Приказ догм 922

Приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. N 1308 в название настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2015 г.

Приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 922
«О мерах по развитию дополнительного образования детей»

С изменениями и дополнениями от:

7 августа, 8 сентября 2015 г., 31 января 2017 г.

В целях повышения качества оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг и наибольшего удовлетворения потребностей в дополнительном образовании детей приказываю:

1. Осуществлять финансирование реализации дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в форме предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы.

3. Установить, что зачисление жителей города Москвы на освоение дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, через Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы. При этом источником данных об обучающихся является Реестр обучающихся подсистемы «Нормативно-справочная информация и Реестры» КИС ГУСОЭВ.

4. Установить, что для государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту образования города Москвы, кроме государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы в государственное задание может быть включено выполнение иных государственных работ.

5. Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обеспечить предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Павлова И.С.

Руководитель
Департамента образования
города Москвы

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Приказ Департамента образования № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»

О мерах по развитию дополнительного образования

детей в 2014-2015 учебном году

В целях повышения качества оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг и наибольшего удовлетворения потребностей в дополнительном образовании детей

приказываю:

1. Осуществлять финансирование реализации дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в форме предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы (далее – государственная работа).

2. Утвердить Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Установить, что зачисление жителей города Москвы на освоение дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, через Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы. При этом источником данных об обучающихся является Реестр обучающихся подсистемы «Нормативно-справочная информация и Реестры» КИС ГУСОЭВ.

4.Установить, что для государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту образования города Москвы, кроме государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы в государственное задание может быть включено выполнение иных государственных работ.

5.Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обеспечить предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации.

6. Распространить действие настоящего приказа на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель Департамента образования

города Москвы И.И. Калина

Приложение к приказу

от «17» декабря 2014 г. № 922

Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

1. Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы (далее – государственная работа) для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, разработан в целях наибольшего удовлетворения потребностей жителей города Москвы в качественном дополнительном образовании детей.

2. Государственная работа предоставляется государственным образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования города Москвы (далее – образовательные организации), на реализацию дополнительных общеразвивающих программ:

– на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях в государственных общеобразовательных организациях, государственных образовательных организациях среднего профессионального образования;

– на базовом и углубленном уровнях в государственных организациях дополнительного образования детей.

3. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения –от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

4. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего (с 3 класса), основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 3 до 5 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

5. К углубленному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

6. Предельные размеры расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, за счет средств государственной работы в год составляют:

— на ознакомительном уровне 2 до 6,0 тыс. рублей;

— на базовом уровне – до 12,0 тыс. рублей;

— на углубленном уровне – до 24,0 тыс. рублей.

7. Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельным размерам расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, – 2,0.

8. Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельному размеру расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, – 3,0.

9. Объем дополнительного финансирования государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся, осваивающих программы основного общего, среднего общего образования в данных организациях, определяется по следующей формуле:

V1 = (К1 х 75% х N1) / 2 + (К2 х 75% х N2) / 2 + (К3 х 75% х N3) / 2,

где V1 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной общеобразовательной организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;

К1 – количество обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, человек;

N1 – расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, тыс. рублей;

К2 – количество обучающихся, осваивающих программы основного общего образования, человек;

N2 – расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, тыс. рублей;

КЗ – количество обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, человек;

N3 – расчетная сумма дополнительного финансирования на I обучающихся, осваивающего программы среднего общего образования, тыс. рублей.

10. Объем дополнительного финансирования государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих программы среднего профессионального образования, определяется по следующей формуле:

V2 = (К4 х 75% х N4) / 2,

где V2 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной образовательной организации среднего профессионального образования, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;

К4 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих программы среднего профессионального образования, человек;

N4 — расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося в возрасте до 18 лет, осваивающего программы среднего профессионального образования, тыс. рублей.

11. Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к расчетной сумме дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы (пп. 9–10) на 1 обучающегося –2,0.

12. Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов применяется корректирующий коэффициент к расчетной сумме дополнительного финансирования в форме в форме субсидии на выполнение государственной работы (пп. 9–10) на 1 обучающегося – 3,0.

13. Объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на 2014–2015 учебный год определяется с использованием следующих расчетных сумм дополнительного финансирования:

— на 1 обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, (N1) – 12,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, (N2) – 16,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося, осваивающего программы среднего общего образования, (N3) – 20,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося в возрасте до 18 лет, осваивающего программы среднего профессионального образования, (N4) – 20,0 тыс. рублей в год.

