Система налогов на производителей обеспечивает

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
  • Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    Социальная функция налогов

    Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

    На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

    Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Основы экономической теории
для специальности 0601
Экономико-промышленный техникум
Томск-2001

№ 1
При дефиците удобрений фермер был согласен платить за них высокую цену. Через месяц ему предложили купить те удобрения впрок, но он соглашался на существенно меньшую цену. Этот факт иллюстрирует:
• закон убывания предельной полезности.

№ 2
Стоимость бумажных денег:
• может уменьшаться или увеличиваться по разным причинам.

№ 3
Фермер заключил договор на поставку будущего урожая на склад торговой фирмы по согласованной цене. Это:
• форвардная сделка.

№ 4
Продажа товара по искусственно заниженным ценам называется:
• демпингом.

№ 5
Разница между стоимостью экспорта и импорта называется:
• прибылью от внешней торговли.

№ 6
В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего
• величина предложения на кофе уменьшиться.

№ 7
Выпуск государственных облигаций:
• уменьшает инфляцию.

№ 8
Что экономическая теория рекомендует правительству страны, попавшей в полосу спада, относительно нормы банковского резерва?
• уменьшить, чтобы снизить инфляцию и увеличить инвестиции.

№ 9
Налог на добавленную стоимость, акцизы:
• косвенный.

№ 10
При перепроизводстве:
• величина предложения превышает величину спроса.

№ 11
Величина предложения — это
• количество товара, которое производители хотят и имеют возможность предложить к продаже по данной цене.

№ 12
Система налогов на производителей обеспечивает
• перераспределение доходов.

№ 13
Люди ожидают повышения цен на бытовую технику. В результате на этом рынке:
• спрос увеличится.

№ 14
Предположим, что ВНП увеличился с 500 млрд. долл. до 600 млрд. долл., а дефлятор ВНП со 125 до 150. При таких условиях величина реального ВНП:
• не изменится.

№ 15
Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:
• циклической формой.

№ 16
Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:
• те, кто стал должником, когда цены были ниже.

№ 17
Если номинальный ВНП составляет 4000 млрд. долл., а объем спроса на деньги для сделок составляет 800 млрд. долл., то:
• в среднем, каждый доллар обращается 5 раз в год.

№ 18
Это положение не имеет отношения к определению предмета экономической теории:
• неограниченные производственные ресурсы.

№ 19
Что, например, изучает микроэкономика:
• производство сахара и динамику его цены.

№ 20
Общий уровень цен и безработица в экономической системе изучается в курсе:
• макроэкономика.

№ 21
Кривая производственных возможностей показывает:
• альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.

№ 22
Если рыночная цена ниже равновесной, то:
• возникает дефицит товаров.

№ 23
Постоянные издержки фирмы — это:
• издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.

№ 24
Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10 %, а объем производства возрастает при этом на 15 %, то в этом случае:
• наблюдается положительный эффект масштаба.

№ 25
Повторный счет при определении ВНП и ВВП возникает при сложении
• производство железной руды и чугуна.

№ 26
Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:
• повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов.

№ 27
Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:
• фискальной политикой.

№ 28
Деньги служат
• средством обращения;
• средством сохранения ценностей;
• счетной единицей.

№ 29
Норма обязательных резервов
• вводится прежде всего как средство ограничения денежной массы.

№ 30
В банке имеется депозит величиной 10000. Норма обязательных резервов установлена в 25%. Этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд на:
• 7500.

№ 31
Перечень факторов производства:
• земля, труд, предпринимательские способности, капитал.

№ 32
На графике изображена кривая производственных возможностей. В какой из указанных на графике точек эффективность использования ресурсов самая высокая:

• ни в одной из этих точек

№ 33
Если вы провели выходной день, читая купленную накануне книгу, то альтернативные издержки такого время провождения представляют:
• удовольствие посидеть в это время перед телевизором.

№ 34
Изменение какого фактора не вызовет сдвига кривой спроса:
• цены товара.

№ 35
Рост цены на сырье, необходимое для производства товара, вызовет:
• сдвиг кривой предложений влево.

№ 36
Что вызвало сдвиг кривой спроса на товар Х:
• усиленная реклама товара Х вызвала повышенный интерес к нему потребителей.

№ 37
Антимонопольное законодательство, действующее во многих странах, нацелено на обеспечение:
• условий конкуренции.

№ 38
Олигополия — это рынок
• несколько крупных фирм.

№ 39
Если рост цен не превышает 10% в год, то эта инфляция:
• умеренная.

№ 40
К ценным бумагам с нефиксированным доходом относятся:
• акции.

№ 41
Если экономические вопросы решаются частично государством и частично рынком, то эта экономика:
• смешанная.

№ 42
Фирма получит максимальный объем прибыли, если:
• предельные издержки равны предельным доходам (цене единицы продукции).

№ 43
Состояние государственного бюджета, для которого характерно превышение расходной части над доходной называется:
• бюджетный дефицит.

№ 44
Ценовая дискриминация — это:
• установление различных цен на одну и ту же продукцию на двух различных рынках.

№ 45
Рынок, на котором фирма является ценодателем:
• монополия.

Тест по теме: Налоговая система и налоговая политика. 10-11 классы

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Тест по теме: Налоговая система и налоговая политика. 10-11 классы

1. Что относится к экономическим функциям государства:

1. обеспечение политической стабильности в стране 2.участие в решении глобальных проблем

3. создание общественных благ 4. обеспечение национальной безопасности

2. К прямым методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику;

2) денежно-кредитную политику;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) прогнозирование развития отдельных отраслей экономики.

3. Что не относится к механизмам государственного регулирования рыночной экономики:

1). фискальная политика 2) стабилизационная политика

3). монетарная политика 4) правовое регулирование

4. Налоги возникли в результате:

1) развития торговли; 2) появления государства;

3) становление промышленности; 4) формирование товарно-денежных отношений.

