Малый вводный септаккорд с разрешением

Малый вводный септаккорд с разрешением

См. также решения задач

Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Септаккорд VII ступени и его обращения

Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада — вводном тоне (VII ступени мажора и гармонического минора). В мажоре это малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в гармонических мажоре и миноре — уменьшенный септаккорд. Есть ещё вводный септаккорд с квартой.

Как и все другие септаккорды, VII7 имеет 3 обращения: VII65, VII43, VII2.

Функциональная принадлежность и бифункциональность. По функциональному значению вводные септаккорды принадлежат доминантовой группе, однако наличие в составе IV и VI ступеней говорит об их бифункциональности — D и S. По интенсивности неустойчивости вводные септаккорды близки D7.

Местоположение в форме. Приготовление. Вводные септаккорды используются во внекаденционных оборотах — практически после аккордов любых ступеней, если позволяет голосоведение:

после тоники — Бетховен. Соната №23, часть I.

после субдоминанты — Чайковский. «Детский альбом», «Полька»

после других доминант — Бетховен. Соната №5, часть I.

Разрешение септаккорда VII ступени. Септаккорд VII ступени и его обращения могут разрешиться непосредственно в T53, при этом основной тон и терция идут на ступень вверх. Благодаря ведению терцового тона вверх в тоническом созвучии удваивается терция. При таком голосоведении VII7 разрешается в I53, VII56 и VII43 — в I6. Разрешение же VII2 в I64 неупотребительно из-за несамостоятельного значения квартсекстаккордов вообще. Для перехода в K64, требующий перез собой S (или T) гармонии, VII2 тоже не подходит, т.к. не может служить представителем S. Обычно, если вводный септаккорд и проявляет заложенный в нем элемент S, то лишь в обороте VII43 — I53, изредка встречается в виде, аналогичном плагальному обороту (в дополнениях после полной каденции).

Разрешение в консонирующую доминанту. Возможно разрешение VII7 в D6.

Разрешение в обращения D7. Помимо непосредственного разрешения в T, VII7 может разрешаться через ближайшее обращение D7. При переходе в D7 (или его обращение) VII7 получает лишь частичное акустическое разрешение. Это внутрифункциональное разрешение, которое всегда требует дальнейшего движения, так как не даёт перехода неустойчивой гармонии в T.

Перемещение. При перемещении гармонии VII7 или переходе одного обращения VII7 в другое остается в силе правило, общее для всех септаккордов:септима выдерживается на месте в одном и том же голосе.

При гармонизации мелодический переход VII7 и его обращений в соответствующее обращение D7 даёт возможность проходящих оборотов с VII7 и его обращениями.

Проходящие аккорды между обращениями VII7. Между VII7 и VII65часто используется в качестве проходящего аккорд S64. При этом бас и один из голосов идут по тем же звукам в противодвижении, 2 других голоса выдерживают общие тоны. VII7-S64-VII65 или наоборот.

Между VII65 и VII43 используется иногда проходящий VI64 при аналогичных условиях голосоведения. VII65-VI64-VII43-I6.

Но особенно характерно проходящее D трезвучие между VII43 и VII2. VII43-D-VII2.

Возможен проходящий оборот I — VII65г. — I6 только вверх.

Особые обороты. Несовершенный каданс K64 — VII43 — I6 — V — VII7; VII7 — IV (VII2 — IV6), VII43 — VI.

Скачки при разрешении VII7.

VII43 3 — I6 5 ; VII43 1 — I6 5 ; VII7 3 — I3 5 с удв.5

VII65 5 — I6 1 ; VII65 7 — I6 3 с удв.3

Григ. Студенческая серенада op.73 №6 т.т.18-19

Энгармонизм VII7. Обращения VII7 равны энгармонически. Без настройки VII7 неопределён в ладовом отношении.

Малый вводный — наиболее типичное применение в мелодическом положении септимы. (или септима выше примы)

VII7 4 Шуберт. Спокойно спи. Рахманинов «О нет, молю, не уходи».

VII7 малый присущ романтикам, позднему Скрябину. Энгармонизм — тристанов аккорд, рахманиновская S)

VII2 — VI. Григ «Ариэтта»op.12 №1.

VII2 — D7 — I. Григ. Листок из альбома op.47 №2

Малый вв. VII7. Григ Ноктюрн op.54 №4

Григ. «С водяной лилией» op.25 №4 том II.

