Проверка в отношении несовершеннолетнего

Содержание страницы:

Особенности получения объяснения от несовершеннолетнего в рамках проводимой проверки по заявлениям и сообщениям о преступлении.

Александр Щебенев
магистрант СГУ имени Питирима Сорокина,
Россия, г. Сыктывкар
E-mail: alexandr-sh@bk.ru

В науке уголовного процесса по-прежнему остается много нерешенных проблем, касающихся доказательств и доказывания. В частности, вызывает споры доказательственное значение объяснений граждан и должностных лиц. Необходимо сразу отметить, что это обусловлено не только несовершенством УПК РФ, но и тем, что к материалам дела могут быть приобщены объяснения, полученные в рамках как административного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности, так и проверки заявлений и сообщений о преступлениях, т.е. в порядке ст. 144 УПК РФ. Вполне очевидно, что их процессуальный статус различен, но это не снимает с повестки дня вопрос о возможности использования данных источников в доказывании по уголовному делу.

Традиционно в стадии возбуждения уголовного дела выделяют три этапа: принятие и регистрация сообщения о преступлении; проверка сообщения о преступлении; вынесение решения, завершающего данную стадию.

Закрепив возможность проверки сообщения о преступлении, УПК РФ не приводит четкого перечня возможных способов ее осуществления. Анализ отдельных правовых предписаний уголовно-процессуального закона позволяет выделить отдельные проверочные действия, проведение которых допустимо при рассмотрении сообщения о преступлении.

Существенным недостатком выступает тот факт, что закон не определяет порядок производства способов проверки и форму соответствующих процессуальных актов (исключение составляет осмотр места происшествия).

В этой связи представляется необходимым закрепление в УПК РФ способов проверки сообщения о преступлении, их процессуальной формы и механизма реализации, что позволит более эффективно разрешать вопрос о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, усилит гарантии охраны прав и свобод лиц, вовлекаемых в уголовный процесс, обеспечив единый на всей территории Российской Федерации порядок проверочной деятельности на первоначальном этапе судопроизводства. [6, с.31]

В практической деятельности наиболее часто используется такой способ проверки, как получение объяснений. Хотя УПК РФ не предусматривает его в качестве средства проверки, о нем содержится упоминание в части 3 ст. 13 Закона «О Полиции», устанавливающей возможность получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок.

Мы посчитали необходимым рассмотреть вопрос о получении объяснений несовершеннолетних участников проводимой проверки до принятия решения в порядке статьи 145 УПК РФ.

Отметим, что отсутствие указания на возможность получения объяснения в уголовно-процессуальном законе вовсе не означает, что проведение данного действия не предполагает соблюдения определенных правил.

Указанный способ проверки сообщения о преступлении должен основываться на общих принципах уголовного судопроизводства: охраны прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, ее неприкосновенности и прочих (гл. 2 УПК РФ). Это положение согласуется с законодательным предписанием о том, что досудебное производство, включающее проверочную деятельность, является частью уголовного судопроизводства (п. 56 ст. 5 УПК РФ).

При получении объяснения недопустимо применение мер процессуального принуждения, поскольку они сопряжены с ограничением в той или иной мере прав и законных интересов граждан и характерны для стадии предварительного расследования.

Так, к лицу, уклоняющемуся от явки для дачи объяснения, нельзя применять такую меру принуждения, как привод, так как данная мера применяется только к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и свидетелю, если они без уважительной причины не являются по вызову должностного лица (ст. 113 УПК РФ). В подобных ситуациях должностное лицо, осуществляющее проверку, должно ограничиться разъяснением необходимости получения объяснения и его важности для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

По смыслу ст. 191 УПК РФ, при опросе несовершеннолетнего лица должен присутствовать педагог, а в случае необходимости — законный представитель. Особенность процедуры опроса несовершеннолетнего лица заключается в том, что к участию в этом следственном действии привлекаются третьи лица из числа тех, кому ребенок или подросток доверяет, и кто может обеспечить соответствующую психологическую атмосферу допроса. Такими лицами могут быть: педагог, то есть школьный учитель или воспитатель детского дошкольного учреждения, законные представители, то есть родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится ребенок или подросток, иные близкие родственники, которые не охватываются понятием законных представителей, а именно: родные братья и сестры, дедушка, бабушка.

