Гост для методического пособия

Содержание страницы:

Публикация учебно-методических пособий для получения ученого звания

Вопрос: Я доцент кафедры квантовой механики СПбГУ, физический факультет. Мне надо подать подать документы в Ученый совет для получения ученого звания доцента. Для звания доцента есть требование:

3) не менее двух научных и двух учебно-методических работ, изданных за последние три года.
Я подготовил два учебно-методических пособия, которые одобрены и рекомендованы Ученым советом к опубликованию и использованию.
Вопрос: где должны быть опубликованы учебно-методические работы?
Мне сказали, что для представления документов в Учёный совет необходимо опубликовать учебно-методические пособия в издательстве СПбГУ и каждое из них должно получит ISBN. Это требование сейчас невозможно выполнить. Типографии на физическом и химических факультетах использовать больше нельзя. Издательство СПбГУ сообщает, что издание у-м пособий возможно только после их редактирования, а это может занять больше года. Также сообщает, что если у-м пособие недостаточно большое, то ISBN вообще не будет присвоен. В соответствующем постановлении Правительства РФ нет требований к издательству учебно-методических пособий. Видимо, требования к печати у-м пособий — это внутреннее требование СПбГУ.
Где можно печатать учебно-методические пособия?

Ответ начальника Главного управления по организации работы с персоналом Владимира Валерьевича Еремеева:

В соответствии с Положением о присвоении ученых званий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013г. №1139, соискатель ученого звания доцента за последние 3 года должен иметь не менее 2 не учебно-методических работ, как указано в вопросе, а учебных изданий и 3 научных трудов, опубликованных по научной специальности, указанной в аттестационном деле. В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», «издание: документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения». Выходные сведения книжного издания, согласно п. 4.1 ГОСТ Р 7.0.4 — 2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления», включают в себя в том числе Международный стандартный номер книги (ISBN), являющийся идентификатором для каждой книги, обязательным элементом выходных сведений книги. Международная стандартная нумерация книг распространяется (п. 3.3 ГОСТ 7.53 — 2001) не только на книги, но и на брошюры (брошюра — книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц — п. 3.2.4.7.2 ГОСТ 7.60 — 2003).

Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России в письме от 07.11.2014 г. № 13-4262 «О нарушениях при подготовке аттестационных дел», размещенном на сайте ВАК, указал на недопустимость включения в список опубликованных учебных изданий и научных трудов работ, не соответствующих пункту 3.2.4.3.4 «Учебные издания» ГОСТ 7.60 — 2003. Виды учебных изданий и научных трудов, которые могут быть включены в упомянутый список, перечислены также в разделе II «Примечания» к Приложению № 2 приказа Минобрнауки России от 04.02.2014г. № 81.

Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.

Гост для методического пособия

Проведите опрос ьольного

На самопроизвольную постоянную боль в челюсти, быстро нарастающую, иррадиирующую по ходу ветвей тройничного нерва (в глаз, висок, ухо). На 2-3 сутки заболевания боль принимает характер пульсирующей. Усиливается ночью и во время приема пищи

Выраженность боли за­висит от раздражения нервных окончаний надкостницы токсина­ми, а также от сдавле-ния их серозным и гнойным экссудатом

Припухлость мягких тканей лица. Лока­лизация припухлости зависит от располо­жения основного очага воспаления (его фокуса)

Обусловлена воспали­тельным отеком тканей — перифокальная реак­ция

Затрудненное открывание рта

Распространение вос­палительного процесса на жевательные мыш­цы при гнойном перио­стите нижней челюсти в области моляров

Боль при глотании

При периостите ниж­ней челюсти с язычной стороны на уровне больших коренных зу­бов

Слабость, разбитость, отсутствие аппети­та, повышение температуры тела, нару­шение сна

В результате интоксикации и боли

Соберите анамнез заболевания

Данность заболевания 3-5 дней. Предше­ствовала боль острого характера в зубе, чаще разрушенным кариозным процес­сом или запломбированным. Чувство «выросшего» зуба

Прогрессирование вос­паления при остром или обострившемся хроническом перио­донтите

Припухлость на десне и боль в челюсти появилась после проведенной накануне операции удаления зуба

Удаление зуба было, травматичным

Трименял грелку, полоскание полости рта, болеутоляющие средства

При серозной стадии воспаления может на­ступить улучшение

Затем боль в зубе стала стихать, появи­лась боль в челюсти, припухлость мягких гканей лица

Фокус воспаления из периодонта перемес­тился в надкостницу челюсти

Соберите анам­нез жизни (об­ратите внима­ние на перене­сенные заболе­вания, аллерги­ческий статус)

Сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, инфекционные, за­болевания крови; аллергические проявле­ния, переносимость лекарственных средств

Имеет значение для оп­ределения общего со­стояния больного, ока­зания неотложной по­мощи и составления плана лечения

