Ликвидация добровольная юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица

Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Как уже говорилось выше, основанием для добровольной ликвидации может быть:

  • Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);
  • Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;
  • Окончание срока, на который была создана организация;
  • Достижение целей, ради которых была создана организация;
  • Состояние чистых активов в ООО и АО.

    Принятие решения о ликвидации

    Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников, в акционерных обществах — Общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах — общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

    На Общее собрание выносятся следующие вопросы:

  • Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);
  • Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;
  • Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

    С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

    Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий в некоторых случаях должна производится с разрешения антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

    Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации

    В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ (часть 1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

    Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации ) представляются следующие документы:

  • Уведомление о ликвидации по форме Р15001 — подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
  • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002- подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
  • Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии — 2 экз.
  • Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    Уведомление фондов о начале ликвидации

    В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

    В объявлении должны быть отражены следующие данные:

  • полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) указанного юридического лица
  • адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
  • сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
  • дата и номер принятого решения;
  • порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.

    Примерный текст публикации сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица:

    Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789, место нахождения: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1) уведомляет о том, что общим собранием участников (Протокол №8 от 01.01.2010) принято решение о ликвидации ООО «Лютик». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    Деятельность ликвидационной комиссии

    В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

  • Инвентаризация имущества предприятия.
  • Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
  • Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.
  • Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
  • Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
  • Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.
  • Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
  • Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
  • Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
  • Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
  • Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
  • Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
  • Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

    Подробнее остановимся на некоторых пунктах плана ликвидации.

    Взыскание дебиторской задолженности

    Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

    В соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учет и отчетности в РФ ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

    При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

    Расчеты с работниками

    О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

    При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

    В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день, после того, как он за ними обратился.

    Уплата налогов в период ликвидации предприятия

    В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

    Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

    Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.

    При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

    На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

    Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

    В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

    Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

  • Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;
  • Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • Промежуточный ликвидационный баланс;
  • Копия страницы журнала «Вестник государственной регистрации» с объявлением о ликвидации

    Удовлетворение требований кредиторов

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
    • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
    • Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

      В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

      Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

      Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

      Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.

      Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

      Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

      Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.

      Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

      Составление и утверждение ликвидационного баланса

      После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

      Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

      Расчеты с учредителями

      Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации. Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

      Закрытие счетов в банках

      После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются следующие документы:

      В течении 7 дней со дня закрытия счета в банке необходимо также уведомить фонды — Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

      Государственная регистрация ликвидации юридического лица

      Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    • Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    • Ликвидационный баланс
    • Протокол об утверждении ликвидационного баланса
    • Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов. Можно не предоставлять, тогда налоговый орган будет делать запрос в Пенсионный фонд для получения соответствующей информации.
    • Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

      В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

      Снятие с учета во внебюджетных фондах

      Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

      Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

    • Заявление (как правило, в произвольной форме)
    • Протокол о ликвидации (копия)
    • Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
    • Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)
    • В ФСС возвращается страховое свидетельство

      Заключительные операции по ликвидации

      После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

      Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

      Официальная ликвидация юридического лица

      Когда возникает необходимость прекратить деятельность компании, первая задача, которую ставят перед собой учредители — максимально обезопасить себя в будущем от любых проблем, связанных с деятельностью юридического лица. Самым надежным способом закрытия компании считается ее официальная ликвидация. Данная процедура проводится с соблюдением установленных законом требований и обеспечивает прекращение существования субъекта хозяйствования без правопреемства и с погашением всех имеющихся долгов.

      После окончания ликвидации компания перестает существовать как юридически, так и фактически, все ее обязательства исполняются, а правопреемство в любом объеме не допускается.

      Законодательно суть процедуры состоит в исключении из ЕГРЮЛ регистрационной записи о компании и погашении возможных обязательств.

      Почему именно официальная добровольная ликвидация?

      В случае с официальной ликвидацией важно то, что после того, как организация исключена из ЕГРЮЛ, подразумевается, что все права и обязанности компании считаются прекращенными на законных основаниях, а к бывшим ее собственникам и руководителям не может предъявить претензии ни одно лицо, в том числе и: контрагенты, клиенты, сотрудники, налоговые и прочие контролирующие, органы.