Для участия в опросе несовершеннолетнего лица в возрасте до 14 лет педагог вызывается в обязательном порядке, а в возрасте от 14 до 16 лет — по усмотрению лица, проводящего опрос, в зависимости от уровня развития допрашиваемого, предмета допроса и его сложности, а также других обстоятельств дела.

Необходимо помнить, что всем лицам, присутствующим при опросе несовершеннолетнего требуется разъяснять (лучше под роспись) следующие права:

  1. с его разрешения задавать несовершеннолетнему лицу вопросы;
  2. делать подлежащие занесению в объяснение замечания, касающиеся самой процедуры и содержания процессуального действия, а также правильности записи объяснений, и просить о дополнении и уточнении этой записи.
  3. При определении цели получения объяснения необходимо исходить из того, что данные, содержащиеся в нем, наряду с другими сведениями являются основанием для вынесения обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении. Значит, получение объяснения должно быть направлено на выяснение фактических данных об обстоятельствах совершенного или готовящегося преступления, достаточных для установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела.[5, с. 82]

    Процедура получения объяснения во многом схожа с порядком проведения допроса, хотя и имеет свои особенности.

    При получении объяснения сначала выясняется личность опрашиваемого, в протоколе объяснения фиксируются анкетные данные. Затем всем присутствующим лицам, а именно педагогу, законному представителю несовершеннолетнего, самому несовершеннолетнему, доводятся сущность проводимого действия и соответствующие права. Перед началом опроса лицам разъясняются положения ст. 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, других близких родственников, о чем делается запись в протоколе, удостоверяемая подписью опрашиваемого.

    Отметим, что разъяснение положений ст. 51 Конституции РФ является обязательным в каждом случае получения показаний (объяснений) от того или иного лица как в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении, так и на стадии предварительного расследования. Также разъясняется содержание ст. 18 УПК РФ, закрепляющей право давать объяснение на родном языке или языке, которым владеет лицо, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. При получении объяснения от несовершеннолетнего лица в протокол вносятся фамилии и подписи участвующих при проведении данного процессуального действия родителя, законного представителя, и педагога.

    После разъяснения прав лицо излагает обстоятельства, для выяснения которых оно было вызвано. Опрашивающее лицо, по своему усмотрению выбирает тактику данного проверочного действия.

    Результаты получения объяснения фиксируются в протоколе объяснения. В нем указываются: место, дата и время составления документа; должность, звание, фамилия лица, его составившего; ст. 144 УПК РФ, предусматривающая проведение проверки сообщения о преступлении; данные о лице, дающем объяснение; сообщенные им сведения, отметка об ознакомлении опрашиваемого с содержанием протокола, замечания и дополнения к объяснению; подписи участников рассматриваемого действия.

    Нерегламентированность нормами уголовно-процессуального законодательства формы выражения полученных объяснений, несмотря на содержание ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, закрепляющей возможность их использования в качестве доказательств, при условии соблюдения требований ст. 75 и 89 УПК РФ создает неопределенность у правоприменителей. А.С. Александров и М.В. Лапатников данные изменения уголовно-процессуального законодательства называют революционными и указывают на стирание граней между процессуальной и непроцессуальной деятельностью.[4, с. 27]

    Полагаем необходимым при получении и составлении объяснений руководствоваться положениями, регламентирующими порядок производства допроса, за исключением правила о предупреждении опрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний по ст. 307, 308 УК РФ. О схожести природы данного процессуального действия с допросом свидетельствует и закрепление законодателем права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, круг которых определен законом, а также права пользоваться услугами адвоката (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ). [4, с. 27] Если содержание объяснения включает в себя сведения о преступлении, совершенном или подготавливаемом определенным лицом, необходимо предупредить опрашиваемого об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

    По окончании опроса протокол предъявляется опрашиваемому лицу, а так же педагогу, законному представителю для прочтения. Факт ознакомления и правильность записи объяснения удостоверяется подписью лиц на каждой станице и в конце документа.

