Институт наказания является

Наказание в теории уголовного права

Дипломная работа: Наказание в теории уголовного права

Глава I. Понятие и признаки наказания в уголовном праве

1.2 Понятие и основные признаки наказания в современном уголовном праве

Глава II. Цели и сущность наказаний в теории уголовного права

2.1 Современное состояние теории целей и сущности наказания в отечественном уголовном праве

2.2 Цели отдельных видов наказаний в уголовном праве

2.3 Классификация видов наказания

Глава III. Проблемы института наказания в современной уголовно-правовой науке

3.1 Соотношение понятий «уголовная ответственность» и «наказание» в уголовном праве

3.2 Отличие уголовного наказания от иных мер государственно-правового и общественного воздействия

Актуальность темы исследования. При всем многообразии вопросов, решаемых в ходе создания и применения уголовного закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается уголовная ответственность, т.е. за что следует наказывать, и от чего зависят размеры ответственности, т.е. как наказывать.

Важно отметить, что развитие уголовного законодательства проявляется в значительной мере в изменениях составов преступлений и санкций. Можно даже утверждать, что интенсивность криминализации может быть определенно взаимосвязана с изменениями и размеров наказания. Наказание присутствует в обществе на всем протяжении истории его развития. На различных этапах развития общества наказание выступало явлением, обеспечивающим определенные интересы общества. Следует отметить особую значимость уголовного наказания для реализации функций уголовного права. Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде всего охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь. Так, в частности, уголовное наказание способствует реализации такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция, — общее и специальное предупреждение преступлений.

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке, Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Деяние, как тонко подметил в свое время Н. С. Таганцев, чтобы быть преступным, должно быть воспрещено законом под страхом наказания, причем страх этот не есть что-либо отвлеченное, не есть фантом, только пугающий того, кто посягает на нормы права, а реально им ощущаемое последствие такого посягательства, действительное наказание, как проявление того особого юридического отношения, которое возникает между карательной властью и ослушником велений авторитетной воли законодателя. Именно одному из аспектов государственного принуждения, особому виду общественных отношений, а именно уголовному наказанию, его сущности, признакам и целям посвящена данная работа.

Целью исследования является теоретический анализ юридических норм, образующих в своей совокупности институт наказания в теории уголовного права, практики его применения.

Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:

— проследить в историческом аспекте закономерности развития института наказания в отечественном уголовном праве;

— исследовать понятие наказания,

— изучить признаки наказания;

— проанализировать современное состояние теории целей и сущности наказания в современном уголовном законодательстве;

— дать классификацию видам наказаний;

— уточнить содержание понятий «наказание», «уголовная ответственность» в теории уголовного права;

— отличия уголовного наказания от иных мер государственно-правового и общественного воздействия по уголовному законодательству ПМР.

Объектом исследования является институт наказания как правовое явление. Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы Общей части Уголовного кодекса ПМР, затрагивающие институт наказаний, диспозиции статей Особенной части Уголовного кодекса ПМР, предусматривающие назначение наказаний.

Методологическая основа работы основывается на общем диалектическим методе познания, а также на специальных частно-научных методах: сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.

Теоретической основой исследования послужили труды А.О. Кистяковского, В.С. Нерсесянца, С.В. Познышева, Н.Д. Сергеевского, Н.С Таганцева, И.М. Гальперина, В.К. Дуюнова, Карпеца, И.Я. Козаченко, Кузнецова, В.А. Никонова, И.С. Ноя, С. В. Полубинской, Н.А. Стручкова, М.Д. Шаргородского, и других ученых. Однако с учетом последних изменений отечественного уголовного законодательства многие вопросы назначения наказания остаются дискуссионными. Поэтому комплексное исследование понятия наказания является актуальным и своевременным.

Нормативной базой исследования явились Конституция ПМР, Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики, Кодек об административных правонарушениях Приднестровской Молдавской Республики.

Структура квалификационной работы. Структура обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.

В главе первой исследованы вопросы формирования института назначения наказания преступлений в процессе развития отечественного уголовного законодательства. Рассмотрено понятие и признаки наказаний по уголовному законодательству ПМР.

Во второй главе проанализированы сущность и цели наказаний по уголовному законодательстве ПМР и рассмотрены современное состояние теории целей и сущности наказания в отечественном уголовном праве. Дана классификация видом наказаний.

Третья глава посвящена проблемам наказания в теории уголовного права преступлений, рассмотрены отличие понятий «уголовная ответственность» и «наказание» в уголовном праве, вопросы отличия уголовного наказания от иных мер государственно-правового и общественного воздействия по уголовному законодательству ПМР.

1.1 Историческое развитие института уголовного наказания в отечественном уголовном праве

Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права. Именно оно выступает основной формой реализации уголовной ответственности. Это вынужденное, но необходимое в современных условиях средство борьбы с преступностью.

Уголовное наказание исторически обусловлено, существует в классовом, социально неоднородном обществе как реакция государства на преступление. Не будучи изобретением нашего государства, оно возникло вместе с появлением уголовного права тогда, когда зародилась государственность.

В различные исторические периоды Российского государства уголовное наказание имело свои особенности. Важнейший памятник древнерусского права — Русская Правда — допускал применение кровной мести, назначение уголовного наказания за чужую вину, в то же время в качестве наказания был широко представлен штраф, а телесные наказания не были известны.

Понятие, признаки, содержание сущность наказания

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Московский гуманитарно-экономический институт.

Кафедра уголовно-правовых дисциплин.

По уголовному праву России

Тема: понятие, признаки, содержание (сущность) наказания.

