Формы асоциального поведения несовершеннолетних

Содержание страницы:

Девиантное поведение — причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.

Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:

— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.

ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.

гармония, красота и здоровье!

  • Главная
  • Детки
  • Асоциальное поведение у подростков, формы, причины, что делать?
  • Асоциальное поведение у подростков, формы, причины, что делать?

    Возраст у подростков часто принято считать переходным, переломный, а порой и критическим возрастом полового созревания маленького взрослого.

    Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Если ребенок располагается в здоровом окружении, которое способно реагировать при малейшем отклонении поведения подростка, то родители могут спать спокойно, так как поведение у ребенка будет оставаться нормальным. Но существуют подростки, поведение которых весьма отличается от установленных в социуме общих правил поведения, когда с ребенком возникают трудности, а поведение начинает носить девиантный, разрушающий характер.

    Под нормой, в нашем случае, принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д.

    Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах

    • Девиантное поведение является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действия сексуального характера (стремление к изнасилованию).

    • Делинквентное поведение проявляются в повторяющихся асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

    • Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода « в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

    Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

    Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков, семьи которых

    • Имеют психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;

    • Пристрастны к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

    • Во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;

    • Не уделяют отцовского воспитания по отношению к подростку;

    • Имеют авторитарный способ воспитания, или наоборот чрезмерно опека над подростком.

    Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!

    Формы и причины девиантного поведения подростков

    В. А. Кулганов, И. В. Кузьмичёва

    «Психология образования в поликультурном пространстве», Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, 2009

    Одной из наиболее актуальных проблем действительности является массовое распространение среди подрастающего поколения курения, употребления алкоголя, наркомании и токсикомании, бродяжничества, агрессивности и других форм девиантного поведения. Оказывая неблагоприятное влияние на состояние здоровья, девиации ведут к увеличению общей заболеваемости, повышают процент травматизма, инвалидности и смертности среди подростков. Они являются факторами риска, способствующими обострению психологического климата в семье, детских коллективах и в конечном итоге криминогенной ситуации в обществе [7, 8, 9]. Настоящая работа посвящена выяснению причин возникновения данной социальной проблемы в нашей стране.

    Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

    Это явление распространено у нас очень широко. По данным Ф.С. Махова (1990), спиртные напитки в восьмом классе употребляют примерно 75%, в девятом – 80%, а в десятом – 95% мальчиков. Это, конечно, еще не обязательно пьянство. Однако чем раньше ребенок обращается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем [10].

    Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны он (особенно в больших дозах) подавляет психическую активность, а с другой (в малых дозах) – стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Сравнительно-социологические и этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей.

    1. Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально напряженных и конфликтных ситуаций.
    2. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля: в одних случаях она является обязательным элементом каких-то специальных ритуалов («церемониальное пьянство»), в других – выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
    3. Основной мотив пьянства у молодых людей – желание чувствовать себя (и казаться) сильнее: пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще ведет себя агрессивно, нарушает нормы принятого в обществе поведения.
    4. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть подавляющее, или угнетающее чувство зависимости. Этот конфликт имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если гиперопека в раннем и подростковом детстве сменяется затем установкой на самостоятельность и личностные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Возникает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий свое временное разрешение в алкогольном опьянении, которое создает иллюзию свободы [11].

    Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой разумеется, во многих семьях действует отрицательный пример родителей.

    Приведем наиболее наглядные результаты социологического исследования факторов риска (алкоголизация, курение, наркотизация) среди подростков, проведенного по единой методике анонимного анкетирования в 9–11 классах общеобразовательных средних школ Е.С. Скворцовой и Е.В. Сулаберидзе в 1993 – 1994 гг. [13].

    В 1993 году распространенность употребления алкоголя среди школьников составила, в среднем, 78,4% среди мальчиков и 86,8% среди девочек (объем выборки – 1496 старшеклассников). Авторами отмечается отчетливая возрастная динамика: по мере взросления подростков показатели алкоголизации растут. При этом процент употребляющих алкоголь девочек достоверно выше такового для мальчиков: от 83,4% в девятом классе до 89,8% – в одиннадцатом, против 74,8% и 85,1% соответственно.