    Список использованных источников:

    Нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января; 2014. 7 февраля.
    2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ 30.03.2015. №52 (ч. I). Ст. 4921.
    3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015, с изм. от 06.04.2015) «О полиции» // Российская газета. N 25, 08.02.2011.
    4. Монографическая, периодическая, учебная литература, научные статьи

    5. Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания» // Юридическая наука и практика. Вестник нижегородской академии МВД России. 2013. N 22. С. 23 — 28.
    6. Копылова О.П. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 160 с.
    7. Шадрин В.С., Аракелян К.А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела // КриминалистЪ. 2010. №2(7) . С. 30-35.

    Приморское городское поселение

    Выборгского муниципального района Ленинградской области

    Ответственный дежурный по администрации МО «Приморское городское поселение» 75-101 Единая дежурная диспетчерская служба Выборгского района 2-21-75 Дежурный УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области 3-03-07 Дежурный по УВД п. Советский (ПОЛИЦИЯ) 02 (74-560) Дежурный по УВД п. Рощино (ПОЛИЦИЯ) 02 (64-591) Приморская пожарная часть 01 (75-501) Рощинская пожарная часть 01 (64-783) Скорая помощь 03 (75-085) Газовая служба 04 (75-048) Диспетчер ЖКХ 75-351 Диспетчер энергосетей г. Приморск 2-33-71 Диспетчер энергосетей поселки 2-09-61 Дежурный МЧС 2-22-75 Дежурный ФСБ (г. Выборг) 2-28-38 Экстренные оперативные службы: (единый номер) 112, временный номер 8(812)456-1-112 Экстренные службы с мобильных средств связи: пожарная охрана 101, полиция 102, скорая помощь 103

    Выборгской городской прокуратурой, 06.02.2018 проведена проверка исполнения законодательства в отношении несовершеннолетних

    Выборгской городской прокуратурой, 06.02.2018 проведена проверка исполнения законодательства в отношении несовершеннолетних частным детским садом-клубом «Мечта» индивидуального предпринимателя Замаховой М.С. (далее Частный детский сад), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории пос. Симагино Выборгского муниципального района.

    Прокурорская проверка проводилась с привлечением специалистов контролирующих органов.

    В ходе прокурорской проверки частного детского сада установлено, что двухэтажное здание детского сада располагается на огражденной территории, детский сад посещает 15 несовершеннолетних, в возрасте от 1,6 до 5 лет. С родителями несовершеннолетних воспитанников заключены договоры на оказание дополнительных образовательных услуг, присмотра и ухода за ними. Трудоустроено 6 человек.

    Проверкой выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, трудового законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере противодействия коррупции, законодательства о лицензировании.

    В саду осуществляется образовательная деятельность, дети посещают занятия музыки, окружающий мир, хореография, рисование, английский язык, согласно расписания занятий для детей. Индивидуальным предпринимателем соответствующая лицензия на образовательную деятельность в установленном законом порядке не получена.

    Трудоустроенными лицами не предоставлены сведения, установленного образца об отсутствии судимости.

    Руководителем организации не разработаны и не утверждены мероприятия в сфере противодействия коррупции.

    В связи с выявленными нарушениями законодательства в отношении индивидуального предпринимателя прокурором вынесено 5 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушений, внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения законодательства.

    Проверка в отношении несовершеннолетнего

    В. С. ШАДРИН, К. А. АРАКЕЛЯН

    ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
    В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ РЕШАЕТСЯ ВОПРОС
    О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

    Назначение уголовного судопроизводства, согласно ст. 6 УПК РФ, заключается как в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, так и в равной степени в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Если же перспектива привлечения к уголовной ответственности в силу сложившихся обстоятельств открывается перед несовершеннолетними, то следует вести речь о повышенной степени защиты, в том числе посредством участия законного представителя несовершеннолетнего в уголовном процессе.

