Конституция республики узбекистан основной закон

Конституция республики узбекистан основной закон

Принятая под руководством Президента Ислама Каримова в 1992 году Конституция независимого Узбекистана открыла новую эру развития нашей Родины. День ее принятия — 8 декабря — отдельным законом объявлен Днем Конституции Республики Узбекистан — всенародным праздником.

Следует отметить, что Конституция независимого Узбекистана была принята первой на постсоветском пространстве.

Глава нашего государства, говоря о роли и значении нашей Конституции в жизни общества и государства, отмечал, что принятая нами в качестве Основного Закона Конституция сделает наше государство — государством, нацию — нацией.

Необходимо отметить, что роль государства в управлении обществом определяет необходимость правовой регламентации его деятельности. В свою очередь правовое регулирование осуществляется посредством разных правовых основ, центральное место среди которых, несомненно, принадлежит Конституции.

Конституция является основополагающим правовым документом каждого государства, нормы которого определяют не только принципы государственного строя, организации государственной власти и управления, но и нормы общественной жизни. Так, в 14-й главе Конституции Узбекистана закреплены принципиальные положения, составляющие юридическую основу семейного уклада жизни. Другая ее глава (12-я) посвящена экономическим основам общества, гарантированному обеспечению свободы экономической деятельности, защите прав собственника.

Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Конституция открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений.

Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права — финансового, гражданского, уголовного, трудового и т.д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления и др.) основывается на Конституции. Другими словами, она считается основой, источником всех законодательных актов.

Следует подчеркнуть, что более совершенное с юридической точки зрения поколение конституций появилось в двадцатом веке. Наиболее древней признается английская конституция, история зарождения которой приходится на начало тринадцатого века, на 1215 год.

Как известно, в Конституции закрепляются идеи и положения, имеющие основополагающее значение для всех текущих законов. Этим определяется ее верховенство в системе права каждого государства.

Верховенство Конституции проявляется еще и в том, что она должна соблюдаться не только гражданами данного государства, но и самим государством. Только при таком сочетании права и государства обеспечивается действительное верховенство Конституции и законов в обществе.

При этом возникает еще один вопрос: какие функции свойственны Конституции, каково ее влияние на развитие общественно-политической жизни?

Ответ на этот вопрос позволяет понять роль и значение Конституции в жизни государства и каждого его гражданина.

Во-первых, Конституция как Основной Закон оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни, считающиеся объектом правового регулирования. Вместе с тем регулирующее воздействие Конституции может быть реализовано и в опосредованной форме. Так, ее основополагающие принципы и нормы в текущем и отраслевом законодательстве оказывают свое воздействие в иной, т.е. опосредованной форме.

В целом независимо от того, в какой форме выражается воздействие Конституции, она всегда останется средством регулирования отношений, внедрения в общественную жизнь организованности и порядка, обеспечения прав и свобод каждого члена общества.

Во-вторых, Конституция в качестве одного из правовых источников служит средством выражения и осуществления внутренней и внешней политики государства.

Четвертая глава Конституции Узбекистана полностью посвящена регулированию основ внешней политики. Включение данной главы в Основной Закон страны свидетельствует о том, насколько важна роль Конституции в решении политических вопросов.

В-третьих, Конституция как политический и правовой документ, закрепляющий основные идеи, так или иначе оказывает идеологическое воздействие на мышление человека, формирование его мировоззрения. В Конституции Республики Узбекистан, как и в конституциях современных демократических государств, уделено важное значение таким принципам гуманизма, как равенство всех перед законом, верховенство личности перед государством, обязанности государства служить во благо человека и общества. В частности, статья 14 Конституции Узбекистана гласит: «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества». Внедрение этих идей в общественное сознание способствует формированию у граждан уважительного отношения к законам.

В-четвертых, Конституция через учреждение соответствующих государственных властных структур оказывает большое влияние на процесс общественного развития. Конституцией Республики Узбекистан учреждены институты хокимов. Вместе с тем подтверждением этой мысли является и то, что в нашей стране исходя из требований Конституции организован институт махалли в качестве органа самоуправления, соответствующего менталитету узбекского народа и испытанного многовековой практикой развития.

В-пятых, конституционное правовое регулирование не ограничивается созданием государственных правовых норм. Создание таких норм — не самоцель, они предназначены для внедрения в деятельность общественных и соответствующих государственных органов. Конституция, выполняя важную практическую организаторскую роль, оказывает серьезное влияние на реализацию права, укрепление законности и правопорядка, реорганизацию и усовершенствование соответствующих государственных структур.

Известно, что конституционную основу каждого демократического государства составляют права и свободы человека. В этом смысле не случайно в Конституции нашей страны отдельным разделом выделены «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина». Вместе с тем в разделе нашего Основного Закона «Основные принципы» закреплены основные идеи, отражающие то, что «высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».

Все последующие разделы Конституции по своей социальной направленности раскрывают роль общественных и государственных структур по отношению к личности и обществу.

Если учесть, что в период бывшего советского строя интересы государства превосходили интересы личности, то в Конституции независимого Узбекистана этот вопрос решен справедливо. То есть превосходство интересов личности решено с той точки зрения, что «высшей ценностью» является человек (статья 13). Последовательность подобной позиции получила свое отражение и в закреплении ею принципа, который связывает гражданина и государство «взаимными правами и взаимной ответственностью» (статья 19).

Определение впервые в истории конституционного развития Узбекистана ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами отражает суть и значение создаваемого нашим народом справедливого гражданского общества.

Среди утверждающих демократию положений нашей Конституции следует особо отметить закрепление в ней принципа политического плюрализма, то есть признание многообразия политических институтов, мнений.

Кроме того, отмена цензуры в нашей стране, реализация идеи разделения властей, признание верховенства закона, недопустимости присвоения кем-либо полномочий государственной власти, осуществление государственной власти в интересах народа и только теми органами, которые уполномочены на это Конституцией и законами, — все это те важнейшие основополагающие конституционные начала, которые лежат в основе общественного развития, оказывая свое воздействие на характер становления и формирования правового демократического государства и справедливого гражданского общества.

В течение прошедших 16 лет со времени принятия Конституции Республики Узбекистан ее нормы и положения последовательно претворяются в жизнь. Во всех сферах нашей жизни достигаются весомые успехи. В нашей стране благодаря Конституции обеспечены гражданское и межнациональное согласие, с каждым годом повышается уровень жизни, достигнуты высокие рубежи в социально-культурном развитии, сферах образования, науки.

Известно, что в соответствии с Указом главы государства от 1 мая этого года утверждена «Программа мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека». Всеобщая декларация прав человека является первым международно-правовым документом, который был ратифицирован после обретения независимости Республикой Узбекистан. Наша страна, избравшая путь построения демократического правового государства, сильного гражданского общества, права и интересы человека определила в качестве самого приоритетного направления развития общества, всей внутренней и внешней политики государственного строительства.

В годы независимости наша страна присоединилась к 60 международным документам, стала участником шести основных международных договоров, принятых ООН в этой области.

Положения Всеобщей декларации прав человека нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан, в нормах национального законодательства, обеспечивающих политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека.

Как показывает мировая практика, основное условие формирования и развития независимого демократического правового государства — это наличие Конституции. С обретением независимости возникла необходимость в создании Конституции республики.

Такие актуальные задачи, как построение национального правового государства, демократического общества, формирование рыночных отношений, предусматривали разработку Конституции независимого Узбекистана. Интересы новых политических партий, общественных движений и объединений, обеспечение общественно-политической стабильности в обществе, межнационального сотрудничества требовали принятия новой Конституции. Это было обусловлено также превращением Республики Узбекистан в международно-правовой субъект, ставший известным миру как независимое государство.

О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии Верховного Совета Узбекистана, которая состоялась 20 июня 1990 года и на которой была принята «Декларация о суверенитете». Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64 человек во главе с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. В состав комиссии вошли депутаты Верховного Совета, представители Республики Каракалпакстан и областей, ученые и специалисты.

Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над разработкой Конституции Республики Узбекистан. На заседании Конституционной комиссии, которое прошло 12 апреля 1991 года, была создана рабочая группа из 32 человек — ведущих специалистов и ученых. Для подготовки разделов Конституции было создано 6 небольших групп из 50 человек. Провозглашение государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года и принятие Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», придание этому закону статуса конституционного еще больше усилили ответственность Конституционной комиссии.

При разработке проекта Конституции была изучена мировая практика конституционного развития, учтены успехи, достигнутые в мире в области прав человека, демократии и законодательства. В основу новой Конституции положены практика национальной государственности, идеи Амира Темура и других наших великих предков по управлению государством.

26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесенными на основе предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе 26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6 тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению. Конституция стала продуктом политического мышления нашего народа. Президент И.А. Каримов руководил работой по разработке Конституции и вложил в нее много труда.

XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года, обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан. «Надо особо подчеркнуть, — говорил в своей речи на сессии Президент И.А. Каримов, — что при создании проекта новой Конституции мы руководствовались документами Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларацией прав человека, другими актами, признанными международным правом. При этом также творчески использовали конституционную практику таких развитых демократических государств, как Турция, Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада, Германия, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Испания и таких восточных стран, как Индия, Пакистан, Египет». (И.А. Каримов. Сочинения. том 1, стр. 127.)

На сессии депутаты внесли в проект около 80 изменений, дополнений и уточнений. Таким образом, 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан была принята.

В ознаменование принятия Конституции независимой Республики Узбекистан объявить 8 декабря всенародным праздником — Днем Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря считать выходным днем. (Из постановления об объявлении дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником)

Конституция Республики Узбекистан состоит из 6 разделов и 128 статей. Она полностью воплотила в себе принципы и идеи, закрепленные в «Декларации о суверенитете», Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», и развила их.

Конституция, являющаяся Основным законом, паспортом Республики Узбекистан, в корне отличается от всех конституций бывшего Союза. Во-первых, новая Конституция является Конституцией независимой Республики Узбекистан, все статьи которой отражают идею независимости. Прежние конституции были просто официальным документом, не обеспечивающим независимость Узбекистана, где «суверенитет» республики являлся пустым звуком, а права оставались только на бумаге.

Во-вторых, новая Конституция была самостоятельно разработана на основе желания, воли и творчества нашего народа и учитывала самую передовую в мире конституционную практику и особенности национальной государственности. А прежние конституции копировались на основе Союзной Конституции, утвержденной центральной властью. И поэтому наш новый Основной закон считается первой Конституцией независимого Узбекистана.

В процессе изучения Конституции Республики Узбекистан надо обратить внимание на ее основные принципы.

Первый принцип Конституции Узбекистана — государственный суверенитет. В статьях 1-6 определено, что Узбекистан — суверенная демократическая республика, государство служит интересам народа, узбекский язык является государственным языком. В Конституции определено, что названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.

Второй конституционный принцип — народовластие. В статьях 7-14 указано, что народ Узбекистана как единственный источник государственной власти составляют граждане республики независимо от их национальности, а государство осуществляет свою деятельность в интересах человека и общества.

Третий конституционный принцип — разделение государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех властей нем зависима в своей деятельности и подчиняется только закону. В Узбекистане законодательную власть представляет Олий Мажлис, исполнительную — Президент и Кабинет Министров, судебную — Конституционный суд, Верховный суд и Верховный Хозяйственный суд Республики Узбекистан, Верховный суд и Верховный Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, областные, города Ташкента, районные и городские суды и хозяйственные суды. В статьях 76-88 Конституции определены положения о составе Олий Мажлиса, его полномочиях по разработке и принятию законов. В статьях 89-98 установлено, что Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти, закреплены его полномочия и определены задачи функционирования Кабинета Министров.

Четвертый конституционный принцип — верность демократии. В Конституции закреплено положение о приверженности демократии и социальной справедливости, предусматривается создание гуманного демократического правового государства. В Конституции признан приоритет общечеловеческих ценностей и демократических принципов, общепризнанных положений в области международного права. В Конституции Узбекистана определено, что человеческая жизнь, свобода, честь и достоинство и другие неотъемлемые права — самая высшая ценность.

Пятый конституционный принцип — верховенство Конституции и законов. Статья 15 гласит: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами».

В статье 16 Конституции зафиксировано, что ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить конституционным нормам и принципам.

Шестой конституционный принцип — обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод на уровне мировых стандартов. Права граждан Узбекистана обеспечиваются в соответствии с важнейшими международно-правовыми актами — Всеобщей Декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах и др. Статьи 18-52 Конституции посвящены основным правам и свободам, а также обязанностям человека и гражданина. Права и свободы граждан признаны самой высшей ценностью, и они защищаются государством. Согласно Конституции, каждому человеку гарантируется защита через суд своих прав и свобод.

В Конституции определено, что каждый человек вправе быть собственником, что основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных формах, которые являются равноправными.

Согласно статье 21 Конституции, в Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство. Все граждане Республики Узбекистан, независимо от национальности, составляют народ Узбекистана.

Седьмой конституционный принцип — законность. Законность обеспечивает стабильность в обществе, согласованное функционирование государственных органов. Стабильность в обществе и прогресс обеспечиваются тогда, когда государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.

Данный принцип является конституционной нормой, требующей от государства и его органов, политических партий и общественных объединений осуществлять свою деятельность на основе законов Республики Узбекистан. В Конституции определены правовые основы создания и деятельности политических партий, общественных объединений, средств массовой информации.

Восьмой конституционный принцип — четкое определение основных принципов внешней политики Республики Узбекистан. Статья 17 Конституции гласит: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права».

Конституцией установлено, что государство в целях обеспечения интересов и безопасности народа может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования и выходить из них.

Девятый конституционный принцип — местное самоуправление. В Узбекистане, учитывая историческую практику узбекской государственности, действует институт хокима. В областях, районах и городах представительными органами хокимията являются Кенгаши народных депутатов, которые возглавляют хокимы областей, районов и городов. В статьях 99-104 Конституции определены основы государственной власти на местах, порядок назначения и утверждения хокимов и задачи их деятельности.

В Конституции установлен порядок создания органов самоуправления граждан, которые являются важным фактором построения гражданского общества. В статье 105 говорится: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников».

Десятый конституционный принцип — правосудие, независимость и неприкосновенность судей. Судьи подчиняются только закону. В статьях 106-116 определены основы судебной системы Узбекистана и ее задачи. В Конституции установлено, что судья не может быть избран депутатом, не может состоять в политических партиях и движениях. Заседание суда ведется открыто, судопроизводство осуществляется на государственном языке, а при необходимости — на другом языке.

Судебная власть является важной составляющей государственной власти. В Конституции установлено, что решения судебных органов обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

В Конституции Республики Узбекистан определены правовой статус Республики Каракалпакстан, правовые основы ее взаимоотношений с Узбекистаном.

«Принятие первой в истории свободного Узбекистана Конституции означает возрождение нашей республики, закладку прочного фундамента нашей истиной независимости. Принятая нами в качестве Основного закона Конституция сделает наше государство государством, нацию — нацией». (И. А. Каримов. Сочинения, том 1, стр 122)

Принятие Конституции Республики Узбекистан имело большое значение в жизни страны. Она стала основой для развития законодательства, для осуществления правовых реформ. На ее основе были разработаны сотни законов, кодексов, национальных программ, прошедших общенародное обсуждение и охватывающих все сферы жизни.

Конституция Узбекистана закрепила суверенитет республики. Узбекистан признали все страны, с которыми были установлены дипломатические, экономические и культурные отношения.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Конституция Республики Узбекистан Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.

