Гост на правила строповки

Содержание страницы:

Гост на правила строповки

Это надо знать! Общие правила строповки.

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.

При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном ¼ длины элемента от его концов;

6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.

Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.

9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.

12. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

Недопустимые дефекты грузозахватных устройств:

а — дефекты стропа; 6 — дефекты крюка; в — дефекты карабина; г,д—дефекты концевых звеньев;

1 — неоклентованные концы; 2 — излом; 3 — барашек; 4 — обрыв пряди; 5 — узел; 6 — соединение каната связкой; 7 — износ; 8 — расконтривание гайки; 9 — надрывы и трещины; 10 — сварные швы; 11 — отгиб рога; 12—неисправность защелки.

Способы обвязки и схемы строповки грузов. ГОСТ: схемы строповки грузов

Строповка грузов – это технологический процесс, который представляет собой обвязку и зацепку тяжелых грузов для дальнейшего их поднятия и перемещения. Используется он повсеместно, так как только таким способом можно поднимать и переносить неделимые грузы, такие как трубы или балки. Однако вам стоит обратить внимание на то, что строповка – это не случайное действие, вы не можете обвязывать грузы так, как вам захочется. Существуют как международные стандарты, так и отечественный ГОСТ, именно по ним нужно проводить строповку. В любой момент водителя грузовика могут остановить и проверить правильность обвязки – но более актуально это на местах погрузки, так как часто груз проходит процедуру только там, а в дороге уже размещается совсем иначе. В любом случае вам нужно знать все схемы строповки грузов, так как они вам сильно пригодятся при производстве погрузочных работ.

Трубы и валы

Если рассматривать схемы строповки грузов, то начинать нужно именно с труб, так как этот процесс наиболее важен именно для данного типа грузов. Всего существует около десяти различных типов строповки, в зависимости от того, сколько труб нужно погрузить и какие они. К примеру, если длина труб составляет менее полутора метров, то используется строп-удавка, когда делают один узел по центру тяжести, обычно не делается более одного оборота. Если же трубы имеют большую длину, то здесь все зависит от приспособлений, которые используются. При наличии одного универсального кольцевого стропа вам нужно использовать метод двухконцевой удавки, так как иначе центр тяжести будет слишком неустойчивым. Если же у вас есть два стропа, то труба крепится стандартным обкручиванием. Существует также менее распространенный вариант крепления двумя удавками. Обратите внимание также на ветвевые стропы с торцевыми захватами – они удобны в использовании. Схемы строповки и складирования грузов могут быть самыми разнообразными, но все они разработаны уже давно, а их эффективность проверена временем.

Особые методы строповки труб

Отдельно стоит поговорить про особые ситуации, когда вам понадобятся необычные схемы строповки грузов. Плакаты с такими схемами, естественно, должны всегда присутствовать на месте проведения операции, чтобы работники могли на них ориентироваться и действовать в точности в соответствии со всеми стандартами. Конечно, можно также использовать клещевой захват или траверса, снабженные текстильными стропами, если у вас имеются подобные приспособления. Ну а если вам нужно погрузить сразу целый пакет труб, то здесь вам обязательно понадобятся траверса со стропами, которые к тому же оснащены крюками. Вот так выглядят схемы строповки грузов, состоящих из одной или нескольких труб.

Металлопрокат

Схемы строповки грузов для металлопроката, естественно, сильно отличаются от тех, которые используются для труб. Например, для швеллера вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять в обхват, а для двутавровой балки – двухветвевой строп, который также закрепляется в обхват. Обратите внимание на то, что в обоих случаях вам нужно использовать проставки для более надежного закрепления груза. Отдельно стоит поговорить про связки швеллеров и уголков, которые иногда бывает очень сложно упаковать как следует. В первом случае вам нужно использовать сразу три стропа – два из них должны быть универсальными кольцевыми, а один – двухветвевым. И при этом не забывайте, что в данном случае нужно еще сделать несколько колец обвязки из проволоки, а также добавить прокладку под универсальные стропы, чтобы они не нанесли вреда швеллерам. Если же речь идет об уголках, то здесь можно обойтись без двухветвевого стропа, а в остальном все остается прежним – два универсальных стропа, проволочная обвязка и подкладка. Так вот выглядят типовые схемы строповки грузов, которых вам нужно обязательно придерживаться, если вы хотите добиться хорошего результата, не подвергая ни работников, ни груз опасности.

