Правило написания суффиксов онок енок

Правило написания суффиксов онок енок

Цели: учащиеся должны

— выделять, находить суффиксы в словах;

— знать правила правописания суффиксов –ёнок-, -онок;

— уметь наблюдать над словом, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

I.Самоопределение к деятельности.

Самопроверка д/з по образцу.

Выпиши имена существительные. Выдели в них суффикс.

Лесной, медовый, пуховый, травушка, дождик, маленький, киевлянин, волчище, смешной, рожки.

ОБРАЗЕЦ:

Травушка, дождик, киевлянин, волчище, рожки.

— Ребята, как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в словах?

II.АОЗ и мотивация.

— Я предлагаю вам работу в парах.

У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?

Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

лосёнок мышонок

тигрёнок волчонок

гусёнок бельчонок

лисёнок галчонок

телёнок скворчонок

львёнок медвежонок

III.Постановка учебной задачи.

— Сколько в нашем классе мнений?

— На какой вопрос нам предстоит ответить?

— Какова же тема нашего урока?

IV. «Открытие» детьми нового знания.

— Какие есть предположения?

— Как нам проверить наши предположения?

V.Первичное закрепление.

— Посовещайтесь в парах и задайте друг другу вопросы по данной теме?

— Ребята, посмотрите на доску. Скажите, может ли вам помочь в дальнейшем этот алгоритм?

На доске алгоритм

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно:

  1. выделить корень
  2. определить, какой согласный звук перед суффиксом
  3. если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Выполните упражнение 2 с.111.

стри[жонок] ли[с онок]

бель[ч онок] индю[шонок]

цып[л онок] ры[с онок]

сло[но нок] мы[шонок]

гра[ч онок] коз[л онок]

сквор[ч онок] ре[б онок]

у[т онок] лягу[шонок]

— Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.

стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, грачонок, скворчонок, утёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, ребёнок, лягушонок).

— Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается — ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте — .

— Что не получается?

— Над чем ещё нужно работать?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

— Выполните упр.3 с.111.

Запиши название детёнышей

слона коровы тигра

волка льва страуса

лося оленя моржа

лисы барсука орла

VIII.Итог урока.

— Над какой темой сегодня работали?

— Какой вывод мы сегодня сделали?

— Где можно использовать эти знания?

IX.Домашнее задание.

Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-. 2-й класс

Цель урока: сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.

Задачи:

1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;

2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
  • Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
    • Познавательные:

      • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

      Коммуникативные:

      • допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
      • Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.

        Тип урока: изучение нового материала

        Форма организации урока: беседа

        Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения

        Долгожданный дан звонок,
        Начинается урок!
        Звуки с буквами пришли,
        Детям знанья принесли.
        А теперь проверь, дружок,
        Ты готов начать урок?
        Всё ль на месте?
        Всё ль в порядке?
        Ручка, книжка и тетрадка!
        Все ли правильно сидят?
        Все ль внимательно глядят?
        Начинается урок,
        Он пойдёт ребятам впрок.
        Постарайтесь всё понять,
        Слушать, думать, рассуждать!

        У: — Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс)

        У: — Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ):

        1. Служит для образования новых слов.

        2. Стоит после корня, перед окончанием.

        3. Обозначается “домиком”.

        4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание..

        5. Суффикс имеет значение.

        (Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”)

        У: — Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание,

        (На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок)

        У: — Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове?

        У: — Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

        Есть такой чудесный дом,
        Много есть животных в нем.
        Дарят людям радость, смех.
        Этот дом известен всем. (Зоопарк)

        У: — Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей.

        (На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.)

        У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы)

        У: — Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей.

        У: — Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей?

        У: — С помощью каких суффиксов?

        У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

        Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами.

        Русский язык во 2-м классе «Правописание суффиксов. Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-» (УМК «Начальная школа XXI век»)

        УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)

        Образовательные цели:

      • Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
      • Учить анализировать языковой материал.
      • Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок-.
      • Развивающие цели:

        • Развивать навык работы в группе.
        • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
        • Воспитательные цели:

          • Показать необходимость знаний русского языка.
          • Воспитывать умение работать в коллективе.
          • Конспект урока

            Этапы урока

            Ход урока

            Долгожданный дан звонок –
            Начинается урок.