(По результатам всенародного референдума, проведенного 27 января 2002 года, и в соответствии с принятым на его основе Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 2003 года внесены изменения и дополнения в главы XVIII, XIX, XX, XXIII Конституции Республики Узбекистан. Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года внесены поправки в статью 89, пункт 15 статьи 93, часть вторую статьи 102 Конституции Республики Узбекистан. Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2008 года внесено изменение в часть первую статьи 77 Конституции Республики Узбекистан. Законом Республики Узбекистан от 18 апреля 2011 года внесены изменения и дополнения в статьи 78, 80, 93, 96 и 98 Конституции Республики Узбекистан. Законом Республики Узбекистан от 12 декабря 2011 года внесена поправка в часть вторую статьи 90 Конституции Республики Узбекистан. Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2014 года внесены изменения и дополнения в статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117 Конституции Республики Узбекистан)

Свобода и право

вкл. 11 Ноябрь 2017 . Опубликовано в Свобода и право

Конституция — это продукт мысли и творчества народа. В системе права любого государства существует много законов. Но среди них есть только один закон, который признается самым главным, — это Конституция.

В переводе с латинского слово «конститутио» означает «установление». Что же устанавливает Конституция? Она определяет общественное и государственное устройство, принципы организации и полномочия органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Все другие законы, кодексы, постановления и указы принимаются на основе и в соответствии с конституцией.

Еще до разработки проекта Конституции Верховным Советом Узбекистана был принят специальный закон о придании статуса конституционного Закону «Об основах государственной независимости». Статус независимого демократического государства Узбекистан получил впервые благодаря этому закону, который впоследствии лег в основу Основного закона страны. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции Республики Узбекистан и обязаны действовать в соответствии с ней и в ее защиту.

Обретя в 1991 году государственную независимость, народ Узбекистана выбрал путь демократического развития, свободный от пренебрежения к правам и свободам человека, от беззакония и произвола властей разных уровней, от господства одной идеологии и планово-регулируемой экономики.

Создание нового государственного строя нуждалось в его юридическом оформлении и регулировании. Законы старого недемократического строя, не соответствующие задачам развития независимого Узбекистана, утратили свою юридическую силу в связи с крахом советской системы. Возникла необходимость в правовых актах, отвечающих интересам и потребностям развития независимого государства и общества. Формирование новой правовой основы ставилось самой жизнью.

Процесс кардинального обновления законодательства был начат с создания Основного закона страны.

Первая сессия Верховного Совета Узбекистана 12 созыва, состоявшаяся в марте 1990 года, поставила вопрос о разработке новой Конституции. На второй сессии Верховного Совета в июне 1990 года была создана Конституционная комиссия под председательством Первого Президента республики И.А. Каримова.

Подготовленный комиссией с учетом многочисленных предложений проект Конституции был вынесен на обсуждение Верховного Совета, который, одобрив его на 11 сессии 1992 года, принял ныне действующую Конституцию Республики Узбекистан.

Так была введена в действие первая Конституция независимого Узбекистана. День ее принятия — 8 декабря — специальным законом был объявлен Днем Конституции Республики Узбекистан, днем всенародного праздника!

Основной особенностью Конституции 1992 года стало то, что она объявила человека, его жизнь, свободу, честь и достоинство высшей ценностью, признала приоритет интересов человека, его прав и свобод по отношению к государству, вернула государство к его прямому назначению — служить интересам человека и общества, закрепила принцип политического плюрализма, признала народ источником власти.

Конституция 1992 года заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности и рыночных отношениях. Частная собственность наряду с государственной находится под защитой государства. В Конституции закреплено идеологическое многообразие, многопартийность. Впервые в истории конституционного права она поставила на первое место не государство, а человека, а также закрепила принцип, который связывает гражданина и государство взаимными правами и обязанностями.

В прошлом ответственность возлагалась лишь на граждан, а государство никакой ответственности перед ними не несло. Наш Основной закон впервые в истории развития Узбекистана решает вопрос о взаимоотношениях личности и государства демократически.

Такое решение возвышает человека, уравнивает его права и обязанности с правами и обязанностями государства. И это способствует укреплению ответственности и государства, и гражданина.

Особенности Конституции отражены в положениях, учитывающих особенности исторического развития узбекского народа, его обычаев, культуры, национальной государственности.

К числу таких особенностей относится возрождение института хокима, который берет свое начало в далеком прошлом. В нем воплощен опыт национального государственного управления, основанный на принципе личной ответственности. Он в наибольшей степени отвечает современной потребности в наличии сильной власти, которая способна ответственно решать социальные проблемы.

Не менее традиционным является институт махалли. Этот уникальный институт веками решал на началах самоуправления жизненные проблемы членов своей общины.

Однако, какими бы особенностями он ни отличался, общие черты, которые роднят его с конституциями мира, ставят Основной закон Узбекистана в один ряд с ними.

Ведь в преамбуле (торжественное заявление народа о целях и принципах, во имя которых принимается Конституция) говорится о приверженности правам человека, стремлении создать гуманное демократическое правовое государство, обеспечить гражданский мир и национальное согласие.

Делая вывод, можно сказать, что Конституция Республики Узбекистан каждой своей статьей и общим смыслом отражает сформировавшиеся еще со времен Ходжи Ахмада Яссави, великого Амира Темура и Темуридов национальное мышление, непреходящие ценности ислама.

Свойственные людям нашей древней земли качества — справедливость, правдивость, вера, благородство, доброта, щедрость, мужество — нашли достойное воплощение в этом документе.

Конституция – основа нашей свободной и благополучной жизни, дальнейшего развития и процветания страны

Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 25-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан.

Дорогие соотечественники!

Позвольте выразить вам и в вашем лице всему народу Узбекистана свои искренние поздравления в связи с сегодняшним замечательным праздником – 25-й годовщиной принятия Конституции нашей страны.

Двадцать пять лет – для истории лишь мгновение. За этот короткий период времени наш родной Узбекистан утвердился как независимое и суверенное государство, занял достойное место в мировом сообществе, прошел поистине огромный путь развития.

Вполне закономерно, что все успехи, достигнутые на этом непростом и вместе с тем славном пути, мы прежде всего связываем с нашей Конституцией. Ведь Основной Закон закрепил гарантии национальной независимости, о которой долгие годы мечтал наш народ, прав и свобод человека, избранный нами путь развития.

Можно с полной уверенностью сказать, что Конституция Республики Узбекистан является ярким воплощением политико-правового мышления нашего народа. Основной Закон служит гарантом нашей независимой, свободной, мирной и благополучной жизни, прочным фундаментом построения правового демократического государства с сильным гражданским обществом и рыночной экономикой.

На основе нашей Конституции сформированы национальная законодательная система, государственные органы, институты гражданского общества страны. В настоящее время во всех сферах осуществляются широкомасштабные реформы. Постоянно растет социально-экономический, политический и оборонный потенциал государства, расширяется мировоззрение наших граждан. Все это является непосредственным результатом реализации Основного Закона страны, обладающего жизнеутверждающей силой.

Дорогие соотечественники!

Отмечая сегодня 25-летие нашей Конституции, мы с глубоким уважением вспоминаем заслуги тех, кто внес неоценимый вклад в ее разработку и принятие.

В результате двухлетнего кропотливого труда образованной в июне 1990 года Комиссии под руководством Первого Президента нашей страны Ислама Абдуганиевича Каримова были разработаны первый, второй и затем третий проекты Конституции. Я всегда с гордостью вспоминаю свое непосредственное участие в этом историческом процессе в составе данной комиссии. До сих пор хорошо помню бурные дискуссии, различные идеи и мнения, связанные с созданием Конституции.

Наш Основной Закон дважды – в сентябре и ноябре 1992 года – выносился на всенародное обсуждение. Широкая общественность, весь наш народ принял активное участие в обсуждении этих проектов, было высказано множество мнений и предложений относительно пути развития страны, ее будущего.

По итогам всенародного обсуждения в проект Основного Закона было внесено около 100 поправок, и 8 декабря 1992 года на сессии Верховного Совета принята Конституция Республики Узбекистан.

