Международные третейский суд

Содержание страницы:

Третейский суд и международный коммерческий арбитраж

Третейские суды и международный коммерческий арбитраж имеют огромное значение при разрешении споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Пробелы в законодательстве, регулирующем образование и деятельность таких судов, в конечном итоге привело к их дискредитации и как следствие неспособности в полной мере решать вопросы, встающие перед бизнесом.

Пакет поправок в законодательство, который вступит в силу с 1 сентября 2016 года, имеет своей целью исправить сложившуюся ситуацию, а также повысить доверие к третейским судам в предпринимательской среде.

Понятие третейского суда и международного коммерческого арбитража

Согласно действующему законодательству третейским судом, а равно и международным коммерческим арбитражем, является негосударственный юрисдикционный орган, который уполномочен законом и сторонами в части разрешения гражданско-правового спора между этими сторонами и вынесения по нему решения, обязательного для этих сторон.

Принятый Закон об арбитраже вводит новые и корректирует ранее существовавшие понятия (статья 2). К новым понятиям относится «постоянно действующее арбитражное учреждение», под которым понимается подразделение некоммерческой организации, осуществляющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. Данное понятие заменит термин «третейский суд» в нашем привычном понимании. Единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретный спор, теперь будут считаться третейским судом.

Закон об арбитраже должен заменить закон о третейских судах, однако положения нового закона являются определяющими и для международного коммерческого арбитража, расположенного в РФ. Так, в статье 1 закона об арбитраже установлено, что на международный коммерческий арбитраж распространяют действия положения о хранении судом решений, постановлений о прекращении арбитража. Международный коммерческий арбитраж также должен подчиняться положениям статьи 43 Закона об арбитраже, в котором говорит о внесении изменений в юридически значимые реестры, и положениям об образовании и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в РФ.

Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования

Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.

Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.

Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей. Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.

С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее — НКО).

Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации. Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций. При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети « Internet » правил рассмотрения споров в таких учреждениях. Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами. По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.

Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже).

Подведомственность споров, рассматриваемых в третейских судах и международном коммерческом арбитраже

Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, и в которых хотя бы одна сторона находится за границей или в которых участвуют предприятия с иностранными инвестициями, а также иные споры могут рассматриваться в международном коммерческом арбитраже.

Споры, которые законом прямо не отнесены к подведомственности государственных судов, подведомственны третейским судам.

В силу расплывчатости формулировок в законодательстве, определяющих подведомственность споров третейским судам и международному коммерческому арбитражу, в судебной практике существовали диаметрально противоположные подходы к решению одних и тех же вопросов. Так, вопросы подведомственности споров о недвижимости в каждом регионе Российской Федерации решались по-своему, пока Конституционный Суд в своем постановление от 26.05.2011 № 10-П не дал толкование соответствующим положениям Закона о третейских судах и нормам АПК РФ, приведя судебную практику к единству.

В изменениях к законодательству добавлены новые критерии, в соответствии с которыми спор может быть рассмотрен в международном коммерческом арбитраже. Так, дела, в которых место, с которым связанно исполнение значительной части обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым предмет спора наиболее тесно связан, находится за границей, будут относиться к спорам, подведомственным международному коммерческому арбитражу.

Поправки в законодательство также призваны изменить существующую практику в государственных судах в отношении споров, вытекающих из корпоративных правоотношений. Теперь законом определен круг корпоративных споров, которые можно будет передавать на разрешение в третейские суды, а также условия и особенности рассмотрения таких дел. При этом арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (ad hoc), не уполномочен на рассмотрение корпоративных споров.

Международный Суд

Основные сведения

«. коллегия независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств . »

Статут Международного Суда, 1945 год

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны
  • МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.
  • Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

    Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

    В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

    В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

    Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

    Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

    Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

    Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

    Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

    МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

    Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

    МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

    Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

    Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

    Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

    При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

    Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

    Дворец мира — местопребывание МС

    Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

    Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

    С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

    Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
    (тел.: + 31 70 302 4137).

    Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

    § 3. Арбитражный (третейский) суд

    Нормативные положения о международном третейском суде были сформулированы в разделе IV Конвенции о мирном ре­шении международных столкновений от 5 (18) октября 1907 г. Предметом деятельности суда названо «Решение споров между государствами судьями по их выбору и на основании уважения к праву». Конвенция резюмирует, что обращение к третейскомy суду влечет за собой обязанность добросовестно подчинить­ся третейскому решению.

    Арбитражный (третейский) суд создается государствами по взаимному соглашению из назначенных или выбранных ими из списка членов Постоянной палаты третейского суда лиц — арбитров (третейских судей), которые, по мнению государств, могут квалифицированно и беспристрастно разрешить возник­ший между ними спор.

    Соглашения об обращении к арбитражной процедуре мо­гут быть трех видов:

    1. Специальное соглашение (третейская запись, компромисс) об учреждении арбитражного суда в связи с возникновением спора. В соглашении указываются предмет спора, порядок и срок назначения арбитров, полномочия, порядок принятия решений, место заседания, язык, который будет использоваться арбитрами.

    2. Так называемое арбитражное соглашение, в котором го­сударства принимают на себя обязательства передавать на ар­битражное разбирательство любые споры, которые возникнут между ними в будущем.

    3. Соглашение как элемент международного договора, в котором содержится положение об обращении к арбитражной процедуре в случае возникновения спора о применении или толковании этого договора, а также предусматривается поря­док формирования арбитражного суда.

    Число членов арбитражного суда должно быть нечетным. Каждая сторона назначает равное количество арбитров. После назначения по договоренности стороны назначают председате­ля (суперарбитра). Он не должен быть гражданином ни одного из государств — участников спора и не иметь гражданства, в котором состоят ранее выбранные арбитры.

    Если попытка учредить арбитражный суд спорящими сто­ронами окажется безуспешной, они могут воспользоваться по­мощью третьего лица (Генерального секретаря ООН, Генераль­ного секретаря Постоянной палаты третейского суда).

