Налоги и правительственные расходы

Правительственные расходы и формирование совокупного спроса. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Государственный долг

Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки, сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т.д.

Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

  • сглаживанию колебаний экономического цикла;
  • стабилизации темпов экономического роста;
  • достижению высокого уровня занятости;
  • достижению умеренных темпов инфляции.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики (рис. 27.3).

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно изменения налоговых поступлений, выплаты пособий по безработице, субсидий фермерам и т.д. Эти стабилизаторы могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер общенационального характера с активным участием государства, предпринимательских и банковских структур.

Политика государственных расходов и налогов — важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации.

Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса. Проиллюстрируем воздействие государственных расходов на совокупный спрос (рис. 27.4). Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики — государственные расходы, то будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ВНП, а на оси ординат — совокупные расходы, которые включают суммарные расходы населения, предприятий и государства на изменение благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятием и государством, т.е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке прямой, лежащей под углом 45°, совокупные расходы равны величине ВНП в этой точке.

В данную систему введем график потребления — прямую C . Точка A показывает состояние, когда расходы равны потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций — прямая C + I . Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке B достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме OB будет предъявлен спрос населения и предприятии.

Данную систему дополним государственными расходами, которые оказывают воздействие, подобное предпринимательским расходам и инвестициям. В результате произойдет перемещение точки макроэкономического равновесия по линии под углом 45°. Государственные расходы увеличивают размеры совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса и производство ВНП. В результате закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов на эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C + I + G . Расстояние между прямыми C + I + G и C + I показывает величину государственных расходов на товары и услуги.

Следовательно, государственные расходы оказывают такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Прямая C + I + G показывает величину совокупных расходов, соответствующих тому или иному уровню ВНП. Точка E показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства ВНП.

Теперь отметим, к чему приведет сокращение государственных расходов. Такое уменьшение (см. рис. 27.4) приведет к тому, что точка макроэкономического равновесия будет сдвинута вниз по прямой под углом 45°. Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного роста ВНП.

Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликативным эффектом, продолжая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также ведут к множительному эффекту самих инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

где КG — мультипликатор государственных расходов; ΔВНП — приращение валового национального продукта; ΔG — приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению — MРC . В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG = ΔВНП / ΔG = 1/МРС .

Следовательно, ΔВНП = 1 / (1 — МРС) х ΔG = KG х ΔG .

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Таким образом, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, С экономических позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает «первичное» увеличение ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т.д.

Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит к процессу мультипликации национального дохода, идентичному тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования недостаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции, и наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.

Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги. Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Как известно, существуют так называемые мультипликативные эффекты в экономике. Суть эффекта мультитаикатора-множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

Для закрытой экономики равновесный объем производства ВНП ( Y ) зависит от объема потребления ( C ), инвестиций ( I ) или планируемых инвестиций ( E ), государственных расходов ( G ), а также, налоговых отчислений ( T ). Как установлено в предыдущем разделе, основное макроэкономическое тождество: Y = C + I + G .

Потребительская функция: С = а + bY ,
где а — автономное потребление; b(МРС) — предельная склонность к потреблению.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = I / [I — b(a + I + G)] ,
где (a + I + G) — автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y , тогда I / (I — b) — мультипликатор, который показывает, настолько возрастает равновесный уровень дохода в результате роста государственных и других автономных расходов на единицу.

С учетом налогообложения дохода Y модель мультипликатора примет следующий вид:

Подобно инвестициям и госрасходам, налоги также приводят к возникновению мультипликативного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов ( T ). Рассмотрим график на рис. 27.5.

Если налоговые отчисления снижаются на ΔT , то располагаемый доход Yd (Yd = Y — Т) возрастает на величину ΔT . Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔT x b , что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину:

Выражение ΔY / ΔT = -b / (I-b) есть мультипликатор налогов.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Налоговая функция имеет следующий вид:

T = Ta + t x Y ,
где Ta — автономные налоги, не зависящие от величины дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t — предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a + b [Y — (Ta + t x Y)] .

В этом случае модель равновесного объема производства имеет вид:

Y = I / <[I - b (1 - t)] x (а + I + G)>— b / [1 — t (1 — t) x Тa] .

При этом суммарное изменение дохода У в результате одновременного изменения величин госрасходов и налогов определяется следующим образом:

ΔY = ΔG x I / [I — b (I — t)] x b / [1- b (I — t)] .