14. Государственным общеобразовательным организациям и организациям среднего профессионального образования, подведомственным Департаменту образования города Москвы, дополнительно к объему финансирования, определенному в соответствии с пунктом 9 настоящего порядка, по результатам реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2013–2014 учебном году предоставляется дополнительное финансирование в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций:

14.1. Для образовательных организаций, занявших места с 1 по 20 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013–2014 учебном году, по следующей формуле:

V3 = К5 / 5 х N5 + К6 / 5 х N6,

где V3 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К5 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

К6 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.2. Для образовательных организаций, занявших места с 21 по 70 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V4 = К7 / 7 х N5 + К8 / 7 х N6,

где V4 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К7 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К8 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

14.3. Для образовательных организаций, занявших места с 71 по 170 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V5 = K9/10xN5 + K10/10x N6,

где V5 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К9 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

К10 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

14.4. Для образовательных организаций, занявших места с 171 по 400 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V6 = K11 / 14xN5 + K12/14xN6

где V6 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К11 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 –расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К12 — количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

15. Объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций для государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на 2014–2015 учебный год определяется с использованием следующих расчетных сумм дополнительного финансирования:

— на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, (N5) – 100,0 тыс. рублей в год;

— на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, (N6) – 60,0 тыс. рублей в год.

16. Для образовательных организаций, занявших места ниже 400 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013–2014 учебном году, которые были реорганизованы путем присоединения государственных организаций дополнительного образования детей, с количеством обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам из других общеобразовательных организаций в текущем учебном году не менее 1000 человек объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций на 2014–2015 учебный год составляет 10 млн рублей.

17. Предоставление дополнительного финансирования в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы на предоставление дополнительных общеразвивающих программ обучающимся из других образовательных организаций (п. 14) осуществляется на основании заявок государственных общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

18. Объем предельного финансирования в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы государственным организациям дополнительного образования детей, подведомственным Департаменту образования города Москвы, определяется сметным методом.

19. Государственные организации дополнительного образования детей, подведомственные Департаменту образования города Москвы, сверх субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы обязаны обеспечить жителям города Москвы возможность получения в 2014–2015 учебном году дополнительного образования в объеме не менее 12,5 процентов от объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (без учета поступлений от аренды).

20. Образовательные организации самостоятельно определяют количество и структуру обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы за счет средств государственной работы, по уровням.

21. Средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы могут быть использованы образовательными организациями на оплату труда педагогических и иных работников, услуги связи, транспортные расходы, приобретение материальных запасов и прочие расходы, связанные с реализацией дополнительных общеразвивающих программ.

Детям-инвалидам разрешили учиться после достижения возраста 18 лет

Как стало известно профсоюзу, 31 января 2017 года Департаментом образования города Москвы издан Приказ № 30 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17 декабря 2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей». По каким-то причинам приказ пока не опубликован на сайте Департамента. Этот приказ имеет большое значение для детей-инвалидов, поскольку до его принятия их исключали из программ дополнительного образования с момента достижения ими возраста 18 лет. Была ли эта практика общей для Москвы мы не знаем, но в Центре образования «Технологии обучения» дела обстояли именно так. Такое положение дел показалась несправедливым преподавателю Центра Ирине Канторович, и она обратилась к директору Центра с просьбой объяснить, почему детей лишают образования, несмотря на то, что финансирование выделяется до конца учебного года. В ответ она получила приказ №30, и мы можем предположить, что причиной принятия этого приказа было указание Канторович на нарушения прав детей и нестыковки в законодательстве.

Согласно приказу №30, «обучение инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам, на которые они были зачислены до достижения возраста 18 лет, осуществляется до окончания срока реализации данных программ в независимости от возраста инвалида». Остается открытым вопрос, как администрация должна поступать с детьми, которые инвалидами не являются, но которым исполнилось 18 лет до момента завершения обучения. Ведь финансирование на них тоже выделяется школе сразу на весь учебный год.

Пояснения юриста

Корни этой проблемы растут из ст. 54 Семейного кодекса РФ, которая говорит: «Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)». А во всем законодательстве упоминается, что в отношении образовательных услуг основным потребителем являются дети. В отношении совершеннолетних никаких гарантий получения дополнительного образования, иных образовательных услуг не установлено.