На протяжении четверти века все коренные реформы в стране осуществляются на основе Конституции. Это свидетельствует о том, что Основной Закон действительно является важнейшим всесторонне и тщательно разработанным политическим документом, который полностью отвечает интересам нашего народа, стратегическим целям нашего государства.

И мы вправе гордиться этим.

В то же время мы хорошо понимаем, что перед нами стоят важные задачи в целях полной реализации требований нашей Конституции. Нам предстоит еще немало сделать для дальнейшего повышения уровня и качества жизни нашего народа, реального обеспечения прав и интересов человека. Не в будущем, а уже сегодня наши соотечественники должны на примере своей жизни увидеть и почувствовать результаты реформ.

Прежде всего, люди должны ощутить результаты реформ не в будущем, а уже сегодня.

Именно с этой целью, вступая в новый этап развития, мы наряду с объективной оценкой нашего потенциала и возможностей сделали также детальный критический анализ недоработок. Если мы не сделаем этого сами, никто не придет и не сделает это за нас. Мы сами строим свое будущее. И мы не вправе ошибаться на этом пути. С учетом этого мы приняли Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Данный документ по своей сути стал «дорожной картой» системных реформ во всех сферах жизни нашего общества.

В рамках реализации Стратегии действий только в этом году принято более 20 законов и свыше 700 подзаконных актов. При этом мы исходили из того, чтобы законы соответствовали чаяниям людей, работали на интересы страны. И эту работу мы обязательно продолжим в дальнейшем.

В 2017 году, объявленном в стране Годом диалога с народом и интересов человека, осуществлена значительная работа, направленная на реализацию провозглашенного нами девиза “Интересы человека – превыше всего». Эта работа стала еще одним важным шагом на пути осуществления ключевых принципов нашей Конституции.

Безусловно, об этом можно говорить долго и подробно. Но учитывая то, что сегодняшняя торжественная церемония проходит в новых условиях и наполнена новым содержанием, я хочу остановиться лишь на самых значимых результатах. В Послании Президента Республики Узбекистан, которое в скором времени впервые будет представлено палатам Олий Мажлиса, будет сделан подробный анализ итогов текущего года и озвучено наименование нового года.

Мы дадим название наступающему новому году с учетом пожеланий и интересов нашего народа. Думаю, это предложение поддержат все.

Как известно, в нынешнем году в системе государственной власти создан принципиально новый институт – Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, а на местах – Народные приемные. Эти структуры стали эффективной системой взаимодействия органов государственной власти и управления всех уровней с гражданами, решения самых актуальных проблем населения.

В корне изменились роль и значение избранных народом представительных органов власти – парламента, Кенгашей народных депутатов в общественно-политической жизни нашей страны. Поэтапно расширены полномочия Олий Мажлиса, политических партий, укрепляются институты парламентского и общественного контроля.

Отныне в городе Ташкенте Кенгаши народных депутатов будут действовать и на уровне районов. До настоящего времени в районах столицы таких структур не было. Восстановив справедливость, мы внесли соответствующие изменения в Конституцию страны. Жители Ташкента теперь также получили возможность через своих представителей – депутатов участвовать в управлении районами города.

Все вы хорошо знаете, что 24 декабря этого года впервые состоятся выборы в районные Кенгаши столицы. Надеемся, что народными представителями будут избраны люди, всей душой радеющие за свой народ и страну, пользующиеся большим уважением и авторитетом среди населения благодаря своим человеческим качествам и активной гражданской позиции.

За прошедший период также осуществлена последовательная работа по демократизации исполнительной власти. Расширен круг задач и полномочий правительства, повышена его ответственность, усилена отчетность перед парламентом. Это стало практическим воплощением закрепленного в статье 7 Конституции фундаментального принципа «Народ является единственным источником государственной власти».

Кроме того, приняты необходимые меры по реализации конституционных норм о том, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена судом. Конечно, полное претворение в жизнь этой нормы неразрывно связано с обеспечением независимости судов и правосудия.

Поэтому мы уделяем особое внимание коренному реформированию судебной системы. В частности, для обеспечения единой судебной практики объединены Верховный суд и Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.

В целях предотвращения незаконных вмешательств в процесс отбора и назначения на должность судей, создания соответствующей открытой, гласной и альтернативной системы учрежден Высший судейский совет.

Внедрена практика бессрочного назначения на судейскую должность. При этом мы глубоко изучили мировой опыт и впервые в нашей истории ввели это новшество. На основе этого усилены гарантии независимости судей в сфере защиты прав граждан.

Проще говоря, пусть судья назначается на бессрочной основе, но всегда думает о народе и работает честно. Чтобы вынести справедливый вердикт, судья должен хорошо знать, чем живет народ, что его волнует и заботит.

Как логическое продолжение этих реформ налажена деятельность административных судов. Впредь граждане при нарушении их прав со стороны государственных органов могут обращаться в созданные в каждом районе и городе административные суды. Вам известно, что из-за отсутствия таких судов в каждом районе людям приходилось терять много времени и сил, чтобы решить свои проблемы.

В целях повышения ответственности судей перед народом кандидатуры вновь назначаемых судей обсуждаются среди общественности и активистов махаллей соответствующей территории.

Зачем мы внедрили такой порядок?

Стало известно, что в большинстве случаев люди на местах не знают председателей судов, а суды оторваны от жизни и забот народа.

Теперь кандидаты в судьи назначаются на должность только в случае позитивных отзывов граждан.

Уделено серьезное внимание усилению воспитательной роли судов, обеспечению открытости и гласности в их деятельности, учету мнения общественности при принятии судебных решений.

В связи с этим налажено рассмотрение судебных дел в выездном порядке. Только за минувший период текущего года судами рассмотрены 373 256 дел, из них 169 289, или 45 процентов, – в ходе выездных судебных заседаний.

Сроки рассмотрения дел в надзорном порядке сокращены с трех лет до одного года. Укреплены гарантии принятия по делу окончательного решения вышестоящей судебной инстанцией на апелляционной и кассационной стадии. Прежде Верховный суд не желал брать ответственность на себя. С внедрением нового порядка устранена негативная практика излишнего затягивания судебных процедур.

Многие хорошо знают, что прежде почти 90 процентов уголовных дел возвращалось на повторное расследование. Теперь порядок возвращения судами уголовных дел на дополнительное расследование упразднен. Это повысило ответственность судебных и следственных органов в установлении истины, а также принятии законных, обоснованных и справедливых решений.

Следует особо отметить, что в течение 10 месяцев текущего года судами вынесены оправдательные приговоры в отношении 191 лица, в то время как раньше вынесение оправдательного приговора было очень редким фактом в судебной практике.

Повысились качество следствия и ответственность следователей. В частности, за тот же период следственными органами в 238 случаях установлено отсутствие события преступления. В 302 случаях учтено истечение срока давности привлечения к ответственности, в 370 случаях – чистосердечное раскаяние виновных в содеянном. В 549 случаях доказано, что деяние утратило общественно опасный характер, в 1636 – отсутствует состав преступления. На основе этого прекращено более 3,5 тысячи уголовных дел.

В целях обеспечения законности и справедливости каждого приговора налажена практика учета мнения общественности.

При поручительстве махаллинских сходов граждан, районных и городских советов Союза молодежи Узбекистана, комитетов женщин осужденным, особенно молодым людям, зачастую назначается наказание, не связанное с лишением свободы, то есть им предоставляется еще одна возможность вернуться на правильный путь. В частности, только в этом году при назначении наказания в отношении 173 граждан принято во внимание поручительство общественности, в том числе относительно 152 граждан – поручительство махаллинских сходов граждан, в отношении 18 граждан – поручительство Союза молодежи, 3 граждан – поручительство комитетов женщин. 38 из этих граждан составляет молодежь, 18 – это несовершеннолетние, 11 – женщины. Например, только в Шайхантахурском районе при назначении наказания 15 лицам учтено поручительство махаллинских сходов граждан.