5 .Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

1) прямой налог 2) косвенный налог

3) государственная пошлина (сбор) 4) натуральный налог

6 .Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б . Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

7. Верны ли следующие суждения?

А Плата за пользование государственным имуществом.

Б Установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж.

8. Налогом в РФ облагается следующий доход потребителя:

1) пенсия 2) стипендия 3) заработная плата 4) пособие по безработице

9. Объектом косвенного налогообложения является:

1) доход 2) товар 3) имущество 4) земля

10 .Какой налог относится к прогрессивным:

1) налог с неизменной ставкой, не зависящей от величины облагаемого дохода;

2) налог, ставка которого увеличивается при росте величины облагаемого дохода;

3) налог, ставка которого уменьшается при росте величины облагаемого дохода.

4) любой косвенный налог

11. Увеличение налогов на производителя

1) снижает расходы потребителя 2) увеличивает прибыль производителя

3) снижает рост производства 4) увеличивает производительность труда

12. Верны ли следующие суждении о налогах?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства.

13 .Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

Б . Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.

14. Налоговая политика государства направлена на

1) Определение объема денежной массы в обращение 2) Увеличение числа товарных бирж

3) Снижение социальных потребностей 4) Перераспределение доходов

15. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16 .Функции системы налогообложения в стране заключаются в:

1) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

2) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

3) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов;

4) перераспределении доходов между различными категориями населения страны;

Задания части В.

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Регулирование государственного бюджета

Контроль за денежной массой

В 2. Установите соответствие между видами статей госбюджета и их конкретным выражением.

А. личный подоходный налог 1. расходная статья

Б. проценты по государственным облигациям 2.доходная статья

В. акцизные сборы

Г. выплата жалования военнослужащим

Д. обслуживание государственного долга

В3. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

налог на наследство

налог на имущество

налог на добавленную стоимость

В4.Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу:

1.обязательность уплаты 2.возвратный характер 3.безвозмездность

4. законность 5. пропорциональность доходу 6.гарантированность

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В минувшие выходные в Государственная Дума обсуждала вопрос о повышении акцизных марок.

(Б) Они прошли, по данным СМИ, в условиях высокой активности депутатов.

(В) Полагаем, что данное обсуждение связано с возрастанием количества больных раком легких и пропагандой значимости здорового образа жизни социума.

(Г) Государственная Дума — это прежде всего и главным образом законодательный орган, выполняющий законотворческую функцию с учетом интересов всех жителей данной страны

(Д) Результаты дебатов обсуждаются политологами и населением

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений.

В6 . Всавьте по смыслу в текст пропущенные слова

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с ………А) в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных …….Б) государства. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из………… В), региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту ……….Г) государств.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения:

-принцип ……..Д), который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип ………Е), заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип …………Ж), который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

1) юридические лица 2) проблемы 3) экономичности 4) федеральные 5)справедливость

6) плательщики 7) задачи 8) федеративные 9) определенность

В7.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех других понятий и запишите цифру, под которой оно записано.

прямой налог 2) прогрессивный налог 3) налогоплательщики 4) налоговая система

5) пошлина 6) таможенная пошлина 7) косвенный налог 8) пропорциональный налог

Система налогов на производителей обеспечивает

3.3. НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, например, налог на добавленную стоимость, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей. Логика здесь очевидна — НДС приводит к увеличению цены на товар, а значит, к снижению равновесных объемов. То есть приводит к уменьшению производственной программы, снижению общего размера прибыли и ухудшению состояния на предприятии. Почему же этот налог следует считать налогом на покупателя, а не на производителя?
Очевидно, что любой налог на производителя приводит к изменению положения поверхности предложения в пространстве цена-объем-доход.
Для целей анализа данного параграфа цену товара Р следует рассмотреть как сумму двух слагаемых: условно-постоянной части цены Рo (той части себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции — амортизация, ремонтный фонд и т.п.) и условно-переменной части цены (сырье, материалы, оплата труда, прибыль) P1:
Р = Рo + P1. (3.3.1)
Такая постановка позволяет рассмотреть наиболее полно существующие налоги на производителей в трехмерном пространстве.
Налоги на имущество, на землю, на пользование природными ресурсами и многие другие способствуют увеличению размера первого слагаемого суммы.
Значительно большее количество налогов способствует увеличению второй составляющей цены — отчисления в многочисленные фонды социальной направленности (соцстрах, обязательное медицинское страхование и т.п.), налог на прибыль и акциз, НДС. В эту же группу налогов следует отнести и множество мелких налогов, исчисляемых от различных элементов себестоимости. В России это налог на содержание милиции, жилкомхоза и т.п.)
Для того, чтобы осуществить правильный анализ налогов на потребителей, необходимо вернуться к кривой предложения.
Хочу повторить, что поверхность предложения в пространстве объем-цена-доход проецируется на плоскость цена-объем именно на эту кривую, так как предложение в данном случае рассматривается как независящее от доходов потребителя. Случай активного маркетинга не рассматривается.
На рисунке 3.3.1 изображена эта кривая и тот ее вариант, когда налог берется от условно-постоянных затрат себестоимости.
При этом кривая сдвигается параллельно самой себе вправо на величину начисленных налогов Н1. Каковы будут последствия действия этого налога?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена — объем — доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости. С учетом того, что разбираемый случай является простейшим, такие построения будут сейчас излишними — по сравнению с построениями первых параграфов данной работы изменится лишь то, что поверхность предложения сдвинется вдоль оси цен параллельно самой себе.


