Налог 86 ру по инн

Содержание страницы:

Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

К реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).
  • С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

    Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

    Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

    Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

    Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

    В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

    Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

    Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
    «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

    КРАТКО

    Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.

    Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.

    Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.

    Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

    Налоговая тайна не подлежит разглашению, а налоговые органы обязаны ее соблюдать и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). За разглашения налоговой тайны для сотрудников налоговых органов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В рамках административной ответственности инспектора налоговой службы, получившего доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП). В рамках уголовной ответственности преследуется незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе (ст. 183 УК РФ). Это преступление наказывается либо штрафом до 120 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо исправительными работами до двух лет, либо принудительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если такие действия повлекли за собой крупный ущерб или были совершены из корыстных побуждений, наказание составит штраф до 200 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо до пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 183 УК РФ). А если разглашение этих сведений повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налоговой инспекции грозят принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ).

    Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

    Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

    Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/870@ «О мотивированных запросах налоговыми органами банков», мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.
  • Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/10322@ «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.

    В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

    БЛАНК

    Рекомендации по заполнению налоговыми органами мотивировочной части запросов в банк, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

    Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект «по умолчанию» в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

    Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

    Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

    В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса «Банк-Обмен». Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. «Банк-Обмен» и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

    Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.

    Налоговые инспекции города Санкт-Петербурга

    Управление Федеральной Налоговой Службы по Санкт-Петербургу

    Налоговые инспекции по районам, их адреса и телефоны:

    Налоговые инспекции по номерам, их адреса и телефоны:

    Межрайонные налоговые инспекции

    Межрегиональная ИФНС России

    Налоговые инспекции Ленинградской области

    Сводная таблица с паролями налогового инспектора для кассовых аппаратов и особенности регистрации:

    На нашем сайте Вы найдете полную информацию по налоговым инспекциям г. Санкт-Петербурга, включая номера телефонов, адреса, ИНН, коды налоговых инспекций и другие реквизиты. Информация на сайте постоянно обновляется, но если вы заметили ошибку или устаревшие данные, пожалуйста сообщите нам: tadeev@spb-kassa.ru.

    Чтобы Вам проще было найти номер нужной налоговой инспекции мы разместили их несколькими списками — выберите пожалуйста самый удобный. На страничке конкретной налоговой вы сможете найти даже номер кабинета того или иного отдела.

    Часы работы всех налоговых инспекций по Санкт-Петербургу абсолютно одинаковые, так как регулируются вышестоящим органом. Для удобства налогоплательщиков налоговые инспекции теперь работают даже по субботам, хотя без сомнения еще есть куда стремиться для улучшения качества обслуживания.

    По телефонам межрайонных инспекций федеральной налоговой службы России вы можете узнать много полезной информации: имеется ли у Вас задолженность, информацию о личном кабинете, получить помощь в расчете налогов.

    Если Вы ищите работу или хотите пройти практику — узнайте имеются ли вакансии в налоговой инспекции по телефонам отдела кадров соответствующей ИФНС.

    Предприниматели и организации, в которых была проведена проверка налоговой инспекцией, смогут найти информацию о том, куда обратиться для предоставления недостающих данных и к какому инспектору. Также существует телефон доверия где вы можете оставить устное заявление, в том числе и конфиденциально.

    Налоговая инспекция №6, г. Нижневартовск

    Телефоны
    Приемная 8 (3466) 49-70-00
    Справочная 8 (3466) 29-71-71
    Телефон доверия 8 (3466) 41-03-19
    Факс 8 (3466) 41-53-15

    Начальник
    Кощенко Дмитрий Александрович

    Где мы находимся, карта и способ проезда
    Адрес: 628606, г. Нижневартовск, ул, Менделеева, 13
    Автобусами № 3, 11, 12 и маршрутными такси № 11, 19, 20, 32, 94, 95 — остановка «Налоговая инспекция»

    График работы
    пн: 09.00 — 18.00
    вт: 09.00 — 18.00
    ср: 09.00 — 18.00
    чт: 09.00 — 18.00
    пт: 09.00 — 18.00

    Время работы операционного зала (без перерыва)
    пн: 09.00 — 18.00
    вт: 09.00 — 20.00
    ср: 09.00 — 18.00
    чт: 09.00 — 20.00
    пт: 09.00 — 16.45
    сб: 10.00 — 15.00 (первая и третья каждого месяца)