В результате такой работы по республике 63 лица освобождены из-под стражи в зале суда, 11 – освобождены от ответственности, в отношении 97 применена более мягкая мера наказания.

Уважаемые участники собрания, давайте спросим себя: в чем конечная цель осуждения человека судом? Не осуществляется ли это в целях его воспитания, возвращения на правильный путь? Не является ли способом предотвращения преступлений?

Однако человека невозможно воспитывать только наказанием, только репрессивными методами. Сама жизнь много раз доказывала это. Для воспитания человека нужно задействовать возможности всего общества, в первую очередь мы должны устранить негативные причины и факторы, приводящие к преступным деяниям. И совместными усилиями мы призваны внести вклад в это благородное дело.

В то же время все мы хорошо понимаем, что следует еще немало сделать для обеспечения независимости суда, превращения его в настоящего защитника интересов человека.

Результаты открытого диалога с населением говорят о том, что в судебно-следственной практике еще не полностью искоренены случаи воспрепятствования обеспечению законности и объективности при сборе и оценке доказательств.

Поэтому на прошлой неделе принят Указ Президента “О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» . Согласно этому указу впредь в Узбекистане абсолютно не допускаются пытки, психологическое, физическое давление и другие виды насилия. Любое лицо, совершившее такие преступные деяния, независимо от того, кем оно является, неизбежно будет привлечено к ответственности.

В рамках уголовных дел категорически запрещается использование любых данных, полученных незаконным путем, в частности, аудио- и видеоматериалов, вещественных доказательств. Запрещаются пытки, введение в заблуждение, нарушение права на защиту и применение других незаконных методов в процессе следствия.

За фальсификацию доказательств будет введена отдельная уголовная ответственность.

Теперь адвокаты имеют право на сбор и представление доказательств по уголовному делу, которые в обязательном порядке должны проверяться и оцениваться следственными и судебными органами.

В целях строгого запрещения применения таких незаконных методов, как пытки, следственные изоляторы и изоляторы временного содержания будут оснащены средствами видеонаблюдения.

Самое важное, не должно остаться вне поля зрения ни одно сообщение о применении незаконных методов. По каждому случаю органы прокуратуры будут проводить тщательное расследование, обеспечивать неотвратимость ответственности виновных лиц.

Почему я уделяю столько внимания этой теме? Не думайте, что Президент принял указ, и все решится само собой. Пока указ — лишь на бумаге, и если мы не будем сплоченно действовать для его реализации, сложно будет достичь ожидаемых результатов.

Мы придаем особое значение коренным реформам в судебно-правовой сфере, ведь с их практическими результатами непосредственно связано обеспечение прав человека, закрепленных в нашей Конституции.

В этом процессе основное внимание направлено на создание широких возможностей для реализации нашими гражданами своих прав. Принят в новой редакции Закон “Об обращениях физических и юридических лиц” , в соответствии с которым внедрены удобные для населения методы обращения – посредством «телефонов доверия», мобильной и видеоконференцсвязи.

В целях обеспечения закрепленного в Конституции права граждан обращаться в государственные органы и учреждения, к народным представителям введен порядок приема обращений в ходе встреч с населением. Сегодня не граждане, а должностные лица идут к народу. Это большой позитивный результат.

Многие руководители напрасно думают, что все это — временно, работа на один год. Пусть они хорошо усвоят — мосты уже сожжены. Теперь мы не вернемся назад.

В текущем году руководители судебных, правоохранительных и контролирующих органов, а также коммерческих банков во многих регионах нашей страны провели выездные приемы по проблемам, связанным с борьбой и предотвращением коррупции, в которых приняли участие 43127 граждан.

На этих мероприятиях от граждан поступили 22186 обращений относительно выделения кредитов, решений правоохранительных и судебных органов, занятости и выплаты заработной платы, предпринимательства, электро- и газоснабжения, здравоохранения и по другим вопросам. По 6484 обращениям приняты решения на месте, 15702 обращения переданы в соответствующие органы для рассмотрения. По 94 случаям назначены служебные проверки, установлена ответственность виновных лиц.

Прежде руководители Генеральной прокуратуры, судов и других органов не находили времени посещать области, рассматривали дела, сидя в Ташкенте. Поэтому они оторвались от жизни, волнующих людей проблем.

В этой связи хотел бы отметить, что принят еще один важный документ – новый Закон “О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней” , открывающий более широкие возможности для ознакомления с документами, касающимися прав и интересов граждан, другими материалами.

Отныне гражданам гарантируется получение без каких-либо ограничений правовой информации от любых государственных органов, других организаций и должностных лиц.

В чем цель введения этого порядка? Человек приходит за каким-либо документом, но чиновник даже самого низкого уровня смеет ему отказать: мол, не разрешает начальство. Теперь такие «игры» не пройдут. Отныне все руководители — от Президента до самого нижнего звена — будут служить нашему народу.

В центре нашего внимания также находилось совершенствование системы национальных институтов по правам человека.

В целях реализации закрепленных в нашей Конституции норм “Каждый имеет право на собственность” и “Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством” учрежден новый институт Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Также усовершенствована деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека. Расширены его полномочия в осуществлении контроля в учреждениях по исполнению наказания.

Один из важных социальных вопросов – предоставление людям, по заблуждению оказавшимся на преступном пути или искренне раскаявшимся в содеянном, возможности вернуться в общество, в свою семью. Ведь эти люди также являются гражданами Узбекистана.

В преддверии сегодняшней исторической даты я, пользуясь своими конституционными полномочиями как Президент, подписал указ о помиловании 2700 лиц, осужденных по решению суда.

В истории Узбекистана такой указ принят впервые.

Здесь я хочу особо разъяснить один момент. Не секрет, что люди, далекие от юридической сферы, не понимают разницы между амнистией и помилованием.

Всем нам хорошо известно, что до настоящего времени в нашей стране каждый год принимались акты об амнистии. Суть амнистии заключается в том, что сначала определяется категория преступлений, на которые распространяется амнистия, а затем устанавливаются лица, подпадающие под эту категорию.

Безусловно, амнистия является одним из важных механизмов помилования людей, совершивших преступление. Однако, как показывает анализ, определение освобождения от ответственности без предварительного глубокого изучения становилось причиной того, что иногда под амнистию подпадали лица, не раскаявшиеся в содеянном, полностью не возместившие нанесенный ущерб. К сожалению, в этом вопросе также имели место случаи коррупции. Подобные нетерпимые явления допускались как в органах прокуратуры, внутренних дел, так и судах.

Все это приводило к тому, что амнистированные лица не осознавали неотвратимости наказания, у них формировалось ложное ощущение вседозволенности.

Помимо этого, при амнистии не учитывалось мнение пострадавшей стороны и общественности, что становилось причиной справедливого недовольства граждан. Наблюдались случаи повторного совершения преступления лицами, освобожденными по амнистии.

Учитывая эти обстоятельства, специальной комиссией проведены индивидуальные беседы с каждым лицом, отбывающим наказание, изучено мнение жителей махалли, где он проживал, и пострадавшей стороны.

Приняты во внимание степень тяжести совершенного преступления, справедливость назначенного судом наказания. В результате глубокого анализа и изучения всех фактов определен конкретный круг осужденных, совершивших преступления по незнанию, искренне раскаявшихся в содеянном, твердо вставших на путь исправления, и помилованы именно такие лица.

Думаю, что каждый помилованный Президентом оправдает оказанное ему доверие, сумеет обрести свое место в обществе и внести достойный вклад в осуществляемые в нашей стране широкомасштабные реформы.

Я был готов помиловать еще больше людей, но к этому еще не готово наше общество. Для этого в нашем обществе должны полностью утвердиться соответствующая атмосфера и осознание ответственности за поручительство за помилуемых осужденных.

В этой связи полагаю уместным обратить ваше внимание еще на один важный вопрос.