Выполнила студентка второго курса

История института наказания в уголовном праве России………..…..5

Понятие и признаки уголовного наказания…………………….……. 9

Содержание и сущность наказания…………………………. 16

Система уголовных наказаний в действующем законодательстве…21

Список использованной литературы………………………………….27

Право государства карать и наказывать лиц, преступивших закон, с давних пор является предметом внимания философов. Было разработано достаточно много философских теорий, посвящённых наказанию: его природе, целям и воздействию.

Исторически первой является теория, согласно которой наказание выступает воздаянием, возмездием за совершённое преступление. Более поздние теории акцентируют внимание на утилитарной роли наказания как выражения государственной воли и инструмента устрашения, а так же как общественного механизма, призванного уменьшать число совершаемых преступлений за счёт лишения преступников возможности совершать новые преступления, а так же их исправления.

Наказание в уголовном праве – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления 1 . В правовом плане наказание выступает в роли основной формы реализации уголовной ответственности 2 . Право государства применять наказание вытекает из задачи обеспечения безопасности совместной жизни людей в обществе, сохранения неприкосновенным “ правового уклада общественной жизни” 3 . В настоящее время наказание, как правило, применяется только судом и только в законодательно установленном процессуальном порядке.

Уголовное наказание – центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политики государства. Ввиду этого наказание всегда оставалось в центре внимания учёных: как отмечал Н.Д. Сергеевский, уже к началу 20 века существовало до 24 философских систем, обосновывающих право государства наказывать лиц, совершивших преступления и около 100 отдельных теорий наказания, выдвинутых специалистами – правоведами.

Актуальность темы “наказание — понятие, признаки, сущность” обусловлена тем, что сегодня в стране совершается огромное количество преступлений, и для того чтобы пресечь и в последствии предотвратить такие преступные деяния, к виновному нужно применить какие-либо карательные меры. При возникновении конфликтного отношения как итога нарушения уголовно-правового запрета у одной стороны — правонарушителя — появляется обязанность держать ответ за содеянное, перенести неблагоприятные юридические последствия своего противоправного поведения, а у другой стороны — государства — возникает корреспондирующее этой обязанности право уголовного преследования преступника и применения к нему вне зависимости от его желания тех или иных мер воздействия.

Объектом исследования курсовой работы является само понятие наказания.

Предметом исследования курсовой работы является кара за совершённое преступление, выраженная в конкретном виде наказания.

Цель исследования состоит в том, чтобы объективно раскрыть сущность и значение наказания в уголовном праве РФ.

Задачи, поставленные для достижения цели:

дать полную характеристику наказания.

рассмотреть признаки наказания, которые раскрывают его юридическую природу.

выяснить сущность наказания.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический, метод системного анализа, комплексного исследования.

История института наказания в уголовном праве России.

В первых кодифицированных уголовно-правовых актах России определение наказания отсутствовало, однако закрепляемая ими система наказаний была весьма обширной и сложной.

Первым законодательным актом, в котором наказания излагались в виде перечня и располагались в определённой иерархии, является Свод законов уголовных 1832 года. По мнению И.Я.Фойницкого, характерной чертой свода законов было “стремление развить каждую из мер (видов) наказания в особую систему с самостоятельной для каждой меры градацией, что привело к тому, что Свод знал фактически несколько карательных систем”.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривало лестницу из нескольких степеней наказания, наиболее тяжкими из которых были лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Наказания делились на уголовные и исправительные. Перечисленные выше наказания являются уголовными, исправительными же считались такие наказания как отдача на время в исправительные арестантские отделения, временное заключение в тюрьме, временное заключение в крепости. Многие из этих видов наказания также имели градации по тяжести.

Представители высших сословий (дворянство, духовенство, почётные граждане, купцы первой и второй гильдии и т.д.) имели привилегии, связанные с наказанием: они не могли подвергаться телесным наказаниям, а арест мог исполняться на дому или по месту работы.

Уголовное Уложение 1903 года делило наказания на главные, дополнительные и заменяющие. Главными наказаниями были смертная казнь (через повешение, непублично), каторга без срока и на срок от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и другие. Дополнительными считались различные правоограничивающие наказания: отобрание имущества, денежное взыскание, опубликование приговора, удаление от должности, заключение в работном доме, ограничение права избирать и переменять место жительства. Одиночное заключение могло заменяться общим при недостатке одиночных камер или опасности одиночного заключения для здоровья осужденного; для престарелых лиц (старше 70 лет) смертная казнь и каторга заменялись ссылкой на поселение.

В первые годы советской власти применялось большое количество разнообразных видов наказания, созданных на революционной волне правотворчества: от предупреждения, общественного порицания – до расстрела. 1

Первое в истории российского права определение уголовного наказания было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года. Наказание определялось как “мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)” (ст. 7 Руководящих начал). Предусматривалось 15 видов наказаний, среди которых были внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение свободы (на определённый или неопределённый срок), смертная казнь (расстрел).

Последующие акты законодательства восприняли другую теорию наказания: уголовно- правовое воздействие на преступников стало рассматриваться как “мера социальной защиты” (УК РСФСР 1922 года) или “мера социальной защиты судебно – исправительного характера” (УК РСФСР 1926 года). Данные меры применялись не только к преступникам: основанием для их применения могла служить и “деятельность, свидетельствующая о серьёзной угрозе общественному правопорядку”, уголовной репрессии могли быть подвергнуты не только преступники, но и “социально опасные” лица, в том числе оправданные в совершении преступления. 2

По УК РСФСР 1922 года к мерам социальной защиты относились: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества полная и частичная, штраф, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить вред, помещение в учреждения для умственно отсталых или морально дефективных, принудительное лечение, удаление из определённой местности, расстрел.

В УК РСФСР 1926 года эта система перешла практически в неизменном виде: лишение свободы стало делиться на два вида (в исправительно-трудовых лагерях и общих местах заключения), были введены ссылка и высылка внутри страны, условное осуждение было исключено из видов наказания.