Григ. «Лебедь» перед кодой VII43мал. — I6

Вводный септаккорд (или септаккорд VII ступени) — септаккорд, строится на VII ступени лада. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7 [1] .

Содержание

Общая информация

В септаккорд VII ступени входят все неустойчивые ступени тональности.

Вводный септаккорд и доминантсептаккорд имеют три общих звука, поэтому для получения звучности диссонирующей доминанты необходимо септиму вводного септаккорда повести на секунду вниз.

Виды вводного септаккорда

В зависимости от лада вводный септаккорд может быть малым уменьшенным (в натуральном мажоре) или уменьшенным (в гармоническом мажоре или миноре). В натуральном миноре септаккорд VII ступени не применяется, вместо него образуется доминантсептаккорд параллельного мажора.

Малый вводный септаккорд

Малый вводный септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажорного лада, состоит из уменьшённого трезвучия и малой септимы, или из двух малых терций и большой терции [2] — это малый септаккорд с уменьшенной квинтой (полууменьшенный). В состав аккорда входит доминантовый тритон тональности.

Уменьшенный вводный септаккорд

Уменьшенный вводный септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора или минора, состоит из уменьшённого трезвучия и уменьшенной септимы, или из трёх малых терций — это уменьшенный септаккорд. В состав аккорда входят обе уменьшенные квинты тональности.

Разрешение

Во избежание нежелательного параллельного движения квинтами II ступень лада, являющаяся терцовым тоном вводного септаккорда, при разрешении в тонику переходит в III ступень, а не в I. В итоге септаккорд VII cтупени разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоением терцового тона.

Примечания

  1. Н. А. Далматов Часть вторая // Музыкальная грамота и сольфеджио / Редактор К. Соловьёва. — М .: Музыка, 1965. — С. 100. — 248 с.
  2. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 277. — ISBN 5-7140-0592-7

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

    Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Вводный септаккорд» в других словарях:

    Септаккорд — четырёхзвучие, в осн. виде к рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к рая, вместе с трезвучием, входящим в… … Музыкальная энциклопедия

    Уменьшенный септаккорд — ― септаккорд, содержащий в сжатом расположении (т. е. будучи расположен по терциям) уменьшенное трезвучие в основании и уменьшенную септиму между крайними звуками (например: си―ре―фа―ля♭), или, иначе, три малых терции, две уменьшенных квинты, два … Википедия

    Доминантсептаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта большая терция прима Доминантсептаккорд (септаккорд V ступени, главный септаккорд) малый мажорный септаккорд, строя … Википедия

    Обозначения в табулатуре — Содержание 1 Специальные обозначения [1] [2] [3] 1.1 Структура мелодии [1] … Википедия

    Септаккорды — Септаккорд[1] аккорд из 4 нот, расположенных по терциям (Аккорд это три или более звуков, которых можно расположить по терциям). Название аккорда вне тональности определяется нижним трезвучием и крайней септой между звуками. 4 вида септаккордов:… … Википедия

    Гармония — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения). Гармония (др. греч. ἁρμονία связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе … Википедия

    Русская песня — Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия

    S o l F a theory

    Вводный септаккорд

    Вводный септаккорд — один важнейших аккордов доминантовой группы.

    Называется он так по «вводному» тону — VII ступени в мажоре и VII# в миноре, «вводящей» непосредственно в первую ступень лада.

    Есть два варианта: малый вводный (по структуре малый с уменьшённой квинтой, только в натуральном мажоре) и уменьшённый вводный (по структуре уменьшённый, в гармоническом мажоре и миноре). Разрешаются они одинаково.

    Имеет два основных разрешения: прямое (прима и терция вверх, квинта и септима вниз) сразу в тонику и внутрифункциональное (внутри доминантовой функции, через обращение D7; правила — септима на ступень вниз, все остальные на месте). Прямое разрешение есть у всех обращений, кроме вводного секундаккорда, т.к. он попадает в K64, а аккорды доминантовой функции не соединяются с кадансовым.

    У вводного терцквартаккорда есть ещё особое плагальное разрешение непосредственно в тоническое трезвучие с ходом баса IV-I.

    Уменьшённый вводный терцквартаккорд с квартой имеет своё особое название — «рахманиновская субдоминанта», разрешается плагально в тоническое трезвучие, звучит как малый с уменьшённой квинтой септаккорд.

