Собственность в рф статистика

Статистика в области интеллектуальной собственности

Авторитетные статистические данные в области интеллектуальной собственности (ИС) являются важным инструментом для понимания тенденций в сфере коммерческой деятельности и развития технологии в мире.

Мы сотрудничаем с ведомствами ИС из разных стран в стремлении предоставить нашим пользователям самую актуальную мировую статистику в области ИС. Кроме того, мы публикуем статистические отчеты, посвященные общемировой деятельности в области ИС и использованию договоров ВОИС для охраны прав ИС на международном уровне.

Статистические данные ВОИС основаны на информации, получаемой из нескольких источников, включая

  • сведения, предоставляемые национальными/региональными ведомствами ИС в рамках ежегодно проводимого ВОИС обследования данных в области ИС;
  • данные, собранные ВОИС в процессе обработки международных заявок, поданных по процедуре Договора о патентной кооперации (PCT), Мадридской системы и Гаагской системы.
  • данные, полученные из базы PATSTAT, административную поддержку которой осуществляет Европейское патентное ведомство.
  • Пользователи статистических данных ВОИС соглашаются воздерживаться от дальнейшей публикации или реализации в коммерческих целях любых соответствующих сведений. Кроме того, если пользователи включают статистические данные ВОИС в какое-либо письменное произведение, они обязаны указать источник таких данных («Статистическая база данных ВОИС»).

    Собственность в рф статистика

    Статистическая информация об использовании интеллектуальной собственности

    Статистические данные являются ценным источником информации для удовлетворения потребностей органов власти и управления, реального сектора, бизнес-сообщества, научной общественности, средств массовой информации и населения в достоверных сведениях о состоянии и перспективах развития инновационной деятельности в части использования объектов интеллектуальной собственности.

    Статистический инструментарий

    В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (с изм.), Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) входит в число субъектов официального статистического учета. Роспатент уполномочен ежегодно осуществлять федеральное статистическое наблюдение за использованием результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, баз данных, программ для ЭВМ, топологий интегральных микросхем), в том числе сбор, обработку, формирование соответствующей автоматизированной базы данных и поддержание ее в актуальном состоянии.

    В этих целях применяется форма федерального статистического наблюдения № 4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» . Указанная форма является составной частью статистического инструментария, предназначенного для формирования информационных ресурсов о социально-экономическом положении страны. В ней приводятся сведения об использовании интеллектуальной собственности в отчетном году, эффективности ее использования, а также о патентовании за рубежом российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

    Форма федерального статистического наблюдения №4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» и Указания по её заполнению утверждены по согласованию с Роспатентом приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.12.2017 г. № 805.

    Ответственность респондентов

    Согласно пункту 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, с изм. и доп. от 27 декабря 2012 г.) предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

    Конфиденциальность данных

    В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 г. №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» получаемые Роспатентом сведения по форме 4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» относятся к первичным статистическим данным. Согласно пункту 1 статьи 9 указанного Федерального закона первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

    Роспатент гарантирует конфиденциальность представляемых предприятиями (организациями) данных об использовании конкретной интеллектуальной собственности. В соответствии с установленным порядком данные об использовании результатов интеллектуальной деятельности по охранным документам Российской Федерации могут быть сообщены третьим лицам только с разрешения респондентов — предприятий и организаций, предоставивших отчетные данные.

    Справки об использовании изобретений, защищенных авторскими свидетельствами СССР, предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам без каких-либо ограничений по отчетам, поступившим в Роспатент до 1999 года. Такого рода справки требуются авторам изобретений для решения вопросов о получении невыплаченного своевременно вознаграждения, а также для подтверждения их прав на получение нагрудного знака «Изобретатель СССР» и удостоверения «Ветеран труда».

    Контакты

    Справки и консультации по всем вопросам, связанным с формой федерального статистического наблюдения №4-НТ(перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности», можно получить в Федеральном институте промышленной собственности, отдел 45, по телефонам: +7(499) 240-58-11, +7(499) 240-05-72.