Известно, что при отборе кадров в государственные органы действовала оставшаяся нам от прошлого система. Из-за судимости близких родственников граждан не принимали на работу или не назначали на руководящие должности. Вследствие такого неприемлемого подхода многие молодые люди, квалифицированные специалисты оказались «без вины виноватыми», страдали за деяния родственников.

Скажите, разве это справедливо? Я думаю, несправедливо. Почему за одно преступление должно отвечать целое поколение? Почему за деяния отца должны отвечать его дети или старший брат – за младшего?

Теперь мы полностью откажемся от такой несправедливой «системы», которая абсолютно не соответствует ни демократическим нормам, ни современным требованиям.

Ведь достаточно нам несправедливостей, учиненных по отношению к нашему народу при бывшем строе, особенно в 37-м году прошлого века. Теперь подобному беззаконию не должно быть места в нашей жизни.

Уважаемые соотечественники!

В целях строгого соблюдения нормы о запрещении принудительного труда, закрепленной в статье 37 нашей Конституции, в течение года была выполнена определенная работа. В частности, установлен действенный парламентский и общественный контроль в этой сфере. Создана парламентская комиссия по вопросам обеспечения трудовых прав граждан. Депутаты и сенаторы в составе рабочих групп выезжают во все регионы республики, осуществляют парламентский контроль в целях недопущения детского и принудительного труда.

В этом году, как вы знаете, мы строго запретили вывоз на принудительный сбор хлопка студентов и работников бюджетных организаций.

В хлопкоуборочный сезон Международной организацией труда был налажен системный мониторинг для предупреждения детского и принудительного труда.

В результате того, что этот важный вопрос мы взяли под свой строгий контроль, не было выявлено ни одного негативного случая. Осуществленная работа получает признание международных организаций, широкой общественности в целом.

Наши усилия, направленные на обеспечение прав человека, полностью созвучны Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

Это также было признано впервые посетившим Узбекистан Верховным комиссаром ООН по правам человека Зейдом Раадом аль-Хусейном и Специальным докладчиком Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии и убеждений Ахмедом Шахидом.

Следует отметить, что в нашей Конституции отражены основные принципы Всеобщей декларации прав человека, 70-летие которой будет широко отмечаться во всем мире в 2018 году. Мы также примем специальную государственную программу для всесторонней пропаганды сути и значения этого первого универсального международного документа о правах человека.

Мы выступаем с инициативой в качестве итогового мероприятия нашей целевой практической работы провести в ноябре 2018 года в Самарканде Азиатский международный форум по правам человека.

Очевидно, что в обеспечении прав и свобод человека органы внутренних дел имеют чрезвычайно важное значение. С этой точки зрения в прошедший период была также кардинально реформирована их деятельность, основным критерием которой определено служение интересам народа.

В целях предотвращения преступности реализуются новые программы и планы, в частности, широко внедряются информационно-коммуникационные технологии. В махаллях, на улицах, предприятиях сферы торговли и услуг установлено более 114 тысяч камер видеонаблюдения. С их помощью раскрыто около 10 тысяч преступлений. В нынешнем году относительно 2016 года уровень преступности снизился на 14 процентов, что свидетельствует о важности такой работы.

Начиная с нового года инспектора по профилактике, в махалле которых не совершается преступление, будут получать 50-процентную надбавку к месячной заработной плате. И наоборот, с заработной платы инспекторов по профилактике, допускающих совершение преступлений на вверенной им территории, будет удерживаться 50 процентов.

Нельзя приезжать издалека и работать инспектором по профилактике. Поэтому мы уделяем особое внимание обеспечению их жильем, служебными машинами.

Если коротко изложить нашу цель в этой сфере, то в будущем мы должны создать действительно народную систему органов внутренних дел, пользующуюся заслуженным доверием и уважением народа и страны.

Безусловно, реализация проекта “Безопасный город” еще больше повысит эффективность нашей работы в этом направлении.

Мы хорошо понимаем, что осуществленная нами работа – лишь начало большого пути, первый этап. Мы мобилизуем все силы и возможности для широкого внедрения в обществе принципа “Наш приоритет – закон и справедливость, наказание за преступление неизбежно”.

В рамках осуществляемой в этом направлении работы следует особо отметить создание единой системы борьбы с коррупцией.

Принятие Закона «О противодействии коррупции» позволило объединить усилия и потенциал государственных органов и институтов гражданского общества в борьбе с этим пороком.

В корне меняется суть деятельности правоохранительных органов. Создана совершенно новая система профилактики правонарушений и борьбы с преступностью. Самой важной задачей стала не борьба с последствиями правонарушений, а своевременное предупреждение совершения незаконных действий.

Как известно, в Основном Законе определено, что «Государство выражает волю народа, служит его интересам». С целью обеспечения реализации данной нормы была принята Концепция административной реформы.

В соответствии с ней определены 6 приоритетных направлений коренного реформирования системы государственного управления, на основе специальной «дорожной карты» пересматривается деятельность более 100 органов исполнительной власти.

Главная цель административных реформ заключается в создании компактной и профессиональной системы исполнительных органов, в которой используются современные методы менеджмента.

В связи с этим хотелось бы, чтобы все мы глубоко осознали одну истину.

Результаты реализуемых в настоящее время реформ непосредственно зависят от расширения рядов молодых кадров, обладающих высокой духовностью, умеющих самостоятельно мыслить, способных взять на себя ответственность за судьбу и будущее Родины.

Когда речь идет об этом, следует подчеркнуть, что более 60 процентов населения Узбекистана составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Вам хорошо известно, какая масштабная работа проводится в стране для создания молодому поколению всех необходимых условий, начиная от обеспечения здорового рождения до поддержки при вступлении в самостоятельную жизнь.

Мы создаем Международный научно-исследовательский центр имени Имама Бухари в Самарканде и Центр исламской цивилизации в Ташкенте. Мы делаем это не для того, чтобы выделиться. Наша цель — утвердить в сознании наших детей истинно гуманистическую суть ислама, просвещенный ислам. Приходя в такие центры, они получат важные для себя понятия и представления о том, каким великим делам посвятили себя наши славные предки. Самое важное, в них сформируется чувство гордости за нашу богатую историю, культурное наследие.

Ни для кого не секрет, что система дошкольного образования, являющаяся основным звеном в воспитании наших детей, не отвечает требованиям времени, в результате недостаточного внимания к развитию сферы здесь накопилось много проблем.

Думаю, что сегодня нет необходимости доказывать кому-то преимущества воспитания в детском саду.

С учетом этих обстоятельств в сентябре нынешнего года было создано Министерство дошкольного образования, на которое возложен ряд важных задач исходя изприоритетных направлений проводимых административных реформ.

В соответствии с принятой целевой программой в ближайшие 3-4 года во всех регионах страны – будь это большие города или отдаленные села и аулы – мы должны построить тысячи новых дошкольных образовательных учреждений. Необходимо оснастить их на основе современных требований, обеспечить квалифицированными воспитателями и специалистами, новыми методиками.

Только представьте себе, какие новые широкие возможности появятся у живущих на селе женщин, когда они смогут отдавать своих детей в детский сад. Ребенок растет в детском саду в условиях здорового образа жизни, готовится к школе.

Наши уважаемые женщины спокойны за своих детей и свободно занимаются общественно полезным трудом, домашними хлопотами. Кроме того, у них появляются возможности для отдыха, укрепления собственного здоровья.

Поэтому нашим долгом и обязанностью является осуществление масштабных реформ в сфере дошкольного образования. Как бы ни было трудно, мы должны выполнить эту задачу, и все вместе обязательно выполним ее.

Уважаемые друзья!

Как известно, в статье 53 Конституции нашей страны предусмотрено: «Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности». В качестве практического подтверждения данной нормы в этом году введена свободная конвертация национальной валюты – сума.

Ставка таможенных платежей снижена в 2 раза, отменены внеплановые и встречные проверки субъектов предпринимательства.

Для того чтобы обеспечить нашему народу достойный уровень жизни, прежде всего необходимо построить мощную экономику и повысить конкурентоспособность страны на международной арене.

