Правило про ек и ик

Правило про ек и ик

Чтобы проверить правописание суффиксов -ик- и -ек-, нужно поставить слово в форму родительного падежа. Если гласная сохраняется, надо писать -ик-: нет ключика, а если гласная выпадает, надо писать -ек-: нет замочка.

Проверить гласную в суффиксах -ик- и -ек- можно еще так: если при образовании слова не было чередования в основе (шалаш – шалашик) или произошло чередование ц/ ч (огурец – огуречик), пиши суффикс -ик-. Все другие чередования (к/ ч: человек – человечек; г/ ж: порог – порожек; х/ ш: горох – горошек; н/ ш: карман – кармашек) указывают на суффикс -ек-.

21. Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-. Правила

Чтобы правильно написать гласную букву в суффиксах -ек- и -ик-,
нужно просклонять имя существительное. Суффикс -ик- при склонении
существительного сохраняет гласный звук:

Суффикс -ек- имеет беглый гласный:

В суффиксе -чик всегда пишется буква и:

Задачи на тему «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-«

Вставьте пропущенные буквы.

Сухар к, ножич к, трамвайч к, кулёч к, костюмч к, следоч к, балконч к, попугайч к, гвозд к, овраж к, огонёч к, кошелёч к.

Карманч к, стульч к, локоточ к, дружоч к, помидорч к, мяч к, племяннич к, голосоч к, магазинч к, дождич к, поросёноч к, ботиноч к.

Вставьте пропущенные буквы

Чертёж к, кусоч к, листоч к, фонтанч к, карандаш к, василёч к, самолёт к, денёч к, зайч к, пузырёч к, колокольч к, букет к, горош к, замоч к.

Суффиксы -ек, -ик

Особенности написания отдельных суффиксов.

Следует различать уменьшительно ласкательные суффиксы существительных мужского рода -ек (в безударной позиции) и -ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе -ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожо́к ) является беглым, а в суффиксах -ик и -чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е (см. § 64), а небеглый – буквой и, напр.: овражек – овражка, кусочек – кусочка, ножичек – ножичка, барашек – барашка, но столик – столика, калачик – калачика, стаканчик – стаканчика .

По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на -ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа ве́лик (велосипед), телик (телевизор), видик (видеомагнитофон), шизик (шизофреник), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик .

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных

  • познакомить учащихся с правописанием суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных;
  • формировать умение владеть способом действия при выборе написания суффиксов -ЕК- и -ИК-;
  • развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.
  • Задачи урока:

  • сформировать представление о правописании суффиксов -ЕК-, -ИК-;
  • повторить способы образования существительного;
  • повторить суффиксы существительных;
  • актуализировать знания о суффиксальном способе образования существительных, мыслительные операции: анализ, синтез;
  • развивать внимание, память, монологическую речь, познавательные процессы;
  • воспитывать интерес к предмету, коллективизм.

Наглядный и раздаточный материал:

  • иллюстрации с изображением Пеппи и Вити Перестукина;
  • карточки для работы по правописанию суффиксов.
  • Оборудование: учебник, тетрадь.

    Ход урока

    1. Самоопределение к учебной деятельности.

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  • определить содержательные рамки урока.
  • Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь. А теперь улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Я тоже желаю Вам удачи. Эпиграфом к уроку мы взяли слова К. Д. Ушинского, который писал: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

    Как Вы понимаете эти слова?

    Сегодня у нас необычный урок, так как к нам в гости пожаловали литературные герои.

    Кто это? Как Вы думаете?

    Это действительно Пеппи из сказки А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок» ее подружка Анника и Витя Перестукин из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вместе с ними мы будем открывать новые знания. Обратите внимание, с чем пришли к нам герои?

    Что это означает?

    – О чем мы будем говорить на уроке?

    (На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над правописанием существительных, постараемся расширить наши знания о частях слова).