Из изложенного можно сделать вывод о том, что налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к росту ВНП. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Следует различать проводимую государством дискреционную и недискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сочетание изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика — это автоматическое изменение названных величин в результате циклических изменений совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве такого стабилизатора и может выступать прогрессивная налоговая система.

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием. Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Такие макроэкономические деформации накапливаются и в переходной российской экономике, где величина долга на январь 1998 г. достигла 124 млрд дол., в том числе внешний долг составлял 103 млрд дол. Вместе с процентами внутренний и внешний долги России достигали 140 млрд дол. Из этой общей суммы Россия обязана возвратить долг Лондонскому клубу 32,3 млрд дол., а Парижскому клубу — 42 млрд дол. Надо заметить, что задолженность, доставшаяся в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга России (103 млрд дол.), но и продолжает увеличиваться. Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным бременем российского правительства у налогоплательщиков, вынужденных расплачиваться по долгам уже не существующего государства.

С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.

Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Расходы и налоги. Принципы налогообложения

Структура расходов. Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от множества причин: папа общественного развития государственного устройства, внешней и внутренней политики государства, общего уровня экономики, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике, традиций. В частности, нельзя сопоставлять расходы феодального государства и современного. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Если на первых порах государственные расходы состояли в основном из затрат на дружину, военные походы, то постепенно с расширением функций государства меняется структура расходов. Появляются расходы на строительство крепостей, дорог, портов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса растут расходы государства на просвещение и науку.

Под влиянием рабочего движения и с целью сохранения существующей системы государство начинает финансировать социальную сферу. Широкие слои трудящихся имеют определенные льготы от деятельности правительства, но в целом расходы на государство всегда являются дополнительным бременем для них. На нужды государства мы платим налог со своих доходов. В большинстве стран население платит налоги, считая, что услуги государства по охране страны, безопасности граждан, услуги по социальному страхованию требуют возмещения с их стороны. К тому же к неплательщикам налогов государство применяет довольно жесткие меры. Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие собой вычеты из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Государственные расходы делятся на четыре основные группы:

  1. расходы на социально-культурные нужды;
  2. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  3. военные расходы;
  4. расходы на управление.

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. У ведущих капиталистических стран (кроме Японии) доля военных расходов (по всем источникам) доходит до 30% бюджета.

Постоянную тенденцию к росту имеют расходы на управление страной. Тенденцию к возрастанию имеют и затраты, связанные с проникновением на рынки других стран.

Перечисленные выше группы расходов определены по предметному признаку, однако государственные расходы можно классифицировать и по другим основаниям.

  1. По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:
    • расходы на сферу материального производства;
    • расходы на непроизводственную сферу;
    • расходы на создание госрезервов.
    • По целевому назначению государственные расходы делятся:
      • на капитальные затраты — затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники);
      • текущие затраты государства — расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.;
      • затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.
      • По экономическому содержанию государственные расходы делятся на такие виды, как заработная плата; стипендии; пенсии и пособия; медикаменты; питание; канцелярские расходы; расходы на приобретение мебели; расходы на текущий и капитальный ремонт и т.д.
      • По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов Федерации и местные расходы.
      • По источникам государственные расходы делятся на четыре группы:
        • бюджетные ассигнования;
        • расходы за счет резервных и страховых фондов;
        • кредитные источники финансирования;
        • самофинансирование.
        • Расходы на социально-культурные нужды. К группе расходов на социально-культурные нужды относятся расходы на просвещение (школьное, дошкольное образование); здравоохранение; науку; расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников; расходы на социальное страхование (медицинское страхование, выплата пенсий и пособий, пособия по безработице и т.п.); расходы иммиграционной службы; расходы по участию в международных акциях социально-культурного назначения; расходы на поддержку спорта и туризма. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

          К тому же размеры отдельных статей расходов и их роль в бюджете страны могут существенно отличаться как по странам, так и в динамике.

          Появление каждой из этих статей в составе расходов бюджета связано с экономической историей конкретного государства. Так, в России политика «открытых дверей», провозглашенная Петром I, привела к появлению в составе государственных расходов статей, связанных с созданием школ и обучением талантливой молодежи за границей. Борьба буржуазии Англии с королевской властью привела к включению в бюджет расходов на социальное страхование. В конце XX в. Российские деятели науки и культуры добились признания перечня культурных ценностей, объявленных народным достоянием и финансируемым из федерального бюджета.

          В конституциях многих государств затраты на школьное и дошкольное образование, как и расходы на здравоохранение, являются неотъемлемым правом граждан. И это следствие естественного развития общества. Современная наука и технология (как и вооружение) требуют не просто грамотного рабочего, а специалиста с высоким уровнем подготовки.

          А если общество не может обойтись без таких работников, оно обязано их готовить, чтобы обеспечить непрерывный воспроизводственный процесс.

          Финансирование школьного и дошкольного образования переложено на местные бюджеты. Однако через существующие в большинстве стран льготы в налогообложении значительный удельный вес в источниках покрытия затрат школ занимают попечительские фонды и финансирование из различных общественных фондов. Отчисление на просвещение или здравоохранение, как правило, исключается из налогооблагаемого дохода физических и юридических лиц. Ограниченность бюджетных ресурсов приводит ко все большему привлечению на нужды образования внебюджетных средств. Можно назвать всеобщей тенденцию возрастания роли внебюджетных ресурсов для организации первичного общего образования.

          Эта тенденция сопутствует росту доходов населения. По экономическому содержанию среди расходов на просвещение преобладают расходы на зарплату, приобретение оборудования и мебели, расходы на строительство и содержание школьных зданий.

          По общим принципам организации расходы на здравоохранение аналогичны затратам на просвещение. Ведущие страны вынуждены тратить значительные ресурсы на профилактику заболеваний и исследовательские работы в области медицины. Среди затрат на здравоохранение преобладают затраты на медикаменты, перевязочные средства и белье, на зарплату персонала, питание больных, приобретение оборудования, мебели, строительство и содержание зданий и сооружений. В развитых странах наблюдается тенденция сокращения контингента, имеющего право на бесплатные медицинские услуги. Основная часть населения получает доступ к медицинским услугам через систему социального и медицинского страхования.

          Расходы на социальное страхование. В настоящее время характерной особенностью системы социального страхования большинства стран является долевое участие в создании фондов социального страхования самих работников, предпринимателей и государства, т.е. расходы на социальное страхование имеют три источника образования. Соотношение этих источников может быть совершенно разным, но сегодня это наиболее рациональная система создания таких фондов. Расходы на социальное страхование включают в себя достаточно большой перечень:

          • пенсии;
          • пособия по временной нетрудоспособности;
          • оплату лечения в стационаре;
          • пособия по беременности и уходу за ребенком;
          • пособия многодетным семьям;
          • льготы по налогам и возврату ссуд за второго и т.д. ребенка (в Китае действуют обратные правила);
          • пособия по безработице;
          • расходы на профориентацию;
          • расходы на прием, размещение и обучение иммигрантов;
          • расходы на содержание домов престарелых;
          • расходы на лечение и содержание инвалидов и т.д.
          • Часть этих расходов финансируется из федерального бюджета, часть — за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

            Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики. Современная система расходов государства на народное хозяйство и поддержку экономики имеет длинную историю. В докапиталистических обществах за счет государственного имущества формировалась значительная часть доходов государства. Уже на рабовладельческой стадии развития государство располагало большими земельными и лесными угодьями: шахтами, солеварнями, верфями и т.д. Оно являлось крупнейшим рабовладельцем. Собственность государства пополнялась в захватнических войнах. С развитием капитализма государство берет на себя расходы по организации важнейших отраслей инфраструктуры: железных дорог, почты, телеграфа, горных отраслей. Эти отрасли, непосредственно не создающие продукцию, но необходимые для функционирования всей экономики, требуют крупных единовременных вложений, имеют низкую рентабельность, окупаются за длительный период времени. Но общество не может обойтись без продукции и услуг этих отраслей, поэтому расходы по их обслуживанию берет на себя государство.

            Расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов на экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов объясняется их назначением — создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности. В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:

            • финансирование отраслей инфраструктуры;
            • финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоение космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыли;
            • финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли национализированы;
            • финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство гидростанций);
            • финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей;
            • финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.
            • Военные расходы. К расходам на подготовку к войне относятся затраты на содержание, обучение и материальное обеспечение армии и резервов, расходы на моральную подготовку к войне, на военную пропаганду, расходы на производство вооружений, на финансирование инфраструктуры стратегического назначения, на подготовку хозяйства страны к войне, расходы на военные исследования. В мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны. Военные заказы дают жизнь многим производствам и доходы миллионам людей, занятым на таких предприятиях.

              Именно по этой причине многие экономисты отстаивают необходимость военных расходов. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем затраты военных отраслей.

              Опыт России по сокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям. Потребности военного рынка и потенциальные возможности огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта не может не разрушить экономику любой страны, и Россия не стала исключением.

              Расходы на управление. Государственные расходы на управление включают в себя затраты на содержание законодательных органов и правительств субъектов Федерации, местных органов власти и управления, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры.

              Сущность и природа налогов. Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги, сущность и природа которых раскрываются в различных моделях построения налоговых систем, или налоговых теориях. Экономисты выделяют следующие теории налогов:

              а) общие, которые отражают назначение налогообложения в целом;
              б) частные, исследующие отдельные вопросы налогообложения.

              А. К общим теориям налогов относятся:

              • теория обмена (Средние века). Договорные отношения между правительственными властями и гражданами относительно «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги);
              • атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его собственности и личной безопасности как от внешних врагов, так и от врагов внутри страны. Данная сделка является принудительной и не всегда справедливой;
              • теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением понимаются порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов;
              • теория страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак-Куллохом, А. Тьери, Э. де Жирарден). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу;
              • классическая теория (рубеж XVIII—XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти;
              • теория жертвы (XIX — начало XX в.; Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, С. Ю. Витте, Я. Таргулов). Люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов государству, т.е. приносят жертву. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества;
              • теория общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Государство призвано выполнить экономические функции. Покрывать такого рода расходы призваны налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги.
              • Б. К частным теориям налогов относят:

                • теорию соотношения прямого и косвенного обложения. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм как наиболее справедливых (подоходное налогообложение);
                • теорию единого налога. Налоги должны уплачиваться из одного источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность данного подхода;
                • теорию пропорционального налогообложения. Ослабление налогового режима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Сторонниками этого способа обложения всегда являются наиболее имущие классы;
                • теорию прогрессивного налогообложения. Усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и относительно;
                • теорию переложения налогов. Изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков.
                • По мере возникновения и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция понятия «налог». Ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога как экономической категории.

                  Налог — это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты (А. Смит). Шотландский экономист выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, поэтому считает налог вредным для общества.

                  С другой стороны, налог — осознанная необходимость, потребность экономического и социального развития. В этих утверждениях прослеживается двойственная природа налогообложения.

                  Налог — это жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят пользу (Ж. Сисмонд де Сисмонди). Налог — это принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги (К. Макконнелл и С. Брю).

                  Налоги — это принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства (Советская финансовая энциклопедия).

                  Принципы налогообложения. В налоговой сфере применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Экономические принципы налогообложения впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

                  1. Принцип справедливости: каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой является прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов.
                  2. Принцип соразмерности: он означает баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
                  3. Принцип учета интересов налогоплательщиков: он означает простоту исчисления и уплаты налога. Данный принцип раскрывается через:

                  а) принцип определенности — сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику;
                  б) принцип удобства — налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

                • Принцип экономичности (эффективности): он означает необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем примерно в два раза) затраты на его обслуживание.
                • Со временем к этому перечню австрийский экономист Адольф Вагнер (1835—1917) добавил следующие принципы:

                  • достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
                  • правильный выбор источников налогообложения;
                  • выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);
                  • влияние налогов на плательщиков;
                  • общность (охват всех слоев населения обложением налогами);
                  • прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);
                  • освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.
                  • 1. Государственные расходы и налоги

                    Мощными рычагами государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий являются государственный бюджет и налоги.

                    Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций.

                    Распределительная функция: через финансы осуществляется внутрихозяйственное, межхозяйственное и межтерриториальное распределение общественного продукта.

                    Регулирующая функция: при помощи финансов обеспечивается бесперебойный поток средств, регулирующих пропорции в производстве.

                    Стимулирующая функция: финансы используются как эффективный механизм стимулирования, развития и совершенствования производства.

                    Контролирующая функция: через финансовые показатели государство устанавливает контроль за распределением и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

                    В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Доходы государства представляют собой направления поступления денежных ресурсов. Первое место в бюджетных доходах занимают налоговые поступления.

                    Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.

                    Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства: массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и т.

                    Налоги – это обязательные сборы, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юриди-ческих и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу следует отнести: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги); таможенные пошлины.

                    Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и экономическую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Фискальная функция налогов, пополняя государственный бюджет, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

                    Государственные расходы и налоги

                    Тема 3.5. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика.

                    График спроса на инвестиции

                    Кривая спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон, отражая обратную зависимость между ставкой процента и совокупной величиной планируемых инвестиций. При изменении ставки процента или ожидаемой нормы прибыли происходит движение по (вдоль) кривой спроса на инвестиции. Инвестиционный спрос растёт, если норма прибыли от средств, вложенных в инвестиции, будет выше, чем процент от вложения этой суммы денежных средств в банк.

                    Инвестиционный спрос падает, если процентная ставка за кредит возрастает и капитальные вложения становятся менее выгодными. Инвестиционный спрос замедляется, когда банковский процент повышается, а курс ценных бумаг понижается. В этом случае ресурсы капитала от продажи акций и облигаций уменьшаются.

                    В результате можно сделать вывод, что при использовании любого источника финансирования делать инвестиции будет выгодно до тех пор, пока ставка процента не превысит ожидаемой нормы прибыли от вложенных средств в инвестиции, т.е. спрос на инвестиции обратно пропорционален норме банковского процента.

                    Инвестиции зависят от ожидаемой нормы прибыли предполагаемых капиталовложений. Чем выше предполагаемая норма прибыли, тем выше должны быть инвестиции.

                    Второй фактор, определяющий величину инвестиций, — уровень процентной ставки. Чем выше уровень процентной ставки, тем ниже при прочих равных условиях уровень инвестиций, так как процентная ставка может рассматриваться в качестве цены инвестиций.

                    На величину уровня инвестиций оказывает влияние доход. Если говорить об автономных инвестициях, т.е. инвестициях не зависящих от уровня дохода, то сами инвестиции рассматриваются как фактор роста дохода.

                    Однако, по мере роста дохода инвестиционные возможности увеличиваются, и в данном случае имеют место производные инвестиции.

                    На величину инвестиций оказывают влияние и другие факторы: уровень налогообложения, политика правительства, общий характер инвестиционного климата в стране.

                    3.5.1 Государственные расходы и налоги.

                    3.5.2 Эффект мультипликатора.

                    3.5.3 Бюджетно-налоговая политика государства.

                    Вбюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства. В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.

                    Структура бюджетных расходов в странах с рыночной экономикойвыглядит следующим образом:

                    1) Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству, облегчить доступ менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью.

                    2) Затраты на хозяйственные нужды:капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;

                    3) Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики,включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;

                    4) Административно-управленческие расходы содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

                    Платежи по государственному долгу, например, досрочные погашения части долга,
                    размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование
                    объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

                    Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры сокращаются.

                    Налоги— обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства, они выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе определения и стимулировать или сдерживать деятельность экономических субъектов.

                    Элементы налогов:

                    субъект налога— лицо, которое по закону обязано платить налог;

                    носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;

                    объект налога — доход или имущество, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество)

                    • ставка налога — величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица измерения товара и т. п.).

                    Различают налоговые ставки:

                    1. Твердые ставкиустанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

                    2.Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

                    3.Прогрессивные ставки -средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно «давит» на лиц с большими доходами.

                    4. Регрессивный налог средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Эти налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

                    По платежеспособностиналоги можно классифицировать на прямыеи косвенные.

                    Прямые налогинепосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. К их числу следует отнести:

                    подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий;

                    поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на соцстрахование, на фонд заработной платы и рабочую силу и т.д

                    Косвенные налоги— это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются:

                    — налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги);

                    — на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

                    Практика налогообложения в большинстве развитых стран показывает, что существует два вида ведущих налогов:

                    подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех их доходов из всех источников (как внутри страны, так и за рубежом), и

                    налог на добавленную стоимость (НДС).

                    Популярное:

                    • Нотариус саранск телефоны Нотариусы Саранск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (8342) 76-09-12 Адрес: 430034, г. Саранск, ул. Коваленко, […]
                    • Изменения к закону 115 фз Изменения в 115-ФЗ Государственной думой в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В […]
                    • Нотариусы зубцов Нотариусы Зубцов Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (48262) 2-19-23 Адрес: 172332, г. Зубцов, ул. Советская, д. […]
                    • Доплаты к пенсиям государственным служащим Пенсия государственных гражданских служащих Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления […]
                    • Закон об уфмс россии Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области На официальном сайте УФМС России по Санкт Петербургу и Ленинградской области вы можете найти полную информацию по возникшим вопросам в миграционной сфере. На портале […]
                    • Нотариус красноперекопск крым Нотариусы Красноперекопск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Подставнева Ирина Николаевна Телефон: (36565) 2-13-82 […]
                    • Документы для экспертизы земельного участка Независимая оценка стоимости земельного участка Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону. В судебной практике довольно часто появляется необходимость определения цены отдельного участка […]
                    • Правило умножения двоичной системы Урок информатики по теме: "Система счисления. Сложение и умножение в двоичной системе счисления" Цели: повторить навыки перехода из одной системы счисления в другую; изучить правила сложения и умножения в двоичной системе счисления; […]