    Арбитражный суд принимает свои правила процедуры и определяет местопребывание.

    Арбитражное разбирательство состоит, как правило, из двух частей — письменного следствия и прений.

    Решение принимается большинством, причем члены арбит­ражного суда не могут воздерживаться при голосовании. Реше­ние является окончательным и обязательным (только для спо­рящих сторон).

    Стороны могут обратиться к арбитражному суду, вынес­шему решение, с просьбой о его пересмотре.

    На арбитражное разбирательство могут передаваться спо­ры, стороной или сторонами в которых являются международ­ные организации.

    Расходы арбитражного суда, включая вознаграждение его членов несут в равных долях стороны, участвующие в споре, если в силу особых обстоятельств суд не примет иного реше­ния.

    Особое место в системе судебных органов занимает Посто­янная палата третейского суда (ППТС). Она не является само­стоятельным судебным органом, а обеспечивает возможность оперативного урегулирования споров посредством арбитраж­ного (третейского) разбирательства. Можно сказать, что ППТС призвана быть в постоянной готовности оказать государствам услуги в формировании и осуществлении деятельности арбит­ражного органа.

    ППТС была учреждена Первой конференцией мира (1899 г.). Ее правовой статус определялся Конвенцией о мирном реше­нии международных столкновений 1899 г., которая затем стала основой Конвенции о мирном решении международных столк­новений 1907 г.

    В ст. 41 Конвенции 1907 г. говорится, что Постоянная пала­та третейского суда сохраняется в том виде, как она была учре­ждена Первой конференцией мира, чтобы «облегчить возмож­ность обращения без замедления к третейскому суду в случае споров, которые не могли быть улажены дипломатическим пу­тем».

    Государство (участник Конвенций 1899 или 1907 г.) назна­чает не более четырех лиц, которые известны в своих познани­ях международного права, пользуются личным уважением и выражают согласие принять на себя обязанности третейского судьи (арбитра). Члены Палаты, назначенные определенным государством, образуют национальную группу. Национальные группы Палаты вправе выставлять кандидатов на избрание в качестве членов Международного Суда ООН. Назначенные лица вносятся в качестве членов Палаты в особый список. Из этого списка формируется арбитраж, когда государства обращаются в Палату для разрешения возникшего между ними спора. Чле­ны Палаты назначаются на 6 лет.

    ППТС компетентна для всех случаев арбитражного разби­рательства.

    В ее структуру входят: Международное бюро, которое слу­жит канцелярией Палаты, оно составляет список назначенных государствами членов Палаты, доводит его до сведения госу­дарств (возглавляется Бюро Генеральным секретарем); Адми­нистративный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств-участников и ми­нистра иностранных дел Нидерландов, рассматривающий во­просы, касающиеся деятельности Палаты.

    Местопребывание ППТС — г. Гаага (Нидерланды).

    РЕГЛАМЕНТ ЛОНДОНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

    Если какое-либо соглашение, заявление или какая-либо ссылка предусматривают арбитражное разбирательство согласно Регламенту Лондонского Международного Третейского суда (LCIA), то считается, что Стороны согласились на проведение арбитражного разбирательства в соответствии со следующим Регламентом или такими изменениями к нему, вступающими в силу до начала арбитражного разбирательства, которые Третейский суд может внести.

    В функции Третейского суда LCIA, называемого в настоящем Регламенте «Третейским судом», входит обеспечение применения данного Регламента.

    Обращение в арбитраж

    Любая Сторона, желающая возбудить арбитражное разбирательство согласно настоящему Регламенту («Истец»), направляет Секретарю Третейского суда («Секретарь») письменное обращение в арбитраж («Обращение»), в которое входит или к которому прилагаются:

    a) наименования и адреса Сторон в арбитражном разбирательстве;

    b) копии документов контракта, в которых содержится арбитражная оговорка или по которым возникает арбитражное разбирательство;

    c) короткое заявление, в котором излагаются характер и обстоятельства спора и указывается содержание исковых требований;

    d) заявление по любым вопросам (таким как: место или язык арбитражного разбирательства, либо число арбитров, или их квалификация, или личность), по которым Стороны уже согласились в отношении проведения арбитражного разбирательства или по поводу которых обращающаяся в арбитраж Сторона желает сделать предложение;

    e) если в арбитражном соглашении предусматривается выдвижение кандидатур арбитров Сторонами, — полное имя и адрес (а также номера телефона и телекса, если таковые известны) кандидатуры, выдвигаемой Истцом;

    f) сбор, установленный в Положении об арбитражных сборах и расходах;

    и подтверждает Секретарю, что копии представлены другим Сторонам. Дата получения Секретарем Обращения в арбитраж считается датой начала арбитражного разбирательства.

    Заявление ответчика

    2.1. В целях облегчения выбора арбитров, Ответчик в течение 30 дней после получения своей копии Обращения в арбитраж может направить Секретарю заявление, содержащее:

    a) признание или отрицание всех исковых требований или их части;

    b) короткое заявление о характере и обстоятельствах любого предполагаемого встречного иска;

    c) комментарии в ответ на любые заявления, содержащиеся в Обращении, как предусматривается в статье 1 «d», по вопросам, относящимся к проведению арбитражного разбирательства;

    d) если в арбитражном соглашении предусматривается выдвижение кандидатур арбитров Сторонами, — имя и адрес (а также номера телефона и телекса, если таковые известны) кандидатуры, выдвигаемой Ответчиком;

    и подтверждает Секретарю, что копии представлены другим Сторонам.

    2.2. Неотправка заявления не лишает Ответчика права отрицать исковые требования и выступать со встречным иском в своих возражениях по иску. Однако если в арбитражном соглашении предусматривается выдвижение кандидатур арбитров Сторонами, то неотправка заявления или невыдвижение кандидатуры арбитра в нем означает отказ от возможности выдвижения кандидатуры арбитра.

