Налог за использования недр

Статья 245. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога за пользование недрами являются:

1) недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований;

2) недропользователи, осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов.

Статья 246. Объект обложения

1. Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта.

2. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

3. Объект обложения определяется отдельно по каждому виду готового продукта.

4. Объектом обложения для углеводородов являются:

1) добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;

2) полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.

5. Не является объектом обложения объем природного газа, закачиваемого обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и извлечения газового конденсата в рамках замкнутого технологического цикла.

6. Объектом обложения для драгоценных металлов и драгоценных камней являются извлеченные драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

7. Объектом обложения по твердым полезным ископаемым, кроме указанных в части шестой настоящей статьи, являются:

1) добытые или (и) извлеченные твердые полезные ископаемые, в том числе из техногенных минеральных образований;

2) полезные ископаемые, извлеченные в процессе переработки перерабатывающими предприятиями.

8. Не являются объектом обложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд.

9. К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности);

глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, отбеливающей, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина);

суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности);

песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности);

кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности);

мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности);

известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема);

сланец (кроме горючего и кровельного);

аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности);

магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 247. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами является стоимость объема добытого (извлеченного) готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период.

2. Средневзвешенная цена реализации за отчетный период определяется отдельно по каждому готовому продукту путем деления объемов реализации в денежном выражении (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на объем реализации в натуральном выражении.

3. В случае отсутствия реализации готового продукта в отчетном периоде налогооблагаемая база определяется исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта последнего отчетного периода, в котором имела место реализация.

4. При полном отсутствии реализации готового продукта налогооблагаемая база определяется исходя из производственной себестоимости добычи (извлечения) данных полезных ископаемых за отчетный период.

5. При этом налогоплательщик обязан произвести последующую корректировку суммы начисленного налога за пользование недрами в том отчетном периоде, когда имела место реализация, исходя из средневзвешенной цены, сложившейся за отчетный период.

6. При реализации или передаче готового продукта по цене ниже себестоимости для расчета средневзвешенной цены принимается себестоимость, но не выше декларируемых цен.

7. По полезным ископаемым, использованным для собственных производственных нужд, налогооблагаемая база определяется отдельно, исходя из себестоимости данного объема полезных ископаемых, но не выше декларируемых цен.

Статья 248. Ставки налога за пользование недрами

Перечень готовых продуктов и ставки налога за пользование недрами устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 249. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц;

для физических лиц ? календарный год.

Статья 250. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога за пользование недрами

1. Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

2. Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы по месту регистрации в следующие сроки:

микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

физическими лицами ? один раз в год не позднее 1 февраля следующего года.

3. Уплата налога за пользование недрами производится не позднее срока представления расчета.

Система налогообложения за пользование недрами

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра налогов и налогообложения

по теме: Система налогообложения за пользование недрами.

Студент группы _____________ _________________

Руководитель _______________ _______________ Байбородина В. Г.

уч. степень, уч. звание подпись, дата

1. Экономическое содержание, исторический характер и значение системы платежей за недропользование

2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами

2.1 Разовые платежи

2.2 Регулярные платежи за пользование недрами

3. Экономическое содержание, порядок исчисления и уплаты НДПИ

3.1 Особенности действия НДПИ на современном этапе

3.2 Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов – альтернатива НДПИ

Список использованных источников

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Шарль Л. Монтескьё

Говоря об истоках происходящего сегодня в России кризиса, называют разные причины. В большинстве публикаций прослеживается мысль, что кризис в Россию импортирован извне: из Америки, из Европы, из других частей света. При этом анализируются причины, приведшие к мировому системному финансовому кризису.