    Отделы
    Отдел общего обеспечения
    Правовой отдел
    Регистрация и учет налогоплательщиков
    Работа с налогоплательщиками
    Информационные технологии
    Отдел досудебного урегулирования налоговых споров
    Аналитический отдел
    Урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства
    Выездные проверки №1
    Выездные проверки №2
    Камеральные проверки №1
    Камеральные проверки №2
    Камеральные проверки №3
    Камеральные проверки №4
    Отдел оперативного контроля

    Реквизиты
    Код ИФНС 8603
    Код ОКПО 14864388
    Код регистрирующего органа 86043
    ОКТМО

    Контакты налоговой инспекции г.Сызрани: режим работы, адрес, телефоны

    Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области

    Расшифровка аббревиатуры ИФНС — инспекция Федеральной налоговой службы.

    Осуществляется обслуживание налогоплательщиков из г. Сызрани, г. Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов.

    Почтовый адрес налоговой инспекции:

    446001, Россия, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г.Сызрань, ул.Кирова, д.40, Отдел по работе с налогоплательщиками.

    Режим работы:

    * Режим работы в предпраздничные дни может меняться.

    Телефоны налоговой:

    • 8-800-222-2222 — контакт-центр
    • +7 (8464) 92-00-45 — приемная (телефон для справок)
    • +7 (8464) 92-00-10 — секретарь
    • +7 (8464) 98-32-80 — справочная
    • +7 (8464) 92-01-41
    • +7 (8464) 33-06-19
    • +7 (8464) 33-08-87 — факс
    • Более подробный список телефонов (по отделам) см. ниже
    • Телефоны отделов ИФНС:

    • +7 (8464) 92-01-14 исполнитель Землякова (Кудряшова) Анастасия Александровна
    • +7 (8464) 92-01-56 делопроизводитель Шахновская Ольга Александровна (каб. 210)
    • +7 (8464) 92-01-90 Наталья Владимировна — блокировка счета (решение о приостановлении операций)
    • +7 (8464) 92-01-10 Дудина Юлия Владимировна
    • Территориально обособленные рабочие места (ТОРМы):

      КОНТАКТЫ
      Самарская область, г.Октябрьск, ул. Дзержинского, 41

      Телефоны:
      8-800-222-2222 Контакт-центр
      +7 (84646) 2-17-30
      +7 (84646) 2-10-49
      Время работы:
      cр: 8.00-17.00

      СПОСОБ ПРОЕЗДА
      Проезд автобусом №116 до остановки «Администрация»

      КОНТАКТЫ
      Самарская область, с.Шигоны, ул. Почтовая, 21

      Телефон:
      8-800-222-2222 Контакт-центр
      +7 (84648) 2-12-81
      +7 (84648) 2-15-65
      Время работы:
      пн-чт: 9.00-18.00
      пт: 9-00-17.00

      СПОСОБ ПРОЕЗДА
      Проезд автобусом № 143 до остановки «Сбербанк»

      График личного приема начальника и его заместителей:

      Должность, ФИО

      Дни и часы личного приема

      каждая среда
      10.00-14.00

      каждый четверг
      14.00-18.00

      каждая пятница
      9.00-13-00

      каждый вторник
      9.00-13.00

      каждый понедельник
      9.00-13.00

      Реквизиты ИФНС №3 по Самарской области:

      Код ИФНС: 6325
      Наименование: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области
      ИНН: 6325029638
      КПП: 632501001
      Адрес: 446001, Самарская область, г.Сызрань, ул.Кирова, д.40

      Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области)
      Банк получателя: Отделение Самара
      БИК банка: 043601001
      Расчетный счет получателя платежа: 40101810200000010001

      ОКТМО: 36735000
      КБК: 18210202140061100160 (на 2017 год)

      Для направления обращений в электронной форме в ФНС России
      и ее территориальные налоговые органы Вы можете воспользоваться
      online-сервисом: «Обратиться в ФНС России»

      Для подготовки платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ воспользуйтесь сервисом: «Заполнить платежное поручение»

      Для определения кода ОКТМО воспользуйтесь сервисом: «Узнай ОКТМО»

      Официальный сайт Сызранской налоговой службы:

      Где находится, как добраться:

      Или до остановки «ул. Кирова»: автобус № 6.