Строповка металлических листов

Если вы задумались о том, как же изображаются схемы строповки грузов, DWG-чертежи являются ответом – это специальный тип чертежей, на которых вы можете увидеть все детали процесса. Но стоит вернуться к металлическим грузам, которые вам, возможно, придется грузить. Большую часть металлопроката составляют листы, которые можно строповать как вертикально, так и горизонтально. Для начала стоит поговорить о более популярном горизонтальном строповании. Для этого вам понадобится ветвевой строп, оснащенный специальным захватом. Если же речь идет о целом пакете листов, которые упаковываются горизонтально, то тут уже захват не спасет – вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа в обхват, причем не забывая про проставки. Если же у вас есть специальный четырехветвевой строп со струбцинами, то он подойдет как для погрузки одиночных листов, так и для целых пакетов. Что касается вертикальной строповки листов, то для одиночных листов существуют специальные эксцентриковые захваты. Для пакетов вам также придется использовать особые вертикальные захваты, которые будут установлены по бокам пакета, а к ним будут крепиться универсальные петлевые стропы. Как видите, схемы строповки и складирования грузов – это далеко не самый простой вопрос, который необходимо изучать крайне внимательно.

Детали и оборудование

Очень часто приходится грузить большие неделимые детали больших механизмов или же целые единицы оборудования, и для этого также есть свои нормы ГОСТ – схемы строповки грузов подобного рода также должны присутствовать на местах погрузки обязательно. Итак, начать стоит с самого простого – с корпусной детали. Для ее строповки вам понадобится всего лишь два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять обхватом. Немного сложнее обстоит ситуация с сосудами, так как их нужно обрабатывать в вертикальном положении. Но это мало что меняет – вам нужно будет использовать те же два петлевых стропа, но крепить их обхватом за выступающие по периметру части. Даже если погрузка происходит в горизонтальном положении, тактика остается прежней. Иногда бывают ситуации, в которых оборудование поставляется в большой деревянной таре – в данном случае вам придется постараться немного больше. Здесь вам понадобится четырехветвевой строп , оснащенный крюками, за которые можно будет зацепить два универсальных петлевых стропа, продеваемых под тару. Шкивы и маховики без упаковки также стропуются очень просто – с использованием одного или двух универсальных стропов, в зависимости от того, хотите вы грузить их вертикально или горизонтально. Что касается разнообразных вентилей и кранов, их нужно строповать точно так же, как и шкивы, но при этом зацепление производить за фланец, при возможности пропуская стропы непосредственно через крутящую часть вентиля. Ну а если речь идет о больших агрегатах, то тут уже не обойтись без специальных монтажных петель, которые соединяются шплинтовым замком с такелажными скобами. А за них уже крепятся петлевые стропы. Теперь вы себе в полной мере представляете, какими разнообразными бывают схемы строповки грузов – способы обвязки, зацепки и так далее могут очень сильно отличаться для разных видов грузов.

Лесоматериалы

Если речь идет о лесоматериалах, то выделить сразу же стоит бревна и доски – для них существуют разные методы строповки. Для пакета бревен вам понадобится двухветвевой строп с крюками, а также два универсальных кольцевых стропа, которые крепятся петлей. Собственно говоря, для пакета пиломатериалов, таких как доски, практически ничего не меняется – принцип остается прежним.

Железобетонные плиты

Железобетонные плиты – это довольно обширная область в вопросах строповки, так как здесь могут присутствовать различные факторы. Например, многое зависит от того, имеются ли монтажные петли в плитах, чтобы за них можно было зацепить крюки стропа. Если же нет, то вам понадобится строп со специальными зажимными захватами. Все обстоит совсем иначе, когда речь заходит о наличии монтажных окон в плите, но они есть далеко не всегда, как и монтажные петли.

Железобетонные конструкции

Как и в случае с плитами, другие конструкции крепятся в основном за монтажные петли, так как в большинстве случаев они имеются – без них погрузка была бы очень затруднительной. Для особых случаев, таких как ферма, можно использовать специальные траверса, оснащенные балансирными блоками.

