Правила сдачи сессии

Сессия (контроль знаний)

Вопросы по теме, на которые Вы не найдёте ответов ниже, Вы можете задать директору по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Коровко Анне Валентиновне на форуме или по электронной почте.

Что такое рейтинг?

Рейтинг — документ , отражающий относительную успеваемость студента за выбранный промежуток времени. Он представляет собой список студентов курса одной образовательной программы, отсортированный по успеваемости в порядке убывания. За успеваемость принято считать рейтинговую сумму, равную сумме итоговых и промежуточных оценок студента, полученных в предыдущем семестре в ходе рубежного контроля, домноженных на кредитные коэффициенты соответствующих дисциплин или доли последних, если это не первый или не последний в данном учебном году зачёт/экзамен по дисциплине. Кредитные коэффициенты для каждой учебной дисциплины указаны в учебном плане факультета/отделения. Неудовлетворительные оценки, оценки «не зачтено» и неявки (независимо от причины) при расчёте рейтингового балла приравниваются к оценке «0», т.е. рейтинг студента, получившего «2» по всем предметам, будет равен 0.

Для облегчения понимания механизма расчёта рейтингового балла приведём пример:

на 1 курсе факультета экономики преподаётся два предмета – линейная алгебра и микроэкономика. Кредитный коэффициент дисциплины «Линейная алгебра» равен 5, дисциплины «Микроэкономика» — 7. Студент Смирнов сдал экзамен по линейной алгебре на 8, а по микроэкономике на 10 — его рейтинговый балл равен 5*8+7*10=110.

В НИУ ВШЭ, в основном, используются рейтинги двух видов:

  • текущий : используется для отбора академических стипендиатов, кандидатов на перевод на бюджетное место, сравнения студентов в различных конкурсах;
  • сумма 2 текущих (рейтинг за год без учёта пересдач) : используется для определения получающих скидки по результатам учёбы коммерческих студентов и для определения размеров этих скидок.

Текущий рейтинг, как и расписание, вывешивается на факультетском стенде, публикуется на сайте и высылается студентам по электронной почте; годовой же, как правило, широкой публике не доступен — если Вам необходимо на него взглянуть, обратитесь в учебный офис.

Как выставляется оценка по итогам зачёта/экзамена?

По итогам экзамена преподаватель в ведомость выставляет три оценки: накопленная, оценка за экзамен и результирующая. Накопленная оценка представляет собой средневзвешенную по указанным в программе правилам оценку за семинары и домашние задания, оценка за экзамен представляет собой оценку за устный ответ или письменную экзаменационную работу, а результирующая оценка – общую оценку по дисциплине за предшествующий период её изучения, которая должна складываться из накопленной и оценки за экзамен по формуле, размещённой в программе дисциплины. Если формула в дисциплине указана, но de facto она не используется преподавателем, Вы вправе подать апелляцию на имя декана Вашего факультета (проректора Рощина С.Ю., если оспариваете оценку по общеуниверситетскому факультативу).

В случае неявки студента на экзамен при отсутствии у него «автомата» во все колонки выставляется запись «неявка» (которая в дальнейшем может быть признана уважительной при предъявлении студентом соответствующих документов в течение трех рабочих дней после выздоровления или иных форс-мажорных обстоятельств). Оценки из ведомости менеджеры образовательных программ заносят в информационную систему и оттуда они появятся в вашей электронной зачётной книжке (она находится в вашем личном кабинете в LMS). Бумажных зачеток в Вышке нет!

Когда проводятся экзамены?

Экзамены по учебным дисциплинам предусматриваются и распределяются по модулям рабочим учебным планом Вашего курса, с которым Вы можете ознакомиться на сайте образовательной программы в разделе «Документы». Экзамен проводится в том модуле, на который он назначен учебным планом, и для проведения экзаменов в конце каждого модуля выделяется свободная от учебных занятий сессионная неделя, даты начала и окончания которой указаны вверху расписания занятий Вашего курса. Тем не менее, иногда экзамены (по согласованию преподавателя с учебным офисом и академическим руководителем вашей программы) могут проводиться до экзаменационной недели (как правило, на предпоследней неделе модуля). Расписание сессии вывешивается на факультетском стенде, публикуется на сайте и высылается студентам по электронной почте.

Что такое студенческая оценка преподавания?

Наш университет с момента своего основания уделяет особое внимание качеству преподавания. Важный этап этой работы – получение обратной связи от студентов: как они оценивают прослушанные учебные курсы и работу преподавателей. Для этого в конце каждого модуля в Вышке проводят студенческую оценку преподавания (СОП). Сама традиция получать обратную связь от студентов имеет уже долгую историю – более 10 лет.

СОП предполагает обязательное участие студентов всех образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ во всех кампусах. За три недели до начала сессии в системе LMS студенту становится доступен модуль «Оцени свои курсы», где он может проставить оценки по дисциплинам, по которым в завершающемся модуле запланированы экзамены. Доступ к анкете закрывается накануне сессионной недели.

Подробнее о процедуре оценивания можно прочитать по ссылке: https://www.hse.ru/evaluation/forst

Руководство университета очень рассчитывает, что первокурсники ответственно и внимательно отнесутся к этому делу и, тем самым, сделают свои учебные программы еще более соответствующим потребностям и интересам студентов. Хотим обратить ваше внимание на то, что участие студентов в оценке преподавания является обязательным элементом учебного процесса. За периодическое неучастие в процедуре предусмотрены дисциплинарные взыскания, закрепленные в Регламенте. Факт заполнения/не заполнения студентом формы передается в учебный офис образовательной программы. А вот сами оценки, проставленные студентом, анонимизируются. Так что результаты оценивания доступны преподавателю и руководству университета только в обобщенном виде (какую оценку поставил преподавателю конкретный студент, выяснить нельзя).

Результаты СОП позволяют понять, насколько успешно проводятся те или иные дисциплины и что в их программах необходимо модифицировать. Преподавателям оценки и комментарии полезны для понимания, что нужно корректировать, как лучше развивать свои учебные курсы, а для руководства факультетов, департаментов и школ эти оценки станут важным материалом для принятия кадровых решений. Студенческий совет, как представитель всего студенчества Вышки, также имеет возможность получить результаты СОП для решения конфликтных ситуаций.

В конце четвертого модуля каждый студент может выбрать лучшего преподавателя – любимого лектора или семинариста по итогам всего учебного года. Это отличная возможность для студентов отблагодарить лекторов и семинаристов за помощь в получении знаний. Преподаватели, за которых проголосовало больше всего студентов, получают почетное звание «Лучший преподаватель».

Студенты Вышки могут выразить свое мнение и по другим вопросам – например, по питанию в столовых или проживанию в общежитии. Ежегодно в ноябре всем студентам на почту приходит анкета мониторинга студенческой жизни, вопросы которой затрагивают самые разные стороны обучения и другой активности в стенах вуза. Результаты мониторинга внимательно изучаются руководством, а мнения студентов, высказанные через анкету, становятся одним из важных ориентиров при дальнейшем развитии ВШЭ. Так что, если к ноябрю вы столкнетесь с какими-то проблемами или появятся идеи, как сделать Вышку еще лучше, не забудьте принять участие в мониторинге студенческой жизни и заполнить анкету. Кстати, опрос проводит Центр внутреннего мониторинга, подразделение, выросшее из одной из студенческих инициатив, социологического клуба «Город» на факультете социологии.

Кроме мониторинга, донести свои предложения до руководства можно, написав сообщение на форуме или «нажав» на выразительную кнопку на портале Вышки.

Можно ли получить итоговую оценку по дисциплине без сдачи экзамена («автоматом»)?

Да, с 2013 года экзамен в НИУ ВШЭ для оценивания студентов по окончании преподавания дисциплины проводить необязательно. Об этом Вы непременно узнаете от преподавателя или в программе учебной дисциплины (см. здесь). Если же проведение экзамена всё же предусмотрено, его сдачи можно избежать, получив «автомат» по дисциплине: правилами предусмотрена только «автоматическая» оценка не ниже 8 баллов, на практике же нередко в качестве автомата выставляются и 6 и 7.

Кроме того, если Вы студент 1 или 2 курса бакалавриата, Вы можете быть освобождены от изучения английского языка до начала 3 курса при наличии у Вас действительных сертификатов, свидетельствующих об успешной сдаче Вами признанных международных экзаменов на определение уровня владения английским языком. При этом по всем предусмотренным в рамках этой дисциплины экзаменам Вам будут выставлены оценки, приравненные в соответствии с действующей в университете шкалой перевода к результатам, полученным Вами на соответствующих международных экзаменах.

Какие санкции допускаются в отношении списывающих на экзаменах?

За списывание, использование запрещённых материалов и средств во время экзамена, общение с другими студентами преподаватель вправе удалить студента с экзамена и выставить ему в ведомость в обе колонки оценку «Неудовлетворительно (0)». Также студенту могут объявить выговор, который не позволит, например, получить скидку на обучение или стипендию.

Что делать, если я пропустил экзамен по болезни или другой уважительной причине?

Вам следует предъявить документ, подтверждающий уважительную причину пропуска, в учебный офис в день, указанный в справке как день начала занятий. Но рекомендуем оповестить о причине своего отсутствия, если это возможно — менеджера своей образовательной программы — по телефону или по электронной почте.

