Налоги 2 предложения

Налогообложение в РФ

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства.

Согласно, например, теории предложения, оптимальная ставка налога не должна превышать 33-36%. Изъятие доходов сверх этого сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, сокращает налоговые поступления.

Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития хозяйствующих субъектов через получаемую прибыль. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% растут налоговые поступления от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов не должен превышать 33-36%.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Налоги и цены

Налоги влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

Переложение налогов — перенесение налогоплательщиком всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

Теория переложения налогов в отечественной науке отражена в трудах В. Н. Твердохлебова и А. А. Исаева. По мнению В. Твердохлебова, современная теория переложения налогов создана итальянскими учеными (М. Панталеони и др.) в конце XIX. Произведенная им систематизация теорий переложения налогов выделяет абсолютную теорию переложения (физиократы, А. Смит и Д. Рикардо), теорию диффузии (Л. Штейн, А. Пьер, Притвиц, Н. Канар), эклектическую теорию (Ж. Б. Сэй, С. Сисмонди, К. Pay, А. Вагнер, А. Шеффле, Л. Брентано) и количественную или математическую теорию переложения налогов (Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Курно, Э. Селигмен, К. Менгер, К. Виксель).

Различия перечисленных теорий переложения налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рис. 1.

Рис. 1. Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога

В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

Повышение цены как форма перенесения тяжести налога на потребителей по-разному отражается на спросе и предложении различных продуктов. Переложение труднее осуществить при эластичном спросе на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рис. 2 и 3.

Рис. 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

На рис. 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

В теории переложения налогов различают два вида переложения: прямое — от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное — от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Рис. 2. Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей

Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Рис. 3. Эластичность спроса и предложения: налог на производителей

При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

Различие переложимости налогов в конкурентной и монопольной экономике заключается и в разном влиянии на ее степень формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

Влияние налогов на уровень цен может проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов.

Минфин предлагает ввести налог на доход самозанятых

МОСКВА, 3 мая. /ТАСС/. Минфин России предлагает ввести отдельный налог для самозанятых граждан — на профессиональный доход. Ставка налога может составить 3% для самозанятых, оказывающих услуги физическим лицам, и 6%, если услуги оказываются юридическим лицам. Об этом журналистам сообщил замминистра финансов Илья Трунин.

«Мы будем предлагать новый специальный налог [для самозанятых] — налог на профессиональный доход. Это доход, который получает человек, не привлекая дополнительных работников, — рассказал Трунин. — Мы предлагаем, чтобы ставка налога составляла 3%, если оказание услуг идет физическим лицам, и 6%, если юридическим».

Такой налоговый режим будет действовать для самозанятых граждан с годовым доходом до 10 млн рублей. В пилотном режиме переход на налогообложение по предложенной схеме может начаться с 2019 года в нескольких российских регионах. Платить налоги самозанятые смогут через мобильное приложение. По словам замглавы Минфина, документ с предложениями в общих чертах готов и будет опубликован на портале правовой информации в мае.

Для регистрации в приложении налогоплательщик должен пройти биометрическую идентификацию (по аналогии с идентификацией в услугах каршеринга) и привязать к приложению банковскую карту (эта возможность, по словам Трунина, пока обсуждается). Также необходимо ежемесячно отражать в приложении получаемые доходы.

По информации Минфина, количество самозанятых в России доходит до нескольких сотен тысяч.

Стимулы и цели

В качестве мотивации Минфин планирует разработать систему бонусов, чтобы клиенты самозанятых граждан требовали чеки за полученные услуги. По словам Трунина, в уже существующем приложении по проверке чеков пользователь может завести «визитную карточку» и заносить туда свои счета в электронном виде. Активным пользователям, получающим чеки от самозанятых, могут предоставляться льготы, например, при отплате налога на доходы физических лиц.

Главной целью специального механизма налогообложения самозанятых Минфин считает повышение прозрачности системы. Доходы от этого налога в масштабах федерального бюджета будут незначительными, подчеркнул замминистра.

Большую часть доходов с налога Минфин предлагает направлять в страховые фонды, в том числе Фонд обязательного медицинского страхования.

