Доля налогов в 2011 году

Налоги для граждан: что нового в 2011 году

— Ольга Александровна, в чем суть нововведений 2011 года?

— Прежде всего в том, что пересмотрены ранее действовавшие сроки уплаты сразу трех налогов: транспортного налога, земельного налога для физических лиц, налога на имущество физических лиц. Изменения вступили в силу с 1 января 2011 года. Зачем это делается? В целях упрощения уплаты налогов и создания более комфортных условий обслуживания налогоплательщиков. А теперь по порядку. Ранее уплата транспортного налога производилась в срок не позднее 1 мая. То есть за 2010 год его нужно было бы заплатить до 1 мая 2011 года. Теперь срок перенесен: заплатить налог нужно не позднее 5 ноября 2011 года.

Земельный налог. Ранее действовавший срок — не позднее 1 февраля. Согласно внесенным изменениям — не позднее 1 ноября 2011 года. И последний — налог на имущество физических лиц. Прежде жители города платили его в два приема равным долями: в срок до 15 сентября и до 15 ноября. За 2011 год заплатить этот налог необходимо не позднее 1 ноября 2012 года.

— Получается, что сроки уплаты этих трех налогов придутся на ноябрь. И теперь мы будем платить их не в отдельности каждый в течение года, а три сразу, если у человека, допустим, есть приватизированная квартира, автомобиль и дачные шесть соток?

— Да, верно, с той лишь разницей, что налог на имущество — в вашем примере это приватизированная квартира — по итогам 2011 года нужно будет заплатить не в 2011 году в два приема, как это было раньше, а одной суммой до 1 ноября 2012 года. В 2011 году налог будет предъявлен тем налогоплательщикам, кому будет произведен перерасчет за 2010 год по причине уточнения льгот или периода владения имуществом.

— Как жители города узнают о своей обязанности по уплате этих налогов в 2011 году?

— Если раньше налоговая инспекция направляла налогоплательщикам в течение года три разных уведомления по каждому налогу отдельно, то в 2011 году вышлет единое налоговое уведомление сразу по трем налогам: по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам. Налоговое уведомление будет сформировано при наличии у физического лица объектов налогообложения по этим налогам с указанием налоговой базы, налоговой ставки, льготы — при ее наличии, суммы налога к уплате или уменьшению и др.

— Кто получит единое налоговое уведомление?

— Такое налоговое уведомление получат те жители города, у кого по указанным налогам имеется объект налогообложения (транспортное средство, земельный участок, недвижимость в собственности). Планируется, что в июле 2011 года всем плательщикам указанных налогов будут высланы соответствующие уведомления.

— Вводится порядок исчисления земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Раньше этого не было.

— В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме. При государственной регистрации прав на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, не требуется получение отдельного правоустанавливающего документа. Это согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ — доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение (п. 2 ст. 37 ЖК РФ), то есть право собственности переходит автоматически при смене собственника и отдельного оформления не требует.

Таким образом, с приобретением права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок, на котором данный дом расположен, собственники помещений в многоквартирном доме приобретают все предусмотренные законодательством права и обязанности собственника земельного участка, в том числе и обязанность по уплате земельного налога. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января текущего года. Учитывая требования федерального законодательства, в налоговых уведомлениях, которые будут направлены в 2011 году собственникам помещения в многоквартирных домах, налоговая инспекция обязана начислить земельный налог в отношении доли в праве общей собственности на общее имущество — земельный участок. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника квартиры в этом доме определяется как частное от деления площади квартиры, находящейся в собственности налогоплательщика, на общую площадь всех помещений, принадлежащих собственникам.

— Ольга Александровна, а как в этом случае будет определяться сумма налога для каждого собственника помещения в многоквартирном доме?

— Допустим, общая площадь квартиры одного из собственников в многоквартирном доме — 50 кв. м, общая площадь всех жилых помещений в этом доме — 5000 кв. м, следовательно, доля в праве общей собственности нашего собственника по отношению к общей площади всех жилых помещений составит 0,01 (50:5000). Общая стоимость земельного участка, на котором расположен этом дом, по данным земельного кадастра, — 1 500 000 рублей. Следовательно, с учетом исчисленной доли кадастровая стоимость земельного участка, приходящаяся на площадь квартиры нашего собственника, составит 15 000 рублей. Ставка земельного налога в отношении земель, на которых находится многоквартирный дом, установлена в размере 0,04 %, следовательно, сумма налога составит 6 рублей за год.