Рисунок 3.3.1. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно постоянных затрат

При этом для товара повседневного спроса произойдет параллельный перенос равновесной кривой. Ее проекции будут смещены на плоскости объем-доход вправо вдоль оси доходов, на плоскости объем-цена — вдоль оси цены, а на плоскости цена-доход — по направляющей, проходящей под углом к этим двум осям.
Таким образом, налогообложение условно-постоянных затрат товаров повседневного спроса приводит к повышению их цен и изменению структуры потребления данного товара. При этом следует отметить, что части лиц с низкими доходами товар становится недоступным — их доходы не позволяют приобрести хотя бы единицу товара. Значит, реальный уровень благосостояния у этой группы лиц уменьшается и очень заметно. Часть лиц с высоким уровнем дохода увеличивает объемы потребления данного товара и платит за него несколько большую цену, чем ранее. Уровень благосостояния у этой группы также уменьшается, но практически незаметно для нее.
Сложнее обстоит дело с товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. Линия максимальных объемов поверхности спроса с увеличением цены имеет тенденцию к снижению величины объемов и стремится при этом к нулевым объемам. Поэтому параллельный сдвиг поверхности предложения вдоль оси цен приводит не только к смещению равновесной кривой вдоль оси доходов, но и к изменению ее конфигурации — уменьшаются и величины равновесных объемов.


Рисунок 3.3.2. Влияние налога на условно-постоянную часть цены продукции для товара, не являющегося необходимым

На рисунке 3.3.2 показана проекция равновесной кривой без налогообложения (сплошной линией) и при введении такого налога (пунктирной линией). Из графика данного рисунка со всей очевидностью следует, что данный вид налогообложения товаров, не являющихся предметами первой необходимости, приводит как к уменьшению объемов производства и приобретения, так и к увеличению цен. Размеры этого увеличения или уменьшения вовсе не являются пропорциональными величинам налоговых ставок — поверхность спроса и поверхность предложения не линейны. Поэтому их сдвиг приводит к непропорциональному изменению месторасположения равновесной кривой.
Для отдельных производств этот тип налогообложения может оказаться губительным, особенно в том случае, когда объем спроса резко падает с увеличением роста цен, а производство не имеет мощных основных фондов.
Как повлияет на рыночное равновесие другой тип налогообложения — установление налогов, пропорциональных объему выпускаемой продукции? Вначале вновь надо построить кривую предложения на плоскости цена-объем и рассмотреть, как изменится вид и месторасположения кривой, а значит, и поверхности предложения в этом случае.


Рисунок 3.3.3. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно-постоянных затрат

На рисунке 3.3.3 изображена эта кривая, а также ее вариант в случае, когда налог берется в зависимости от части цены -условно-переменных затрат. При этом кривая, очевидно, начинается из той же точки Рo, что и ранее, но с увеличением объемов становится все более и более пологой, так как с увеличением объемов предложения увеличивается и сумма налога в цене.
Как скажется на рыночном равновесии такое действие налога?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена-объем-доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости пространства.
С учетом того, что разбираемый случай является более сложным, чем предыдущий, и не каждый читатель в состоянии представить себе ситуацию в уме, следует сделать эти построения графически. Читатель, который может это сделать самостоятельно, пропустит следующие ниже построения.
Для того чтобы получить искомое изображение на графике, воспользуюсь уже имеющимся опытом построения ряда параграфов первой части книги и теми результатами, которые в этой части были уже получены.
Алгоритм построений изображен на графике рисунка 3.3.4. Для облегчения восприятия моих действий, поверхность спроса выделена более жирными линиями, чем две поверхности предложения (одна из которых изображена пунктирной линией).


Рисунок 3.3.4. Влияние налога на условно-переменную часть цены товара первой необходимости и равновесная кривая

На рисунке 3.3.4 изображена поверхность спроса для товара первой необходимости, а также две поверхности предложения — без налога и с налогом на условно-переменную составляющую цены. Легко убедиться в том, что кривая рыночного равновесия изменила свое положение в пространстве цена-объем-доход — она стала более пологой относительно оси объемов и вытянутой вдоль плоскости цена-доход. Проекции этих двух кривых на ортогональные плоскости пространства объем-доход и цена-доход изображены соответственно на рисунках 3.3.5 и 3.3.6.


Рисунок 3.3.5. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из графика рисунка 3.3.5 видно, что равновесная кривая при налогообложении условно-переменной части цены в значительной степени изменила свой характер. Равновесные объемы потребления товара при этом в зависимости от дохода несколько уменьшились для группы лиц с невысокими доходами. Они же значительно увеличились для лиц с высокими доходами (пунктирная линия рисунка 3.3.5).
По сути, максимум проекции равновесной кривой на плоскость объем-цена стал значительно более пологим, чем до подобного вида налогообложения. Это означает, что максимальные объемы потребления этого товара значительно увеличиваются, что, естественно, влечет за собой и рост общего объема производства товаров первой необходимости, со всеми вытекающими из этого последствиями, рассмотренными мною в предыдущем параграфе.
Немаловажную информацию несет в себе и другая проекция равновесной кривой, а именно, проекция на плоскость цена-доход (рисунок 3.3.6). На рисунке вновь пунктирной линией изображена проекция равновесной кривой после обложения налогом, пропорциональным объему производимой продукции.


Рисунок 3.3.6. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из рисунка следует, что общий уровень цен данного товара значительно повысился. Если перемножить объемы товара (рисунок 3.3.5) на цены товара (рисунок 3.3.6), то полученное произведение будет характеризовать общий уровень расходов потребителей на этот товар. Легко убедиться в том, что он значительно возрос. Кроме того, уровень доходов, при котором интересы покупателя «переключаются» на другой товар C’tr также сместился C’tr > Ctr. Это значит, что изменяется и структура потребления — товары наукоемкие приобретаются в меньших размерах, чем товары материалоемкие.
Более сложной будет ситуация в случае, когда налоги на условно-переменную часть цены начисляются и берутся для товара, который не является предметом первой необходимости. В отличие от только что рассмотренного случая объемы на поверхности линии максимальных объемов для такого товара уменьшаются с увеличением цены и стремятся к нулю. Это означает, что с увеличением цены товара при таком налогообложении общие равновесные объемы приобретения уменьшаются (пунктирная кривая рисунка 3.3.7). Так как при малых объемах производства налог еще мал, то минимальная и максимальная величины доходов, при которых начинаются и заканчиваются приобретения, практически совпадают на равновесных кривых как в случае такого налогообложения, так и при его отсутствии.
В то же время максимум объема приобретения несколько сместился вправо вдоль оси доходов, а сама величина этого максимума уменьшилась.