В настоящее время во всем мире наблюдается резкое обострение конкуренции. В таких сложных условиях все мы должны проводить непрерывную работу по широкому внедрению в экономику достижений современной науки и инновационных разработок.

Сегодня это становится решающим фактором повышения благосостояния населения, последовательного и стабильного развития государства и общества, построения будущего нашей Родины.

Поэтому такое важное значение имеет принятый недавно Указ «О создании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан».

Дорогие соотечественники!

В рамках реализации закрепленных в Конституции социальных прав наших граждан в течение года в сельской местности на основе новых типовых проектов построены 24 тысячи домов, в городах – 187 современных многоэтажных домов.

Для централизованного обеспечения населения питьевой водой осуществлено 218 проектов, в результате улучшено водоснабжение 350 тысяч человек.

На базе сельских врачебных пунктов создано около 800 семейных поликлиник и более 400 пунктов скорой медицинской помощи. Службы скорой помощи обеспечены 1260 специальными транспортными средствами. Отремонтировано более 300 дошкольных образовательных учреждений.

Приоритетное значение развитию системы здравоохранения мы будем придавать и в следующем году.

В центре внимания государства и общества находится соблюдение принципа социальной справедливости, вопрос создания нуждающимся в помощи и поддержке людям, в первую очередь с ограниченными физическими возможностями, условий для полноценной жизни.

Только в этом году инвалидам выплачено 2 триллиона 600 миллиардов сумов пенсий и пособий.

Подписаны договора о выделении на льготной основе домов более 1200 нуждающимся в жилье малообеспеченным гражданам, для первичных выплат выделено 22 миллиарда сумов.

972 женщинам-инвалидам с ограниченными трудовыми возможностями предоставлены швейные машинки для надомничества, созданы постоянные источники дохода. Гражданам этой категории на безвозмездной основе выдано более 7000 протезно-ортопедических средств, свыше 6500 инвалидных колясок, около 1600 слуховых аппаратов.

Для оздоровления инвалидов и людей пенсионного возраста им бесплатно выдано около 23500 путевок в лечебно-профилактические учреждения республики.

И таких примеров можно привести немало.

Тем не менее нам предстоит еще многое сделать для всесторонней поддержки нуждающихся в социальной защите слоев населения, оказания им квалифицированной медико-социальной помощи, обучения востребованным профессиям и последующего трудоустройства.

В связи с этим была создана Комиссия по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, проведено глубокое изучение сферы.

С учетом мнений, высказанных на встречах с представителями общественности, был принят Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» . Согласно указу таким людям предоставлены новые льготы и возможности.

В этом направлении будет принят еще один важный документ – Закон «О правах лиц с инвалидностью».

Для решения задач в данной сфере необходимо обеспечить эффективную работу создаваемого при Министерстве здравоохранения Фонда по поддержке лиц с инвалидностью. Требуется также усилить работу специальной структуры, которая занимается социальной защитой одиноких престарелых граждан, других нуждающихся в ней слоев населения.

Уверен, что вся общественность, весь наш народ примет самое активное участие в осуществлении таких добрых дел.

Уважаемые участники собрания!

Думаю, все мы хорошо понимаем, что перед нами стоят важные и масштабные задачи по углублению реализуемых в стране демократических реформ.

При этом любая реформа должна осуществляться в соответствии с конституционными принципами и нормами, ключевым критерием должно быть верховенство закона.

Наша цель – обеспечить реальную власть народа не на словах, а на деле. Это главное требование нынешнего сложного времени, в которое мы живем. Хочу еще раз повторить – наши люди уже сегодня ждут позитивных изменений в жизни.

Поэтому мы должны организовать свою деятельность на основе девиза «Наше великое будущее начинается сегодня», направлять все силы и возможности на обеспечение благополучной жизни нашего народа.

Говоря об этом, хочу обратить ваше внимание на следующие приоритетные вопросы:

Во-первых, в ежедневной деятельности государственных органов должен беспрекословно обеспечиваться конституционный принцип приоритета прав и свобод человека.

Главным правилом для руководителей всех уровней должен стать принцип «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Конечно, мы стараемся изменить отношение руководителей к своей работе, но изменение руководителей с закостеневшим мышлением идет трудно.

Задачу изучения и решения проблем и забот людей необходимо выполнять на деле, регулярно выезжая на места.

В связи с этим хотел бы отметить, что организованные в каждом районе и городе Народные приемные стали целостной системой содействия практическому решению многих насущных проблем людей. За один год ими было рассмотрено около 1,5 миллиона обращений.

Сегодня укрепляется доверие населения к Народным приемным, еще больше проявляется их роль в повышении ответственности работников государственных органов.

Естественно, с ростом уровня жизни населения, решением многих проблем на местах количество обращений граждан будет уменьшаться.

Поэтому сегодня рассматривается вопрос об организации эффективного оказания государственных услуг через Народные приемные, с объединением соответствующих функций всех государственных организаций и центров «Одно окно» при Министерстве юстиции. Предусматривается, что данными вопросами непосредственно будет заниматься Служба по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента страны.

Было бы целесообразно в ее составе образовать новую структуру – Агентство оперативных государственных услуг.

Почти каждый день мы обращаемся в те или иные государственные органы. Порой приходится целый день стоять в очереди, чтобы получить обычную справку в нотариальной конторе, архиве, кадастровом ведомстве, организации электро-, газо- и водоснабжения или в махалле.

На эти, казалось бы, простые дела люди тратят много времени и нервов. А ведь все подобные вопросы можно решить в одном месте, быстро и централизованно!

Во всех городах и районах нашей страны, к примеру, в отдаленных Чимбайском или Кургантепинском районах, действуют десятки организаций, оказывающих государственные услуги населению. Они созданы, чтобы служить народу. Однако, к сожалению, многие из них оторваны от народа.

В XXI веке – в эпоху интернета и информационно-коммуникационных технологий все эти документы можно оформить не выходя из дома, с помощью компьютера!

В развитых странах такая система давно налажена. Разве нет возможности внедрить ее и в нашей стране? Безусловно, есть. Но мы привыкли относиться к этой задаче как к несущественной, не достойной внимания. А ведь каждый вопрос, если он касается жизни, интересов человека, по определению не может быть незначительным.

Исходя из этого теперь мы организуем работу на совершенно новой основе. Учреждения и структуры, оказывающие государственные услуги, будут обслуживать население, выезжая непосредственно на места, в махалли.

Народные приемные в областях, городах и районах будут координировать и контролировать эту работу.

В Южной Корее оказывается 750 видов государственных услуг. Представители администрации города Сеула приедут к нам и помогут в организации таких услуг в Ташкенте.

Думаю, наладив такую систему, мы существенно облегчим заботы людей.

В связи с этим Кабинету Министров совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами поручается в 15-дневный срок внести проект постановления Президента по данному вопросу.

Во-вторых, мы все должны глубоко осознать суть конституционного принципа народовластия.

Для этого необходимо широко внедрить отчетность органов исполнительной власти всех уровней перед народными представителями – парламентом и местными Кенгашами народных депутатов. Следует и дальше развивать механизмы парламентского, представительного и общественного контроля.

Каждый государственный служащий должен помнить, что несет ответственность перед народом.

Необходимым условием практического воплощения данного принципа является обеспечение прозрачности деятельности государственных органов.

Нам нужно создать все возможности для того, чтобы люди знали, чем занимаются государственные органы, избранные народом представители, и могли объективно оценить их деятельность.

В-третьих, обеспечение исполнения конституционных норм в области охраны здоровья граждан, являющегося нашим самым большим богатством, должно стать приоритетным направлением государственной политики.

Нашей первостепенной задачей остается совершенствование системы квалифицированной медицинской помощи, повышение до современного уровня профилактики заболеваний, эффективности работы служб патронажа и скрининга, системы обеспечения населения доступными и качественными лекарственными средствами. Мы также будем серьезно работать над популяризацией здорового образа жизни, ростом медицинской культуры в обществе.