    Необходимость законного представительства несовершеннолетних обусловлена тем, что им трудно самостоятельно реализовать предоставленные права в силу того, что их личность находится еще в состоянии становления, развития, они не обладают достаточным жизненным опытом, не могут в должной мере осознавать характер и значение возникающей для них опасности незаконного и необоснованного уголовного преследования. Цель участия законных представителей в уголовном судопроизводстве сводится к замещению отсутствующей у несовершеннолетнего уголовно-процессуальной дееспособности, а содержание законного представительства заключается в защите прав и законных интересов несовершеннолетнего. Одновременно следует отметить, что профессиональная защита прав и законных интересов несовершеннолетнего, вовлеченного в уголовное судопроизводство, связана с реализацией другой формы обеспечения права на защиту — посредством обязательного участия защитника(1).

    Исходя из п. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями признаются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый.

    Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в случае, когда несовершеннолетний не имеет родителей, либо проживает один, либо у лица, не признанного опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего суд вызывает представителя органа опеки и попечительства(2).

    Потребность в защите прав и законных интересов несовершеннолетнего возникает с момента вовлечения его в уголовное судопроизводство, уже на стадии возбуждения уголовного дела. Но, к сожалению, участие законных представителей на данной стадии уголовного процесса не только не регламентируется уголовно-процес-суальными нормами, но и вообще не предусматривается.

    В то же время анализ общих положений уголовно-процессуаль-ного закона свидетельствует о том, что наряду с объективной необходимостью имеется и надлежащая правовая основа для введения в уголовное процессуальное право норм, способных сделать участие законных представителей несовершеннолетних на начальной стадии уголовного процесса реальным и достаточно эффективным.

    Под уголовным судопроизводством подразумевается досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ст. 5 УПК РФ). При этом в уголовно-процессуальном законе разъясняется, что досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения уголовного дела по существу (п. 9 ст. 5 УПК РФ). Дознаватель, следователь обязаны принять и проверить поступившее сообщение о любом совершенном и готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в установленный законом срок (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Исполняя возложенные на них процессуальные обязанности по принятию и проверке полученных сообщений о преступлении, указные должностные лица вступают в уголовно-процессуальные отношения с заявителями и лицами, вовлекаемыми в их проверочную деятельность(1), осуществляют уголовное судопроизводство.

    Таким образом, защита личности от возможного незаконного и необоснованного уголовного преследования и ограничения ее прав и свобод должна осуществляться с момента получения должностными лицами органа дознания или предварительного следствия сообщения о преступлении.

    Если в поступившем заявлении указывается конкретное лицо, совершившее преступление, или сведения о таком лице появляются в ходе проверочной деятельности, то в отношении его могут производиться процессуальные действия в целях выяснения его причастности к совершению преступления, которые так или иначе затрагивают его законные интересы. По существу в отношении данного лица начинает осуществляться уголовное преследование. Пусть пока еще в достаточно неопределенной, первичной форме, но тем не менее обуславливающей необходимость обеспечения лицу права на защиту, права на отстаивание своих законных интересов посредством реализации имеющихся у него прав, а также иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным законом.

    Лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с наличием сведений о возможном совершении им преступления, неизбежно оказывается под подозрением, фактически является подозреваемым. Формально участник уголовного процесса приобретает процессуальный статус подозреваемого уже на стадии предварительного расследования, а именно когда в отношении его уже возбуждено уголовное дело, либо он задержан по подозрению в совершении преступления, либо при производстве предварительного расследования в форме дознания он уведомлен о подозрении в совершении преступления, либо к нему применяется мера пресечения до предъявления обвинения (ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Однако, как разъясняет Конституционный Суд Российской Федерации, необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование. При этом факт уголовного преследования и, соответственно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться как актом о возбуждении уголовного дела, так и проведением следственных действий и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений в отношении его(2). В том числе может производиться опрос несовершеннолетнего с последующим составлением объяснения.