    Одновременно по мере взросления ребенка нарастает и интенсивность употребления алкоголя. Так, группа юношей, часто употребляющих спиртное, увеличилась за 3 последних года обучения в школе в 1,5 раза и составила 34,6% от всех «пьющих» ребят. К группе риска авторы отнесли школьников, употребляющих алкоголь от 2 раз в месяц до 1 раза в неделю и чаще. В 1993 году в нее вошел почти каждый выпускник юноша. Среди девушек группа риска была меньше – 16,1%.

    Преобладающим поводом употребления алкоголя у 2 /3 юношей и 3 /4 девушек были праздники в кругу семьи (62,6% и 75,7% соответственно). Наряду с этим, каждый четвертый ученик и каждая пятая ученица пили алкоголь по случаю праздника в компании друзей. Из них 8,7% ребят и 3,9% девочек пили «просто так, за компанию». Как показал статистический анализ мотивов, девушки чаще юношей употребляли спиртное по праздникам и в кругу семьи, а юноши – в компании друзей, по праздникам и просто так.

    Приобщение детей и подростков к алкоголю происходит в период от 5 до 17 лет включительно. До 10 лет впервые пробовали алкоголь 10% детей, в 11 –12 лет – около четверти (27,9% мальчиков и 25,3% девочек). В возрасте 13 – 14 лет диагностируется апогей интенсивности приобщения к алкоголю (34,1% и 40% детей соответственно). В 15 – 16 лет интенсивность приобщения снижалась и составляла 15% для мальчиков и 20,2% для девушек. И, наконец, буквально единицы – 1,6% юношей и 0,8% девушек – впервые знакомились с алкоголем в 17 лет.

    Стоит еще раз подчеркнуть, что в целом мальчиков, приобщившихся к 17 годам к алкоголю, меньше, чем девочек.

    Основную роль в приобщении детей и подростков к алкоголю играют все питейные традиции и обычаи. В целом больше половины (57%) мальчиков и почти три четверти девочек (73,4%) из числа употреблявших алкоголь впервые познакомились с горячительными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Немногим более 10% подростков попробовали алкоголь из любопытства. Примерно столько же (13,9% и 7,9%) подростков познакомились со спиртным в компании друзей. Наконец, «от нечего делать» впервые попробовали спиртное 8,6% юношей и 3,3% девушек. Остальные мотивы знакомства с алкоголем таковы: «случайно», «лечились», «хотелось казаться взрослее» – 0,2 — 2,5 % случаев.

    Хотя структура мотивов первой пробы алкоголя у мальчиков и девочек в основном совпадала, количественно они существенно различались. Девочки чаще ребят впервые знакомились с алкоголем в семье, а мальчики – в компании друзей, просто так и от нечего делать.

    Повторное обследование этих же школьников 9-11 классов в 1994 году (1408 человек) дало еще более неутешительные результаты. Уровень распространенности алкоголизации остался таким же высоким, как и 1993 году, но произошло существенное изменение в обстоятельствах и мотивах употребления алкогольных напитков. На первое место вышли: «пил с друзьями, за компанию» – каждый второй подросток (51,5% мальчиков и 53,5% девочек). То есть молодые люди, вне зависимости от пола, выпивают теперь в основном не в кругу семьи, а вне его, без контроля и присмотра со стороны взрослых.

    Еще более острой проблемой, чем алкоголизация, стала проблема курения. Многие подростки приобщаются к нему в 12 – 13 лет, а иногда и ранее. Родители часто бессильны предотвратить это. Слова о том, что курение наносит здоровью непоправимый вред, на подавляющее большинство подростков-курильщиков не оказывают никакого воздействия. Пример тех, кто курит, для них заразительней. А курят практически все вокруг: старшие ребята и одноклассники во дворах и подъездах, значимые взрослые (отец, старший брат, а иногда и мать) дома, актеры – на экранах телевизоров и в кино. Сначала от случая к случаю, тайком, потом все чаще и чаще, и вот уже курение становится для подростка привычкой, бороться с которой тем труднее, чем старше он становится. Если для младшего подростка сигарета – озорство, шалость, то для старшего она – символ вожделенной взрослости, мужественности. «Заставить» бросить курить подростка, у которого это вошло в привычку, который, как говорят «втянулся», очень трудно.