По мнению некоторых российских исследователей, основой и первопричиной происходящих в России кризисных событий является кризис недропользования, те глубинные экономические процессы, которые связаны с воспроизводством, добычей и реализацией полезных ископаемых. Мировой кризис обнажил кризис российский, глубинная сущность которого до поры до времени была завуалирована высоким спросом на российское минеральное сырье на мировом рынке. С начала рыночных реформ (да и в последние годы советской власти) недропользование — это основной доминирующий сектор экономики нашей страны. Это — более половины доходной части консолидированного бюджета и созданные накопительные фонды нашей страны (золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального благосостояния). Это — основа создания необходимой рынку финансовой системы и финансовой олигархии. Это — основная часть рынка ценных бумаг, его «голубых фишек». Это — львиная доля экспорта и поступления валюты в страну. Это — основа притока и оттока капиталов и основа сегодняшнего корпоративного долга западным банкам. Это — основа геополитического влияния нашей страны, основа нашей «великости». Это — основа экономической и национальной безопасности. В связи с этим, важность системы налогообложения недропользования сложно переоценить, наиболее важные экономические и финансовые показатели поставлены в зависимость от эффективности ее функционирования. Вступивший в силу в конце 90-х годов Налоговый кодекс Российской Федерации, стал, по сути, ключевым нормативным документом, задачами которого было установление единых правил и условий для обеспечения устойчивых темпов экономического развития, а также повышения деловой активности российского бизнеса. Однако, на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает в должной мере решение поставленных перед ним ранее задач по стимулированию развития бизнеса и росту экономики, а является инструментом создания избыточной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, основной проблемой, мешающей сегодня налоговым органам реализовать свой функционал с полной и положительной отдачей, является отсутствие тщательно проработанной системы, которая бы полноценно сочетала в себе механизмы правового регулирования стимулирующей, регулирующей и фискальной функций, в том числе в отношении налогового администрирования недропользования.

В связи с этим, целью данной курсовой работы был анализ существующей системы налогообложения недропользования в России, ее законодательной основы и эффективности реализации на практике, возникающих проблем и возможностей совершенствования в дальнейшем.

Платежи за пользование недрами по своей правовой природе представляют собой вознаграждение, уплачиваемое пользователем недр собственнику недр — государству в связи с предоставлением участков недр в пользование. Этим они отличаются от налогов — обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ). К другим отличительным чертам платежей за пользование недрами следует отнести их дифференцированный размер в зависимости от характеристики объекта, а также использование их по целевому назначению — на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В принципе платежи за пользование недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают в виде:

1) бонусов (bonus) — разовых платежей, уплачиваемых при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата и установленных в соответствии с условиями соглашения;

2) ренталс (rentals) — ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ, установленных за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;

3) роялти (royalty) — регулярных платежей, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

С точки зрения срока уплаты платежи могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения.

Аналогичная система платежей существует и за рубежом. К примеру, в США добывающие компании в связи с предоставлением права пользования недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение предприятий в нефтегазовой отрасли включает в себя стандартный налог на компании в 28%, специальный налог в 50% и роялти на месторождениях.

Месторождения полезных ископаемых значительным образом отличаются друг от друга. Природные характеристики полезных ископаемых на данном месторождении, глубина их залегания и сложность извлечения, а также местоположение участка недр по отношению к населенному пункту, транспортным путям, рынку сбыта и другие факторы — все это в совокупности определяет доходность того или иного месторождения. Понятно, что данный показатель существенным образом отличается на каждом месторождении. Как следствие, применение равного налогообложения ко всем участкам недр приводит к тому, что добывающие предприятия разрабатывают высокодоходные месторождения полезных ископаемых (которых не так и много), извлекая сверхдоходы в свою пользу, а в отношении других месторождений — лишь «снимают сливки». Очевидно, что подобный подход не способствует полному извлечению полезных ископаемых и тем самым эффективному использованию недр. Именно это лежит в основе критики существующей системы налогообложения в недропользовании.

С нашей точки зрения, целью налогообложения пользования недр должно быть, с одной стороны, максимальное извлечение государством как собственником недр ренты в свою пользу, а с другой — полное извлечение полезных ископаемых из недр при их добыче.

В экономической литературе различают абсолютную и дифференцированную ренту. Абсолютная рента как избыточный доход собственника природных ресурсов возникает при эксплуатации любого объекта (земельного участка, месторождения полезных ископаемых и т.д.).