Расчет нормативов бюджетного финансирования для образовательного учреждения ведется с учетом одного из показателей, которые называется «количество обучающихся в возрасте до 18 лет». То есть если ребенку в течение учебного года, на который уже выделены деньги, исполняется 18 лет, то, по идее, средства для того, чтобы его обучить имеются.

Вместе с тем, ни в Приказе ДОгМ от 17.12.2014 N 922, ни в законе г. Москвы от 20.06.2001 N25 «О развитии образования в городе Москве» нет ни одной закреплённой гарантии того, что ребенку, достигшему возраста 18 лет, город обязуется предоставить дополнительное образование. В этом плане появление приказа №30 ДОгМ — очень большое достижение. Здесь стоит, однако, заметить, что если в Законе г. Москвы «О развитии образования» вообще не говорится о предельном возрасте, а просто везде упоминаются дети, то в Приказе №922 постоянно упоминаются именно «обучающиеся в возрасте до 18 лет».

В ФЗ «Об образовании» ограничений, связанных с достижением 18-летнего возраста нет. При этом в Распоряжении Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» появляется следующая фраза: «Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет». Одним из результатов реализации Концепции к 2020 г. является то, что «дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет». То есть предельность 18-летнего возраста для предоставления бесплатных услуг дополнительного образования имеется. Это распоряжение касается граждан в возрасте до 18 лет, а что должно происходит с лицами старше 18, которые продолжают учится в школе, никак в российских нормативных актах не оговаривается.

Что касается детей с ограниченными возможностями, то в законодательстве г. Москвы есть одна важная оговорка. П. 3 ст. 6 Закона «О развитии образования в городе Москве»: «Предельный возраст обучающихся для получения общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения общего образования может быть увеличен». Видимо, именно руководствуясь этим положением изменения были внесены в приказ о дополнительном образовании, чтобы у детей с ограниченными возможностями была возможность получать не только общее, но и дополнительное образование по достижении совершеннолетия.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. ГБОУ ГМЦ ДОгМ 2015 г.

Транскрипт

1 Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей ГБОУ ГМЦ ДОгМ 2015 г.

2 В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование должно обеспечить непрерывность образования, сопровождая и дополняя все уровни, что в значительной степени обусловлено мировыми тенденциями, требованиями модернизации образования и переходом на новые ФГОС. Эта линия продолжена и в Концепции развития дополнительного образования, где дополнительное образование рассматривается как «системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентноспособность личности, общества и государства».

3 НОРМАТИВНАЯ БАЗА Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ ДОгМ 922 от года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году». Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4 Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству РФ поручено обеспечить увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

5 Приказ ДОгМ от 17 декабря 2014 года 922 «О мерах по развитию дополнительного образования на учебный год»: государственная работа предоставляется государственным образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях: для государственных образовательных организаций и государственных образовательных организаций среднего профессионального образования предполагается обучение по дополнительным программам 3-х уровней; для государственных образовательных организаций дополнительного образования предполагается обучение только на базовом и углубленном уровнях.

6 Ознакомительный уровень К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. Срок освоения программы не менее 3 месяцев; время обучения от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. Для обучающихся программы ознакомительного уровня это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности. Для родителей это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка. Для педагогов это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.

7 Задачи: Ознакомительный уровень 1. Обучающие: познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации. 2. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе. 3. Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма.

8 Ознакомительный уровень Ожидаемые результаты: Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности. Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. Умение кратко излагать содержание предметной области. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности. Практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать его.

9 Базовый уровень К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Москвы в возрасте от 8 до 18 лет. Срок освоения программы не менее 1 года; время обучения от 3 до 5 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный ДОгМ перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования перечень, не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углубленный уровень — не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

10 Задачи: Базовый уровень 1. обучающие: дать базовые знания по профилю предметной области; познакомить с методами исследования, моделирования, эксперимента в выбранном виде деятельности; научить использовать полученные знания в описании и оформлении продукта деятельности и др. 2. Развивающие: развить способности к реализации избранного вида деятельности в предметной области; развить способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, развить творческие способности; сформировать устойчивую мотивацию. 3. Воспитательные: воспитать художественный вкус; воспитать чувство коллективизма и ответственности за свою деятельность.

11 Базовый уровень Ожидаемые результаты: Способность сделать мотивированный выбор вида деятельности в предметной области. Умение подбора и работы с информацией. Умение демонстрировать способность воспроизводить материал, самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Углубление интересов, расширение спектра специальных знаний. Освоение определенного вида деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Умение увидеть и сформулировать проблему исследования, составить план её решения; выдвинуть гипотезу. Умение делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования, моделирования в законченный творческий продукт (модель, проект, альбом книгу, художественное произведение и т.п.).

12 Базовый уровень Для обучающихся это возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по конкретному направлению деятельности; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности. Для родителей это возможность понять устойчивость интересов своего ребенка. Для педагогов это возможность разработать программу с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

13 Углубленный уровень К углубленному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет. Срок освоения программы не менее 2 лет; время обучения от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный ДОгМ перечень, не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

14 Задачи: Углубленный уровень 1.Обучающие: дать углублённые знания по выбранному профилю предметной области; обучить конкретной поисковой, исследовательской, творческо продуктивной деятельности в избранном виде специализации предметной области. 2. Развивающие: развить умение использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности; развить мотивацию на дальнейший выбор пути своего профессионального развития в избранном виде деятельности. 3.Воспитательные: воспитать устремлённость в достижении творческих результатов деятельности; воспитать проявление собственной гражданской позиции, направленной на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего профессионального развития; воспитать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

15 Углубленный уровень Ожидаемые результаты: Знание способов моделирования, описания и оформления продукта творческой или проектно исследовательской деятельности. Самоанализ успешности и результативности решения проблемы. Умение представить творческую и проектно исследовательскую работу, оценив в ней необходимый объем профессиональных знаний и навыков, использованных для решения той или иной задачи. Формирование метапредметных характеристик личности: приобретение личного социального опыта, развитие трудолюбия, организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; наличие гражданской позиции; знание маршрута своего профессионального развития.

16 Приказ ДОгМ от года 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» Необходимо понимать, что средства, выделяемые на одного обучающегося (предельные размеры расходов образовательной организации на 1 обучающегося), зависят от уровня общеразвивающей программы и составляют: 6,0 тыс.руб. — на ознакомительном уровне; 12,0 тыс.руб. — на базовом уровне; 24,0 тыс.руб — на углубленном уровне.

17 Критерии соотнесения программ дополнительного образования детей по уровням освоения I. Ознакомительный уровень. Реализуемые на этом уровне дополнительные общеобразовательные программы создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлены на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.

18 II. Базовый уровень. Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо продуктивной, проектной и учебно исследовательской деятельностей.

19 III. Углубленный уровень. Данный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо продуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.

20 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (пункт 9): естественнонаучной; технической; физкультурно спортивной; художественной; туристско краеведческой и социально педагогической. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся, если иное не установлено законодательством РФ.

21 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

22 Создание инновационных гибких, вариативных образовательных программ различной длительности и глубины, разработка содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, культуры, спорта, создание досуговых и социальных программ, направленных на формирование позитивных ценностей; разработка программ для разных категорий детей и оценка качества таких программ вот направления для инновационного поиска и совершенствования сферы дополнительного образования детей.

23 МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ Нормативная база системы дополнительного образования. Информационно методический журнал «Внешкольник», г. (стр.13-16). «Дополнительное образование и воспитание», г. (стр.10-17).

Приказ догм 922

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. приказа Департамента образования

г. Москвы от 14.07.2008 N 413)

Во исполнение п. 21 раздела 1 мероприятий городской целевой программы развития образования «Столичное образование-4» на 2005-2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 529-ПП, в целях упорядочения ведения делопроизводства государственных дошкольных образовательных учреждений приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2008 года примерную номенклатуру дел государственных дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы (приложение 1).

2. Начальникам окружных управлений образования, начальнику Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексаниной:

2.1. Довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных государственных дошкольных образовательных учреждений.

2.2. Поручить руководителям подведомственных государственных дошкольных образовательных учреждений упорядочить ведение документации в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексанину.

к приказу Департамента

образования города Москвы

от 21 ноября 2007 г. N 919

Введена в действие с 1 января 2008 года (пункт 1 данного документа).

Программа дополнительного образования детей «Мир изобразительного искусства» 7 класс

Программа дополнительного образования детей

«Мир изобразительного искусства-7 класс»

Основные идеи программы дополнительного образования, их актуальность и предлагаемая востребованность

Предварительный просмотр:

Ф едеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Программа дополнительного образования детей

«Мир изобразительного искусства»

Возраст воспитанниц: 12-13 лет (7 класс)

Срок реализации образовательной программы: 1 год

Педагог, реализующий программу: Тимофеева Мария Валерьевна

Нормативная база и распорядительные документы по организации внеурочной деятельности

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского

Основные идеи программы дополнительного образования, их актуальность и предлагаемая востребованность

Изучение изобразительного искусства в цикле дополнительного образования призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности воспитанницы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых воспитанница может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности

Цели и задачи программы

1 Развитие художественно-творческих способностей воспитанниц, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

2 Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

3 Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; 4 Знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; 5.Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

6 Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. 7 —

Особенности данной программы

Данная образовательная программа представляет собой познавательно-развивающий уровень обучения изобразительному искусству, рассчитана на обучение детей в возрасте 12-13 лет. Режим занятий: третий год обучения (для 7 классов) -35 часов в год; Основные формы проведения занятий – коллективная, групповая и индивидуальная.

Характеристика возрастных особенностей

Третий год обучения — дети 12-13лет

Не сложные задания на «разработку и постановку руки»: умение штриховать, компоновать, знакомство с отношениями цветов, двух-трех предметные натюрморты в карандаше, двух предметные натюрморты в живописи, пейзажи со стафажем в композиции

Формы и режим проведения занятий

Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, , заключительное занятие; пленэрные занятия

Группа занимается один раза в неделю по 1 часу. Всего в году 35 часов. Количество воспитанниц в группе -15 человек.

Занятия могут проходить со всем воспитанницами, по группам, индивидуально.

Каждое занятие строится по схеме:

1.подготовка к занятию (2-3 минуты);

2.ввод в тему, беседа;

4.перенос эскиза в формат;

5.работа над произведением;

Наименование раздела, темы

Основы изобразительной грамоты

Графика: штрих, пятно, тон Графика: визуальное измерение, штрих, пятно, тон

Перспектива: построение угловой и фронтальной перспективы

Конструктивное построение предметов

Визуальное построение предметов

Пример передачи материальности предметов, фактур.

Курс живописи. Понятие тона в живописи.

. Понятие тона в живописи.

Понятие теплых и холодных цветов

Взаимодействие предмета и среды

Приемы передачи материальности

Понятия композиционного центра, вспомогательной периферии, световых и цветовых акцентов.

Путь от эскиза к картине

Подготовка к летней школе

Форма организации: Беседа.

Практическая работа в карандаше, акварелью, на бумаге

Зрительный ряд: Просмотр видео рада работ великих мастеров.

Раздел I. Основы изобразительной грамоты. Курс рисунка (15 ч)