Соответствие стандартам

Очень важно, чтобы строповка проходила в полном соответствии со стандартами. Для этого на месте проведения операции обязательно должны быть все необходимые плакаты и схемы, а за самим процессом должно производиться постоянное наблюдение.

Правила строповки грузов

— при обвязке груза стропы должны накладываться ровно, без узлов и перекруток;

— при подъеме грузов с острыми кромками (досок, швеллеров, уголков, двутавров и т.п.) текстильными стропами рекомендуется использовать специальные подкладки между грузом и стропом или защитные чехлы на текстильные стропы;

— при строповке грузов сложной конфигурации необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема;

— обвязывать груз нужно таким образом, чтобы обеспечить устойчивое положение во время перемещения и исключить падение его отдельных частей;

— закреплять неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа таким образом, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы.

— рабочая поверхность крюка грузоподъемной машины и места соприкосновения груза с текстильными стропами не должны иметь острых кромок и зазубрин, которые могут повредить ленту стропа.

— запрещается использование стропов для перемещения грузов, когда извлечение из-под груза происходит с трением стропов, зажатых между грузом и другими поверхностями, а также запрещается вытаскивать стропы из-под груза, лежащего на них;

— стропы должны быть защищены от влияния на них вредных факторов перемещаемого груза (например: кислота, щелочь, растворитель, расплавленные вещества). Запрещается перемещение текстильными и канатными стропами изделий , нагретых свыше 100° С.

— запрещается размещать места сшивок лент непосредственно на грузозахватном органе. При строповке груза необходимо следить за тем, чтобы бирка не была повреждена при перемещении груза.

— при работе со стропами следует избегать рывков и ударов грузов;

— не допускается принудительная сушка текстильных стропов любыми способами.

Для устранения возможного искрообразования от накапливающегося электричества от трения стропов о части груза используются следующие способы:
1)обработка препаратом «Антистатик» (периодичность обработки согласно инструкции на использование препарата);
2)вымачивание в 2 % растворе поваренной соли в течение 24 часов и далее, в течение 2 часов перед началом выполнения работ;
3)заплетка в ленту металлических нитей или лент (не менее двух) с поперечным сечением не менее 0,5 кв. мм каждой;
4)заключение ленты в чехол из хлопчатобумажной ткани.

Позвоните или напишите нам, чтобы узнать цены и купить в Чебоксарах и Йошкар-Оле, Москве и Санкт-Петербурге, Казани и Кирове, Ульяновске и Саранске, Самаре и Тольятти, Перми и Ижевске и с доставкой в другие города России.

Классификация грузов и способы строповки

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ГРУЗОПОДЪЁМНЫМИ МАШИНАМИ [Оксанич Л.В., Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ишимбайский нефтяной колледж]

1. Классификация грузов

В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

  • Штучные нештабелируемые грузы (рисунок 1.1) – металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует.
  • Рисунок 1.1 – Штучные нештабелируемые грузы

    Рисунок 1.2 – Штучные штабелируемые грузы

    Рисунок 1.3 – Насыпные грузы

    Рисунок 1.4 – Контейнер для баллонов

    В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:

    1. Легковесные грузы – грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, лёгкие детали машин и др.
    2. Тяжеловесные грузы – грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т.
    3. Весьма тяжёлые грузы – грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации.
    4. Мёртвые грузы – особая категория грузов неизвестной массы. Мёртвыми считаются грузы, закреплённые на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примёрзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мёртвые грузы краном запрещается.
    5. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на:

    6. Габаритный груз – груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта – норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
    7. Негабаритный груз – груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определённых величин, при которых ещё возможна перевозка груза за счёт сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.
    8. В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности, каждая из которых имеет свои предельные очертания. На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.

      Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.

      2. Что стропальщику нужно знать о грузе?

      Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки.

      Определение массы груза может быть произведено по формулам:

      где Q – масса груза, m – удельная масса (численно равна плотности) материала, V – объём груза, ∑ Vi – сумма всех частей объёмов груза.

      Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в таблице.

      Удельная масса материалов

      Удельная масса, кг/м 3

      Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

      Стропальщику запрещается производить строповку грузов, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о массе груза.

      Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

      Центр тяжести груза – это точка, относительно которой груз уравновешен во всех направлениях.

      Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком, если он смещён относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком (рисунок 2.1).