Ненастоящий бизнес. Как в России борются с фирмами-однодневками

В России стремительно сокращается число фирм-однодневок. В 2018 году доля таких компаний в российском бизнесе упала до рекордно низких 7%, а суммарная численность — до 309 500 фирм, сообщает РБК со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы (ФНС). В 2017 году в России насчитывалось 1,2 млн фиктивных компаний, в 2011 году — 1,8 млн однодневок. Эта тенденция свидетельствует об успешности колоссальной работы, которую за последние годы проделали российские налоговые органы.

Как обнаружить однодневку

Компания-однодневка — это бизнес-феномен, который заключается в наличии юридического лица без реальной деятельности. Вместо настоящего бизнеса однодневки служат «прослойкой» между разными компаниями. Подобные структуры создаются для оптимизации НДС и налога на прибыль.

В настоящий момент в ФНС борются не с однодневками как таковыми, а с налоговой оптимизацией в целом. Однодневки «вымирают» как следствие борьбы с оптимизацией. При этом действуют российские государственные органы в русле мировых тенденций.

Первая, но не основная, — это ужесточение требований к степени реальности предприятия. Ужесточение требований выразилось в проверках со стороны ИФНС фактических адресов организаций, статуса руководителя и учредителя на предмет массовости, уровня уплачиваемых налогов, штатной численности, наличия ресурсов, складов и оборудования для осуществления работы.

Важным фактором стало повышение требований к платежной дисциплине со стороны банков. Требования банков по увеличению доли минимальных налогов, подлежащих уплате в бюджет, введение списков недобросовестных контрагентов, расширение перечня подозрительных операций и реализация на практике принципа «знай своего клиента» привели к невозможности осуществления расчетов большинством «серых» организаций.

Почему выросла эффективность проверок

Фирмы-однодневки принято создавать для так называемой налоговой оптимизации, то есть для снижения налоговой нагрузки в денежном выражении с основных активов предпринимателя. Такая оптимизация выгодна собственнику бизнеса и не выгодна государству: избыточное количество промежуточных звеньев снижает налоговые поступления и в конечном итоге провоцирует дефицит бюджета.

Повышение качества налогового администрирования стало ключевым фактором в борьбе с подобной оптимизацией. Это не только введение онлайн-системы АСК НДС. Сам по себе этот программный комплекс не дал бы столь существенного эффекта. Значительную роль сыграло повышение значимости камеральной налоговой проверки.

По итогам 2017 года собираемость по итогам камеральных проверок выросла на 52,7%, совокупный объем налоговых доначислений со стороны ФНС увеличился на 8,8%. Камеральные проверки превратились в инструмент профилактики нарушений — с годами такие проверки могут полностью вытеснить выездные.

Утверждения о том, что после повышения НДС до 20% бизнес снова уйдет в тень, не основаны на фактах. Как только предприниматель примет к вычету НДС по сделке с недобросовестным контрагентом или даже добросовестным, но за которым стоит недобросовестный, налоговые органы в рамках камеральной проверки это выявят и заставят заплатить НДС.

Бизнес больше не видит смысла экономить на НДС сейчас, чтоб заплатить значительно больше уже завтра. Раньше предприниматели надеялись на то, что выездная проверка не найдет нарушений или они смогут по старинке «договориться».

Разворот позиции судебных органов по спорам с ИФНС свел практически к невозможности оспорить доначисления в суде. По итогам 2017 года 80% решений выносится в пользу налоговых органов.

Что будет дальше

В сложившихся условиях существенный риск для бизнеса представляет история прошлого взаимодействия с недобросовестными контрагентами. По итогу 2017 года количество выездных проверок сократилось на 22,6%, но эффективность выросла на 14,8%. Это означает, что налоговые органы научились более эффективно использовать свое время и ресурсы.

В основу доказательственной базы налоговой ложатся все больше протоколы допросов и материалы оперативных мероприятий: выемки, осмотры и другие следственные методы. В суде представить новые доказательства также представляется затруднительным.

Прекратилась ли оптимизация в России с уходом однодневок? Нет. На смену однодневкам приходят механизмы оптимизации по налогу на прибыль. Это довольно распространенные схемы дробления бизнеса.

Распространены способы дробления процесса сбыта. Классический пример — сетка магазинов, где каждый магазин — это отдельный субъект со специальным налоговым режимом. Также бизнес-структуры часто «выводят» свой персонал за штат, оформляя их как индивидуальных предпринимателей. Часто на ИП или ООО на упрощенном режиме выводят управляющие компании, товарные знаки, оборудование и недвижимость. Преимущество в том, что ИП платит всего 6% налогов и сборов.