Термин наказание вновь появился в уголовном законодательстве в 1934 году. Система наказаний по мере укрепления советской власти и развития советского уголовного права несколько упростилась, в ней стало меньше видов наказания, из неё были исключены меры, имеющие классовую направленность. 1

В УК РСФСР 1960 года говорится , что наказание является карой за совершенное преступление. Это определение теоретиками было охарактеризовано как неудачное, так как слово “кара” представляет собой архаичный синоним к слову “наказание” и таким образом не может быть использовано для определения сущности данного института. 2

Первоначальная редакция УК РСФСР 1960 года предусматривала 12 видов наказаний: к их числу относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания, направление в дисциплинарный батальон. Законом РФ от 18.02.1993 года № 4510-1 наказания в виде ссылки и высылки были отменены как утратившие реальное общественное значение.

В Основах уголовного законодательства СССР и республик 1991 года наказание определяется как “мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного”. С незначительными изменениями это определение было воспроизведено в УК РФ 1996 года.

Уголовный кодекс РФ внёс довольно значительные изменения в систему наказаний: были исключены такие виды наказаний как общественное порицание, возложение обязанности загладить причинённый вред, добавлены новые наказания – обязательные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, арест. В 2003 году из УК РФ было исключено наказание в виде конфискации имущества; позже (в 2006 году) конфискация имущества вновь была введена в уголовное законодательство уже в качестве иной меры уголовно-правового характера.

Понятие назначения наказания, его принципы и общие начала.

Назначение наказания – это институт уголовного права, устанавливающий правила деятельности суда по выбору целесообразного вида и размера наказания осужденному за совершение конкретного преступления или преступлений. Данный институт подчиняется и построен на общеправовых и отраслевых принципах (законности, гуманизма, равенства, справедливости и т.д.) и на собственном принципе. Таким принципом является индивидуализация наказания – т.е. руководящая идея, согласно которой назначаемое осужденному наказание должно соответствовать опасности посягательства, характеристикам его личности и обстоятельствам содеянного. Индивидуализация наказания как принцип находит свое выражение в правилах назначения наказания.

В зависимости от степени обобщения их применения правила принято делить на:

1) общие начала назначения наказания, т.е. применяемые во всех случаях его назначения;

2) иные правила назначения наказания, т.е. применяемые по определенным категориям дел.

Последние правила конкретизируют и детализируют положения общих начал назначения наказания и в этом смысле являются специальными правилами назначения наказания (ст. с 61 – по 72 УК РФ и другие).

Общие начала назначения наказания – это сформулированные в уголовном законе основные требования, которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания (ст. 60 УК РФ):

1) Наказание назначается в пределах, установленных соответствующей статьей особенной части Уголовного Кодекса. Это означает, что:

а. суд не может выйти за рамки квалификации преступления, за совершение которого осужден виновный;

б. суд не может назначить наказание более строгое, чем оно установлено в санкции за преступление, более строгим может быть только окончательное наказание за совершение нескольких преступлений (ч. 2 ст. 60);

в. суд не может назначить наказание менее строгое, чем оно установлено в санкции за преступление (исключение – ст. 64 УК РФ).

2) Наказание назначается с учетом положений общей части уголовного кодекса. Это означает, что:

а. суд должен точно определить границы санкции нормы за преступление (определяются нижний предел наказания, если не указан в статье, возможность назначения дополнительных наказаний, не указанных в статье, ограничение применения наказаний к определенным категориям осужденных и т.д.);

б. суд должен руководствоваться задачами и принципами уголовного права;

в. целями наказания (ч. 2 ст. 43);

г. особенностями назначения отдельных видов наказания (глава 9 УК РФ);

д. собственно правилами назначения наказания (глава 10 УК РФ).

3) Более строгий вид наказания, предусмотренный за преступление, назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения его цели. В данном случае законодатель исходит из принципа экономии уголовной репрессии.

4) Ч. 3 ст. 60. Наказание назначается с учетом характера и степени общественной опасности преступления. Это первый из критериев назначения. Характер относится к качественной характеристике преступления и определяется объектом преступления и способом совершения преступления.

5) Наказание назначается с учетом личности виновного. Это второй критерий назначения. Это означает, что суд должен оценить опасность осужденного для общества. С этой целью анализируются его свойства как проявившиеся непосредственно в преступлении, так и не связанные с ним. Учитываются отношение к труду, обществу, правилам общежития и нравственности, соблюдению обязанностей, поведение в семье, быту, на производстве, заслуги перед Отечеством, законопослушность, возраст и состояние здоровья и др. Все это устанавливается самым различным образом.

6) Наказание назначается с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (ч. 3 ст. 60).

7) Наказание назначается с учетом его влияния на исправление виновного и условия жизни его семьи. Данное правило основано на прогностических возможностях суда, направленно на решение двуединой задачи. С одной стороны — достижение цели наказания, с другой стороны — стремление снизить негативное социальное последствие наказания для самого виновного и его семьи.

Каждое из правил имеет самостоятельное значение, но применяются они только в совокупности. Если какое-то из правил не будет применяться, То будет нарушено целепологание уголовного наказания.