Помимо абсолютной ренты у собственника может возникнуть дополнительный сверхдоход — дифференцированная рента при условии, что доход от использования природного объекта превышает издержки и среднюю прибыль на капитал. Она представляет собой избыточный чистый доход, создаваемый на предприятиях, характеризующихся более благоприятными горно-геологическими условиями, местоположением и природным качеством добываемого сырья (горная рента 1) или ведущих более интенсивно (за счет дополнительных капитальных вложений) свое производство (горная рента 2). Некоторые авторы полагают, что при эксплуатации самоневоспроизводимых природных ресурсов не возникает дифференциальная рента II, а образуется только дифференциальная рента I; в прочих условиях имеют место оба эти вида ренты.

Ясно, что дифференциальная рента I должна принадлежать собственнику месторождений — государству, а дифференциальная рента II — лицу, применяющему передовую технологию, — недропользователю.

Итак, рента всегда отражает разницу в прибыли при добыче полезных ископаемых на разных участках недр, возникающую в связи с разницей в затратах на добычу, обусловленную как природными условиями, так и применением новой передовой технологии извлечения природных ресурсов, в транспортных расходах, а также в доходах от реализации полезных ископаемых, имеющих разную физико-химическую характеристику, и т.д.

При разработке старых месторождений затраты на извлечение природных ископаемых будут с каждым годом увеличиваться, а значит, у недропользователя скорее будет формироваться убыток, а не нормативная прибыль и тем более сверхприбыль. Государство, стремящееся извлекать в полном размере находящиеся в недрах полезные ископаемые, обязано использовать гибкую систему налогообложения с предоставлением соответствующих налоговых льгот. Вместе с тем при образовании дифференциальной ренты I государству следует увеличить размер платежей за пользование природными ресурсами на участках недр с лучшими горно-геологическими, природными и экономико-географическими условиями разработки месторождения.

В рыночной экономике рента изымается через налоговую систему. В мировой практике применяются различные налоговые схемы изъятия ренты:

— устанавливаются специальные налоги на добычу нефти с плавающей налоговой ставкой, которая варьируется в заданных пределах — минимальном и максимальном — в зависимости от текущей рентабельности разработки месторождения; — устанавливается дополнительная или увеличенная ставка налога на доходы (прибыль) предприятия;

— применяется специальный налоговый режим раздела продукции, при котором государство получает свою, установленную в концессионном соглашении долю продукции в виде товарной нефти, либо ее стоимостном выражении. Доля государства зависит, как правило, от потока наличности предприятия-концессионера.

Каждая из этих налоговых схем дополняется системой штрафов и налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в геологоразведку и добычу и обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства. Также устанавливаются различные скидки при добыче трудно извлекаемых запасов, на истощенных месторождениях и т.п. После перехода на рыночные условия в России действовали две налоговые схемы в недропользовании (и соответственно в нефтедобыче), кардинально отличавшиеся друг от друга.

7.2. Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр, регулирование отношений природопользования государством. Один из методов этого регулирования – введение в бюджет платежей за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в РФ становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с ФЗ РФ от 03.03.95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимаются платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система таких платежей включает в себя сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; плату за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могут взиматься:

• плата за землю или акваторию и участок территориального моря;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку практически все виды деятельности, связанные с пользованием недрами, требуют получения лицензии, предоставляемой путем проведения конкурсов и аукционов, указанные платежи начинаются со сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Его размер определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Со всех пользователей недр взимается плата за пользование недрами, которая включает в себя платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в других целях (например, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). При определении размеров указанных платежей учитываются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности территории и степень риска. Плата за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимается в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Платежи за пользование недрами взимаются в виде разовых и (или) регулярных взносов в течение срока реализации предоставленного права.

Объектом налогообложения являются:

• при проведении поисковых и разведочных работ – договорная (сметная) стоимость работ, по их окончании размеры платежей корректируются с учетом фактической стоимости;

• за добычу полезных ископаемых – стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

• при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, – договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

От платы за пользование недрами освобождаются:

• собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом земельном участке непосредственно для своих нужд;

• пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;

• пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1 % договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2 %. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3 % годовой сметной стоимости работ, максимальная – 5 %. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов. Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уже отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10 % регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Предельные уровни регулярных платежей дифференцированы по видам полезных ископаемых и установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (от 1 до 16 %).