      Рисунок 2.1 – Использование манипуляционного знака

      Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?

      Груз, застропленный без учёта расположения центра тяжести, может оказаться в неустойчивом положении.

      Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между местами строповки. Обвязывать груз одним стропом в месте расположения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м.

      Какие строповочные детали могут иметь грузы?

      Зацепка грузов ветвевыми стропами – более простой и безопасный способ, чем обвязка. Для зацепки грузы могут иметь петли, рым-болты (рисунок 2.2), отверстия, цапфы (цапфой называют подшипниковую или опорную часть оси или вала).

      Рисунок 2.2 – Рым-болт

      Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

      Манипуляционные знаки указывают способ обращения с грузом. Их наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз. На рисунке 2.3 показана часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стропальщику.

      Рисунок 2.3 – Манипуляционные знаки

      Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погрузочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в котором изображен символ, указывающий вид опасности (взрывоопасность, пожароопасность, токсичность, радиоактивность и тому подобное).

      Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами стропальщик должен пройти инструктаж.

      На рисунке 2.4 показано, как выглядят знаки опасности.

      Рисунок 2.4 – Знаки опасности

      3. Правила строповки грузов

      В целях предупреждения падения грузов во время подъёма и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки.

      1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъёму груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учётом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

      3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповки, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
      Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

      4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
      Владельцем крана или эксплуатирующей организацией согласно требованию ст. 9.5.12 «Правил…» Ростехнадзора также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

      5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и так далее) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.
      При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
      Неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
      При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъёма груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном ¼ длины элемента от его концов.

      6. При строповке конструкций с острыми рёбрами методом обвязки необходимо между рёбрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания (рисунок 2.5). Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.
      Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

      Рисунок 2.5 – Строповка грузов обвязкой с использованием проставок: а – деревянных; б – из разрезной трубы; в – из резинотканевых шлангов, ремней и т.п.

      7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.

      8. При строповке груза с его затяжкой петлёй канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъёмность на 20%.

      9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надёжно предотвращающих его от смещения в продольном направлении (рисунок 2.6).

      Рисунок 2.6 – Транспортирование грузов со свободной укладкой на петлевые стропы

      10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза (рисунок 2.7).

      Рисунок 2.7 – Строповка грузов цепными стропами

      11. Перемещение груза с помощью крюковых стропов показано на рисунке 2.8.

      Рисунок 2.8 – Установка крюка стропа в проушине

      12. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

    9. на наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырёхветвевого стропа;
    10. стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду приподнять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
    11. стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100×100 мм на расстоянии ¼ от его концов (при подъёме труб, брёвен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);
    12. стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъёма; эти места не должны находиться в опасной зоне);
    13. стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на «удавку» и надевает на крюки двух- или четырёхветвевого стропа;
    14. стропальщик даёт команду на подъём груза на высоту 20-30 см, убеждается в надёжности строповки и подаёт команду на дальнейшее перемещение груза.
    15. 13. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

      14. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надёжного временного закрепления.

      15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара должна загружаться на 100 мм ниже её бортов.

      16. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

      4. Выбор грузозахватных приспособлений

      Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

      Схема строповки грузов: основные правила

      Работа стропальщика заключается в правильной обвязке грузов и подаче команд крановщику на их транспортировку. Схема строповки служит руководством к выполнению такелажных работ. Она представляет собой графическое изображение с указанием способов и мест для захвата груза.

      Плакаты изготавливаются из ламинированной бумаги, ПВХ-пленки и др. материалов. Они предназначены для длительного применения и защищены от атмосферного действия.

      Типовые правила

      Стропальщик должен работать, когда у него находится схема строповки. Она не всегда может быть под рукой. Поэтому для погрузки или выгрузки необходимо знать и применять правила строповки по стандартным схемам.

    16. Строительные элементы (плиты, блоки и т.п.) перемещаются с захватом крюками за специальные петли. При этом количество строп и петель подбирается равным, иначе конструкция может разрушиться.
    17. Грузы длиной не более 2 м перемещаются с помощью захвата кольцевой стропой на удавку.
    18. Длинномерные изделия захватываются петлями двух строп при расстоянии от краев не более чем на 1/4 длины. Угол между ними не должен превышать 90 0 за счет правильного выбора их длины.
    19. Листовой металл перемещается с помощью захвата специальными эксцентриками или струбцинами. Чтобы не повредить его поверхность, применяются подкладки из дерева, резины и т. п.
    20. Строповка оборудования производится за специальный такелаж: петли, закладные, крюки, рым-болты и др.
    21. Неиспользуемые ветви стропа не должны мешать транспортировке. Их укрепляют, чтобы при перемещении концы не задевали встречные предметы.
    22. Не допускается провисание или изгиб стропа на ребрах груза. Тросы нагружаются равномерно.
    23. Крюк должен подходить по размерам к петле или рым-болту.
    24. Такелажные работы следует обязательно проводить в присутствии лица, ответственного за их безопасность, когда имеется нестандартная или разработанная схема строповки.
    25. Крановщику подаются следующие команды:

    26. майна — опускание;
    27. вира — подъем;
    28. харе — стоп.
    29. Виды грузозахватных приспособлений

      Способы строповки предусматривают применение такелажной оснастки следующих видов:

      • стропы: канатные, цепные, текстильные;
      • захваты;
      • траверсы.
      • Траверсы преимущественно применяются в виде балки с грузозахватными приспособлениями на концах. Бывают пространственные устройства, изготавливаемые под конкретную перемещаемую конструкцию.

        Захваты выпускают автоматические и полуавтоматические.

        Стропами называются отрезки цепей или канатов в виде колец или с концевыми звеньями для удобного и безопасного захвата. Для них должны быть составлены схемы строповки грузов. Если их нет, должен присутствовать ответственный за безопасность работ, который показывает способ захвата.

        Виды строп

        Стропы подбираются под форму, массу и расположение центра тяжести перемещаемого оборудования или строительной конструкции. При отсутствии информации необходимо уточнить параметры у ответственного за производство работ. Если схема нестандартная, необходимо определить места захвата и их расположение, чтобы груз не опрокинулся.

        Для эксплуатации самыми уязвимыми являются текстильные стропы. Их нельзя применять мокрыми на холоде, поскольку лед приводит к их разрушению. Не допускается воздействие на них кислот, щелочей и огня. На острых краях применяются прокладки.

        Сварные цепи обладают более высокой гибкостью, чем стальные канаты. Недостатками являются большой вес и быстрое разрушение при появлении трещин. Состояние цепей необходимо тщательно контролировать. Их применяют только в условиях высокой температуры, интенсивного абразивного износа и наличия у груза острых кромок.

        Универсальный строп делают в виде петли, соединенной плетением на длину 40 диаметров троса или зажимами. Его также делают с двумя петлями на концах. Количество ветвей может быть от одной до четырех. В них могут вставляться стальные пластины — коуши, защищающие трос от перетирания.

        Канаты применяются для обвязки изделий сложной конфигурации. Они являются разновидностью стропа из одной ветви большой длины.

        Масса груза

        Выполнять строповку запрещается, если масса груза неизвестна. Она указывается в товарно-транспортных документах и на упаковке. Данные можно узнать по телефону или на сайте изготовителя.

        Грузоподъемность стропа снижается:

      • на 20 % при затяжке петлей;
      • на 10 %, если угол равен 45 0 ;
      • на 30 %, если угол составляет 90 0 .
      • Порывы ветра значительно снижают грузоподъемность стропов.

        Схемы строповки грузов могут содержать таблицы грузоподъемности стропов, где учитывается их наклон.

        Обвязка груза

        Захват и перемещение груза можно производить без применения закладных элементов. Для этого применяются следующие способы.

        1. Обвязка на удавку — зажатие стропами под своим весом. Возможно повреждение груза. Стропы быстро изнашиваются. Для длительного срока службы стропы следует накладывать без перекруток и узлов. Место строповки выбирается в зависимости от размещения центра тяжести.
        2. Свободная укладка между стропами, если у них отсутствует возможность сдвига. В противном случае могут применяться распорки.

        Для грузов с острыми кромками не допускается перетирание канатов. От повреждения применяются подкладки. Их прикрепляют к грузу или закрепляют на стропах как инвентарные элементы.

        Заключение

        Правильная строповка грузов необходима для обеспечения безопасности работ и предотвращения аварий. Схема строповки для каждого конкретного случая должна быть выдана стропальщику в виде графического изображения, в котором указывается способ обвязки и применяемые при этом приспособления.