Все эти схемы давно описаны и известны ФНС. В 2018 году ключевое значение имеет не то, что делают предприниматели, а то, как они это делают. Практически в каждом деле о доначислениях налогоплательщики допускают наличие каких-то из 25 признаков фактической аффилированности, от общих IP-адресов до формирования выручки за счет одного контрагента. А значит, отсутствуют реальность и деловая цель выделения подразделения на упрощенный режим.

В итоге налоговые органы делают вывод, что налогоплательщик создал аффилированную компанию или ИП на специальном режиме только для целей оптимизации налога на прибыль.

Часто налогоплательщики занимают позицию, что дробление законно просто на основании того, что в России разрешена упрощенная система налогообложения (УСН). Такие компании полагают, что деловую цель они легко объяснят налоговым органам. На практике складывается ситуация, когда ИФНС не слушает объяснений предпринимателей. Поэтому любая бизнес-логика, деловая цель и реальность должны быть отражены в документах и фактических действиях, а не в пояснениях собственника бизнеса.

Важно также обратить внимание на то, что ИФНС понимает потенциальный «рынок своих клиентов» и готовит спецподразделения по борьбе с дробленкой. В ближайшие два-три года рост доначислений за дробление бизнеса может вырасти в три-пять раз по сравнению с текущей ситуацией. И это новый виток в борьбе государства за обеление бизнеса. Эпоха офшоров и однодневок стремительно заканчивается.

Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2012 года

УФНС России по Кемеровской области информирует, что за 2012 год на территории Кемеровской области в консолидированный бюджет перечислено 101,5 млрд. рублей, что на 21,4 млрд. рублей, или на 17,4% меньше, чем в 2011 году.

В структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет доля налога на прибыль составила 27,2% (в 2011 году – 33%), налога на доходы физических лиц – 36,2% (26,0%), налога на добавленную стоимость – 5,9% (16,8%), платежей за пользование природными ресурсами – 5,9% (6,0%), налогов со специальным налоговым режимом – 4,0% (2,7%), акцизов – 4,7% (3,2 процента).

За 2012 год в федеральный бюджет мобилизовано налогов и неналоговых платежей в размере 15,8 млрд. рублей, что на 14,3 млрд. рублей (в 2 раза) меньше уровня поступлений 2011 года.

Налог на добавленную стоимость поступил в сумме 6,0 млрд. рублей (снижение на 14,6 млрд. рублей к уровню 2011 года). Снижение поступлений обусловлено увеличением предъявленных налоговых вычетов и соответственно возмещением НДС. За 2012 год возмещено НДС из федерального бюджета 26,3 млрд. рублей, что на 11,3 млрд. рублей (в 1,8 раза) больше аналогичного периода прошлого года.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2012 году составили 3,0 млрд. рублей. По сравнению с 2011 годом поступления снизились на 1,5 млрд. рублей (33,2%).

Налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами за 2012 год поступило в федеральный бюджет 2,4 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом поступления снизились на 20,0% (изменение законодательства: установление ставок по углю в рублях и предоставление угледобывающим предприятиям возможности применения вычетов).

Поступление налогов и неналоговых платежей в областной бюджет в 2012 году обеспечено в размере 64,9 млрд. рублей, что на 9,6 млрд. рублей (на 12,9%) меньше, чем 2011 году.

По налогу на прибыль платежи по сравнению с прошлым годом снизились на 11,4 млрд. рублей или на 31,6% и составили 24,6 млрд. рублей. На снижение поступлений оказало влияние снижение налоговой базы, а также зачет переплаты в текущие платежи по ряду предприятий.

Налог на доходы физических лиц в областной бюджет по всем видам доходов и категориям плательщиков поступил в сумме 22,1 млрд. рублей (+2,9 млрд. рублей или 15,2% к 2011 году).

По налогу на имущество организаций поступило 8,7 млрд. рублей (+ 0,9 млрд. рублей или на 11,8% больше 2011 года).

Сумма акцизов, поступившая в областной бюджет по сводной группе подакцизных товаров, составила 2,0 млрд. рублей, что на 1,7 млрд. рублей (в 1,8 раза) меньше, чем за 2011 год. Снижение поступлений связано с изменением с 01.01.2012г. норматива распределения акцизов и изменением налогового законодательства.

За 2012 год в доходы местных бюджетов поступило 20,8 млрд. рублей, что на 13,7% или на 2,5 млрд. рублей больше, чем за 2012 год.

Основную долю доходов местного бюджета составляют налог на доходы физических лиц – 70,5%, земельный налог – 21,0%, налоги со специальным налоговым режимом – 6,9%.

Поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований составили 14,7 млрд. рублей и возросли по сравнению с 2011 годом на 15,2% или на 1,9 млрд. рублей.

Поступления земельного налога за 2012 года составили 4,4 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2011 годом на 9,0% или на 0,4 млрд. рублей.

Объем поступлений налогов со специальным налоговым режимом составил 1,4 млрд. рублей и возрос по сравнению с прошлым года на 12,1% или 155,4 млн. рублей.

ФАС: Доля налогов в стоимости топлива — порядка 65%

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) прокомментировала ситуацию вокруг цен на нефтепродукты, которые начиная с 1 января в очередной раз подорожали в связи с увеличением акцизов на топливо. В прошлом году, по данным Росстата, стоимость бензина выросла на 7,2%.

Как отмечает ведомство, действующим законодательством РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции. Однако большое влияние на стоимость горючего оказывают налоги, на которые в конечной цене литра топлива приходится порядка 65%.

С 1 января акцизы на бензин класса 5 выросли на 678 рублей за тонну (6,4%), на дизельное топливо всех классов — на 593 рублей за тонну (8,4%). Новое повышение акцизов произойдет с 1 июля — на 679 рублей за тонну (6%) на бензин и на 593 рубля за тонну (7,7%) на дизельное топливо. В 2019 году акцизы на бензин вырастут на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное топливо на 283 рубля за тонну (3,4%); в 2020 году — на 438 рублей за тонну бензина (3,6%) и на 294 рубля за тонну дизеля (3,4%).

Также за последние три года (2015−2017) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), аналогичное повышение состоялось и в 2018 году.

Среди других факторов, которые оказывают влияние на формирование цен на топливо, ФАС называет сезонный спрос на нефтепродукты, динамику налоговой нагрузки, динамику мировых цен, рост отраслевых издержек, профилактику и плановые ремонты российских НПЗ, динамику производства нефтепродуктов нефтяными компаниями, условия мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов.

По данным ФАС, на региональных рынках нефтепродуктов с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд рублей.

WEB-ресурс научно-практических конференций

Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

К.э.н. Старикова С.С.

Поволжский государственный университет сервиса , г. Тольятти,Российская Федерация

СТРУКТУРА НАЛОГОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Действующим налоговым законодательством не предусмотрено нормативное определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы. Действовавшая ранее ст. 2 Закона об основах налоговой системы устанавливала следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Можно согласиться с мнением, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. Современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

К экономическим показателям в первую очередь относится налоговое бремя или налоговая нагрузка. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны. В некоторых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье увеличивается доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1:1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье это соотношение примерно 2:1.

Важной структурной характеристикой налоговой системы является соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов см. табл. 1. В России доля косвенных налогов по отношению к 2009 году имеет следующую динамику [4].

Таблица 1. Динамика косвенных налогов в бюджете Российской Федерации

Темп роста,

2010

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ, млрд руб.

Косвенные налоги в бюджете РФ, млрд руб.

Доля косвенных налоговв консолидированном бюджете РФ,

Косвенные налоги в федеральном бюджете РФ, млрд руб.

Доля косвенных налогов в федеральном бюджете,

Динамика косвенных налогов в бюджете Российской Федерации имеет тенденцию к росту по отношению к 2009 году, и темп роста составляет в 2010 году 121,8 , в 2011 году 154,6 , в 2012 году 174,3 . Косвенные налоги в федеральном бюджете РФ составляют: в 2009 году 50,2 ; в 2010 году 56,7 ; в 2011 году 54,1 ; в 2012 году 59,7 . Динамика доли косвенных налогов в федеральном бюджете РФ свидетельствует о их росте и концу анализируемого периода составляет 118,9 . В настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней, преимущественно в федеральный бюджет.

Прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для высокоразвитых стран характерна высокая доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26 ), а налог с физических лиц составляет всего 8,02 налоговых поступлений. Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой системы является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги.

Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на определенный период, что должно способствовать стабилизации условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей, без учета таможенных платежей, и валового внутреннего продукта, находится на уровне 17,5 ВВП [3].

Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития, данный показатель выступает как экономический показатель налоговой системы региона или страны. Поскольку доходы бюджетной системы Российской Федерации в значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе государственной политики, настроения инвесторов и населения и т. д.). Темп роста налоговой нагрузки по отношению к валовому внутреннему продукту в РФ представлен в табл. 2.

Таблица 2 . Налоговая нагрузка по отношению к валовому внутреннему продукту в РФ

Показатель

Период

2009

2011

2012

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей вконсолидированный бюджет РФ, млрд руб.