Плата за пользование недрами может взиматься в форме: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Формы внесения платы утверждаются в лицензии на пользование недрами. Порядок распределения платежей за право пользования недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами установлен Законом РФ «О недрах» [б].

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр, осуществляющих на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне поиск, разведку, добычу полезных ископаемых. Факторами, влияющими на объем этих платежей, являются размер арендуемой площади и ее конфигурация, мощность водной толщи, цель пользования недрами.

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В данном случае в качестве налогооблагаемой базы выступает стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, прошедших первичную обработку, к которым относят собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды), слюду, асбест, концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья; благородные металлы; алмазы; камнесамоцветное и пьезооптическое сырье; по некоторым полезным ископаемым – стоимость продукции из минерального сырья, полученной с применением перерабатывающих технологий.

Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Они определяются как процент к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Минимальная ставка в размере 1,7 % установлена на калийные соли; максимальная ставка (10 %) – на нефть, газ и конденсат.

Предусматривается, что при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых (при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств) отчисления не производятся. Пользователи недр, осуществляющие геологическую разведку за счет собственных средств или возместившие государству все расходы на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, освобождаются от уплаты указанных отчислений.

Отчисления направляются в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Предложения по объектам отчислений, направляемых в бюджеты различных уровней, разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых) и Министерством промышленности, науки и технологии, затем сообщаются Министерству финансов РФ до 1 июня предшествующего года для их учета при подготовке проекта закона о бюджете. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год Минприроды России представляет в Министерство по налогам и сборам РФ по каждому предприятию-плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе передаваемые с согласия органа исполнительной власти субъекта РФ предприятию-плательщику для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Указанные показатели доводятся Министерством по налогам и сборам РФ до налоговых инспекций, а последние информируют о них каждое предприятие-плательщика. Сроки уплаты данного платежа в бюджет зависят от величины среднемесячной суммы отчислений и могут быть ежемесячными (с уплатой авансовых взносов) и ежеквартальными.

Акцизы устанавливаются на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. В настоящее время акцизы установлены на нефть, включая газовый конденсат и природный газ. Плательщиками акциза на нефть, включая газовый конденсат, являются организации всех форм собственности, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а плательщиками акциза на природный газ – организации и предприятия по транспорту и поставкам газа Российского акционерного общества «Газпром», реализующие газ газосбытовым организациям (перепродавцам) и непосредственно потребителям. Объектом обложения по нефти выступает количество реализованной продукции; по природному газу – стоимость реализованной продукции исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности. Ставки акцизов на нефть и газовый конденсат дифференцированы по нефтедобывающим предприятиям. Размеры ставок, включаемых в цену минерального сырья (без НДС), установлены в рублях за одну тонну. Действующая и в настоящее время ставка акциза на природный газ с 1 сентября 1995 г. установлена в размере 30 %. Сроки уплаты акцизов определяются в зависимости от величины среднемесячных платежей и могут быть подекадными, ежемесячными и ежеквартальными. С пользователей недр также взимается плата за геологическую информацию, если она получена за счет государственных средств.

В целях охраны окружающей природной среды Закон РФ от 19.12.91 г. № 2060-1 [5] ввел плату за загрязнение окружающей среды, 10 % которой поступают в доход федерального бюджета, а в остальной части – в государственные экологические фонды. В пределах утвержденных лимитов плата относится на затраты плательщиков. За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата увеличивается в 5 раз и уплачивается за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Однако, поскольку абсолютные суммы таких платежей весьма невелики, их стимулирующий эффект на строительство предприятиями очистных сооружений незначителен.

Поэтому вполне целесообразным было бы применение более жестких мер для защиты окружающей среды, в том числе закрытие вредных производств.

В проекте Налогового кодекса РФ (часть II) государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело каких-либо существенных изменений. Плата за право пользования недрами будет преобразована в налог на пользование недрами (при этом сохраняется прежний порядок расчетов), а отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы получили название «налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Однако срок его действия ограничен – налог будет применяться в течение пяти лет со дня введения Кодекса в действие. В течение этого срока ставка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдельные виды минерального сырья будет введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; плата за загрязнение окружающей среды определена как экологический налог.

Налог на добычу полезных ископаемых

Эволюция налогообложения недропользования в налоговой системе Российской Федерации

Отдельные элементы платности природопользования имели место еще в условиях централизованного управления экономикой. Вместе с тем наличие платежей за природные ресурсы в СССР не имело фактически никакого экономического эффекта. Это было связано с тем, что установленные платежи в силу их незначительности при полном отсутствии у предприятий финансовой самостоятельности не играли ни фискальной, ни стимулирующей, пи социальной роли.

В Российской Федерации платность недропользования была введена Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», который установил основные виды налогов за использование недр (кроме акцизов на минеральное сырье). При этом введенные налоги, так же как и в советское время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства, за исключением, пожалуй, акциза. Таким образом, до принятия специальной главы второй части НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшие положения налогообложения природопользования имели рамочный характер, поскольку не содержали основных элементов налогообложения. Все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе объект обложения, налоговая база, ставки налогов, налоговые льготы и другие устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, таким как плата за пользование недрами, ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, т.е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми. Это также противоречило основным положениям НК РФ. Все это вызвало острую необходимость включения налогов за пользование природными ресурсами во вторую часть НК РФ в качестве самостоятельных налоговых платежей.

НДПИ был включен в налоговую систему РФ в 2001 г. и введен в действие с 1 января 2002 г. Его цель – совершенствование и упрощение системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширение практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога были отменены такие платежи, как плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Введение НДПИ направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды.

Плательщики НДПИ и объект обложения

Плательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели – пользователи недр. Плательщик данного налога обязан встать на налоговый учет но месту нахождения пользуемого им участка недр. Это отличает его от плательщиков других налогов, которые стоят на учете в налоговых органах по месту своего нахождения.

Объектом обложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр (в том числе из залежи углеводородного сырья) как на территории РФ, так и за ее пределами (па территориях, находящихся иод юрисдикцией РФ). Полезные ископаемые, извлеченные из отходов или потерь добывающего производства, становятся объектом обложения в том случае, когда такое извлечение подлежит лицензированию.

Учитывая специфику объекта обложения налогом, следует определить, что включает понятие «полезное ископаемое». Полезным ископаемым в целях налогообложения считается продукция, содержащаяся в фактически добытом из недр или из отходов и потерь минеральном сырье, породе, жидкости и другой смеси, по своему качеству соответствующая российскому стандарту качества.

Налоговым кодексом РФ установлен закрытый перечень видов добытых полезных ископаемых, облагаемых налогом. В их состав включаются: уголь, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье (нефть, природный газ, метан угольных пластов), товарные руды черных, цветных, редких металлов, а также многокомпонентные комплексные руды и компоненты из них.

Облагаемым налогом полезным ископаемым является также горно-химическое неметаллическое сырье, в том числе калийные, магниевые и каменные соли, сера, асбест, йод, бром и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений.

К добытым полезным ископаемым относится и неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии, в том числе гипс, ангидрид, мел, доломит, известняк, песок строительный, галька, гравий и др. В указанный перечень включены продукты камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, бирюза, агаты, яшма и др.), а также природные алмазы и иные драгоценные камни (изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь).

Налог за использования недр

Статья 451. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на пользование недрами (далее в настоящей главе — налога) признаются пользователи недр — организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:

1) поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны, если иное не установлено настоящей главой;

2) строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых, кроме случаев, предусмотренных пунктом 4 части второй настоящей статьи.

Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.

2. Не признаются налогоплательщиками пользователи, отнесенные на основании выданных органами управления государственным фондом недр или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:

1) собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащем им либо находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого — геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно — геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно — оздоровительное или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

4) пользователи недр, получившие участки недр для хранения запасов государственного резерва Российской Федерации.

Указанные в пунктах 2 — 4 настоящей части пользователи недр не признаются налогоплательщиками только в отношении указанных в этой части видов пользования недрами.

Статья 452. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:

1) Получение исключительного права пользования недрами, включая право добычи полезных ископаемых (разовый платеж — бонус подписи);

2) Наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии, в том числе начало добычи (разовые платежи — бонусы добычи);

3) Право на осуществление поисковых, оценочных и (или) разведочных работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж — ренталс);

4) Осуществление добычи полезных ископаемых (регулярный платеж — роялти);

5) Осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (регулярный платеж).

Статья 453. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами и вида добываемого минерального сырья.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.

3. При добыче минерального сырья налоговая база определяется как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя.

Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены, как она определяется в статье 53 настоящего Кодекса (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя)..

При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.

При реализации пользователем недр минерального сырья на экспорт размер налога определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги

Если при добыче полезных ископаемых происходят их потери, превышающие нормативы, установленные ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора отдельно по каждому виду добываемого налогоплательщиком минерального сырья, то налоговая база увеличивается на стоимость таких потерь при добыче, исчисленную исходя из средних цен реализации минерального сырья за отчетный год (без налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по его доставке до покупателя). При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений газа и конденсата ( прорывы трубопроводов, открытые фонтанирования, неисправность и негерметичность промыслового резервуарного оборудования).

При добыче налоговая база определяется отдельно по каждому виду минерального сырья , включая попутно добытые компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.

4. При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых налоговая база определяется как фактическая стоимость строительства таких сооружений.

5. При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определяется как расходы налогоплательщика на их содержание и эксплуатацию.

Статья 454. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки регулярных платежей при пользовании недрами (ренталс, роялти) устанавливаются в лицензии на право пользования недрами. Размер ставки ренталс и роялти в пределах, определенных частями второй и третьей настоящей статьи, устанавливается по результатам конкурса или аукциона. При этом, не допускается установление ставки ниже размера, указанного в конкурсном предложении победителя и (или) в условиях конкурса (аукциона).

Размеры ставок ренталс и роялти, установленные в лицензиях, выданных ранее даты вступления в силу настоящего Кодекса, не подлежат пересмотру, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи и статьей 455 настоящего Кодекса.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в зависимости от вида добываемого минерального сырья и географического положения лицензионного участка (в рублях на кв. км ):

При продлении срока поисковых, оценочных и разведочных работ свыше, первоначально предусмотренного в лицензии, ставка ренталс на период продления срока увеличивается в 1,5 раза относительно установленной в лицензии.

В случае, если право ведения поисковых, оценочных и разведочных работ в пределах лицензионной территории, предоставлено более, чем на один вид минерального сырья, применяется большая из ставок ренталс.

3. При добыче минерального сырья в зависимости от вида добываемого минерального сырья устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры (в процентах) налоговых ставок роялти:

В отношении сверхнормативных потерь полезных ископаемых налоговые ставки удваиваются.

4. Налогообложение при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей минерального сырья производится в зависимости от размеров соответствующих участков недр, предоставленных в пользование, полезных свойств недр, степени экологической опасности при их использовании и природно — климатических условий по налоговым ставкам, размеры которых устанавливаются органами, выдающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право строительства и эксплуатации таких сооружений.

При этом минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются как соответственно:

1) 0,5 процента и 1 процент — в отношении строительства подземных сооружений;

2) 1 процент и 3 процента — в отношении эксплуатации подземных сооружений.

5. При установлении случаев пользования недрами без получения в установленном порядке соответствующей лицензии, предприятиями, организациями и физическими лицами вносятся платежи за фактически добытый объем минерального сырья по максимальной ставке, установленной частью третьей настоящей статьи для данного вида сырья.

Статья 455. Налоговые льготы

1. Решениями органов, выдающих в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право пользования недрами, при наличии соответствующих обстоятельств налоговые ставки, предусмотренные статьей 454 настоящего Кодекса, могут уменьшаться (вплоть до полного освобождения) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Основаниями для принятия решений о снижении налоговых ставок являются:

1) разработка трудноизвлекаемых запасов и (или) их истощение;

2) поздняя стадия разработки запасов;

3) разработка некондиционных запасов;

4) применение методов и технологий, снижающих уровень потерь (разубоживания) целевых и попутных компонентов полезных ископаемых;

5) применение новых и новейших, а также экологически безопасных методов и технологий.

3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет субъектов Российской Федерации.

Статья 456. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. В части регулярных платежей налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Размеры бонусов устанавливаются по результатам конкурса или аукциона. Минимальные (стартовые) размеры бонусов определяются условиями соответствующего конкурса (аукциона), при этом, наличие бонусов добычи не является обязательным условием конкурса или аукциона.

Не допускается установление в лицензии размера суммы бонусов ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из бонусов ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

3. Размеры ренталс определяются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

4. При разведке полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного налогоплательщику для добычи этого полезного ископаемого по совмещенной лицензии, с началом добычи полезного ископаемого ренталс не уплачивается.

5. Размеры роялти определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы. .

При этом, размеры платежа в части налоговой базы, формируемой за счет сверхнормативных потерь, определяются только по результатам налогового периода.

6. Размеры регулярных платежей при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.

7. Уплата регулярных платежей, предусмотренных частями третьей, пятой и шестой настоящей статьи (кроме второго абзаца части пятой настоящей статьи), производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается как:

1) каждый квартал — для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и индивидуальных предпринимателей;

2) каждый календарный месяц — для остальных налогоплательщиков.

8. Уплата разовых платежей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, производится в следующем порядке:

1) 50 процентов бонуса подписи уплачивается при получении лицензии на право пользования недрами, а оставшаяся сумма — не позднее чем через три месяца со дня получения этой лицензии;

2) бонусы добычи уплачиваются не позднее чем через десять рабочих дней со дня достижения оговоренных в лицензии уровней добычи.

При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

9. Уплата роялти в части, начисляемой за счет сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых (абзац второй части четвертой настоящей статьи) производится один раз в год по результатам подсчета контрольным маркшейдерским замером погашенных в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь.

Статья 457. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по налогу на пользование недрами и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Популярное:

  • Налог на снт 2018 Налог на снт 2018 МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Какие налоги платит СНТ в 2018 году? Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое […]
  • Дду с материнским капиталом Внесение материнского капитала в долевое строительство Использование материнского капитала для долевого строительства регулируется 10 статьей 256 Федерального закона от 2006 года, в которой указываются дополнительные меры поддержки от […]
  • Рисунки разводами Красивые разводы на ногтях Для начала нужно приготовить ноготь и палец! Покрасьте ноготь белым лаком. После обклейте палец тонким лейкопластырем (можно взять лейкопластырь на бумажной основе, так как он легко снимется после). Теперь […]
  • Правило тарелки для похудения Диета одной тарелки Узнай, как похудеть быстро без особых усилий! Неправильное питание и слишком большие порции – основные причины появления лишнего веса. Решить эту проблему поможет диета одной тарелки. Методика отличается простотой, […]
  • Займ под материнский капитал отзывы Займ под материнский капитал отзывы Йошкар-ола. Вопрос про "Социальный прогресс" Свекровь брала,100000000… раз пожалела. уже год прошел, они все тянут. то с бумагами проблемы, то еще что нибудь придумают! не советую. у нас когда […]
  • Штрафы гибдд за перевозку детей Штраф за перевозку ребенка без автокресла С увеличением количества автотранспорта и аварий в 2007 году для водителей была введена обязанность использовать специальные автокресла для детей младше 12 лет. Дорогие читатели! Статья […]
  • Кооператив обратился в суд Имеет ли право гаражный кооператив оформить земельный участок в собственность? Гаражный специализированный потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п. 3 Постановления главы города […]
  • Наивысший авторитет закона При выборе темы реферата, передо мной встала проблема выбора предмета исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира, поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхом завете присутствует […]