Fatca закон о

О реализации требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA)

18 марта 2010 г. в США был принят Закон «О налогообложении иностранных счетов» Foreign Account Tax Compliance Act (далее – FATCA). Основная цель Закона – предотвращение уклонения граждан США от уплаты налогов.

Положения FATCA, кроме обязанности банков иностранных государств заключить специальные соглашения со Службой внутренних доходов США по осуществлению контроля за наличием в них счетов налогоплательщиков США и информированию об этих счетах, предусматривают возможность применения экономических санкций к финансовым организациям, не участвующим в FATCA. В принудительном порядке может быть удержано 30% от суммы международных банковских переводов клиентов в случае, если американский банк-контрагент или банк-корреспондент сочтет, что в отношении получателя платежа должны быть применены требования FATCA.

Основным средством взаимодействия финансовых институтов со Службой внутренних доходов США будет регистрационный портал Закона. В портале можно будет заполнять и поддерживать в актуальном виде регистрационные формы, договоры и данные о полномочиях ответственных сотрудников финансовых институтов по исполнению требований FATCA. Портал будет открыт для регистрации и заключения договоров не позднее 15 июля 2013 г. Финансовые институты должны будут зарегистрироваться на портале и получить международный идентификационный номер посредника. Присвоение такого номера будет происходить не позднее 15 октября 2013 г.

Перечень институтов, признанных соблюдающими требования FATCA, будет опубликован Службой внутренних доходов 2 декабря 2013 г. (в последующем перечень будет обновляться на ежемесячной основе). Для того чтобы попасть в перечень от 2 декабря 2013 г., иностранные финансовые институты должны будут зарегистрироваться на портале Службы внутренних доходов США до 25 октября 2013 г.

Таким образом, соглашение со Службой внутренних доходов США необходимо будет заключить до конца декабря 2013 г. Ответственность за выявление новых счетов резидентов США и клиентов-отказников начнется с 1 января 2014 г. Начало направления ограниченных отчетов в Службу внутренних доходов США от участвующих в сотрудничестве по Закону иностранных финансовых институтов за 2013 год запланировано с 31 марта 2015 г. Начало удержания 30% налога с выручки от продажи активов не участвующих в сотрудничестве иностранных финансовых институтов и клиентов-отказников планируется с 31 декабря 2016 г.

Новости и события

Национальный банк направил письмо №21-19/55, рекомендующее банкам начать работу по регистрации на сайте IRS с целью ее завершения до 25 апреля 2014 г.

Национальным банком завизированы проект Указа Президента Республики Беларусь «О проведении переговоров по проекту международного договора и его подписании» и проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки по улучшению соблюдения законодательства о международном налогообложении и реализации закона США о контроле счетов в иностранных банках для целей налогообложения.

В МНС из МИД поступила информация о готовности американской стороны заключить межправительственное соглашение по применению Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA). В настоящее время ведется работа по определению из предложенных США вариантов моделей соглашений оптимальной для Республики Беларусь. Выбранный вариант модели соглашения будет внесен на рассмотрение Правительству.

Национальный банк согласовал проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах предоставления информации о доходах и имуществе иностранных организаций и физических лиц иностранных государств» без замечаний.

Состоялось совещание рабочей группы с целью выработки среди заинтересованных единой позиции по отдельным положениям проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах предоставления информации о доходах и имуществе иностранных организаций и физических лиц иностранных государств».

Налоговая служба США объявила об открытии новой онлайновой системы регистрации для финансовых учреждений, которые должны зарегистрироваться в IRS согласно FATCA. Регистрационный портал размещен по ссылке https://sa2.www4.irs.gov/fatca-rup.

На базе МНС при посредничестве ООО «КПМГ Эдвайзери» проведен семинар по вопросам практического подхода к FATCA. В семинаре приняли участие представители рабочей группы, Ассоциации белорусских банков, банков, брокеров, депозитариев, страховых компаний.

По распоряжению Премьер-министра Республики Беларусь создана рабочая группа для выработки мер по недопущению применения санкций в отношении платежей, осуществляемых в пользу белорусских организаций и банков, предусмотренных Законом Соединенных Штатов Америки «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA). В состав группы вошли представители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Национального банка, Министерства иностранных дел, Министерства промышленности, ОАО «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО.

Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь утвержден план мероприятий по недопущению применения санкций в отношении платежей, осуществляемых в пользу белорусских организаций и банков, предусмотренных Законом США «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (FATCA).