    В исследовании Е.С. Скворцовой и Е.В. Сулаберидзе [13] показано, что курение среди школьников подросткового возраста распространено гораздо меньше, чем употребление алкоголя. Так, среди девушек 15 – 17 лет курят только 17,5%, а среди юношей – 33,4%. Велико число подростков, курящих ежедневно и помногу: более одной трети ребят выкуривали в день свыше 10 сигарет. По уровню распространенности этой привычки в подростковой среде, количеству детей в группе риска, интенсивности курения и его продолжительности, по возрасту, в котором учащийся начал курить, показатели юношей превосходят таковые у девушек.

    Анализ мотивов курящих старшеклассников показал, что многие продолжают курить вследствие сформировавшейся никотиновой зависимости. 77% школьников и 66% школьниц отвечали, что курят «по привычке», потому что «нравится», втянулись и не могут бросить. Под влиянием друзей («не хочется отставать») курили 16% юношей и 13,2% девушек, а «чтобы чувствовать себя взрослее» – соответственно 5,1% и 3,0% подростков. Наконец, «из-за неприятностей» курили 1,7% старшеклассников и 8,1% старшеклассниц.

    Таким образом, большинство юношей курило вследствие образования никотиновой зависимости, а девушки чаще курили при эмоциональных проблемах.

    Приобщение детей и подростков к курению происходит от 5-6 до 17 лет включительно. До 10 лет пробовали курить 31% мальчиков и лишь 3,7% девочек, в 11–12 лет – 19,8% и 13,1% соответственно. В 13–14 лет наблюдается пик приобщения детей к курению, в особенности среди девочек (46,2% против 29,9% у мальчиков), в 15-16 лет у девушек сохраняется довольно высокая интенсивность приобщения к курению (28,2%), а у юношей она резко снижается (до 9,6%). Таким образом, если к 13–14 годам основная масса (81,2%) мальчиков уже была знакома с курением, девочки в этом возрасте только начали к нему приобщаться.

    Главным побудительным импульсом, толкающим ребенка закурить в первый раз, является пример друзей. 41,3% мальчиков и 34,7% девочек не хотели отставать от друзей, показаться «маменькиным сынком» и, наоборот, хотели: познакомиться или понравиться другим ребятам. Второй по значимости мотив – любопытство. Оно толкало взяться за сигарету в общей сложности 21,2% мальчиков и 30% девочек. Третью позицию у школьников занимало «желание казаться взрослее» – 17,3%, а у школьниц – «мода» (17,3%). Остальные мотивы: «от нечего делать», «неприятности» – являлись редким поводом для первого знакомства с табачными изделиями. Имеются и гендерные различия. Так, мальчики чаще, чем девочки, брали в рот сигарету под влиянием друзей, «от нечего делать» и из желания казаться взрослее. Девочки чаще закуривали в первый раз из любопытства или по причине «неприятностей».

    Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Причины, толкающие человека к наркотикам, можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся характерные особенности психики молодого человека, формируемые семьей, школой, группой сверстников. Внешние причины – влияние товарищей, дурная «мода» на наркотики, жизненные трудности и ряд других проблем [15, 16]. Важно также различать формальные и содержательные причины. Формальные – это те причины, на которые мы, собственно, воздействовать не можем, но именно они делают молодежь как социально-демографическую группу и каждого конкретного подростка в отдельности особенно восприимчивым к наркотической угрозе. Это психологические особенности детства и юношества, для которых характерны метания, поиск, противоречивость чувств и стремлений, с одной стороны, и обостренная потребность в человеческой близости, жажда справедливости, юношеский максимализм – с другой. Сюда же следует отнести и социально-психологические условия детского и юношеского существования [5, 6].

    Для большинства детей десяти – семнадцати лет характерно отсутствие собственного устойчивого мировоззрения, собственной шкалы ценностей, которые в этом возрасте заменяются «групповой» картиной мира и групповыми ценностями. Другими словами, подросток менее ориентируется на себя самого (или на родителей, по причине характерного для этого возраста негативизма), чем на группу сверстников с присущими ей нормами, ценностями и моделями поведения.