    Перед вводным септаккордом могут стоять практически любые аккорды T-й и S-й функции, а также более слабые аккорды D-й функции. D7 равен вводному, и они могут идти друг в друга.

    У вводных септаккордов в мажоре может быть понижена и повышена терция, а также повышена квинта, в миноре — понижена терция, повышена и понижена квинта.

    Постройте малый вводный септаккорд и уменьшённый вводный септаккорд от #ре(ре диеза).

    Ответы и объяснения

  • MrsVaderr
  • главный мозг

Построения с разрешениями смотрите во вложении.

Разберемся, что эти аккорды из себя представляют и почему называются именно так. умVII7 и мVII7 — вводные септаккорды. Римская VII означает, что аккорды строятся на VII (вводной) ступени. Арабская 7 — интервал септима (7 ступеней). В зависимости от того, мVII7 или умVII7 мы строим, интервал между крайними звуками будет равен малой септиме (м.7) или уменьшенной септиме (ум.7) соответственно. В эти аккорды входят все неустойчивые ступени тональности: VII-II-IV-VI
Интервальный состав:
мVII7: м.3+м.3+б.3 или ум.53+б.3
умVII7: м.3+м.3+м.3 или ум.53+м.3
Уменьшенный вводный септаккорд строится в мажоре гармонического вида (с пониженной VI ступенью)
Разрешение:
Оба аккорда разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона. Удваивается именно терция во избежание параллельных квинт, которые в гармонии нежелательны.

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Post navigation

Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII ступени и его обращения

Базовый курс гармонии. Содержание
Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII (вводной) ступени является одним из главных септаккордов доминантовой группы.

По структуре и звучанию септаккорд VII ступени — это малый с уменьшенной квинтой септаккорд в натуральном мажоре и уменьшенный септаккорд в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Как и любой другой септаккорд, VII7 имеет три обращения: VII65 на II ступени, VII43 на IV ступени и VII2 на VI ступени лада.

Разрешить VII7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной терцией на ближайшей ступени в басу . При этом VII ступень (основной тон) разрешается вверх, в I ступень; II ступень (терцовый тон) — тоже вверх, в III ступень; IV ступень (квинтовый тон)— вниз, тоже в III ступень; VI ступень (септима) — вниз, в V ступень. Таким образом, VII7 разрешается в T53 с удвоенной терцией, VII65 — в T6 с удвоенной терцией, VII43— тоже в T6 с удвоенной терцией. VII2 теоретически может разрешиться в Т64 с удвоенной терцией, но в практике такой оборот не используется.

При разрешении VII7 и его обращений в аккорды тоники образуется мелодический тип соединения :

VII43, который строится на IV ступени лада может также плагально разрешаться в T53:

Кроме того, водный септаккорд (VII7) и его обращения могут разрешаться внутрифункционально (т.е. в рамках одной функциональной группы аккордов) в ближайшие аккорды доминанты с использованием гармонического типа соединения. Три звука аккорда остаются на месте, кроме с ептимы (6-й ступени лада), которая разрешается на секунду вниз в приму доминанты (5-ю ступень). В свою очередь, аккорд доминанты разрешается в тонику:

VII7, VII65 и VII43 могут употребляться в качестве доминантовых гармоний в начале и середине построения.

VII2 может быть использован в заключительной полной каденции как басовое задержание к D7:

Задание; Играйте обороты, представленные в нотных примерах, в различных мелодических положениях во всех тональностях квинтового круга.

Вводные септаккорды

Правила гармонии позволяют строить септаккорды на любых ступенях гаммы, и производных звуках. Иными словами, помимо уже знакомого Вам доминантсептаккорда, Вы можете использовать еще шесть септаккордов на всех ступенях гаммы (не считая различных альтераций). Все эти аккорды имеют разную специфику, окраску, свойства. Одни можно встретить в музыке практически столь же часто, как и доминантсептаккорд, другие — намного реже, а третьи являются вообще экзотикой, почти чудом. Среди всех возможных септаккордов наиболее часто встречаются в практике т.н. «ВВОДНЫЕ» септаккорды. Это наименование заимствовано от «вводной» ступени гаммы — то есть, VII-й, «вводящей» в тонику.