    • Копия налоговой декларации предоставляется только тем, кто работает по электронной подписи.
    • Представитель налогоплательщика должен иметь нотариально заверенную доверенность (текст составляется нотариусом) с правом подписи, подачи, получения документов в государственных органах.
    • Заявление в 201 кабинет, 4 окно на имя начальника: «Прошу отменить заморозку счета в связи с уплатой налога/пени, прилагаю выписку, прошу отправить решение по почте/электронному каналу, т.к. не смогу явиться лично…»
    • Если вы обнаружили неточные или неактуальные данные на этой странице, сообщите об этом через форму комментариев, расположенную ниже. Постараемся это исправить!

      Налоговая инспекция № 14 — Северный АО

      Контакт-центр: +7 (495) 276-22-22
      Приемная: +7 (495) 400-16-30 (Чапаевский пер.), +7 (495) 400-16-72 (2-ой Боткинский пр.)
      Для справок: +7 (495) 400-16-46 (Чапаевский пер.), +7 (495) 400-16-46, +7 (495) 400-16-43 (2-ой Боткинский пр.)
      Для справок: +7 (495) 400-16-16 — новый порядок применения ККТ
      Факс: +7 (495) 400-16-30 (Чапаевский пер.), +7 (495) 400-16-72 (2-ой Боткинский пр.)

      Телефон доверия: +7 (495) 400-16-38

      Руководство:

      Начальник : Лукьянова Анастасия Сергеевна

      Юридический адрес:

      125057, г. Москва, Чапаевский пер., д. 8
      125284, г. Москва, 2-ой Боткинский проезд, д. 8, стр. 1

      Фактический адрес:

      Как проехать:

      (Чапаевский пер.) м. «Сокол», далее троллейбусами 12,70,65,82 до остановки «пл. Марины Расковой», или троллейбусами 6,43, 86 до остановки «ул. Новопесчаная».

      (2-ой Боткинский пр.) м. «Динамо», далее троллейбусом 82, автобусом 207 до остановки «Больница им. Боткина» или м. Беговая, далее троллейбусами 20,86, автобусом 27 до остановки «Больница им. Боткина».

      График/Режим работы:

      Операционный зал работает каждую 2-ю и 4-ю субботу календарного месяца с 10.00 до 15.00.

      Коды инспекции:

      Код налогового органа — 7714
      Код ОКПО — 29290148
      Код РО ЮЛ — 77066
      Код РО ИП — 77066

      Коды ОКТМО:

      Наименование — Инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве

      Краткое наименование — ИФНС № 14

      ИНН 7714014428 / КПП 771401001

      Получатель — Управление Федерального казначейства по г. Москве (ИФНС России №14 по г. Москве)
      Банк получателя – ГУ Банка России по ЦФО
      Номер счета – 40101810045250010041
      БИК банка – 044525000
      Номер корреспондентского счета или субсчета банка в котором открыт счет УФК по г. Москве – нет

      Дополнительная информация:

      14 налоговая инспекция обслуживает территорию следующих районов (муниципальных образований): Аэропорт, Беговой, Савеловский, Хорошевский.

      Личный прием граждан руководством инспекции осуществляется по адресу: г. Москва, 2-й Боткинский проезд, д. 8, стр. 1.

      Проверка контрагента

      Защити себя сам: как проверить контрагента

      Сделка с каждой 20-й организацией потенциально может обернуться убытками, срывом поставок и сроков реализации проектов. Как правильно изучить деловую репутацию будущего партнера, чтобы сотрудничество было безопасным? Какие данные по контрагенту необходимо собрать?

      Предварительный сбор данных

      Прежде всего, нужно убедиться в том, что компания зарегистрирована в установленном порядке и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.

      Проверить ИНН

      Удостоверьтесь в том, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, предлагающей сделку.

      Проверить это очень просто, так как у ИНН есть свой алгоритм, и поддельный номер, скорее всего, ему соответствовать не будет. Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер не будет удовлетворять алгоритму, появится сообщение об ошибке.

      Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно на сайте ФНС или с помощью сервиса проверки контрагентов Контур.Фокус.

      Запросить копию свидетельства о госрегистрации (или лист записи в ЕГРЮЛ)

      Свидетельство о госрегистрации подтверждает, что контрагент существует как юридическое лицо и учтен как налогоплательщик. С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи нужного реестра — ЕРГЮЛ или ЕГРИП. Таким образом, лист записи — это документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

      В соответствии с п.13 Правил ведения ЕГРЮЛ лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело юридического лица. В соответствии с п.19 Правил ведения ЕГРИП лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело индивидуального предпринимателя.