    Такое процессуальное действие, как получение объяснения, действующим уголовно-процессуальным законом,

    в отличие от УПК РСФСР, не предусматривается. Однако практика получения объяснений в связи с решением вопроса о возбуждении уголовного дела повсеместно распространена. Результаты проведенного уже после введения в действия УПК РФ исследования показали, что объяснения от лиц, предполагаемо осведомленных об обстоятельствах совершения преступления, в том числе заявителей, были получены в 89,2% случаев проведения проверки на стадии возбуждения уголовного дела(1).

    Хотя в настоящее время суды предпочитают не рассматривать объяснения в качестве доказательств, так как для получения вербальной информации, способной приобретать доказательственное значение в уголовном процессе в качестве показаний, существует специальный порядок в форме допроса(2), тем не менее сообщение несовершеннолетним о себе сведений инкриминирующего характера способно иметь для него негативные последствия. Подобного рода сведения, получение которых не обеспечивается необходимыми гарантиями прав личности и поэтому не исключает неправомерного воздействия на несовершеннолетнего, в силу возрастных особенностей обладающего повышенной внушаемостью, могут привести следователя, дознавателя к необоснованному решению о возбуждении уголовного дела. Кроме того, в случае возбуждения уголовного дела ранее данное объяснение может оказывать влияние на формирование позиции несовершеннолетнего при даче им показаний на допросе. Поэтому весьма желательно участие в получении объяснения от несовершеннолетнего, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, его законного представителя.

    На стадии возбуждения уголовного дела несовершеннолетний может быть освидетельствован в соответствии с ч. 1 ст. 179 УПК РФ, не исключается и производство с его участием осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Законный представитель должен иметь право ходатайствовать об участии в указанных следственных действиях и вправе рассчитывать на удовлетворение его ходатайства при наличии данных о возможном причинении ущерба правам и законным интересам несовершеннолетнего.

    Когда в положении лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, оказывается несовершеннолетний, в силу возрастных особенностей еще не достигший достаточно зрелого психофизиологического развития, возникает необходимость в усиленной охране и защите его от проявления незаконного и необоснованного уголовного преследования, а также ограничения его прав. Подобный вывод не только следует из анализа положений ст. 6 УПК РФ, но и полностью согласуется с требованиями норм международного права, в соответствии с которыми защита прав и законных интересов несовершеннолетних, подвергаемых уголовному преследованию, должна осуществляться надлежащим образом независимо от стадии уголовного процесса(3).

    Уголовно-процессуальный закон предусматривает наряду с обязательным участием защитника участие законного представителя несовершеннолетнего, подвергающегося уголовному преследованию, в качестве средства обеспечения его прав и законных интересов, позволяющего так или иначе компенсировать отсутствие у него, по сравнению с взрослыми лицами, возможностей в полной мере использовать свои права и самостоятельно себя защищать, но, к сожалению, только после возбуждения уголовного дела (ст. 48 УПК РФ).

    В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего. При этом законный представитель вправе: 1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; 2) присутствовать при предъявлении обвинения; 3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника; 4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; 5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; 6) предоставлять доказательства; 7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме. Как видим, перечень прав законного представителя, которые предоставляются ему в стадии предварительного расследования, довольно внушительный, позволяющий активно отстаивать законные интересы несовершеннолетнего, подвергающегося уголовному преследованию, и успешно защищать его права. Не менее значительным комплексом процессуальных прав наделяется законный представитель несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании (ст. 428 УПК РФ).

    Между тем препятствия осуществлению прав и удовлетворению законных интересов несовершеннолетнего лица могут возникать и, как правило, возникают уже на стадии возбуждения уголовного дела. Последствия неудовлетворительного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего на данной стадии уголовного процесса могут иметь негативное значение для законности и обоснованности уголовного судопроизводства в целом. Недостаточная защищенность личности несовершеннолетнего, его обусловленная возрастными особенностями пассивность, недооценка возникающей в отношении его угрозы вполне могут привести к незаконному и необоснованному возбуждению уголовного дела. Кроме того, неверные или неадекватные ситуации действия несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела, не исключающие самооговора, могут отрицательно повлиять на ход дальнейшего производства по уголовному делу. В частности, они могут приводить к проявлению в деятельности органов предварительного расследования обвинительного уклона, который не всегда может быть полностью устранен последующим вступлением законного представителя и защитника несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в производство предварительного расследования. Поэтому существует настоятельная необходимость законодательного разрешения проблем участия законного представителя несовершеннолетнего на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    В советском уголовном процессе допуск к участию в уголовном судопроизводстве законных представителей несовершеннолетних, подвергаемых уголовному преследованию, обычно связывался лишь с приобретением несовершеннолетним процессуального статуса обвиняемого(1).

    В современном российском уголовном судопроизводстве, основанном на Конституции Российской Федерации, в ст. 2 которой впервые в истории России человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних должно быть поднято на гораздо более высокий уровень. Соответственно, проблемы законного представительства несовершеннолетних вообще и при решении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в частности, с учетом их явно недостаточного правового регулирования, в настоящее время являются предметом пристального внимания ученых-процессуалистов.

    Обоснованно вызывает критику действующий уголовно-процессуальный закон. Законодатель не раскрывает категории несовершеннолетних, нуждающихся в защите прав и законных интересов в рамках уголовного процесса(1). Нормы УПК РФ регулируют представительство несовершеннолетних непоследовательно, фрагментарно, изобилуют пробелами и неясностями. Решение многих вопросов, касающихся представительства несовершеннолетних в уголовном процессе, отдано на откуп субъективному усмотрению должностных лиц, осуществляющих и направляющих уголовное судопроизводство(2). Имеющиеся проблемы нормативного регулирования законного представительства несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства свидетельствуют о недооценке его законодателем, несмотря на всю его значимость(3).

    И действительно, в положениях общей части УПК РФ, определяющих состав и процессуальный статус участников уголовного судопроизводства, ничего не говорится о несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела, а также об их законных представителях, оставлено законодателем без внимания и участие законных представителей названной категории несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела.

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ одним из поводов для возбуждения уголовного дела является явка с повинной. Вместе с тем в уголовно-процессуальном законе довольно лаконично раскрываются понятие заявления о явке с повинной как добровольного сообщения лица о совершенном им преступлении, а также форма и порядок фиксации данного заявления в процессуальных документах (ст. 142 УПК РФ). О возможности, более того, об обязательности участия законного представителя несовершеннолетнего в таком действии, как заявление о явке с повинной, даже не упоминается.

    Следователи, дознаватели в случае прибытия вместе с несовершеннолетним, желающим сделать заявление о явке с повинной, его родителей, как правило, не возражают против их участия в данном действии. Видимо, принимается во внимание, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации). В случае принятия от несовершеннолетнего устного заявления о явке с повинной участие законных представителей отражается в соответствующем протоколе. Однако не исключается и иное.

    Целесообразность привлечения законных представителей к участию в заявлении несовершеннолетним о явке с повинной в отдельных случаях стимулируется судебной практикой. Так, в Калининградской области оправдательный приговор, вынесенный судом первой инстанции в отношении несовершеннолетнего К., явился следствием нарушения требований уголовно-процессуального закона. В числе допущенных в досудебном производстве нарушений, послуживших основанием для оправдания подсудимого, в качестве основного названо оформление протокола при принятии заявления о явке с повинной без участия защитника и законного представителя несовершеннолетнего(4).

    Однако судебная практика не может компенсировать и тем более заменить соответствующие нормативные требования, которые должны быть предусмотрены уголовно-процессуальным законом.