Рисунок 3.3.7. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции для товара, не являющегося предметом первой необходимости

Это означает, что общие объемы приобретения данного товара уменьшаются. Как же обстоит дело с равновесными ценами? Ответ на этот вопрос можно найти на рисунке 3.3.8, на котором изображена проекция двух равновесных кривых на плоскость цена-доход.
Из рисунка легко увидеть, что равновесные цены увеличились. Причем, вновь, как и в предыдущем случае, минимальные и максимальные значения доходов не изменились. Увеличилась величина ценового максимума, который также сместился вправо вдоль оси доходов.
Анализируя два рисунка — 3.3.7 и 3.3.8 — можно выдвинуть любопытную гипотезу. Уменьшение объемов приобретения как бы компенсируется увеличением цен на товар. Или: если перемножить объемы приобретения на цены приобретения товара, не являющегося предметом первой необходимости, до введения данного налога и после их введения, а затем суммировать, полученные суммы будут незначительно отличаться друг от друга.
Это может означать следующее. Потребители на данный товар тратят одну и ту же сумму денежных средств при различных ставках налога на условно-переменную часть цены. Эта гипотеза, конечно же, нуждается в тщательной проверке, но теоретические модели, построенные только что, позволяют эту гипотезу выдвигать.


Рисунок 3.3.8. Проекции равновесных кривых на плоскость цена-доход для товара, не являющегося необходимым

На этом рассмотрение влияния того или иного способа налогообложения на производителей можно закончить. Конечно, в развитие предложений и посылок данного параграфа можно было бы рассмотреть указанные выше способы более подробно.
Я думаю, что можно было бы получить интересные результаты, если рассматривать не только принцип налогообложения, но и различные типы ставок этих налогов — пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т.п. Это, однако, задача, которую можно будет решить в ближайшем будущем.