Студент, имеющий академическую задолженность или пропустивший экзамен во время сессии по уважительной причине, самостоятельно определяет дату пересдачи из предложенных в расписании дат пересдач и записывается в учебном офисе для участия в пересдаче в конкретный день. Если Вы не смогли явиться ни на одну из пересдач по уважительной причине, Вам необходимо предоставить заключение Клинико-экспертной комиссии по месту жительства о возможности предоставления Вам академического отпуска.

Следует заметить, что поскольку обучение в университете по очной форме добровольно и накладывает на обучающихся обязанности по посещению учебных занятий, которые согласно Уставу могут проводиться с 9 часов утра до 9 часов вечера, необходимость студента выполнять свои обязанности по работе уважительной причиной для пропуска зачёта или экзамена не является.

Что такое академическая задолженность и чем она грозит?

Академическая задолженность («хвост» на вузовском жаргоне) — обязанность студента повторно пройти аттестацию путём сдачи экзамена по любой дисциплине (в т.ч. по курсовой работе), если она не имеет статус общеуниверситетского факультатива, в случае предшествующего получения по дисциплине промежуточной или итоговой оценки ниже 4 («неудовлетворительно» по итогам экзамена) или неявки на экзамен по ней без уважительной причины . Для продолжения обучения студент обязан своевременно ликвидировать все академические задолженности, а также сдать экзамены, на которые он не явился по уважительным причинам.

Ликвидация академических задолженностей осуществляется два раза в год: в первый-второй учебные месяцы I и II семестров. Во всех случаях, кроме пересдачи курсовой работы и повторного прохождения аттестации по тем дисциплинам, программа которых не предусматривает проведения экзамена по окончании курса, студенту предоставляется два шанса пересдать дисциплину на положительную оценку: обычная пересдача, принимаемая теми же преподавателями в период ликвидации задолженностей, и в случае сохранения задолженности — пересдача комиссии. По дисциплинам без экзаменов предусмотрена только одна пересдача — пересдачу принимает комиссия. Курсовую работу также разрешено пересдавать только один раз — комиссии. В случае сдачи экзамена комиссии на неудовлетворительную оценку и отклонения апелляции студента при подаче им последней или неявки на пересдачу комиссии студенту предлагается индивидуальный учебный план для повторного изучения дисциплины; при отказе от индивидуального учебного плана студент подлежит отчислению. Подлежит отчислению студент и при наличии у него 3 неудовлетворительных оценок по разным предметам .

Что полезно знать перед пересдачей экзамена комиссии?

Комиссия формируется руководителем кафедры с целью проведения второй пересдачи закреплённой за кафедрой дисциплины и для проведения единственной пересдачи курсовых работ. Вы попадаете на комиссию в одном из трёх случаев:

  • если перед этим не явились на пересдачу дисциплины без уважительной причины или получили на ней неудовлетворительную оценку. Если Вы пропустили пересдачу по болезни, для Вас должна быть проведена вторая пересдача такого же уровня;
  • если получили итоговую неудовлетворительную оценку по дисциплине, программа которой не предусматривает проведения экзамена;
  • если получили неудовлетворительную оценку по курсовой работе, не сдали её или не явились на защиту в случае проведения последней.
  • Комиссия, принимающая устную пересдачу, должна состоять как минимум из 3 человек. Если кворум не достигнут, не приступайте к сдаче экзамена, а потребуйте присутствия недостающих преподавателей. В случае отказа свяжитесь со своей учебной частью, чтобы её сотрудник засвидетельствовал нарушение процедуры проведения пересдачи. Помните, что комиссия решает вопрос о продолжении вами обучения, а потому в ваших интересах добиться присутствия всех её членов.

    Как подать апелляцию на результаты экзамена?

    В соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ апелляция результатов экзамена (в т.ч. и устного) подаётся студентом на имя декана факультета (проректора по учебной работе Рощина С.Ю. при апелляции результатов итогового контроля по общеуниверситетскому факультативу) в течение трёх рабочих дней с даты объявления результатов. В заявлении следует указать факты некорректности вопросов или требуемых ответов на них, их выхода за рамки программы, нарушения преподавателем процедуры проведения контроля или несоблюдения им описанной в программе дисциплины методики выведения оценки.

    Апелляция рассматривается только при личном присутствии студента в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявления специально созданной для этого комиссией, состоящей из принимавшего экзамен преподавателя и не менее 2 других, один из которых назначается руководителем кафедры, ответственной за чтение дисциплины.

    При неявке студента на заседание комиссии без документально подтверждённой уважительной причины апелляция отклоняется без рассмотрения, и утверждается выставленная оценка. В результате рассмотрения апелляции ранее выставленная оценка может быть сохранена, а может быть изменена как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

    Сотрудник нарушает локальные акты НИУ ВШЭ. Что делать?

    Семь раз отмерь и один раз отрежь — прежде всего убедитесь в том, что локальный акт, на который Вы ссылаетесь, действующий (статус локального акта, размещённого в разделе «Документы» портала ВШЭ, указан в его описании, которое выводится при поиске по названию локального акта), что Вы непосредственно знакомы с его текстом и знаете, в каком именно месте описано предполагаемое нарушение. Обратите внимание также на возможность неоднозначной трактовки некоторых положений локальных актов — если нарушение описывается таким положением, следует прежде всего проконсультироваться с сотрудником, курирующим сферу, к которой относится локальный акт, и изложить свою позицию относительно трактовки при её наличии.

    Если же положение не допускает двусмысленности, следует в вежливой форме указать сотруднику на нарушение, сославшись на конкретное место конкретного локального акта и обосновав применимость изложенных в данном месте норм к действиям сотрудника, и попросить его устранить. Если попытки не увенчались успехом, Вам необходимо обратиться в Управление, курирующее работу сотрудника (так, работу учебных частей и деканатов курирует Управление организации учебного процесса; работу заведующих общежитиями — Управление по обеспечению деятельности общежитий) с подробным описанием нарушения. Обращение желательно направить руководителю Управления по электронной почте (см. адрес на странице Управления).

    Однако если Вы опасаетесь негативных последствий своего обращения и хотели бы скрыть свою личность, Вы можете обратиться с жалобой в соответствующую ветку форума или на Выразительную («красную») кнопку. Хотя обращения, поданные по этим каналам, анонимны, убедительно просим Вас тщательно продумывать содержание обращений, т.к. на их обработку тратятся время и силы.

    Как сдать сессию: самые важные советы

    Отношение к образованию

    Отношение к учебному процессу

    Отношение к преподавателям и другим студентам

    Отношение к себе, своему здоровью и деньгам

    Лайфхакер и Canon собрали для вас самые актуальные и действенные принципы, которые не только научат успешно сдавать зачёты и экзамены на любой специальности в любом вузе, но и сделают отношение к собственной жизни, времени и будущему более зрелым и осознанным.

    Отношение к образованию

    Если вы пришли сюда за секретными техниками списывания во время зачёта или экзамена, то будете разочарованы. Шпаргалки и «бомбы» — это путь в никуда и следствие куда более серьёзной проблемы.

    Человек не сможет серьёзно относиться к чему-либо и не добьётся успеха, пока не ответит сам себе на главный вопрос: «Зачем мне это?»

    Поняв важность и необходимость достижения цели, вы будете стремиться к ней всеми силами, и никакая внешняя дополнительная мотивация вам больше не понадобится. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не докопаетесь до истины.

    Зачем вы учитесь? Чтобы получить корочку? Зачем? Чтобы устроиться на перспективную высокооплачиваемую работу? Там правда вскроется моментально, потому что любой нормальный наниматель смотрит не на диплом, а на реальные знания, навыки и опыт. Так зачем? Родители решили, что отпрыску обязательно надо стать финансистом, хотя вас явно тянет к кодингу? Это очень трудная ситуация, но и из неё есть как минимум два выхода:

  • Поговорить с родителями. Объясните им, что вам интересно другое, что вас обрекают на жизнь, которой вы не хотите. Аргументируйте свои желания, чтобы ваши слова звучали не как каприз, а как обдуманное взвешенное решение. Сменить факультет и даже вуз более чем реально. Да, вы можете потерять время, но лучше упустить год, чем всю жизнь заниматься неинтересной работой, сожалеть о несделанном и завидовать тем, кому хватило смелости реализовать мечту.
  • Совместить. Данный вариант является золотой серединой и зачастую даже лучше, чем смена места обучения и специальности. Реальный мир устроен так, что у специалиста в двух областях больше возможностей, чем у специалиста в одной. Возьмём пример с социальными и техническими науками. Быть разработчиком хорошо, но быть разработчиком с экспертными знаниями в области человеческого поведения гораздо лучше, так как это открывает путь в big data и подобные крайне перспективные направления. Конечно, получать сразу два высших образования трудно, но жизнь в принципе непростая штука. Если задача кажется невыполнимой, ещё раз спросите себя: «Зачем мне это?» Найдёте ответ — найдёте способ достигнуть цели.
  • Отношение к учебному процессу

    Вам не придётся догонять, если вы не будете отставать. Двигайтесь согласно учебному плану, и проблем не будет.

    Вероятность успешной сдачи сессии определяется с первого дня семестра.

    Сейчас вам крайне важно понять, что вы учитесь не для того, чтобы сдать зачёты и экзамены. Вы учитесь, чтобы стать специалистом, экспертом, профессионалом в своём деле. Сессия — это вообще вторично. Гораздо важнее усвоить и научиться применять знания. При таком раскладе всё сдаётся само собой. Вы даже не заметите сессию, потому что, помимо программы вуза, вам хочется впитать ещё тонну информации на стороне. Это куда интереснее и полезнее, чем какие-то зачёты и экзамены.