По результатам заседания разработаны и направлены в Министерство по налогам и сборам предложения по проекту Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах налогообложения организаций и физических лиц».

Состоялось заседание представителей заинтересованных государственных органов для выработки мер, направленных на реализацию Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA).

«Приорбанк» ОАО определен банком-пилотом по реализации требований FATCA.

Ассоциацией белорусских банков совместно с Национальным банком проведено совещание с банками по вопросам реализации требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA).

Состоялось заседание секции по развитию банковской и платежной систем Республики Беларусь Консультативного совета при Национальном банке с участием представителей государственных органов, банков, бизнес-сообщества, научных и общественных организаций. По итогам заседания была отмечена целесообразность присоединения Республики Беларусь к FATCA, а также выработаны и направлены заинтересованным государственным органам комплексные рекомендации по реализации FATCA в Республике Беларусь (Протокол заседания).

Применение FATCA в России: предоставление российскими банками информации в службу внутренних доходов США

Александр Падалко

В начале 2010 года в США был принят Закон о соблюдении налогового законодательства в связи с иностранными банковскими счетами (Foreign Accounting Tax Compliance Act – FATCA). Указанный закон вступил в силу с 1 января 2013 года (в полном объеме будет применяться с 01.01.2017, передача информации начинается с 01.07.2014) и направлен на предотвращение уклонения от налогов американскими гражданами и резидентами посредством использования иностранных счетов или оффшорных юрисдикций.

В соответствии с FATCA иностранные финансовые организации (прежде всего банки и депозитарии) обязаны заключить с Налоговым управлением США (Службой внутренних доходов – IRS) соглашения, на основании которых они должны будут идентифицировать владельцев счетов американских граждан и резидентов, а равно компаний, контролируемыми гражданами или резидентами США, и представлять информацию о данных счетах в IRS (оборот, остатки и т.п.)

В случае, если организация откажется заключить такое соглашение или раскрывать информацию о банковских счетах, то применяется специальная санкция в виде 30-процентного налога у источника (пока только в отношении процентов, дивидендов, роялти, впоследствии – дохода от продажи активов и по транзитным платежам). Данный налог подлежит удержанию американской или иностранной финансовой организацией, заключившейся названное выше соглашение (напр., германским банком).

Многие страны (в частности, Германия, Франция, Италия, Великобритания и др.) заключили межправительственные соглашения об исполнении FATCA, обеспечивая централизованное участие в соблюдение его требований, взаимодействие через государственные органы. Соответствующее соглашение между Россией и США в настоящий момент не подписано, согласно официальными комментариями IRS переговоры пока приостановлены. Тем не менее многие российские банки уже заключили необходимые соглашения с IRC.

В июне 2014 года был принят Федеральным собранием РФ и подписан Президентом РФ Федеральный закон №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами». Указанным законом определяется порядок передачи российскими кредитными, страховыми и иными финансовыми организациями (брокерами, депозитариями, инвестиционными фондами и т.п.) информации в иностранные налоговые органы согласно законодательству иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (в частности, FATCA). Согласно Закону №173-ФЗ на российские финансовые организации возложена обязанность выявлять лиц, в отношении которых необходимо представлять информацию в иностранные налоговые органы (критерии отнесения клиентов к таким лицам должны публиковаться на сайте в интернете), и сообщать о таких лицах в уполномоченный государственный орган РФ. При этом передача сведений в иностранный налоговый орган допускается только при условии получения согласия клиента, которое означает также согласие на предоставление такой информации в Центральный Банк РФ, Росфинмониторинг и Федеральную налоговую службу. При неполучении от клиента согласия какие-либо финансовые операции с указанным клиентом прекращается. Также запрещается предоставление такой информации при наличии запрета со стороны уполномоченного государственного органа РФ (при нарушении налагается штраф в размере до 1 млн. руб.).

Закон №173-ФЗ запрещает осуществлять сбор и передачу информации о физических лицах – гражданах РФ (за исключением клиентов, имеющих двойное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве), а также о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, которыми более чем на 90% владеют граждане РФ.

Законом №173-ФЗ, кроме того, возлагается на иностранные финансовые организации обязанность сообщать в Федеральную налоговую службу о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан Российской Федерации и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами Российской Федерации, ежегодно в срок до 30 сентября 2014 года, следующего за годом, в течение которого указанные счета (вклады) были открыты. В случае неисполнения данной обязанности к данным организациям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (последствия пока до конца не ясны).