    Арбитражный суд

    3.1. В настоящем Регламенте термин «Арбитражный суд» охватывает единоличного арбитра или всех арбитров, в случае когда назначаются несколько арбитров. Все арбитры (независимо от того, выдвинуты они Сторонами или нет), проводящие арбитражное разбирательство по настоящему Регламенту, должны быть и оставаться во все времена полностью независимыми и беспристрастными и не должны выступать в роли защитников ни для одной из Сторон. До назначения Третейским судом, в случае если Секретарь об этом просит, любой арбитр предоставляет краткое описание своих прошлых и настоящих профессиональных должностей (о чем сообщается Сторонам). В любом случае каждый арбитр подписывает декларацию о том, что отсутствуют такие обстоятельства, которые могут вызывать оправданные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, и что он незамедлительно сообщит о любых таких обстоятельствах Третейскому суду и всем Сторонам в случае, если бы они возникли после подписания декларации и до завершения арбитражного разбирательства.

    3.2. Третейский суд назначает Арбитражный суд для разрешения спора как можно скорее после получения Секретарем заявления или по истечении 30 дней после получения Ответчиком Обращения, если не получено никакого заявления при условии, что Секретарь удовлетворен тем, что Обращение было представлено надлежащим образом. Назначается единоличный арбитр, если только Стороны не договорились об ином или если Третейский суд не признает, что с учетом всех обстоятельств дела Арбитражный суд в составе трех членов является целесообразным.

    3.3. Только Третейский суд вправе назначать арбитров, и такое назначение производится от имени Третейского суда президентом или любым вице-президентом Третейского суда. Третейский суд назначает арбитров с надлежащим учетом любых специальных методов или критериев выбора, согласованных Сторонами. При выборе арбитров принимаются во внимание, насколько это возможно, характер контракта, характер и обстоятельства спора, а также национальность, местонахождение и языки Сторон. Если Стороны имеют разную национальность, при отсутствии между ними договоренности об ином, единоличные арбитры или председатели не должны назначаться из лиц той же национальности, какую имеет одна из Сторон (понимается, что национальность Сторон охватывает национальность держателей контрольного пакета акций или лиц, контролирующих организации). Если Стороны договорились о том, что они выдвигают кандидатуры арбитров сами либо разрешают двум арбитрам или третьему лицу выдвигать кандидатуру арбитра, то Третейский суд может отказаться назначить такие кандидатуры, если он признает, что они не являются подходящими, или независимыми, или беспристрастными. В случае, если Арбитражный суд действует в составе трех арбитров, Третейский суд определяет председателя, который не должен являться арбитром, выдвинутым Стороной.

    3.4. Если в соглашении об арбитраже предусматривается выдвижение кандидатур Сторонами и Ответчик не выдвигает такую кандидатуру в течение срока, установленного в статье 2, Третейский суд немедленно назначает арбитра вместо той кандидатуры, которую должен был бы выдвинуть Ответчик. Если в Обращении Истцом не выдвинута кандидатура арбитра и Истец не выдвинет такую кандидатуру в течение того же срока, то Третейский суд таким же образом назначает арбитра.

    3.5. В случае когда Третейский суд устанавливает, что кандидатура не является подходящей, или независимой, или беспристрастной, либо если назначенный арбитр должен быть заменен, Третейский суд вправе решать по своему усмотрению, применять или нет первоначальную процедуру выдвижения кандидатур арбитров. В случае положительного решения любая возможность повторного выдвижения кандидатур арбитра отпадает, если Сторона не воспользуется ею в течение 30 дней, после чего Третейский суд назначает замену как можно скорее.

    3.6. Если после назначения какой-либо арбитр умирает, отказывается от должности или, по мнению Третейского суда, становится неспособным или непригодным выполнять свои функции, Третейский суд по просьбе одной из Сторон или оставшихся арбитров назначает другого арбитра в соответствии с положениями статьи 3.5. Если, по мнению Третейского суда, арбитр действует явно в нарушение настоящего Регламента или проводит разбирательство без должного прилежания, он считается непригодным.

    3.7. Арбитру может быть заявлен отвод, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости. Сторона может заявить отвод арбитру, кандидатуру которого она выдвинула или в назначении которого она принимала участие, лишь по причинам, которые стали ей известны после его назначения.

    3.8. Сторона, намеревающаяся заявить отвод арбитру, в течение 15 дней после сформирования арбитражного суда или после того, как ей стало известно о любых обстоятельствах, указанных в статьях 3.6 или 3.7 (в зависимости от того, какой срок истекает позднее), должна направить Третейскому суду письменное заявление, содержащее мотивы отвода. Если арбитр, которому заявлен отвод, сам не отказывается от должности или другая Сторона не соглашается с отводом в течение 15 дней после получения письменного заявления об отводе, вопрос об отводе решается Третейским судом.

    3.9. Решение Третейского суда в отношении всех вопросов, указанных в настоящей статье, является окончательным. Такие решения по своему характеру считаются административными, и Третейский суд не обязан приводить их мотивы. В пределах, допускаемых законом, действующим в месте проведения арбитражного разбирательства, Стороны считаются отказавшимися от любого права на обжалование в суде или ином судебном органе в отношении любых таких решений. Если такое обжалование остается возможным из-за обязательных положений закона, действующего в месте проведения арбитражного разбирательства, Третейский суд, при условии соблюдения норм применимого закона, решает, продолжать ли арбитражное разбирательство несмотря на обжалование.

    Передача информации между Сторонами и арбитражным судом

    4.1. До тех пор пока Арбитражный суд окончательно не сформирован и пока Третейский суд не сочтет, что прямая связь между Сторонами и Арбитражным судом является надлежащей, вся информация между Сторонами и арбитрами передается через Секретаря. После того как Третейский суд распорядится о том, чтобы информация передавалась непосредственно между Арбитражным судом и Сторонами (при одновременной подаче копий Секретарю), все дальнейшие ссылки в настоящем Регламенте на Секретаря должны рассматриваться с этого момента как ссылки на Арбитражный суд.

    4.2. Если Секретарь от имени Третейского суда направляет какое-либо сообщение одной из Сторон, он должен направить копии всем другим Сторонам.

    4.3. Когда любая из Сторон направляет какое-либо сообщение Секретарю (включая заявление в соответствии со статьей 6), она должна приложить копию для каждого арбитра, а также направить копии всем другим Сторонам и подтвердить это Секретарю в письменной форме.

    4.4. Адресами Сторон для целей передачи всей информации во время разбирательства являются адреса, указанные в Обращении, или адреса, о которых любая Сторона в любое время может уведомить Секретаря и другие Стороны.

    Ведение арбитражного разбирательства

    5.1. Стороны могут договориться об арбитражной процедуре, и им рекомендуется так поступать.

    5.2. В отсутствие правил процедуры, согласованных Сторонами или содержащихся в данном Регламенте, Арбитражный суд обладает наишироким усмотрением, допустимым по тому закону, который может быть применим, для обеспечения справедливого, быстрого, экономичного и окончательного разрешения спора.

    5.3. В случае если Арбитражный суд действует в составе трех арбитров, Председатель после консультаций с другими арбитрами может выносить постановления по процессуальным вопросам единолично.

    Подача письменных заявлений и документов

    6.1. При условии соблюдения всех правил процедуры, согласованных Сторонами или установленных Арбитражным судом согласно статье 5, письменная стадия арбитражного разбирательства должна быть такой, как изложено в настоящей статье.

    6.2. В течение 30 дней после получения уведомления от Третейского суда о назначении Арбитражного суда Истец направляет Секретарю исковое заявление, излагая достаточно подробно фактические обстоятельства и любые правовые утверждения, на которые он опирается, а также содержание исковых требований.

    6.3. В течение 40 дней после получения искового заявления Ответчик направляет Секретарю возражения по иску, указывая достаточно подробно, какие из фактических и правовых утверждений в исковом заявлении он признает или отрицает и на каком основании, а также на какие другие фактические обстоятельства и правовые утверждения он опирается. Любые встречные иски подаются вместе с возражениями по иску таким же образом, как исковые требования излагаются в исковом заявлении.

    6.4. В течение 40 дней после получения возражений по иску Истец может направить Секретарю ответное заявление, которое должно включать возражения по встречному иску при наличии такового.

    6.5. Если в ответном заявлении содержатся возражения по встречному иску, Ответчик располагает дополнительно 40 днями для отправки Секретарю ответного заявления в отношении встречного иска.

    6.6. Ко всем заявлениям, упомянутым в данной статье, должны прилагаться копии (или если они особенно объемные, то перечни) всех важных документов, на которые заинтересованная Сторона опирается и которые ранее не были представлены ни одной из Сторон, и (в надлежащих случаях) любыми относящимися к делу образцами или пробами.

    6.7. Как можно скорее после завершения подачи заявлений, указанных в настоящей статье, Арбитражный суд начинает действовать таким образом, как было согласовано Сторонами, или в соответствии со своими полномочиями согласно настоящему Регламенту. Если Ответчик не представляет возражений по иску или если в какой-то момент одна из Сторон не воспользуется возможностью изложить свою позицию в указанном Арбитражным судом порядке, Арбитражный суд может тем не менее приступить к разбирательству и вынести решение.

    Место арбитражного разбирательства

    7.1. Стороны могут выбрать место проведения арбитражного разбирательства. Если Стороны не воспользуются таким выбором, местом проведения арбитражного разбирательства будет Лондон, если только Арбитражный суд не определит с учетом всех обстоятельств дела, что другое место является более целесообразным.

    7.2. Арбитражный суд может проводить слушания и заседания в любом удобном месте с соблюдением положений статьи 10.2 и при условии, что решение выносится в месте проведения арбитражного разбирательства.

    Язык арбитражного разбирательства

    8.1. Арбитражное разбирательство ведется на языке (языках), на котором (которых) составлен(ы) документ(ы), содержащий (содержащие) арбитражное соглашение, если Стороны не договорились об ином.

    8.2. Если какой-либо документ составлен на ином языке, нежели язык (языки) арбитражного разбирательства и перевод этого документа не представлен Стороной, подающей документ, Арбитражный суд или, если Арбитражный суд не назначен, Третейский суд может обязать эту Сторону представить перевод в таком виде, какой установит Арбитражный или Третейский суд.

    Представители Сторон

    Любая Сторона может быть представлена практикующими юристами или любыми другими представителями при условии предъявления такого доказательства полномочий, какое Арбитражный суд может потребовать.

    10.1. Любая Сторона имеет право быть заслушанной перед Арбитражным судом, коль скоро Стороны не договорились проводить разбирательство на основе только документов.

    10.2. Арбитражный суд назначает дату, час и место любых заседаний и слушаний по арбитражному разбирательству, и Секретарь должен заблаговременно направить Сторонам уведомление о дате, часе и месте таких заседаний и слушаний.

    10.3. Арбитражный суд может до начала слушаний передать Сторонам список вопросов, к которым он хочет, чтобы они отнеслись с особым вниманием.

    10.4. Все заседания и слушания происходят при закрытых дверях, если Стороны не договорились об ином.

    11.1. До начала любого слушания Арбитражный суд может потребовать от любой Стороны уведомления о личности свидетелей, которых она хочет вызвать, а также об обстоятельствах, которые может подтвердить свидетель, и их относимости к спорным вопросам.

    11.2. Арбитражный суд может по своему усмотрению разрешить, отклонить или ограничить выступления свидетелей, независимо от того, являются они свидетелями, подтверждающими фактические обстоятельства, или свидетелями — экспертами.

    11.3. Любой свидетель, который дает устные показания, может быть допрошен каждой из Сторон или их практикующими юристами под контролем Арбитражного суда. Арбитражный суд может задавать вопросы на любой стадии допроса свидетелей.

    11.4. Показания свидетелей могут быть представлены в письменной форме, либо как подписанные заявления, либо как текст показаний, данных под присягой. С соблюдением условий статьи 11.2 любая из Сторон может просить о том, чтобы такой свидетель присутствовал на слушании для устного допроса. Если он не является на слушание, Арбитражный суд может придать такое значение письменным показаниям, какое он сочтет нужным, или полностью исключить их.

    11.5. При условии соблюдения обязательных положений любого применимого закона любая из Сторон или ее практикующие юристы вправе беседовать с любым свидетелем или потенциальным свидетелем до его выступления на слушании.

    Эксперты, назначенные Арбитражным судом

    12.1. Если Стороны не договорились об ином, Арбитражный суд:

    a) может назначить одного или нескольких экспертов для представления заключения Арбитражному суду по конкретным вопросам;

    b) может потребовать от Стороны предоставления любому такому эксперту любой относящейся к делу информации, или предъявления эксперту для осмотра, или предоставления ему возможности осмотра любых относящихся к делу документов, товаров или другого имущества.

    12.2. Коль скоро Стороны не договорились об ином, эксперт после представления своего письменного или устного заключения должен, по просьбе Стороны или если Арбитражный суд считает это необходимым, принять участие в слушании, на котором Стороны имеют возможность задавать ему вопросы и представлять свидетелей — экспертов для дачи показаний по спорным вопросам.

    Дополнительные полномочия Арбитражного суда

    13.1. Если Стороны в любое время не договорятся об ином и при условии соблюдения любых обязательных ограничений любого применимого закона, Арбитражный суд вправе либо по ходатайству одной из Сторон, либо по собственной инициативе, но в любом случае только после предоставления Сторонам надлежащей возможности заявить свое мнение:

    a) определить, какие правовые нормы являются регулирующими или применимыми в отношении любого контракта, или арбитражного соглашения, или спорного вопроса между Сторонами;

    b) предписать исправление любого такого контракта или арбитражного соглашения, но только в пределах, необходимых для исправления какой-либо ошибки, которую Арбитражный суд сочтет общей для всех Сторон, и только в тех пределах, на которые правовые нормы, регулирующие контракт или применимые к нему, допускают такое исправление;

    c) разрешить присоединение других Сторон к арбитражному разбирательству с их ясно выраженного согласия и вынести единственное окончательное арбитражное решение, разрешающее все спорные вопросы между ними;

    d) разрешить любой из Сторон на таких условиях (в отношении расходов и прочее), какие он установит, изменять исковые требования или встречный иск;

    e) продлить или сократить любые сроки, предусмотренные настоящим Регламентом или своими указаниями;

    f) проводить такие расследования, которые Арбитражный суд сочтет необходимыми или целесообразными;

    g) обязать Стороны предъявлять любое имущество или вещь для осмотра в их присутствии Арбитражным судом или любым экспертом;

    h) распорядиться о сохранении, хранении, продаже или другой форме реализации любого имущества или вещи, находящихся под контролем любой из Сторон;

    i) обязать любую из Сторон представить Арбитражному суду и другим Сторонам для осмотра любые документы или классы документов, имеющихся в их владении или распоряжении, которые Арбитражный суд сочтет относящимися к делу, а также представить копии этих документов.

    13.2. Соглашаясь на арбитражное разбирательство согласно настоящему Регламенту, Стороны считаются согласившимися обращаться только в Арбитражный суд, а не в какой другой суд или судебный орган за распоряжением согласно пунктам «g», «h» или «i» статьи 13.1.

    Компетенция Арбитражного суда

    14.1. Арбитражный суд вправе сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения. Для этой цели арбитражная оговорка, являющаяся частью контракта, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора. Вынесение Арбитражным судом решения о недействительности договора не влечет за собой «ipso jure» (автоматически) недействительности арбитражной оговорки.

    14.2. Заявление о том, что Арбитражный суд не обладает компетенцией, должно быть сделано не позднее представления возражений по иску. Заявление о том, что Арбитражный суд превышает пределы своих полномочий, должно быть сделано сразу после того, как Арбитражный суд выразит свое намерение вынести решение по вопросу, который, по мнению Стороны, выходит за пределы его полномочий. В любом из этих случаев Арбитражный суд может тем не менее принять заявление, сделанное позднее, в соответствии с данным параграфом, если сочтет задержку оправданной.

    14.3. В дополнение к компетенции осуществлять полномочия, определенные в других положениях настоящего Регламента, Арбитражный суд компетентен разрешать любой правовой вопрос, возникающий в ходе арбитражного разбирательства; продолжать разбирательство, несмотря на несоблюдение или отказ от соблюдения одной из Сторон настоящего Регламента или распоряжений и предписаний Арбитражного суда либо на неявку на какое-либо заседание или слушание, но только после того, как этой Стороне будет направлено письменное уведомление Арбитражного суда о таком намерении; а также получать и принимать во внимание такие письменные или устные показания, которые Арбитражный суд сочтет относящимися к делу, независимо от того, допустимы они в точном соответствии с законом или нет.

    Внесение авансов и обеспечение

    15.1. Арбитражный суд может предписать Сторонам в таких размерах, какие он сочтет справедливыми, и при условии получения подтверждения Третейского суда о том, что размер сумм соответствует Положению об арбитражных сборах и расходах, произвести платеж или несколько платежей, промежуточных или окончательных, в счет покрытия арбитражных издержек. Такие авансы выплачиваются Третейскому суду и хранятся им по распоряжению Председателя Арбитражного суда или единоличного арбитра и могут использоваться Арбитражным судом по мере необходимости. Проценты на внесенные суммы, если таковые имеются, должны прибавляться к авансам.

    15.2. Арбитражный суд вправе обязать любую из Сторон предоставить обеспечение по юридическим или другим расходам любой другой Стороны путем внесения аванса или банковской гарантии или любым другим способом, который Арбитражный суд сочтет подходящим.

    15.3. Соглашаясь на арбитражное разбирательство согласно настоящему Регламенту, Стороны считаются согласившимися обращаться только в Арбитражный суд, а не в какой-либо другой суд или другой судебный орган за распоряжением согласно статье 15.1 или за распоряжением о предоставлении обеспечения по расходам согласно статье 15.2.