    Совокупность причин, обусловливающих представленные выше особенности подросткового и юношеского возраста, являются удобной мишенью для наркотиков. Прием наркотиков становится символом приобщения к группе, обретения «надежного» жизненного якоря и в то же время средством «умиротворения» собственной взволнованной души.

    Таковы формальные причины. Содержательные же коренятся в характере конфликтов, затрагивающих подростка, в том, какие средства предлагает семья, школа, общество в целом для их разрешения, а также в том, вокруг каких ценностей организуется жизнь тех групп ровесников, в которые вовлекается подросток [3].

    Наркомания – лишь одна из многих болезней, которые возникают при ослаблении «иммунной» системы общества. Поэтому борьба с ней – это лечение общества, оздоровление общего морального климата, восстановление старых и поиск новых духовных ориентиров, уважение к человеческой личности, честность каждого с самим собой и с другими людьми во взаимоотношениях общества и человека.

    Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психологическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, 2 /3 молодых людей впервые обращаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там, за гранью запретного». Иногда первую дозу навязывают обманом под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.

    В 1993 году употребление наркотических и токсических веществ среди старшеклассников было распространено в меньшей степени, чем курение. Как мальчики, так и девочки пробовали в первый раз в основном гашиш, хотя имело место также употребление таблеток, опийных препаратов и токсиманических веществ.

    Агрессивное поведение. Слово «агрессия» (от латинского «aggression» – нападение) издавна бытует в европейских языках. Однако придаваемое ему значение не всегда было одним и тем же. Еще в начале XIX века им обозначали любое активное поведение в отношении окружающих, как доброжелательное, так и враждебное [13]. Впоследствии (исследователи связывают это с изменением общественного сознания в результате потрясших Европу наполеоновских войн) это слово приобрело то узкое значение, в котором употребляется и поныне. Сегодня агрессивным называют человека, который, добиваясь своих целей, стремится морально и физически подавить других людей, или просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.

    Агрессивное поведение нередко дает ощутимые результаты: человеку удается силой отстоять свои интересы и заставить других подчиняться. Но в долговременном плане это тупиковый путь. Столкнувшись с агрессивным человеком, люди составляют о нем нелестное мнение, стремятся избегать его, а иногда и просто боятся. А тот, кого боятся, никогда не бывает любим. Агрессивный человек, в конце концов, оказывается одинок, окружен страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хотел бы, чтобы его ребенок рос беспомощным и зависимым. Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают. Конечно, подросток должен уметь постоять за себя, но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошел, привычно приняв боевую стойку.

    Существует несколько точек зрения на природу человеческой агрессивности. Этологический подход активно пропагандируется К. Лоренцем и его сторонниками: агрессивность – врожденная черта человека, которая филогенетически обусловлена [12]. Другой позиции придерживается К. Бютнер [2]: агрессивность, как и любая поведенческая реакция, формируется в процессе научения. Если условия становления человека располагают к агрессивному поведению и оно поощряется, то агрессивность неизбежно закрепится как черта характера. Исследователи заметили, что агрессивность чаще проявляют те подростки, чьи родители не стремятся сдерживать собственную враждебность. Таким образом, дети, вероятно, просто усваивают на ближайшем примере соответствующий стиль поведения [4].

    То, что агрессивности можно научиться, не вызывает сомнения. Если ребенок растет в такой среде, где жестокие столкновения являются нормой поведения, он легко его усваивает. Тем более, что образцы современной массовой культуры, к которым дети очень восприимчивы, также в большинстве своем навязывают стереотипы агрессивного поведения [9].

    В психологии сложилась еще одна гипотеза, объясняющая природу агрессивности. Это так называемая фрустрационная гипотеза (Доллард с соавт.), согласно которой агрессия – это механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути [цит. по: 1]. Столкнувшись с такой ситуацией, которую не удается разрешить иными, ранее освоенными способами, подросток бросается на препятствие, чтобы его сокрушить. Способы конструктивного разрешения сложных, проблемных, противоречивых ситуаций сами по себе достаточно сложны и должны быть усвоены в ходе становления личности. Не все они еще включены в поведенческий арсенал. Однако агрессия – простейшее средство – молодому человеку уже вполне доступна. Настораживает же то, что, опробовав однажды агрессивный способ разрешения конфликта и добившись успеха, подросток начинает отдавать предпочтение именно этому способу и отказывается искать другие. Так агрессивность закрепляется в качестве черты характера, что, в свою очередь, затрудняет усвоение более совершенных – конструктивных – форм поведения.