    Для отправки сведений по форме № 4-НТ(перечень) в электронном виде создан отдельный почтовый ящик: 4NT@rupto.ru

  • Приказ Росстата от 05.12.2017 г. № 805 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по интеллектуальной собственности федерального статистического наблюдения за использованием интеллектуальной собственности» (PDF – 300 Кб)
  • Форма федерального статистического наблюдения №4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» (DOC – 140 Кб)
  • Перечень хозяйствующих субъектов (респондентов), в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение за использованием интеллектуальной собственности по форме №4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» в настоящее время находится в процессе уточнения и будет опубликован в ближайшее время по мере его готовности
  • Изобретательская активность в регионах России в 2016 г. (PDF – 1 Мб)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по федеральным округам РФ за 2016 г. (PDF – 237 Kb)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности за 2016 г. (PDF – 197 Kb)
  • Изобретательская активность в регионах России в 2015 г. (PDF – 1 Мб)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по федеральным округам РФ за 2015 г. (PDF – 236 Kb)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности за 2015 г. (PDF – 200 Kb)
  • Изобретательская актиность в регионах России в 2014 г. (PDF – 900 Кб)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по федеральным округам РФ за 2014 г. (PDF – 240 Kb)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности за 2014 г. (PDF – 200 Kb)
  • Изобретательская активность в регионах России в 2013 г. (PDF – 250 Кб)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по федеральным округам РФ за 2013 г. (PDF – 100 Kb)
  • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности за 2013 г. (PDF – 100 Kb)
    • Изобретательская активность в регионах России в 2012 г. (PDF – 230 Кб)
    • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по федеральным округам РФ за 2012 г. (PDF – 100 Kb)
    • Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности за 2012 г. (PDF – 100 Kb)
    • Государственная собственность в российской экономике — Масштаб и распределение по секторам

      Хотя число федеральных государственных унитарных предприятий с 2003 г. стабильно сокращалось, число ОАО с государственным участием сократилось с 2002 до 2005 г., но в данный момент находится на уровне 2005 г. Обе тенденции объясняются продолжающимся процессом акционирования унитарных предприятий в ОАО со 100% долей правительства. В 2007 г. 368 унитарных предприятий были включены в план приватизации, но 254 из них не могли быть приватизированы в течение этого года 12 . Это означает, что приватизация унитарных предприятий составляла лишь малую часть общего сокращения их числа в этом году.

      Таблица 1

      Число зарегистрированных фирм и организаций с распределением по форме собственности

      Общее число фирм и организаций, в тыс.

      В том числе по формам собственности, в %

      общественные и рели гиозные организации

      прочие формы соб ственности, включая смешанную россий скую, иностранную, совместную россий скую и иностранную

      В том числе (среди прочих форм собственности)

      смешанная государ ственная и частная, российская

      Источник: (Росстат, 2003, 2009). Все данные приводятся на 1 января года.

      Таблица 2

      Собственность федерального правительства: унитарные предприятия, доли в АО и их размеры, «золотые» акции

      Число федеральных государ ственных унитарных пред приятий

      Число АО с долей федераль ного правительства*

      АО с долей федерального пра вительства в размере (в %)

      Более 50%, но меньше 100%

      Число компаний, в которых государство владеет «золотой» акцией (только)**

      Источники: (Правительство Российской Федерации, 2008, 2007, 2006, 2005; ИЭПП, 2008, гл. 5.1, табл. 4, 5 и 7), подготовленные на основе планов приватизации российского правительства в предыдущие годы.

      * За исключением тех компаний, в которых государство владеет только «золотой» акцией (последняя строка).

      ** Указано число предприятий с «золотой» акцией федерального правительства, в которых оно не владеет обыкновенными акциями. Для 2001 и 2002 гг. доступно только общее число «золотых» акций, находящихся в собственности федерального правительства (542 — на 1 августа 2001 г. и 750 — на 1 января 2002 г.). Число фирм с «золотыми» акциями указано на 1 января 2003 и 2004 гг.

      Как показано в п. 2.1, в некоторых случаях правительство также старалось в последние годы выкупать ранее приватизированные фирмы и, в большинстве случаев, устанавливать мажоритарный контроль над этими предприятиями. В целом, данные табл. 2 отражают политику российского правительства в области приватизации миноритарных долей в фирмах из нестратегических секторов и установлению или поддержанию контроля над стратегическими активами. В 2008 г. 61% всех пакетов федерального правительства в ОАО составляли мажоритарные (превышающие 50%) по сравнению с 25,2% в 2005 г. и только 16% в 2001 г.

      Данные о размере государственных пакетов могут быть дополнены информацией из обследования ВШЭ 2005 г.: среди 93 фирм в выборке, принадлежащих федеральному правительству 32 (34,4%), были мажоритарными. Это отличается от ситуации, которая складывается в компаниях, где владельцами акций являются региональные или муниципальные органы власти. Из 63 таких компаний в выборке только в 10 (15,9%) этот пакет превышал 50%. Большинство пакетов регионального или муниципального правительства на самом деле представляли собой малые миноритарные пакеты (58,7 из них были меньше 10%), тогда как пакеты федерального правительства были меньше 10% лишь в 20,4% случаев.