Определите общее состояние больного

Повышение температуры тела до 37,5-38°С

Реакция организма больного на воспали­тельный процесс

Слабость, головная боль, отсутствие ап­петита, нарушение сна

Интоксикация организ­ма больного, реакция на болевой синдром

Проведите местное внеротовое обследование (осмотр и пальпация)

Припухлость мягких тканей лица соот­ветственно локализации процесса: кожа в цвете не изменена. В глубине припухших тканей определяется болезненное уплот­нение

Коллатеральный отек тканей (перифокальная реакция): уплотнение за счет инфильтрата в надкостнице

Припухлость в области верхней губы, крыла и основания перегородки носа, но-согубной складки

При локализации вос­палительного процесса в области резцов верх­ней челюсти

Припухлость подглазничной области, распространяющаяся на нижнее веко: глазная щель сужена

При локализации вос­палительного процесса в области клыка и ма­лых коренных зубов верхней челюсти

Припухлость в скуловой и щечной облас­тях, доходящая до ушной раковины; при­пухлость нижнего века

При локализации вос­палительного процесса в области больших ко­ренных зубов верхней челюсти

Припухлость в области нижней губы и подбородка, распространяющаяся иногда на передний отдел подподбородочной области

При локализации воспалительного процесса в области резцов ниж­ней челюсти

Припухлость в области нижнего отдела щеки, в поднижечелюстной области и в нижнем отделе околоушно-жевательной области

При локализации вос­палительного процесса в области малых корен­ных зубов нижней че­люсти

Припухлость в области нижнего отдела щеки, в поднижнечелюстной области и в нижнем отделе околоушно-жевательной области

При локализации воспалительного процесса в области больших ко­ренных зубов нижней челюсти

Поднижнечелюстные (иногда подподбородочные) лимфатические узлы увеличены болезненны, подвижны

Сопутствующий регионарный лимфаденит

Открывание рта свободное

Воспалительный процесс не распространяется на жевательные мышцы

Открывание рта ограничено (контрактура I, II ст.)

При воспалительном процессе в области моляров нижней челюсти

Проведите внутриротовое обследование

Слизистая оболочка преддверия рта на протяжении ряда зубов покрасневшая, припухшая

Воспалительный про­цесс в слизистой обо­лочке над пораженным участком надкостницы

Сглаженность переходной складки соот­ветственно причинному зубу и рядом стоящим зубам, пальпация резко болезненна

Инфильтрация ткани надкостницы

Выбухание по переходной складке, при пальпации определяется уплотнение и болезненность

За счет скопившего под надкостницей гноя (поднадкостничный абсцесс)

Слизистая оболочка в области выбухания истончена, растянута, имеет желтоватую окраску

В более поздней стадии заболевания в резуль­тате расплавления над­костницы гнойный экссудат скопился под слизистой оболочкой

На твердом небе ограниченная припух­лость округлой формы, резко болезнен­ная при пальпации

За счет скопивши гноя под надкостницей твердого неба (небный абсцесс)

Причинный зуб интактный, из-под десневого края выделяется гной

Причинный зуб поражен кариесом, мо­жет быть запломбированным или интактным, но изменен в цвете или покрытым искусственной коронкой

Зуб с нежизнеспособ­ной пульпой и воспали­тельным процессом в периодонте

Причинный зуб имеет подвижность I сте­пени, перкуссия его болезненна или сла­бо болезненна

Остаточные явления острого или обострив­шегося хронического периодонтита

Причинный зуб неподвижен, перкуссия его безболезненна

После ликвидации яв­ления острого воспаления в периодонте

Зубы, соседние с причинным, неподвиж­ны, на перкуссию не реагируют

Распространения вос­палительного процесса на периодонт соседних зубов не происходит

Причинный зуб интактный, глубина дес-невой борозды более 1 мм (патологиче­ский десневой карман), подвижность I-III степени, перкуссия болезненна

Острый или обострив­шийся хронический маргинальный перио­донтит

Поставьте предварительный диагноз. Проведите дополнительные методы исследования

Деструкции костной ткани в области причинного зуба нет

Деструкция костной ткани у верхушки корня причинного зуба

Деструкция кости у шейки зуба и в верхней части корня

Причинный зуб не реагирует на ток 150 мА

Некроз пульпы зуба

Рядом стоящие с причинным интактные зубы реагируют на ток 4-6мА

Зубы с жизнеспособной пульпой

Общий клинический анализ крови

Лейкоциты 10-12×10 /л; сегментоядерные лейкоциты до 70-75%, палочкоядерные до 8-20%, лимфоциты до 10-20%; СОЭ-10-15 мм в час

Общий клинический анализ мочи

У отдельных больных обнаруживается белок: от следов до 0,33 г/л, лейкоциты 10—20 в поле зрения

За счет интоксикации организма больного

1. Острый одонтогенный периостит верхней челюсти в области:

а) альвеолярного отростка с вестибулярной поверхности;

б) альвеолярного и небного отростков.