Институт назначения наказания: понятие и структурно-функциональный анализ (Коняхин В.П., Полтавец В.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Назначение наказания является одним из основополагающих институтов уголовного права. Однако в теории уголовного права вопросы о понятии, структуре и функциональной сущности данного института до настоящего времени не получили полного и унифицированного освещения. Краткий контент-анализ специальной литературы убеждает в этом.
В частности, А.В. Наумов полагает, что институт назначения наказания — это «уголовно-правовой институт, регламентирующий правила выбора судом конкретной его меры, применяемой к лицу, совершившему преступление, и содержащий требования относительно размеров и сроков избираемых наказаний» [1].
Р.Н. Хамитов под институтом назначения наказания понимает структурно объединенную совокупность близких по своему содержанию и социальной направленности правовых норм, регулирующих основание, пределы и порядок назначения наказания, реализуемых в рамках принципов его назначения [2].
По мнению Д.С. Дядькина, назначение наказания — это установление и (или) юридическое закрепление в определенном процессуальном порядке в специальном уголовно-процессуальном документе соответствия между преступным поведением лица и соответствующим этому поведению видом и объемом наказания или наказаний, урегулированное нормами уголовного и уголовно-процессуального права и осуществляемое судом, иными государственными органами, полномочными осуществлять амнистию и помилование [3].
Не раскрывая признаков института назначения наказания, Р.С. Бурганов отмечает, что он состоит из двух субинститутов, охватывающих: а) общие начала назначения наказания; б) специальные правила его назначения. Первый по отношению ко второму имеет общее значение, так как закрепляет положения, распространяющиеся на все случаи назначения наказания вне зависимости от особенностей отдельных видов преступлений [4].
Е.В. Евдокимова определяет институт назначения наказания как «внутриотраслевое, комплексное образование, представляющее собой систему взаимосвязанных, качественно однородных уголовно-правовых субинститутов, предусматривающих предпосылки, основания, пределы и порядок избрания судом конкретной меры наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, с последующим закреплением такого решения в обвинительном приговоре» [5].
На взгляд А.М. Мифтахова, рассматриваемый институт — это деятельность суда по установлению лицу, признанному виновным в совершении преступления, вида (либо видов), подвида или размера наказания(-ий) с учетом принципов, общих начал и специальных правил, предусмотренных в УК РФ, а также с учетом возможности достижения всех целей наказания. Названный автор акцентирует внимание на усложненной структуре института назначения наказания, которая образуется из субинститутов дифференциации и индивидуализации наказания. Кроме того, он выделяет менее общие субинституты, регламентирующие принципы назначения наказания (наряду с другими нормами УК РФ), общие начала назначения наказания, а также нормы, развивающие, конкретизирующие или корректирующие общие начала назначения наказания (ст. ст. 62, 64 — 70, 89 УК РФ) [6].
Думается, что столь очевидный плюрализм мнений о понятии, содержании и структуре рассматриваемого института обусловлен, прежде всего, отсутствием в уголовном законе самой дефиниции «назначение наказания». Анализ приведенных и иных высказанных на этот счет точек зрения позволяет также сделать вывод о том, что все они имеют право на существование, поскольку в большей или меньшей мере раскрывают ту или иную сторону (аспект) назначения наказания, однако далеко не всегда и не в полном объеме отражают сущность рассматриваемого уголовно-правового института.
Так, соглашаясь с мнением Е.В. Благова [7], представляется излишним отражение в дефиниции института назначения наказания его уголовно-процессуального содержания: «юридическое закрепление в определенном процессуальном порядке в специальном уголовно-процессуальном документе», «урегулированное нормами уголовного и уголовно-процессуального права» (Д.С. Дядькин), «признание виновным в совершении преступления с последующим закреплением такого решения в обвинительном приговоре» (Е.В. Евдокимова).
Вызывает возражение и дефиниция, предложенная Д.С. Дядькиным, так как в ней зафиксирован лишь итог (результат) процесса назначения наказания и не отражается содержание, а также структура рассматриваемого института.
Весьма спорным выглядит тезис А.М. Мифтахова о необходимости учета при назначении наказания только правил, предусмотренных в УК РФ, поскольку некоторые из них нашли свое закрепление (к сожалению, но это факт) в ч. 6 ст. 226.9 и ч. 7 ст. 316 УПК РФ. Кроме того, сложно согласиться с определением структуры института назначения наказания посредством выделения субинститутов дифференциации и индивидуализации наказания. На наш взгляд, дифференциация наказания осуществляется законодателем, а индивидуализация наказания является базовым понятием рассматриваемого института, которое отражает весь процесс деятельности суда по избранию наказания виновному.
Несомненным достоинством понятия института назначения наказания, предложенного Е.В. Евдокимовой, является трактовка его как системы взаимосвязанных, качественно однородных уголовно-правовых субинститутов. Подобный подход позволяет не только определить наиболее точно структуру института назначения наказания, но, прежде всего, рассмотреть данный институт с позиции определенного единства образующих его элементов в их внутренних и внешних взаимосвязях.
Аккумулируя изложенное, можно предложить следующую авторскую дефиницию анализируемого института — это относительно самостоятельный уголовно-правовой институт, подчиненный целям наказания и принципам его назначения и представляющий собой обособленную в отдельной главе УК систему качественно однородных уголовно-правовых норм, которые закрепляют правила назначения наказания судом лицу, виновному в совершении преступления. Его структуру составляют: принципы назначения наказания, общие начала назначения наказания, специальные правила назначения наказания, правила назначения конкретных видов наказаний.
С нашей точки зрения, при разработке концептуальных основ дефиниции и структуры последнего следует исходить из достижений общей теории права в целом [8] и доктрины уголовного права, в частности [9].
Действительно, наиболее общим образом правовой институт определяется как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права [10]. Это значит, что институт назначения наказания представляет собой «не любое объединение юридических норм, а лишь такое, которое: 1) укладывается в рамки одной отрасли права; 2) обеспечивает целостное регулирование обособленной группы общественных отношений или реализацию особой функции; 3) имеет относительную самостоятельность; 4) содержит общие положения, распространяемые на всю группу входящих в него норм; 5) имеет юридико-техническое обособление внутри отраслевого нормативно-правового акта (часть, раздел, глава, параграф и т.д.)» [11]. Однако, по нашему мнению, нужно дополнить предложенный выше перечень признаком системности, который является связующим для института, подотрасли, отрасли права и системы права в целом, а также имеет важное значение для законодательной и правоприменительной деятельности. В связи с этим следует согласиться с В.Д. Филимоновым, который указывает в числе признаков уголовно-правового института функциональную взаимозависимость образующих его норм [12]. Признак системности отражает взаимосвязь и особенности взаимодействия структурных элементов уголовно-правового института, позволяет рассматривать данный институт «не просто как сумму или совокупность норм уголовного права, но как определенную систему таких норм: целостную, упорядоченную, структурированную, взаимно связанную между собой и с иными нормами и институтами» [13].
Вместе с тем институт назначения наказания является уголовно-правовым институтом, под которым следует понимать «внешне оформленный структурный элемент отрасли уголовного права, представляющий собой совокупность (систему) норм (нормативных предписаний) уголовного права, призванных целостно и беспробельно регулировать часть уголовно-правовых отношений, обусловленную спецификой порождающего их юридического факта» [14]. К числу наиболее существенных признаков этого института можно отнести следующие.
Во-первых, институт назначения наказания, являясь родовым, представляет собой неотъемлемую часть типового уголовно-правового института наказания. Содержание норм рассматриваемого института детерминировано законодательным пониманием основополагающей фундаментальной дефиниции наказания, целей, видов и принципов его назначения на современном этапе, что в конечном итоге находит свое отражение в правилах назначения наказания.
С момента возникновения кодифицированного уголовного законодательства институт назначения наказания имел юридико-техническое обособление именно в нормах уголовного права, являясь неизменным и обязательным его структурным элементом. Как вытекает из п. 1 Постановления N 58 Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», само существование института назначения наказания обусловлено необходимостью реализации задач уголовного права и осуществления целей наказания. В силу этого представляется спорным законодательное закрепление материально-правовых по своей природе предписаний в УПК РФ (ч. 6 ст. 226.9 и ч. 7 ст. 316). Такое положение противоречит логике построения правового института, а именно принципам системности, целостности и беспробельности его содержания. Нарушение названных принципов привело к необоснованному дублированию ряда положений (ч. 6 ст. 226.9 и ч. 7 ст. 316 УПК, с одной стороны, и ч. 5 ст. 62 УК — с другой) и тем самым внесло в содержание института назначения наказания элемент рассогласованности [15]. Более того, закрепление отдельных неотъемлемых компонентов данного института в УПК РФ затрудняет осуществление правоприменительной деятельности, поскольку осложняет установление очередности и возможности в целом консолидированного применения правил назначения наказания. Изложенные вопросы частично нашли свое разрешение в п. 2 упомянутого выше Постановления N 58 Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. и в п. 1 Постановления N 59 Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. «О внесении изменений в некоторые постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам». Однако, несмотря на всю важность названных судебных актов, они носят интерпретационный (толковательный), а потому лишь рекомендательный характер.
Во-вторых, институт назначения наказания следует рассматривать как самостоятельный институт уголовного права, представляющий собой систему относительно обособленных норм, закрепленных, прежде всего, в главе 10 «Назначение наказания», а также в ряде иных глав Общей части УК РФ (см., например, ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 18, ч. 2 ст. 22, ч. 7 ст. 35, ст. 89 УК РФ). Структурными элементами родового института назначения наказания выступают видовые и основные институты принципов назначения наказания, общих начал назначения наказания, специальных правил его назначения, а также правил назначения конкретных видов наказания. Названные элементы являются самостоятельными структурными единицами, которые законодательно закреплены в отдельных статьях УК РФ (за исключением принципов назначения наказания) и находятся в субординационных связях. Они также могут быть классифицированы на более дробные институты, которые имеют более узкий специфический предмет регулирования. Например, основной институт общих начал назначения наказания образуют субинституты характера и степени общественной опасности, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Перечисленные субинституты находятся в тесных взаимосвязях не только между собой, но и с иными уголовно-правовыми институтами [16]. Вместе с тем элементы института назначения наказания являются самостоятельными структурными единицами, которые законодательно закреплены в отдельных статьях УК РФ и представляют собой его субинституты. Таким образом, следует говорить о сложной системе структурных элементов института назначения наказания, которая представляет собой законодательно установленное «множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство, т.е. целостность» [17]. Консолидирующими факторами, связующими все элементы в единое целое, выступают предмет регулирования данного института и выполняемые им функции. Предметом регулирования института назначения наказания выступают общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью определения судом вида и размера либо только размера наказания лицу, виновному в совершении преступления. Основной функцией рассматриваемого института является установление такого порядка избрания судом наказания, которое бы максимально способствовало достижению законодательно закрепленных его целей.
Очевидно, что целостное регулирование общественных отношений, возникающих в связи с назначением наказания, является необходимым условием эффективности всей правоприменительной деятельности в этой сфере. Однако до сих пор законодательно не регламентированы правила назначения наказания лицам с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также лицам, совершившим преступление в состоянии опьянения. Некоторые из уже закрепленных в УК РФ правил назначения наказания имеют явные изъяны. Примером этому могут служить предусмотренные в ст. 72.1 УК РФ правила назначения наказания лицу, признанному больным наркоманией. Содержание данной статьи в полной мере не соответствует названию последней, поскольку в ней сформулированы правила назначения не только наказания, но и иных мер государственного принуждения (обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию). В соответствии со ст. 44 УК РФ, упомянутые меры не являются видами уголовного наказания, а согласно ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ могут назначаться и за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В-третьих, институт назначения наказания содержит общие положения, которые распространяются на всю группу входящих в него норм. В таком качестве выступают закрепленные в ч. 3 ст. 60 УК РФ общие начала назначения наказания, представляющие собой общеобязательные для суда правила.
Кроме того, содержание и применение всех нормативных предписаний анализируемого института неразрывно связаны с системой принципов назначения наказания. Данные принципы de lege прямо не предусмотрены в действующем УК РФ, хотя, будучи исходными руководящими идеями, de facto учитываются законодателем при формулировании обязательных для суда правил назначения наказания. Это вытекающие из ст. ст. 3 — 6 УК РФ, но имеющие свое специфическое преломление принципы законности, равенства, справедливости, гуманизма, индивидуализации наказания и экономии мер государственного принуждения.
Принципы и общие начала назначения наказания — это самостоятельные, но при этом тесно взаимосвязанные категории. В силу этого представляется необоснованным их отождествление. Отсутствие регламентации принципов в контексте их соотношения с правилами назначения наказания в действующем УК РФ создает определенные трудности для их правильного понимания и реализации в судебной практике. В силу этого представляется целесообразным закрепление системы принципов назначения наказания в главе 10 УК РФ посредством включения в нее самостоятельной статьи «Принципы назначения наказания» либо путем уточнения названия ст. 60 УК РФ («Принципы и общие начала назначения наказания») и дополнения этой статьи ч. 4 следующего содержания:
«Суд, назначая наказание лицу, признанному виновному в совершении преступления, должен руководствоваться принципами законности, равенства, справедливости, гуманизма, индивидуализации наказания и экономии мер государственного принуждения».
Представляется, что реализация всех перечисленных в порядке de lege ferenda предложений позволит не только оптимизировать законодательную регламентацию института назначения наказания в УК РФ, но и будет способствовать повышению эффективности применения его нормативных предписаний в судебной практике.