    Да, самообучение — это неотъемлемая часть жизни студента. Наша система образования несовершенна, программы зачастую устаревшие, неполноценные либо неприменимы в жизни. Ежегодно из вузов выходят тысячи дипломированных теоретиков, но работать они не умеют. В результате работодателю приходится всему их учить. Почему? Потому что студенты подходят к образованию неосознанно, не понимают, что они тут делают и зачем.

    Представьте, что вы прямо сейчас устраиваетесь на работу по своей специальности. Поищите в интернете примеры тестовых заданий и требований, предъявляемых к специалистам в вашей области. Сможете ли вы выполнить эти задания, соответствуете ли требованиям? Нет? Ну что же, зато теперь вы ясно понимаете, что должны знать и уметь.

    Если говорить непосредственно о процессе получения знаний в стенах вуза, то тут есть несколько универсальных советов, которые кажутся банальными, но работают всегда:

    1. Ходите на лекции, пишите и спрашивайте. Так информация хорошо усваивается. При возникновении вопросов не стесняйтесь задавать их. Очень важно не допускать ситуации, когда вы перестаёте понимать, о чём говорит преподаватель. Если вы не можете пересказать содержание лекции после её окончания, значит, что-то не так. Садитесь за конспект и разбирайтесь, иначе на следующей паре всё станет ещё хуже, а потом ещё, ещё и ещё. Понятные формулы и термины превратятся в бессмысленные значки и слова.
    2. Ходите на практику, выполняйте задания. Так вы научитесь применять полученные знания. Теоретики никому не нужны.
    3. Изучайте то, что происходит в сфере вашей специальности в реальном мире. Ваши курсовые и прочие работы должны быть актуальными, полезными, решать проблемы, с которыми человечество имеет дело сегодня. Всё это хорошо отразится на преподавательском отношении к вам, а заодно пойдёт в раздел «Достижения» вашего первого резюме.
    4. Полезные советы, которым стоит следовать непосредственно перед сдачей зачёта или экзамена и во время:

    5. Приходите на сдачу, даже если вообще не готовы. Тут работает теория вероятностей. Если не прийти на зачёт или экзамен, то шанс сдать его равен нулю. Если прийти на зачёт или экзамен без подготовки, то существует отличный от нуля шанс сдать предмет. Как? Преподаватель может сжалиться и разрешить допуск даже без выполненного учебного плана. Вам может достаться тот единственный вопрос, ответ на который вы знаете. Говоря проще, явившись на сдачу, вы можете повлиять на ситуацию, а не явившись — нет. В глазах преподавателя вы сдались, отказались от мечты, и помогать вам больше нет смысла.
    6. Выходите отвечать в числе первых либо последних. Обычно сначала идут самые подготовленные, претендующие на пятёрку. Если вы правильно учились, то должны быть в их числе. Отвечая в числе последних, вы рискуете не получить максимальной оценки, так как преподаватель уже устал, проголодался и более не готов тратить дополнительное время на детальную проверку ваших знаний. Это же состояние принимающего предмет может сыграть на руку тем, кто учится неправильно. Преподаватель не будет глубоко копать и с большой вероятностью даже не дослушает ваш ответ. Достаточно не облажаться на первых словах, и троечка почти гарантирована.
    7. Пишите шпаргалки и «бомбы», но не для того, чтобы ими воспользоваться. Повторение — мать учения. При создании шпаргалок и «бомб» вы неизбежно будете хоть как-то изучать и повторять то, что пишете. Часть этого отложится в голове. Грубо говоря, подготовка к читингу без последующего его применения — это разновидность подготовки к сдаче, причём очень эффективная.
    8. Наведите порядок в подготовительных материалах. Если ответ на один вопрос разбросан по трём конспектам и двум учебникам, то вы потратите больше времени на поиск информации, нежели на её усвоение и повторение.
    9. Отношение к преподавателям и другим студентам

      Чем человек младше, тем он менее сознательный. Учёба в школе для него — пытка, а учитель — тиран. Такое искажение восприятия проходит через года и не позволяет наладить правильные отношения с преподавателями вуза.

      Уясните для себя одну простую вещь: преподаватель — это не враг, не злодей, не противник, который только и ищет способ завалить и отчислить вас. Давать знания и проверять качество их усвоения — это его работа. Ваша работа заключается в том, чтобы получить эти знания, усвоить их и научиться применять. Иначе зачем вы учитесь?

      Выходит, при правильном восприятии преподаватель становится вашим другом и цели у вас теперь общие. Соответственно, отношения между вами должны быть максимально искренними и честными.

      Задайте преподавателю вопрос: «Что мне делать, чтобы максимально успешно усвоить и сдать ваш предмет?»

      Так вы покажете свою сознательность, а именно заинтересованность в получении знаний, а заодно будете в курсе критериев и взглядов преподавателя на процесс обучения. При наличии проблем, таких как невозможность посещать все пары, сообщите о них и узнайте, как это компенсировать.

      Расспросите старшекурсников, у которых ваш преподаватель уже вёл предметы. В чём особенности? Что обязательно нужно делать? Требуется ли стопроцентная посещаемость?

      Одногруппники, однокурсники и старшекурсники — это ваши друзья. Вы можете помочь им, а они — вам. Поддерживать дружественные отношения с коллегами по цеху крайне важно. Вы сможете больше, если будете держаться вместе. Не отказывайте в помощи другим, но и не позволяйте садиться себе на шею.

      Отношение к себе, своему здоровью и деньгам

      Студенты очень редко думают о своём здоровье. Почему? Потому что организм молодой и пока ещё работает как часы. Ему по силам практически всё. Можно кутить до четырёх утра, поспать три часа, приехать к первой паре и быть огурцом. Человеку сложно понять то, с чем он ещё не сталкивался, но потом будет поздно.

      Неправильный образ жизни сейчас наносит вашему организму огромный ущерб, зачастую непоправимый. Пока вы не замечаете этого, но уже в ближайшие 10–15 лет вам всё аукнется.

      Вы «живёте по полной» и считаете, что это не мешает вам учиться эффективно. На самом деле вы просто не осознаёте, на что способны.

      Обратите внимание, насколько вам лучше, если просто хорошо выспаться. Сколько дополнительных сил и энергии появляется, если элементарно вовремя поесть. Некоторые студенты, пытаясь компенсировать несознательный подход к учёбе в течение семестра, обращаются во время сессии к всевозможным допингам. Это самое глупое, что можно сделать накануне важного зачёта или экзамена, особенно если вы раньше не имели дело с данным препаратом. Знаете, что такое побочные эффекты и индивидуальная непереносимость? В лучшем случае не произойдёт ничего, в не самом плохом — больница и проваленная сессия.

      Призывать молодёжь к ЗОЖу, наверное, наивно. Всё равно вы не послушаете. В таком случае попробуйте поверить на слово и проведите простой эксперимент: возьмите еду, спорт и отдых под контроль буквально на пару недель и посмотрите, что будет.

    10. Соблюдайте режим питания в течение дня. Изучите основы диетологии и научитесь готовить хотя бы элементарные здоровые блюда. Правильное питание, которое при самостоятельном приготовлении, кстати, не обязательно дорогое, даст вам энергию и силы для продуктивной учёбы.
    11. Добавьте в жизнь ежедневную утреннюю зарядку и 2–4 полноценные тренировки в неделю в дополнение к физкультурной программе вуза. Выбирайте любой спорт, который вам по душе. Бег, футбол, теннис, тренажёрка, турники, плавание — без разницы. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на кровоснабжении и работе мозга, выносливости, общем самочувствии и улучшает качество сна.
    12. Не жертвуйте сном. Задайте себе вопрос: «Что для меня важнее? Ещё одна игра или возможность отдохнуть, чтобы завтра хорошо отучиться и стать ещё ближе к заветной цели?»
    13. О финансах студенты, напротив, думают, и очень много. Всё потому, что денег постоянно не хватает. Попробуйте подработку по специальности. Так вы получите не только дополнительные средства, но и опыт работы, умение решать реальные задачи, а также общее представление о том, что такое взрослая жизнь.

      Проблему пустого кошелька хорошо решает осознанный подход к своему здоровью. Сокращение расходов на развлечения высвобождает приличную сумму на более важные вещи:

    14. Хорошую еду. Тратьте деньги на максимально качественное питание. Серьёзно. Вашему молодому и всё ещё растущему организму это необходимо больше всего.
    15. Учебный ноутбук. Гнаться за трендами и мощностями нет смысла. Вам нужна рабочая лошадка — доступная, удобная и максимально функциональная, но без избыточной производительности. Ноутбук проигрывает планшету в мобильности, зато умеет гораздо больше и куда лучше подходит для набора текста.
    16. Экономичный принтер. Вам придётся много печатать. Очень много. Независимо от специальности. Даже технари, у которых по идее всё должно быть в цифре, всё равно печатают сотни страниц в течение каждого семестра. Очевидно, что распечатать одну, даже очень большую работу дешевле, чем покупать печатающее устройство, но если смотреть на это в масштабах всего времени обучения, то приобрести принтер становится гораздо выгоднее.
    17. Canon Pixma G — это идеальные принтеры для студентов. Серия Pixma G разработана и создана с одной целью — печатать много и дёшево. Струйная технология не уступает по качеству лазерной, зато цена печати у неё гораздо ниже. Пополняемые чернильницы Pixma G увеличенного объёма расположены во фронтальной части принтера. Вы всегда будете знать, сколько осталось чернил, а при необходимости легко, быстро и за минимальные деньги пополните их запас.

      Правила сдачи сессии

      Осенний семестр 2016/17

      Весенний семестр 2015/16

      Утверждено решением Ученого совета МЭИ (ТУ) (Протокол № 08/10 от 26.11.2010 г.) с изменениями и дополнениями, утвержденными решениями Ученого совета НИУ “МЭИ” (Протокол № 09/11 от 23.12.2011 г., Протокол № 08/12 от 30.11.2012 г.)

      ПОЛОЖЕНИЕ
      О ЗАЧЕТНОЙ И ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИЯХ
      В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ «МЭИ»

      Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании » от 10.07.1992г. № 3266-1, с последующими редакциями и изменениями, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ с последующими редакциями и изменениями, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства, РФ от 14.02.2008 г. № 71), с учетом требований Устава НИУ «МЭИ».

      Положение определяет правила организации зачетных и экзаменационных сессий в Национальном исследовательском университете «МЭИ», порядок сдачи зачетов и экзаменов, а также права и обязанности студентов и преподавателей во время проведения зачетных и экзаменационных сессий.

      В НИУ «МЭИ» промежуточная аттестация успеваемости студентов проходит в период проведения зачетной и экзаменационной сессий в виде сдачи зачетов и курсовых экзаменов, итоговая государственная аттестация – после успешного окончания теоретического курса направления (специальности) обучения в виде приема государственных экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ.

      1.ЗАЧЕТНАЯ СЕССИЯ

      1.1.Зачеты служат формой проверки успешного выполнения студентами Учебного плана подготовки.

      1.2.Зачеты предусматриваются по курсам с семинарскими, практическими или лабораторными занятиями; по лекционным курсам, не имеющим экзамена; по курсовым проектам (работам); по учебным научно-исследовательским работам; по учебным, производственным и преддипломным практикам.

      1.3.Студенты могут сдавать зачеты по факультативным курсам, что оформляется соответствующим приказом проректора. В этом случае по желанию студента результаты сдачи зачетов вносятся в ведомость, зачетную книжку и приложение к диплому.

      1.4.По всем дисциплинам и практикам, включенным в Учебный план подготовки как первого, так и второго (в том числе параллельного) образования, предусмотрены зачеты с оценкой по принятой в НИУ «МЭИ» четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Исключение составляют те дисциплины учебного плана, которые ранее изучались студентом в другом вузе и аттестованные оценкой «зачет». В этом случае в учебную документацию (в приказ о перезачете, учебную карточку, зачетную книжку, приложение к дипломам) вносится оценка «зачет».

      1.5.Студенты обязаны сдать все зачеты в строгом соответствии с Календарным графиком учебного процесса и утвержденными рабочими программами учебных дисциплин первого и/или второго (в том числе параллельного) образования, независимо от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная и/или вечерняя) и его основы — госбюджетной или платной, как правило, в течение недели, предшествующей зачетной сессии.

      1.6.Принимать зачет имеют право лектор потока, преподаватели, ведущие семинарские, практические или лабораторные занятия по данной дисциплине, или преподаватель, назначенный заведующим кафедрой, а также аспиранты и магистры в период прохождения ими педагогической практики.

      1.7.Преподаватель должен организовать работу со студентами в семестре таким образом, чтобы студенты, выполняющие график обязательных заданий, имели возможность получить зачет в пределах плановых занятий, как правило, в течение недели, предшествующей зачетной сессии. Для этого целесообразно принимать задания по практическим и лабораторным работам в течение всего семестра в сроки, указанные в графике для выполнения этих заданий.

      1.8.Во время зачетной сессии на практических, лабораторных и семинарских занятиях, проводимых в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий, изучение нового материала не производится. На этих занятиях преподаватели продолжают работать со студентами, которые еще не получили зачет.

      1.9.Лекции, а также предусмотренные расписанием занятий консультации по курсовому проектированию, во время зачетной недели не проводятся. В часы этих занятий по расписанию может проводиться прием зачетов, защита курсовых проектов (курсовых работ), если они предусмотрены рабочими программами учебных дисциплин.

      1.10.В период зачетной сессии расписание пребывания преподавателей на кафедре и расписание приема зачетов должны быть составлены таким образом, чтобы студент имел возможность сдавать зачет, по крайней мере, дважды (с интервалом от одного до трех дней) до срока возвращения ведомости в дирекцию. Количество пересдач зачетов в период зачетной сессии не ограничивается.

      1.11.Зачет оформляется одновременно в зачетной ведомости (индивидуальном зачетном листе) и зачетной книжке студента. При отсутствии одного из этих документов преподаватель не имеет права оформлять зачет.

      1.12.Зачетные ведомости готовятся дирекциями (деканатами) в соответствии с Календарным графиком учебного процесса и должны быть переданы на кафедры не позже, чем за две недели до начала зачетной сессии.

      1.13.Полностью оформленные зачетные ведомости должны быть возвращены в дирекцию соответствующего института в последний день приема зачета по дисциплине, указанной в зачетной ведомости, но не позднее дня, предшествующего первому дню начала экзаменационной сессии на соответствующем курсе.

      1.14.После возвращения зачетной ведомости в дирекцию зачет принимается только при наличии у студента индивидуального зачетного листа, выданного в дирекции, и, как правило, подписанного директором (заместителем директора) института (ЦП). Индивидуальный зачетный лист действителен в течение трех дней с момента его выдачи в дирекции без учета выходного дня.

      1.15.Оформленные индивидуальные зачетные листы должны быть возвращены в дирекцию лично преподавателем, принявшим зачет, или через секретаря кафедры в день приема зачета или студентом по истечению срока действия индивидуального зачетного листа. Категорически запрещается поручать студентам передачу оформленных зачетных листов в дирекцию.

      1.16.Последним днем выдачи дирекцией индивидуальных зачетных листов студенту является день, предшествующий дню проведения третьего экзамена, проходящего по основному графику экзаменационной сессии или по индивидуальному графику, установленному данному студенту приказом по соответствующему институту. Индивидуальный зачетный лист может быть выдан студенту в день экзамена, если зачет и экзамен проводятся по одному курсу.

      1.17.Выдача дирекцией индивидуальных зачетных листов студентам может быть прекращена распоряжением директора института на основании служебной записки преподавателя, ведущего занятия в группе, на имя директора института, обосновывающей невозможность получения студентом зачета. Дирекция института готовит проект приказа об отчислении из университета за невыполнение учебного плана.

      1.18.Студент, имеющий две неудовлетворительные оценки при сдаче зачета по одной дисциплине, сдает зачет по данной дисциплине комиссии, которая назначается заведующим кафедрой. Оценка, полученная на зачете, удостоверяется подписями всех членов комиссии с занесением их фамилий в зачетный лист. При получении студентом неудовлетворительной оценки дирекция института готовит проект приказа об отчислении из университета за невыполнение учебного плана.

      1.19.Зачеты по курсовым проектам (работам) проставляются на основании результатов защиты студентами курсовых проектов (работ) перед комиссией, состав которой (не менее двух человек, как правило, с участием непосредственного руководителя проекта (работы) утвержден распоряжением по кафедре. В зачетных ведомостях по курсовым проектам должны стоять подписи всех членов комиссии и их расшифровка.

      1.20.Организация и проведение зачетов по дисциплинам дистанционного обучения регламентируются действующим Приказом МЭИ «О проведении дистанционного обучения».

      1.21.К зачету по всем видам практик студенты допускаются при наличии отчетов, составляемых в соответствии с утвержденной программой практики. Зачет по практике оценивается на основании результатов защиты студентами отчетов перед комиссией (не менее двух человек, как правило, с участием руководителя практики), состав которой утвержден распоряжением по кафедре.

      1.22.К экзаменационной сессии допускаются студенты, имеющие удовлетворительные оценки по всем зачетам, предусмотренным Учебным планом подготовки. Допуск студента к экзаменационной сессии подтверждается соответствующим штампом дирекции в зачетной книжке студента.

      2. ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ

      2.1.Курсовые экзамены по всей дисциплине или её части служат формой оценки работы студента за курс (семестр), полученных им теоретический знаний, приобретенных навыков самостоятельной работы, его умения применить полученные знания при решении практических задач.

      2.2.Расписание экзаменов составляется в строгом соответствии с Календарным графиком учебного процесса, утверждается директором института (филиала) или ЦП и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов. Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено, как правило, не менее 3 дней.

      2.3.Директор (заместитель директора) института (ЦП) может разрешать по личному заявлению студента, который имеет оценки по всем зачетам, по согласованию с лектором потока досрочную сдачу экзамена. Оценка “неудовлетворительно”, полученная студентом при досрочной сдаче экзамена, пересдается в установленном порядке после окончания экзаменационной сессии. Студентам, сдавшим экзамен досрочно, в дирекции института (ЦП) в ведомость начальник курса ставит пометку «досрочно». Заявление студента с визами директора (заместителя директора) института (ЦП), лектора потока хранится с индивидуальным экзаменационным листом студента.