Определить степень самозанятости

По мнению президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергея Катырина, перед тем, как собирать налоги, Минфину необходимо определиться с тем, кому именно присваивать статус самозанятых.

В настоящее время в Налоговом кодексе не прописано понятие «самозанятые граждане», хотя Минюст опубликовал законопроект о критериях, определяющих самозанятых, еще в мае 2017 года.

«Первое, что нужно сделать — это определиться в понятии, кто такие самозанятые, дать им юридическое определение, в том числе прописать законодательно. Если говорить о физических лицах, то, мне кажется, для начала нужно было бы понять — вот эти 3% (ставка налога, если речь идет об оказании услуг физлицам — прим. ТАСС) — что туда входит и есть ли какая-то еще форма отчетности или нет. Я бы, конечно, начал не с 3%, а с 1%, чтобы понять, заработает ли вообще эта система», — сказал Катырин.

Он напомнил, что один из вопросов, который серьезно поднимают все самозанятые, это отчетность. Однако пока непонятно, «будет какая-то отчетность или перечислением этих процентов и будет ограничиваться все взаимодействие с государством», указал глава ТПП.

Аналогичными вопросами относительно ставки налога на профессиональный доход самозанятых в 3% задается и исполнительный директор общественной организации по поддержке малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Шубин. «Вопрос активности выхода граждан из тени также во многом будет зависеть от условий, которые будут предложены. Ключевой вопрос — это страховые взносы. Если они не будут отдельно уплачиваться, а об этом много говорилось, и будут включены в 3%, то, конечно, будет выгодно регистрироваться в мобильном приложении», — сказал Шубин.

Он также отметил важность пилотного этапа нового налогового режима, который позволит выявить возможные сложности перед общероссийским запуском такого механизма.

«Также важно, что появляется отдельный статус самозанятых граждан, который не требует отдельной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, что еще больше облегчает гражданам весь процесс взаимодействия с государством, в том числе администрирования», — добавил Шубин.

Определить профессиональный доход

По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, оценивать предложение Минфина пока рано.

«Сейчас нельзя понять, что такое «профессиональный доход» и чем он отличается от любительского. Также непонятно, как планируется его контролировать технически для начисления налога. И, конечно, очень щедрое предложение насчет порога дохода в 10 млн рублей в год, в особенности в регионах. Наверное, речь идет о самозанятых консалтерах мирового уровня, не иначе. Короче говоря, система пока непонятна», — заявил Титов.

Вместе с тем он уверен, что исчисление налога в процентах не выманит из тени «гаражников», которые сами зарабатывают себе на жизнь — им поможет только патентная система налогообложения.

«Только недорогой патент, только автоматическая регистрация и снятие с нее — то есть реально приемлемая для самозанятых плата в адрес государства», — подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Ранее он предлагал предоставить самозанятым гражданам возможность работать по патенту, стоимость которого составит не более 20 тыс. рублей. Эта сумма включала бы, в частности, и отчисления в Пенсионный фонд (9 тыс. рублей), и региональные отчисления (до 10 тыс. рублей, на усмотрение региона).

История вопроса

В 2016 году президент РФ Владимир Путин поручил определить правовой статус самозанятых граждан и сформировать для них комфортный налоговый режим.

Пока разрабатывался новый механизм, Минфин освободил самозанятых от налога на доходы физических лиц на 2017-2018 годы. От налогов освободили три категории самозанятых россиян: домработниц, сиделок и репетиторов. Этим категориям было разрешено работать без регистрации юридического лица или получения статуса индивидуального предпринимателя.

В своем новом предложении Минфин сконцентрировался не на определении статуса самозанятых, а на механизме уплаты налогов.

В начале этого года Минфин также предложил продлить налоговые каникулы для отдельных категорий самозанятых до 31 декабря 2019 года. Законопроект в начале апреля был внесен в Госдуму.

Экономполитика

Непопулярные меры: правительство взялось за налоги

В правительстве обсуждают повышение НДФЛ

В правительстве РФ обсуждается «настройка» налоговой системы. Речь, в частности, идет о повышении НДФЛ до 15%, введении налога с продаж и росте НДС при снижении страховых социальных взносов — так называемый «маневр 22/22». Кроме того, Минфин продолжает настаивать на завершении налоговых преобразований в нефтяной отрасли. Предложения могут быть внесены в весеннюю сессию Госдумы.