Уголовное право

Основы института наказания в уголовном праве.

1. Наказание

Глава 13. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ

§ 1. Понятие и признаки наказания

Согласно ч. 1 ст. 43 УК уголовное наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Уголовное наказание имеет специфические признаки, содержание, сущность, преследует особые цели.

К признакам наказания относятся:

1) принудительный характер. Реализация наказания не зависит от воли и желания того, к кому применяется. Исполнение некоторых карательных мер (штрафа, обязательных работ, исправительных работ и др.) предполагает активное личное участие осужденного, однако при злостном уклонении от их отбывания данные меры заменяются более строгими наказаниями — принудительными работами, лишением свободы. В осуществлении последних главная роль принадлежит не преступнику, а государству;

2) государственный характер. Наказание назначается органом государственной власти от имени государства и реализуется государственными органами. Единственный орган, уполномоченный решать вопросы применения уголовного наказания, — суд. Он вправе назначать карательную меру, в определенных случаях заменять одну такую меру другой или освобождать от ее отбывания. Единственный акт, которым оформляется назначение наказания, — приговор суда;

3) публичный характер. Совершая общественно опасное деяние, преступник подает окружающим плохой пример. Возможность повторения этого действия (бездействия) другими создает угрозу общественным отношениям. Применяя к нарушителю наказание, государство нивелирует идеологический вред, нанесенный преступлением: выгодам от общественно опасного поведения противопоставляет потери, которые несет преступник в связи с реализацией карательной меры. Другими словами, назначение и исполнение наказания — процесс, имеющий значение для государства и лица, совершившего преступление, но призванный повлиять и на остальное общество;

4) личный характер. Уголовное наказание как форма реализации уголовной ответственности может ложиться лишь на того, чьи сознание и воля выразились в общественно опасном деянии. Это касается и назначения, и отбывания наказания. Единственное исключение предусмотрено ч. 2 ст. 88 УК: штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия;

5) специфическое правовое последствие наказания — судимость. Согласно ч. 1 ст. 86 УК лицо считается судимым с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу. С этого же момента осужденный считается подвергнутым уголовному наказанию. Состояние судимости длится до момента ее погашения (по общему правилу) или снятия (ч. 1 ст. 86 УК), а срок погашения судимости в отношении лиц, претерпевающих карательную меру, исчисляется с момента отбытия наказания (ч. ч. 3, 4 ст. 86 УК). Содержание уголовного наказания состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

§ 2. Цели наказания

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Причинение преступнику страданий отвечает представлениям общества о том, что виновное общественно опасное поведение нетерпимо. Цель восстановления социальной справедливости достижима, если имеет место наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности преступления, личности преступника.

Достижение цели исправления осужденного предполагает внутреннюю перестройку лица, совершившего преступление, изменение его взгляда на мир ценностей, убеждений, принципов, представлений о правильном и неправильном, должном и недопустимом. У осужденного формируется уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, правопослушное поведение (ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Если исправление осуществилось, осужденный воздерживается от совершения новых преступлений, криминальное поведение воспринимается им как чуждое.

В теории принято выделять частное и общее предупреждение. Частное предупреждение имеет адресатом лицо, совершившее преступление и подвергнутое наказанию. В узком смысле эта цель состоит в предупреждении с его стороны новых преступлений путем физического ограничения такой возможности. В широком и более распространенном понимании частная превенция предполагает, что человек не совершает новых посягательств, помня о прежнем наказании и не желая его повторения.

Показателем достижения этой цели служит уровень рецидива.

Общая превенция рассчитана на общество в целом (или на ту его часть, которую удерживает от нарушения уголовного закона угроза наказанием). Предполагается, что кара, примененная к преступнику, оказывает устрашающее действие не только на него самого, но и на других лиц, которые потенциально могли бы совершить преступление. Выполнение цели общей превенции обеспечивается неотвратимостью наказания. Показатель ее достижения — уровень общей преступности.