    – Хотите расширить свои знания?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

    1. актуализировать знания о способах образования существительных, о суффиксах существительных;
    2. актуализировать мыслительные операции: обобщение, анализ;
    3. зафиксировать все повторяемые понятия при помощи таблицы «Способы образования слов»;
    4. зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности в ходе групповой работы: учащиеся не знакомы с правописанием суффиксов – ЕК, — ИК.
    5. О чем мы говорили на предыдущем уроке?

      (о способах образования существительных)

      Сценка: Пеппи и Анника.

      А: Привет, Пеппи!

      П: Привет! Знаете, что я это нашла. Я, и никто другой.

      А: Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

      П: Новое слово, торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

      А: А какое это слово? – спросила Анника.

      П: Прекрасное, сказала Пеппи – Одно из самых красивых слов на свете.

      А: Ну, скажи, какое.

      П: КУКАРЯМБА, с торжеством промолвила Пеппи.

      А: КУКАРЯМБА? – переспросила Анника. – А что это значит?

      П: Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос.

      Анника в растерянности промолчала, потом сказала: Ну если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

      П: В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, объяснила Пеппи.

      Как Вы поняли, ребята: что такое КУКАРЯМБА?

      (существительное, примеры: резьба, молотьба)

      Расскажите о способах словообразования?

      – Суффикс удивительная морфема. Он образует новые слова и чтобы правильно описать их, нужно знать правила.

      – Перед Вами лежат карточки, где пропущены гласные в правописании суффиксов. Вмести с нами получает задание Витя Перестукин.

      Попробуйте написать гласные в суффиксах.

      Карточка: Ключ..к, замоч..к, прян..к, грибоч..к, карандаш..к, кусоч..к.

      Чем это задание кажется интересным?

      (не знаем правила написания суффиксов -ЕК-, -ИК-)

      Если в задании есть то, что Вам не известно, что Вы будете делать?

      Для чего Вы это будете делать?

      (что бы понять, чему надо научиться)

      Попробуйте вместе с Витей Перестукиным справиться с заданием.

      Предлагаю выслушать мнения. И приглашаю Витю Перестукина.

      …Не сумею ли я написать правильно слова «замочек» и «ключик»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!

      Я сразу написал: ключ.. и остановился. Как правильно: -ЕК- или -ИК-? То же самое было и с замочком.

      Есть же какое-то правило…

      И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочЕк, родительный замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочЕк.

      Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключИк, родительный – ключИка. Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИк».

      3. Постановка проблемы:

      Цели:

    6. организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
    7. зафиксировать место и причину затруднения;
    8. согласовать цель и тему урока.
    9. Формы работы:

      Какое задание выполняли.

      – Где возникло затруднение.

      (при написании суффиксов)

      Почему возникло затруднение.

      (не хватает знаний)

      4. Построение проекта выхода из затруднения.

    10. организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
    11. зафиксировать план действий.
    12. Форма работы: побуждающий диалог.

      Какова цель урока?

      (познакомиться с условием выбора гласных Е, И в суффиксах -ЕК- и -ИК-).

      Какая тема урока?

      (запись на доске)

      Обдумаем план действий для того, чтобы выйти из затруднения, прийти к общему

      – Что сделаем сначала? Что потом? Как Вы думаете? Что мы составим?

      Какими средствами мы будем пользоваться? (тетрадь, учебник, доска)

      Приступим к работе по алгоритму.

      5. Реализация построенного алгоритма.

      Цель:

    13. организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного алгоритма;
    14. организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоления затруднения;
    15. уточнить общий характер нового знания.
    16. коллективная;
    17. подводящий диалог;
    18. индивидуальная.
    19. Вернемся к заданию по карточке.

      – Порядок наших действий:

    20. Запишем слово;
    21. Поставим в родительный падеж;
    22. Если гласная в суффиксе выпадает, то пишем суффикс -ЕК-;
    23. Если гласная с суффиксе не выпадает, то пишем суффикс -ИК-.

    1. (Два ученика комментируют вслух по образцу, потом работа в парах: объясните друг другу по алгоритму правописание суффикса).

    2. упражнение № 348 (комментированное письмо).

    Выписать только существительные с суффиксами -ЕК-, -ИК-.

    – Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

    Холмик, заливчик, мешочек, дождичек, уголёчек, платочек, колокольчик, костюмчик, плащик, кармашек.

    Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

    Найдите упражнения, в котором мы можем закрепить полученные знания.

    Распределите по колонкам данные слова.

    – Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

    Образец записи: дружочек – дружочка; билетик – билетика

    Василёч__к, двор__к, человеч__к, словар__к, шалаш__к, ореш__к, звоноч__к, сыноч__к, мяч__к, карандаш__к, куст__к, горош__к, подароч__к, лещ__к, камеш__к.

    А теперь пришло время проверить свои силы в самостоятельной работе.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

    Цель: проверить на основе сопоставления с образцом (на доске) свое умение применять новое учебное содержание (правописание суффиксов существительных -ЕК-, -ИК-) в типовых условиях.

    Форма работы: самостоятельная.

    выполнить упражнение № 350.

    Проверьте работу. Поставьте «+» или «?».

    Кто справился с заданием без ошибок?

    Кто допустил ошибки? Какие?

    Над чем надо работать?

    8. Включение в систему знаний.

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
  • Форма работы: фронтальная.

    Где пригодятся наши знания?

    (при выполнении упражнения)

    1. работа с текстом.

    Вставьте пропущенную букву.

    – Обозначьте изученную орфограмму.

    Песенка, которую мог бы спеть Карлсон
    Приходи ко мне, дружоч…к, почаще, приноси мне кусоч…к послаще! Да конфеток кулеч…к доставь мне, да орехов мешоч…к прибавь мне!
    ***
    Стоит теремоч…к, на двери замоч…к, а в замочке ключ…к. Кто ключ…к повернет, кто замоч…к отомкнет – в теремоч…к войдет, красный ящич…к найдет. А в ящичке том синий платоч…к да кошелеч…к. В кошелечке сто бумаж…к от конфет, ничего там больше нет.

    2. Первичный контроль знаний.

    Работа с сигнальными карточками.

    Орешек, горошек, листик, кирпичик, ящичек, сыночек, песочек.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • оценить учебную деятельность всего класса и отдельных групп;
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание.
  • Докажите, что Вы с литературными героями учились на уроке.

    (составили алгоритм, выполняли упражнения, была самостоятельная работа)

    Какой была цель урока?

    Достигли ли мы цели?

    Что было трудным?

    Нам есть над, чем поработать. Поэтому дома Вы можете еще раз закрепить новый материал, выполнил по учебнику упражнение № 352 или выполнив творческое задание: придумать и записать сказку о том, как в одной стране жили суффиксы -ЕК- и -ИК- и какие приключения с ними происходили. Оформить можно на альбомном листе. Можно проиллюстрировать. Желающие могут выполнить оба задания.

    И еще одно задание: образуйте суффиксальным способом три-пять существительных, обозначающих профессию, род деятельности.

    А теперь пришло время дать оценку словам К. Д. Ушинского: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

    Согласны ли Вы с этим утверждением.

    (работая на уроке, мы действительно понимаем, что труд должен быть полным мысли).

    Как работал класс?

    Ответьте карточками красного, желтого, зеленого цвета.

    «Красный цвет» у меня все получилось;

    «Желтый цвет» я работал хорошо, но допускал ошибки;

    «Зеленый цвет» мне было трудно, нужно еще работать.

    Вы хорошо поработали. Спасибо Вам. Урок окончен.

    Неударяемые гласные в суффиксах

    Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-

    Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек.

    Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
    столик — столика, дворник — дворника, стаканчик — стаканчика, но: ножичек — ножичка, овражек — овражка, барашек —барашка.

    В помощь школьнику

    Упражнение: раздел морфология, слов 225
    Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,— в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце — и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара — всё, всё было просто и обыденно.
    С. Бабаевский, Свет над землёй.
    Подчеркни:
    написание -тся и -ться в глаголах (6);
    наречия (6);
    частицы не и ни (8).

    Буквы е — и в суффиксах существительных –ек — -ик

    Листик, носик, кораблик, самолетик, дождик, мостик, кустик, билетик, хвостик, столик, домик, букетик паровозик

    Лучик, ключик, кирпичик, чертежик, ежик, карандашик.