Попытайтесь построить вводный септаккорд в четырех знакомых вам ладах. Можно сделать это на клавиатуре фортепиано, можно — на нотной бумаге, а можно — мысленно. Последний способ полезней всех! Попробуем на традиционном примере тональности «до». В натуральном мажоре вводным звуком будет нота «си». Строим от нее четыре звука вверх по терциям:

Как и следовало ожидать, в основе септаккорда получается уменьшенное трезвучие (вспомните — в мажоре VII-я ступень — единственная, где строится такое трезвучие). Верхний же звук аккорда образует интервал малой септимы. нажмите этот аккорд на клавишах) или извлеките его из компьютера с помощью программы-редактора, например. Прислушайтесь и запомните окраску — она печальна, сдержанна, минорна; а из-за наличия уменьшенной квинты в аккорде — слегка отдает щемящим чувством, тоской. Стремитесь и впредь, при знакомстве с любым созвучием, приемом или методикой, сразу испытывать на себе их ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ действие — ведь именно ради него Вы изучаете музыкальную «кухню» не так ли? Вам предстоит потом применять эти ощущения в своей музыке, чтобы овладеть сердцами слушателей.
Итак, в полученном септаккорде имеется интервал уменьшенной квинты, плюс малая септима. Вследствие этого данный аккорд называется в тональности «малым вводным», а ВНЕ тональности — «малым с уменьшенной квинтой». Иногда можно услышать термин «малый уменьшенный», но это уже, скореее, просторечивый «диалект», так как очень уж «не по-русски» звучит. «Масляное масло».

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется «уменьшенным вводным», либо (вне тональности) — просто «уменьшенным».

Так же, прислушайтесь к его звучанию, попытайтесь определить, как влияет на его окраску и эмоцию наличие сразу ДВУХ уменьшенных интервалов — квинты и септимы.

В натуральном миноре септаккорд на VII ступени естественным образом получается «малым мажорным» (проверьте сами!) — то есть, идентичным по строению простому доминантсептаккорду. В нем отсутствуют уменьшенные интервалы. Поэтому название «вводного» не прижилось для этого аккорда в этом ладу.

Обозначение вводных септаккордов ничем не отличается от традиции: в условиях тональности пишется римская цифра (номер ступени), затем пишется арабская «7» в нижнем индексе.

Во многих учебных пособиях и обучающих программах заокеанского производства можно встретить эту цифру в ВЕРХНЕМ индексе. Вы, конечно, можете приучить себя к той или иной системе, но должны по меньшей мере ЗНАТЬ об этом. В традиционной классической школе тип аккорда или его обращение обозначается всегда в нижнем индексе. Верхний же используется для отображения дополнительных и/или альтерированных звуков в аккорде. Мы будем следовать в наших уроках именно классической школе.

Вне тональности номера ступеней теряют смысл, поэтому в обозначении аккорда они заменяются сокращенными словами: «ум» — уменьшенный, или «м» — малый». Индексы остаются без изменений.

Как следовало ожидать, вводные септаккорды — созвучия резко неустойчивые. Эта неустойчивость чаще всего прекрасно ощущается даже вне тональности — аккорд уже сам содержит достаточно диссонирующих интервалов, чтобы вызывать ощущение неудовлетворенности, напряжения. В тональности же к этому добавляются и естественные тяготения каждого звука аккорда к устойчивым звукам тональности. Поэтому, используя этот аккорд в своем творчестве, Вы должны будете его разрешать. Делается это точно так же, как во всех других случаях: каждый голос аккорда должен двигаться по своему собственному тяготению.

Есть только одно исключение — это терцовый тон аккорда. Его при разрешении следует вести не в тонику, а в III ступень (это тоже устойчивый звук, расположенный на таком же расстоянии, если не ближе, поэтому подобное разрешение не вызывает у «поющего голоса» сопротивления, все звучит естественно). Конечно, терцовому тону аккорда (это II ступень) было бы «приятнее» разрешиться вниз, в тонику, но этому мешает тот факт, что септима того же аккорда разрешается в V ступень. Ну, например, в до-мажоре:

Видите? Септиме пойти больше некуда, у нее просто нет выбора. И если мы поведем ноту «ре» в тонику, в «до», то в этой «музыке» образуется очень неприятная вещь — два голоса движутся параллельно, интервалом квинты. А это — весьма неприятное звучание, жестко запрещенное и правилами гармонии тоже. Вот, во избежание этой неприятности, лучше всего разрешать ноту «ре» вверх, а не вниз. При этом у нас получается тоническое трезвучие с удвоенным тоном терции — но вот это как раз совсем не режет слуха!