Правительство РФ обсуждает возможность повышения налогового бремени. Речь об этом шла на совещании по экономическим вопросам у премьера Дмитрия Медведева 21 марта. Среди мер налогового маневра обсуждается повышение НДФЛ и введение налога с продаж с максимальной ставкой 5%.

«Экономика развивается, и есть большие задачи, которые в настоящий момент предстоит решать, в том числе те, которые вытекают из послания президента.

Налоговой системе действительно нужна определенная настройка. Всякая налоговая система выполняет взаимосвязанные задачи: она, с одной стороны, пополняет бюджет, с другой стороны, она должна стимулировать и структурные сдвиги. И вот баланс этих двух подходов — самая сложная задача, с которой, наверное, приходится в этой сфере работать правительству РФ »,

— сказал Медведев, открывая совещание.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта поставил задачу будущему правительству как можно быстрее сформировать новые налоговые условия, чтобы налоговая система обеспечивала пополнение бюджетов всех уровней и при этом стимулировала экономический рост. Путин также поставил задачу увеличить расходы на здравоохранение и инфраструктуру.

Источники «Газеты.Ru», знакомые с обсуждаемым в правительстве налоговым маневром, утверждают: базовым предложением Минфина, направленным в Кремль, является формула 22% на 22%. Она предполагает снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% и одновременное повышение НДС с 18% до 22%.

Эта формула, в принципе, «проходит в рамках требований бизнеса о том, чтобы не росла налоговая нагрузка», говорит собеседник «Газеты.Ru». По некоторым расчетам, госбюджет даже выиграет от введения этой формулы, получив дополнительно порядка 500 млрд рублей. В худшем для Минфина варианте получится выйти по доходам и расходам в ноль.

Но не исключен и другой вариант налогового маневра. НДС оставят в пределах нынешних 18%, но регионам дадут возможность самим устанавливать налог с оборота.

Фактически предлагается вернуться к налогу с продаж, но назвав его несколько иначе. Федеральный закон, как предполагается, рамочно определит, что налог с оборота не должен превышать 5%. То есть отчасти будет решена хроническая проблема дефицитности региональных бюджетов.

Налог с продаж в России действовал дважды, сначала еще во времена СССР, потом в 1990-х годах и был отменен в 2004 году. Но с тех пор возвращение этого налога периодически обсуждается по инициативе фискальных органов.

Года три тому назад бизнес-сообщество едва отговорило правительственных чиновников не возвращаться к этому налогу, аргументируя тем, что бизнес, в первую очередь, ритейл, уйдет в тень.

На совещании у премьера обсуждалось и введение налога с продаж, и отмена льгот по НДС для социальных товаров, и повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, а также повышение НДФЛ, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и источник, знающий это от участников совещания.

По данным собеседников издания,

в части НДФЛ речь шла о повышении ставки на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума.

Основная идея сводится к тому, чтобы не произошло увеличения совокупной налоговой нагрузки, но её центр был смещён дополнительно на частного потребителя с бизнеса, отмечает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.

Формально это может позволить улучшить перспективы для развития предпринимательской инициативы, но здесь есть два момента: во-первых, рост нагрузки на население в условиях низкой инфляции может дополнительно снизить потребительскую активность; во-вторых, даже только начав менять знаковые налоги можно подорвать уверенность бизнеса в налоговой стабильности и лишить желания осуществлять инвестиции, даже в средних по длине бизнес-цикла секторах, отмечает эксперт.

Возможность повышения НДФЛ до 15–16% уже ранее обсуждалась в правительстве. Мнения чиновников по этому вопросу разошлись.

В конце июня прошлого года в Госдуме даже был зарегистрирован законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Депутаты предложили установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. руб. в год, а для граждан с доходами от 100 тыс. до 3 млн руб. установить ставку 5 тыс. руб. плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. Те, кто получают от 3 млн до 10 млн руб., по мнению авторов законопроекта, должны будут заплатить 382 тыс. плюс 18% с суммы, превышающей 3 млн руб. Для лиц с доходами выше 10 млн ставка составит 1,642 млн руб. плюс 25% с суммы, превышающей 10 млн.

Минфин высказался тогда резко против такой идеи.

В ходе Гайдаровского форума в январе этого года глава Минфина Антон Силуанов подчеркнул, что против роста ставки НДФЛ с 13% до 15%.

«Действующий налог на доходы физических лиц является стабильным, и его корректировка или повышение ставки нецелесообразны», — заявил министр финансов. Он подчеркнул, что в целом является противником изменения НДФЛ, поскольку это «стабильный налог».

Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов тогда заявил, что идея возможного введения так называемой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц — просто «слухи».

Ведомство Антона Силуанова к совещанию у премьера вынесло два своих старых предложения: завершить налоговый маневр для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и все тот же маневр 22/22 (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%).

Повышение ставки НДФЛ противоречит идее налогового маневра о повышении НДС до 22%, в связи с тем, что повышение ставки по НДС связывают со снижением страховых взносов и, соответственно, необходимостью снижения налогов на труд, чтобы вывести зарплаты «из тени», отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Повышение НДФЛ совместно с повышением НДС может сильно ударить «по карманам» простых рядовых граждан и привести к еще большему сокрытию реального дохода, уверен эксперт, повышая налоговую нагрузку и по НДС, и по НДФЛ одновременно гражданам придется платить за дорожающие продукты, бензин, коммунальные услуги, а также свой доход на 6% больше (на 4% по НДС и 2% по НДФЛ). Очевидно, что в такой ситуации люди станут все больше стремиться оставить свои реальные доходы в «тени», добавляет он.

По поводу налогового маневра в нефтянке однозначного решения пока нет. Минэнерго считает, что спешка в этом вопросе может быть крайне губительна для нефтепереработке в стране.

«Мы считаем, что такой налоговый маневр может быть после того, как будет закончена модернизация всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года, плавно к 1 января 2025 года, к моменту создания единых рынков в рамках Евразийского экономического союза. В противном случае риски, которые вы назвали, они есть», — сказал министр Александр Новак на заседании Общественного совета 21 марта.

В начале марта первый замминистра энергетики Алексей Текслер говорил, что отсутствие фискальной стабильности создает основные проблемы для рынка нефтепереработки. В Минэнерго предлагают не проводить пока маневров, дать рынку понятный стабильный фискальный режим на перспективу до 2025 года, когда будет запущен единый рынок нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС. По мнению чиновников ведомства, это поддержит и рынок нефтепереработки, и инвестиционный климат.

Минфин подсчитал, что «размер поддержки отечественной нефтепереработки составляет порядка 1 триллиона рублей в год». «Размер предоставленной поддержки всем НПЗ России за 2005-2016 годы более чем в пять раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за этот же период. Это говорит о неэффективности применяемого механизма государственной поддержки отрасли», — подчеркивал директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов.

«Здесь есть разные подходы, нужно по ним определиться», — сказал Медведев на совещании. Пока решение о проведении маневра принято не было.

В Минфине «Газете.Ru» ранее сообщили, что налоговые предложения могут быть внесены в весеннюю сессию Госдумы.

Источник «Газеты.Ru» в парламенте ранее отмечал, что Госдума и Совет Федерации в этом году будут работать до 20 июля. Как раз для того, чтобы успеть принять соответствующие законы и дать старт налоговой реформе. С 1 января 2019 года новые налоги уже вступят в силу.

Минфин подготовил предложения по созданию специального налогового режима для самозанятых — об этом в четверг, 3 мая, рассказал журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин. В Министерстве юстиции продолжается обсуждение вопроса о том, кого считать самозанятыми, но Минфин и ФНС разработали предложения о налогообложении самозанятых даже при отсутствии их определения в законодательстве.

Что предлагает Минфин

Самозанятыми Минфин предлагает считать людей, которые не имеют наемных работников и получают доход от какой-либо предпринимательской деятельности — оказания услуг или продажи товаров, как физическим лицам, так и юридическим. При этом самозанятым не надо будет регистрироваться в качестве ИП, подчеркивают в Минфине. «Мы предлагаем новый специальный налоговый режим. Он будет называться, допустим, налог на профессиональный доход. Мы предлагаем этот налог уплачивать с применением современных технологий, которые будут представлять собой такой эрзац-ККТ (контрольно-кассовая техника. — РБК), то есть мобильное приложение, которое каждый сможет себе загрузить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, по аналогии с тем, как сейчас проходит такая идентификация, например, при регистрации в услугах каршеринга», — пояснил Трунин. В пилотном режиме новый налоговый режим может заработать с 2019 года, предполагают в ведомстве.

Приложение будет заменять онлайн-кассы, подчеркивают в Минфине. С 2019 года на использование таких касс должны перейти большинство индивидуальных предпринимателей, за исключением ряда категорий. В приложении самозанятые должны будут отображать свои доходы, в идеале — каждую транзакцию, пояснил Трунин.

Очевидная проблема нового налогового режима — его администрирование, говорит эксперт компании «СКБ. Контур» Наталья Горбова. «Нет правового механизма, и по умолчанию любого гражданина можно считать самозанятым. Зарегистрироваться в качестве самозанятого будет легко, а как прекратить эту регистрацию, доказать, что доход был разовым. » — размышляет она. Предложения Минфина позволят считаться «законопослушным», говорит она, но при этом недоплачивать налоги.

С каждой транзакции будет уплачиваться «налог на профессиональный доход», никакими другими налогами доходы облагаться не будут. «Мы предлагаем, чтобы ставка такого налога была в районе 3%, если оказание услуг идет физическим лицам. Если юридическим — то 6%, чтобы не конкурировать с упрощенной системой налогообложения», — рассказал замглавы Минфина.

Предельный размер доходов, попадающий под новый налоговый спецрежим, еще обсуждается, говорит Трунин. «Верхняя планка еще обсуждается, мы предлагаем около 10 млн руб. в год. Это с большим запасом, но мы с ФНС в этом не видим существенных рисков», — пояснил он.

В Минфине не прорабатывали вопрос о том, каким образом самозанятые будут уплачивать взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, признает Трунин. Позиция ведомства заключается в том, что к статусу самозанятых не должны привязываться фиксированные платежи, пояснил он. РБК направил запрос в Минтруд.

Налоговые каникулы для самозанятых не сработали, признают в Минфине. Поэтому для того, чтобы стать плательщиком нового налога, не будет ограничений по видам деятельности. «Предлагаем установить список видов деятельности, которые не попадают под работу самозанятых: торговля маркированными товарами, недвижимость — а все остальное попадает», — подчеркнул Трунин. «Единственное ограничение, которое мы рассматриваем: если человек зарегистрирован как ИП. Тогда он не может совмещать такой режим с другими спецрежимами. То есть надо будет выбрать», — указал чиновник.​

Нейтральный эффект для бюджета

Цель нового налогового режима — повысить прозрачность рынка труда и вовлечь в процесс уплаты налогов сотни тысяч самозанятых. «Ставка налога небольшая. Мы не видим в этом большого источника доходов бюджетов. Эффект мы видим максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая», — подчеркивает Трунин.

Сейчас самозанятые находятся в тени и не платят налоги, но если зарегистрируются 50 тыс. человек — это будет признак того, что движение идет в верном направлении, указывает Трунин. Самозанятых в стране несколько миллионов, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин, и их легализация пойдет на пользу местным бюджетам. «От такого спецрежима выиграют бюджеты регионов — сейчас они платят взносы в ОМС за неработающее население», — указывает он. Но важно решить вопрос с пенсионными взносами: кто, в каком порядке и объеме будет их уплачивать.

Стимулы для потребителей

В Минфине понимают, что переход самозанятых даже на режим с минимальными налоговыми ставками нужно будет «раскручивать», говорит Трунин, если человек работал и не платил налоги, нужно ему объяснить, зачем платить 3%. «Мы полагаем, что такой упрощенный режим действительно является более привлекательным, чем онлайн-касса. С другой стороны, мы будем предлагать стимулы для того, чтобы покупатели требовали чек», — поясняет чиновник задумку Минфина.

Чек, выданный через приложение, поможет ФНС контролировать доходы самозанятых. Чтобы покупатели начали требовать чеки, им могут быть даны «определенные бонусы», рассказал Трунин. «Можно будет предоставить налоговые вычеты, можно будет позволить условно копить баллы и за счет этих баллов погашать свои налоговые обязательства. Такая государственная программа лояльности», — рассказал он. Поскольку налоги направляются в доход субъектов и муниципалитетов, тема требует детального обсуждения. Но если покупатель будет знать, что 3 или 6% от покупки он может использовать для уплаты своих налогов — чеки начнут требовать, предполагают в Минфине.

Самозанятым не потребуются дополнительные стимулы для перехода на новый режим, если он будет удобен и прост, предполагает Калинин. «Никто себе не враг. После легализации самозанятые смогут пользоваться мерами господдержки, оформлять отношения с банками, не будет блокировок счетов по подозрительным операциям», — считает он. Если людям будет выгодно работать легально, они выйдут из тени, предполагает Калинин.

Налоги 2 предложения

Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей. «У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые [зарплату на уровне] МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Очень нужна помощь
1)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах налогов по методу взимания, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих видов налогов.

2)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банк»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка, и одно предложение, раскрывающее влияние банков на деятельность фирм.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Ди14 08.02.2016

Ответы и объяснения

1) Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.
* По методу взимания налоги могут быть прямыми и косвенными.
* Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуги и являются налогами на их потребителей.

2) Банк — это финансовый институт, осуществляющий различные операции с деньгами и предоставляющий финансовые услуги предприятиям, гражданам и другим банкам.
* Центральный банк в том числе осуществляет эмиссию национальной валюты, регулирование количества денег в стране.
* Инвестиционное банки специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании, вкладывая капитал в развитие фирм.

Если Вам не сложно, отметьте решение как лучшее. Если Вам понравилось, как я ответил на Ваш вопрос, то Вы можете присылать ссылки на Ваши вопросы по праву и обществознанию мне на стену или в личные сообщения, я постараюсь на них ответить.
С Уважением, Степанов Валерий Иванович.

Популярное:

  • Штраф за превышение лимита кассы Нарушение лимита расчетов наличными: о правилах привлечения к ответственности Эксперт службы Правового консалтинга специально для ГАРАНТ.РУ О практике привлечения предпринимателей к ответственности за несоблюдение ими лимита расчетов […]
  • Материнский капитал чувашская республика Материнский капитал в Чувашской Республике В Чувашии действует одновременно две программы материнского капитала: государственная (с 2007 г.) и республиканская (с 2012 г.). Федеральный маткапитал предоставляется на 2-го или последующего […]
  • Библиографические ссылки на патенты ССЫЛКА НА ПАТЕНТ Как сослаться на патентный документ В некоторых диссертациях необходимо ссылаться на патенты. При этом ссылаться на них необходимо в соответствии с государственными стандартами ― ГОСТом 7.1–2003 «Библиографическая запись. […]
  • Как платить налоги по форексу Как платить налоги с Форекса Если как физлицо, то все более-менее понятно. 13% без вариаций. 1) Если брокер будет переводить выплаты на личный счет (не счет ИП), то могу ли я платить 6%, как ИП, вместо 13% по НДФЛ? 2) Еще вопрос, как […]
  • Выплата страховки при переломе ноги Страховая компания ЮГОРИЯ – отзывы Выплаты от несчастного случая ребенка Страховала сына — школьника (номер полиса 0538506) от несчастных случаев на тренировках и соревнованиях по борьбе в течении 3-х лет, т.к. была уверена в […]
  • Правила хороших гостей Правила хороших манер. Сервировка стола Поведение за столом Как правильно есть Прием гостей 200 100 300 400 500 600 700 200 100 300 400 500 600 700 200. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера Нефедьева […]
  • Земельный налог 2009 Как рассчитать земельный налог? 1. По земельному участку, предоставленному для образовательной деятельности, организация пользуется льготой в виде не облагаемой налогом суммы (установлена согласно п. 2 ст. 387 НК РФ) в размере 900 000 […]
  • Исключенные из реестра туроператоры 2018 О якобы исключенных из реестра туроператорах «Зачем сеять панику», - с таким вопросом обратились в АТОР ведущие туроператоры и представители сетей турагентств. Поводом для вопроса стали публикации в ряде СМИ со ссылкой на руководство […]