Еще со времен Дж.М.Кейнса известно, что инфляция представляет собой особый вид налога — с его помощью слабые правительства затыкают дыры в бюджете, доходную часть которого они не в состоянии пополнить иным способом. «К обесценению денег как своеобразному налоговому источнику государство стало прибегать с тех пор, как этот источник был открыт Римом» [15, c.91].
Если инфляция — это налог, то необходимо изучить, как он действует и кто его уплачивает. Методика, предлагаемая мною в данной книге, дает и в этом случае неоспоримые преимущества по сравнению с классическим представлением ситуации.
В общем случае можно предположить существование трех способов действия инфляционного налога, а значит, и три совокупности налогоплательщиков.
Первый способ, который следует признать относительно цивилизованным, это когда производители освобождаются от уплаты данного налога — оборотные средства предприятий индексируются вместе с ростом инфляции. В этом случае вся тяжесть налогового гнета от этого вида налогообложения ложится на население — доход потребителя облагается дополнительным налогом.
Второй способ — когда инфляционным налогом обложены производители, а население защищено от его воздействия при помощи индексации заработков и вкладов.
Возможен и третий способ обложения инфляционным налогом, когда и население, и предприятия никак не защищены от его гнета.
Рассмотрю более подробно действие инфляции в каждом из трех возможных способов.
Первый случай. Он более прост в той графической интерпретации, которой я придерживаюсь в книге. Первый вариант инфляции для населения означает, что реальные доходы покупателей начинают уменьшаться в зависимости от уровня инфляции.
В то же самое время индексация оборотных средств предприятий способствует тому, что поведение производителей никак не меняется, предприятия осуществляют простое или расширенное воспроизводство, как будто и нет никакой инфляции. Впрочем, если быть все же до конца точным, в отдельных случаях возможны некоторые изменения, связанные с пропорциями между условно постоянными и условно переменными издержками. В общем случае, однако, есть все основания считать, что при индексации оборотных средств, разрешенных правительством, поведение производителей меняется в незначительной степени.
Что представляет собой накопленный доход потребителя, который является одной из важнейших составляющих моей теории? Это денежные доходы и имущество индивидуума. Денежные доходы, в свою очередь, делятся на доходы, используемые на потребление и доходы, используемые на накопления — для дальнейшего их превращения в имущество.
Очевидно, что при одинаковом накопленном доходе пропорции между денежными средствами, направляемыми на потребление, денежными средствами, направляемыми на накопление, и имуществом могут быть самыми различными. В целях данного параграфа я предполагаю, что эти пропорции меняются в прямой пропорциональности при увеличении накопленного дохода. Это предположение, конечно же, достаточно грубое, но тем не менее оно имеет право на существование как один из возможных вариантов. Вариант, когда потребитель обладает роскошными домами, загородными вилами, яхтами и автомобилями, но при этом не имеет денежных средств для того, чтобы купить килограмм хлеба, мною рассматривается как маловероятный.
Как действует инфляция на эти три составляющие дохода потребителя?
Первая составляющая — денежные средства, направляемые на потребление, как правило, несколько возрастают с ростом инфляции. При этом происходит отставание ее от темпов инфляции, так как первично повышение цен товаров и вторично повышение заработков. В любом случае эта составляющая имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом инфляции.
Вторая составляющая — денежные средства, направляемые на накопление, имеют более сложную судьбу. Эти средства могут храниться в финансово-кредитных учреждениях или у индивидуума дома. Во втором случае средства резко обесцениваются, в первом — обесцениваются, но не так резко. Кроме того, общий заработок начинает перераспределяться — все меньшая часть откладывается на накопление, так как накопление в денежных единицах не имеет смысла. Значит, эта составляющая имеет тенденцию более резко сокращаться при инфляционных процессах, чем первая.
Третья составляющая — имущество — индексируется вместе с ростом инфляции и не уменьшается. В том случае, когда инфляция длится достаточно долго, имущество может изнашиваться или морально устаревать, и при отсутствии денежных средств на его восстановление или модернизацию его стоимость также начнет уменьшаться. Таким образом, в краткосрочном аспекте при инфляции имущество индексируется и эта составляющая дохода не уменьшается, а в долгосрочном аспекте — уменьшается из-за своего износа (морального и физического).
Каково же будет состояние накопленного дохода в результате инфляции? На первый взгляд может показаться, что доходы у всех потребителей уменьшаются и все группы населения страдают в одинаковой степени. Это, однако, не так. В общем случае можно выделить три группы потребителей.
Первая группа — потребители с низкими доходами, вторая группа — потребители со средними доходами, и третья группа — потребители с высокими доходами.
У первой группы имущество незначительно. Могут быть некоторые денежные накопления и денежные средства на потребление. С ростом инфляции денежные накопления уменьшаются и становятся равными нулю. Из денежного дохода уже не удается отложить средства на накопление и восстановление имущества. Если инфляция длится достаточно долго, стоимость имущества также уменьшается. Уменьшаются денежные доходы, уменьшается стоимость имущества, значит, накопленные доходы у потребителей этой группы с инфляцией становятся все меньше и меньше. В результате — эта группа потребителей уменьшает приобретение товаров, не являющихся товарами повседневного спроса, и увеличивает потребление товаров первой необходимости. На равновесных кривых это означает, что увеличивается число потребителей на участках максимального или близкого к ним потребления товара — когда количество товаров повседневного спроса велико и равновесные цены также достаточно высоки.
Для потребителей со средними доходами, у которых денежные доходы достаточны для приобретения товаров повседневного спроса и товаров, таковыми не являющимися, уменьшаются денежные накопления. В зависимости от поведения потребителя возможны два варианта:
— денежные средства, пускаемые раньше на накопление, идут на потребление;
— денежные средства, пускаемые раньше на накопление, идут на увеличение стоимости имущества.
В первом случае некоторое время увеличивается объем потребления товаров, не являющихся предметами первой необходимости, но не являющихся и предметами долговременного пользования. Предметы первой необходимости потребляются на уровне рационального потребления. Но затем, при достаточно длительной инфляции, денежные доходы обесцениваются, а стоимость имущества начинает уменьшаться. Накопленный доход, таким образом, начинает уменьшаться. Это приводит таких потребителей в зону пиковых объемов и цен — структура потребления товаров начинает меняться в сторону увеличения объемов товаров первой необходимости. Их начинают брать впрок, а затем и вообще употреблять их в больших объемах.
Во втором случае объемы приобретения товаров повседневного спроса остаются на уровне рациональных, а денежные средства пускаются на приобретение товаров долговременного пользования — увеличивается стоимость имущества. Рост стоимости имущества компенсирует износ некоторой его части, и группа потребителей такого рода практически защищена от инфляции.