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — американский закон о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств.

Закон обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах (данные о номерах счетов и остатках на них, а также оборотах по счетам) налоговой службе США (IRS).

Существуют две возможности взаимодействия банка и IRS.

Первый способ предполагает прямое общение финучреждения и американской налоговой службы. В этом случае банк или другая финансовая компания обязана не только сообщать о любых нарушениях в уплате налогов американскими гражданами, но и раскрывать информацию о том, как проходит работа в учреждении (оценка, подбор клиентов). Таким образом, организация попадает под прямой контроль IRS.

Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США. При этом IRS взаимодействует с государственной налоговой службой другой страны, которая в свою очередь централизованно собирает информацию со своих банков (финансовых компаний), контролирует систему отбора и оценки клиентов (физических и юридических лиц) и уплату ими налогов в казну США. По состоянию на апрель 2014 года, такие соглашения заключили с США более 20 стран мира, среди которых Норвегия, Испания, Великобритания, Мексика, Швейцария, Франция, Германия, Канада, Италия, Япония.

Соблюдать требования FATCA российским банкам необходимо уже с 1 июля 2014 года, а зарегистрироваться в IRS нужно успеть до 5 мая. При этом для банков, которые не присоединятся к FATCA, предусмотрено наказание. Санкции могут быть назначены в виде штрафов, а в отдельных случаях будет применяться закрытие корсчетов.

Формы FATCA. Как и зачем заполнять

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

  • Model 1 IGA – финансовые институты страны отчитываются по американским клиентам в местные налоговые органы, а те в свою очередь автоматически передают информацию в федеральную налоговую службу Штатов.
  • Model 2 IGA – финансовые институты страны отчитываются об американских клиентах напрямую в федеральную налоговую службу Штатов (IRS).
  • В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

    На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

    Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

    • Выплаты из источников на территории США по процентным отчислениям, дивидендам, премиям, аннуитетам и т.д., а также другие регулярные выплаты (FDAP) из источников на территории США, начиная с 01 июля 2014 г (потому что все желающие финансовые институты должны были зарегистрироваться в IRC до 01 июля 2014 года).
    • Валовую выручку от продажи или распоряжения имуществом, на которую могут начисляться проценты или дивиденды от источников на территории США, начиная с 01 января 2017 г.
    • Начиная с 2017 г., 30% налоговых выплат также будут взиматься с конкретных иностранных сквозных платежей. Налоговые агенты будут передавать отчеты о соответствующих отчислениях в Федеральную налоговую службу.
    • Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

      Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

      Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

      Финансовые компании – банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

      Нефинансовые компании – все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

      Активные нефинансовые компании – это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

    • Менее 50% составляет пассивный доход или активы, обеспечивающие пассивный доход;
    • Ценные бумаги котируются на организованных торгах;
    • Учреждена в Штатах и её акционеры американцы;
    • Правительство любой страны и его подразделения;
    • Холдинговые компании, финансирующие дочек, которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
    • Компании, осуществляющие финансовую деятельность в интересах аффилированных лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
    • Компании, которые пять лет как прекратили ведение финансовой деятельности.

    Пассивные нефинансовые компании – все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

    Таким образом, если вы видите, что ваша компания относится к финансовым институтам – то у вас возникает обязательство присоединиться к FATCA и докладывать о своих американских клиентах. Если ваша компания пассивная нефинансовая – то вам надо сообщить в банк о своих бенефициарах. Если же вы активная нефинансовая компания – то к вам минимальные требования — только подтвердить в форме свой статус. Можете смело заполнять. Если вдруг вы немного ошиблись или ваша компания поменяла статус, то в этом так же ничего страшного, банк вам сообщит об этом по мере выявления ошибок. Никаких санкций за это не предусмотрено.

    Закон FATCA и его влияние на работу американских брокеров с россиянами

    ❓Хотите торговать биткоин и другие криптовалюты? Здесь вы узнаете, с чего начать👍.

    В 2012 году один из крупнейших американских онлайн-брокеров TD Ameritrade отказался работать с клиентами из России. В 2014 году его примеру последовали Charles Schwab, Zecco (ныне Tradeking) и Firstrade.

    Одной из возможных причин нежелания американских брокеров обслуживать россиян может быть ужесточение законодательства США, в т.ч. в виде принятия закона «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA).