    Необходимо учитывать, что заявление о явке с повинной может явиться самооговором или результатом какого-либо неправомерного воздействия на несовершеннолетнего со стороны должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, или просто неспособности несовершеннолетнего осознать в данной ситуации свои законные интересы и должным образом их отстоять.

    В юридической литературе высказывались предложения в целях обеспечения законных интересов несовершеннолетних ввести в уголовно-процессуальный закон специальную статью, в которой предусмотреть: «Несовершеннолетний вправе заявить о совершенном преступлении в присутствии законного представителя, а также пользоваться услугами защитника, переводчика, защитника»(1). Предложение, несомненно, заслуживает внимания и поддержки. Однако более рациональным представляется, во-первых, при изложении в законе особенностей обеспечения законных интересов несовершеннолетнего в момент заявления о явке с повинной акцент сделать не на его правах, а на создании надлежащих условий участия в данном действии его законного представителя, а также защитника, во-вторых, не вводить отдельную статью, а дополнить ст. 142 УПК РФ частью 3 примерно следующего содержания: «Заявление о явке с повинной несовершеннолетнего производится с участием его законных представителей и защитника, о чем делается запись в соответствующем протоколе. В случае поступления заявления о явке с повинной от несовершеннолетнего в письменном виде, об этом незамедлительно уведомляются его законные представители и защитник».

    Законный представитель должен также иметь возможность противодействовать принятию незаконного или необоснованного решения о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, а также об отказе в возбуждении уголовного дела, если избранное следователем, дознавателем основание для такого отказа не соответствует результатам проверки сообщения о преступлении и вступает в противоречие с законными интересами несовершеннолетнего.

    При этом законному представителю должны быть предоставлены права, сходные по содержанию с правами законного представителя подозреваемого на стадии предварительного расследования (ч. 2 ст. 426 УПК РФ) и, по существу, производные от них(2).

    Как минимум это право:
    знать повод для возбуждения уголовного дела;
    присутствовать при заявлении о явке с повинной, опросе несовершеннолетнего, а также с разрешения следователя или дознавателя при производстве с участием несовершеннолетнего освидетельствования и осмотра места происшествия, в случае проведения их до возбуждения уголовного дела;
    знакомиться с результатами опроса и следственных действий, производимых с участием несовершеннолетнего, а также с материалами проверки сообщения о преступлении, послужившими основаниями для принятия решения о возбуждении уголовного дела;
    заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, дознавателя.

    Предложенные выше меры, как представляется, помогут оптимизировать обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

    Органы прокуратуры области провели проверки комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Прокуроры городов и районов области проверили исполнение территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссии) требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении в отношении несовершеннолетних и их родителей дел об административных правонарушениях.

    Выявлены факты ухода от ответственности по причине нарушения комиссиями требований законодательства некоторых лиц, в чьих действиях имелись признаки составов административных правонарушений.

    Так, комиссиями Нижнеломовского района, Железнодорожного и Первомайского районов г. Пензы нарушался установленный КоАП РФ порядок извещения привлекаемых к ответственности лиц о дне и месте рассмотрения дела.

    К примеру, комиссией Нижнеломовского района 7 раз назначалось рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении гражданина, привлекаемого к ответственности по части 1 статьи 6.10 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ). Однако о дне и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями закона он не извещался, в связи с чем на заседания не явился. В итоге производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.

    Аналогичные нарушения повлекли прекращение производства по делам в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности в Нижнеломовском районе и Железнодорожном районе г. Пензы в отношении родителей, не исполнявших обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ), в Железнодорожном и Первомайском районах г. Пензы – в отношении несовершеннолетних, появившихся в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), а в Железнодорожном районе г. Пензы еще и лиц, вовлекавших детей в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ).

    Комиссией Первомайского района г. Пензы без учета требований КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения, в отсутствие мотивации и при наличии существенного нарушения охраняемых общественных отношений освобождены от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения двое несовершеннолетних, употреблявших алкогольную продукцию, куривших табак.

    В целях устранения нарушений законодательства и обеспечения должного контроля за работой территориальных комиссий прокуратура области внесла представление председателю Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области.