В остальном же вводный септаккорд ведет себя так же, как и все остальные аккорды.

Как и все септаккорды, вводные септаккорды имеют три возможных обращения: квинтсекст-, терцкварт- и секундаккорд. При сочинении музыки можно с равным успехом использовать как основной вид, так и любое обращение — это диктуется исключительно желанием автора и его художественными целями.

По своему поведению, септаккорд VII ступени выполняет в ладу функцию доминанты. Это означает, что он может заменять собой обычную доминанту на V ступени практически в любой ситуации. Правда, замена эта не совсем адекватна, потому что аккорд все же имеет специфическую окраску. Это различие автор может использовать во благо, но может и во вред. Главное, что бросается в глаза при сравнении звучания обычной доминанты и септаккорда VII ступени — в последнем отсутствует собственно доминантовый звук лада, V-я его ступень. Отсутствует единственный общий звук с тонической сферой, отсутствует какая-то опора. Из-за этого вводный септаккорд теряет немалую долю утвердительности, и приобретает «сомневающийся» оттенок. Следовательно, этот аккорд плохо подходит для недвусмысленного, ярко выраженного завершения музыкальной пьесы. И наоборот, если автор ищет смятенных чувств, таинственности, лукавства и подобных неопределенностей в эмоциях — то вводный септаккорд на месте доминанты окажется очень удачным решением.

Не менее распространен в музыке и септаккорд на II-й ступени лада. Если вводный септаккорд может рассматриваться как приблизительный аналог доминанты, то септаккорд II ступени создает такую же пару к обычной субдоминанте, к трезвучию IV ступени. Попытавшись построить этот септаккорд в различных ладах, мы обнаруживаем такую ситуацию: аккорд получается либо «малым с уменьшенной квинтой» (как вводный в мажоре), либо «малым минорным» (то есть, минорное трезвучие плюс малая септима):

Его звучание всегда более минорно, чем у его «брата» — трезвучия субдоминанты. Если субдоминанта мажорна, то II7 — минорен. Если субдоминанта минорна, то II7 — уменьшен. Таким образом, Вы можете в своей музыке получать субдоминантовое звучание еще более затемненным, если используете вместо трезвучия IV септаккорд II.

Из обращений этого септаккорда, наибольшее применение получил квинтсекстаккорд:

или, например, так:

так как его нижний голос (бас) находится на IV ступени лада. Это придает звучанию самое сильное сходство с обычной субдоминантой, что позволяет обращаться с этим аккордом точно так же, как и с нею. Иными словами, в этом обращении поведение септаккорда наиболее удобно для композитора, и наиболее приятно для слушателя. Но, разумеется, композитор имеет полное право выбрать и любое другое обращение этого септаккорда, если требуется именно необычное звучание.

Популярное:

  • Чертеж как оформить Чертеж как оформить Примечание. При необходимости допускается применять формат А5 с размерами сторон 148*210. Рис. 2. Лист формата А4 Рис. 3. Лист формата А3 Рис. 4. Складывание листа формата А3 по ГОСТ 2.501-88 Рис. 5. Основная […]
  • Пособие для боцмана и матроса В книге рассматриваются вопросы, связанные с практической работой матроса и боцмана современного морского транспортного судна; излагаются основы устройства морских судов с кратким описанием их мореходных качеств и основные положения из […]
  • Как оформить условие задачи Решение и оформление простых задач в 1 классе Простые задачи на нахождение суммы 1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети? 2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе? 3. На […]
  • Анкеты подросток и закон Анкета «Наркотики и подросток» Анкета «Наркотики и подросток»Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.1. Много ли у тебя свободного времени?- да;- нет. 2. Как ты учишься?-отлично;- хорошо;- удовлетворительно;- плохо.3. Чем занимаешься в […]
  • Законы ману индия Законы ману индия Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]
  • Твёрдый залог пример НАСТОЛЬНАЯ КНИГА НОТАРИУСА В двух томах Том I Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Раздел I. Организация нотариата Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий Глава 6. Общие условия […]
  • Дуванский мировой суд Судебный участок № 2 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 3 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 4 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 5 по Кировскому району г. Уфы Авроры (нечетная с 27-31), Батырская […]
  • Приказы в дши образцы Приказы в дши образцы Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс […]