Мотивы коррупционных преступлений

32.1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

Четкое определение коррупционных преступлений в теории и нормах отечественного уголовного права отсутствует. Анализ теоретических взглядов, проектов антикоррупционных законов, позволяет прийти к выводу, что большинство авторов относит к коррупционным преступления, совершенные субъектами, с использованием своего должностного или служебного положения из корыстной заинтересованности или иных личных побуждений.

Необходимо заметить, что обстановка совершения коррупционных преступлений отличается ярко выраженным своеобразием. В отличие от обстановки других криминальных деяний, среди ее признаков превалируют не столько пространственно-временные характеристики, сколько установленный и сложившийся порядок осуществления должностных и служебных полномочий чиновниками определенных учреждений, органов, предприятий, функционирующих в различных сферах и отраслях деятельности. Среди последних в первую очередь выделяются органы государственной власти и местного самоуправления. Среди иных организаций могут быть названы государственные и негосударственные предприятия и учреждения, ведущие свою деятельность в отраслях промышленного производства, строительства, транспорта, торговли, финансов и кредита, здравоохранения, образования и т.д.

Порядок создания, функционирования и закрытия любой организации, независимо от отрасли, в которой она действует, регламентируется нормами, закрепленными в различных источниках права. В большинстве случаев, наиболее общие правила устанавливаются в нормативных актах, издаваемых органами законодательной, исполнительной власти, а также министерствами и ведомствами федерального уровня.

Они конкретизируются в актах, принимаемых органами субъектов федерации и местного самоуправления. Нередко в учреждениях и организациях издаются локальные акты, детализирующие, разъясняющие правила, закрепленные в других источниках. Необходимо заметить, что субъекты коррупционных преступлений не только стремятся использовать пробелы и коллизии в нормах права, но иногда и специально издают либо добиваются принятия правовых актов, создающих благоприятные условия для своей криминальной деятельности.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с нормативными требованиями решения действия лиц, занимающих должностное и определенное служебное положения, как правило, связаны с составлением правоприменительных, распорядительных документов.

Выделение этих специфических черт обстановки не означает, что территориальные, региональные и ведомственные особенности обстановки совершения преступления не оказывают влияния на их содержание и механизм следообразования. Известно, что в некоторых регионах, ведомствах, учреждениях, подразделениях, создается обстановка, характеризующаяся высокой степенью распространенности коррупционных отношений и связей, существенно ограничивающих возможности реализации прав законопослушных субъектов. Участники многочисленных опросов полагают, что коррупция наиболее распространена в органах местной власти, зравоохранения, образования, суда, подразделениях ГИБДД МВД РФ и т.п.

Что касается административно-территориальной характеристики места, то до недавнего времени в научных и методических источниках высказывалось мнение, что чаще всего они совершаются в крупных городах. Объясняется это тем, что в этих населенных пунктах расположены учреждения власти, крупные предприятия и организации, в которых в основном проживают и работают лица, занимающие должностное и служебное положение. Однако в последнее время отмечается увеличение числа преступлений, совершаемых чиновниками из малых населенных пунктов. В частности значительно возросло число злоупотреблением должностным положением чиновников администрации муниципальных образований.

Характеризуется место совершения анализируемых деяний по социальному назначению, необходимо отметить, что чаще всего это служебные кабинеты чиновников. Однако, в некоторые преступления такого рода совершаются в учреждениях по предоставлению различных услуг: кафе, ресторанах, саунах, а также в средствах автотранспорта.

Одной из особенностей обстановки преступных деяний является, то что место их совершения иногда состоит из нескольких помещений, участков местности, между которыми трудно прослеживается территориальная связь. Например, подкуп должностного лица может быть осуществлен за пределами нашего государства, а незаконны действия в интересах взяткодателя выполнены на территории Российской Федерации.

Время совершения деяний рассматриваемого вида также отличается определенным своеобразием. В большинстве своем это неоднократные, продолжаемые или длящиеся преступления. В связи с этим оно характеризуется не отдельной временной точкой, датой, а определенным достаточно продолжительным отрезком времени, исчисляющимся периодом от нескольких дней до ряда лет.

Субъекты коррупционных преступлений характеризуются специфическими свойствами личности. Как уже отмечалось среди них прежде всего выделяются лица занимающие должностное либо служебное положение. Они могут быть классифицированы в зависимости от их положения в системе управления учреждением, предприятием, ведомством в котором они работают. По этому основанию могут быть выделены руководители и рядовые исполнители. В свою очередь первая группа субъектов может быть разделена на руководителей высшего, среднего и низшего уровней.

В теории криминологии и криминалистики официальное положение субъектов, работающих в органах государственной власти, дифференцируется также в зависимости от того обладают ли они полномочиями на выполнение операций на территории всей федерации, федерального округа, субъекта федерации, или находящихся в ведении муниципальных органов.

Субъекты коррупционных преступлений, не использующие должностного либо служебного положения, это, прежде всего, лица осуществляющие подкуп чиновников, являющиеся посредниками между ними и другими участниками подобных деяний, а также соисполнители заведомо незаконных операций. Нередко такими субъектами являются , представители государственных учреждений, прибегающих к коррупции как к средствам незаконной конкуренции или защиты от социального контроля. К этой же группе относятся и частные лица, преследующие свои собственные интересы.

В большинстве своем коррупционные преступления совершаются мужчинами зрелого возраста, в основном достигших 24 – 26 лет.

Объединяют всех субъектов коррупционных преступлений общие морально-нравственные качества, взгляды и установки на противоправное поведение в сфере выполнения должностных и служебных обязанностей. Абсолютное большинство из них ставят собственные интересы выше должностных или служебных, полагая, что для удовлетворения собственных потребностей возможно совершение преступлений. У значительной части из них преобладают корыстные мотивы, стремление к личному обогащению. Некоторые субъекты коррупционных преступлений вообще не задумываются о допустимости готовящегося или совершаемого деяния. Их интересует только размер незаконной прибыли, которую они смогут получить.

В тоже время нельзя отрицать наличие субъектов, которые участвуют в коррупционных преступлениях, испытывая борьбу мотивов, а иногда и вопреки собственным убеждениям. К последним могут быть отнесены лица, вовлеченные в коррупционную деятельность путем шантажа, угроз или создания препятствий для достижения цели. Не секрет, что в ряде случаев чиновники для получения незаконного вознаграждения создают искусственные трудности для удовлетворения желаний просителей, осуществления ими своих законных прав. Это может заключаться в ссылках на недостаточность оснований для решения вопроса в пользу заявителя, несоответствие представленных документов предъявляемым требованиям, в создании другим образом впечатления, что возникшие проблемы не могут быть решены иначе как с помощью подкупа, выполнения иных незаконных действий в интересах чиновников.

Нельзя не отметить, что субъекты коррупционных деяний, из числа должностных лиц, отмечаются достаточно высоким образовательным уровнем, обладают познаниями, позволяющими им скрывать истинный характер своей деятельности нередко в течении продолжительного времени.

Значительная часть субъектов преступлений рассматриваемого вида обладают хорошо развитыми коммуникативными качествами. Среди них могут быть названы способности оказания внушающего воздействие и завоевания доверия собеседника.

Многие из коррупционеров весьма наблюдательны, знают психологию, что позволяет им вовлекать в коррупционную деятельность различных людей.

Перечисленные качества, а так же изобретательность, проявляемая при выборе способов совершения преступлений, позволяют прийти к выводу, что субъекты коррупции нередко характеризуются способностями быстрой оценки сложившейся ситуации, принятия решений в соответствии с условиями реальной обстановки и другими свойствами развитого логического мышления.

Субъекты коррупционных преступлений, из числа сотрудников юридических учреждений, кроме всего прочего, обладают специальными знаниями о приемах и методах доказывания, значений отдельных фактов для установления действительных обстоятельств, характера и участников исследуемого события, способов оказания противодействия предварительному расследованию и правосудию.

Абсолютное большинство коррупционных преступлений совершается группами лиц.

Коррупционные связи можно разделить на явные, открытые и тайные, скрываемые. По продолжительности они могут дифференцироваться на не продолжительные и долгосрочные. По характеру связи могут быть прямыми и опосредованными, по структуре — простыми и сложными. Под последними понимаются отношения между несколькими участниками, выполняющими разные функции. Использование таких связей нередко не требует личного контакта заинтересованных лиц и субъектов, обладающих должностными либо служебными полномочиями. Коррупционные возможности реализуются по специальному сигналу, заранее разработанному плану или через посредников — участников такого рода связей.

Среди анализируемых связей возможно выделение отношений, поддерживаемых только между чиновниками, а также между ними и иными лицами.

Объединения, совершающие коррупционные деяния, как и другие криминальные формирования, подразделяются на простые и организованные группы, а также преступные сообщества.

Необходимо отметить, что в структуре некоторых формирований выделяются группы коррупционеров, выполняющих свои функции автономно, в целях создания благоприятных условий для осуществления преступной деятельности других участников, либо обеспечения их безопасности.

Некоторые объединения состоят только из субъектов, совершающих преступления с использованием своих должностных и служебных полномочий. В этих случаях роли отдельных участников преступной деятельности, их положение в составе формирования иногда соответствует их официальному статусу. Это означает, что руководитель является таковым же и в преступной организации.

Необходимо различать роль субъекта в создании и функционировании криминального формирования, а также в совершении отдельных преступлений, представляющих собой элементы единой противоправной, общественно опасной деятельности.

Должностные лица – организаторы преступных групп отличаются своеобразными интеллектуальными свойствами, позволяющими оценивать сложившиеся условия как благоприятные для извлечения личной выгоды. Некоторыми из них разрабатываются весьма изощренные способы преступной деятельности, приносящие значительный доход. При этом используются оригинальные творческие подходы к решению технологических, экономических и иных проблем.

Перечисленные особенности обстановки и свойств личности субъектов коррупционных преступлений обуславливают специфику структуры и содержания способов их совершения.

Поскольку мы рассматриваем межвидовую криминалистическую характеристику коррупционных деяний, то способы их совершения будут описываться в достаточно общей форме. Более детальное описание способов совершения преступления возможно лишь с учетом конструкции каждого состава преступления, относящегося к коррупционным. Тем не менее, способы рассматриваемого вида преступлений в большинстве случаев являются полноструктурными, т.е. состоят из операций по подготовке, выполнению действий, непосредственно направленных на достижение преступных целей и по скрытию совершенного деяния.

Поскольку преступления рассматриваемого вида чаще всего совершаются группами субъектов, в способах их совершения отражаются свойства личностей нескольких участников. Степень такого отражения может быть различной в зависимости от роли каждого субъекта, его активности, количества участников и т.п.

Представляется, что содержание подготовительных операций в значительной степени обуславливается ролью субъекта в принятии решения о совершении коррупционного преступления. Организаторы преступления из числа субъектов, занимающих должностное или служебное положение первоначально могут разрабатывать планы будущих деяний, представляющих мысленные модели будущих преступных действий. Некоторые из них первоначально разрабатывают достаточно подробные планы совершения конкретного преступления, а затем подбирают исполнителей задуманного. Таким образом, поступают организаторы хищений, совершаемых с использованием своего должностного или служебного положения. При этом, чаще всего к выполнению таких операций прибегают субъекты, из числа руководителей среднего звена или рядовых работников. Чиновники высокого должностного и служебного положения, организуя преступную деятельность, нередко ограничивают свое участие в ее подготовке постановкой общей цели, определением задач для подобранных лиц и их обязанностей.

Инициаторами совершения коррупционного преступления могут быть и лица, не занимающие какого-либо должностного либо служебного положения. Для них коррупционное преступление может быть средством получения возможности ведения вполне законной (например предпринимательской) деятельности, осуществления законных прав либо условием начала или продолжения противоправных операций. Так, некоторые предприниматели, стремясь получить разрешение на открытие предприятий, учреждений или ведение какой-то деятельности, решают, что лучше всего это сделать посредством подкупа. Те, у кого отсутствуют коррупционные связи, пытаются их наладить, т.е. собирают информацию о чиновниках, принимающих незаконные вознаграждения, способных к нарушению своего служебного долга в интересах других лиц. После появления таких лиц, с ними устанавливается контакт, определяется, какие действия и в какие сроки должны быть совершены каждым из участников планируемого преступления. Например, в случаях подкупа должностных лиц определяется, какие действия и при каких условиях они должны совершить в пользу подстрекателя. Последний также несет определенные обязательства по предоставлению недостающих документов, а самое главное о размере и сроках выплаты незаконного вознаграждения должностному лицу.

Иногда коррупционные связи устанавливаются без согласования будущих действий должностных лиц. В некоторых ситуациях происходит заблаговременный подкуп, посредством передачи дорогостоящих подарков и предоставления бесплатных услуг близким или самим чиновникам без предварительной договоренности о выполнении ими каких-то действий. При возникновении необходимости в содействии чиновника, к нему обращаются за помощью, а в случаях отказа шантажируют.

При достижении договоренности, соучастниками разрабатывается общий план действий, определяются размеры и сроки получения незаконного вознаграждения, решаются вопросы о необходимости привлечения к преступлению других лиц и т.д.

В некоторых случаях, на стадии подготовки коррупционного преступления, готовятся и принимаются нормативные акты, составляются другие документы для создания условий, благоприятных для совершения планируемого деяния.

Основной элемент способа коррупционного преступления состоит из двух частей – совершение должностного или служебного действия и получение незаконной материальной выгоды для себя или близких, либо удовлетворение других личных интересов.

Должностные и служебные действия могут выполняться субъектами как с нарушением правил, установленных нормами права, так и без такового. Но все они сопровождаются определенным документооборотом: предоставлением заинтересованными лицами требуемых документов, составление, визирование, утверждение, регистрация документов, отражающих контакты участников коррупционного преступления, а также совершение должностных либо служебных действий.

Такие коррупционные преступления, как должностные хищения, нередко сопровождаются составлением документов, свидетельствующих о присвоении товароматериальных средств конкретными субъектами.

Для сокрытия преступлений этой категории, прежде всего, маскируется противоправный характер выполняемых чиновником должностных или служебных действий. В этих целях используются пробелы в нормах права, принимаются решения о внесении в них изменений, чтобы создать благоприятные возможности для коррупционных деяний; выполняемым противоправным действиям придается вид законных путем ссылки на неприменимые в данном случае нормы; проводятся формальные обсуждения, выполняются другие процедуры, а также составляются и используются фальсифицированные документы, якобы содержащие сведения, являющиеся фактическими основаниями для совершения должностных или служебных действий.

Скрываются прежде всего действия по получению незаконной материальной и иной выгоды. Для этого утаиваются факты материальной и иной заинтересованности, а также действия по ее удовлетворению. Для этого, встречи с лицами, передающими незаконное вознаграждение проводятся в уединенных местах, в отсутствие лиц, которые могут раскрыть истинный характер совершаемых действий и помешать осуществлению преступных намерений. Факт получения незаконной выгоды может вуалироваться составлением документов, придающих выполняемым действиям видимость законных.

Иногда действия по сокрытию совершаются за пределами способа коррупционного преступления. Уже после начала проверок законности выполненных действий, ранее составленные документы могут фальсифицироваться или уничтожиться. Встречаются в практике и случаи установления коррупционных связей с лицами, осуществляющими ведомственные или вневедомственные проверки, а также досудебное производство по фактам должностных либо служебных злоупотреблений.

Особенностью механизма следообразования коррупционных преступлений является то, что они отражаются в различных документах. В них нередко образуются следы, позволяющие устанавливать не только обстоятельства и характер события, но и участников, а также их роль в совершении коррупционного деяния.

Прокуратура Ленинского района города Ставрополя

  • Главная
  • >
  • Прокурор разъясняет

Мотивацию преступного поведения соучастника коррупционного преступления рассмотрим через содержание мотивов в их взаимосвязи и взаимодействии. Главным элементом мотива преступного поведения выступают потребности. В отличие от других преступлений, при совершении которых наиболее значимыми могут быть потребности в безопасности (например, мнимая оборона – убийство человека, который, по мнению убийцы, мог причинить ему физический вред), в социальном общении (совершение преступления (например, кражи) для получения признания в определенной социальной группе, с которой преступник хочет общаться), в знаниях (совершение преступления (например, взлом сайта банка) в целях получения определенных криминальных навыков), при соучастии в коррупционных преступлениях на первый план выходят потребности материальные.
Изучение уголовных дел показало, что в подавляющем большинстве случаев документы, характеризующие материальное положение соучастников коррупционных преступлений до совершения ими указанных деяний, отсутствовали. Тем не менее, в ряде эпизодов соучастники, обосновывая свое преступное поведение, на допросах говорили о небольшой и даже мизерной заработной плате, о денежных затруднениях и т.п. Именно поэтому в большинстве изученных нами уголовных дел (92,8%) в качестве мотива совершения коррупционного преступления фигурируют «корыстная заинтересованность» и «корыстные побуждения». Однако в некоторых случаях суд в качестве мотива указывал «иную личную заинтересованность», «товарищеские побуждения» или вообще не ссылался на мотив совершения преступления, хотя речь шла именно о корыстном мотиве, так как преступления были связаны с вымогательством взятки.
Например, определяя мотив соучастников преступления, суд в приговоре указал, что действия подсудимых О. и Т., каждого в отдельности, совершались умышленно, из иной личной заинтересованности, из товарищеских побуждений, с целью заработать авторитет в глазах лиц, которым они оказывали содействие в передаче денежного вознаграждения. При этом они осознавали, что денежные средства передаются от К. должностному лицу ГУВД в качестве взятки, а О. и Т. при передаче денежных средств являются посредниками.
В иных случаях суд, конкретно не указывая на мотивы соучастников деяния, пришел к выводу, что подсудимые А. и Б. договорились между собой о вымогательстве взятки у потерпевшей, используя при этом свое должностное положение,42 не ссылался в приговоре на мотив пособничества в коммерческом подкупе.43 Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующими мотивами совершения коррупционных преступлений соучастниками выступают корысть или, как отмечается в приговорах судов, корыстные побуждения, корыстная заинтересованность, а также невозможность совершения коррупционного преступления единолично и невозможность решения возникающей проблемы иным способом. Наименее значимыми мотивами оказались деловые обязательства и желание самоутвердиться.
Наряду с мотивом в мотивации определенную роль в механизме преступного поведения играет наличие целей совершения преступления, то есть того результата, к которому хотят прийти соучастники коррупционного деяния. Цель совершения коррупционного преступления в соучастии предопределяется характером самого деяния, формой соучастия, ролью соучастников и складывающейся ситуацией. У соучастников коррупционного преступления под влиянием имеющихся потребностей появляется желание достичь определенного криминального результата. Реализация преступных намерений может быть несколько отложена из-за временных затрат на соотнесение криминальной установки с существующими нормами поведения, сопоставление возможных выгод и потерь, анализ практики выявления, пресечения таких преступлений, установленных санкций за его совершение и т.д.
На основании изложенного сформулируем некоторые выводы. 1. Главным элементом мотива преступного поведения соучастников коррупционного преступления выступают потребности. При соучастии в коррупционных преступлениях на первый план выходят потребности материальные. 2. Доминирующими мотивами совершения коррупционных преступлений соучастниками выступают корыстные побуждения, а также невозможность совершения коррупционного преступления единолично и невозможность решения возникающей проблемы иным способом. 3. Цель совершения коррупционного преступления в соучастии предопределяется характером самого деяния, формой соучастия, ролью соучастников и складывающейся ситуацией. В большинстве своем соучастники коррупционных преступлений точно знали, зачем они совершают преступление и куда намерены потратить незаконно полученные деньги.

Дата изменения: 07.07.2017 15:40:54

Мотивы коррупционных преступлений

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

150040, г. Ярославль, ул. Республиканская, 42/24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Автор рассматривает актуальную проблему коррумпированности чиновников в современном обществе. За основу взят анализ наиболее типичных коррупционных преступлений. Основываясь на документальных источниках, автор приходит к выводу о недостаточности механизмов правового регулирования в указанной сфере. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: коррупция; проявления коррупции; ответственность

Понятие коррупции

Коррупция – крайне отрицательное социальное явление. Высокая степень коррумпированности общества свидетельствует о серьезных социальных болезнях государства. Чтобы лечить такую «болезнь», необходимо четко сформулировать ее симптомы или признаки.

Тем не менее в существующих документах дается различная трактовка как самого явления, так и его признаков.

Понятие коррупции, как явления, используемое российским законодательством, основывается на таких международных правовых актах, как Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.). В этих документах содержатся понятия коррупции, должностного подкупа, взятки, злоупотребления полномочиями и других нарушений, которые обязательны для российской правовой системы.

В целом содержание международно-правовых определений коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ таково: коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп, а также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Кроме того, к коррупционным явлениям относится и непотизм[1]. В российской действительности понятию «непотизм» соответствует кумовство, землячество и т.п.

Очевидно, что злоупотребление властью и незаконное присвоение публичных средств в общественной жизни возможно при сочетании определенных факторов:

– во-первых, наличие определенного ресурса (финансовые средства, движимое и недвижимое имущество и т.п.), доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

– во-вторых, возникновение интереса, движущей силы и мотива деятельности участников коррупционных действий.

Коррупция, как «болезнь», наносит огромный вред обществу, и он должен быть измерим. Это важно для вынесения объективной и справедливой оценки коррупционного поведения его допускающего.

Наиболее распространенными проявлениями коррупции являются следующие правонарушения: мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, взяточничество, служебный подлог.

За каждый из этих правонарушений виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Мошенничество

Согласно статье 159 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) мошенничество есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Наказание за мошенничество – крупный штраф (до 1 млн руб.) и лишение свободы на срок до десяти лет.

Обман

В соответствии с постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. №51 обман может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Злоупотребление доверием

Злоупотребление доверием заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества.

Доверие к мошеннику может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Важно отметить, что наказуемым является не только совершение самого правонарушения, но и попытка его совершения. В соответствии ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно статье 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями – лишение свободы сроком до 10 лет.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Возникновение данного состава преступления возможно при наступлении хотя бы одного из следующих последствий:

а) существенное нарушение прав и законных интересов граждан;

б) существенное нарушение прав и законных интересов организаций;

в) существенное нарушение охраняемых законом интересов общества;

г) существенное нарушение охраняемых законом интересов государстваю.

Понятие должностного лица

Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Так, согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распоря­дительные, административно-хозяйствен­ные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях государства.

В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к числу должностных лиц возможно лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию.

При профилактике злоупотреблений служебным положением важно иметь в виду следующее. Использование должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях осуществляется вопреки интересам службы, тем не менее такие действия чаще всего не выходят за рамки служебных прав и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях.

Так, например, если руководитель муниципального учреждения использовал рабочую силу и технику в рабочее время для строительства собственной дачи, он совершил корыстное злоупотребление должностными полномочиями, причинив ущерб своей организации (амортизация техники, отвлечение рабочей силы от выполнения задания).

Корысть или иная личная заинтересованность являются главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями.

Корыстные действия должностного лица могут быть выражены в его стремлении получить блага материального характера либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).

Иная личная заинтересованность в качестве мотива такого преступления выражается в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.

В случае когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, то картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием превышения им полномочий или иное злоупотребление ими.

Превышение должностных полномочий

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, а равно интересов общества или государства, квалифицируется как превышение должностных полномочий. Об этом говорится в ст. 286 Уголовного кодекса.

Ответственность за данные действия может составить до десяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Обратите внимание, что превышение должностных полномочий и использование должностным лицом своего авторитета, служебных связей и т.п. – это разные вещи. Так, если главврач районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то получить желаемое ему помогли не должностные полномочия, а собственный авторитет. Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.

Должностные полномочия – это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.

Действия, которые превышают предусмотренные должностные права и обязанности, наказуемы только тогда, когда они совершены вопреки интересам службы. Подобные действия должностного лица противоречат:

а) целям и задачам, ради которых создан и функционирует соответствующий орган, в котором гражданин занимает должность;

б) интересам деятельности публичного аппарата управления и власти в целом.

Важно отметить, что наказание за указанное преступление может наступить только при наличии определенных последствий – существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Так, например, к существенным нарушениям основных конституционных прав и свобод человека и гражданина относится: вред в виде реального материального ущерба, упущенной выгоды или причинения иного вреда различным интересам. Нарушение таких прав и интересов возможно при сокрытии тяжких преступлений, причинении вреда значительному числу физических или юридических лиц и т.п. Таким образом, «существенное нарушение» – это обобщающее понятие, под которое подпадают нематериальный вред и материальный ущерб.

При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не образует состава преступления по ст. 286 УК РФ и обычно квалифицируется как дисциплинарный проступок.

Взяточничество

Статьей 290 УК РФ под взяткой квалифицируются следующие деяния:

– получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

– получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Статьей 291 УК РФ как отдельное преступление рассматривается дача взятки.

УК РФ предусмотрено наиболее суровое наказание как за получение, так и за дачу взятки. Так, получение должностным лицом взятки влечет наказание до двенадцати лет лишения свободы. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника может повлечь лишение свободы на срок до восьми лет. При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Получение и дача взятки занимают центральное место среди составов должностных преступлений. С одной стороны, относительно их коррупционного характера и повышенной общественной опасности среди ученых и практиков нет каких-либо разногласий, с другой – криминологические и социологические исследования говорят о том, что данные преступления получили наибольшее распространение.

Данную мысль подтверждает и анализ международно-правовых документов. Так, хотя в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы 1999 г. согласованы нормы о тринадцати коррупционных преступлениях, их многообразие лишь кажущееся — одиннадцать из них представляют собой разновидности двух традиционных для российского законодательства составов преступлений: получение взятки и дача взятки.

Перспективы противодействия

Проблема коррумпированности государственных и муниципальных служащих, необходимости активизации борьбы с коррупцией на стороне «спроса на взятки» является на сегодня одной из наиболее обсуждаемых тем в российском обществе. Многие ученые и практики вносят соответствующие предложения о мерах борьбы с этим явлением.

Как отмечал председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин, существует обратная зависимость между тем, насколько эффективна система государственного аудита в конкретной стране, и тем, насколько высок там уровень коррупции. Чем больше в деятельности органов исполнительной власти зон, недоступных для внешнего аудита, тем с большей вероятностью там можно обнаружить проявление коррупции.

[1] Непотизм (от лат. nepos, родительный падеж nepotis — внук, племянник) – раздача римскими папами ради укрепления собственной власти доходных должностей, высших церковных званий, земель своим родственникам (прежде всего сыновьям). Непотизм был особенно широко распространен в XV–XVI вв.; привел к возвышению из папской родни могущественных фамилий (Боргезе, Лудовизи, Борджа и др.).

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ И ЦЕЛИ В МЕХАНИЗМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОУЧАСТНИКОВ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (СТ.СТ. 204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ)

Мотивация является начальной точкой любого поведенческого акта и играет в нем главенствующую роль.28 Мотивация интерпретируется разными авторами по-своему – это и «процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели»29; и «процесс возникновения, формирования, развития, изменения, корректировки мотивов, постановки целей и принятия решения»30; и «процесс внутренней аргументации»31; и «совокупность мотивов личности в их развитии, взаимодействии и реализации»32. Анализ приведенных позиций показывает, что мотивация рассматривается либо как процесс, характеризующийся возникновением, формированием, развитием, корректировкой мотивов, внутренней аргументацией (динамический подход); либо как совокупность мотивов в процессе их развития, взаимодействия или реализации (структурный подход).
В.Н. Кудрявцев в своих работах отмечал, что «мотивация» имеет три значения – это33: — метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е. через мотивы; — процесс формирования мотива преступления, его развития, а затем и реализации в фактических преступных действиях; — характеристика совокупности мотивов, свойственных тому или иному лицу или той или иной форме поведения.
Во всех трех значениях мотивация неразрывно связана с наличием некоторой совокупности, а иногда и системы мотивов. Мотив чаще всего определяется как «внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации»34; «внутренний, субъективный смысл поведения»35, сформировавшееся «под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причинной преступной деятельности и выражает личностное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность»36; «психологическая причина деятельности человека»37; «центральный элемент мотивации, ее конечный результат»38. Следовательно, мотив – это внутреннее побуждение личности к действию, внутренняя, психологическая причина поведения человека, обусловленная его потребностями, интересами, чувствами и ценностными ориентациями.

28См.: Зелинский А.Ф. Криминология. Курс лекций. Харьков, 1996. С. 86.
29 Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 60.
30 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 119.
31 Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. М., 2004. С. 186.
32 Там же.
33 См.: Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С.38-39.

Мотивацию преступного поведения соучастника коррупционного преступления рассмотрим через содержание мотивов в их взаимосвязи и взаимодействии. Главным элементом мотива преступного поведения выступают потребности. В отличие от других преступлений, при совершении которых наиболее значимыми могут быть потребности в безопасности (например, мнимая оборона – убийство человека, который, по мнению убийцы, мог причинить ему физический вред), в социальном общении (совершение преступления (например, кражи) для получения признания в определенной социальной группе, с которой преступник хочет общаться), в знаниях (совершение преступления (например, взлом сайта банка) в целях получения определенных криминальных навыков), при соучастии в коррупционных преступлениях на первый план выходят потребности материальные.
Изучение уголовных дел39 показало, что в подавляющем большинстве случаев документы, характеризующие материальное положение соучастников коррупционных преступлений до совершения ими указанных деяний, отсутствовали. Тем не менее, в ряде эпизодов соучастники, обосновывая свое преступное поведение, на допросах говорили о небольшой и даже мизерной заработной плате, о денежных затруднениях и т.п. В этой связи в ходе анкетирования соучастников коррупционных преступлений40 мы попытались выяснить предшествовавшее их деянию материальное положение и его способность удовлетворить потребности осужденных (см. Табл.1).

Таблица 1 Результаты опроса осужденных по определению уровня их материальных потребностей до совершения ими коррупционного преступления в соучастии

Наименование уровня материальных потребностей соучастников коррупционных преступлений

Данные опроса осужденных об их способности обеспечить свои потребности

Потребности минимальные (базовые условия жизнедеятельности человека)

— не мог себе ничего позволить – 18,3%

(реализуя которые человек обеспечивает себе нормальную жизнедеятельность)

— мог обеспечить себя, своих близких (свою семью) всем

Повышенные потребности (удовлетворение которых предполагает наличие избыточных возможностей)

— мог себе позволить купить новы й автомобиль – 15,1%;

— имел возможность приобрести дорогую недвижимость– 9,7%;

— отдыхал периодически на элитных курортах – 6,4%;

— выезжа л за границу – 7,5%

34 Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Долговой. С. 60.
35 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. С. 119.
36 Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. С. 186.
37 Криминология / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М., 2007. С. 137.
38 Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. С. 115.
39 Автором изучено 42 уголовных дела, рассмотренных Волгоградским областным судом и районными, городскими судами г. Волгограда и Волгоградской области за период 2009-2014 гг. о преступлениях, совершенных в соучастии (ст. 204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ).
40Автором проведено анкетирование по специально разработанной анкете при организационной поддержке ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» 93 осужденных – соучастников преступлений (ст.ст.204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, отбывающих наказание в виде лишения свободы за коррупционные преступления, совершенные в соучастии (статьи 204, 289, 290, 291, 291.1 УК) в УФСИН России по Владимирской области, Липецкой области, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Приморскому краю, Республике Коми, Самарской области и др. (опрос проводился в октябре-декабре 2012 г.)

Как видно из Табл.1., 18,3% осужденных своим заработком не могли обеспечить себе и своей семье базовые условия жизни. Именно это обстоятельство в совокупности с другими элементами мотива (интересами, чувствами, ценностными ориентациями) и вынудило данных лиц к выбору криминального варианта поведения. 38,7 % осужденных до совершения преступления могли обеспечить себя, своих близких (свою семью) всем необходимым, однако пошли на совершение преступления для обеспечения своих завышенных потребностей. Остальные 43%, несмотря на имеющуюся возможность удовлетворения потребностей высокого уровня (купить новый автомобиль — 15,1%; приобрести дорогую недвижимость — 6,8 %; отдохнуть на элитном курорте — 9,7 %; выехать по путевкам за границу — 7,5 %), продолжали преступное поведение. Такая ситуация вполне согласуется с социальным положением большей части осужденных, которые до совершения преступления были работниками правоохранительных органов, государственными или муниципальными служащими, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и не имели существенных финансовых проблем. Именно поэтому в большинстве изученных нами уголовных дел (92,8%) в качестве мотива совершения коррупционного преступления фигурируют «корыстная заинтересованность» и «корыстные побуждения». Однако в некоторых случаях суд в качестве мотива указывал «иную личную заинтересованность», «товарищеские побуждения» или вообще не ссылался на мотив совершения преступления, хотя речь шла именно о корыстном мотиве, так как преступления были связаны с вымогательством взятки.
Например, определяя мотив соучастников преступления, суд в приговоре указал, что действия подсудимых О. и Т., каждого в отдельности, совершались умышленно, из иной личной заинтересованности, из товарищеских побуждений, с целью заработать авторитет в глазах лиц, которым они оказывали содействие в передаче денежного вознаграждения. При этом они осознавали, что денежные средства передаются от К. должностному лицу ГУВД в качестве взятки, а О. и Т. при передаче денежных средств являются посредниками.41
В иных случаях суд, конкретно не указывая на мотивы соучастников деяния, пришел к выводу, что подсудимые А. и Б. договорились между собой о вымогательстве взятки у потерпевшей, используя при этом свое должностное положение,42 не ссылался в приговоре на мотив пособничества в коммерческом подкупе.43 Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующими мотивами совершения коррупционных преступлений соучастниками выступают корысть или, как отмечается в приговорах судов, корыстные побуждения, корыстная заинтересованность, а также невозможность совершения коррупционного преступления единолично и невозможность решения возникающей проблемы иным способом. Наименее значимыми мотивами оказались деловые обязательства и желание самоутвердиться.
Эксперты сошлись во мнении, что среди мотивов, побудивших преступников к совместному совершению коррупционных преступлений, наиболее популярными были корыстолюбие (87%), возможность продвижения по службе (40,5%) и самоуверенность (23,9%)44. Следовательно, осужденные и эксперты были единодушны в преобладании корыстных мотивов при выборе коррупционного варианта поведения преступниками. Причем «расчетливость» осужденных объяснялась экспертами наличием у преступников «соответствующего должностного положения», а «расточительность» и «самоуверенность» коррупционеров – «желанием поддерживать свой высокий уровень материальной обеспеченности».
Наряду с мотивом в мотивации определенную роль в механизме преступного поведения играет наличие целей совершения преступления, то есть того результата, к которому хотят прийти соучастники коррупционного деяния. Цель совершения коррупционного преступления в соучастии предопределяется характером самого деяния, формой соучастия, ролью соучастников и складывающейся ситуацией. У соучастников коррупционного преступления под влиянием имеющихся потребностей появляется желание достичь определенного криминального результата. Реализация преступных намерений может быть несколько отложена из-за временных затрат на соотнесение криминальной установки с существующими нормами поведения, сопоставление возможных выгод и потерь, анализ практики выявления, пресечения таких преступлений, установленных санкций за его совершение и т.д.