      Добровольная ликвидация при всех своих достоинствах не лишена и минусов:

    • процедура занимает длительное время и излишне бюрократизирована;
    • невозможность ликвидировать компанию с долгами перед кредиторами или бюджетом;
    • неизбежны налоговые проверки, выявление которыми даже малейших нарушений в налоговом учете неизбежно влечет штрафы и ответственность для фирмы и ее руководства.

    Как проводится добровольная ликвидация?

    Официальная ликвидация, инициированная основателями организации, проводится в несколько этапов:

    1. Принятие решения учредителями компании о проведении официальной ликвидации.
    2. Подача учредителями письменного уведомления регистрирующему органу.
    3. Назначение ликвидационной комиссии, перед которой поставлена задача выявить долги компании, провести расчеты с кредиторами, разместить официальное сообщение о ликвидации в СМИ для подачи требований кредиторов.
    4. По истечению 2 месяцев со дня публикации сообщения в СМИ, ликвидатором составляется промежуточный баланс, который подается в налоговые органы.
    5. Активы перенаправляются комиссией на погашение обязательств перед кредиторами, остатки распределяются между учредителями.
    6. Комиссия подает регистрирующему органу заявление о снятии ликвидированного лица с учета. Заявление подается также во внебюджетные фонды.
    7. Проводится проверка на предмет отсутствия задолженности, по результатам которой выдается справка о ликвидации, а в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

    Если же в ходе ликвидационных процедур будет установлена невозможность компании рассчитаться со всеми своими обязательствами, ликвидационная комиссия обязана в течение 10 дней с момента, когда данный факт был установлен, заявить о банкротстве компании.

    Для юридического сопровождения процесса ликвидации, в частности, прохождения налоговых проверок, целесообразно воспользоваться услугами опытных юристов, помощь которых гарантирует максимально быстрое прекращение деятельности фирмы с минимумом возможных проблем.

    Команда высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, аудторов «Банкротный юрист» гарантирует 100% законную и оперативную официальную ликвидацию фирмы и помогут решить любые проблемы, возникающие в процессе прекращения деятельности компании.

    В каждой ситуации есть свои нюансы и особенности. Поэтому, всегда необходима индивидуальная консультация, с учетом сложившейся судебной практики. Позвоните нам 8 (495) 127-03-36 мы бесплатно ответим на вопросы с учетом вашей ситуации, какой бы сложной она не была.

    §4. Понятие юридического лица. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица.

    Юридические лица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права. Они существуют юридически — с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Создание юридического лица как самостоятельного субъекта права преследует различные цели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональном управлении имуществом юридического лица, а также в ограничении имущественной ответственности учредителей.

    Законодательное определение юридического лица дано в статье 48 ГК РФ.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Таким образом, юридическому лицу присущи следующие признаки.

    Признак организационного единстваозначает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев — структурных подразделений.

    Правовую основу деятельности юридических лиц образуют не только нормативные акты, но также его учредительные документы, в которых должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

    Большинство юридических лиц имеют один учредительный документ — устав. Единственным учредительным документом хозяйственного товарищества является учредительный договор.

    В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

    Признак имущественной обособленностиюридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Первоначальным, стартовым имуществом юридического лица является уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд или уставный фонд), который формируется за счет вкладов учредителей. В дальнейшем имущество увеличивается за счет занятия предпринимательской деятельностью и других источников. Внешним выражением имущественной самостоятельности юридического лица является то, что оно должно иметь самостоятельный баланс, а учреждение — смету.

    Признак самостоятельной имущественной ответственностизаключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

    Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, постольку, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.

    Определенной гарантией удовлетворения интересов кредиторов является уставный капитал, размер которого должен быть не ниже установленного законом. По общему правилу, если по окончании очередного финансового года стоимость чистых активов юридического лица окажется меньше уставного капитала, юридическое лицо обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала. Если же стоимость чистых активов окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, оно подлежит ликвидации.

    Завершающий признак юридического лица — это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

    Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (например, общество с ограниченной ответственностью). Наименования юридических лиц, обладающих по закону целевой правоспособностью, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (например, научно-производственное объединение и т. д.). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, на которое с момента его государственной регистрации она имеет исключительное право.

    Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Юридическое лицо, будучи искусственно созданным субъектом, как таковое не может приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. По общему правилу оно действует через свои органы, в состав которых входят физические лица (граждане), способные к волеизъявлению. Органы юридического лица являются его частью, поэтому их действия считаются действиями самого юридического лица. Органы юридического лица могут быть коллегиальными (общее собрание, правление и т. п.) и единоличными, т. е. состоять из одного лица (директор, президент и т. п.). Единоличный исполнительный орган действует от имени юридического лица без доверенности.

    В предусмотренных законом случаях юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через своих участников (например, в товариществах органы управления не создаются, поэтому от имени товарищества действуют его участники).

    Кроме того, юридическое лицо, как и другие субъекты гражданского права, может выступать в гражданском обороте через представителей, действующих на основании доверенности. Например, для расширения сферы своей деятельности юридические лица создают филиалы и представительства — обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения.

    Руководители филиалов или представительств действуют на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом. Филиалы и представительства отличаются друг от друга по характеру и объему выполняемых функций. Сущность представительства отражена в его названии — оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, т. е. совершает для юридического лица определенные юридические действия. Филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, т. е. занимается основной деятельностью юридического лица (например, производственной) и в то же время может осуществлять функции его представительства.

    Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица.

    Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. В соответствии с пунктом 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

    Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

    Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица.

    Например, в статье 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

    Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т. д.

    Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

    Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

    С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

    В качестве общего правила в пункте 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т. е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Специальной правоспособностью обладают:

    1) некоммерческие организации;

    2) коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации);

    3) коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

    Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

    Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Реорганизация юридического лица— способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального право преемства.

    Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ).

    Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних.

    Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.

    Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.

    Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.

    Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

    Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

    Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, специальные законы относят решение вопроса о реорганизации и ликвидации к компетенции общего собрания участников.

    В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в статье 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

    В соответствии с пунктом 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

    С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

    Гражданский кодекс в статье 60 закрепляет гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые обеспечиваются различными способами (например, обязанностью реорганизуемого юридического лица в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации; размещением в СМИ уведомления о реорганизации юридического лица (эта информация размещается реорганизуемым юридическим лицом дважды с периодичностью один раз в месяц сразу после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации); наделением кредитора юридического лица правом требования досрочного погашения обязательств).

    Ликвидация юридического лица— это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

    Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:

    1) в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    2) при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции России, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    3) в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

    4) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

    Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

    После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

    Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица.

    Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

    После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

    Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

    Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.).

    Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

    Популярное:

    • Загранпаспорт правила оформления Порядок оформления загранпаспортов и их выдачи гражданам Российской Федерации Российские граждане могут оформить загранпаспорт не только по месту своего жительства, но и по месту пребывания (фактического проживания). С учетом этого […]
    • Оформить патент иностранному гражданину Документы для получения патента Каждый иностранный гражданин, который находится на территории РФ в безвизовом режиме (это преимущественно граждане СНГ за исключением стран, входящих в Евразийский таможенный союз (Армения, Казахстан, […]
    • Что делает городской суд Виртуальный справочник по судебной системе РФ www.themis.ru Районный суд Районный (городской) суд - это первое звено в иерархии федеральных судов, самый "младший" федеральный суд. Однако это и основное звено, потому что он рассматривает […]
    • Повысят ли пенсии в 2018г Будет ли повышение пенсии с 1 августа 2018 года? Прибавка к пенсии с 1 августа 2018 года производится только работающим пенсионерам и осуществляется в результате перерасчета, учитывающего страховой стаж за прошедший год — собственно, за […]
    • Ликвидация офиса распродажа Распродажа офисной мебели уже стартовала На правах рекламы В связи с ликвидацией склада компания "Офисная мебель недорого" начала распродажу офисной мебели по ценам, на 35 % ниже рыночных. На данный момент клиенты производственной […]
    • Налог на имущество платят усн Налог на имущество при УСН в 2018 году Применение УСН освобождает индивидуальных предпринимателей, а также организации от уплаты некоторых налогов. Это касается и налога на имущество при УСН в 2018 году. Тем не менее, существуют некоторые […]
    • Уголовный кодекс сколько статей Уголовный кодекс сколько статей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
    • Закон звуковая реклама Страница не найдена Более 100 различных предложений по рекламным услугам в Санкт-Петербурге! Вы можете обратиться за консультацией, практически, в любое время! После запуска рекламной кампании мы проконтролируем и отчитаемся о ходе ее […]