах

    Следует отметить, что НДФЛ как источник доходов имеет значительный потенциал с точки зрения повышения собираемости. Так, в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов приведены оценочные данные по объему «серых» зарплат в России — 5 триллионов рублей в год. Минфином России отмечается, что феномен «серых» зарплат представляет наибольший потенциал в части улучшения собираемости на среднесрочном горизонте. По оценке независимых экспертов, анализ показателя, характеризующего отношение скрытой заработной платы к совокупной, позволяет сделать вывод о том, что бюджетная система России недополучает около 1,6% ВВП по НДФЛ и около 3,0% ВВП в виде недопоступлений по социальным взносам [1] .

    Одним из особых методов контроля правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ является работа комиссий по легализации налоговой базы. Письмом ФНС РФ от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» установлены обновленные правила их работы. Деятельность по контролю за выплатой теневой заработной платы регламентирована и включает комплекс мер, от аналитических мероприятий в целях отбора плательщиков для рассмотрения на комиссии до повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий, созданных при органах государственной власти и местного самоуправления, и назначения при необходимости выездной налоговой проверки. Проводимые мероприятия имеют многолетнюю практику, а их действенность помимо дополнительных поступлений в бюджеты, на наш взгляд, подтверждает тот факт, что любой поисковый запрос в сети интернет, связанный с темой уплаты НДФЛ, выдает в ответ массу инструкций о том, как вести себя на комиссии по легализации, кого стоит взять с собой на комиссию, что отвечать и пр. Подчас складывается ощущение, что осуществляется подготовка некого «спецназа». Как пример можно привести названия отдельных материалов и памяток: «Как выиграть поединок с ИФНС, если вас вызвали на налоговую комиссию?», «Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения», «Как пережить комиссию в налоговой?» и др.

    Вместе с тем невольно возникает вопрос: а насколько «рентабельна» данная деятельность органов власти? Окупаются ли значительные административные издержки специалистов налоговых органов, органов власти регионального уровня и местного самоуправления, во многом обусловленные, на наш взгляд, отсутствием инструментов фиксации и учета фактической налоговой базы по бюджетообразующему доходному источнику региональных и местных бюджетов, страховым взносам социальной направленности? Располагают ли уполномоченные органы сведениями о реальном состоянии базы для исчисления платежей по НДФЛ и прогнозирования доходной части бюджетов? Что служит ориентиром для постановки задач и утверждения конечных показателей деятельности?

    До внесения корректировок

    В целом понятно, что дальнейшее сохранение существующей ситуации невозможно и экономически невыгодно для государства. На федеральном уровне в рамках реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов запланирована разработка мер, направленных на сокращение теневого сектора и вовлечение граждан в официальную экономику. В числе значимых — меры по «обелению» рынка труда, улучшению условий ведения легального бизнеса, обеспечению равных конкурентных условий. Поскольку одной из конечных целей планируемых решений является легализация налоговой базы для исчисления страховых взносов, остается надеяться, что соответствующие решения будут оперативны и эффективны.

    Однако до внесения корректировок в законодательство проблемы, связанные с формированием доходной части региональных и местных бюджетов, обеспечением качества прогнозирования поступлений налога на доходы физических лиц, надо как-то решать. В этой связи первоочередной задачей, на наш взгляд, является выявление комплекса факторов, влияющих на рост (снижение) доходов от НДФЛ в режиме реального времени, оценка соответствующих отклонений и резервов. Эффективным могло бы стать создание системы планирования, оценки и прогнозирования, позволяющей осуществлять моделирование динамики базы налогообложения НДФЛ в зависимости от изменения социально-экономических условий и специфики территорий. Повышению качества прогнозирования, несомненно, способствовало бы наличие данных о налоговом потенциале и поступлениях по НДФЛ в разрезе видов экономической деятельности различного уровня детализации, организаций разных типов. Также представляется целесообразным учитывать при прогнозировании изменение параметров бюджетной и налоговой политики в разных вариантах.

    Опыт отдельных регионов Российской Федерации свидетельствует о том, что такие возможности предоставляет использование методов имитационного моделирования [2] , применение которых позволяет не только спрогнозировать объемы поступлений НДФЛ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, но и оценить возможную динамику поступлений в зависимости от комплекса вышеуказанных факторов в краткосрочной перспективе. С по­мощью инструментов, основанных на применении апробированных математических моделей ретроспективного анализа и прогнозирования, ответственные специалисты финансовых органов получают информацию о зонах риска НДФЛ, где обнаруживается тенденция оптимизации налогообложения. Дальнейший анализ сведений позволяет осуществлять поиск причинно-следственных связей происходящих изменений налогового потенциала по НДФЛ, отраслевых резервов собираемости НДФЛ, оперативный анализ и оценку текущей ситуации. Повышению качества прогнозирования поступлений способствует использование возможности осуществления прогноза поступлений в сценариях «как есть» и с учетом возможных мер по повышению собираемости НДФЛ, сравнение разных вариантов прогнозирования, а также сравнение данных отчетности ФНС и Росстата (которые собираются по разным методикам, а следовательно, при правильном сопоставлении значительно расширяют аналитический потенциал данной информации).

    Несмотря на то что описываемые методы в основном используются субъектами РФ, относящимися к группе крупных (с точки зрения масштаба экономики) публично-правовых образований, представляется целесообразным их дальнейшее распространение на все уровни. Аналитические данные, получаемые в результате соответствующих расчетов, являются ориентиром для разработки планов мероприятий по мобилизации НДФЛ в бюджеты, веским подтверждением необходимости реализации таких мероприятий для органов власти, а также доказательством их правомерности для плательщиков.

    Как показала практика, к преимуществам использования прогнозирования НДФЛ, основанным на методах имитационного моделирования, относятся возможность сравнения различных вариантов прогнозирования, учета экономической (отраслевой) специфики региона, повышение точности и качества прогнозирования. В целом по сравнению с другими методами имитационное моделирование позволяет рассматривать большее число альтернатив, улучшать качество управленческих решений и точнее прогнозировать их последствия.

    [1] Гурвич Е., Суслина А. Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход // Научно-исследовательский институт. Финансовый журнал. 2015. № 4.

    [2] В общем случае — экономико-математическое моделирование.

    АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ЗА ПЕРИОД 2006—2012 ГГ.

    Секция: 11. Экономика

    VII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

    АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ЗА ПЕРИОД 2006—2012 ГГ.

    Наличие разных форм собственности и их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество организаций к определенной группе: по субъекту обложения — к налогам с юридических лиц; по объекту обложения — к имущественным налогам; по уровню подчиненности — к региональным. Все это говорит о налоге на имущество организаций как о неотъемлемой части налоговой системы. Среди имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог) налог на имущество организаций занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %) [3, c. 186].

    Показатели исполнения текущего бюджета Краснодарского края характеризуются относительно слабыми операционными балансами несмотря на быстрый рост налоговых доходов. Показатель отношения сальдо операционного баланса к операционным доходам составил 3 % в 2010 и 2011 годах, при этом рост налоговых поступлений на 17 % и 21 % в 2010 и 2011 годах соответственно, не смог перекрыть увеличение текущих расходов по основным статьям. Сравнительно слабые финансовые результаты по текущим операциям оказывают влияние на способность региона к самофинансированию, что может привести в будущем к необходимости увеличения долга с целью финансирования текущих расходов [2].

    Изменчивость налоговых поступлений, характерная для большинства российских регионов, смягчается диверсифицированностью налоговой базы бюджета Краснодарского края. Бюджет региона не зависит от какого-либо одного налогоплательщика или отрасли, благодаря чему в 2009 году налоговые поступления региона сократились всего на 1 % (при падении в среднем на 15 % по регионам России) [2].

    Еще одним фактором, положительно влияющим на стабильность налоговых поступлений региона, является умеренная доля в доходах налога на прибыль организаций, наиболее волатильного источника собственных доходов регионов России.

    Неналоговые текущие доходы играют меньшую роль в бюджете региона, что характерно для всех субъектов Российской Федерации.

    На 1 февраля 2012 года в консолидированные бюджеты субъектов Южного федерального округа поступило 238,5 млн. рублей налога на имущество организаций, что составляет 93,1 % от объемов поступлений на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 82,6 %) [1].

    Рост поступлений налога на имущество организаций за период 2011-2012гг. зафиксирован в 4 регионах: Астраханская область (рост на 68,9 %), Республика Адыгея (рост на 44,8 %), Ростовская область (рост на 7,8 %), Краснодарский край (рост на 5,8 %).Сокращение поступлений налога на имущество организаций произошло в 2 регионах: Волгоградская область (падение на 68,8 %), Республика Калмыкия (падение на 66,7 %) [1].

    Далее нами был проведен анализ поступлений в бюджет налога на имущество организаций по Краснодарскому краю за период 2006—2012 гг. (Таблица 1).

    Таблица 1.

    Анализ поступлений в бюджет налога на имущество по Краснодарскому краю с 2006-2012гг., тыс.руб.

    Аналитическая записка. Динамика поступления федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2011-2013гг.

    Рассмотрим динамику поступления федеральных налогов в бюджеты различных уровней на примере Российской Федерации и Республики Дагестан за 2011-1 сентября 2013 года. Анализ мы будем проводить на примере поступления следующих федеральных налогов и сборов:
    1. Налог на прибыль организаций;
    2. Налог на доходы физических лиц;
    3. Акцизы;
    4. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами;
    5. Налог на добычу полезных ископаемых
    6. Остальные федеральные налоги и сборы (включая государственную пошлину и водный налог).
    Также наш анализ мы разобьем на несколько основных частей: в первой части мы рассмотрим динамику начисления налогов и сборов по Российской Федерации в целом, а во второй части рассмотрим динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации за 2011-1 сентября 2013 года. В третьей части рассмотрим динамику поступления основных федеральных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации. В заключение рассмотрим динамику поступления водного налога в бюджетную систему РФ и РД.
    По данным Федеральной Налоговой Службы по Российской Федерации всего в 2011 году по Российской Федерации было начислено налогов и сборов на сумму 7645810682 тысяч рублей. А по Республике Дагестан 16783603 тысяч рублей. В консолидированный бюджет Российской Федерации всего в 2011 году поступило налогов и сборов на сумму 9733597392 тысяч рублей, а по Республике Дагестан 17821563 тысяч рублей.
    Федеральных налогов и сборов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации в 2011 году оказалось на сумму 8782866588 тысяч рублей, из которых самую значительный вклад внес налог на прибыль организации. По состоянию на 2011 год всего налог на прибыль организации обеспечил поступление в бюджетную систему Российской Федерации 2268467631 тысяч рублей, а по республике Дагестан – 3840671 тысяч рублей. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации составил сумму 342419977 тысяч рублей, в то время как по Республике Дагестан эти показатели довольно средние, если судить по динамике зачисления данного налога по другим субъектам Российской Федерации. Показатель поступления налога на прибыль организаций по данным Управления Федеральной Налоговой службы по Республике Дагестан – 100862 тысяч рублей.
    Теперь рассмотрим поступление налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации в 2011 году. Так, по данным ФНС России, НДФЛ обеспечил бюджетной системе России средств на сумму 1994442161 тысяч рублей, а по Республике Дагестан – 6858711 тысяч рублей.
    Налог на добавленную стоимость как один из самых старых федеральных налогов Российской Федерации в целом вносит довольно существенный вклад в поступление денежных средств в бюджетную систему страны. В 2011 году его показатели составили 1844960916 тысяч рублей по РФ и 1259560 тысяч рублей по Республике Дагестан.
    Акцизное налогообложение по Российской Федерации в 2011 году составляло также значимую часть бюджетных доходов. По данным ФНС России, на 31 декабря 2011 года акцизы, по подакцизным товарам принесли бюджетной системе сборов на сумму 604301545 тысяч рублей, а по Республике Дагестан – 1877045 тысяч рублей.

    Эта работа вам не подошла?

    В нашей компании вы можете заказать любую авторскую учебную работу от 300 руб.
    Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

    Популярное:

    • Интеллектуальная собственность работников Интеллектуальная собственность работников Библиографическая ссылка на статью: Степанова А.В. Права интеллектуальной собственности работников и студентов вуза и механизмы их защиты // Политика, государство и право. 2013. № 10 [Электронный […]
    • Дежурство на телефоне приказ Дежурство работников в выходные и праздничные дни by admin · Грудень 25, 2013 Не за горами новогодне-рождественские праздники. Однако не каждое предприятие может позволить себе не работать — хотя бы в дежурном режиме. Как оформлять и […]
    • Правила решение задач по химии Химик.ПРО – решение задач по химии бесплатно Сколько грамм 10%- процентного раствора соли надо добавить к 300 граммам 30%- процентного раствора этой же соли, чтобы получить 14%- процентный раствор? Применить правило креста . Решение […]
    • Справка по приказу 1280 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (с изменениями и […]
    • Вычет на материнский капитал Имущественный вычет при покупке квартиры в ипотеку с погашением материнским капиталом Добрый день! Могу ли получить имущественный вычет при покупке квартиры у тёщи, притом, что беру её в ипотеку и часть погашаю материнским […]
    • Учеба возврат налогового Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы […]
    • Приказы сердюкова Скандальный приказ Сердюкова о «награждении деньгами» отменен Министр обороны России Сергей Шойгу отменил скандально известный приказ № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных сил Российской Федерации» от 2 августа 2008 года, […]
    • Реестр свидетельство о праве собственности Способы проверить Свидетельство права собственности на действительность как проверить свидетельство о государственной регистрации права, если покупаешь квартиру или снимаешь в аренду. Как устранить риски и проверить Свидетельство. 25 мая […]