41Уголовное дело № 1-326/2009 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.
42 Уголовное дело № 2-29/2010 // Архив Волгоградского областного суда.
43 Уголовное дело № 1-231/2013 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.
44 В качестве экспертов выступали следователи следственных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области руководители и следователи органов внутренних дел, проходившие обучение на факультете повышения квалификации ВА МВД РФ, руководители и следователи следственного комитета России по Волгоградской области, судьи Волгоградского областного суда и некоторых районных судов г. Волгограда, прокуроры Волгоградской областной прокуратуры, государственные гражданские служащие Волгоградской области (сотрудники управления общественной безопасности и взаимодействия с правоохранительными органами и воинскими подразделениями аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области), преподаватели кафедр уголовно-правовой специализации Волгоградской академии МВД Российской Федерации. (Всего опрошено 309 экспертов, опрос проводился в феврале-апреле 2012 г.).

Результаты проведенного нами анкетирования, в общем, подтвердили наши выводы. Большинство осужденных точно знали, зачем они совершают коррупционное преступление и куда намерены потратить незаконно полученные деньги: возвратить кредит (18,3%), купить одежду, предметы быта (15,1%); потратить на развлечения (8,6%), накопить на приобретение транспорта (12,9%). Некоторые респонденты рассчитывали с помощью этих средств продолжить свою преступную деятельность, в обход существующих правил (конкурсов) поступив на новую работу (службу) (3,2%) или заняв вышестоящую должность (5,4%). Причем практически каждый десятый осужденный был готов пойти на подкуп должностных лиц, чтобы избежать ответственности за раннее совершенное правонарушение (8,6%). 32,3% респондентов были уверены в своей безнаказанности. Остальные осужденные осознавали некоторую опасность своего преступного поведения, но все же не отказались от задуманного. Свой выбор они аргументировали «низкой вероятностью раскрытия преступления» – 93,3%; «наличием связей в правоохранительных органах, что позволило бы избежать уголовного преследования» – 60%. Некоторые осужденные были уверены, что в случае изобличения и привлечения к уголовной ответственности они смогут добиться назначения минимального наказания, не связанного с лишением свободы – 46,7%. На основании изложенного сформулируем некоторые выводы. 1. Главным элементом мотива преступного поведения соучастников коррупционного преступления выступают потребности. При соучастии в коррупционных преступлениях на первый план выходят потребности материальные. 2. Доминирующими мотивами совершения коррупционных преступлений соучастниками выступают корыстные побуждения, а также невозможность совершения коррупционного преступления единолично и невозможность решения возникающей проблемы иным способом. 3. Цель совершения коррупционного преступления в соучастии предопределяется характером самого деяния, формой соучастия, ролью соучастников и складывающейся ситуацией. В большинстве своем соучастники коррупционных преступлений точно знали, зачем они совершают преступление и куда намерены потратить незаконно полученные деньги.

1. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 119.
2. Зелинский А.Ф. Криминология. Курс лекций. Харьков, 1996. С. 86.
3. Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. А.И. Долговой. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 60.
4. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. М., 2004. С. 186.
5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С.38-39.
6. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. С. 115.
7. Уголовное дело № 1-326/2009 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.
8. Уголовное дело № 2-29/2010 // Архив Волгоградского областного суда.
9. Уголовное дело № 1-231/2013 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.

Популярное:

  • Разрешение opengl Пропорциональность отображаемых объектов. Разрешение экрана Подскажите рабочий метод, который позволяет сохранять пропорции фигуры в зависимости от разрешения экрана пользователя. (к примеру квадрат должен оставаться квадратом) Добавлено […]
  • Пособие на ребенка ленобласть В 2018 году в Ленобласти выплачиваются не только местные пособия, но и доплаты федерального значения. Они различаются по назначению и охватывают период от беременности, до воспитания детей до определенного возраста. Основные […]
  • 1730 кто правил в россии Биография императрицы Анны Иоанновны Российская императрица Анна Иоанновна родилась в Москве 8 февраля (28 января по старому стилю) 1693 года. Она была средней дочерью царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны (урожденной […]
  • Заявление об отказе аванса Заявление на аванс К составлению заявления на аванс работающие граждане прибегают не так уж и редко. Аванс – это форма заработной платы или иной выплаты, но не по факту выполненных работ или оказанных услуг, а заранее. Поводы для […]
  • Охота на уток правила Что нужно знать про осеннюю охоту на уток? Осенью молодняк утки уже подрос и начинает интенсивный сбор подкожного жира, чтоб без особых проблем преодолеть расстояние к южным широтам. Именно в этот период охота на уток требует определенных […]
  • Приказ м 091 За чей счет производится комплектация тревожного чемоданчика в МВД? На основании Утвержденного приказом МВД России от 22.12.2006г. № М/091 "O внесении изменений в приказ МВД России от 27.03.2001г. № М/016" про экипировку личного состава […]
  • Правила дорожного вождения автомобиля На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с […]
  • Понятие закон и конституции Конституция как основной закон государства (1) Главная > Закон >Государство и право Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский юридический институт Кафедра конституционного и […]