            – Как определить какой суффикс напишем?
            (В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
            В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)

            – Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?

            Добрая послов…ца ко времени молвится.

            – Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
            – Докажите.
            Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

            Не барашек и не кот,
            Носит шубу круглый год.
            Шуба серая – для лета,
            Для зимы – другого цвета.
            (Заяц)
            Окраской – сероватая,
            Повадкой – вороватая,
            Крикунья хрипловатая –
            Известная персона.
            (Ворона)

            Словарь: заяц, ворона
            – Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
            – Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
            Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
            Словарь: заяц, ворона
            зайчонок, воронёнок
            – С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)

            Вывод: после мягких согласных, кроме
            ч, пишется суффикс -ёнок-.
            После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

            Работа в группах

            Птички

            Птички в гнёздышке сидят
            И на улицу глядят.
            Погулять они хотят
            И тихонечко летят.

            (Дети имитируют разлетающихся птиц)

            Учимся применять правило:

            (Опорная таблица на доске)

            1. Выдели корень слова.
            2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
            3. Если это твёрдый согласный или шипящие ш, ж, ч, пишем – -онок-, если нет – -ёнок-.
            4. 2. Учебник стр.114 упр.1

              Выпиши слова в два столбика
              1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
              Пользуйся опорной таблицей.

              Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,

              3. Игра «Крестики-нолики»

              Согласны – О
              Не согласны – Х

              1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
              2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
              3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.

              Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила

              Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

              Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

              Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

              Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

              Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

              Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

              Примеры слов с суффиксом -онок:

              • галчонок;
              • медвежонок;
              • сычонок;
              • лягушонок;
              • бочонок;
              • курчонок;
              • турчонок;
              • зайчонок;
              • бельчонок;
              • крольчонок;
              • собачонок;
              • кукушонок;
              • стрижонок;
              • скворчонок;
              • черепашонок;
              • паучонок;
              • мышонок;
              • рачонок;
              • ежонок;
              • моржонок;
              • внучонок;
              • барсучонок;
              • казачонок;
              • верблюжонок;
              • мальчонок;
              • дьячонок;
              • индюшонок;
              • волчонок;
              • грачонок;
              • пастушонок;
              • китайчонок.
              • Примеры слов с суффиксом -енок:

              • утенок;
              • котенок;
              • зверенок;
              • совенок;
              • дьяволенок;
              • бесенок;
              • масленок;
              • опенок;
              • лисенок;
              • поросенок;
              • львенок;
              • гусенок;
              • вороненок;
              • журавленок;
              • орленок;
              • слоненок;
              • лосенок;
              • кукленок;
              • цыпленок;
              • поваренок;
              • козленок;
              • кенгуренок;
              • аистенок;
              • крысенок;
              • олененок;
              • постреленок;
              • теленок;
              • тигренок.
              • Употребление

                Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

                Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

                Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

                Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

                Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

                В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

              • лев — львё­нок (льв-ёнок_ — корень/суффикс/окончание),
              • бар­сук — бар­су­чо­нок (барсуч-онок_ — корень/суффикс/окончание).
              • Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

                Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

                Правописание суффикса -ёнок-

                А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

              • рысь — рысё­нок, воро­на — воро­нё­нок,
              • олень — оле­нё­нок, стра­ус — стра­у­сё­нок,
              • козел — коз­лё­нок, гусь — гусё­нок,
              • слон — сло­нё­нок,утка — утё­нок,
              • кен­гу­ру — кен­гу­рё­нок, соло­вей — соло­вьё­нок.

              Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го [ч’].

              Правописание суффикса -онок-

              Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

            5. волк — вол ч онок, скво­рец — сквор ч онок,
            6. бар­сук — бар­су ч онок, соро­ка — соро ч онок,
            7. вер­блюд — верб­лю ж онок, стриж — стри ж онок,
            8. ёж — е ж онок, уж — у ж онок,
            9. мышь — мы ш онок, индюк — индю ш онок.
            10. Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ж] , [ш] и все­гда мяг­кий звук [ч’] .

              Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

            11. выде­лим корень в сло­ве;
            12. посмот­рим, на какой соглас­ный он закан­чи­ва­ет­ся;
            13. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.
            14. Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок«.

              Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –.

              Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

              Автор : Мардаганиева Лариса Рамизовна, учитель начальных классов

              Образовательное учреждение : МОБУ ООШ с.Старотураево

              Предмет : русский язык

              Тема : Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –.

              Русский язык, часть первая, 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: «Вентана-Граф», 2012.

              Время реализации занятия : 45 мин.

              Авторский медиапродукт: презентация 15 слайдов (среда POWER POINT , 2007), слайды для интерактивной доски.

              Ознакомить с правописанием суффиксов –оньк–, –еньк–; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и правильно их писать.

              Развивать речь, внимание, мышление.

              Вызывать интерес к русскому языку.

              формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы –оньк–, –еньк– .

              способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.

              способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

              Проблемный вопрос: Разбирая написание слов «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема, когда пишется суффикс –оньк–, а когда –еньк– . В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.

              Тип урока : урок ознакомления с новым материалом;

              Форма урока: урок-исследование;

              парная, групповая работы

              Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.

              Креативный (метод конструирования правила)

              Стадия вызова. Приём «Кластер».

              Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о суффиксе?».

              Стадия осмысления. Прием «Лови ошибку».

              Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

              Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

              Решение проблемного вопроса.

              Прием «Мозговой штурм». Групповая работа.

              Физминутка. Зарядка для глаз. Пальчиковая зарядка. (Подготовка руки к письму)

              Закрепление изложенного материала

              Итог урока. Рефлексия.

              На данном этапе используются такой прием, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

              Комментарий хода урока

              Развитие личностных качеств и психических процессов

              Репродуктивные формы деятельности

              Продуктивные формы деятельности

              Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

              Дети устанавливают закономерность, рассматривая три пары букв. Устанавливают, с какой буквой работаем на минутке красивого письма. Идет повторение правописания парной согласной в середине слова.

              Каким способом образованы новые слова? Какой суффикс помог образовать новые слова?

              На что он указывает?

              Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

              Выработка каллиграфического письма;

              Это прием организации работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

              Дети называют известные им сведения о суффиксе и графически оформляют в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала.

              Сказанные детьми понятия, открываются на слайде. С использованием интерактивной доски, те сведения, которые отсутствуют на слайде, дописываются маркером.

              После работы идет подведение итогов.

              О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

              Способность выделять множество причинно- следственных факторов;

              Прием «Лови ошибку»

              На слайде появляются слова, содержащие ошибочную информацию. Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

              Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

              Б — скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

              Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема, которую необходимо решить, если изучить новое правило. Дети о пределяют тему урока и ставят перед собой задачи.

              Восприимчивость к новому;

              Решение проблемного вопроса .

              Знаем ли мы, как пишутся суффиксы –оньк–, –еньк– ? Как мы можем узнать об этом?

              Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

              Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

              В результате появляются варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. Затем ребята сравнивают их с выводами с правилом в учебнике.

              Правила поведения на уроке;

              Точность, уместность, выразительность речи;

              Умение ориентироваться в аудитории ;

              Физминутка. Динамическая пауза. Направлена на сохранение здоровья детей.

              Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать суффиксы –оньк–, –еньк– .

              Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно — следственных связей между блоками информации. После объяснения составленного детьми алгоритма, открывается слайд. Сравнение алгоритмов. Высказывания детей.

              Умение слушать и слышать;

              Физминутка. Направлена на сохранение здоровья детей.

              Закрепление нового материала. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Ребята учатся применять правило на письме.

              Учитель проводит дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей – составлено на слайде.

              2 и 3 группы выполняют задание в карточках. После выполнения работы проверка

              Какой вывод по этой работе сделаем?

              Дети делают выводы.

              Затем задание на интерактивной доске. «Редактирование слов». З адача: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

              Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

              После работы ребята делают выводы.

              Проводится самостоятельная работа. Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме. Ученики работают по карточкам и за компьютерами. В задании за компьютером заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученики объясняют написание суффиксов –оньк–, –еньк– .