      2.4.При явке на экзамен студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которую они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

      2.5.Экзамены проводятся по билетам утвержденного образца в устной или письменной форме. Форма проведения экзамена устанавливается лектором по согласованию с заведующим кафедрой и дирекцией института. По естественно-научным, общетехническим и специальным дисциплинам в билеты должно быть включено практическое задание, выполняемое на экзамене в письменной форме. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные теоретические и практические вопросы по программе данного курса. Протоколы экзамена (лист подготовки ответа) сохраняются в течение трех дней, включая день проведения экзамена.

      2.6.Экзаменационные билеты готовятся для каждой экзаменационной сессии и должны быть заверены лектором потока и утверждены заведующим кафедрой с указанием даты утверждения.

      2.7.Принимать экзамен имеют право лектор потока, преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине, или преподаватели, назначенные заведующим кафедрой. Заведующий кафедрой имеет право принимать экзамены по всем дисциплинам, преподавание которых ведет данная кафедра. Открывает экзамен ведущий экзаменатор, как правило, лектор потока.

      2.8.Во время экзамена студенты имеют право пользоваться рабочими программами сдаваемых учебных дисциплин, а также с разрешения экзаменатора учебными, методическими, справочными пособиями, калькулятором. Использование мобильного телефона в любом качестве категорически запрещено.

      2.9.Количество студентов, находящихся одновременно в аудитории, в которой проходит экзамен в устной форме, должно удовлетворять следующим условиям:

      ■не более 15 студентов на одного присутствующего на экзамене преподавателя в начале экзамена при подготовке студентов;

      ■не более 5 студентов на одного присутствующего на экзамене преподавателя после начала ответа первого подготовившегося студента.

      2.10.На устном экзамене студент имеет право на время подготовки к ответу не менее 60 минут. Время опроса студента не должно превышать 30 минут.

      2.11.При проведении экзамена в письменной форме в аудитории на одного преподавателя, присутствующего на экзамене, должно приходиться не более 25 студентов.

      2.12.Студент, уличенный в списывании, удаляется с экзамена. Экзаменатор в экзаменационной ведомости делает запись «удален» и после окончания экзамена подает в дирекцию служебную записку на имя директора с изложением причины удаления студента. Удаление студента с экзамена приравнивается к получению им оценки «неудовлетворительно», которая заносится в экзаменационную ведомость директором (заместителем директора) института после окончания экзамена. Служебная записка преподавателя хранится в учебной карточке студента, а затем — в личном деле студента.

      2.13.Экзаменатор имеет право удалить студента с экзамена в случае нарушения им Правил внутреннего распорядка МЭИ. При этом в экзаменационной ведомости делается запись «удален». После окончания экзамена преподаватель подает в дирекцию на имя директора служебную записку с изложением причины удаления студента. В этом случае студент обязан подать в дирекцию объяснительную записку на имя директора с изложением своей версии происшедшего. Удаление студента с экзамена приравнивается к получению им оценки «неудовлетворительно», которая заносится в экзаменационную ведомость за подписью заместителя директора (начальника курса) института (ЦП). Дирекция института готовит проект приказа о вынесении взыскания за нарушение Правил внутреннего распорядка МЭИ, основанием которого является служебная записка преподавателя.

      2.14.Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения ректора, проректора по учебной работе (директора филиала) или директора института (ЦП) не допускается. Ректор, проректор по учебной работе (директор филиала) или директор института (ЦП) и заведующий кафедрой имеют право присутствовать на любом экзамене.

      2.15.Оценка за экзамен выставляется преподавателем сначала на листе, содержащем ответ студента, затем в экзаменационной ведомости (индивидуальном экзаменационном листе) и в заключение – в зачетной книжке студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в ведомости. Экзаменационные ответы студента хранятся в течение трех дней, включая день проведения экзамена.

      2.16.Успеваемость студентов на экзаменах определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

      2.17.Экзаменационная ведомость вручается ведущему экзаменатору в дирекции института (ЦП) до начала экзамена под роспись с указанием времени вручения. Сотрудником дирекции (ЦП) в экзаменационной ведомости напротив фамилий студентов должны быть сделаны следующие пометки:

      ■»не допущен» — для студентов, не имеющих допуска к экзаменационной сессии;

      ■»индивидуальный график», » индивидуальная сессия», «продление сессии», «болезнь» – для студентов, которые отсутствуют на экзамене в связи с соответствующими обстоятельствами;

      ■экзаменационная оценка и запись «досрочно» или «перезачтено» – для студентов, уже имеющих оценку за данный экзамен.

      2.18.Студенты, не имеющие в зачетной книжке штампа о допуске к экзаменационной сессии, к экзамену не допускаются.

      2.19.После окончания экзамена ведущий экзаменатор проверяет правильность заполнения ведомости; вписывает в графу «Экзаменатор» фамилии преподавателей, принимавших участие в экзамене; студентам, отсутствовавшим на экзамене по неизвестной причине, записывает «не явился» и расписывается; подписывает ведомость и сдает ее в дирекцию сразу после окончания экзамена. При проведении экзамена в письменной форме экзаменационная ведомость может быть сдана в дирекцию на следующий день.

      2.20.Студентам, не допущенным к экзаменационной сессии, после экзамена в дирекции института (ЦП) в экзаменационной ведомости рядом с записью «не допущен» проставляется оценка «неудовлетворительно», которая удостоверяется личной подписью директора (заместителя директора) института (филиала) или ЦП или начальника курса.

      2.21.Студентам, не явившимся на экзамен по неуважительной причине, дирекцией института (ЦП) в экзаменационную ведомость вносится оценка «неудовлетворительно» рядом с записью «не явился», которая удостоверяется личной подписью заместителя директора (начальника курса) института (ЦП).

      2.22.Студент, не согласный с выставленной оценкой, имеет право подать в дирекцию института (ЦП) заявление об апелляции в день объявления результата сдачи экзамена. Директор института вправе разрешить или отклонить процедуру проведения апелляции. Апелляция проводится на следующий за днем объявления результата экзамена день. Состав апелляционной комиссии (не менее чем три преподавателя) назначается заведующим кафедрой соответствующим распоряжением. Результаты работы апелляционной комиссии фиксируются протоколом, заверяются всеми членами комиссии и передаются в дирекцию в день проведения заседания комиссии. Письменный ответ студента (на устном или письменном экзамене) прикладывается к протоколу апелляционной комиссии и хранится в личной карточке студента.

      2.23. Пересдача экзамена при получении студентом неудовлетворительной оценки до окончания экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В исключительных случаях пересдача экзамена с неудовлетворительной оценки до окончания сессии может быть разрешена проректором института (директором филиала) по личному заявлению студента с указанием причины досрочной пересдачи, поддержанному дирекцией института (ЦП). Заявление студента с визой проректора хранится вместе с индивидуальным экзаменационным листом.

      2.24.При решении вопроса о выдаче диплома бакалавра, специалиста или магистра с отличием разрешение на пересдачу одной из итоговых оценок по дисциплинам, входящим в приложение к диплому, с целью повышения положительной оценки дает проректор (директор филиала) по мотивированному представлению дирекции института (ЦП). Пересдача допускается только после окончания студентами теоретического курса по соответствующей образовательной программе и не более чем по одной дисциплине.

      2.25.Студенты, своевременно приступившие к экзаменационной сессии и имеющие по итогам ее сдачи не более двух неудовлетворительных оценок, допускаются к ликвидации академической задолженности до первого дня фактического начала занятий в следующем за экзаменационной сессией семестре (за исключением иностранных студентов, для которых установлен визовый режим въезда на территорию РФ).

      2.26.Студенты, не допущенные к экзаменационной сессии, приступившие к сдаче сессии только со второго или третьего экзамена, имеющие по итогам сдачи сессии не более двух неудовлетворительных оценок (в том числе по причине недопуска), могут быть допущены к пересдаче академических задолженностей до первого дня фактического начала занятий в следующем за экзаменационной сессией семестре.

      2.27.Студенты, на конец основной, индивидуальной или продленной сессии по совокупности (в том числе по причине недопуска) не сдавшие экзамены по трем дисциплинам, представляется к отчислению.

      2.28.Ликвидация академических задолженностей по итогам сдачи экзаменационной сессии производится по индивидуальным экзаменационным листам установленной формы, которые выдает и регистрирует дирекция института (ЦП). Индивидуальный экзаменационный лист действителен в течение трех дней с момента его выдачи в дирекции без учета выходного дня. Индивидуальные экзаменационные листы должны быть возвращены в дирекцию преподавателем лично или через секретаря кафедры в день проведения экзамена или студентом по истечению срока действия индивидуального экзаменационного листа.

      2.29.Студент, имеющий две неудовлетворительные экзаменационные оценки по одной дисциплине, ликвидирует академическую задолженность, сдавая экзамен комиссии, в состав которой, как правило, входит экзаменатор, поставивший неудовлетворительную оценку и еще два преподавателя кафедры, назначенные заведующим кафедрой. Полученная оценка удостоверяется подписями всех членов комиссии с занесением их фамилий в индивидуальный экзаменационный лист.

      2.30.Ликвидация академических задолженностей по итогам сдачи экзаменационной сессии производится, как правило, после окончания практики, если она предусмотрена Учебным планом подготовки.

      2.31.Организация и проведение экзаменов по дисциплинам дистанционного обучения регламентируются действующим Приказом МЭИ «О проведении дистанционного обучения».

      2.32.Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного семестра (курса), успешно сдавшие все зачеты и экзамены, переводятся на следующий семестр (курс) приказом директора института (ЦП).

      2.33.Студентам, своевременно сдавшим сессию с оценками «хорошо» и «отлично», назначается стипендия в соответствии с действующей инструкцией «О порядке назначения и выплаты стипендий и других форм материальной поддержки студентам НИУ «МЭИ»».

      2.34.По окончании сессии дирекции института (ЦП) проставляют в зачетные книжки студентов отметку о переводе на следующий семестр (курс), заверяемую подписью заместителя директора (начальника курса) института (ЦП) и удостоверяемую штампом дирекции.

      3.ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА

      По представлению директора (заместителя директора) института (ЦП) приказом ректора (проректора по учебной работе, директора филиала) университета из вуза отчисляются студенты:

      ■получившие три оценки «неудовлетворительно» (с учетом недопусков) в период основной экзаменационной сессии или при пересдаче академической задолженности после сессии, независимо от того, за пересдачу какого количества дисциплин (одной или двух) в совокупности получены эти оценки, без учета пересданных неудовлетворительных оценок – за академическую неуспеваемость;

      ■не явившиеся на три экзамена по неуважительной причине (в том числе по причине недопуска) – за невыполнение учебного плана;

      ■не допущенные к экзаменационной сессии своевременно, приступившие к сдаче сессии только со второго или третьего экзамена и получившие в течение основной, индивидуальной или продленной сессии в совокупности три оценки «неудовлетворительно» (в т.ч. по недопуску), за сдачу экзаменов по трем дисциплинам — за академическую неуспеваемость;

      ■не явившиеся на экзамены экзаменационной сессии по уважительной причине и не подавшие при этом по окончании экзаменационной сессии (основной, индивидуальной или продленной) заявление с просьбой об отчислении по собственному желанию (или о предоставлении того или иного вида отпуска) с объяснением причин неявок, подтвержденных документально – за невыполнение учебного плана;

      ■не ликвидировавшие академическую задолженность (включая зачет по практике) до начала занятий в следующем семестре по уважительной (болезнь и т.п.) или неуважительной причине – за академическую неуспеваемость;

      ■не выполнившие программу производственной и преддипломной практик без уважительной причины или получившие оценку «неудовлетворительно» при защите отчета по практике – за невыполнение учебного плана;

      ■студенты, находящиеся на излечении на момент начала занятий в следующем семестре – по болезни.

      4.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЧЕТНОЙ И ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИЙ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ДЛЯ КОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ УСТАНОВЛЕН ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

      4.1.Иностранный студент из числа студентов, имеющих визовый режим на территории РФ, не выполнивший к началу очередного семестра индивидуальный график по четырем или более дисциплинам учебного плана, подлежит отчислению из университета за академическую неуспеваемость приказом проректора по международным связям (директором филиала) по представлению дирекций институтов (ЦП).

      4.2.Иностранный студент, не выполнивший в установленные сроки предоставленный по результатам сессии продленный индивидуальный график, подлежит отчислению из университета приказом проректора по международным связям (директором филиала) по представлению дирекций институтов (ЦП). Дирекция института (ЦП) передает в деканат по работе с иностранными учащимися служебную записку с обоснованием решения об отчислении, оформленную учебную карточку студента и готовит академическую справку.

      4.3.Иностранные студенты, которым по результатам сессии продлено действие индивидуального графика, допускаются к занятиям в следующем семестре и к ликвидации академической задолженности без их отчисления: студент условно переводится на следующий семестр (курс) обучения до окончания срока действия продленного индивидуального графика. При этом деканат по работе с иностранными учащимися заключает со студентом дополнительный контракт, в котором оговариваются все условия ликвидации академической задолженности. Для иностранных студентов, обучающихся на контрактной основе, дополнительный контракт не отменяет обязательств студента по основному контракту.

      4.4.В период действия продленного по результатам сессии индивидуального графика иностранные студенты могут сдавать зачеты и экзамены только по направлениям зеленого цвета, которые выдает деканат по работе с иностранными учащимися. Эти направления должны быть возвращены в деканат по работе с иностранными учащимися преподавателем лично или через секретаря кафедры в день проведения экзамена (зачета). После обработки в деканате по работе с иностранными студентами зеленые направления передаются в дирекцию института (ЦП).

      4.5.Сдача задолженностей по зеленым направлениям прекращается при получении иностранным студентом неудовлетворительной оценки на экзамене или зачете по любой из дисциплин; повторная сдача экзаменов не допускается, и студент представляется к отчислению.

      4.6.При успешной ликвидации академической задолженности в период действия продленного индивидуального графика, предоставленного по результатам сессии, иностранный студент переводится на следующий семестр обучения по представлению дирекции института (ЦП) приказом декана по работе с иностранными учащимися.

      4.7.Иностранный студент, отчисленный из МЭИ за академическую неуспеваемость, может быть восстановлен на тот семестр, по результатам обучения на котором он был представлен к отчислению, с оплатой за обучение в данном семестре в полном объеме. По желанию студента ему может быть предоставлена возможность повторного обучения по программе предыдущего семестра (по которому он не имеет академических задолженностей) на основе дополнительного контракта с оплатой обучения в этом семестре в полном объеме. При этом деканат по работе с иностранными учащимися совместно с дирекцией института (ЦП) устанавливает дисциплины, которые студент должен изучить повторно.

      4.8.Иностранные студенты, не входящие в контингент студентов, имеющих особенности по визовому режиму, отчисляются из МЭИ по правилам, установленным для российских студентов. При отчислении этой категории иностранных студентов дирекция института (ЦП) передает в деканат по работе с иностранными учащимися служебную записку с обоснованием решения об отчислении, оформленную учебную карточку студента и готовит академическую справку.

      Студент отчисляется приказом проректора по международным связям.

      5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРОКИ СДАЧИ ЗАЧЕТОВ И ЭКЗАМЕНОВ

      5.1.Индивидуальный график обучения в соответствии с законодательством РФ может быть предоставлен студенту при наличии уважительных причин в сроки, которые устанавливаются директором института (ЦП) по согласованию со студентом и кафедрами обучения.

      5.2. Индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов

      5.2.1.Гражданам РФ предоставление индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов оформляется до начала зачетной сессии, установленного Календарным графиком учебного процесса в текущем семестре. Индивидуальный график утверждается приказом за подписью проректора (директора филиала). Проект приказа готовит дирекция соответствующего института на основании личного заявления студента с приложением документов, подтверждающих необходимость предоставления индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов в семестре. В приказе должны быть указаны сроки начала и окончания сдачи зачетов и экзаменов, установленные директором института (ЦП) данному студенту после рассмотрения представленных документов. При этом индивидуальный график должен оканчиваться не позднее дня, предшествующего дню начала занятий в следующем за экзаменационной сессией семестре.

      5.2.2.Студент, которому предоставлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов, может сдавать зачет и экзамен по любой учебной дисциплине независимо от наличия зачетов и экзаменов по другим дисциплинам.

      5.2.3.Студенты госбюджетного обеспечения, получающие академическую и/или социальную стипендию, назначенную по итогам предыдущей экзаменационной сессии, на период индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов текущей экзаменационной сессии сохраняют право на все виды стипендии.

      5.2.4.Студенты госбюджетного и платного обеспечения, обучающиеся с предоставлением места для проживания в общежитии, в период действия приказа о предоставлении индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов не выселяются из общежития в период зимних каникул. Сроки проживания в общежитии в период летних каникул устанавливаются студенту по согласованному решению директора института (ЦП) с дирекцией студенческого городка.

      5.2.5.Индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов предоставляется:

      ■студентам, обучающимся в семестре по индивидуальному графику обучения;

      ■студенткам (студентам), обучающимся в семестре по индивидуальным графикам в рамках академического отпуска по уходу за ребенком;

      ■студентам, восстановленным после службы в Вооруженных силах РФ и имеющим право на оформление индивидуального графика обучения в течение года с момента восстановления;

      ■студентам, оформившим индивидуальный график обучения в семестре в связи с краткосрочной стажировкой за рубежом со сдачей зачетов и экзаменов по отдельному графику (до или после стажировки), согласованному с директором института (ЦП) и с проректором по учебной работе;

      ■студентам, зачисленным в университет для получения второго (в том числе параллельного) образования;

      ■студентам, имеющим уважительные причины (болезнь, семейные обстоятельства и пр.), подтвержденные документально, при ходатайстве дирекции института (ЦП).

      5.2.6.Иностранным студентам, не входящим в контингент студентов, имеющих особенности по визовому режиму, индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов предоставляется по правилам, установленным для российских студентов.

      5.3.Индивидуальная экзаменационная сессия

      5.3.1.Студентам, которые не могут сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по уважительной причине, приказом директора института (ЦП) может быть предоставлена индивидуальная экзаменационная сессия.

      5.3.2.Индивидуальная экзаменационная сессия предоставляется:

      ■студентам, пропустившим большое число дней учебных занятий в течение семестра по уважительной причине (по болезни, семейным обстоятельствам и т.д.);

      ■студентам, выполнившим все виды заданий по учебному плану данного семестра, но заболевшим в период проведения зачетной сессии.