    Коротко о том, что это за закон и почему он был принят.

    Согласно американскому законодательству, любой гражданин США, где бы и как долго он ни проживал бы, обязан платить все федеральные американские налоги.

    Этим требованием США отличаются от большинства других стран, где обязанность платить налоги не зависит от гражданства, а только от места проживания физического лица.

  • Например, если вы прожили больше 183 дней вне России, вы уже не являетесь российским налогоплательщиком.
  • Для усиления контроля Конгресс США в 2010 году принял закон под названием Foreign Account Tax Compliance Act, то есть Закон о соблюдении налогообложения иностранных счетов, сокращенно FATCA, вступивший в силу с 2013 года.

    Закон требует, что бы все банки мира зарегистрировались в американском налоговом органе (IRS) и, начиная с 1 июля 2014 года, передавали туда всю информацию о счетах американских граждан.

    Закон устанавливает, что все переводы в долларах в адрес банков, не соблюдающих эти требования, будут на территории США облагаться налогом в 30%. Речь идет совершенно обо всех переводах, включая переводы от одного физлица к другому.

    Для того, что бы облегчить внедрение такого законодательства, США заключило с рядом стран договоры о том, что налоговые органы этих стран будут сами собирать информацию о счетах американских граждан в банках и централизованно отправлять в США.

    Взамен в ряде случаев американцы обязуются взаимно пересылать информацию о счетах граждан страны-контрагента, открытых в США. Т.е. американские финансовые организации (в первую очередь, банки и брокеры) должны будут отслеживать счета, открытые иностранными клиентами, операции по этим счетам и предоставлять все эти данные налоговым органам других стран.

    В случае несоблюдения этих требований последуют жесткие санкции (в т.ч. финансовые) со стороны налоговой службы США. Поэтому американским банкам и брокерам зачастую может быть проще отказаться от работы с небольшими иностранными инвесторами, которые приносят малый доход, но могут потребовать больших трудозатрат по учету их операций. К крупным же клиентам подход может быть более индивидуальный.

    Это предположение отчасти подтверждает переписка с представителями брокера Firstrade. По словам брокера, если сумма счета российского клиента превышала 50 000$, либо за прошедший год он совершил более 50 сделок (т.е. заплатил брокеру значительную комиссию), ограничения по брокерскому счету в Firstrade не вводились.

    Правда, проблема в том, что понятие «крупный клиент» у разных брокеров может отличаться. Тем не менее, чем более крупная сумма активов находится на Вашем счете, тем более Вы защищены от возможной ситуации с неожиданным закрытием брокерского счета.

    Возвращаясь к вопросу о FATCA, необходимо отметить, что первоначально между Россией и США велись переговоры о заключении соглашения об обмене информацией в рамках FATCA. Однако в связи с ситуацией на Украине и присоединением Крыма к России США приостановила переговоры с нашей страной по этому вопросу.

    Невыполнение требований FATCA могло привести к появлению проблем при осуществлении ряда долларовых расчетов через российские банки, в том числе, к примеру, при пополнении и выводе частными инвесторами денежных средств с брокерских счетов, открытых у американских брокеров.

    Однако на данный момент многие российские банки, не дожидаясь разрешения вопроса по межправительственному соглашению между Россией и США, самостоятельно заключили прямые соглашения с Налоговой службой США (IRS) в рамках FATCA. В результате, это позволило снять остроту с вопроса, связанного с исполнением требований FATCA российскими финансовыми организациями.

    Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) в российском правовом поле

    Принятый в США Закон о налогообложении иностранных счетов — Foreign Account Tax Compliance Act (далее — FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 г., предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Применение FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальные соглашения с налоговой службой США (далее — IRS) о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных банках, и об информировании о них налоговой службы США.
    Целью FATCA является внедрение механизма, направленного на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США. В связи с этим США хотят, чтобы на уровне внутреннего законодательства других государств были установлены процедуры идентификации клиентов, аналогичные тем, которые предусмотрены FATCA. Закон о налогообложении иностранных счетов ужесточает требования к представлению отчетной информации в IRS, применяемые к иностранным финансовым учреждениям и другим финансовым посредникам, получающим определенные виды доходов из источников выплат в США.