      Необязательно запрашивать копию свидетельства или листа записи непосредственно у потенциального контрагента. Узнать, зарегистрирован ли он, можно с помощью сервиса или на сайте ФНС.

      Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

      Свежая выписка из ЕГРЮЛ подтверждает, что контрагент зарегистрирован и на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке ЕГРЮЛ можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.

      Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС.

      Контур.Фокус выдает свежую выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в течение нескольких минут. Кроме того, поставив интересующую вас организацию на наблюдение в этом сервисе, вы будете получать уведомления о любых изменениях в данных ЕГРЮЛ/ЕГРИП на свою электронную почту.

      Проанализировать бухгалтерскую отчетность

      Хороший инструмент оценки контрагента — баланс на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции. Его можно запросить непосредственно у контрагента или получить через официальные источники (например, бухгалтерская отчетность компаний, отчитывающихся в Росстат, представлена в сервисе Контур.Фокус).

      Баланс позволяет сделать сразу несколько важных выводов о компании:

    • Во-первых, он подтверждает, что фирма сдает отчетность.
    • Во-вторых, позволяет установить, велась ли организацией хозяйственная деятельность.
    • В-третьих, из бухотчетности можно узнать о «портфеле» средств, которыми располагает компания. Если у фирмы практически нулевая стоимость активов, существенные долговые обязательства и уставный капитал 10 000 руб., – это повод задуматься, стоит ли давать такой фирме, например, товарный кредит. Слишком низкие по сравнению с суммой предполагаемой сделки обороты компании могут свидетельствовать и о том, что поставщик укрывает часть доходов. В этом случае от сделки лучше отказаться.

    На основе данных бухгалтерской отчетности легко составить финансовый анализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость. В сервисе Контур.Фокус на карточке компании можно найти ссылки на бухгалтерскую отчетность и минифинанализ, который позволит сразу же увидеть ключевые моменты в бухформах без необходимости изучения большого и сложного финансового отчета по компании.

    Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, можно также получить на сайте ФНС.

    Дополнительная аналитика

    Необходимо убедиться в добросовестности контрагента и собрать доказательства того, что вы осуществляли необходимую проверку. Почему это важно? В случае судебного разбирательства это позволит подтвердить, что ваша компания проявила должную осмотрительность в выборе контрагента.

    С точки зрения налоговиков (Письмо ФНС РФ от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@) компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:

  • личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама, рекомендации партнеров, официальный сайт и т.п.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • информации о наличии у контрагента необходимой лицензии (если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности), свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • информации о других участниках рынка аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе тех, кто предлагает более низкие цены.
  • Сведения о компании

    Массовый адрес регистрации

    Массовый адрес — один из признаков фирм-однодневок. В конце 2017 года Минфин выпустил Письмо от 14.11.2017 № 03-12-13/75024, в котором предупредил, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности поданных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Согласно документу, факты включения информации об адресе массовой регистрации — это основание для проверки достоверности данных в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрируя компании на массовый адрес, юрлицо или ИП рискует получить отказ в регистрации.

    Но ужесточение контроля массовых адресов касается не только бизнесов-новичков, но и уже зарегистрированных компаний: налоговая отправляет письма компаниям, которым необходимо предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Проигнорировать уведомление налоговиков не удастся: если адрес не подтверждается, представленные документы не соответствуют достоверности, то в ЕГРЮЛ вносится запись о неверных сведениях об адресе, что может повлечь исключение организации из реестра, согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Заключать договоры с контрагентами, зарегистрированными по массовым адресам, тем более опасно.

    Как проверить «массовость» адреса? Во-первых, на сайте ФНС доступен сервис, сверяющий вводимый пользователем адрес со списком массовых адресов. Во-вторых, показывает, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и интересующий пользователя контрагент, сервис Контур.Фокус. В ряде случаев такое «соседство», даже если речь не идет о массовой регистрации, может оказаться существенным.

    Фактическое местонахождение контрагента

    Само по себе несовпадение фактического и юридического адреса никак не характеризует контрагента. По данным ФНС, почти 80% российских компаний расположены не по юридическому адресу, указанному при регистрации. Но налоговая рекомендует проверять фактическое место нахождения контрагента наряду с другими данными.

    Такую информацию можно получить, выехав по юридическому или фактическому адресу предполагаемого партнера. Это позволит не только уточнить, там ли в действительности расположен офис контрагента, но и взглянуть на помещение, производственные или торговые площади, поговорить с сотрудниками и соседями по офисному зданию. Особенно продуктивным может быть такой визит, если нанести его инкогнито, под видом покупателя или потенциального партнера.

    В Контур.Фокусе можно за один клик осмотреть панораму зданий и окрестностей по указанному юридическому лицу. Эта опция называется осмотр зданий через карты Яндекса и Google.

    Посильность условий договора для контрагента

    Необходимо располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора. Во внимание принимается, прежде всего, время, затрачиваемое на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

    Нарушения налогового законодательства

    Налогоплательщик вправе запросить у налоговиков сведения об уплате налогов контрагентами. При этом не принципиально, ответит ли инспекция на запрос компании. Кодексом не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства (Письмо Минфина РФ от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134).

    Как показывает арбитражная практика, о должной осмотрительности компании свидетельствует сам факт обращения в налоговую инспекцию с просьбой оказать содействие в проверке добросовестности контрагентов.

    Чтобы факт обращения в инспекцию был зафиксирован, запрос следует отправлять заказным письмом с уведомление о вручении (у вас остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление) или подать запрос лично в канцелярию налоговой инспекции (в этом случае на руках остается копия запроса с отметкой о принятии).

    Арбитражные дела

    Арбитражные дела важны не только для доказательства должной осмотрительности налогоплательщика, но и для получения информации о его деловой репутации и характере поведения на рынке.

    Обратите внимание на то, в каких спорах участвовала организация. Если поставщик ранее фигурировал в незаконных схемах ухода от налогов, это может рассматриваться судом как косвенное доказательство вины налогоплательщика. Если это иски, связанные с нарушением компанией своих обязательств, и таких споров у потенциального контрагента много, то повод задуматься о целесообразности сотрудничества тоже есть.

    Арбитраж позволяет установить, какими суммами оперирует компания. Это особенно важно, если у налогоплательщика нет никаких других данных о финансовом состоянии потенциального партнера.

    Также можно проверить споры контрагента на «типичность». Если организация постоянно участвует в однотипных спорах, не исключено, что в заключаемых ею договорах есть ловушки, рассчитанные на клиентов, плохо ориентирующихся в тонкостях гражданского законодательства. Чтобы судить об этом наверняка, потребуется экспертиза опытного юриста.

    Проверить контрагента на арбитражные дела можно двумя способами:

  • В картотеке арбитражных дел на сайте ВАС. Ресурс дает информацию о судебных тяжбах и их содержании. Для получения информации придется указать участника дела (название, ИНН или ОГРН). В результате поиска система выдает список дел, в которых фигурирует контрагент, с процессуальными документами по каждому из них и данными об актуальной стадии судебного разбирательства.
  • В сервисе Контур.Фокус, куда арбитражные дела экспортируются из картотеки арбитражных дел ВАС. Привязка дел к карточкам компаний производится умным алгоритмом, который работает даже для тех случаев, когда точные реквизиты участника неизвестны. Для каждого арбитражного дела отображаются следующие данные: истцы, ответчики, третьи лица, сумма иска, категория дела, ход дела, тексты решений судов. На карточке организации можно оценить баланс между выигранными и проигранными делами, а также сравнить объем исковых требований, где организация выступает в качестве истца или ответчика. Список арбитражных дел обновляется ежедневно.
  • Госконтракты

    Госконтракты — еще один способ получить достоверную информацию о предполагаемом партнере. Факт, что компания неоднократно заключала госконтракты и исполняла в срок свои обязательства, может свидетельствовать о ее надежности.

    Неоднократное заключение госконтрактов и своевременное исполнение обязательств может свидетельствовать о надежности компании. Однако чтобы сделать окончательные выводы, нужно знать ситуацию в регионе.

    Получить доступ к данным о госконтрактах можно на официальном сайте госзакупок. В Контур.Фокусе по каждому контракту есть следующие данные: заказчик, цена сделки, дата подписания договора, суть взятых на себя исполнителем обязательств, номер и статус контракта.

    Данные о людях

    Массовость и аффилированность руководителя/учредителя

    Как и массовость адреса регистрации, массовость руководителя/учредителя может свидетельствовать о том, что потенциальный контрагент — однодневка.

    Проверить, сколько компаний учреждено тем или иным человеком, в скольких компаниях он занимает должность генерального директора, можно в сервисе Контур.Фокус. Если таких фирм много, а часть из них уже прекратила свою деятельность — это серьезный повод задуматься о целесообразности сотрудничества.

    Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц предоставляет на своем сайте ФНС.

    «Черный список» на сайте ФНС

    Речь идет о реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалификация — это административное наказание, которое заключается в лишении физического лица определенных прав, в частности, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

    Основанием для дисквалификации может послужить преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

    Чтобы избежать сотрудничества с компаниями, руководитель которых был дисквалифицирован, достаточно проверить потенциального партнера через специальный сервис на сайте ФНС. Поиск осуществляется по наименованию юридического лица и ОГРН.

    Полномочия лица, подписывающего документы

    Минфин рекомендует при проверке контрагентов получать документальное подтверждение полномочий руководителя (его представителя). В случае если документы подписывает представитель компании, от контрагента нужно получить доверенность или иной документ, уполномочивающий того или иного человека подписывать документы от лица компании.

    Также Минфин рекомендует налогоплательщикам запрашивать у руководителя компании-контрагента документы, удостоверяющие личность. Это подтвердит, что документы подписывает именно тот человек, который имеет на это полномочия. Кроме того, возможны случаи, когда контрагент зарегистрирован на утерянный или украденный паспорт. Выяснить это можно на сайте ФМС.

    Информация о сделке

    Подтверждение личных контактов при заключении сделки

    Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом (кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.).

    Проверка документов по сделке

    Эта процедура позволяет избежать не только претензий налоговых органов, но и возможных судебных споров.

    На этапе заключения сделки рекомендуется:

    • проверить адрес, указанный в документах контрагента, в частности, в счетах;
    • удостовериться, что документы поставщика не содержат логических противоречий и соответствуют НК РФ и другим законам;
    • сопоставить подписи сотрудников на документах, чтобы исключить ситуацию, когда разные подписи ставятся от имени одного лица (такие документы лучше исключить, чтобы ИФНС не завила об их фиктивности).
    • Приведенный список «фильтров» — неполный. Можно и другими способами проявить осмотрительность в выборе контрагента и получить о нем максимально полную информацию.

      Читайте другие статьи на эту тему:

      Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram – здесь есть то, чего нет на сайте!

      Популярное:

      • Налог на имущество расчет 2011 Новые правила налога на имущество физических лиц Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 "Налог на имущество физических лиц" (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), […]
      • Программа переселения тамбовской области Цели и порядок действия программы «Ветхое жилье» в 2017 – 2018 годах Слишком старый дом угрожает безопасности проживающих в нем граждан. Шатающиеся балки, скрипучий пол, трещины в полу и стенах, неисправные коммуникации, отсутствие воды и […]
      • Образец заявлений для студентов ПОПУЛЯРНОЕ Распределение по академическим груммпам студентов 1 курса ООФ О социальной стипендии Студенты, чьи семьи являются малоимущими, имеют право на получение социальной стипендии.Для того чтобы получать социальную стипендию в […]
      • Приказ на лимит кассы 0 Приказ на лимит кассы Темы: Лимит кассы (Ліміт каси), Кассовые операции (Касові операції). Частное предприятие «Кассолюбитель» № 168/10 от 01.08.2013г. Об установлении лимита остатка наличности в кассе Вo исполнение подпунктa 5.3 […]
      • Размер пособия на детей сирот Путинские выплаты при рождении второго ребенка в 2018 С начала текущего года многие семьи могут претендовать на дополнительные меры финансовой поддержки со стороны государства при рождении второго малыша. Эти пособия — часть большой […]
      • Оформление возвратов поставщикам в 1с Оформление возвратов поставщикам в 1с Вопрос: Как произвести возврат товара поставщику в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)? Дата публикации 11.05.2016 Использован релиз 3.0.43 Возврат не принятого на учет товара Возврат принятого на учет […]
      • Примеры заполнения заявление на загранпаспорт Образец и инструкция по заполнению анкеты на загранпаспорт старого образца для детей до 18 лет Бланки документов: Анкета-заявление для детей до 18 лет (Скачать) (скачано: 164381 раз) Образец заполненной анкеты для детей до 18 лет […]
      • Единовременные пособия беременным Пособия женщинам при беременности и выходе в декрет Сложившаяся система государственной поддержки семей с детьми предусматривает предоставление нескольких видов социальных выплат женщинам по случаю беременности и рождения ребенка. Их […]