    Акт прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

    Урегулированы отдельные вопросы, связанные с установлением, а также осуществлением опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан

    В целях реализации отдельных положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и Семейного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены правила, регламентирующие, в частности: процедуру подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей в семью на воспитание; осуществление отдельных полномочий органов опеки и попечительства медицинскими, образовательными и иными организациями; порядок заключения договора об осуществлении опеки или попечительства; создание приемной семьи; проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных и обеспечения их прав и законных интересов.

    Кроме того, утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом. Так например, установлено, что гражданин, выразивший желание стать опекуном, должен заручиться письменным на то согласием совершеннолетних членов семьи (с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста) и предоставить документ о прохождении соответствующей подготовки (органом опеки и попечительства организуются обучающие семинары, тренинговые занятия, в том числе по вопросам педагогики, психологии, основам медицинских знаний).

    Органы опеки и попечительства обязаны также обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия, для определения готовности к приему ребенка в семью. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов органы опеки и попечительства проводят плановые и внеплановые проверки. Определена периодичность плановых проверок, основания проведения внеплановых проверок, а также цели и задачи их проведения.

    Последнее обновление информации: 27.05.2009

    «Прокуратурой проводится проверка по факту совершения действий сексуального характера в отношении несовершеннолетнего»

    Автор: Прокуратура республики · Published 29 июля 2015 · Updated 29 сентября 2016

    Прокуратура Алданского района проводит проверку по факту совершения работником Муниципального учреждения дополнительного образования детей-детский оздоровительно-образовательный лагерь «Берег Дружбы» действий сексуального характера в отношении 13-го воспитанника Алданского детского дома.

    Установлено, что 26 июля 2015г. сторож МБОУ ДОД ДООЛ «Берег Дружбы», находясь на территории лагеря, совершил действия сексуального характера с применением насилия в отношении несовершеннолетнего.

    По данному факту Следственным отделом по Алданскому району СУ СК РФ по РС(Я) в отношении сторожа возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (действия сексуального характера с применением насилия в отношении лица не достигшего 14-го возраста, с использованием беспомощного состояния потерпевшего).

    В ходе проверки прокуратурой будет дана оценка работе администрации лагеря «Берег дружбы», а также органов системы профилактики и приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.

    Популярное:

    • Нотариусы октябрьского района иркутск Вы искали " нотариус иркутск октябрьский район " Удостоверение фактов нахождения гражданина в определенном месте Нотариус Лутошкина Ольга Николаевна Иркутск, улица Карла Либкнехта, 107Б (Октябрьский район) пн-пт 9:00-17:00, обед […]
    • Телефон нотариуса в иваново Нотариусы Иваново Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Бабашова Ольга Михайловна Телефон: +7(4932)417717 Адрес: […]
    • Ст 138 ук рф 2018 Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений 1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан — 2. То же деяние, совершенное […]
    • Видеонаблюдение федеральный закон Видеонаблюдение: юридические аспекты Установка системы видеонаблюдения и ее использование является весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка на предприятии, помогает пресекать противоправные действия […]
    • Приказ минюста 144 Приказ Минюста России от 30.05.2018 N 91 "О признании утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 10.08.2017 N 144 "Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил […]
    • Журнал юрист 2013 Юрисконсульт в строительстве Правовой фундамент для руководителей стройиндустрии «Юрисконсульт в строительстве» - специализированный журнал для юристов, работающих в области строительства, и руководителей строительных организаций. Журнал […]
    • Судья 235 суда Судья 235 суда Фурасьева Елена Викторовна Телефон: тел./факс 8(49667)3-16-04 руководитель аппарата Акинина Ирина Павловна секретарь суда Кукурудзяк Марина Александровна секретарь судебного заседания Васильева Наталья Владимировна График […]
    • Институт управления и правил Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики под научно-методическим руководством ООН РАН Правила перевода в Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики Порядок ПЕРЕВОДА обучающихся из других […]