    15.4. Без ущерба для права любой из Сторон обращаться в компетентный суд за охранительными мерами до вынесения арбитражного решения (за исключением мер, указанных в статьях 15.1 и 15.2) Арбитражный суд вправе обязать любую из Сторон предоставить обеспечение всей или части любой суммы, являющейся предметом спора в арбитражном разбирательстве.

    15.5. В случае если распоряжения согласно пунктам 1, 2 и 4 настоящей статьи не выполняются, Арбитражный суд может не принимать во внимание исковые требования или встречный иск той Стороны, которая не выполняет их, однако он может приступить к разрешению исковых требований или встречного иска выполняющих эти пункты Сторон.

    Арбитражное решение

    16.1. Арбитражный суд выносит решение в письменной форме и, если все Стороны не договорились об ином, указывает мотивы, на которых основано это решение. В арбитражном решении должна быть указана его дата, и оно должно быть подписано арбитром или арбитрами.

    16.2. Если какой-либо арбитр отказывается соблюдать или не соблюдает обязательные положения применимого закона, относящиеся к вынесению арбитражного решения, при наличии разумной возможности для этого, остальные арбитры продолжают действовать в его отсутствие.

    16.3. Если при наличии нескольких арбитров они не достигают договоренности по какому-либо вопросу, решение принимается большинством голосов. В отсутствие решения большинства по какому-либо вопросу председатель Арбитражного суда выносит арбитражное решение единолично, как если бы он был единоличным арбитром. Если кто-либо из арбитров отказывается подписать или не подписывает арбитражное решение, достаточно наличия подписей большинства при условии указания причины отсутствия подписи.

    16.4. Единоличный арбитр или арбитр — председатель несут ответственность за передачу арбитражного решения Третейскому суду, который направляет заверенные копии Сторонам при условии уплаты арбитражных издержек Третейскому суду в соответствии со статьей 18.

    16.5. Арбитражное решение может быть выражено в любой валюте, и Арбитражный суд может вынести решение о том, что простые или сложные проценты выплачиваются одной из Сторон с любой суммы, которая является предметом арбитражного разбирательства, по таким ставкам, которые Арбитражный суд сочтет надлежащими, не будучи ограниченным процентными ставками, предписанными по закону, в отношении любого периода времени, который Арбитражный суд сочтет нужным и который заканчивается не позднее даты выполнения арбитражного решения.

    16.6. Арбитражный суд может выносить отдельные окончательные арбитражные решения по разным вопросам и в разное время, которые могут быть исправлены согласно порядку, указанному в статье 17. Такие решения имеют исполнительную силу.

    16.7. В случае мирового соглашения Арбитражный суд может вынести арбитражное решение, фиксирующее мировое соглашение, если одна из Сторон об этом просит. Если Сторонам не требуется арбитражное решение на согласованных условиях, тогда после получения Третейским судом от Сторон подтверждения в письменной форме о том, что мировое соглашение достигнуто, Арбитражный суд распускается и арбитражное разбирательство завершается при условии оплаты Сторонами любых неуплаченных арбитражных издержек в соответствии со статьей 18.

    16.8. Соглашаясь на арбитражное разбирательство согласно настоящему Регламенту, Стороны обязуются выполнить арбитражное решение без промедления и отказываются от своего права на любую форму апелляции или обжалования в суде или другом судебном органе, насколько такой отказ может быть сделан юридически действительным способом. Арбитражные решения являются окончательными и обязательными для Сторон со дня их вынесения.

    Исправление арбитражных решений и дополнительные

    арбитражные решения

    17.1. В течение тридцати дней по получении арбитражного решения, если Сторонами не согласован иной срок, любая из Сторон посредством уведомления Секретаря может просить Арбитражный суд исправить любую допущенную в решении ошибку в расчетах, описку или опечатку либо иную ошибку аналогичного характера. Арбитражный суд, если он сочтет просьбу оправданной, должен внести соответствующие исправления в течение тридцати дней по получении просьбы. Любое исправление, которое делается в виде отдельного меморандума, становится составной частью арбитражного решения.

    17.2. Арбитражный суд в течение тридцати дней, считая со дня арбитражного решения, может по собственной инициативе исправить любые ошибки, указанные в статье 17.1.

    17.3. Если Стороны не договорились об ином, любая из Сторон, уведомив об этом другую Сторону или другие Стороны, может в течение тридцати дней по получении арбитражного решения просить Арбитражный суд вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены в ходе арбитражного разбирательства, однако не были отражены в арбитражном решении. Арбитражный суд, если он сочтет просьбу оправданной, должен в течение шестидесяти дней вынести дополнительное решение.

    17.4. Положения статьи 16 должны применяться «mutatis mutandis» (с соответствующими изменениями) в отношении исправления арбитражного решения и в отношении любого дополнительного арбитражного решения.

    Арбитражные издержки

    18.1. Арбитражные издержки (помимо расходов на юридическую помощь или других расходов, понесенных самими Сторонами) определяются в соответствии с Положением об арбитражных сборах и расходах применительно к настоящему Регламенту, считая с даты Обращения в арбитраж.

    18.2. Арбитражный суд должен указать в арбитражном решении итоговую сумму арбитражных издержек при условии подтверждения Третейским судом того, что эта сумма соответствует Положению об арбитражных сборах и расходах. Если Стороны не договорились об ином, Арбитражный суд определяет, в каких соотношениях Стороны оплачивают часть или всю сумму издержек Третейскому суду. Если Арбитражный суд определит, что вся сумма или какая-либо часть арбитражных издержек должна оплачиваться какой-либо иной Стороной, нежели та Сторона, которая уже уплатила их Третейскому суду, последняя вправе взыскать соответствующую сумму с первой Стороны.

    18.3. Арбитражный суд имеет полномочия постановить в своем арбитражном решении, что вся сумма или часть расходов на юридическую помощь или других расходов одной из Сторон (помимо арбитражных издержек) должна оплачиваться другой Стороной.