  • Это занятие посвящено рефлексии на тему «Графика», значение рисунка в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне и архитектуре.
  • Воспитанницы демонстрируют приемы, используемые в графике: уголь, сангина, пастель, техника монотипия, граттаж.
  • Средства рисунка: линия, штрих, пятно.
  • Ход занятия : презентация на тему «Графика Пикассо». Демонстрация фильма «Пикассо за работой»,(демонстрации рисунков в учебниках, буклетах.)
  • Практическая работа : выполнение на листе интерпретацию произведений великих мастеров повышенной сложности.
  • Графика: штрих, пятно, тон. — 2часа
  • Задание продолжает тему графики и добавляется понятие тона в рисунке, анализируются различные приемы в графике, обсуждается понятие пятна, силуэта в листе.
  • Практическая работа : на листе изображается разнофактрурные предметы натюрморта, используя различные приемы штрихования выполнить работу в тоне.
  • Материалы: лист белой бумаги, карандаши, разной мягкости, ластик.
  • Перспектива: построение угловой и фронтальной перспективы.-2часа
  • Задание направлено на углубление знаний понятий в перспективе. Воздушная, световая, линейная перспектива, их применение для применения изображения окружающего мира на плоскости.
  • Ход занятия : выполнение на листе интерпретацию произведений великих мастеров повышенной сложности
  • Практическое задание : интерпретация произведений – имея ввиду различные точки схода (ниже и выше линии горизонта).
  • Материалы: белая бумага, карандаши средней мягкости, ластик.
  • Конструктивное построение предметов — 2 часа.
  • Занятие раскрывает анализ конструктивного построения предметов. Основная цель – научить видеть форму предмета «целиком» уметь анализировать форму предмета и уметь построить предмет на плоскости, не срисовывая его.
  • Ход занятия : в ходе обсуждения с воспитанницами выяснить из каких простых форм складывается более сложная форма (пример, фигура человека.) На наглядных таблицах показывается поэтапное построение фигура человека. Ось фигуры, его пропорции. Так же на таблице объяснить понятие тени, рефлекса, блика, падающей тени.
  • Практическая работа : построение фигура человека.
  • Материал: белая бумага, карандаш, ластик.
  • Визуальное построение предметов.
  • Приемы визуального измерения. Конструкция предметов- 2 часа.
  • На занятии демонстрируется педагогом приемы визуального измерения (карандашом на вытянутой руке, сравнивая части фигуры между собой).
  • Объясняется, что этот прием необходим для выяснения пропорций фигуры человека и в дальнейшем его грамотного построения. Анализируются предметы сложные по форме и простые симметричные и несимметричные.
  • Ход занятия : проводится беседа с воспитанницами, направленная на формирование у них понятия построения предмета, а не срисовывания.
  • Практическая работа : выполняется построение шара, конуса, кубика, цилиндра, без работы в тоне.
  • Материал: белая бумага, карандаш твердый, ластик.
  • Примеры передачи материальности предметов, фактур-2 часа .
  • Занятие направлено на изучение различных приемов графических средств для передачи предметов, с различными фактурами, фигуры человека.
  • Ход занятия : в ходе урока проводится беседа и просмотр подготовленных репродукций, акцентируются внимание, каким образом художники передают объем. Как передать в рисунке ощущение мягкости ткани (бархат, атлас), дерево, металл.
  • Практическая работа : нарисовать фигуру человека ( наброски)
  • Материал: белая тонированная бумага, карандаш различной мягкости, уголь, сангина, мел, ластик.
  • Зачетные уроки. -3 часа.
  • Натюрморт из шести разно материальных предметов и одной драпировки. Занятие подводит итоги изученных тем, предлагается, используя знания, полученные о построении предметов, их пропорциях, передачи объема предмета (блика, света, полутени, рефлекса.. и т.д.). Умение закомпоновать натюрморт, нарисовать натюрморт.
  • Ход занятия: перед выполнением практической работы акцентировать внимание на композицию в листе, выделение главного и второстепенного в натюрморте, напомнить об этапах построения натюрморта.
  • Практическая работа : выполнить натюрморт в тоне.
  • Курс живописи. понятие тона в живописи.- 11 ч.
  • Живопись-вид искусства, художники-живописцы и развитие живописи от искусства Древней Греции да наших дней. Понятие колорита, настроение в живописи. Материалы в живописи: масляная краски, гуашь, темпера, акрил, акварель.
  • Ход занятия : беседа с показом презентации с подборкой живописных произведений художников в теплой и холодной гамме. Рассказ о приемах в живописи. Живопись лессировками, многослойная и «аля-прима». Рассказ о дополнительных и основных цветах.