              Делают выводы: по какой причине допущена ошибка, какие встретились трудности?

              В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.

              Прием «Написание синквейна».

              Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

              Детям предлагается домашнее задание.

              1. Организационный момент.

              «Психологическая установка на работу»

              У . Начинается урок,

              Он пойдет ребятам впрок,

              Постарайтесь все понять,

              Учитесь тайны открывать,

              Ответы полные давать,

              Чтоб за работу получать

              Только лишь оценку «пять»!

              Дети настраиваются на активную работу на уроке.

              2. Минута чистописания. (Слайды №2,3)

              У. – Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите?

              У. – Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

              Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.

              Составьте слова с парной согласной в середине слова.

              На слайде № Лапка, шляпка, скрипка, голубка, папка.

              У. – Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?

              Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?

              Какое слово лишнее?

              У. – Каким способом образованы новые слова?

              Д. – Слова образованы суффиксальным способом.

              У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

              У. – На что он указывает?

              Д. – Суффикс –к– придает слову уменьшительно-ласкательное значение.

              У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение .

              Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

              Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На данном уроке используется прием «Кластер». Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?».

              Приём «Кластер». (Слайд №4)

              У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

              Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

              А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

              Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

              Д. – « Сергеевна», суффикс –евн– образует отчества.

              Д. – Суффикс –ичн– образует отчества. Говорим «Ильинишна», а пишем «Ильинична»

              Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.

              Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема.

              Д. – Здесь суффикс –онок– .

              Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу гласную ё.

              Д. – А [ч] всегда мягкая, может ей не надо показатель мягкости?

              Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?

              У. – А, по-моему, мы ответить на этот вопрос не можем. Может это новая тема урока?

              У. – Определите тему нашего урока.

              Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами.

              У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

              Д. – Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.

              Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.

              У. – Как мы можем узнать об этом?

              Д. – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.

              У. – Какой путь вы выбираете?

              Д. – Вывести самим.

              У. – Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

              Д. – Внимательно, усердно, сосредоточенно.

              Решение проблемного вопроса

              У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

              (Ребята работают в группах. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему, делают выводы и выступают у доски).

              Сравни пары слов и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок– , а когда суффикс –ёнок–.

              Запиши слова в два столбика и сравни их. Обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок– , а когда суффикс –ёнок–.

              бельчонок гусёнок лосёнок волчонок

              тигрёнок мышонок львёнок скворчонок

              3 уровень (Группа работает у интерактивной доски)

              Образуй от данных слов, новые слова с помощью суффиксов –онок– и –ёнок– .

              Обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок– , а когда суффикс –ёнок–.

              белка гусь лось волк

              тигр мышь лев скворец

              После групповой работы дети представляют свои выводы. Они доказывают, что есть два суффиксаонок–и –ёнок и рассказывают об их написании.

              У. – Обратимся к научному источнику. Откройте тайны языка на странице 110. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

              У. – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным?

              Д. – Зайчонок– онок –, потому что корень заканчивается на «ч». А после «ч» пишется суффикс – онок –.

              6. Составление алгоритма.

              У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

              (Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

              У. – Какие этапы работы вы предлагаете?

              Д. – Сначала мы должны выделить корень.

              Дальше должны посмотреть, на какой звук заканчивается корень.

              Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс –онок–, а если мягкие согласные, кроме ч, будем писать суффикс –ёнок–.

              Д. – Мы сделали алгоритм проще в последней части.

              Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс

              – онок–, в остальных случаях пишется суффикс –ёнок–.

              У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9)

              Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

              У. – Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 110)

              а). Зарядка для глаз. (Слайд №10)

              б). Пальчиковая зарядка . (Подготовка руки к письму)

              Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

              Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
              Хлопок ладонями по столу/коленям.
              Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
              Действия аналогичны первоначальным
              «Паучки» ползают на голове.
              8. Закрепление.

              Выполнение учащимися различных заданий.

              а. Дифференцированная работа

              (Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

              (Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

              Слон…нок, еж…нок, ут…нок, лягуш…нок, зайч…нок, орл…нок.