        Правила строповки и перемещения грузов

        Любые действия с тяжеловесными грузами сопряжены с различными непредвиденными ситуациями. Таким образом, очень важно изучить правила перемещения груза и придерживаться их в ходе погрузочно-разгрузочных работ. Обо всех нюансах, связанных с перемещением и строповкой различных объектов, мы и поговорим сейчас.

        Правила строповки длинномерных грузов

        Длинномерные объекты – это особая группа, которая включает металлические конструкции, комплектующие и узлы крупногабаритного оборудования и машин и так далее. Как правило, сюда входят грузы длиной от 200 см. Работа с подобными объектами вызывает особую опасность, так как тут необходимо учитывать ряд дополнительных нюансов.

        Прежде всего, при поднятии грузов такого типа очень важно принимать во внимание центр тяжести. Крупноразмерные и длинномерные объекты следует крепить не менее чем в двух местах. Это обеспечит устойчивость в ходе перемещения грузов.

        Стоит отметить: Для работы с длинномерными тяжеловесными грузами отлично подойдет строп цепной 2СЦ 8.8Т-8М Эта модель отличается повышенной прочностью и надежностью. При этом с ее помощью можно работать с объектами весом до 8 т. В то же время, для грузов, которые требуют крепления более чем в двух местах подойдут стропы цепные 4СЦ.

        При этом необходимо обратить внимание не только на количество креплений, но и на их расположение. Если вы используете метод обвязки, необходимо, чтобы точки крепления находились на расстоянии 25 процентов длины объекта от его краев.

        Также стоит понимать, что для работы с длинномерными и тяжеловесными грузами, как правило, используют специальное оборудование. В основном, предпочтение отдают именно электрическим моделям, так как они обладают большей грузоподъемностью, а также предназначены для выполнения работ в условиях повышенной интенсивности. Мы не будем подробно останавливаться на достоинствах конкретных разновидностей оборудования, так как это описано в статье типы и устройство талей.

        Правила строповки грузов по ГОСТу

        Прежде всего, техника безопасности при работе с грузоподъемным оборудованием предполагает соблюдение национальных стандартов, связанных с погрузкой, разгрузкой и перемещением различных объектов. Определенного ГОСТа, который бы регулировал правила подъема груза, а также особенности строповки, не существует. В то же время, отдельные нормативно-правовые акты регламентируют:

      • Требования к качеству погрузочно-разгрузочного оборудования. Прежде всего, безопасность работ зависит от надежности оснастки и самих механизмов. Независимо от того, вы используете ручные тали, тельферы, лебедки или любые другое оборудование, важно, чтобы оно соответствовало всем действующим стандартам и нормам;
      • Общие требования безопасности (средства защиты, регламент испытаний грузоподъемного оборудования и пр.);
      • Требования по подготовке грузов к транспортированию и т. д.
      • Стоит отметить: Важно как соблюдать все правила строповки грузов, так и использовать грузоподъемные устройства от проверенных поставщиков. Высококачественные электрические тали не только предназначены для высокоинтенсивной работы с грузами весом до 10 т, но и отличаются повышенной надежностью. Качественное устройство станет гарантией того, что, при соблюдении всех необходимых инструкций, вы сможете избежать любых непредвиденных происшествий.

        Правила безопасности при строповке различных объектов

        Одними из наиболее распространенных приспособлений для работы с грузами различного типа выступают стропы. Они могут отличаться как своим материалом (текстильные или канатные), так и типом крепления (кольцевые, петлевые, с крюком и т. д.). Таким образом, стропы являются достаточно универсальными, так что их применяют в различных сферах.

        При использовании подобных устройств, стоит не только придерживаться правил безопасной эксплуатации строп, а также соблюдать особенности их хранения и транспортировки, но и досконально знать все инструкции, связанные со строповкой грузов снастями.

        Среди основных правил безопасности при строповке грузов, стоит выделить:

      • К работе допускаются исключительно лица старше 18 лет, которые прошли инструктаж и другую необходимую подготовку;
      • Для защиты в обязательном порядке необходимо использовать спецодежду (комбинезон, рукавицы, каску и пр.);
      • При обвязке грузов нельзя, чтобы стропы перекручивались или на них были узлы;
      • В случае транспортировки объектов с острыми узлами, следует пользоваться специальными проставками, что предотвращает протирание снастей;
      • Если не используются все ветви многоветвевых строп, следует надежно закрепить их (так ветви не будут задевать сторонние предметы).

