Обязанности граждан рф закреплены в

Экологические права и обязанности граждан РФ

Основная часть. Экологические права и обязанности граждан РФ

1. Экологические права граждан РФ

2. Экологические обязанности граждан РФ

Список используемой литературы

В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права и обязанности как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права и обязанности граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам и обязанностям конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов.

Отдельно можно выделить права и обязанности граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Главной целью и задачей работы является исследование экологических прав и обязанностей граждан РФ.

В ходе исследования, используется метод сравнительного анализа, а также результаты изучения специальной литературы и законодательства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ

Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п.1 ст.11).

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст.2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

— право на благоприятную окружающую среду (ст.42);

— право на достоверную информацию о ее состоянии (ст.42);

— право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42);

— право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Декларация Рио – де — Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. провозгласила, что люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (Принцип 10).

Право на жизнь в целом тоже можно рассматривать как естественное экологическое право граждан.

Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.

Среди имеющихся прав согласно ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» можно выделить следующие основные группы прав:

— общественные права граждан в области охраны окружающей среды;

— информативные права граждан в области охраны окружающей среды;

— права по защите прав граждан в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 указанной статьи граждане имеют право:

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст.12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

— направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

— оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

— осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В свое время был подготовлен проект закона о гарантиях прав граждан на экологическую информацию, но до сих пор данный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовывать иные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числе возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением. Причем как таковой обязанности граждан обоснования запрашиваемой экологической информации законодателем не предусматривается. Экологическая информация не относится к информации с ограниченным доступом и информации, подлежащей засекречиванию (Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне»).

Право требовать соответствующую экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах «Об экологической экспертизе», «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством РФ было принято постановление от 24 марта 1997 г. N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно утвержденному Порядку информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико — биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее — организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.

Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

— координирует работу по сбору и обмену информацией;

— осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— представляет в Правительство Российской Федерации информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, а также ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— ведет учет чрезвычайных ситуаций.

Прямым источником получения экологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды.

За непредоставление гражданину соответствующей информации в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в ст. 5.39 (отказ в предоставлении гражданину информации), согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо неверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

«Иной информацией» в данном случае может быть экологическая информация.

Протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ, в соответствии с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел.

Дела по данному составу рассматриваются мировыми судьями (ст.23.1 КоАП РФ).

Реализация права граждан на предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде осуществляется в порядке ст.79 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно данной статье вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

В Российской Федерации судебной практики по подобного рода делам очень мало, если не сказать, что она отсутствует вовсе. Хотя оснований для предъявления подобных исков достаточно.

Без надлежащего экологического образования граждан реализация данного права не будет иметь широкого распространения. Кроме того, возникает масса вопросов, к кому предъявлять исковые требования и из каких источников будут оплачены суммы выплачиваемых ущербов; будут ли это хозяйствующие субъекты, реально причинившие вред как окружающей среде, так и гражданам, либо соответствующие государственные органы, в обязанности которых входят как устранение последствий причиненного окружающей среде вреда, приостановка соответствующей хозяйственной деятельности, негативно влияющей на экологическую обстановку, так и привлечение виновных лиц к ответственности.

Кроме того, определение объема и размера вреда также задача не из простых, тем более если учесть отсутствие соответствующих методик по определению объема и размера вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Совершенно справедливо отмечено в Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», что необходимо предусмотреть основные направления деятельности, а именно:

— создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

— развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно — оздоровительного назначения;

— улучшение качества продуктов питания;

— обеспечение населения качественной питьевой водой;

— предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

— обеспечение радиационной безопасности населения;

— предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

— экологическое воспитание и образование населения;

— выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;

— преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий и др.

Эта деятельность должна осуществляться в целях как реализации конституционных прав граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, так и в целях преодоления обострившихся противоречий между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов.

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г., определила: «Мы не должны жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей».

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ

В соответствии со ст.11 Закона «Об охране окружающей среды» граждане РФ обязаны:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

Сохранение среды обитания человека имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Поэтому обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Закрепление данной обязанности на самом высоком правовом уровне одновременно выступает гарантией конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, которое является основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с законом, являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно — оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко — культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В целях охраны природы и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства.

Нормы об охране природной среды и рациональном использовании природных ресурсов содержатся и в иных законодательных актах: Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ от 21.02.1992 г. N 2395 — 1 «О недрах» (ред. от 29.05.02), Федеральном законе от 04.05.1999 г. N 96 — ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 09.01.1996 г. N 3 — ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Федеральном законе от 14.03. 1995 г. N 33 — ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30.12.01); Федеральном законе от 23.02.1995 г. N 26 — ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах»; Федеральном законе от 30.03.1999 г. N 52 — ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 23.11.1995 г. N 174 — ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15.04.98) и некоторых др.

Одним из принципов экологического законодательства, установленных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательства.

Важность борьбы с такими нарушениями обусловила включение в Уголовный кодекс РФ целой главы (26) об экологических преступлениях. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

Соответствующая глава содержится и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.ст.8.1 — 8.40 КоАП). Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования наступает за сокрытие или искажение экологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам. При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением договорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.

Материальная ответственность за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно — правовым актом, коллективным или трудовым договором.

За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как лишение или приостановление права природопользования, изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользования, возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Экологические права и обязанности граждан РФ закреплены в Конституции РФ, а также Законе «Об охране окружающей среды» и иных законах, касающихся отдельных объектов окружающей среды (водные ресурсы, земля, атмосферный воздух, недра, леса).

. Основные экологические права граждан РФ:

— каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

— обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

3. Экологические обязанности граждан РФ:

— соблюдать иные требования законодательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. – 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195 — ФЗ (с изм. и доп. на 2006 г.) // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.

3. Уголовный кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.

. Земельный кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.

. Водный кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «Гарант»

7. Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395 — 1 «О недрах» (ред. от 29.05.02) // СПС «Гарант».

8. Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96 — ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СПС «Гарант»

9. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10.01.03) // СПС «Гарант»

10. Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3 — ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СПС «Гарант»

11. Федеральный закон от 14.03. 1995 г. N 33 — ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30.12.01) // СПС «Гарант»

12. Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26 — ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» // СПС «Гарант»

13. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52 — ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10.01.03) // СПС «Гарант»

14. Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174 — ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15.04.98) // СПС «Гарант»

15. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды).— М.: Юрид.лит., 2002 г.

16. Ерофеев Б. В. Экологическое право России.— М.: Юрид.лит., 1996

17. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Юрид.лит., 1998.

18. Экологическое право России. Учебник / Под ред. д-ра ю. н., проф. Ермакова В.Д., д-ра ю. н. Сухарева А.Я. — М., 1997

Экологические права и экологические обязанности граждан РФ: общая характеристика, взаимосвязь

Экологические права и экологические обязанности граждан – это неотъемлемый элемент правового статуса каждого лица, который распространяется по всей территории современного государства. Важно отметить, что подобные возможности или ограничения действуют в отношении иностранцев и лиц, имеющих гражданство России, то есть являющихся гражданами страны.

Основополагающее право: право на жизнь

Экологические права и обязанности граждан закреплены в Конституции России. Основополагающим элементом правового статуса данного вида является право человека на жизнь – данная норма содержится в статье 20 Основного закона РФ. Право человека на жизнь базируется на основе многочисленных актов международно-правового характера:

  • Хартии прав человека.
  • Стокгольмской декларации и так далее.

Существуют общемировые международные акты, которые принимаются правительственными организациями, как правило, одним из элементов или департаментов ООН. Наравне с ними имеют место быть региональные правовые акты, действие которых распространяется на определённую территорию и принимается местными органами, например, Советом Европы.

Другим источником этой нормы, на основе которой разрабатывались все экологические права и обязанности граждан, является Декларация прав человека, что была принята ещё до образования Российской Федерации как самостоятельного правового государства.

Основные экологические права и обязанности граждан не имеют права на существование при отсутствии нормативно закреплённого права человека на жизнь.

Право на благоприятную природную среду

Экологические права и экологические обязанности граждан в обязательном порядке включают право на благоприятную природную среду, которая содержится в основном нормативно-правовом акте, регулирующим правовой статус.

В статье 11 прежде всего дано описание «благоприятной окружающей среды». Это такая природная среда, благодаря которой сохраняется естественное функционирование природных объектов, экосистем, животных видов, растений и так далее. Природная среда также должна выступать базовой основой для развития природных экологических объектов, а также соответствовать всем установленным стандартам, что призваны обеспечивать сохранность здоровья и жизни граждан, флоры и фауны. Состояние благоприятной природной среды должно отвечать стандартам, которые определяют степень её экологической устойчивости, чистоты, разнообразия видов, а также природного богатства в целом.

Система нормативов окружающей среды

Экологические права и экологические обязанности граждан соблюдаются при условии выполнения всех предъявленных нормативов (установлены в ст. 20 ФЗ «Об окружающей среде»), система которых выглядит следующим образом:

  • Группа нормативов, измеряющих качество окружающей среды. За основной норматив здесь берутся химические показатели, например, уровень концентрации радиоактивных веществ в воздухе. Наравне с химическими данными используются физические показатели, преимущественно такие, как радиоактивность и уровень тепла.
  • Группа нормативов, которые характеризуют биологические показатели состояния окружающей среды. Как правило, показатели измеряются путём исчисления видов растений и животных, а также иных существующих организмов. Здесь также используются нормы предельно допустимых концентраций организмов в природной среде.
  • Третья группа нормативов представлена в ст. 23 вышеназванного закона и характеризуется допустимым воздействием на природу, а именно подсчитывает показатели допустимых выбросов веществ; образования отходов потребления и производства; нормы физического воздействия на среду.
  • Показатели антропогенной нагрузки на природу.
  • Иные допустимые показатели и нормативы, которые могут устанавливаться федеральным законодательством РФ.
  • Существуют также нормативы, которые охраняют экологические права и обязанности граждан РФ, не обладая прямой связью с окружающей средой. Преимущественно данная группа нормативов связана с производимыми работами, услугами в сфере охраны экологической среды. Также существуют ограничения, связанные с хозяйственной деятельностью и её последующим негативным воздействием на природу. Отдельным видом контролирующих нормативов является деятельность по выдаче лицензий на осуществление определённого вида работ, связанных с активным взаимодействием с окружающей средой.

    Право граждан на информацию

    Экологические права и экологические обязанности граждан как обязательный элемент предусматривают право жителей государства на информацию об окружающей среде, а также о её состоянии. В Главном законе России в статье 24 сказано, что каждый гражданин страны имеет право на ознакомление с теми материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, будь то локальный нормативно-правовой акт или же акт правоприменительного характера, например, решение суда.

    Важно отметить, что подобные экологические права и обязанности граждан являются достойным показателем развития современного государства, так как несколько десятков лет назад все экологические проблемы, когда-либо существовавшие в стране, были окружены непоколебимой завесой секретности. На данный момент ситуация имеет полностью противоположное значение, так как Конституцией РФ на должностных лиц возложена юридическая ответственность за сокрытие обстоятельств и фактов, которые создают опасность для здоровья и жизни граждан.

    Другим аспектом права на информацию является защита и полный доступ к сведениям, рассказывающим о последствиях экологических аварий; раскрывающих информацию о безопасности пострадавшего населённого пункта и так далее. Сведения подобного рода не могут носить статус «сведений, составляющие гос. тайну», соответственно, и доступ к ним не может быть ограничен. Ранее выше описываемые сведения носили гриф «Для служебного пользования». Так как данные категории документов доступны для ознакомления лишь некоторым категориям служебных лиц, то не могло быть и речи для обеспечения полного и открытого доступа к этим сведениям для всех граждан.

    Способы реализации права на информацию

    Экологические права и обязанности граждан кратко регулируются не только Конституцией, но и иными НПА, в том числе законом «Об информации», который предусматривает следующие способы реализации права на информацию:

    1. Изучение информационных государственных ресурсов свободного доступа. Во-первых, все пользователи имеют равный правовой статус по отношению к использованию того или иного ресурса; во-вторых, ни один пользователь не обязан сообщать о целях и основаниях получения предоставляемых сведений. Исключением является лишь информация, составляющая государственную тайну и имеющая гриф секретности.
    2. Посредством осуществления общественного контроля организациями и юридическими лицами, которые наравне с физическими лицами имеют доступ к информации. Получая те или иные сведения, организация имеет право распространять информацию о состоянии природной среды среди масс населения.
    3. Осуществление массового информирования населения путём организации работы органов гос. власти и МСУ. Уполномоченнные лица обязаны создавать на местах информационные ресурсы, а также осуществлять контроль над подведомственными организациями по вопросам экологического информирования.
    4. Обращение в судебные органы с целью защиты права на информацию.
    5. Посредством реализации права лица на возмещение нанесённого ущерба, полученного в результате отказа на предоставлении информации об окружающей среде или получение недостоверных данных.

    Право обращения в суд за защитой прав

    Экологические права и обязанности граждан РФ закреплены в Конституции государства и предусматривают не менее важное право каждого гражданина – право обращения в суд с целью защитить права и свободы.

    Данное правомочие предоставлено с целью:

  • Обеспечения принципа законности, который возглавляет все постулаты в любых отраслях права, обеспечивая тем самым гарантию выполнения провозглашённых норм.
  • Защиты правового положения граждан в пределах их правового экологического статуса.
  • Реализации права граждан на возмещение ущерба, полученного в результате незаконных действий уполномоченных лиц, ответственных за охрану конкретного участка экологической среды.
  • Регламентации деятельности судебных органов и возложения на них обязанностей по защите прав граждан.
  • Право на возмещение ущерба

    Другим элементом, которые включают в себя экологические права и обязанности граждан РФ, является право граждан на возмещение ущерба, который был получен в связи с совершением экологического нарушения. Данное правомочие закреплено в ст. 42 Конституции России. В свою очередь, более полно право на возмещение ущерба представлено в ФЗ «Об окружающей среде», где говорится о том, что любые лица в случае причинения вреда экологической системе обязаны возместить причинённый ущерб в полном объёме. Результат причинения вреда может быть выражен в виде:

    • загрязнения экологии в целом;
    • истощения экологических ресурсов;
    • порчи и в уничтожении природных материалов;
    • нерационального потребления богатств природы;
    • разрушения и деградации экологических систем, комплексов и природных ландшафтов;
    • совершения иных видов правонарушений, которые предусмотрены федеральным, региональным и местным законодательством об окружающей экологической среде.
    • Экологические права и обязанности граждан РФ говорят о том, что ущерб, причинённый в результате осуществления хозяйственных работ или иного вида деятельности, исчисляется по определённым правилам. В зависимости от региона он может быть исчислен по утверждённым таксам либо по иным методикам исчисления ущерба природной среде. Если же таковые отсутствуют, то за единицу берётся сумма, необходимая для возмещения реальных затрат на восстановление природы. В данном случае также могут учитываться понесённые убытки и упущенная выгода.

      Компенсация может выплачиваться как добровольно, так в соответствии с решением верховного либо арбитражного суда субъекта. Все вопросы, связанные с возмещением вреда, а также иные экологические права и обязанности граждан регулируются Конституцией РФ, ФЗ «О природной среде», Уголовным кодексом и КоАП, а также иными НПА.

      Право на создание организаций

      Преимущественно экологические права и обязанности граждан РФ кратко представлены в Конституции государства. Данный нормативный документ, наравне с остальными возможностями и в качестве одного из прав, провозгласил право граждан на учреждение общественных объединений, фондов и иных организаций некоммерческого характера, которые уполномочены осуществлять деятельность по охране экологической природной среды.

      Цель создания подобных организаций — охрана природной среды от незаконного посягательства как со стороны других организаций, так и физических лиц. Более того, подобные организации представляют собой одну из форм осуществления общественного контроля по соблюдению экологического законодательства. Данные организации также имеют право на обращение в суд в целях пресечения правонарушений и наложения обязанности по устранению имущественного вреда.

      Обязанности граждан РФ в сфере экологического права

      Правовой статус каждого гражданина страны включает не только права, но и определённые обязанности. Экологические права и обязанности граждан и их объединений наравне с правом на благоприятную среду включают обязанность по её сохранению.

      Обязанности накладываются государством и связаны с определённым правилом поведения. Наложение того или иного правила поведения связано с потребностями, возникающими в обществе и необходимостью регулирования конкретных общественных отношений. Общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан включает в себя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов, обязанности по восстановлению нарушенной экологии животного и растительного мира, по предупреждению экологических нарушений и так далее. Основной перечень обязанностей граждан России выглядит следующим образом:

      • необходимость уплаты налогов и сборов, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ и необходимы для успешного финансирования мероприятий по охране и восстановлению природы;
      • принимать активное участие в мероприятиях по охране экологической среды, по её восстановлению;
      • соблюдать предусмотренные нормативы качества среды, требования законодательства, санитарно-эпидемиологические правила, обеспечивать безопасность при проведении того или иного вида работ, хозяйственной деятельности, связанной с экосистемами земли;
      • приумножать и оберегать природные ресурсы и богатства;
      • принимать участия в экологическом воспитании подрастающего поколения, повышать экологическую культуру населения;
      • соблюдать нормы экологического законодательства;
      • охранять природные ландшафты;
      • выполнять экологические предписания, соблюдать экологические запреты;
      • пользоваться недвижимостью и экологическими правами, не нося вреда природной среде.
      • Выполнение возложенных обязанностей обеспечивается санкциями, которые также устанавливаются государством. В случае нарушения правовой нормы к гражданину применяются санкции как путём наложения административного штрафа, так и путём привлечения к уголовной ответственности. Любая мера ответственности накладывается по решению или приговору суда.

        Взаимосвязь экологических прав и обязанностей

        Взаимосвязь экологических прав и обязанностей граждан в первую очередь выражается в том, что в совокупности данные элементы образуют правовой статус каждого гражданина в сфере природной среды. Данное понятие, во-вторых, является неотъемлемой частью общего правового положения каждого гражданина России и иностранных граждан, апатридов и так далее.

        Кроме того, важно отметить, что любое право гражданина является обязанностью государства, невыполнение которой влечёт за собой меры юридической ответственности, применяемых к должностным лицам. Ровно так же, как и невыполнение гражданином возложенной обязанности даёт государству право на применение определённых законом санкций.

        Обязанности граждан рф закреплены в

        Еще больше интересного ищите на ria.ru

        Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

        Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

        Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

        Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

        На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

        Комментарий пользователя будет удален, если он:

      • не соответствует тематике страницы;
      • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
      • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
      • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
      • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
      • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
      • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
      • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
      • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
      • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
      • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
      • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
      • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
      • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
      • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
      • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
      • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
      • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
      • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

        Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

        Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

        В письме должны быть указаны:

      • Тема – восстановление доступа
      • Логин пользователя
      • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
      • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

        В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

        Популярное:

        • Возврат 3 ндфл пенсионерам Когда пенсионер может получить вычет по НДФЛ за прошлые годы До 2012 г. граждане, вышедшие на пенсию и не получающие каких-либо других доходов, не могли использовать остаток имущественного вычета по покупке жилья. Ведь вычеты по НДФЛ […]
        • Какие дела рассматривают суды присяжных Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел […]
        • Закон по самарской области 86-гд Закон Самарской области от 6 ноября 2002 г. N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" Закон Самарской области от 6 ноября 2002 г. N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" С изменениями и […]
        • Штраф за непредставление 2-ндфл Штраф за 2-НДФЛ 2016 года Актуально на: 17 февраля 2017 г. Организации – налоговые агенты по НДФЛ должны сдавать в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ по итогам каждого налогового периода – календарного года (ст. 216 НК РФ) не позднее 1 […]
        • Федеральный закон 4530-1 от 19021993 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I"О вынужденных переселенцах" С изменениями и дополнениями от: 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 […]
        • Закон от 26121995 г 208-фз Федеральные законы от 26121995 n 208-фз 6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; Федеральный закон от N 208-ФЗ (ред 2. Промежуточная консолидированная […]
        • Унифицированные форма приказа на отпуск Унифицированная форма Т 6а приказ об отпуске Похожие публикации Все вопросы, связанные с предоставлением отпусков работникам предприятий и организаций регулируются в главе 19 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Оформляется отпуск […]
        • Страховой полис осаго красноярск Узнать номер выплатного дела ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности С 1 февраля 2016 года вступили в силу новые тарифы по ОСАГО 5 причин оформить полис ОСАГО: Без полиса ОСАГО владелец транспортного средства […]