Налоговая нагрузка по ВВП,

В долгосрочной перспективе достигнутый уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами. Во-первых, необходимо учитывать, что объем расходных обязательств бюджетной системы РФ в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности, находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения. Во-вторых, необходимо принять во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Межотраслевые сопоставления налоговой нагрузки в российской экономике позволяют сформулировать основные выводы:

— после проведенной налоговой реформы в уровень налоговой нагрузки для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезныхископаемых, снизился. Однако в рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (отчисления на социальные нужды и налог на доходы физических лиц), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики;

— налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима, либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.

Необходимым условием успешного развития российской экономики является, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг, новый этап налоговой политики должен быть нацелен на поддержку инноваций во всех секторах экономики, что непосредственно отразится на структуре налоговых доходов.

На данном этапе уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки, обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть. Соответственно, принимая во внимание высокую волатильность нефтяных цен, изменение ставки налога на прибыль организаций, затрагивает структурную составляющую поступлений налогов, в отличие от косвенных налогов, в меньшей степени. Налоговая политика на современном этапе с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.

Таким образом, структура налогов как экономический показатель налоговой системы отражает состояние экономики в целом, на уровне отраслей и видов деятельности. Определяющими показателями налоговой системы являются поступления от прямых и косвенных налогов, уровень налоговой нагрузки как в целом по Российской Федерации, так по различным отраслям экономики.

Список использованных источников:

1. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособ. / Г. Н. Семенова, Л. А. Чайковская. – М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. – 476 с.

2. Налоги и налогообложение: учеб. пособ. для вузов по экон. спец. / [Д. Г. Черник и др.]; под ред. Д. Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 369 с.

В каких странах доля налогов в ВВП ниже, чем в России? Инфографика

Отвечает Владимир Кашин, д. э. н., государственный советник налоговой службы II ранга:

— Распространено утверждение, что по показателю общего налогового бремени (доля налогов в ВВП) мы близки к другим странам мира. Но посмотрите на показатели стран, с которыми нам приходится конкурировать (см. инфографику). При этом речь идёт именно о среднем показателе. Полным набором налогов (на прибыль, на добавленную стоимость — НДС, налог на имущество) у нас — в единственной стране в мире — облагается только производственный сектор. По­этому для предприятий, производящих материальные товары и продукты, эффективное (реальное) налоговое бремя намного превышает 50%. Можно сказать: государство средствами налоговой политики налагает запрет на производство в нашей стране любых полезных товаров.

Показательно сопоставление налогового бремени в РФ и США. Для бизнеса: в США НДС нет (у нас — 18%), в США нет налога на имущество (у нас — 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн в год там списывается на себестоимость, соцвзносы у них — 13,3% (у нас — 30%). И в США прогрессивный налог на прибыль (для малых доходов — всего 15%). Для населения там тоже прогрессивный подоходный налог (ставки до 39,6%) и высокий необлагаемый минимум. В результате более половины населения страны вообще этого налога не платит. У нас налог в 13% удерживается даже с доходов ниже прожиточного минимума.

Профессор Российского экономического университета им. Плеханова Владимир Кашин рассказал, почему в России нет и не будет производства. Читайте подробнее>>

Популярное:

  • Приказ 1280 министра обороны рф Приказ Министра обороны РФ от 30 ноября 2017 г. № 739 “О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской […]
  • Вычет на материнский капитал Имущественный вычет при покупке квартиры в ипотеку с погашением материнским капиталом Добрый день! Могу ли получить имущественный вычет при покупке квартиры у тёщи, притом, что беру её в ипотеку и часть погашаю материнским […]
  • Справка по приказу 1280 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (с изменениями и […]
  • Приказ мвд 140 12 Приказ МВД РФ от 1 марта 2012 г. N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах […]
  • Приказы сердюкова Скандальный приказ Сердюкова о «награждении деньгами» отменен Министр обороны России Сергей Шойгу отменил скандально известный приказ № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных сил Российской Федерации» от 2 августа 2008 года, […]
  • Росздравнадзор реестр лицензий предоставленных росздравнадзором Росздравнадзор реестр лицензий предоставленных росздравнадзором В связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 93-ФЗ постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2016 года N 956 внесены изменения в ряд […]
  • Приказ по перевозке тяжеловесных грузов Приказ по перевозке тяжеловесных грузов Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены […]
  • Обжалование в кассации гпк ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда России от 11 декабря 2012 г. №29 Федеральным законом от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в главу 41 […]