      5.3.3.Индивидуальная экзаменационная сессия оформляется приказом директора института (ЦП), в котором указываются индивидуальные сроки сдачи всех зачетов (зачетная сессия – не более одной недели) и сроки экзаменационной сессии – в полном соответствии с выделенным Календарным графиком учебного процесса количеством дней (с обязательным указанием даты проведения третьего экзамена), установленные директором института (ЦП) на основании личного заявления студента и документов, подтверждающих необходимость оформления индивидуальной экзаменационной сессии.

      5.3.4.При невыполнении студентом установленных индивидуальной сессией сроков сдачи зачетов и экзаменов или получении одной или двух неудовлетворительных оценок (в том числе из-за недопуска) студент не вправе претендовать на оформление академического отпуска по уважительной причине на госбюджетной основе. В этом случае по личному заявлению студента дирекция института (ЦП) может рассмотреть вопрос о предоставлении академического отпуска (повторного обучения) на условиях полного возмещения затрат.

      5.3.5.Приказ об установлении индивидуальной экзаменационной сессии издается дирекцией института (ЦП):

      ■для студентов, пропустивших большое число дней (2 – 3 недели) учебных занятий в течение семестра по уважительной причине (по болезни, семейным обстоятельствам, в связи с участием в спортивных, культурно-массовых, студенческих и т.п. мероприятиях и т.д.) – до начала зачетной сессии. В этом случае экзаменационная сессия продлевается не более чем на семь дней (с учетом выходного дня). В служебной записке дирекции указывается начало и конец зачетной недели (не более 7 дней с учетом выходного дня), начало и конец экзаменационной сессии (не более того количества дней, которое отведено на проведение сессии в Календарном графике учебного процесса). Составляется индивидуальное расписание экзаменов студента (дата сдачи экзамена, название дисциплины);

      ■для студентов, выполнивших все виды заданий по учебному плану данного семестра, но болевших в период, включающий неделю, предшествующую зачетной сессии, и/или только зачетную сессию – не позднее, чем через три дня после даты, указанной в медицинской справке, с которой студент может приступить к занятиям в университете, экзаменационная сессия продлевается не более чем на семь дней с учетом выходного дня. В служебной записке дирекции института указывается начало и конец зачетной недели (не более 7 дней с учетом выходного дня), начало и конец экзаменационной сессии (не более того количества дней, которое отведено на проведение сессии в Календарном графике учебного процесса). Составляется индивидуальное расписание экзаменов студента (дата сдачи экзамена, название дисциплины);

      ■для студентов, выполнивших все виды заданий по учебному плану данного семестра, но болевших в период проведения зачетной сессии и экзаменационной сессии – не позднее чем через три дня после даты, указанной в медицинской справке, с которой студент может приступить к занятиям в университете. Экзаменационная сессия продлевается на количество дней, указанных в медицинской справке с учетом выходного дня. В служебной записке дирекции указывается начало и конец зачетной недели (не более 7 дней с учетом выходного дня), начало и конец экзаменационной сессии (не более того количества дней, которое отведено на проведение сессии в Календарном графике учебного процесса). Составляется индивидуальное расписание экзаменов студента (дата сдачи экзамена, название дисциплины).

      В осеннем семестре продление индивидуальной экзаменационной сессии возможно только до 15 февраля (при этом студент посещает занятия в весеннем семестре в обязательном порядке). Может быть также рассмотрен вопрос о предоставлении студенту академического отпуска по медицинским показаниям.

      5.4. Продленная экзаменационная сессия

      5.4.1.Студентам, выполнившим все требования учебного плана семестра, сдавшим все зачеты и допущенным к сдаче экзаменационной сессии, но по уважительным причинам (болезнь и пр.), возникшим в период прохождения экзаменационной сессии, не имеющим возможности завершить ее в общеустановленные сроки, оформляется продление экзаменационной сессии.

      5.4.2.Продление экзаменационной сессии оформляется приказом директора института (ЦП или филиала). При этом дата начала сессии остается неизменной, а число дней, на которые продлевается сессия, соответствует количеству пропущенных студентом дней сессии (с учетом выходного дня). В приказе указывается начало и конец экзаменационной сессии (не более того количества дней, которое отведено на проведение сессии в Календарном графике учебного процесса). Составляется индивидуальное расписание экзаменов студента (дата сдачи экзамена, название дисциплины). В приказе указывается дата сдачи студентом 3-го экзамена.

      5.5.Даты окончания как индивидуальной, так и продленной сессии устанавливаются не позднее 31 августа в летнюю сессию и 15 февраля в зимнюю сессию.

      5.6.Студентам госбюджетного обеспечения на период действия приказа о предоставлении индивидуальной или продленной экзаменационной сессии, сохраняется выплата академической и/или социальной стипендии, которая была назначена по итогам предыдущей экзаменационной сессии.

      5.7.Студенты, обучающиеся с предоставлением места для проживания в общежитии, в период действия приказа о предоставлении индивидуальной или продленной сессии не выселяются из общежития в период зимних каникул. Сроки проживания в общежитии в период летних каникул устанавливаются студенту по согласованному решению директора института (ЦП) и дирекции студенческого городка.

      5.8.Представленные студентом медицинские справки являются основанием для оформления приказа об изменении сроков зачетной и экзаменационных сессий и принимаются к рассмотрению не позже, чем через три учебных дня после даты допуска к занятиям, указанной в последней справке. Справка считается недействительной, если студент в период действия справки сдает зачет или экзамен. В случае неявки студента на экзамен по уважительной причине студенту необходимо в течение двух дней поставить в известность дирекцию института о причине неявки и представить оправдательные документы.

      5.9.Приказ об установлении продленной экзаменационной сессии издается дирекцией института (ЦП) только после представления студентом документов, подтверждающих уважительные причины пропуска студентом экзамена(ов), в течение трех дней.

      5.10.Приказы об установлении индивидуальной или продленной сессии передаются в учебный отдел в день их издания институтом (ЦП) для последующей рассылки в подразделения, обслуживающие учебный процесс (студенческий отдел кадров, стипендиальный отдел университета, дирекцию студенческого городка, военноучетный стол и т. д.).

      6. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГРАФИКА СДАЧИ ЗАЧЕТОВ И ЭКЗАМЕНОВ СТУДЕНТАМ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ДЛЯ КОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ УСТАНОВЛЕН ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

      6.1.Предоставление индивидуальных графиков сдачи зачетов и экзаменов этой категории иностранных студентов оформляется как правило, групповым приказом за подписью декана по работе с иностранными учащимися, который издается до начала экзаменационной сессии, установленной Календарным графиком учебного процесса.

      6.2.Перечисленные в п.5 особенности оформления индивидуальных графиков для студентов-граждан РФ распространяются на иностранных студентов, имеющих визовый режим пребывания на территории РФ, в части установления сроков индивидуальных графиков, порядка сдачи зачетов и экзаменов, а также сохранения права на проживание в общежитии и получение стипендии.

      6.3.Результаты сдачи зачетов и экзаменов в период действия индивидуальных графиков передаются дирекциями институтов (ЦП) в деканат по работе с иностранными учащимися не позднее дня, предшествующего дню начала занятий в следующем за экзаменационной сессией семестре обучения.

      6.3.С учетом результатов сдачи зачетов и экзаменов в период действия индивидуального графика иностранным студентам, не сдавшим зачеты и экзамены по трем и менее дисциплинам, приказом декана по работе с иностранными студентами продлевается срок действия приказа о предоставлении индивидуального графика:

      ■по итогам весенней экзаменационной сессии до 01 октября текущего года;

      ■по итогам зимней экзаменационной сессии до 7 марта текущего года.

      7. АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК

      7.1.Студенты, обучающиеся на госбюджетной основе, не выполнившие учебный план семестра по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и др.), подтвержденным документально, могут обращаться в дирекцию института (ЦП) о предоставлении им академического отпуска (повторного обучения) без возмещения затрат за обучение на повторяемом курсе.

      7.2.Студенты, обучающиеся на госбюджетной основе, могут в течение семестра обращаться с заявлением в дирекцию института (ЦП) о предоставлении им академического отпуска (повторного обучения) без возмещения затрат за обучение на повторяемом курсе по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и др.), подтвержденным документально.

      7.3.Заявление об оформлении академического отпуска (повторного обучения) подается студентом не позднее даты сдачи первого экзамена, установленного расписанием сдачи экзаменов в учебной группе.

      7.4.Порядок предоставления академических отпусков по состоянию здоровья, подтвержденному клинико-экспертным заключением поликлиники, где наблюдается студент,определен действующей инструкцией «О порядке назначения и выплаты стипендий и других видов социальной поддержки студентам МЭИ».

      7.5.Решение о предоставлении академического отпуска (повторного обучения) без возмещения затрат за обучение на повторяемом курсе принимает проректор по учебной работе (директор филиала) по мотивированному заявлению студента, поддержанному директором института (ЦП).

      7.6.Академический отпуск (повторное обучение) или академический отпуск по состоянию здоровья без возмещения затрат за обучение предоставляется студенту, обучающемуся на госбюджетной основе, не более двух раз за весь срок его пребывания в вузе и не более одного раза на одном и том же курсе.

      7.7.Студентам, обучающимся на госбюджетной основе, которым дважды предоставлялся академический отпуск без возмещения затрат на обучение, в дальнейшем могут предоставляться академические отпуска на платной основе, но только на тех курсах, на которых не предоставлялся отпуск с госбюджетным обеспечением, и не более одного раза на одном и том же курсе.