  • Практическое задание : выполнить растяжку по тону в монохроме, и затем в цвете.
  • Понятие холодных и теплых цветов.
  • Живопись в определенной гамме, понятие колорита – 2 часа.
  • Ход занятия : показ слайдов и альбомов по искусству, с комментариями о холодной и теплой гамме. Выражение эмоциональной окрашенности при разных цветовых решениях. Выделение композиционного центра цветом. Раскрыть в беседе понятия тональных отношений в живописи.
  • Практическая работа : выполнить сетку растяжки цветов по колориту.
  • Материалы: белая бумага, акварель.
  • Взаимодействие предмета и среды.
  • Влияния освещения, окружающей среды, драпировок, воздушной перспективы на фигуру человека -2 часа
  • Ход урока : бесед о влиянии среды на предметы и драпировки в натюрморте. Какое различие в восприятии цвета при дневном и электрическом освещении. Как изменяются тональные и цветовые отношения в цвете. Рефлекс в живописи.
  • Практическая работа : Создание этюда: фигура в интерьере.
  • Материалы: акварель, белая бумага.
  • Приемы передачи материальности.-2часа
  • Каким образом передать тональные отношения? Как передать объем цветом?
  • Ход занятия : на примере наглядных таблиц показывается поэтапное ведение этюда в цвете. Приемы передачи объема. Как передать разные по материальности предметы (из металла, дерева, стекла, керамики). Демонстрация произведений художников по теме «Фигура в интерьере».
  • Практическая работа : написать натюрморт, в цвете передавая объем предметов в цвете.
  • Материалы: бумага белая, акварель.
  • Итоговое занятие.
  • Выполнение «Фигура в пезаже». – 2 часа.
  • Используя полученные ранее знания и владея некоторыми живописными приемами, написать «Фигуру в пейзаже»..
  • Ходя занятия : перед выполнением практической работы, напомнить о композиционном размещении в листе. Проанализировать вместе с воспитанницами натюрморт, его цветовые особенности.
  • Практическая работа : выполнение фигуры в пейзаже.
  • Курс композиции. Закономерности композиции построения. Различие этюда, эскиза, набросков и законченной композиции-2часа
  • Ход занятия : просмотр презентации, иллюстраций с произведениями искусства, беседа о различных приемах в композиции. Соответствие замысла и воплощения на примере картины Василия Суриков «Боярыня Морозова».
  • Практическая работа : на основе подборки с иллюстрациями произведений художников, выполнить схемы построения композиции.
  • Материалы: белая бумага, фломастеры, уголь, мягкий карандаш.
  • Понятие композиционного центра, вспомогательной периферии, световых и цветовых акцентов.-2часа
  • Роль центра композиции? Где он может располагаться, как как второстепенные детали помогают определить центр в композиции. Влияние цвета и световых контрастов в композиции.
  • Ход занятия : анализ произведений художников, беседа с воспитанницами -какими средствами автор выразил свою идею.
  • Практическая работа : выполнить аппликацию из цветной выкрашенной бумаги на цветном или белом картоне на заданную тему, уметь сконцентрироваться на главном, не вдаваясь в детали, уметь передать идею абстрактными формами.
  • Материалы: бумага белая или цветной картон, гуашь, ножницы.
  • Путь от эскиза к картине.-2часа
  • Замысел, сбор материала, эскизирование, выход на формат.
  • Каким образом строится путь рождения картины? Как выбирается тема, как происходит сбор эскизов, этюдов, набросков?
  • Ход занятия : в беседе раскрывается поэтапное ведение работы над картиной. Понятие «раскадровок» варианты композиционного решения в одной теме. На примере картины П.Пикассо «Гернике» рассматривается весь процесс сбора материалов к картине.
  • Практическая работа : на заданную тему выполняется композиция (не более 2-3 фигур).
  • Материалы: гуашь, цветная бумага, картон.
  • Итоговое задание.-3часа
  • Практическое задание: выполнение композиции на заданную тему (не более 2-3 фигур) в экстерьере или интерьере.
  • Материал: гуашь, акварель, белая бумага.
  • Подготовка к летней школе.-2часа
  • Пленер. Особенности работы на воздухе и в помещении.
  • Ход занятия : беседа с показом слайдов живописных работ, эпизодов выполненных на природе. Импрессионизм в живописи. Этюды и зарисовки на пленере. Воздушная и линейная перспектива на пленере. Умение сконцентрировать внимание при работе с натуры.
  • Практическая работа : зарисовки гербариев или «живых» растений в любой технике.
  • Материал: белая бумага, акварель, карандаш, фломастер, цветные карандаши.
    1. Ожидаемые результаты. Методика их выявления,
    2. диагностики и оценки