2. Острый одонтогенный периостит нижней челюсти в области:

а) альвеолярной части с вестибулярной поверхности;

б) альвеолярной части с язычной поверхности;

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
  • В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

    Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

    Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)

    Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Методическое пособие для учителей

В Пособии поурочно расписаны Цель урока, Необходимое оборудование, Возможный ход урока по этапам.
К каждому уроку подобраны тематические физкультминутки.
Все сложные творческие вопросы, которые обозначены в учебнике или рабочей тетради, в пособии подробно разбираются, вплоть до примерных диалогов учителя с детьми.
Дано много интересного дополнительного материала для учителя, который необязательно использовать на уроке, но при случае этот материал даёт возможность учителю показать свою эрудицию, заинтересовать дополнительно детей.
Внимание: авторы продолжают работать над усовершенствованием Учебно-методического комплекта «Окружающий мир», к этому подключаются и учителя-энтузиасты. Поэтому данное Пособие будет дополняться рекомендациями педагогов-практиков, отчётами с уроков, презентациями к урокам и другими дополнительными материалами, которые будут размещаться на сайте.

С уважением — авторы.

Аннотация:

В программе описаны предметные и метапредметные результаты, характеристики деятельности учащихся, приведено подробное тематическое планирование.

Занимательное чтение к учебнику 1 кл.

Здесь можно скачать тексты для чтения к урокам для первого класса.

Разработка методического пособия на тему «Генерация простых чисел»

Глава 1. Структура и содержание учебно-методического пособия.

1.1. Теоретическое наполнение раздела «Операции с большими числами»

1.2. Теоретическое наполнение раздела «Вероятностные тесты на простоту»

1.3. Теоретическое наполнение раздела «Доказуемо простые числа»

1.4. Разработка заданий для лабораторных и самостоятельных работ

1.5. Тесты для самопроверки

Глава 2. Апробация методического пособия.

2.1 Апробация в Тюменском государственном университете

2.2 Апробация в Тюменской государственной академии экономики, управления и права

Актуальность. Структура высшего очного образования предполагает сочетание различных видов и методов обучения: аудиторные занятия, домашняя и самостоятельная работа студентов, выполнение курсовых работ по специальности, по предметам. Аудиторные занятия, в свою очередь, делятся на лекционные, практические, лабораторные и семинарские занятия. Для изучения каждого предмета ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) по специальности определяет необходимое количество аудиторных занятий каждого вида, а также количество часов, выделенных на самостоятельную работу студентов.

В учебном плане специальности «Компьютерная безопасность» Тюменского государственного университета на изучение дисциплины «Криптографические методы защиты информации» отводится 70 часов лекций и 35 часов лабораторных занятий. Объем самостоятельной работы студента по дисциплине криптографические методы защиты информации составляет 82 часа. На изучение других предметов криптографической направленности – «Теоретико-числовые методы в криптографии» и «Криптографические протоколы» — также отведено в сумме 70 часов лекционных 35 часов практических занятий. В целом, на изучение криптографии в Тюменском государственном университете отводится 210 часов аудиторной нагрузки. Таким образом, криптография как общепрофессиональная и специальная дисциплина является одной из центральных в учебном процессе на специальности «Компьютерная безопасность».

Практические и лабораторные занятия проводятся в виде выполнения студентами заданий в компьютерных классах под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в виде реализации криптографических алгоритмов на каком-либо языке программирования. Целью практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов является лучшее усвоение материала, дающегося на лекциях, через практику, самостоятельное, более глубокое изучение различных аспектов криптографической защиты, вопросов практического применения и реализации криптографических алгоритмов и протоколов.

Методическое обеспечение учебного процесса является одной из важнейших составляющих учебного процесса, особенно в части самостоятельной работы студентов. Связь между преподавателем и студентом не должна обрываться в тот момент, когда студент покидает аудиторию. Методические пособия, указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ, разработанные как дополнение к лекционному материалу, призваны осветить вопросы, встающие перед студентами в процессе выполнения ими самостоятельной работы. Материал, даваемый на лекции, как правило, носит общий характер, и из-за временных ограничений, а также различий в уровне подготовки студентов, различной мотивации к изучению предмета, интересу к различным разделам и аспектам данной дисциплины. В методическом пособии есть возможность рассмотреть каждое направление, каждый алгоритм более подробно, остановиться на вопросах его практической реализации, оговорить моменты, очевидные для одних студентов, но, возможно, представляющие существенные затруднения для других. Важным моментом является возможность рассмотреть в методическом пособии темы, не относящиеся непосредственно к изучаемой дисциплине, но использующиеся при ее освоении. Например, в разработанное пособие вошел раздел «Операции с большими числами», в котором не описано никаких криптографических алгоритмов, однако весьма полезный для студента.