    18.4. Если арбитражное разбирательство прекращено, приостановлено или завершено по соглашению или иным образом до вынесения арбитражного решения, Стороны обязаны совместно и в отдельности выплачивать Третейскому суду арбитражные издержки, определенные Арбитражным судом, при условии подтверждения Третейским судом того, что сумма соответствует Положению об арбитражных сборах и расходах. В случае если сумма определенных таким образом издержек меньше, чем внесенные авансы, разница возмещается в таких соотношениях, какие Стороны могут согласовать, или, при отсутствии соглашения, в таких же соотношениях, в каких вносились авансы.

    Исключение ответственности

    19.1. Ни Третейский суд, ни один из арбитров не несут ответственности перед любой из Сторон за какие-либо действия или упущения в связи с любым арбитражным разбирательством, проводимым согласно настоящему Регламенту, за исключением тех случаев, когда арбитры (но не Третейский суд) могут нести ответственность за последствия умышленного и намеренного правонарушения.

    19.2. После того как арбитражное решение вынесено и возможности исправления и вынесения дополнительных решений, указанные в статье 17, отпали или исчерпаны, ни Третейский суд, ни один из арбитров не обязаны делать каких-либо заявлений какому бы то ни было лицу по любому вопросу, касающемуся арбитражного разбирательства, равно как и ни одна из Сторон не должна пытаться использовать в качестве свидетеля любого из арбитров или кого-либо из должностных лиц Третейского суда в каком бы то ни было судебном процессе, возникающем из арбитражного разбирательства.

    Общие правила

    20.1. Сторона, которая знает о том, что какое-либо положение или требование согласно настоящему Регламенту не было соблюдено, и тем не менее продолжает участвовать в арбитражном разбирательстве, не заявив немедленно возражений против такого несоблюдения, считается отказавшейся от своего права на возражения.

    20.2. По всем вопросам, специально не предусмотренным в настоящем Регламенте, Третейский суд и Арбитражный суд действуют в духе настоящего Регламента и прилагают все разумные усилия к обеспечению того, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимым.

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АРБИТРАЖНЫХ СБОРАХ И РАСХОДАХ
    (действующее с 1 января 1990 г.)

    Административные расходы

    a) За регистрацию (подлежат выплате авансом вместе с Обращением в арбитраж и не подлежат возврату) — 500 фунтов стерлингов.

    b) За время, затраченное Секретариатом LCIA на организацию арбитражного разбирательства (подлежат выплате вместе с арбитражным решением или по промежуточному счету) — 100 фунтов стерлингов в час.

    c) Конкретные расходы (такие, как плата за почтовую пересылку, телефакс, транспорт, т.д.), понесенные Секретариатом LCIA в связи с арбитражным разбирательством (подлежат выплате вместе с арбитражным решением или по промежуточному счету) — по себестоимости.

    d) За дополнительные услуги по обеспечению арбитражного разбирательства независимо от того, предоставляются они Секретариатом LCIA из своих собственных ресурсов или иным образом (подлежат выплате вместе с арбитражным решением или по промежуточному счету) — соответственно стоимости услуг.

    Гонорары и расходы арбитров

    e) Гонорары Арбитражного суда исчисляются в зависимости от проделанной его членами работы в связи с арбитражным разбирательством и взимаются с учетом конкретных обстоятельств дела, включая его сложность и любую специальную квалификацию арбитров. Ставки гонорара сообщаются Сторонам Секретарем Третейского суда одновременно с назначением Арбитражного суда, однако они могут быть пересмотрены каждый год, если это диктуется продолжительностью арбитражного разбирательства.

    (Для ориентировки: ставки гонораров арбитров на 1 января 1990 г. в большинстве случаев не выходили за рамки следующей шкалы:

    За время, затраченное на заседания и слушания, 600 — 1500 фунтов стерлингов в день.

    За прочее время, затраченное в связи с арбитражным разбирательством, — 100 — 300 фунтов стерлингов в час.

    Однако в исключительных случаях ставки могут быть выше или ниже.)

    f) Члены Арбитражного суда могут взимать гонорар по полной ставке или уменьшенной настолько, насколько они сочтут надлежащим за время, затраченное на дорогу, или время, потерянное из-за поздней отсрочки или отмены слушания.

    g) В случаях когда Арбитражный суд принимает на себя организацию разбирательства по договоренности с Третейским судом, плата за время, затраченное после этого Арбитражным судом на административную работу, взимается на основе почасовой ставки.

    h) Конкретные расходы, понесенные Арбитражным судом в связи с арбитражным разбирательством, взимаются по себестоимости.

    i) Арбитражный суд может потребовать промежуточной оплаты своих издержек Сторонами, принимая во внимание продолжительность или ожидаемую продолжительность арбитражного разбирательства.

    Примечания. a) Стороны совместно и в отдельности несут ответственность перед LCIA за все арбитражные издержки до тех пор, пока все эти издержки не будут полностью оплачены, однако если одна из Сторон оплачивает какие-либо из этих издержек, в отношении которых Арбитражный суд постановляет, что они должны быть оплачены другой Стороной, производящая платеж Сторона вправе взыскать данную сумму с другой Стороны.

    b) Налог на добавленную стоимость (VAT) может начисляться должным образом.

    c) Гонорар выставляется в счете в фунтах стерлингов, однако может выплачиваться в других конвертируемых валютах по курсам перевода, превалирующим в момент платежа.

    d) Ставки, приведенные в настоящем Положении, время от времени могут пересматриваться.

    e) Любой спор относительно административных расходов или расходов Арбитражного суда разрешается Третейским судом.

    АРБИТРАЖНАЯ ОГОВОРКА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ LCIA

    Сторонам по международному контракту, которые хотят, чтобы любые споры передавались в арбитраж согласно настоящему Регламенту, рекомендуется включать в контракт арбитражную оговорку в следующем виде:

    «Любой спор, возникающий по настоящему контракту или в связи с ним, в том числе любой вопрос в отношении его существования, действительности или прекращения, подлежит передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в арбитраж согласно Регламенту Лондонского Международного Третейского суда, каковой Регламент в результате ссылки на него считается частью настоящей оговорки».