Цели частного и общего предупреждения нередко конкурируют между собой. Для первой необходимым и достаточным может быть сравнительно мягкое наказание, которое устрашит, но не ожесточит преступника; для второй — жесткое карательное воздействие, способное произвести сильное впечатление на других лиц.

Глава 14. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

§ 1. Система наказаний

Система наказаний — это установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный (иерархически), исчерпывающий перечень видов наказаний.

Признаками системы наказаний являются:

1) множественность элементов — законодатель предусмотрел в ст. 44 УК тринадцать видов наказаний, различных по наименованию, что позволяет отграничить их от других правовых явлений;

2) число элементов системы (видов наказаний) определено уголовным законом и только им может быть изменено;

3) перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим — это означает, что суд не вправе использовать иные виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень;

4) наказания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что указывает на определенную целостность и единство системы. Так, изменение порядка применения одних видов наказаний влечет изменение порядка применения других. Аналогичный процесс происходит при исключении либо введении в уголовный закон других видов наказаний;

5) система носит внутренне упорядоченный характер — ее элементы расположены в определенном порядке от менее строгого к более строгому, образуя так называемую лестницу наказаний;

6) система наказаний представляет собой одновременно объективно-субъективное явление: ее субъективность состоит в том, что она создается волей людей, но создание отдельных элементов системы должно быть социально обусловлено.

Основная, или полная, применяемая в отношении взрослых система наказаний (ст. 44 УК) состоит из тринадцати видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.

Согласно ст. 45 УК в зависимости от порядка назначения все наказания делятся на три группы:

1) основные наказания;

3) наказания, которые имеют двойственную юридическую природу.

Основные наказания — это те виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Наказания, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы.

§ 2. Виды наказаний

Штраф. Это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 46 УК).

В законе указаны три способа исчисления штрафа: в размере, соответствующем определенной денежной сумме; в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период; в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Согласно ч. 2 ст. 46 УК штраф при первом способе исчисления устанавливается в размере от 5 тыс. до 5 млн руб.; при втором способе — в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет; при третьем штраф устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн руб.

При этом штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК. Данное правило не распространяется на случаи, когда размер штрафа исчисляется исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом этих же обстоятельств суд может назначить выплату штрафа с рассрочкой на срок до 5 лет.

Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа как основного наказания он заменяется любым иным наказанием, за исключением лишения свободы. Осужденным за коммерческий подкуп (ст. 204 УК), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК), мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст. 291 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК) штраф может быть заменен в том числе и на лишение свободы.

В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).

В данном случае речь идет о двух относительно самостоятельных наказаниях:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. В приговоре указываются не конкретная должность (например, глава органа местного самоуправления, старший бухгалтер) либо категория и (или) группа должностей по соответствующему реестру должностей (например, категория «руководители», группа «главные должности муниципальной службы»), а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий).

Лишение права заниматься определенной деятельностью может выражаться в запрещении заниматься как профессиональной, так и иной деятельностью. В приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности (педагогическая, врачебная, управление транспортом и т.д.).

Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено одновременно и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

В ст. 47 УК определены минимальные и максимальные сроки данного вида наказания. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, его продолжительность составляет от 1 года до 5 лет; если в качестве дополнительного — от 6 месяцев до 3 лет. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данный вид наказания назначается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказания (например, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 230).

Способы исчисления сроков зависят от порядка назначения рассматриваемого вида наказания. В случае если он назначен в качестве дополнительного и присоединяется к наказаниям, не связанным с лишением свободы, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, т.е. сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Если присоединяется к наказаниям, связанным с лишением свободы, то оно распространяется на все время отбывания основного наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания.

В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград играет роль только дополнительного наказания. Этот вид наказания может быть назначен на усмотрение суда при наличии определенных условий, предусмотренных ст. 48 УК: совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления; учет личности виновного.

К сведениям о личности виновного относятся как данные, имеющие юридическое значение в зависимости от состава совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, так и иные характеризующие личность подсудимого сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении подсудимого, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жены, родителей, близких родственников).

По своему содержанию лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг осуждаемого перед обществом и государством. Суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Вместе с лишением звания, чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.

Обязательные работы. Они назначаются за преступления небольшой и средней тяжести. Определяющими признаками данного вида наказания являются: обязательность работ (принудительный характер); выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; бесплатность работ; определение вида этих работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного (ч. 4 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Как правило, это неквалифицированные виды работ (использование осужденных в благоустройстве улиц, уборке территорий, ремонтно-строительных и иных работах).

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — 4 часов.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами либо лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ или 1 день лишения свободы за 8 часов обязательных работ.

При назначении данного вида наказания судам следует выяснять трудоспособность осужденного и учитывать положения ч. 4 ст. 49 УК о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются. Это лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исправительные работы. Определяющими признаками данного вида наказания являются: принудительное привлечение к труду на определенный срок; отбывается по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного; удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного. Назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы; осужденный, не имеющий основного места работы, — в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 4 ст. 44 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ или 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК).

В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Ограничение по военной службе назначается, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, поскольку санкции в виде ограничения по военной службе установлены только за совершение указанных преступлений. Однако в законе закреплена возможность назначения данного вида наказания и за иные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных за совершение этих деяний соответствующими статьями Особенной части УК.

Данный вид наказания имеет следующие характерные черты: применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; исключает возможность повышения их во время отбывания наказания в должности и воинском звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет; из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда (не свыше 20%).

Ограничение по военной службе назначается на срок от 3 месяцев до 2 лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе — на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Ограничение свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК оно заключается в установлении осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

При этом установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Осужденный обязан являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от 1 до 4 раз в месяц для регистрации.

Ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания; от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы суд может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ за 2 дня ограничения свободы или 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы (ч. 5 ст. 53 УК).

Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет уголовную ответственность по ст. 314 УК.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.

Принудительные работы применяется судом в следующих случаях: когда предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые; при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Принудительные работы предполагают: привлечение к труду в специальных учреждениях — исправительных центрах с удержанием в доход государства доли заработной платы осужденного. Принудительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Осужденный вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного на принудительные работы.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.

Арест. Осужденные на арест должны отбывать наказание по месту осуждения в арестных домах и содержаться в условиях строгой изоляции. На осужденных распространяются условия содержания, установленные для осужденных на лишение свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме.

Военнослужащие, осужденные на арест, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. При этом время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Также во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 154 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Предполагается, что арест должен назначаться лицам, которые ранее не отбывали наказание в местах лишения свободы и для которых кратковременное пребывание в арестном доме в строгой изоляции от общества окажет мощное шоковое воздействие, с тем чтобы предупредить совершение ими преступных деяний в будущем.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора возраста 18 лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ч. 2 ст. 54 УК).

Содержание в дисциплинарной воинской части — это наказание, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК).

Содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части состоит в отбывании наказания в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона.

В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия (ч. 3 ст. 156 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части осужденным военнослужащим в общий срок военной службы не засчитывается.

Данный вид наказания применяется в двух случаях:

1) при совершении преступлений против военной службы;

2) при совершении преступления, не относящегося к разряду преступлений против военной службы.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается на следующие сроки:

1) за воинские преступления — от 3 месяцев до 2 лет;

2) за иные преступления — не свыше 2 лет с заменой лишения свободы этим видом наказания.

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ч. 1 ст. 56 УК).

Лишение свободы устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лет.

В случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, ч. ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, ст. ст. 277, 278, 279, 353, 356, 357, 358, 360 и 361 УК, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 30 лет, а по совокупности приговоров — более 35 лет.

Лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступление небольшой тяжести впервые.

Исключениями из этого правила являются: наличие отягчающих обстоятельств (ст. 63 УК); совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК; когда соответствующей статьей Особенной части УК лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.

Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Назначение и изменение вида исправительного учреждения осуществляются судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

В колониях-поселениях отбывание лишения свободы назначается лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным на лишение свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.

Осужденные отбывают наказание:

— в исправительных колониях общего режима — мужчины, осужденные на лишение свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также женщины, осужденные на лишение свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива;

— в исправительных колониях строгого режима — мужчины, осужденные на лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;

— в исправительных колониях особого режима — мужчины, осужденные на пожизненное лишение свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений.

При назначении наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений или по совокупности приговоров суд должен назначить вид исправительной колонии после определения окончательной меры наказания.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные на лишение свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы.

Пожизненное лишение свободы — это наказание, назначаемое за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет (ч. 1 ст. 57 УК).

Пожизненное лишение свободы применяется судом в случае, когда лишение свободы на определенный срок является недостаточным и не сможет обеспечить достижение целей наказания. По смыслу ст. ст. 59 и 85 УК данный вид наказания может применяться также Президентом РФ в порядке помилования лиц, осужденных на смертную казнь.

Пожизненное лишение свободы состоит в бессрочной изоляции осужденного от общества. Однако это положение носит относительный характер, так как согласно ч. 5 ст. 79 УК лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.

Пожизненное лишение свободы не применяется к женщинам, к мужчинам старше 65 лет, а также к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет.

Смертная казнь представляет собой исключительную меру наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59 УК).

В ст. 20 Конституции закреплено, что каждый имеет право на жизнь, а смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Несмотря на то что с 1 января 2010 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории РФ в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р, это не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. Конституционный Суд пояснил, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, носящей временный характер («впредь до ее отмены»).

Смертная казнь не назначается женщинам, мужчинам старше 65 лет, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет. Также данный вид наказания не может назначаться лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена, или неприменение смертной казни является условием выдачи, или смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Популярное:

  • Закон спб о социальный кодекс Закон спб о социальный кодекс О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по […]
  • Субсидия билеты В Крым - за 2,5 тысячи рублей: как продаются льготные авиабилеты в Симферополь Продажа дешевых авиабилетов в Крым, часть цены которой субсидируется государством, начавшаяся 15 мая, проходит успешно, заявили опрошенные ТАСС туроператоры и […]
  • Сколько правила екатерина алексеевна Императрица Екатерина II Императрица Екатерина II Великая (1729-1796) правила Российской империей в 1762-1796 годах. Вступила на престол в результате дворцового переворота. При поддержке гвардейцев она свергла своего нелюбимого и […]
  • Законы распределения показателей надежности Законы распределения показателей надежности как случайной величины Экспоненциальный (показательный) закон. В основном периоде эксплуатации (период II, рис. 4.1) отказы происходят от случайных факторов (попадание посторонних предметов, […]
  • Изменения в таможенных правилах База данных: ТН ВЭД ЕАЭС. Коды ТН ВЭД, ставки пошлин, особенности оформления Обратите внимание! В опубликованном ТНВЭД отражена ситуация на текущий момент (ставки пошлин, особенности процедуры таможенного оформления и пр.). При изменения […]
  • Льготы по единому социальному налогу НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО ЕСН 1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 р. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы; 2) […]
  • Правило стн Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными Тема урока: Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными. (3 класс) II четверть. Цели урока: Развивать умение проверять слова с непроизносимыми […]
  • Правила установки заземления Дистанционная подготовка и тестирование по электробезопасности Обучение по электробезопасности на II группу Обучение по электробезопасности на III группу Учебные материалы Порядок наложения и снятия заземления Наложение заземления следует […]