Тематика генерации больших простых чисел, избранная для разработанного методического пособия, является ключевой для изучения криптографических методов защиты информации. Почти каждый криптографический алгоритм с открытым ключом требует генерации простого числа размером не менее 512 бит. В процессе использования таких алгоритмов приходится многократно создавать такие числа, причем некоторые алгоритмы требуют простые числа специального вида. Например, алгоритм цифровой подписи (ЦП) стандарта ГОСТ Р 34.11-94 требует генерации двух простых чисел p и q таких, что q является делителем числа (p-1). Таким образом, прежде чем приступать к реализации алгоритмов с открытым ключом, студент должен освоить тему генерации больших простых чисел.

На данный момент существует несколько алгоритмов получения простого числа. В справочной литературе, в том числе такой популярной как [9], рассмотренные алгоритмы приведены без математического обоснования, что в свою очередь не позволяет изучить материал в полном объеме. Для получения наиболее полных знаний следует пользоваться учебной литературой. Большинство изданий учебной литературы содержит не только описание самих алгоритмов, а также их математические обоснования, примеры и.т.п.

На данный момент среди учебной литературы достаточно слабо представлена тема генерации больших простых чисел. Большинство авторов в своих работах не освещают данную тему в полном объеме, а именно [1] осветил данную тему не в полном объеме, в работе присутствуют описание алгоритмов и оценки их сложности и надежности. [3] осветил данную тему не в полном объеме, в работе присутствуют описание алгоритмов их математическое обоснование и примеры, отсутствуют оценки сложности и надежности алгоритмов. [5] осветили тему не в полном объеме: в работе отсутствует математическое обоснование алгоритмов и их оценки сложности и надежности. [12] осветили данную тему достаточно полно, в работе присутствует описание алгоритмов их исчерпывающее математическое обоснование, присутствуют оценки сложности и надежности, примеры.

Таким образом, можно сказать, что для студента является некоторой проблемой найти учебное или учебно-методическое пособие на русском языке, в котором достаточно подробно, обоснованно были бы изложены основные алгоритмы генерации простых чисел с примерами.

Целью данной работы является:

Разработать методическое пособие на тему «Генерация простых чисел» для специальности «Компьютерная безопасность» Тюменского государственного университета, включающее в себя теоретический материал, задания к практическим работам, указания к их выполнению и материалы для проверки качества выполненных заданий.

Для достижения данной цели пришлось решить следующие задачи:

1. Изучить материал по темам: арифметика больших чисел; асимптотический закон распределения простых чисел; вероятностные тесты на простоту и генерация простых чисел случайным поиском; доказуемо простые числа и их построение.

2. Определить структуру и содержание методического пособия.

3. Оформить теоретический материал согласно структуре

4. Составить задания к лабораторным работам по теме к каждому из разделов.

5. Составить задания для самопроверки для каждой из глав пособия.

6. Апробировать составленное методическое пособие с целью улучшения подачи материала.

В 2007-2008 учебном году данное методическое пособие впервые было предложено студентам 4 курса специальности «Компьютерная безопасность» групп 347 и 347 Института математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Криптографические методы защиты информации».

В сентябре — декабре 2008 года по материалу разработанного методического пособия в рамках преддипломной практики в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права со студентами специальности «Прикладная информатика» были проведены практические занятия по дисциплине «Информационная безопасность» в объеме 10 часов аудиторных занятий и 12 часов самостоятельной работы студентов.

Данное методическое пособие включено в план издания учебно-методической литературы кафедры Информационной безопасности Тюменского государственного университета на 2009 г.

Глава 1. Структура и содержание учебно-методического пособия

Первоначально планировалось включить в пособие 2 раздела – «Вероятностные тесты на простоту» и «Доказуемо просты числа». Это обусловлено тем, что разные криптосистемы используют разные типы простых чисел. Существует 2 основных подхода к генерации простых чисел: методы, генерирующие число, являющееся простым с высокой степенью вероятности (т.н. probability methods) и методы, генерирующие числа, являющиеся доказуемо простыми (т.н. provability methods).

В каждом разделе были приведены несколько тестов на простоту.

После апробации пособия студентами 4 курса специальности «Компьютерная безопасность» групп 347 и 347 Института математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета выяснилось, что многие студенты затрудняются самостоятельно описать класс больших чисел, поэтому было решено ввести в курс «криптографические методы защиты информации» дополнительную тему «Операции с большими числами» и провести по ней лабораторное занятие, а также включить данную тему в методическое пособие.

В каждом разделе выделены теоретическая часть, задания для самостоятельной работы, также было решено включить во второй и третий раздел тестовые данные для программ, разработанных студентами, чтобы каждый студент имел возможность самостоятельно проверить корректность работы своей программы. Упрощенно, тестовые данные представляют собой данные на вход программы и данные, которые должны быть получены на выходе. Также к каждой паре «вход-выход» приложено предположительное определение ошибки алгоритма в случае несовпадения полученного результата с ожидаемым. Более подробно эти тестовые данные описаны в разделе 1.6.

Теоретическое наполнение раздела «Операции с большими числами»

Большинство современных алгоритмов такие как ГОСТ Р34.11-94, ГОСТ Р 34.11-2001, DSA и EСDSA накладывают условия на длину простого числа, например в ГОСТ Р 34.11-2001 длина простого числа должна быть больше 255 бит, а по стандарту DSA 512≤|p|≤1024. Для реализации данных алгоритмов необходимо умение работать с «большими» числами, а именно знать, как они представляются в памяти компьютера, и выполнять над ними арифметические операции.

Все алгоритмы, описанные в первой части пособия, приведены для случая, когда на основе класса 64-битных целых чисел описывается класс 128-битных целых. Пользуясь принципами, описанными для этого случая, студенту предоставляется самостоятельно построить класс 256- или 512-, 1024-битных целых чисел.

В данной главе описаны алгоритмы, используя которые можно получить практически любую арифметическую операцию, а именно: сложение, умножения двух чисел (методом Карацубы), возведение в квадрат, вычисление остатка от деления, возведение в степень (дихотомический алгоритм). Все операции над большими числами описаны через следующие стандартные операции над 64-битными целыми числами: сложение, вычитание, вычисление остатка от деления, возведение в квадрат, возведение в n-ю степень.

Операция сложения – это первая операция, описываемая в пособии, поэтому она рассмотрена наиболее подробно. Предлагается метод с использованием стандартной операции сложения 64-битных чисел. Результат сложения двух n-битных чисел предлагается помещать в 2n-битное число с тем, чтобы при выполнении криптографических преобразований промежуточный результат не выходил за размеры класса.

Вычисление остатка от деления. В пособии предлагается метод Барретта. В данном методе используются стандартные 64-битные операции сложение, умножение, вычитание, возведение в n-ю степень, вычисление остатка от деления.

Умножение 2х чисел. В пособии предлагается метод Карацубы. В данном методе используются стандартные 64-битные операции сложение, умножение, вычитание, возведение в n-ю степень, вычисление остатка от деления. Данный метод дает преимущество в скорости вычисления, так как позволяет сократить количество операций умножения с 4 до 3 по сравнению с традиционным подходом. Наряду с методом Карацубы, описывается метод умножения «столбиком» (традиционный подход) и производится сравнение этих двух методов.

Возведение в квадрат. В пособии предлагается метод, основанный на стандартных 64-битных операциях сложения, умножения и возведения в квадрат. Данный метод является более вычислительно быстрым, чем возведение в квадрат через умножение, так как в данном методе доминирует операция возведения в квадрат, которая в свою очередь более быстрая, чем операция умножения.

Возведение в степень. В пособии предлагается дихотомический алгоритм. Рассматриваются два варианта этого метода – «слева направо» и «справа налево». В данном алгоритме используются операции умножения и возведения в квадрат для 256-, 512- или 1024-битных целых чисел.

Изложение каждого из методов сопровождается примерами.

1.2. Теоретическое наполнение раздела «Вероятностные тесты на простоту»

В основном, учебники по криптографии упоминают или приводят именно вероятностные тесты на простоту. Простые числа, построенные случайным поиском с проверкой вероятностными тестами, используются в криптосистемах RSA, Рабина (и других криптосистемах, основанных на проблеме факторизации).

В данной главе выделены следующие разделы: асимптотический закон распределения простых чисел, тест Ферма на простоту, тест Соловея-Штрассена, тест Миллера-Рабина.

Асимптотический закон распределения простых чисел. Данный раздел был включен во 2-ю главу для того, чтобы дать студенту представление об эффективности случайного поиска простых чисел, поскольку именно случайный поиск простых чисел используется в алгоритмах построения с использованием вероятностных тестов на простоту.

Вводится теоретико-числовая функция π(x) – количество простых чисел, меньших x. В пособии приводится собственно теорема (асимптотический закон), которая определяет предельные характеристики распределения простых чисел среди целых положительных чисел, а также теорема Чебышева, определяющая границы интервала, на котором расположено π(x) для различных x.

Для иллюстрации использования приведенных теорем рассмотрен пример. В примере для множества целых положительных 32-битных чисел (таких, что старший бит равен 1) с использованием асимптотического закона вычислена вероятность того, что наугад выбранное из этого множества число окажется простым. Такая вероятность приняла следующее значение:

Если сузить поиск до нечетных чисел, то вероятность возрастет в 2 раза и составит p».

После чего в методическом пособии сделан обоснованный вывод о том, что случайный поиск простых чисел целесообразен.

Тест Ферма. В данном разделе рассмотрен алгоритм теста Ферма на простоту. Данный тест позволяет эффективно определять, является ли данное число простым, однако, с его помощью нельзя строго доказать составность числа.

В основе теста Ферма лежит теорема Ферма. Ее формулировка приведена в тексте пособия (без доказательства)

Теорема Ферма (малая)

Если р – простое, и p не делит a ap–1 ≡ 1 (mod p)

Таким образом, если n-простое число, то для любого основания a будет выполняться сравнение an–1 ≡ 1 (mod n). Если n – составное число, то такое сравнение будет выполняться лишь для некоторых a в силу случайного совпадения. На этом факте основан тест Ферма, который проверяет данное сравнение для случайным образом выбранных оснований a.

Также в пособии отмечено тот факт что, для данного теста существуют такие составные числа, для которых сравнение an–1 ≡ 1 (mod n) выполняются при любом основании a. Поэтому, каково бы ни было значение параметра надежности (то есть количество перебранных оснований a), тест Ферма будет принимать такое составное число за простое. Такие числа называются числами Кармайкла.

Следует отметить, что вид чисел Кармайкла определяется теоремой Кармайкла.

n – число Кармайкла 1) n свободно от квадратов (т.е. n = p1∙p2∙…∙pk);

2) (pi – 1)(n – 1), i = 1,…,k ;

3) k .

Теорема в пособии не приводится, однако была использована при создании тестовых данных для самостоятельной проверки корректности работы приложения, созданного студентами.

Для данного теста приводится оценка вероятности ошибки, равная εt, где ε , где — функция Эйлера, n — испытуемое число , t — параметр надежности.

— функция Эйлера, где n — натуральное число, равна количеству натуральных чисел, не больших n и взаимно простых с ним.

Если тест показал, что испытуемое число является простым, то подразумевается, что данное число является простым с вероятностью 1- εt.

В случае составного испытуемого числа, имеющего только большие делители, ε, то есть существуют числа, для которых вероятность ошибки при проверке их на простоту тестом Ферма близка к 1.

В качестве примера иллюстрирующего работу теста были приведены расчеты, в качестве испытуемого числа было выбрано простое число 43, параметр надежности был выбран равный 2, основания, по которым проводилась проверка, были равны 35 и 13. При этом сравнение * выполнилось по основанию 35 и по основанию 13. Тест, таким образом, выдал ответ «43 – простое число».

Тест Соловея-Штрассена. В данном разделе рассмотрен алгоритм теста на простоту Соловея-Штрассена. Так же как и тест Ферма, данный тест позволяет эффективно определять, является ли данное число простым, однако, с его помощью нельзя строго доказать составность числа.

Этот тест основан на различии между символами Якоби и Лежандра.

Символом Лежандра называется символ , где p – простое число, Q(p) – множество квадратичных вычетов по модулю p, – множество квадратичных не вычетов по модулю p , а называется числителем, р – знаменателем символа Лежандра.

Символ Якоби определяется равенством:, где n – составное число, каноническое разложение которого есть . Знаменатель символа Лежандра – простое число, а символа Якоби – составное.

Свойства символа Лежандра и символа Якоби совпадают, за исключением критерия Эйлера. Критерий Эйлера выполняется для символа Лежандра, и не выполняется для символа Якоби.

Критерий Эйлера: Для символа Лежандра

Алгоритм вычисления этих двух символов одинаков, так как он основан на использовании свойств символов Якоби и Лежандра.

В алгоритме теста встречается вычисление символа Якоби (). В пособии приведен алгоритм вычисления данного символа, без свойств, на которых основано вычисление данного символа. Студенту разъясняется роль данного символа в алгоритме.

Для данного теста приводится оценка вероятности ошибки, равная εt, где t – число итераций теста, параметр надежности, а —1, то, если для некоторого a будут выполнены условия Теоремы Поклингтона (1) и (2), то n – простое.

Таким образом, можно значительно сократить количество проверок по сравнению с тестом Миллера.

Алгоритм построения простого числа с помощью теста на основании теоремы Поклингтона следующий:

1. Строится таблица малых простых чисел qi (или используется готовая таблица);

2. Строится число F=(где qi—случайные простые числа из таблицы, αi – случайные целые числа), размер которого на 1 бит больше половины требуемого размера для простого числа;

3. Вычисляется значение n=RF+1, где R – случайное четное число, размер которого на 1 бит меньше размера F;

4. Построенное число n испытывается тестом на основании теоремы Поклингтона с

Оформление методических пособий

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

– начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

(рекомендаций, пособий, разработок и др.)

(Методические рекомендации) /БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии; Сост.: . – Чебоксары, 2013. – 18 с.

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Методические рекомендации состоят из введения, основной части и заключения.

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

4. Требования к оформлению библиографической ссылки……….

5. Внутритекстовая библиографическая ссылка…………………..

6. Подстрочная библиографическая ссылка………………………..

7. Затекстовая библиографическая ссылка…………………………

8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки

11. Список использованной литературы и источников……………

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

(РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТОК И ДР.)

Методическое пособие (рекомендации, пособие, разработка и др.) – издание, содержащее конкретные материалы и практические рекомендации по какому-либо вопросу или осуществлению какого-либо вида деятельности, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методические пособия предназначены для всех специалистов, кто пытается осмыслить и описать, представив в тексте, свой или опыт других специалистов в той или иной отрасли деятельности, кто ставит перед собой задачу повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и опыта.

Целью данных методических рекомендаций по оформлению методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.) является оказание помощи всем специалистам архивных учреждений Чувашской Республики в определении единого подхода к составлению и оформлению методических пособий, формулировки понятия о требованиях к составлению и оформлению методических пособий.

Главными признаками качественного методического пособия являются лаконичность, четкая структура и доступный язык, понятный для всех специалистов, занимающихся составлением методических пособий, оформление методического пособия в соответствии с определенными правилами.

1. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ.

Методическое пособие состоит из следующих разделов:

библиографический список (библиография);

1.1. Титульный лист является первой страницей методического пособия и оформляется в соответствии с определенными правилами.

Выходные сведения в издательской продукции включают следующие элементы:

В государственных архивах Чувашской Республики в верхней части листа под верхним полем указывается полное наименование министерства, через 2 межстрочных интервала – полное наименование государственного архива; в муниципальных архивах – полное наименование муниципального архива.

В средней части листа указывается название методического пособия, например: Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, памяток и др.). В средней же части титульного листа указываются выходные данные о составителе методического пособия: имя автора (инициалы имени и отчества, фамилия, должность; место работы (название структурного подразделения). Имя автора приводится в именительном падеже. В коллективных работах имена авторов приводят в принятой ими последовательности. Перед именем составителя печатаются слова, определяющие характер проделанной работы, например, «Составитель», «Составил (а)» и т. п. В нижней части титульного листа указывается место и год составления методического пособия, например: Чебоксары 2013.

Заглавие (название) методического пособия печатается прописными буквами, при этом используется полужирное начертание шрифта.

Ниже заглавия (названия) печатается подзаголовок. Подзаголовок – это вид документа или вид издания, например: Методические рекомендации или Памятка. Подзаголовок печатается строчными буквами, кроме первой, заглавной, буквы в первом слове. (Приложение ).

Допускается при оформлении титульного листа сначала указывать вид документа, затем – заглавие (название), например: ПАМЯТКА по работе с держателями документов личного происхождения.

Оборотная сторона титульного листа оформляется в следующем порядке: Вначале под верхним полем в середине листа указывается фамилия и инициалы автора (ов). Если авторов несколько, сначала указываются инициалы имени и фамилия руководителя темы (основного исполнителя), затем в алфавитном порядке инициалы имен и фамилии соисполнителей. Через 2-3 межстрочных интервала оформляется название методического пособия, место издания, год издания, количество страниц, например:

Ведущий специалист отдела документационного обеспечения управления и методической работы

Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, памяток и др. /Методические рекомендации/ БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии; Сост.: . – Чебоксары, 2012. – 57 с.

Через 2-3 межстрочных интервала на оборотной стороне титульного листа печатается аннотация – краткое содержание методического пособия. В аннотации указываются следующие сведения: название методического пособия, цели разработки, структура.

При подготовке методического пособия к изданию на оборотной стороне титульного листа перед сведениями об авторе (ах) помещают индекс УДК (универсальной десятичной классификации). Индекс УДК располагается отдельной строкой слева перед названием методического пособия.

1.2. После титульного листа помещается оглавление.

Оглавление — перечень глав или других отдельных частей книги, печатаемый впереди текста, обычно с указанием страниц, на которых находятся эти части. Оглавление служит для того, чтобы ознакомить читателя с перечнем разделов и помочь ему найти начальную страницу раздела или раздел с соответствующим заголовком.

Оглавление в документе состоит из списка разделов или заголовков, заполнителей табуляции (сплошные, пунктирные и штриховые линии, которые заполняют пространство, занятое знаками табуляции) и номеров страниц. Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» печатается в виде заголовка по центру текстового поля документа прописными буквами. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте методического пособия. Сокращать заголовки, приводить их в другой формулировке и последовательности нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки в оглавлении печатаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Оглавление может быть помещено вначале методического пособия сразу вслед за титульным листом или в конце – после списка использованной литературы (приложение № 2).

1.3. Введение – это вступительная (вводная) или начальная часть методического пособия. Основная задача введения – объяснить и обосновать актуальность и значимость разрабатываемого методического пособия составление методического пособия.

Во введении должно быть отражено:

степень разработанности и место данной проблемы в методической литературе;

практическая ценность методического пособия;

объяснение цели составления данного методического пособия.

В введении в кратком виде могут быть представлены логическая структура методического пособия и общий принцип работы с ним. Слово «ВВЕДЕНИЕ» печатается прописными буквами.

1.4. Основная часть методического пособия.