    Сторонам также напоминается, что можно избежать трудностей и расходов, если точно указать право, которым будет регулироваться их контракт. Стороны могут также, если они хотят, указать число арбитров, место проведения и язык арбитражного разбирательства.

    Могут быть использованы следующие положения:

    «Правом, регулирующим настоящий контракт, является материальное право. (страны)»

    «Арбитражный суд состоит из . (единоличного или трех) арбитра (арбитров)».

    (В случае арбитражного суда в составе трех арбитров можно включить следующую фразу: «. кандидатуры двух из них должны быть выдвинуты соответствующими Сторонами»).

    «Место проведения арбитражного разбирательства. (город)».

    «Язык арбитражного разбирательства. «

    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

    Лондонский Международный Третейский суд хотя и находится в Лондоне, предоставляет всесторонние арбитражные услуги для использования где угодно по всему миру. Регламент LCIA пригоден для использования при любой правовой системе и на любом из основных языков мира. Лондонский Международный Третейский суд в состоянии обеспечить административную организацию для проведения арбитражного разбирательства во многих странах посредством соглашений с соответствующими арбитражными центрами и арбитражными органами.

    Лондонский Международный Третейский суд был открыт в 1892 г. как Лондонская Арбитражная палата по инициативе Муниципального совета лондонского Сити. Это, пожалуй, старейший арбитражный орган в мире. Он был переименован в Лондонский Третейский суд в 1903 г., а затем снова в 1981 г. — в Лондонский Международный Третейский суд LCIA. Его теперешнее наименование отражает характер его деятельности, которая полностью посвящена международному коммерческому арбитражу. В 1986 г. LCIA был зарегистрирован в качестве компании с ограниченной ответственностью. Он все еще поддерживает официальные связи с тремя своими учредительными органами — Муниципальным советом лондонского Сити, Лондонской Торгово-промышленной палатой и Институтом арбитров — (Chartered Institute of Arbitrators) — через Совместный консультативный совет, однако его политика, ежедневная деятельность и будущее развитие находятся под контролем Правления директоров LCIA и Третейского суда LCIA.

    Третейский суд LCIA: Третейский суд LCIA был образован в настоящем виде в 1985 г. как главный орган LCIA. Он играет ключевую роль в эффективной деятельности международной арбитражной системы, которую LCIA стремится обеспечить. Это действительно международный орган. Его двадцать шесть членов тщательно подбираются для обеспечения и поддержания надлежащего баланса ведущих практикующих юристов в области международного коммерческого арбитража, представляющих важнейшие торговые регионы мира. В соответствии с Регламентом LCIA только Третейский суд LCIA вправе назначать арбитров. В функции Третейского суда LCIA входит обеспечение применения своего Регламента.

    Советы «Потребителей» LCIA: В 1987 г. Лондонским Международным Третейским судом было введено понятие советов «Потребителей», охватывающих основные торговые регионы мира. К «потребителям» арбитражных услуг LCIA относятся адвокаты, работающие в компаниях, и другие профессиональные лица из международных промышленных, коммерческих и торговых организаций; международные адвокаты и адвокатские фирмы; практикующие международные арбитры. Советы предназначены обеспечить более формальные и конструктивные отношения между LCIA и потребителями или потенциальными потребителями его всемирных услуг. Первый этап этой инициативы LCIA был завершен в 1989 г. с образованием Европейского совета, Североамериканского совета и Азиатско-тихоокеанского совета. В 1990 году был создан Панафриканский совет и установлен форум LCIA между востоком и западом под эгидой Европейского совета.

    Регламент LCIA: Арбитражный регламент LCIA с годами постоянно пересматривался и дополнялся в соответствии с меняющимися требованиями международного коммерческого сообщества, международных адвокатов и арбитров, и в конце концов приобрел форму Регламента 1985 г. «для всемирного использования». В Регламенте 1985 г. отражены изменения в законодательстве и практике в отношении международного коммерческого арбитража. Регламент 1985 г. предназначен для использования во всем мире.

    Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: пробковая доска на пол по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

    Популярное:

    • Вычеты за патент Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
    • Код расчета пособие Коды доходов в 2-НДФЛ Актуально на: 26 января 2018 г. Действующие коды доходов, проставляемые в справке 2-НДФЛ, были утверждены Приказом ФНС в конце 2015 года (Приказ ФНС от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ ) и обновлены в конце 2017 года […]
    • Г химки нотариус Нотариальная контора переехала. Новый адрес: г. Химки, проспект Мельникова, д. 1, пом. 10 (2 этаж) Дом находится на круговом пересечении улицы Дружбы и проспекта Мельникова. Ближайшие ориентиры: Химкинский центральный офис Сбербанка, МФЦ […]
    • Соиро приказы на присвоение Соиро смоленск аттестация 2016 приказы о присвоении категории Ответ из СОИРО: Татьяна Евгеньевна! Приказы за декабрь 2017г. Ответ из СОИРО: Здравствуйте, Александра! Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам […]
    • Гражданство рф 6 февраля 1992 Имею ли я гражданство России, если я на 6 февраля 1992 года не была прописана в России? Здравствуйте! Я родилась в 1970 году в России. Родители- граждане России. В1989 году вышла замуж и жила в Казахстане. В 1994 году после развода […]
    • Какие дела рассматривают суды присяжных Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел […]
    • Штраф за непредставление 2-ндфл Штраф за 2-НДФЛ 2016 года Актуально на: 17 февраля 2017 г. Организации – налоговые агенты по НДФЛ должны сдавать в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ по итогам каждого налогового периода – календарного года (ст. 216 НК РФ) не позднее 1 […]
    • Пример приказов мвд Проект Приказа МВД России "Проект приказа МВД России "Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы […]