Поправки в законе о банкротстве

Свежие новости по банкротству физических лиц 2018

Хотя Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц совсем новый (принят в 2015), жизнь не стоит на месте, и гражданам, планирующим подавать иск, необходимо знать свежие новости 2018 года.

Куда обращаться? Сколько стоят услуги по банкротству физлиц? Какие произошли изменения в Законе о банкротстве c 2015 по 2018 год? Были ли приняты какие-то значительные поправки? Здесь вы найдете подборку наиболее интересных важных и последних новостей банкротства физлиц, узнаете, что изменилось и на что следует обратить внимание, если вы перестали платить по кредитам и собираетесь проходить процедуру банкротства физических лиц. Читайте последние новости о банкротстве и принимайте правильные решения!

Мы гарантируем результат или вернем Вам деньги

Перезвоним в
течение 30 минут

Проконсультируем по любым вопросам по банкротству физлиц

Изменения в законе о банкротстве физических лиц на 2018 год

Банкротство физических лиц – это сравнительно новая процедура на территории СНГ, и Россия в данном случае выступила новатором. До 2015 года банкротиться могли исключительно компании и индивидуальные предприниматели, у которых накопились долги, и вообще «бизнес не окупился». О простых гражданах до последнего времени никто не думал.

Однако кризис в 2014-2015 годах заставил законодателей по-новому взглянуть на ситуацию в стране. Действительно, по всей РФ как грибы после дождя появлялись многочисленные МФО с драконовскими процентными ставками, тут же открывались ломбарды, куда люди вследствие бедности и непосильных кредитов вынуждены были нести последнее, а резко выросший курс доллара опустил в долговую яму даже тех, кто ранее принадлежал к так называемому «среднему классу».

В связи с этими событиями 1 октября 2015 года в силу вступил закон о банкротстве физических лиц. За последующие 3 года он претерпел немало изменений, о которых и пойдет речь в этой статье.

Какие изменения в законе вступили в силу в 2015-2017 годах?

Несмотря на ожидания авторов законопроекта и многочисленных экспертов, практика банкротства среди граждан не обрела большой популярности с самого начала. В октябре 2015 года вместо ожидаемых сотен тысяч в суд с заявлениями о банкротстве обратились только около двух сотен граждан.

Летом 2016 года, спустя 8-9 месяцев после начала действия закона о банкротстве была принята поправка, которая увеличила размер вознаграждения для финуправляющих с 10 000 рублей до 25 000 рублей, что было связано с недовольством управляющих слишком низкой оплатой их услуг. Однако процедура банкротства от этого, естественно, не популяризовалась, ситуация только обострилась. Это заставило законодателей искать пробелы в проекте и возможные причины столь низкой популярности
процедуры. Были приняты ряд поправок.

  1. Уменьшение госпошлины. До 1 января 2017 года граждане, желающие обанкротиться, платили по 6 000 рублей. Наравне с компаниями. Далее эту сумму снизили в 20 раз, и госпошлина для физлиц теперь составляет всего 300 рублей. Это стало одним из главных изменений в 2017 году.
  2. Идея изъятия единственного жилья. Как ни странно, но за личным банкротством в суды вместо бедных должников начали массово обращаться публичные личности – депутаты, бизнесмены, народные артисты. Согласно законодательству, у должника не имеют право отбирать единственное жилье (дом, квартиру, где он проживает с семьей), и еще ряд вещей, все остальное может выставляться на продажу, вырученные средства идут на погашение долгов.

Доходило до абсурда – например, у должника нет имущества, подходящего для реализации, но при этом он проживает в элитном особняке на 3 этажа с собственным бассейном и вертолетной площадкой. Долги списываются, а банкрот после этого продолжает жить в доме класса «люкс».

В связи с этим появилась идея изъятия единственного жилья, если оно значительно превышает все положенные нормы по квадратным метрам на человека. Пока законопроект находится только на стадии обсуждения.

  • Идея упрощенного банкротства. Поскольку в стране насчитывалось сотни тысяч потенциальных банкротов, более полумиллиона граждан, в суды по-прежнему обращалась только 10-я часть этих граждан. Такое положение дел заставило создать законопроект об упрощенном банкротстве граждан. Положения нового проекта закона предусматривают, что такая процедура значительно уменьшит расходы на банкротство, поскольку не нужно будет привлекать фиинуправляющего в обязательном порядке, сократятся сроки до 4-х месяцев, правда, признавать такое банкротство смогут только граждане, у которых долги не превышают 700 000 рублей. Пока законопроект только вывешен на сайте Минэкономразвития России, в Госдуму он еще не поступал.
  • Идея юридических консультаций в МФЦ. Поскольку большинство простых людей не знают, как осуществляется судебное производство, с чего следует начинать, как составить заявление, то законодатели подали идею консультирования и сбора документов через сотрудников многофункциональных центров. Соответственно, банкротство физ. лиц будет начинать из посещения такого центра. Далее специалисты помогут должнику определиться с перечнем документов, помогут составить заявление и подать его в суд. Пока проект тоже находится на стадии обсуждений.
  • Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

    Что ждет банкротов в 2018 году?

    В середине лета 2017 года в законодательство о банкротстве были внесены некоторые поправки. В начале 2018 года изменения в законе вступили в силу. Правда, они больше касаются банкротства компаний.

    Так, компания, которая собирается признать свое банкротство, теперь обязана подать о себе сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

    Тем не менее, эта норма будет иметь значение и для простых граждан. Почему? Дело в том, что это будет дополнительным методом защиты. Например, сейчас, согласно законодательству, все сделки банка, проходящего процедуру банкротства, совершенные за последний год могут быть оспорены конкурсным управляющим. Соответственно, если вы сняли крупную сумму накануне банкротства банка, не подозревая о его финансовых проблемах, то эта операция может быть оспорена, и вы будете обязаны вернуть деньги.

    Однако новая норма защищает вас. Вы просто можете зайти на официальный сайт Федресурса и проверить, не собирается ли компания/банк признавать банкротство. Это дает возможность действовать в соответствии с новой информацией.

    Если вам нечем платить кредит, и ваш долг растет в геометрической прогрессии – обращайтесь к юристам Банкрот Консалт за бесплатной консультацией! Мы поможем вам разобраться, как действовать в данной ситуации, а также сделаем все, чтобы ваши долги были списаны в законном порядке.

    Внесены изменения в КоАП и в закон о банкротстве

    Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Федеральный закон принят Государственной Думой 19 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года.

    Справка Государственно-правового управления

    Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и на привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

    В Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносятся изменения, предусматривающие:

    более чёткую регламентацию процедуры реорганизации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и раскрытия ими информации о своей деятельности;

    установление обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по разработке критериев выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также по раскрытию другой значимой информации о деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

    уточнение понятия «контролирующее должника лицо» и критериев определения возможности контролирующего должника лица определять действия должника;

    систематизацию норм, касающихся субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в том числе вне рамок дела о банкротстве, если возбуждение дела о банкротстве невозможно или нецелесообразно;

    уточнение правовых оснований и установление процессуальных особенностей привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

    Кроме того, Федеральным законом предоставляется право арбитражному суду уменьшать размер субсидиарной ответственности лица или полностью освобождать его от субсидиарной ответственности, если такое лицо докажет, что фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица, а также более детально регламентируются права лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.

    В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за административные правонарушения.

    Блог

    Поправки в Закон о банкротстве, направленные на регулирование субсидиарной ответственности контролирующих лиц

    Автор: Александр Григорьевич Клышкань,

    директор департамента консалтинга АФ «АВУАР»

    29 июля 2017 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон N 266-ФЗ — это уже четвертый блок поправок в Закон о банкротстве, направленных на регулирование субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

    Остановимся подробнее на этих изменениях.

    Контролирующие лица. Правовые последствия установления контроля

    Утратила силу ст. 10 Закона о банкротстве, регулирующая ответственность контролирующих лиц при банкротстве юридических лиц. Теперь вместо нее появилась отдельная глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», в которой отныне содержится определение контролирующего лица, перемещенное из основных понятий, перечисленных в ст. 2 Закона о банкротстве. И хотя основной смысл понятия контролирующего лица сохранен — контролирующим по-прежнему признается лицо, которое может давать обязательные для исполнения должником указания или имеет возможность иным образом определять действия должника, — в его определении обозначились существенные изменения, направленные на усиление ответственности контролирующих лиц.

    К числу таковых следует отнести возможность в судебном порядке признать лицо контролирующим по основаниям иным, чем только те, которые непосредственно перечислены в самом Законе (п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве).

    Перечень контролирующих лиц расширен и формально: теперь к их числу также относятся лица, которые признаются контролирующими в силу должностного положения (в частности, по причине замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника).

    В новой редакции Закона о банкротстве сохранилась презумпция контроля: при наличии указанных в Законе обстоятельств, пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом.

    Ужесточился подход к исчислению срока, в течение которого лицо может быть признано контролирующим: если ранее Закон считал таковым лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем трех лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или иным образом определять действия должника, то сейчас контролирующим признается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее право не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. При этом сокрытие должником, и/или контролирующим должника лицом, и/или иными заинтересованными по отношению к ним лицами признаков неплатежеспособности и/или недостаточности имущества не влияет на определение даты возникновения признаков банкротства для целей определения контролирующего лица.

    Правовые последствия установления контроля, предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ, в отношении контролирующих лиц аналогичны ранее действующему законодательству и предполагают:

    субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, если такая невозможность наступила вследствие действий (бездействия) контролирующего должника лица (ст. 61.11 Закона о банкротстве);

    субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 Закона о банкротстве);

    ответственность за убытки, причиненные руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) или иными контролирующими должника лицами: указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате нарушения положений Закона (ст. 61.13 Закона о банкротстве).

    Закон предоставляет право контролирующим лицам доказать фактическое отсутствие контроля: согласно п. 9 ст. 61.11 арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально).

    При этом Закон мотивирует номинальных руководителей к раскрытию информации о фактических бенефициарах. Так, лицо, привлекаемое к ответственности, может быть освобождено от нее, если благодаря предоставленным им сведениям будет установлено фактически контролировавшее должника лицо и/или обнаружено скрывавшееся им имущество должника и/или контролирующего должника лица.

    Бремя доказывания отсутствия вины также возлагается на контролирующее должника лицо. В случае, когда в результате действий (бездействия) такого лица полностью погасить требования кредиторов невозможно, оно не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.

    Контролирующее лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если оно докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

    Обеспечивая интересы контролирующего лица, Закон устанавливает, что размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.

    Имущественная ответственность виновных лиц за фиктивное банкротство

    Новеллой Закона N 266-ФЗ является норма, направленная на привлечение виновных лиц к имущественной ответственности за фиктивное банкротство. Согласно п. 2 ст. 61.13 Закона о банкротстве в новой редакции, если заявление должника подано им в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме либо должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя или предъявленных кредиторами требований в деле о банкротстве, должник, руководитель должника и иные контролирующие должника лица несут перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием (неоспариванием) требований кредиторов.

    Правила о взыскании убытков с виновных лиц применяются также в случае, если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.

    Говоря об обеспечении баланса интересов кредиторов и акционеров (участников), собственников юридического лица, следует отметить, что для отечественного банкротного (впрочем, не только банкротного, но и в целом гражданского) законодательства характерен прокредиторский подход к правовому регулированию. Защита имущественного оборота (читай — защита кредиторов юридического лица) иногда превращается в самоцель. А ведь за фасадом юридического лица находятся его учредители (участники), законно использующие «оболочку» юридического лица, в том числе с целью легитимного ограничения своей ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Защита интересов кредиторов

    Новеллы, внесенные в Закон о банкротстве Законом N 266-ФЗ, расширяют возможности кредиторов, предоставляя им выбор способа защиты своих интересов и наделяя их правом распорядиться требованием о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц следующим образом:

    взыскать задолженность в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

    продать свое требование по правилам п. 2 ст. 140 Закона о банкротстве;

    уступить другому кредитору часть своего требования в размере требования этого кредитора.

    Закон о банкротстве в новой редакции (ст. 61.21) предполагает возможность заключения соглашения между кредиторами и контролирующими лицами, привлекаемыми к ответственности при единогласном одобрении его условий (в том числе о предоставлении отступного, обмене требований на доли в уставном капитале, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства и т.п.) всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности.

    По согласию отдельного кредитора, выраженному в письменной форме, соглашение может содержать положения о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части и/или понижения очередности исполнения требований такого кредитора.

    Изменения в законе о банкротстве физических лиц в 2017-2018 годах

    С тех пор как в 2015 году был принят закон о финансовой несостоятельности граждан, в него были внесены некоторые изменения. Накопленный за два прошедших года опыт позволил выявить моменты, которые нуждаются в доработках. Тем не менее закон успешно работает, и уже значительное количество должников, оказавшихся в трудной ситуации, смогли решить свои проблемы. Рассмотрим, какие были внесены в процедуру банкротства изменения в 2018 году.

    Изменения в закон о банкротстве 2018

    Казалось бы, процедура банкротства разработана с максимальным учетом интересов заемщиков. Но за то время, пока действует закон, обнаружились и некоторые его недоработки. Основной проблемой является то, что часть финансово несостоятельных должников не в состоянии даже оплатить необходимые расходы для проведения процедуры. Вторым негативным фактором стал длительный временной промежуток, необходимый для того, чтобы провести банкротство физического лица.

    Практика сопровождения банкротства наглядно продемонстрировала, что если долг не более 500 тыс. руб., то не всегда получается пройти эту процедуру. Рассмотрение дел таких граждан часто отклоняется арбитражными судами. Поскольку это является отклонением от требований законодательства, приходится решать проблему через вышестоящие инстанции. Это негативным образом сказывается как на длительности процедуры, так и на её стоимости. В связи с чем, банкротство при сумме долга, не дотягивающем до 300 тыс. руб., и вовсе не целесообразно.

    Работа над улучшением процедуры ведется постоянно. Целью нововведений становится упрощение банкротства для как можно большего числа попавших в затруднительное положение людей. В процедуре введения банкротства физических лиц в 2017-2018 годах изменения, прежде всего, затронули размер госпошлины. Она значительно уменьшилась по сравнению с предыдущими периодами. Сейчас в бюджет нужно внести всего 300 руб.

    Весьма ожидаемым является закон об упрощенном банкротстве граждан. Такой проект рассматривается сейчас в Госдуме. Пройти банкротство по более простой схеме, предполагающей небольшие сроки и отсутствие финансового управляющего, можно будет не ранее 2019 года. Этот способ разрабатывается для тех должников, которые брали кредит размером менее 700 тыс. руб.

    Кредиторы тоже ожидают поправок, которые сделают процедуру более справедливой для них. Речь идет о неприкосновенности единственного жилья. Сейчас действует норма, согласно которой такое жилье остается в собственности должника, даже если это дорогое элитное жилье. Например, как коттедж или многокомнатная квартира в центральном районе города. Депутаты рассматривают возможность изъятия в ходе банкротства единственного жилья, если его площадь больше установленных норм.

    Как проходит процедура банкротства в 2018 году?

    В первую очередь, необходимо оплатить квитанцию за госпошлину и внести деньги, которые пойдут на оплату издержек финансового управляющего. Затем нужно собрать пакет документов и обратиться в суд с соответствующим заявлением.

    Судья, в зависимости от обстоятельств дела, принимает решение о старте процедуры. Предусмотрены следующие варианты, по которым будет осуществляться банкротство: реализация или реструктуризация.

    Если назначена реализация имущества, то после окончания процедуры долги списываются. Минусом этого способа является продажа собственности должника и принадлежащих ему вещей с торгов для покрытия части задолженности. Но по закону есть и такое имущество, которое не может быть продано в ходе реализации. К нему относится единственное жилье и некоторые личные вещи.

    При реструктуризации происходит пересмотр графика платежей. Он становится удобным для постепенного погашения.

    В ходе банкротства возможен и такой вариант решения вопроса с кредитами, как мировое соглашение с банком. Он может предложить уменьшение задолженности и установление меньшей суммы обязательного платежа. Такой выход выгоден как для кредитного учреждения, так и для должника, так как последний не обретет статус банкрота, и для него не наступят связанные с этим негативные последствия.

    В настоящее время банкротство — самый результативный способ избавиться от проблем с кредитами. Его итогом становится возвращение к нормальной жизни должника и его семьи. Практически сразу после начала процедуры перестают беспокоить коллекторы, останавливается исполнительное производство.

    Узнайте, подходит ли вам этот способ решения наболевшего вопроса с долгами. Пройдите наш онлайн тест, либо позвоните по бесплатному телефону 8-800-333-89-13 для консультации с наши юристами по банкротству. Если сумма задолженности не больше 700 тыс. руб., мы предложим пакет услуг «Эконом» всего за 5000 рублей в месяц.

    Изменения в Законе о банкротстве. Новые положения о субсидиарной ответственности контролирующих лиц

    Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ были внесены масштабные изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также «Закон о банкротстве», «Закон») – в нем появилась новая глава III.2, регламентирующая ответственность руководителя-должника и иных лиц в деле о банкротстве.

    Внесенные изменения финализируют многочисленные поправки, связанные с субсидиарной ответственностью, дополняющие Закон о банкротстве, и, безусловно, должны быть оценены положительно, поскольку существенно усложняют реализацию различных стратегий недобросовестных предпринимателей, считающих банкротство компании весьма привлекательной альтернативой реальным расчетам с кредиторами.

    Выделим наиболее значимые изменения, а также оценим возможные последствия некоторых из них для лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.

    1. Законодательно закреплена возможность привлечения к ответственности не только руководителей и участников (акционеров), данные о которых отражены в ЕГРЮЛ, но и реальных владельцев бизнеса.

    В целях реализации данной возможности в Законе было уточнено понятие контролирующего должника лица. Теперь оно раскрыто более полно, и наряду с формальными признаками (доля в уставном капитале, родство и т.д.) в Законе также указано, что контролирующим должника может признаваться лицо, имеющее возможность определять действия должника иным образом, и иным образом оказывающее определяющее влияние на руководителя и членов органов управления должника. Кроме того, презюмируется, что лицо, извлекающее выгоду из незаконного и недобросовестного поведения руководителя или иного лица, действующего на формальных основаниях от имени компании, является контролирующим должника.

    Дополнительно, в силу п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника и по иным основаниям.

    Представляется, что включенные в Закон вышеуказанные формулировки хотя и являются достаточно абстрактными (как следствие максимально широкими), но именно они призваны обеспечить возможность судам признавать реальных владельцев бизнеса контролирующими должника лицами и привлекать их к ответственности.

    Согласно сложившейся судебной практике на текущий момент кредиторам или конкурсному управляющему практически невозможно привлечь к ответственности лицо, формально не отвечающее критериям, установленным прежней редакцией Закона о банкротстве. Так, например, при рассмотрении дела № А40-51764/14, суды трех инстанций не признали контролирующим должника лицом, участника, владеющего 49% процентами долей уставного капитала компании.

    Еще одним аргументом в пользу стремления выявления реальных владельцев бизнеса является закрепленная в Законе возможность арбитражного суда уменьшить или полностью освободить от ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо. То есть теперь номинальный директор (участник), часто не способный удовлетворить требований кредиторов, может раскрыть лицо, реально принимающее управленческие решения, и если представленные им сведения окажутся достаточными, владелец бизнеса должен будет отвечать по долгам своей компании.

    2. Расширен перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется вина контролирующих должника лиц в невозможности полного погашения требований кредиторов.

    Согласно новым положениям Закона предполагается, что невозможность полного погашения требований кредиторов возникла вследствие действий (и/или бездействия) контролирующего лица также при:

    • отсутствии или искажении на момент введения наблюдения или признания должника банкротом документов, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
    • на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

    Данные нововведения следует считать продолжением идеи, уже заключенной в прежней редакции Закона – отсутствие тех или иных документов, которые являются важными, и без которых невозможны полноценное ведение процедур банкротства и как следствие корректные расчеты с кредиторами, является основанием для привлечения ответственных лиц к субсидиарной ответственности по долгам компании.

    При этом следует помнить, что не всякое отсутствие указанных в Законе документов является основанием для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности. Отсутствие документов или искажение информации в них обязательно должны являться причиной существенного затруднения проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирования и реализации конкурсной массы. Данный вывод неоднократно подтверждался в судебной практике. Так, например, при рассмотрении дела № А48-2087/2011 Арбитражный суд Центрального округа отправил его на новое рассмотрение, поскольку судами нижестоящих инстанций не был исследован вопрос о наличии причинно-следственной связи между непередачей директором документации и невозможностью формирования конкурсной массы.

    3. В размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица не включаются требования, принадлежащие этому лицу, либо заинтересованным по отношению к нему лицам.

    Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с контролирующего должника лица. Отсутствие законодательного регулирования данного вопроса на практике порождало достаточно сложностей при распределении имущества, которое могло быть получено от контролирующего должника лица в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности. Кредиторы были вынуждены доктринально и через общие принципы добросовестности, недопустимости злоупотребления правом в суде обосновывать ошибочность подхода, при котором часть денежных средств, взысканных с ответственного лица, не распределяется между кредиторами, так как они фактически возвращаются обратно лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности, потому что его требования также включены в реестр. При этом автору статьи, лично столкнувшемуся с данной проблемой, не удалось найти судебный акт, уровня кассации и выше, в котором бы была подтверждена справедливость позиции кредитора. Стоит надеяться, что с внесением изменений практика будет формироваться по иному пути.

    4. Увеличен срок для обращения с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Привлечение к субсидиарной ответственности теперь возможно в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также после завершения процедуры банкротства.

    По новым правилам обращение с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности возможно в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, ранее такое заявление могло быть подано в течение одного года.

    Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности теперь обладают арбитражный управляющий, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, уполномоченные органы и конкурсные кредиторы. Здесь важно отметить, что незадолго до принятия Главы III.2 в Закон о банкротстве вводилось новое правило, в соответствии с которым обратиться с заявлением мог только арбитражный управляющий. Однако в действующей редакции Закона право на обращение с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности кредиторам возвращено. При этом лица, имеющие право на подачу заявления, теперь могут это сделать в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, введения стадии конкурсного производства дожидаться не обязательно.

    5. Возможность инициировать привлечение контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после завершение конкурсного производства.

    Раньше недобросовестные владельцы бизнеса считали нормой провести процедуру банкротства компании, «обнулить» по итогам ее проведения требования всех кредиторов и забыть про все обязательства, так как если бы их никогда не существовало. Теперь же прекращение деятельности компании больше не является финальной стадией расчета с налоговыми органам и кредиторами. В случае если будут выявлены основания для привлечения контролирующих должника лиц к ответственности, то соответствующее заявление может быть подано и после завершения конкурсного производства, а также в случае прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью средств, необходимых для финансирования процедуры. Срок, установленный для подачи такого заявления, составляет три года со дня завершения конкурсного производства (прекращения производства по делу).

    6. Кредиторы получили возможность взыскания денежных средств в свою пользу.

    В прежней редакции Закона о банкротстве (п. 8 ст. 10) содержалась довольно лаконичная формулировка, в соответствии с которой денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, подлежали включению в конкурсную массу; кроме того, предусматривалась возможность реализации требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по правилам ст. 140 Закона (уступка прав требований путем их продажи). Такое положение, конечно, не могло устраивать кредиторов, так как на практике было совсем не ясно, кто и как должен выбирать способ распоряжения правом, какие механизмы воздействия есть у несогласных с выбранным способом кредиторов.

    По новым правилам, закрепленным в ст. 61.17 Закона о банкротстве, налоговые органы и кредиторы, сумевшие добиться привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, получили возможность самостоятельного (без участия арбитражного управляющего и иных кредиторов) взыскания с них денежных средств в сумме, соответствующей размеру задолженности должника перед ними. В Законе довольно подробно прописана процедура выбора способа и его последующей реализации.

    Данные изменения должны помочь, в первую очередь, пресечь недобросовестные действия арбитражных управляющих (часто действующих в интересах контролирующих должника лиц) направленные на реализацию всей массы прав требований к контролирующему лицу по заниженной цене, что само собой не способствует реальной защите интересов кредиторов.

    Помимо вышеизложенного в качестве положительных изменений стоит также отметить новые положения Закона, подробно регламентирующие саму процедуру обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности и его рассмотрения судом.

    Не осталось без внимания и положение лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, теперь они имеют права и несут обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчики по поданному заявлению. Также за ними закреплено право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы; такое требование удовлетворяется после всех других требований, причем не только включенных в реестр, но и «зареестровых».

    ***
    В завершении хотелось быть еще раз отметить положительный характер изменений, внесенных в Закон о банкротстве. Новые правила должны существенно упростить жизнь кредиторов, основной интерес которых состоит не в формальном проведении процедуры банкротства, а в реальном получении денежных средств с недобросовестных владельцев, часто рассматривающих банкротство компании как очень удобный и, главное, безопасный для себя способ ухода от исполнения существующих обязательств. В перспективе положения о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должны быть развиты судебной практикой и могут стать основным инструментом в борьбе с недобросовестными банкротствами.

    Популярное:

    • Согласно закону 51 Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51"О налоге на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями от: 28 сентября […]
    • Приказ министерства финансов рф 52н Приложение N 5. Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами […]
    • Приказ к фз 384 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается […]
    • Федеральный закон 173-фз ст30 Правила определения расчетного размера трудовой пенсии Подскажите, по какой формуле определяется расчетный размер трудовой пенсии: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП (ч.3 ст. 30 173-ФЗ от 17.12.2011) РП = ЗР x СК (ч.4 ст. 30 173-ФЗ). Пенсионный фонд […]
    • Приказ мчс от 07071997 382 Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" (с изменениями и […]
    • Закон 3085 кз Закон Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Закон […]
    • Приказ 386 минздрава Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2015 г. № 386н “О внесении изменений в приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н “Об утверждении порядка назначения и выписывания […]
    • 2ндфл по приказу ФНС России обновила форму 2-НДФЛ Сведения о доходах физического лица за налоговый период 2017 года необходимо представить по обновленной форме 2-НДФЛ. Соответствующий приказ ФНС России от 17 января 2018 г. № ММВ-7-11/19@ " О внесении […]