Группа потребителей с высокими доходами оказывается в наиболее привилегированном положении — стоимость имущества, имеющегося в более чем достаточном количестве, индексируется с ростом инфляции. Потребление предметов повседневного спроса и продуктов питания остается на уровне рационального, и денежные средства, направляемые в результате этого на потребление, очень не велики. При этом осуществляется потребление товаров, не являющимися необходимыми. Денежные доходы таких потребителей высоки и таковы, что их нет смысла накапливать для приобретения дорогостоящих предметов — они легко могут быть потрачены на прирост имущества за счет этих предметов. Если денежные средства не тратить попусту, а вкладывать в товары длительного пользования, то такие потребители даже несколько увеличивают свои доходы с ростом инфляции за счет увеличения стоимости накапливаемого имущества. В любом случае инфляционный налог этой категории потребителей практически не касается.
Из сказанного выше следует, что инфляционный налог способствует расслоению общества и делает бедных еще беднее, а богатых — еще богаче. Классическое подтверждение этого вывода — Россия и страны бывшего СССР. После раскручивания инфляции с 1992 года произошло увеличение размаха доходов между беднейшими и богатейшими группами населения. Та группа населения, которая не могла получать высокие денежные доходы, но имела значительные накопления, то есть являлась группой со средними доходами, в течение пары нескольких лет «гайдаровских реформ» перешла в группу беднейших — накопления исчезли, имущество морально и физически устарело, возобновить его нет никакой возможности. Очевидно, что эта группа населения (ядро ее составляют пенсионеры), значительно поменяла структуру потребления в сторону приобретения дешевых товаров и продуктов питания. Объемы потребления их увеличились — не случайно вся Россия выращивает на своих дачах и огородах картофель в огромных количествах!
Теперь следует разобрать, как инфляционный налог влияет на производителей.
Здесь также следует выделить две составляющие производства, которые по-разному реагируют на инфляционный налог.
Первая составляющая — основные фонды предприятия. С ростом инфляции они индексируются и таким образом выводятся из-под налогообложения. Они переносят свою стоимость на стоимость продукции в течение нескольких производственных циклов.
Вторая составляющая — оборотные фонды. Они переносят свою стоимость на стоимость продукции в течение одного производственного цикла. К этой же составляющей следует отнести заработную плату и прибыль. Часть этой составляющей может индексироваться с ростом инфляции, а может и не индексироваться. Имеется в виду способ отнесения стоимости приобретенного сырья, полуфабрикатов, материалов на себестоимость продукции. Известны два способа учета отнесения стоимости затрат на производство товаров на себестоимость этих товаров — ФИФО и ЛИФО. Один из них включает в себестоимость продукции все затраты по ценам приобретения, второй — по текущим рыночным ценам вне зависимости от срока приобретения.
Именно в первом случае происходит самый страшный случай — предприятие стремится подтягивать цены к рыночным, а себестоимость при этом от рыночных цен отстает, так как рассчитывается не по текущим ценам, а по ценам приобретения. Так, если у машиностроительного предприятия производственный цикл составляет календарный год, то происходит следующее. В начале года предприятие приобретает металл по текущей цене, предположим, на 100 долларов или, в рублевом эквиваленте, 2000 рублей. В течение года этот металл используется для производства машин. В себестоимость машин металл включается по указанной выше цене. В конце года, продав машины, предприятие полностью окупило свои затраты. При этом у него вновь в распоряжении имеется 2000 рублей. С учетом того, что весь год была инфляция, эти 2000 рублей соответствуют лишь 50 долларам. Цены на металл росли вместе с инфляцией, и поэтому предприятие на имеющиеся у него 2000 рублей (или 50 долларов) может купить металла в два раза меньше, а значит, произвести в два раза меньше продукции — вот и причина падения производства.
Впрочем, возможен и другой вариант. Предприятие вновь приобретает тот же объем сырья. Откуда взять деньги? Или из заработной платы, отложив ее выдачу, или из прибыли, не уплачивая налоги. Вот и причины задержек с заработной платой и задолженностей перед бюджетом по налоговым платежам. Я в середине 90-х годов делал расчеты по АО «УАЗ» — автозавод выбрал политику задержки налоговых платежей, осуществляя оплату части возросшей стоимости оборотных фондов из прибыли. Для автозавода со сроком оборачиваемости оборотных средств в два месяца эта величина составила в 1995 году 90% от прибыли. Для предприятий со сроком оборачиваемости оборотных средств выше трех месяцев эта величина оказалась выше ста процентов — они были вынуждены сворачивать объемы производства.
Возможен, конечно, еще один вариант — брать сырье и материалы без предоплаты, в долг. Вот причина еще одной российской беды — огромных взаимных задолженностей.
Читатель может сам убедиться в том, что российские предприятия использовали все эти варианты и именно поэтому экономика столкнулась с небывалым в экономической истории явлением, когда ее поразил гигантского размера кризис неплатежей и невыплаты заработных плат.
Грамотные правительства (не российские) осознают эту опасность и защищают своих производителей от инфляционного налога, разрешая индексировать оборотные средства. Рассмотрим, как при этом будут вести себя производители.
Та часть предложения, которая характеризует условно-постоянную составляющую и не зависит от объема предложения, индексируется вместе с инфляцией. Зависящая от объемов предложения составляющая характеризует собой сырье и материалы, заработную плату и т.п.
В нормальных условиях дополнительные затраты этой составляющей на увеличение объемов становятся выше, чем без увеличения — приобретается сырье, материалы и полуфабрикаты по более высокой цене у других поставщиков, нанимается дополнительная рабочая сила (менее квалифицированная, менее производительная, а значит, более дорогая) и т.д.
Все это верно и в условиях инфляции. Однако в зависимости от отрасли, от ее подверженности инфляции, особенностей инфляции, структуры издержек данной отрасли поверхность спроса может относительно своего расположения в нормальной (не инфляционной) ситуации или опуститься или подняться (рисунок 3.4.1).
На рисунке изображена проекция поверхности предложения на плоскость объем-цена, которая, как уже было показано мною ранее, представляет собой известную кривую предложения.
Цифрой 1 отмечено нормальное состояние поверхности предложения.
Цифрой 2 — ситуация, когда при инфляционных процессах цены на сырье, материалы и заработную плату уменьшаются относительно цен на готовую продукцию — поверхность спроса занимает положение выше, чем без инфляционных процессов.
Цифрой 3 на рисунке обозначена ситуация, когда при инфляционных процессах цены на сырье, материалы и заработную плату увеличиваются относительно цен на готовую продукцию — поверхность спроса занимает положение ниже, чем без инфляционных процессов, каждая новая единица товара обходится все более и более дорого.
Первый случай, когда все остается без изменения, рассматривать нет смысла. Во втором, при пересечении с поверхностью предложения, происходит изменение равновесной кривой, при котором несколько уменьшаются равновесные цены, а для товаров, не являющихся предметами повседневного спроса, происходит увеличение объемов продаж.