              После окончания этой работы, подводим итог:

              Когда слове пишется суффикс –онок–, а когда –ёнок–?

              Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание по карточкам, после выполнения работы проверка)

              Стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок.

              У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

              Почему в работе возникают ошибки?

              9. Самостоятельная работа. (Слайд №12)

              Ученики работают по карточкам и за компьютерами.

              У. Рассмотрите задание. Что неясно?

              На столах у детей карточка. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и проверяют свои знания по написанию суффиксов –онок–,–ёнок–. Затем их по очереди сменяют другие.

              10. Итог урока. Рефлексия.

              Какова была тема урока? А проблема?

              Что нового вы сегодня узнали?

              Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–?

              Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим?

              На данном этапе используются такой прием, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

              Прием «Написание синквейна»

              У. А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. (Слайд №13)

              На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

              На второй строчке надо написать два прилагательных.

              На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

              На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

              Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

              На интерактивной доске во время проверки на слайде дописываются придуманные детьми слова, выражения.

              Написание синквейна детьми.

              2. Маленький, ласковый.

              3. Запомнить, выучить, понять.

              4. После твердых согласных или шипящих пишется суффикс –онок–.

              2. Пушистый, мягкий.

              3. Погладить, поиграть, запомнить.

              4. После шипящих ш, ж, ч – пишется суффикс –ёнок–.

              XI . Домашнее задание. Оценки за урок.

              У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 110, упр. 3 на стр. 111.

              Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

              Ученики разбирают домашнее задание.

              Коллекция картинок из SMART Board

              • Мардаганиева Лариса Рамизовна
              • 269
              • 19.12.2016
              • Номер материала: ДБ-035916

                Не нашли то что искали?

                Вам будут интересны эти курсы:

                Опубликуйте 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

                Опубликуйте 5 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить сертификат о создании сайта

                Опубликуйте 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                Опубликуйте 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

                Опубликуйте 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                Опубликуйте 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                Опубликуйте 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную золотую грамоту

                Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                Популярное:

                • Штрафы гибдд за перевозку детей Штраф за перевозку ребенка без автокресла С увеличением количества автотранспорта и аварий в 2007 году для водителей была введена обязанность использовать специальные автокресла для детей младше 12 лет. Дорогие читатели! Статья […]
                • Что означает судебный иск Чем отличается судебный приказ от решения по иску Судебный приказ – это, по сути, и есть решение суда, принятое в упрощенной процедуре (без вызова сторон по делу и проведения судебных заседаний), на основании заявления. Судебный приказ […]
                • Налог на имущество платят усн Налог на имущество при УСН в 2018 году Применение УСН освобождает индивидуальных предпринимателей, а также организации от уплаты некоторых налогов. Это касается и налога на имущество при УСН в 2018 году. Тем не менее, существуют некоторые […]
                • Мать имеет право на алименты Что выбрать матери-одиночке: алименты или льготы от государства Законодательством РФ установлена обязательная материальная помощь родителей, которая необходима для содержания ребенка, находящегося на иждивении у одного из них. Но если […]
                • Страховка путешествие за границу Страховка путешествие за границу Любите путешествовать и планируете свой отдых самостоятельно? Тогда полис страхования ИНТАЧ - это то, что Вам нужно! При покупке полиса страхования путешественников мы дарим вам уникальную возможность […]
                • Загранпаспорт правила оформления Порядок оформления загранпаспортов и их выдачи гражданам Российской Федерации Российские граждане могут оформить загранпаспорт не только по месту своего жительства, но и по месту пребывания (фактического проживания). С учетом этого […]
                • Доверенность на получение права собственности Как оформить доверенность на регистрацию права собственности на квартиру? Регистрация права собственности на жилье, согласно российскому законодательству, является обязательной процедурой, необходимой для признания действительными сделок […]
                • Федеральный закон тсж Нормы и законы, регулирующие деятельность ТСЖ и ТСН Как расшифровываются эти аббревиатуры жители уже усвоили довольно хорошо. Но что можно сделать с помощью этих трёх букв? Помогут ли они решить наши коммунальные проблемы? Знание о любом […]