В основной части методического пособия отражаются содержание, основные понятия, правила и требования к оформлению методических пособий. В содержании основной части необходимо точно отразить основные понятия (понятийный аппарат) и раскрыть тему методического пособия. По содержанию основная часть методического пособия должна быть более детализирована и конкретизирована.

В методическом пособии применяется простые и целостные описания. При простом описании перечисляются используемые методические приемы, подробно излагаются правила и требования к оформлению методического пособия.

Основная часть методического пособия излагается кратко, ясно, логично, точно и аргументированно.

1.5. В заключении методического пособия приводятся итоги и выводы, то есть формулирование того нового, что внесено составителем в решение проблемы, обозначенной в начале методического пособия. Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» печатается прописными буквами.

1.6. Приложение – это необходимая часть основного текста, которое имеет дополнительное (справочное) значение, и используется для более полного освещения материала. Приложения обязательно нумеруются.

1.7. Список использованной литературы и источников является самостоятельной и существенной частью методического пособия. Список использованной литературы располагается в конце методического пособия. Заголовок печатается прописными буквами.

2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

2.1. Требования к печатанию текста методического пособия.

При печатании текста методического пособия должны быть соблюдены следующие требования:

2.1.1. Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через 1,5 межстрочных интервала. Рекомендуемые шрифты – Times New Roman и размеры кегля 13, 14. Для приложений может быть использован размер кегля 12.

2.2.2. Рекомендуемые размеры полей документа: левое – 30 мм, верхнее — 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Подчеркивания в тексте не допускаются. Разрешается использовать курсив и полужирное начертание.

2.2.3. Подстрочные библиографические ссылки печатаются через 1 межстрочный интервал и рекомендуемый размер кегля шрифта 11, 12.

2.2.4. Все листы методического пособия, в том числе и титульный лист, нумеруются. Номер ставится посередине верхнего поля листа. На первом листе номер не ставится.

2.2.5. Расстояние между частями текста должно быть не менее 2 межстрочных интервалов.

2.2.6. В конце заголовка, расположенного посередине текста, точка не ставится.

2.2.6. Абзац должен начинаться с красной строки. Отступ для красной строки составляет 1,25 см.

2.2.7. В тексте методического пособия следует применять специальную терминологию, научные термины и определения, установленные действующими стандартами, при их отсутствии – общепринятые в научной и методической литературе.

2.2.8. Римские цифры следует применять только для обозначения квартала, полугодия, части документа, а также при ссылке на века, тысячелетия, съезды, соборы, династии. В остальных случаях применяют арабские цифры.

2.2.9. В тексте методического пособия не допускается:

применение оборотов разговорной речи, профессионализмов (канцеляризмов);

использование для одного и того же понятия различных терминов, близких по смыслу, иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке.

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

Повторные ссылки могут внутритекстовыми, подстрочными, затекстовыми.

3.3. Правила представления элементов библиографического описания, применение предписанных знаков препинания, независимо от назначения ссылки, осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

(Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. М. ВНИИДАД, 2006. С. 12 – 20).

3.5. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа в низ полосы, например:

, Рысков документы в управлении. М., 2008.

В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библиографические сведения об объекте ссылки.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

3.6. Затекстовая библиографическая ссылка.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии. Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

3.9 Все библиографические ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

Популярное:

  • Дду с материнским капиталом Внесение материнского капитала в долевое строительство Использование материнского капитала для долевого строительства регулируется 10 статьей 256 Федерального закона от 2006 года, в которой указываются дополнительные меры поддержки от […]
  • Заявление на перерасчет платежей Исковое заявление о перерасчете коммунальных платежей (образец) На данной странице вы можете скачать образец искового заявления о перерасчете коммунальных платежей составленный нашими юристами с учетом действующего законодательства и […]
  • Приказ 83 минздравсоцразвития от 16082004 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 г. Москва Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся […]
  • Как оформить больничный по родам Больничный по беременности и родам при выходе в декрет учреждение родовспоможения (перинатальный центр, роддом или родильное отделение в больнице по месту жительства); работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, […]
  • Опека государство Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними Администрации города Норильска 663310 Красноярский край, г. Норильск, р-н Центральный, пр-т Ленинский, д. 1, 2 этаж, каб. № 201р-н […]
  • Не согласен с штрафом гаи Как оспорить штраф ГИБДД с камеры 1. Зачем подавать жалобу? Ситуации, когда вам может понадобиться оспорить «письмо счастья», могут быть самыми разными. Самая частая причина – ошибка в постановлении. Не секрет, что система фото- и […]
  • Исковое заявление купли продажи образец Исковое заявление о расторжении договора купли-продажи квартиры (образец) На данной странице вы можете скачать образец искового заявления о расторжении договора купли-продажи квартиры составленный нашими юристами с учетом действующего […]
  • Федеральный закон об опеке и УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" 24 апреля 2008 года РОССИЙСКАЯ […]