Рисунок 3.4.1. Проекции поверхностей предложения на плоскость цена-объем при разном влиянии инфляции

Очевидно, что этот случай маловероятен и возможен в том случае, когда инфляция не коснулась издержек.
В третьем случае, когда инфляция приводит к увеличению пологого характера поверхности предложения, увеличиваются цены на товар, а если он не является предметом первой необходимости, то объемы его потребления снижаются. Этот случай характерен для инфляции издержек.
Таким образом, инфляционный налог имеет различные последствия для различных стран и зависит от того, насколько страна является развитой, насколько высока инфляция и как надолго ее использует правительство. В предыдущих параграфах аналогичный вывод был сделан и относительно налогов — они имеют различные последствия для различных стран.

В предыдущих параграфах я рассмотрел три принципиально различных агрегированных вида налогов — налог на доход потребителя, налог на доход производителя и инфляционный налог. Их различное сочетание приводит к различным последствиям для экономики любой страны. Сочетание пропорций этих трех видов налогов может быть различно, поэтому подобная ситуация многовариантности объективно приводит к необходимости поиска наилучшего варианта из возможных.
Понятно, что прежде, чем найти этот лучший вариант, необходимо сформулировать тот критерий оптимальности, по которому и будет найден лучший вариант. Для тех, кого облагают налогом, оптимальным является полное отсутствие налоговых платежей или их минимум; для тех, кто эти налоги собирает и ими распоряжается, направление улучшения вариантов налогообложения заключается в максимизации налоговых сборов. Поэтому объем собираемых налогов не может выступать в качестве критерия оптимальности для всех участников налоговой системы — он имеет разную направленность действия.
Известно, что сама налоговая система является инструментом государственного регулирования — она способствует развитию или деградации предприятий, росту или сокращению теневого капитала и преступности, проведению активной социальной политики или полному ее отсутствию.
Я считаю, что главной целью существования любого государства является динамичный и постоянный рост доходов всех его граждан — чем богаче каждый гражданин государства, тем богаче само государство. Значит, и налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы она способствовала росту благосостояния всех, возможно, не в одинаковой степени, но в одном направлении — увеличении благосостояния. Этот критерий также не является безусловным и однозначным. Действительно, благосостояние учителей, врачей, военных, милиционеров и прочих государственных служащих определяется их доходами, которые формируются из бюджета, доходы которого, в свою очередь, формируются из налоговых отчислений. То есть, чем больше налогов изымается, тем лучше живут государственные служащие (и хуже — служащие тех предприятий, у которых эти налоги изымают). В то же время, разорив высокими налогами субъектов-налогоплательщиков, государство лишается существенной доли доходной части бюджета и обрекает бюджетников на нищету.
Если воспользоваться выводами предыдущих параграфов, то обязательно надо сделать вывод о том, что налоговая система должна зависеть от уровня развитости страны: для бедных стран — одна налоговая система, для среднеразвитых стран — другая, для развитых стран — третья.
Налог на доходы потребителей. Прогрессивное налогообложение дохода приводит к уменьшению покупательской способности людей со средним и высоким достатком. При этом изменяется структура потребления — увеличиваются объемы потребления товаров материалоемких и уменьшается потребление товаров трудоемких и наукоемких. Получаемая таким образом структура потребления для слаборазвитой страны диктует структуру производства, которая не способствует динамичному развитию наукоемкого и трудоемкого производства в стране. Если при этом рынок открыт для проникновения на него товаров зарубежного производства, стране нет смысла рассчитывать на быстрый переход в разряд высокоразвитых стран — высоким заработкам взяться неоткуда (нет соответствующего производства), а структура доходов постоянно генерирует структуру потребления дешевых материалоемких товаров. Потребности людей с высокими доходами удовлетворяются зарубежными производителями. Отечественное производство высокотехнологичных товаров отсутствует.
Однако если рынок трудоемких и наукоемких товаров страны при этом защищен от внешнего проникновения, то здесь появляется некоторая надежда на развитие страны — появление спроса на наукоемкие товары способствует их производству внутри страны. Для ускорения этого процесса следует стимулировать увеличение спроса на эти товары. Это может быть осуществлено законодательно установленными налоговыми льготами для потребителей отечественной продукции. Обязательным условием при этом должна быть жесткая протекционистская политика государства относительно науко- и трудоемких производств.
Если страна является высокоразвитой и доходы ее граждан высоки, то прогрессивное налогообложение доходов имеет положительное последствие. С ростом доходов потребители приобретают во все больших и больших количествах предметы роскоши — об их трудоемкости или наукоемкости, как правило, говорить не приходится. Следовательно, денежные средства не привлекаются в инвестирование производства. Это не соответствует критериям динамичного развития общества и поэтому допускать его в массовых количествах не следует.
Таким образом, прогрессивное налогообложение высоких доходов в высокоразвитых странах следует признать рациональным — люди с высокими доходами не только будут вносить в казну большие суммы налогов, но и будут приобретать в больших количествах товары наукоемкого и трудоемкого производства.
В то же время в любой стране есть люди с высокими доходами, а есть люди и с низкими доходами. Значит, следует для бедных установить пропорциональное налогообложение, а для богатых — прогрессивное. Сделать это достаточно просто. Необходимо создать комбинированную систему налогообложения доходов, а именно:
доходы лиц бедных, размеры которых не больше прожиточного минимума, следует оставить без налогообложения (например, при годовых доходах не более 500 долларов);
доходы, превышающие прожиточный минимум, но не позволяющие преодолеть тот уровень, за которым можно говорить о высоких доходах, следует облагать по единой ставке (например, при годовых доходах от 501 до 12000 долларов — по ставке 10%);
доходы, выше средних, начинают облагаться по резко возрастающей прогрессивной шкале (например, от 12001 до 20000 — по ставке 15%, от 20001 до 30000 — по ставке 20% и т.д. вплоть до ставки в 70%).
Налог на производителей. Здесь необходимо рассмотреть налог на условно-постоянную часть дохода производителя и налог на его условно-переменную часть.
В случае усиления налогового гнета на условно-постоянную часть дохода от производства товара первой необходимости увеличивается цена товара, что приводит к тому, что ряд потребителей с малыми доходами оказывается не в состоянии приобретать данный товар. В то же время лица с большими доходами увеличивают объемы приобретения данного товара и к тому же покупают этот товар по несколько большей цене.
Таким образом, с помощью такого налога государство имеет возможность изъять у населения с высокими доходами часть их доходов. Получив эту часть, государство может осуществить дотации беднейшим слоям населения, и тогда они смогут приобретать этот товар. Таким образом, может быть осуществлено перераспределение доходов — бедные становятся несколько богаче, богатые — несколько беднее. Общий объем приобретения товара при этом незначительно увеличится.
Если подобным налогом облагается условно-постоянная часть дохода производителя товара, не являющегося предметом повседневного спроса, то, как со всей очевидностью следует из графика рисунка 3.3.2, данный вид налогообложения приводит как к существенному уменьшению объемов производства и приобретения, так и к существенному увеличению цен на товары, не являющимися предметами первой необходимости. Следует сделать вывод о том, что эти производства будут сокращены, что не соответствует общенациональным интересам — значительная часть этих товаров науко- и трудоемкая.
Из всего сказанного следует, что налогом на условно-постоянную часть дохода следует облагать в основном производителей товаров повседневного спроса при одновременной пропорциональной дотации беднейшим слоям населения из бюджета для того, чтобы эта часть граждан не ощутила на себе влияние последствий введения подобных типов налогов. Производители товара, не являющегося предметом первой необходимости должны, быть освобождены от уплаты подобных налогов.
При налогообложении условно-переменной части дохода объемы потребления товара повседневного спроса увеличиваются, еще более увеличиваются цены на эти товары. Общий уровень налоговых поступлений резко возрастает — увеличение налога на один процент приводит к увеличению налоговых поступлений более, чем на один процент. При этом, однако, следует иметь в виду, что каждый потребитель расходует на этот товар значительно больше средств, чем ранее. Это означает, что наукоемкие товары приобретаются в меньших размерах, чем прежде, так как в структуре потребления значительную долю составляют товары повседневного спроса. Таким образом, налогообложение условно-переменной части цены товаров повседневного спроса должно быть минимальным — значительные налоги ухудшают общую структуру потребления и, как следствие этого, структуру производства.
Для товаров, не являющихся предметами первой необходимости, при налогообложении условно-переменных доходов совокупный объем потребления увеличивается, увеличивается также, как и уровень цен на эти товары. Естественно, что увеличиваются объемы налоговых поступлений. Однако этому процессу есть очевидный предел. Если налоговый гнет увеличивать и дальше, то совокупный объем потребления начнет уменьшаться. Это означает, что даже при закономерном росте цен на товары общие налоговые поступления в бюджет будут уменьшаться.
Следовательно, налоги на условно-переменную часть должны быть минимальны для производителей товаров повседневного спроса, а для производителей прочих товаров — существенными, но не чрезмерными.
Следует ли использовать инфляционный налог и каким образом?
Сам этот налог характеризуется сроком действия и уровнем инфляции. Невысокий уровень инфляции не влечет за собой губительных последствий для производителей и потребителей, поэтому правительство вполне может его использовать как один из источников налоговых поступлений. Более того, его следует приветствовать в том случае, когда инфляция не переходит в состояние инфляции издержек. Этот рубеж определить достаточно сложно. Для этого необходимо осуществить дополнительные исследования, которые, возможно, я осуществлю в ближайшем будущем. В любом случае можно говорить о том, что инфляция в 1- 3% не оказывает пагубного влияния на экономику.
Если инфляционный налог имеет высокий уровень и действует долго, то он способствует расслоению населения по доходам, уменьшению уровня благосостояния в целом и увеличивает слой бедняков. При краткосрочном действии он обесценивает накопления, которые есть у средних и богатых слоев и не затрагивает беднейшие слои. В то же время изменение доходов влечет и изменение структуры потребления в части увеличения доли товаров повседневного спроса, что нельзя признать рациональным. Следовательно, высокую инфляцию можно допускать лишь в очень малый промежуток времени.
Обобщая все выводы данного параграфа, следует констатировать, что для всех стран следует устанавливать шкалу прогрессивного налогообложения доходов граждан, при этом ее прогрессивный характер должен начинаться при доходах граждан, выше средних.
Несколько сложнее обстоит дело с налогообложением производителей.
Сельскохозяйственные производители и другие производители товаров повседневного спроса должны облагаться существенным налогом на условно-постоянную часть дохода от производства (высокий налог на имущество, рентные платежи и т.п.) и малым налогом на переменную часть (НДС, налог с продаж, налог на прибыль и т.п.).
Напротив, производители, товар которых не относится к товарам повседневного спроса, должны платить незначительный налог на условно-постоянную часть дохода и платить значительные налоги на условно-переменную часть дохода.
В эффективной экономике возможна незначительная инфляция, но мощный налоговый пресс инфляционного налога можно обрушивать только на краткий срок в условиях чрезвычайных обстоятельств — его последствия негативны.