В-четвертых, наша деятельность должна быть направлена на обеспечение важнейшей конституционной нормы – социальной справедливости.

Социальная справедливость – это обеспечение равенства перед законом всех граждан независимо от их политических взглядов, пола, национальности, языка и религиозных убеждений. Это равенство возможностей в образовании, медицине и других сферах. Это гарантия и свобода трудовой деятельности, равные возможности для карьерного роста. Самое важное, это забота о представителях старшего поколения и гражданах, нуждающихся в социальной защите.

Наша главная задача для утверждения в обществе принципа социальной справедливости – принятие справедливых законов.

В целом, если закон справедлив, защищает права человека на практике, люди будут уважать и соблюдать такой закон.

В-пятых, обеспечение конституционных прав граждан на свободу мысли, слова и убеждений – ключевое условие построения развитого демократического государства и сильного гражданского общества.

Сегодня в процессе демократических преобразований мы должны обеспечить полную реализацию потенциала граждан, стремящихся принимать непосредственное и активное участие в политической и общественной жизни страны. Важную роль в этом играют развитие многопартийной системы, межпартийные дискуссии, конкуренция мнений и программ.

Средства массовой информации призваны стать действенным инструментом доведения потребностей населения до органов власти, ближайшим помощником народа, зеркалом демократии. Главным направлением их деятельности должны быть критическая и объективная оценка работы органов власти и управления, выявление и освещение недостатков, актуальных проблем в различных сферах.

В-шестых, еще одна значимая для нас задача – последовательная реализация принципа взаимной ответственности граждан, государства и общества, связи их прав и обязанностей.

Этот принцип служит основой эффективного взаимодействия государства и личности, государства и гражданского общества в решении стоящих перед нашей страной важных задач.

Все мы – и граждане, и общество, и государство – одинаково ответственны за процветание Родины, укрепление мира и стабильности в стране, обогащение и сохранение для грядущих поколений исторического, духовного и культурного наследия нашего народа.

Мы должны усилить проводимую работу по укреплению царящей в нашем обществе атмосферы дружбы и согласия, уважения и взаимопонимания между представителями разных наций и народностей, проживающих в стране.

В-седьмых, обеспечение на практике свободы предпринимательской деятельности, неприкосновенности частной собственности и впредь будет приоритетным направлением государственной политики.

Без преувеличения можно сказать, что последовательная реализация данной конституционной нормы определит суть и содержание всех принимаемых нами мер по ускоренному развитию социально ориентированной рыночной экономики.

Мы и впредь твердо продолжим политику дальнейшей либерализации экономики, создания широких возможностей для предпринимателей. Вопросы всесторонней поддержки и развития этой сферы, имеющей для нас решающее значение, устранения всех препятствий, возникающих на пути бизнеса, останутся в центре моего постоянного внимания и контроля как главы государства.

Хочу еще раз подчеркнуть: воспрепятствование деятельности предпринимателей будет восприниматься как противоречащее государственной политике.

В-восьмых, мы должны обеспечить безусловное исполнение конституционной нормы о том, что Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту своим гражданам как на территории страны, так и за ее пределами.

К сожалению, до настоящего времени мы не уделяли достаточно внимания защите прав наших граждан, работающих за рубежом.

Сегодня наши соотечественники занимаются за рубежом не только лишь неквалифицированным трудом, а наукой, работают в банковско-финансовой системе, сфере информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая это, сегодня наше отношение к гражданам республики, работающим и получающим образование в других странах на законных основаниях, кардинально меняется. Правительство Узбекистана будет всесторонне защищать права и интересы граждан нашей страны, где бы они ни находились.

Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Достигнуто соглашение с Россией по вопросам трудовой миграции. Специальные делегации из Узбекистана выезжают за рубеж и проводят встречи с нашими соотечественниками. Совместно с местными органами управления принимаются необходимые меры для улучшения условий их труда и проживания, обеспечения прав.

Создаются все условия для оказания консульских и других услуг нашим соотечественникам за рубежом, свободного посещения ими Родины, участия в развитии страны. В дальнейшем мы расширим масштабы этой работы.

Еще один важный вопрос – нам необходимо глубоко осознать, что безусловное обеспечение принципа верховенства Конституции и закона и принципа законности является важной гарантией защиты прав и свобод человека.

В связи с этим неукоснительное соблюдение требований Конституции и законов должно стать неотъемлемой частью нашего менталитета, главным критерием нашей культуры.

Мы считаем важнейшим фактором достижения стоящих перед нами высоких целей последовательное продолжение тесного сотрудничества с мировым сообществом. Мы и впредь будем укреплять конструктивные, взаимовыгодные связи со всеми государствами дальнего и ближнего зарубежья, в первую очередь с соседними странами.

Пользуясь возможностью, хочу искренне приветствовать представителей международных организаций и послов зарубежных стран, принимающих участие в сегодняшнем собрании. Выражая благодарность за тесное сотрудничество, желаю всем вам новых успехов в вашей ответственной деятельности.

Мы поставили перед собой высокую цель войти в ряд развитых демократических государств мира, и сегодня на это направлены все осуществляемые нами широкомасштабные реформы.

Уверен, государственные органы, широкая общественность, все наши граждане внесут достойный вклад в достижение этой благородной цели.

Как Президент Республики Узбекистан и гарант Конституции считаю своим священным долгом обеспечивать верховенство закона в нашем обществе, защиту прав и свобод каждого гражданина.

Пройдут годы, столетия, но наша Конституция, безусловно, останется главным законом жизни для новых поколений, прочным фундаментом в решении проблем, которые поставит перед ними время.

Еще раз искренне, от души поздравляю всех вас со знаменательным праздником – Днем Конституции Республики Узбекистан, желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья вашим детям и внукам.

Пусть всегда сопутствует нам удача во всех наших благих делах и начинаниях!

Популярное:

  • Нотариус на алтуфьевском шоссе 92 Алтуфьевское шоссе в Москве На онлайн карте на данной странице отмечено расположение Алтуфьевского шоссе города Москвы с номерами домов. Адрес: Россия, Москва, Алтуфьевское шоссе Номера домов: 1, 1 к. 1, 2, 2 к. 1, 2 стр. 1, 2 стр. 2, […]
  • Пособие для боцмана и матроса В книге рассматриваются вопросы, связанные с практической работой матроса и боцмана современного морского транспортного судна; излагаются основы устройства морских судов с кратким описанием их мореходных качеств и основные положения из […]
  • Апшеронск районные суды Краткая историческая справка Апшеронского районного суда Апшеронский район был образован 2 июня 1924 года как Апшеронско-Хадыженский. Переименован в Хадыженский 8 октября 1924 года с перенесением центра в станицу Хадыженскую. 31 декабря […]
  • Ул строителей суд Ул строителей суд Григорьева Юлия Александровна Телефон: (813) 71-642-37 Помощник мирового судьи Тютюнник Наталья Николаевна СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ Коврижных Олеся Алексеевна Секретарь мирового судьи Вересова Светлана […]
  • Пенсионный закон расчет пенсии Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 […]
  • Временное удостоверение личности закон Временное удостоверение личности Одним из документов, при помощи которого можно идентифицировать гражданина Российской Федерации, является временное удостоверение личности. Такой документ применяется исключительно на территории РФ, выезд […]
  • Почему разводы на лаке Почему гель-лак не держится на ногтях: основные причины плохого маникюра Ухоженные ручки всегда выглядят красиво и достойно. Однако случается и так, что лак на ногтях трескается и слазит частями с ногтей уже на следующий день после […]
  • Правила доверенность на получение тмц Доверенность на получение ТМЦ (бланк и образец) Обновление: 14 июня 2017 г. Бланк доверенности по форме № М-2 В отечественной практике предпринимательской деятельности организации и ИП приобретают товары, оборудование, материалы и иное […]