      Картина доли ГП станет более полной, если мы рассмотрим данные о доли предприятий с государственным участием в общей занятости, основном капитале, инвестициях и промышленном производстве. В табл. 3 приводятся данные о занятости за период с 1990 по 2008 г.

      Доля людей, занятых в компаниях с государственной и смешанной (российской) собственностью, стабильно снижалась с 86% в 1990 г. до 38% в 2008 г. Стоит вспомнить, что категория «государственных» включает государственные учреждения, когда они представляют собой самостоятельные юридические лица, например университеты или больницы.

      Таблица 3

      Число занятых на предприятиях с разными формами собственности

      Общая среднего довая численность занятых, в тыс. чел.

      В том числе по формам собственности:

      государственная и муниципальная, в %

      смешанная государственная и частная, российская, в %

      частная, российская, в %

      общественные и религиозные организации, в %

      иностранная и совместная российская и иностранная, в %

      Таблица 4

      Основной капитал — доли частной и государственной собственности*

      Основные фонды (на начало года)

      в том числе, % государственная собственность

      *Данные за1990 г. — в млн руб., 1996-2001 гг. — в трлн руб., 2002-2008 гг. — в млрд руб.

      Для определения доли ГП в совокупном капитале российской экономики, Росстат использует иную классификацию ГП. Тут государственная собственность охватывает государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, а также предприятия с долей участия государства более 50% (прямой или косвенной). Основные фонды — средства, которые используются для производства товаров и услуг, например, строительства зданий, оснащения оборудованием, транспортными средствами и т.п. В табл. 4 представлены данные о доли государственных и частных компаний в общем объеме основных фондов российской экономики.

      Взвешенное по основному капиталу присутствие государства в российской экономике на протяжении последних четырех лет оставалось неизменным — приблизительно на уровне 23%. Эта картина подтверждается анализом капиталовложений в российскую экономику (табл. 5). Тут мы возвращаемся к исходной классификации полностью государственной, смешанной, частной, зарубежной и совместной иностранной и российской собственности.

      Данные табл. 5 демонстрируют стабильное снижение доли ГП в капиталовложениях, хотя за последние годы этот процесс замедляется. Табл. 5 дает лучшее представление о государственной доле в корпоративном секторе российской экономики из всех, представленных до сих пор данных (с учетом оговорок, относящихся к уместности классификации собственности для измерения масштаба государственной собственности выше). Данные о капиталовложениях не пострадают от переоценки совокупного капитала, так как капиталовложения должны быть менее важны в государственных учреждениях, которые «отвечают» за значительную долю занятых.

      В идеале хотелось бы измерить долю ГП в экономике как часть ВВП, которую они производят. К сожалению, эти данные в России недоступны. Официальная статистика предоставляет данные по промышленному производству, но только до 2004 г. 13 В табл. 6 приводится классификация промышленного производства по формам собственности. Снова наблюдается снижение доли государства.

      Таблица 5

      Капиталовложения по формам собственности

      Инвестиции в основной капитал*

      В том числе по формам собственности, %

      смешанная госу дарственная и частная, российская

      общественных и религиозных организаций**

      совместная российская и иностранная

      *Данные за 1995 г. — в трлн руб., 2000-2008 гг. — в млрд руб. * Включает потребительские кооперации. Источник: (Росстат, 2003, 2009). Все данные приводятся на 1 января года.

      Таблица 6

      Доля промышленного производства по формам собственности

      Смешанная государственная и частная, российская

      Общественные и религиозные организации

      Иностранная и совместная российская и иностранная

      Источник: (Росстат, 2003, 2009).

      Подведем итоги: совокупные данные о числе компаний, занято сти, основных фондах, капиталовложениях и промышленном производстве демонстрируют снижающуюся роль государства в российской экономике. Этот вывод противоречит широко распространенному представлению о том, что российское правительство в последние годы занимает более активную позицию в российской экономике. В п. 2.5 мы покажем, что масштаб государственной собственности существен но возрос в крупнейших российских компаниях.

      2.3. Распределение ГП по секторам

      В этом подразделе мы сначала представим отраслевое распре деление российских государственных предприятий, а затем обратим внимание на некоторые сектора российской экономики, для того что бы определить долю общего объема производства, которая приходится на ГП. В табл. 7 представлено распределение по отраслям предприятий с собственностью федерального правительства.