Популярное:

  • Правило в очко на деньги Двадцать одно (очко) Очко или Двадцать одно - одна из самых азартных карточных игр современного мира. В этой игре можно заметить сходство как с блэк джеком, так с макао и с баккара. Правила игры Очко В игре "двадцать одно" (очко) могут […]
  • Григорьев сергей юрист Арбитражный судТомской области Дата и место рождения: апрель 1955 года, г.Томск. Сведения: Об образовании: Высшее, 1985 год, Томский государственный университет, квалификация - "юрист", специальность - "правоведение". О работе: […]
  • Пегас туристик возврат тура Правила возврата путевки туроператору: как сделать отказ от поездки в Тез Тур, Пегас, Интурист и других агентствах? Заблаговременное планирование отпуска сулит весомую экономию средств, поэтому раннее бронирование уже много лет является […]
  • Налог на имущество расчет 2011 Новые правила налога на имущество физических лиц Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 "Налог на имущество физических лиц" (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), […]
  • Программа переселения тамбовской области Цели и порядок действия программы «Ветхое жилье» в 2017 – 2018 годах Слишком старый дом угрожает безопасности проживающих в нем граждан. Шатающиеся балки, скрипучий пол, трещины в полу и стенах, неисправные коммуникации, отсутствие воды и […]
  • Приказ 08-10 Приказ Министерства юстиции Республики Дагестан от 10.08.2018 № 121-ОД В соответствии с Законом Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. № 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», Указом Президента Российской […]
  • Фамилия мужа при разводе Смена фамилии после развода Содержание Гражданин России имеет право сменить свою фамилию на любую другую. В основном люди пользуются этим правом при заключении либо прекращении брачного союза. Смена фамилии после развода у многих […]
  • Учеба на юриста в питере 10 лучших мест в Петербурге, где можно стать юристом Выбираем место учёбы Юридических специальностей (не путать со специализациями) всего шесть: судья, прокурор, следователь, адвокат, нотариус и юрисконсульт. Теоретически, после […]