      7.8.Студентам, обучающимся на условиях полного возмещения затрат, академический отпуск (повторное обучение) по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и др.) предоставляется только на платной основе и при условии соблюдения всех вышеуказанных правил предоставления отпусков для госбюджетных студентов.

      7.9.Академический отпуск (повторное обучение) с возмещением затрат на обучение может быть предоставлен студентам, обучающимся с госбюджетным обеспечением, и студентам, обучающимся на условиях полного возмещения затрат, имеющим на момент начала занятий в следующем семестре не более двух академических задолженностей.

      7.10.Академический отпуск (повторное обучение) с возмещением затрат на обучение может быть предоставлен студентам, обучающимся с госбюджетным обеспечением и студентам, обучающимся на условиях полного возмещения затрат, имеющим не более двух академических задолженностей по причине их недопуска к экзаменационной сессии в связи с отсутствием зачетов, по ходатайству директора института (ЦП).

      7.11.Решение о предоставлении академического отпуска (повторного обучения) на платной основе принимает проректор по учебной работе (директор филиала) по мотивированному заявлению студента, поддержанному директором института обучения (ЦП), при условии подачи заявления не позднее фактического дня начала занятий в следующем за экзаменационной сессией семестре обучения.

      7.12.Оплата обучения в семестре повторного обучения (по причинам, указанным в пунктах 7.10 и 7.11) производится в течение первых 25 дней после начала следующего за экзаменационной сессией семестра.

      7.13.Студенты с госбюджетным обеспечением, успешно завершившие обучение в семестре, в котором они обучались повторно на условиях возмещения затрат на обучение, переводятся в контингент студентов с госбюджетным обеспечением по индивидуальному приказу о переводе на следующий семестр (курс) обучения.

      7.14.Студенту, проходящему повторное обучение, независимо от полученных оценок по зачетам и курсовым экзаменам, которые он сдал до оформления этого вида отпуска, директор института (ЦП) устанавливает дисциплины, по которым он должен пройти обучение в период повторного семестра. При этом дисциплины, по которым получены оценки «удовлетворительно», перезачету не подлежат.

      7.15.Стоимость обучения в период платного академического отпуска (повторного обучения) определяется дифференцированно от общей стоимости обучения в данном семестре, в зависимости от соотношения общего числа часов в семестре и числа часов, приходящихся на дисциплины, установленные директором института обучения данному студенту для изучения в этом семестре. Стоимость обучения в период платного академического отпуска (платного обучения) иностранных студентов определяется стоимостью обучения в семестре, вне зависимости от числа изучаемых в этом семестре дисциплин.

      7.16.Разница в образовательных программах и программах отдельных дисциплин, возникшая при предоставлении того или иного вида отпуска в результате изменений учебных планов и программ, должна быть ликвидирована до фактического дня начала занятий в семестре повторного обучения. Если ликвидация этой задолженности требует дополнительной подготовки (выполнения лабораторных работ, получения консультаций и т.д.), то все виды этой подготовки проводятся на платной основе как для студентов с госбюджетным обеспечением, так и для студентов, обучающимся на условиях полного возмещения затрат. При ликвидации академических задолженностей лабораторные работы выполняются в полном объеме.

      7.17.Студенты, оформившие академический отпуск (повторное обучение) на платной основе, не могут быть отчислены из университета по собственному желанию (по семейным обстоятельствам и в связи с переводом в другой вуз) с начала действия приказа о предоставлении повторного обучения и до конца семестра повторного обучения. В этот период, учитывая наличие академических задолженностей по итогам сессии, предшествовавшей оформлению академического отпуска (повторного обучения) на платной основе, эта категория студентов подлежит отчислению только с формулировкой «за академическую неуспеваемость».

      8. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРЕВОДЫ В НИУ «МЭИ»

      8.1.Ранее отчисленные из НИУ «МЭИ» лица и лица, переводящиеся в НИУ «МЭИ» из другого вуза, должны ликвидировать академическую задолженность, устанавливаемую по разнице в учебных планах. Лабораторные работы выполняются в полном объеме. При этом учебный отдел НИУ «МЭИ» готовит приказы о восстановлении и о допуске к ликвидации задолженности с момента оформления заявления о восстановлении или переводе до 1 октября текущего учебного года при начале занятий в осеннем семестре и до 7 марта текущего учебного года при начале занятий в весеннем семестре. Параллельно учебный отдел издает приказ о допуске восстанавливаемого или переводимого лица к занятиям с 01.09 до 01.10 текущего года в осеннем семестре или с 07.02 до 7.03 текущего учебного года в весеннем семестре.

      8.2.Направления на ликвидацию академической задолженности из-за разницы в учебных планах выдаются только при наличии приказа о допуске к ликвидации задолженности.

      8.3.В этом случае применяются направления красного цвета, форма которых утверждена приемной комиссией НИУ «МЭИ». Выдачу и регистрацию данных направлений осуществляет учебный отдел университета (филиала). Направления красного цвета должны быть возвращены в дирекцию института преподавателем лично или через секретаря кафедры в день проведения экзамена (зачета).

      8.4.При получении хотя бы одной неудовлетворительной оценки при ликвидации задолженностей по красному направлению приказы о допусках отменяются, новые направления не выдаются и процедура восстановления или перевода прекращается. Процедура восстановления или перевода так же прекращается, если академическая задолженность не ликвидирована до 1 октября текущего учебного года при начале занятий в осеннем семестре и до 7 марта текущего учебного года при начале занятий в весеннем семестре по уважительной (болезнь и т.п.) или неуважительной причине. Учебный отдел издает приказ об отчислении за академическую неуспеваемость.

      8.5.При оформлении перевода или восстановления в НИУ «МЭИ» студентов других вузов, дисциплины учебного плана, подлежащие перезачету, оформляются по правилам указанным в пунктах 1.4 и 2.2.

      8.6.Порядок назначения стипендии этой категории студентов установлен действующей инструкцией «О порядке назначения и выплаты стипендий и других видов социальной поддержки студентов НИУ «МЭИ»».

      8.7.Оплата обучения в семестре восстановления производится не позднее 15 октября текущего учебного года при начале занятий в осеннем семестре и до 15 марта текущего учебного года при начале занятий в весеннем семестре.

      9. ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДОВ В НИУ «МЭИ» ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

      9.1.Иностранные граждане, восстанавливающиеся в НИУ «МЭИ» после отчисления или переводящиеся в НИУ «МЭИ», должны ликвидировать академическую задолженность, устанавливаемую по разнице в учебных планах дирекций институтов (ЦП) совместно с деканатом по работе с иностранными учащимися. При этом деканат по работе с иностранными учащимися готовит приказы о допуске к ликвидации задолженности с момента полного оформления заявления о восстановлении или переводе до 1 октября текущего учебного года при начале занятий в осеннем семестре текущего учебного года и до 7 марта текущего учебного года при начале занятий в весеннем семестре текущего учебного года. Параллельно деканат по работе с иностранными учащимися издает приказы о допуске студента к занятиям с 01.09 до 01.10 текущего года в осеннем семестре или с 07.02 до 7.03 текущего учебного года в весеннем семестре в качестве слушателя.

      9.3.Направления на ликвидацию академической задолженности из-за разницы в учебных планах выдаются только при наличии приказа о допуске к ликвидации задолженности и дополнительного контракта на ликвидацию задолженности. В этом случае применяются направления зеленого цвета, форма которых утверждена приемной комиссией НИУ «МЭИ». Выдачу и регистрацию данных направлений осуществляет деканат по работе с иностранными учащимися. Указанные направления зеленого цвета должны быть возвращены в деканат по работе с иностранными учащимися преподавателем лично или через секретаря кафедры в день проведения экзамена (зачета).

      9.4.При получении хотя бы одной неудовлетворительной оценки при сдаче задолженностей по зеленому направлению приказы о допусках отменяются, новые направления не выдаются и процедура восстановления или перевода прекращается.

      9.5.При оформлении перевода или восстановления иностранных студентов других вузов, дисциплины учебного плана, подлежащие перезачету, но аттестованные в предыдущем вузе обучения оценкой «зачет», вносятся в учебную документацию (в приказ о перезачете, учебную карточку, зачетную книжку, приложение к дипломам) как зачет без оценки.

      Популярное:

      • Дуванский мировой суд Судебный участок № 2 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 3 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 4 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 5 по Кировскому району г. Уфы Авроры (нечетная с 27-31), Батырская […]
      • Твёрдый залог пример НАСТОЛЬНАЯ КНИГА НОТАРИУСА В двух томах Том I Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Раздел I. Организация нотариата Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий Глава 6. Общие условия […]
      • Приказы в дши образцы Приказы в дши образцы Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс […]
      • Нотариус в володарском районе брянск Наращивание ресниц в Володарском районе Лучшее наращивание ресниц — рейтинг, адреса и телефоны Самые популярные особенности найденных мест: женская стрижка, выпрямление волос, вечерний макияж, мужская стрижка, покрытие ногтей […]
      • Законы ману индия Законы ману индия Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]
      • Как оформить условие задачи Решение и оформление простых задач в 1 классе Простые задачи на нахождение суммы 1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети? 2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе? 3. На […]
      • Закон об образовании 2001 Закон "Об образовании" Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, […]
      • Карпов следственный комитет Карпов следственный комитет Русский сериал СК / Следственный комитет Все серии: 1-24 серия (Россия, 2012) смотреть онлайн - канал НТВ. Многие сериалы о следователях основываются на реальных делах, но при этом личность следователя, […]