      Расширение художественных впечатлений от общения с изобразительной деятельностью разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства; формирование умений и навыков выразительного исполнения художественных произведений в разных видах изобразительной деятельности.

      Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на выставках Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Составление портфолио.

      Развитие умения давать личностную оценку живописи и графике, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным художественным произведениям; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; демонстрировать зрительскую, читательскую культуру во время посещения театров, музеев.

      Воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия живописи, умения анализировать её содержание, форму, изобразительный язык. Расширение представлений о взаимосвязи живописи с другими видами искусства — литературы, музыки, театра, кино .

      5. Методические и дидактическое обеспечение программы.

      Задание для самостоятельной работы

      Методическое обеспечение программы

      Методические материалы к беседам: Штрих и форма. Мягкие материалы и их особенности. Поговорим о графике. Глазомер и пространство. Линия и пятно. Иллюстрация. Станковая графика. Офорт. Сухая игла. Меццатинто Литография. Гравюра. Клаузура Набросок. Эскиз.

      Дидактическое обеспечение программы

      Дидактический материал по изобразительной деятельности

      Упражнения для штрихования

      Упражнения на формирование размытого взгляда

      Комплекс упражнений для обобщенного видения натуры

      Упражнения для смешивания цветов.

      Задания для самостоятельной работы

      Сочинение иллюстрации к любимому стихотворению. Сочинение самостоятельного композиционной работы к предлагаемому рассказу, музыкальному произведению.

      Клаузурное рисование, охарактеризовать с помощью изобразительных средств характер персонажа, его эмоциональное состояние. Импровизация на художественное домысливание, к произведениям музыкального искусства.

      6. Механизм и условия реализации программы

      Механизм реализации программы

      Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков изобразительной деятельности, подчинение основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и выставочным проектам.

      Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствовать развитию целого комплекса умений, совершенствованию творческих навыков, помогает реализовать потребность в общении .

      Условия реализации программы

      Программа будет успешно реализована:

      — если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

      • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
      • будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
      • будет создана библиотека специализированной изобразительной литературы;

      будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

      7. Список использованной и рекомендуемой детям литературы

      Список использованной литературы

      Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

      Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

      Великие тайны. Мифы древности. Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд Волгоград», 1995.

      Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

      Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

      Искусство первобытного общества // Педсовет. № 8. 1998.

      Каменева, Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1984.

      Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. № 4. 1999.

      Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. М.: ACT-Астрель, 2001.

      10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. М.: Росмэн, 1997.

      Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

      Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2007. 141 с. (Программы общеобразовательных учреждений).

      Петербург: три века северной столицы. 1703 год Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. 2001. № 15, 16.

      Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. 1984.№ 11.

      Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. Искусство. 2002. № 20 (260).

      Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. М.: ВЛАДОС, 1997.

      Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

      Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. М.: ВЛАДОС, 2000.

      Шаг за шагом. Искусство. М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

      Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. Искусство. 2001. № 11 (227).

      Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных. // Семья и школа. 1990. № 2.

      Список рекомендуемой детям литературы

      Авсин О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.

      Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1957.

      Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

      Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.

      Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961.

      Кардовский Д.Н. Об искусстве.- М., 1960.

      Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей.- М., 1961.

      Кузин В.С. Наброски и зарисовки. М., 1981.

      Кузин В.С. Психология. М., 1982. Материалы и техника рисунка/ Под. ред. В.А. Королева. М. 1984.

      . Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека, М., 1989.

      Ростовцев Н.Н., Учебный рисунок. М., 1985.

      Учебный рисунок и академия художеств. М., 1990.

      Энциклопедический словарь юного художника.- М., 1983.

      Популярное:

      • Как сделать возврат кассового чека Какие реквизиты должны быть в кассовом чеке Наименование товаров в кассовом чеке Главный реквизит, который должен быть в кассовом чеке, это наименование товаров (работ, услуг, платежа, выплаты). Здесь же указывают их количество, цену за […]
      • Софинансирование пенсии пенсионный фонд ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Вступить в Программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений можно было до 31 декабря 2014 года. Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года Вы […]
      • Правила по кранам 2014г С 7 марта 2014 г. введены в действие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» С 7 марта 2014 г. введены в […]
      • Приказы и распоряжения ректора Приказы и распоряжения КФУ по организации образовательной деятельности Приказы ректора КФУ 2018 год Приказ от 15 августа 2018 г. № 01-03/826 "Порядок организации образовательного процесса в 2018-2019 учебном году" 2017 год Приказ от 22 […]
      • Закон no 157-фз Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" С изменениями и […]
      • Продление софинансирования пенсий В Госдуму внесен законопроект о продлении срока вступления в Программу государственного софинансирования пенсии Предпринимаются меры по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, самостоятельно формирующих пенсионные накопления. […]
      • 549 приказ с Приказ МВД России от 28.07.2017 N 549 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 июля […]
      • Заявление по ст 330 Ответ полиции по факту самоуправства соседа Подскажите пж-та,сосед отключил на распределительном электрощитке над квартирой с лестничной площадки электроэнергию в двух квартирах.Была вызвана аварийная служба и полиция,поданы заявления в […]