    У подростков жестокость проявляется очень явно, заостренно, о чем достаточно сказано и написано [1, 2, 12, 14]. Жестокость и агрессивность часто выступают характерными чертами группового поведения определенной части подростков. Это проявляется во внутригрупповом соперничестве, борьбе за власть, борьбе (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков. Наблюдается также так называемая «немотивированная агрессия», направленная на совершенно посторонних людей [12].

    Подростковая агрессия чаще всего является следствием общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции и т.д.) [13]. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки и избалованные «маменькины сынки», не приученные отвечать за свои поступки. Жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения одновременно, самопроверки: «Меня все считают слабым, а я вот что могу!».

    Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («Я что? Я как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

    Для выяснения форм и причин девиантного поведения нами было проведено социологическое исследование среди учащихся девятых классов (60 человек) школы-гимназии № 498 Невского района г. Санкт-Петербурга, их родителей и педагогов. Целью данной работы было:

    • отследить особенности развития личности детей группы риска;
    • выделить типы семей, с наибольшей вероятностью обуславливающих неблагоприятные тенденции развития подростков.
    • Приведем результаты анонимного анкетирования.

      В качестве важного типологизирующего критерия семей можно рассматривать уровень материальной обеспеченности. Это особенно актуально в наблюдающейся на сегодняшний день прогрессирующей имущественной дифференциации населения России. Важен даже не столько сам показатель дохода (что надежно измерить крайне сложно), а его восприятие членами семьи. Вторым критерием стал профессиональный статус и уровень образования супругов. Мы рассматривали как полные семьи, так и неполные, в которых родитель, не живущий в семье, поддерживает контакт с ребенком. Основной задачей было выявить, как различные структурные и социальные особенности семьи влияют на развитие личности подростка и его социализацию.

      В исследованной нами референтной группе 63% детей были из полных семей, а 47% – из неполных. Все неполные семьи были материнскими. Они образовались в результате разводов (90%), вдовства (3%) и внебрачной рождаемости (7%). Многодетные семьи отсутствовали. В 43% семей был один ребенок, в 57% – двое.

      На вопрос о материальном положении 10% анкетируемых не ответили. Остальные семьи разделились на 3 группы: 32% считают свой уровень материального благосостояния низким, 32% – средним и 26% – высоким.

      Анализ полученных результатов показал, что наиболее выражена социальная девиантность в группе детей из неполных семей с низким доходом. Вполне возможно, что это обусловлено, среди прочих причин, субъективным «ожиданием» девиантности в семьях этого типа, что часто влияет на восприятие матерями и самими подросками своего положения. Другим возможным объяснением данного факта может быть ухудшение качества воспитания, обусловленное чрезмерной занятостью одинокой матери, ее повышенной тревожностью и стрессогенной ответственностью за ребенка. Среди социальных факторов, предрасполагающих к девиантному поведению детей, следует указать, такие, как низкие доходы и озабоченность мамы (часто не скрываемая от ребенка) устройством своей личной жизни.

      В полных семьях основными причинами отклоняющегося поведения подростков являются качество супружеских отношений, сверхзанятость родителей, особенно отцов, и пьянство одного или обоих родителей.

      Приобщение к курению более характерно для подростков в семьях без отцов (14%), а употребление алкоголя одинаково в полных и неполных семьях (по 4%).

      Психологический климат в семье зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Родители, отвечая на вопрос о распространенности конфликтов в семье, разделились на следующие 3 группы:

      1) конфликты бывают редко – 68%;

      2) конфликты бывают часто – 20%;

      3) не бывает конфликтов – 12%.

      Сопоставив полученные данные с характеристикой семей, констатируем, что конфликты чаще бывают в семьях (как полных, так и неполных) с тяжелым материальным положением. Менее распространены конфликтные ситуации в семьях со средним достатком. Причем в полных семьях это явление коррелирует с алкоголизацией отцов. Поводом для конфликтов чаще всего бывает неспособность семьи удовлетворить растущие материальные потребности подростка. Немалую роль, как оказалось, здесь играют и жилищные условия семьи. Так, 22% из числа конфликтующих семей проживают в коммунальной квартире, 15% — в общежитии.

      Анализируя возрастающую в последние годы агрессивность подростков, мы приходим к выводу, что она чаще всего начинает проявляться в 13–15 лет. В большинстве случаев она направлена на одноклассников, как на переменах, так и во внеурочное время. Учащиеся редко сообщают родителям и учителям об агрессии сверстников. Девочки жалуются чаще, чем мальчики. Защищать же жертву обычно приходится родителям, т.к. сами подростки предпочитают не втягиваться в конфликт с более сильным и жестоким товарищем.

      По мнению учителей, причины проявления детской агрессии в школе следующие:

    • психическая неуравновешенность (высокая нервная возбудимость) подростка;
    • проблемы в семье (родители пьют, отец ушел из семьи и т.п.);
    • тяжелое материальное положение в семье;
    • зависть;
    • чувство несправедливости со стороны взрослых;
    • жестокость, часто пропагандируемая в кино- и мультфильмах;
    • слабая воспитательная работа с учащимися в школе.
    • Таким образом, на основании материалов проведенного исследования мы выявили наиболее распространенные формы девиаций у учащихся девятых классов общеобразовательной школы:

    • употребление алкоголя;
    • курение;
    • агрессивность и жестокость.
    • Доминирующей формой отклоняющегося поведения подростков 15 – 16 лет, по нашим наблюдениям, является курение.

      Основными причинами девиантного поведения, как показали наши исследования, являются:

    • нарушение структуры и функции семьи;
    • психоэмоциональные перегрузки;
    • материально-бытовое неблагополучие;
    • пропаганда средствами массовой информации бездуховности, насилия, секса;
    • реклама табачных изделий и спиртных напитков;
    • школьные факторы (отсутствие индивидуального подхода, неадекватность воспитательных мер и т.п.)
    • Комментарии

      Комментариев пока нет

      Федеральная налоговая служба сообщает, что получить актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом можно с помощью интернет сервиса Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», доступ к которому возможен с помощью учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

      С 09.01.2018 запись к врачам- эндокринологам производится в электронной форме (через операторов колл-центра по телефону 573-99-08, интернет через портал gorzdrav.spb.ru). Пациенты на инсулинотерапии записываются в регистратуре ВПО № 105 лично или по телефону 241-35-62.

      Пациенты со сроком выписки льготных рецептов, которые не смогли записаться на прием, могут обратиться за выпиской льготных рецептов к лечащему врачу- эндокринологу в часы приема.

      В период с 26 по 31 декабря 2016 года СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №91» будет осуществлять замену абонентских номеров

      Для обеспечения доступности СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №91» для маломобильных групп населения в поликлинических отделениях .

      с 01.08.2016 г. Адреса 2 педиатрического участка ДПО 27 обслуживаются на участках 1 и 4.

      Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

      Нестандартная психология для всех

      Девиантное поведение подростков – причины, формы, коррекция, профилактика

      Девиантное или отклоняющееся поведение целесообразно рассматривать с двух сторон.

    • С одной стороны, это действия и поступки людей, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. Такое поведение изучают психология и педагогика.
    • С другой стороны, это деятельность людей как социальное явление, которое проявляется в виде нарушения социальных стандартов, пренебрежения культурными ценностями, причинения вреда другим. В этом значении девиантное поведение – предмет изучения социологии и права.
    • Отклоняющееся поведение всегда отклоняется от нормы.

      При этом понятие «нормальное поведение» сложно тем, что границы его достаточно размыты. Нормальным принято называть поведение, которое присуще большинству людей и одобряется в обществе. Но то, что в разные времена, в отдельных странах и культурах, в несхожих социальных слоях считается нормальным, то в других – нет.

      К тому же общественные нормы довольно подвижны и постоянно меняются.

      Девиантное поведение разрушительно, оно причиняет ущерб другим людям или самой личности, характеризуется систематичностью и вызывает социальную изоляцию и общественное осуждение.

      Причины девиантного поведения подростков

      На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

      Биологические и психологические факторы связаны с:

    • анатомическими особенностями организма;
    • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
    • поражениями и заболеваниями головного мозга;
    • психическими или умственными нарушениями;
    • наличием акцентуированных черт характера;
    • особенностями нервной системы и др.
    • Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

      Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам. Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности. Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

      Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

      Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

      Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.

      Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.

      Социальные факторы связаны с:

    • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
    • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
    • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
    • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
    • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

    Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

    Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

    Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

    Виды и формы девиантного поведения

    Так как отклоняющееся поведение является междисциплинарным явлением, единой классификации его видов и форм не существует. Медицинская классификация поведенческих расстройств учитывает только патологические формы и основана на сугубо медицинских критериях. Среди поведенческих расстройств, характерных для подросткового возраста, в частности, можно выделить: гиперкинетические расстройства и различные расстройства поведения.

    Психологических классификаций существует несколько, в зависимости от выбранных критериев. Рассмотрим одну из них.

    Три категории девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение.
  • К этой группе относятся действия, связанные с нарушением правовых норм и общественного порядка, запрещенные законом, которые угрожают здоровью и благополучию людей. В подростковом возрасте это: хулиганское поведение, кражи, торговля наркотическими средствами, вандализм, насилие.

  • Асоциальное (аморальное) поведение.
  • Группа объединяет действия, связанные с нарушением морально-нравственных норм, угрожающие нормальным межличностным отношениям. У подростков такое поведение выражается в форме бродяжничества, употребления наркотиков, алкоголизма, агрессивного поведения, различных нарушений сексуального характера.

  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
  • К этой группе относятся все действия, связанные с причинением вреда самой личности. Более характерными для подростковой среды являются: пищевая, химическая, компьютерная зависимости, а также суицидальное поведение.

    Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

    Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

    Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

    В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

    В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

    Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно.

    При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

    Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

    Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

    Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

    При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

    Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

    Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

    Популярное:

    • Приказ минтранса 180 Приказ Министерства транспорта РФ от 4 мая 2018 г. N 180 "О признании не подлежащими применению актов Министерства путей сообщения Российской Федерации" В связи с выявленными нарушениями порядка принятия (утверждения) нормативных актов […]
    • Осаго с заканчивающимся техосмотром Техосмотр в Росгосстрахе Среди множества страховых компаний, имеющих внушительный опыт в своей деятельности, СК «Росгосстрах» совершенно обосновано и уверенно может предложить надежные программы страхования, а также ряд других […]
    • Разрешение opengl Пропорциональность отображаемых объектов. Разрешение экрана Подскажите рабочий метод, который позволяет сохранять пропорции фигуры в зависимости от разрешения экрана пользователя. (к примеру квадрат должен оставаться квадратом) Добавлено […]
    • Новые штрафы гибдд за скорость ГИБДД освоила новые способы штрафовать водителей за скорость С подобным явлением автомобилисты стали сталкиваться все чаще. В принципе, ничего сверхъестественного здесь нет: стоит ограничение — будь любезен, не нарушай! Тем более, что по […]
    • Приказ м 091 За чей счет производится комплектация тревожного чемоданчика в МВД? На основании Утвержденного приказом МВД России от 22.12.2006г. № М/091 "O внесении изменений в приказ МВД России от 27.03.2001г. № М/016" про экипировку личного состава […]
    • Заявление об отказе аванса Заявление на аванс К составлению заявления на аванс работающие граждане прибегают не так уж и редко. Аванс – это форма заработной платы или иной выплаты, но не по факту выполненных работ или оказанных услуг, а заранее. Поводы для […]
    • Форма документов иски Форма документов иски По состоянию законодательства на февраль 2018 года Содержание публикации: 1. Формы страхового возмещения 2. Кто возмещает вред в ДТП: страховщик потерпевшего или страховщик причинителя вреда, РСА или причинитель […]
    • Досрочная трудовая пенсия сварщик Как начисляется льготная пенсия для сварщиков в России и их пенсионных возраст Чем отличается льготная пенсия от обычного пенсионного обеспечения? По закону в России мужчины выходят на заслуженный отдых в 60 лет, а женщины – в 55 лет. […]