    Песочек, кусочек, звоночек, орешек, огонечек, замочек.

    I. 1. Напрасно Биденко осматривал каждый кустик, каждый ствол. (Кат.) 2. Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника. (Л. И. Т.) 3. Жилин выпросил у хозяина ножик. (Л. Т.) 4. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. (Кр.) 5. На крыльце калачиком свернулась старая гончая собака. (Бун.) 6. В полумраке нельзя еще было с Гремячей горы разглядеть утку, был виден только шалашик. (Пришв.)

    II. 1. Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек. (Кат.) 2. Ой, конечек-горбуночек, прибегай ко мне, дружочек! (Ерш.) 3. Пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила, и с дороги отдыхать попросилась на кровать. (П.)

    Из предложений выпишите слова с суффиксами -ек — -ик, распределите их в две колонки.

    1. По целым дням лежал Иван на спине под шалашиком из бурьяна. (Сераф.) 2. За нагруженной снопами телегой чинно идет жеребеночек пегий. (И.) 3. С испугу птенчик крохотный из гнездышка упал. (П.) 4. Море любой камешек обточит. (Пог.) 5. Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка. (Ч.) 6. В амбарчике пахло мукой и мышами. (А. Н. Т.) 7. Под горой, за рекой хуторочек стоит. (Кол.) 8. Вот смиренный домик, где жил я с бедной нянею моей. (П.) 9. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. (Н.) 10. Среди кустов зеленых, у речки серебристой, гуляет олененок, теленочек пятнистый. (П. Комаров.) 11. Бугров откусил кусочек фруктового сахара и жадно выпил чай. (М. Г.) 12. Мы спустились в город и свернули в узкий, кривой переулочек. (Т.)

    Популярное:

    • Умер более 1000 патентов Бог не умер (2014) Джош Уитон – студент второкурсник, который никогда не думал, что ему придётся в институте отстаивать свою веру. Герой попадает в класс профессора философии Рэдиссона, который является убеждённым атеистом и откровенно […]
    • Метро кропоткинское нотариус Нотариусы - Кропоткинская Если в списке нет ни одного нотариуса, попробуйте воспользоваться поиском или найти ближайщего нотариуса к метро Кропоткинская с помощью нашей карты. Какие нотариусы работают в субботу и воскресенье, Вы узнаете […]
    • Заявление на бланк осаго росгосстрах Бланк заявления на ОСАГО без страхования жизни Мы уже не раз писали о попытках страховых компаний при продаже полисов ОСАГО навязывать дополнительные услуги, которые не только бьют по карману, но и являются нарушением законодательства и […]
    • Учебное пособие линии Для выбора инструмента достаточно щелкнуть по нему мышью. Активный инструмент выделяется белым цветом. Многие инструменты можно настраивать: устанавливать толщину линии, размер, форму. Инструмент «Ластик» предназначен для очистки […]
    • Мошенничество 1990 В штате Мэн есть небольшой городок Дерри, в котором поселилось древнее зло. Когда начинается череда жестоких исчезновений и убийств детей, библиотекарь Майк понимает, что его друзьям, разъехавшимся по всем США, пора возвращаться домой. […]
    • 21 очко карты правила Описание Азартной карточной игры 21 (Очко) «Очко», или «Двадцать одно» или «Black Jack» (Блэк Джек, как она называется в казино) - одна из самых азартных карточных игр современного мира. Эта азартная игра долгое время являлась […]
    • Переселение в женское тело Фантастические перемещения и переселение душ(реинкарнация) "> 29 Июл 2006 17:17 » Фантастические перемещения и переселение душ(реинкарнация) В теме будут представлены любовно-фантастические книги с сюжетом о перемещении/переселении во […]
    • Оформление возвратов поставщикам в 1с Оформление возвратов поставщикам в 1с Вопрос: Как произвести возврат товара поставщику в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)? Дата публикации 11.05.2016 Использован релиз 3.0.43 Возврат не принятого на учет товара Возврат принятого на учет […]