      Также при поднятии типовых объектов нужно придерживатьсясхем строповки разных видов грузов. Ни в коем случае не допускается транспортировка объектов без ознакомления со схемой.

      Стоит отметить: В случае отсутствия готовой схемы, руководитель погрузочно-разгрузочных работ может разработать ее самостоятельно, придерживаясь правил, описанных в нормативно-правовых документах.

      Правила подъема грузов вручную

      В то же время, не всегда для работы с грузами используют специальное оборудование или снасти. В ряде случаев допускает ручное поднятие и перемещение тяжестей. В таких работах могут участвовать исключительно совершеннолетние люди, которые прошли предварительный медицинский осмотр, а также ознакомлены с инструкцией по охране труда.

      В ходе выполнения таких работ стоит придерживаться следующих правил:

    30. Мужчины могут работать с грузами весом до 50 килограмм, (при этом в общий вес включается также масса тары);
    31. Женщины могут поднимать грузы весом до 10 килограмм (такие функции должны чередоваться с другой работой, поднятие тяжестей происходит не чаще, чем 2 раза в час). На протяжении всей рабочей смены допускается поднятие объектов весом до 7 кг (не более 350 кг в час при поднятии с рабочей поверхности, а также 175 кг с пола);
    32. При необходимости поднятия грузов на высоту более чем 3 м, все должно быть механизировано;
    33. Для транспортировки баллонов со сжиженным газом необходимо использовать специальные тележки;
    34. Длинноразмерные грузы рабочие должны нести на одних и тех же плечах.
    35. Соблюдение этих и других правил работы с грузами является лучшим способом предотвращения непредвиденных происшествий. Стоит помнить, что придерживаясь ряда простых инструкций, можно сохранить материальные ценности, а также жизнь и здоровье людей.

      Популярное:

      • Жалобы на связной магазин Связной - Обманщики и хамы 28 июля 2013 года мною был приобретен телефон эксплей поло. В январе месяце телефон перестал Издавать любые звуки т.е.сломался динамик. Я 17 января 2014 отнесла телефон в сервисный цент который прописан в […]
      • Значение товарной экспертизы Значение товарной экспертизы Экспертиза как вид профессиональной деятельности широко применяется в различных сферах народного хозяйства. Истоки практики проведения экспертиз можно отыскать в глубокой древности. Однако методологические […]
      • Заявление в банк авангард В системе «Авангард Интернет-банк» появилась возможность online-оформления и контроля статуса заявлений клиентов С 19 февраля в дополнение к возможности подать заявление по услугам в офисах Банка «АВАНГАРД», клиенты могут оформить […]
      • Оформить шенген в польшу Для краткосрочных поездок до 90 дней для россиян в Польшу в 2018 году потребуется получение Шенгенской визы категории C. Если вы планируете посещать несколько стран Шенгенской зоны, то польскую визу нужно делать только в том случае, если […]
      • Кредиты под залог ноутбука Кредит под залог компьютерной и цифровой техники В Ломбарде "Любий Друже" Вы можете получить кредит под залог: Ноутбуков; Компьютеров; Планшетов; LCD и TFT мониторов; Электронных книг; Портативных игровых приставок PSP3, […]
      • 90 дней пребывания в шенгене От новых правил подсчета шенгенской визы пострадают все туристы Как сообщалось ранее, 18 октября вступило в силу новое правило въезда в страны Шенгенского соглашения. Сформулировано оно было не очень понятно, поэтому уже теперь, спустя […]
      • Штрафы з Штрафы во Франции. Штрафы за нарушения ПДД во Франции Первые 4 класса относятся к правонарушениям, за которые предусмотрены фиксированные штрафы без дополнительного наказания. Правонарушения 5 класса являются достаточно серьёзными и […]
      • Правила стрельбы из пневматического пистолета Техника стрельбы из пневматического пистолета — анатомическими предпосылками: рост, длина рук, подвижность шейного отдела позвоночника.— физическими величинами, такими как, например, рычаг - стрелковая рука/оружие, поддержание […]