    Соблюдение FATCA: преимущества и риски
    Неучастие в FATCA российских банков может создать для них дополнительные репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30% от сумм международных банковских переводов. Банки и финансовые институты, не участвующие в данной системе, будут рассматриваться в международном сообществе как потенциально рискованные контрагенты, которые могут быть вовлечены в преступления, связанные с уклонением от налогов, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и т.д.
    Кроме того, ведение дел с неприсоединившимися банками потребует от банков — участников FATCA дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения определенных административных функций, и может вызвать у них желание поддерживать деловые отношения только с аналогичными себе. И чем больше банков примкнет к FATCA, тем сложнее будет функционировать тем, кто отказался от такого участия.
    Но основное противоречие заключается в следующем. Выполнение требований FATCA связано с нарушениями российского законодательства о банковской, налоговой тайне и персональных данных. Также существуют законодательные ограничения, связанные с выполнением обязательств банка перед клиентами, — легитимность удержания 30% налога.

    Позиция российских ведомств
    По мнению МИДа России и Банка России, FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств и противоречит российскому законодательству, которое не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США, зато содержит положения об ответственности, в том числе о возмещении ущерба, за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями. Министерство иностранных дел России считает недопустимым «заключение российскими банковскими структурами каких-либо прямых договоренностей со Службой внутренних доходов США относительно выполнения требований закона FATCA». Об этом говорится в письме МИДа России, опубликованном в апреле в ответ на запрос Ассоциации российских банков.
    Минфин России в письме от 24.04.2012 № 03-08-07 отмечал, что и в ОЭСР не сформировано солидарной позиции ее членов относительно FATCA. При этом финансовое ведомство принципиально исходило из того, что взаимный обмен информацией с американской стороной должен строиться не на основе какого-либо специального межправительственного соглашения, а строго в рамках уже действующего Договора между РФ и США от 17 июня 1992 г. об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и подвергаться всем ограничениям, которые установлены в отношении подобного обмена российским законодательством, изменение которого ради выполнения требований FATCA должно быть абсолютно исключено. Данное соглашение предусматривает ограниченный перечень случаев, когда доходы могут облагаться налогами в одном из договаривающихся государств у источника выплаты. В этой связи спорной является законность требования одностороннего введения дополнительного 30%-ного налога, взимаемого у источника, в отношении всех платежей в адрес российских резидентов.

    Позиции европейских стран
    Между тем пять экономических лидеров Европы — Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания — уже заключили соглашение с США. По американскому закону банки стран — партнеров FATCA освобождаются от необходимости заключать отдельные соглашения с IRS, так как служба будет получать информацию от государственных регуляторов этих стран. С операций банков из партнерских юрисдикций не будут безакцептно списывать 30%, запрещено закрывать счета их клиентов. Кроме того, США станут передавать европейским налоговикам информацию об американских счетах граждан из стран — партнеров FATCA. По информации The Financial Times, присоединиться к соглашению хотят Ирландия и Люксембург.
    А в июне нынешнего года был сломлен и такой столп банковского дела, как Швейцария, которая сделала далеко идущее заявление о своей готовности достичь с США такого же соглашения. Правда, Швейцария выбрала несколько иную тактику, чем другие европейские страны, стремясь получить для себя несколько выигрышных баллов.
    Приводим перевод коммюнике между Швейцарией и США от 21 июня 2012 г. о рамочном соглашении о сотрудничестве при реализации закона FATCA. Текст этого документа весьма любопытен1.
    1. Общие положения.
    Исходя из взаимоотношений в области налоговой политики Швейцария и США стремятся усилить и углубить сотрудничество по противодействию международному уклонению от налогов.
    Восемнадцатого марта 2010 г. США приняли Закон о налогообложении иностранных счетов, возлагающий на иностранные финансовые институты (далее — FFI) обязанность информирования об определенных счетах. Однако принятые в Швейцарии некоторые законодательные или договорные ограничения могут привести к невозможности для швейцарских FFI исполнять свои обязанности по информированию, налогообложению и закрытию счетов.
    Межгосударственное сотрудничество по облегчению реализации требований FATCA в состоянии преодолеть такие законодательные или договорные ограничения, а также снизить возникающие у FFI расходы.
    Для целей поддержки целей FATCA США готовы достичь с заинтересованными государствами либо межгосударственного соглашения о прямых мерах по реализации FATCA (включая передачу информации от FFI их собственным правительствам и последующую автоматическую передачу информации США), либо соглашения о межгосударственном сотрудничестве по облегчению реализации FATCA (включая прямые сообщения от FFI в США согласно предписаниям FATCA в сочетании с обменом информацией по соответствующей заявке).
    В надежде внести свой вклад в улучшение сотрудничества в налоговой сфере с США Швейцария выступает за создание рамочного соглашения по реализации FATCA.
    Исходя их этого, Швейцария и США выражают намерение выработать рамочное соглашение о сотрудничестве по обеспечению эффективного и надлежащего применения FATCA швейцарскими FFI.
    2. Основные положения рамочного соглашения.
    A. Швейцария и США заключают Соглашение (о Кооперации), на основании которого Швейцария, оставляя за собой право на некоторые условия, соглашается:
    1) всем швейцарским финансовым институтам, которые еще не соответствуют требованиям FATCA или не освобождены на основании данного Соглашения о Кооперации от их исполнения, дать указание заключить с Налоговой Службой США (IRS) соответствующее соглашение, касающееся FFI;
    2) дать возможность указанным швейцарским финансовым институтам путем предоставления им согласия, как указано в ст. 271 Швейцарского уголовного кодекса, выполнять требования FATCA и соглашения с FFI, в том числе в части передачи IRS информации об американских счетах;
    3) на основании ст. 3 Протокола от 23 сентября 2009 г. безоговорочно принимать групповые заявки от соответствующей американской организации на дополнительную информацию о счетах клиентов из США, названных швейцарскими финансовыми институтами в агрегированной форме, как вероятно существенную, а также быстро оказывать им соответствующую официальную помощь.
    B. С учетом вышесказанного США соглашаются:
    1) в рамках Соглашения о Кооперации установить определенные категории швейцарских FFI, считающихся соответствующими требованиям FATCA или освобожденными от FATCA (в частности, некоторые мелкие, локальные FFI или организации/планы в области страхования);
    2) отказаться от предусмотренного FATCA взимания американского налога при платежах швейцарскими FFI, признав их все в качестве участников или отвечающих требованиям FATCA;
    3) согласовать некоторые другие меры с целью уменьшения расходов и упрощения применения FATCA.
    C. Кроме того, швейцарские финансовые институты на основании Соглашения о Кооперации не обязаны:
    1) закрывать счета владельцев, не поддерживающих FATCA;
    2) вычитать налог при транзитных переводах на счета не поддерживающих FATCA клиентов либо на счета других FFI в Швейцарии или в других странах, с которыми США заключили соглашения о присоединении к FATCA.
    D. Будет выработан образец Соглашения о Кооперации, отвечающий данным элементам межгосударственного сотрудничества по внедрению FATCA; понятия и условия этого Соглашения должны применяться как Швейцарией, так и другими заинтересованными государствами.
    E. Швейцария и США договариваются о быстрой и конструктивной выработке и подписании Соглашения о Кооперации.
    В день заключения межправительственного рамочного соглашения Союз швейцарских банкиров (г. Базель) выступил с заявлением, в котором приветствовал его подписание, но при этом особо указал на то, что «необходимый обмен информацией от швейцарских финансовых институтов должен происходить не через некий центральный банк данных, как это было согласовано с пятью крупнейшими европейскими государствами, а напрямую с налоговым ведомством США. Тем самым будут учтены особенности Швейцарии как одного из финансовых центров»1.
    Интересно, что на претензии других стран (Германии, Австрии, Франции), граждане которых хранят свои деньги в швейцарских банках, Швейцария ответила межправительственными соглашениями об отчислении этим странам части дохода от использования таких капиталов. И по такому соглашению для Германии, в частности, гораздо удобнее и комфортнее получать от Швейцарии известную фиксированную сумму компенсации (Abschlagszahlung), чем самой разбираться со счетами своих «непатриотичных» граждан. При этом и Швейцария сохранила свое лицо, не пожертвовав святостью банковской тайны.
    Однако в отношении США, как видим, так не получается, и Швейцария постепенно отходит со своих прежде столь незыблемых позиций. Тем более что и США постоянно упрекают маленькую альпийскую страну в том, что она помогает американцам скрываться от налогов.

    Адаптация российских правил к FATCA
    И вот теперь очевидно лед тронулся и в России. В июле НП «Национальный платежный совет» в своем письме предложил премьеру Дмитрию Медведеву возможные варианты урегулирования указанной проблемы на межгосударственном уровне, а также мероприятия по организации централизованного контроля за указанными счетами в рамках платежной системы Российской Федерации.
    Cделаны первые шаги по снятию законодательных ограничений.
    Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”» расширены полномочия налоговых органов, а именно согласно новой редакции ст. 86 Налогового кодекса РФ «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков» «…налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».
    В соответствии с новой редакцией ст. 26 «Банковская тайна», принятой Законом № 97-ФЗ: «Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц выдаются кредитной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».
    Из изменений в приведенные статьи ясно, что были добавлены именно такие положения, которые позволяют передавать информацию иностранным ведомствам в случаях, если Россия заключила со страной нахождения этого ведомства соответствующее международное соглашение. Возможно, FATCA будет первым опытом подобного механизма контроля страной налогообложения своих граждан на глобальном уровне.

    Внедрение в банках процедур работы по FATCA
    Время летит быстро, и дата вступления в силу FATCA — 1 января 2013 г. — стремительно приближается. Изменение законодательства — лишь первый и при этом не самый затратный шаг в присоединении к требованиям Закона о налогообложении иностранных счетов. Гораздо более трудоемким будет отработка конкретных мероприятий непосредственно в банках. Российским банкам, ведущим бизнес на международном уровне, следует серьезно рассмотреть участие в системе FATCA. Вот лишь некоторые проблемы, на которые указывают аналитики и которые нужно будет решить после того, как Минфин России, Банк России и ФНС России определятся со стратегией:
    — назначить сотрудников, которые будут отвечать за внедрение требований FATCA;
    — проанализировать клиентскую базу и виды продуктов, с которыми работает банк, чтобы определить, какой вариант соответствия FATCA является наиболее предпочтительным;
    — определить порядок дальнейшей работы с контрагентами банка с учетом требований FATCA;
    — проанализировать расхождения между требованиями FATCA и той информацией, которая есть у банка, о существующих клиентах, а также между процедурами по приемке новых клиентов, предписываемыми FATCA, и существующими процедурами в банке;
    — продумать возможные варианты взаимодействия с налоговой службой США или российским регулятором;
    — оценить затраты банка на перестройку бизнес-процессов для исполнения требований FATCA;
    — провести сравнение затрат банка на перестройку бизнес-процессов с объемом выручки от рынка США;
    — определить новые функциональные требования к ИТ-системам банка;
    — разработать алгоритмы поиска счетов лиц США, осуществляющих инвестирование средств через офшор, анонимное участие в иностранном партнерстве, инвестирование средств в активы вне территории США;
    — определить порядок представления отчетности в IRS аффилированными структурами российских кредитных организаций, в том числе дочерними компаниями, находящимися за пределами России в странах, имеющих различный порядок взаимодействия с IRS по FATCA, поскольку требования по представлению отчетности относятся и к членам группы FFI. Членами группы FFI являются лица, принадлежащие материнской компании по крайней мере на 50%; если какой-то FFI из группы не заключил договор с IRS, то эту отчетность делают остальные члены группы; если они не смогут отчитаться за этот FFI, это будет означать, что они не выполняют свои соглашения с IRS;
    — протестировать процесс сбора данных с точки зрения целостности отчетности для IRS.
    Задуматься об этом стоит уже теперь, поскольку реализация проекта по внедрению требований FATCA в крупном банке может занять от трех до шести месяцев.

    Популярное:

    • Адвокат пучков са Адвокат пучков са Адвокатское бюро «Puchkov&Partners» является одной из лучших российских юридических фирм, успешно сочетающей правовую экспертизу в сложных корпоративных спорах, банкротстве, адвокатских расследованиях (compliance), […]
    • 805 н приказ ПРИКАЗ Минтруда РФ от 23.11.2017 № 805-н Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2017 г. N 49173 —————————————————————— МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 23 ноября 2017 г. N 805н О ВНЕСЕНИИ […]
    • Справка по приказу 1280 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (с изменениями и […]
    • Приказ 1280 министра обороны рф Приказ Министра обороны РФ от 30 ноября 2017 г. № 739 “О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской […]
    • Страховая накопительная часть пенсии 2014 Пенсии: страховая часть vs накопительный компонент По данным Росстата, по состоянию на июль 2014 года коэффициент замещения зарплаты пенсией составлял около 30%. В ситуации, когда количество пенсионеров неизменно увеличивается, а число […]
    • Приказ мвд 288 с дополнениями Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации […]
    • Приказ о медосмотре школьников ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ […]
    • Приказ 62 министерства транспорта Приказ Министерства транспорта РФ от 13 мая 2015 г. № 167 "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 62” (не […]