      Самое большое число федеральных государственных предприятий сосредоточено в машиностроении. Большое число компаний с федеральной собственностью отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в секторы коммуникаций, причем, их большая часть, судя по всему, представляют собой относительно не большие предприятия. В данных по 2008 г. в прогнозном плане приватизации была использована другая отраслевая классификация. Эти данные представлены в табл. 8.

      Таблица 7

      Распределение по секторам ФГУП и АО с участием федерального правительства, на 1 января 2007 г.

      промышленность строительных материалов

      Другие сектора промышленности

      Источник: (Правительство Российской Федерации, 2007).

      Число федеральных унитарных предприятий (ФГУП) в военно промышленном комплексе в табл. 8 не указано (они отнесены либо к «промышленности и строительству» либо к «другое»). Мы, однако, знаем из списка стратегических предприятий 14 , что в этом секторе находится большое число ФГУП. К сожалению, статистические данные о доле участия в секторе не включают оценки доли компаний в общем объеме производства и в сфере обеспечения занятости. Тем не менее, если учитывать более крупные размеры компаний в промышленных секторах, можно наблюдать высокую долю топливно энергетического сектора, а также военно промышленного комплекса в числе предприятий с федеральным государственным владением.

      Во многих правительственных планах и объявлениях относительно управления государственной собственностью появляются формулировки «стратегический сектор» и «стратегическое предприятие». Указ Президента, включающий перечень более тысячи стратегических предприятий, был выпущен в 2004 г. и с тех пор несколько раз в него вносились изменения. Этот документ нуждается в четком одобрении Президента для проведения приватизации и выпуска новых акций. Кроме того, Совет Федерации РФ в апреле 2008 г. одобрил «Закон о порядке осуществления иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон включает перечень стратегических секторов, в которых иностранные инвесторы должны получать разрешение на приобретение контрольного пакета акций компании. Список в основном включает сектора, которые имеют стратегическое значение: военно промышленный комплекс, производство, транспортировка и хранение радиоактивных материалов, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения вплоть до радио и телевизионного вещания и издания газет с тиражом более миллиона экземпляров. Существование и содержание подобного списка может оказаться преградой для осмысленной приватизационной политики российского правительства в дальнейшем.

      Таблица 8

      Распределение по секторам ФГУП и АО с участием федерального правительства, на 1 января 2008 г.

      Непроизводственные сектора (преимущественно услуги)

      Промышленность и строительство

      Топливно энергетический комплекс

      Военно промышленный комплекс

      Транспорт и связь

      Источники: (Правительство Российской Федерации, 2008).

      Перейдет к анализу доли ГП в выпуске некоторых отраслей. Росстат приводит данные о доле производства компаний различных форм собственности в разных секторах экономики. К сожалению, данные до и после 2004 г. едва ли сравнимы, поскольку Росстат в 2005 г. перешел на новую классификацию отраслей. В 2007 г. доля предприятий, полностью находящихся в государственной собственности или в смешанной собственности, в общем объеме производства составляла 18,4% в обрабатывающей промышленности, 15,6 — в добыче энергоресурсов, 20,7 — в производстве топлива, 10,9 — в металлургии и 22,2 -в химической отрасли. Все эти доли оставались примерно на том же уровне или немного снижались с 2005 г.
      Росстат не предоставляет данных о распределении собственно сти в банковском секторе. В (Vernikov, 2007) приводится оценка доли контролируемых государством банков в общих активах на 1 января 2006 г. (в 45%). Четыре крупнейших банка — Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), Газпромбанк и Банк Москвы — все государственные — составляют основную часть этой доли: все вместе в 2006 г. они владели 41% общих активов. Остальные активы принадлежат иностранным банкам (около 10%), несколько таких крупных российских банков, как Альфа банк, Уралсиб, Русский Стандарт и МДМ Банк, и сотни малых банков регионального значения. Ожидается, что в ходе текущего финансово го кризиса государственная доля в банковском секторе вырастет.
      2.4. Интернационализация ГП
      В последние годы мы стали свидетелями резкого увеличения внешних прямых иностранных инвестиций (ВПИИ) из России. Объем ВПИИ увеличился с 20 в 2000 г. (7,8% ВВП) до 255 млрд долл. в 2007 г. (19,8% ВВП) 15 . Однако стоит отметить, что официальная статистика прямых иностранных инвестиций смешана с транзакциями между российскими компаниями и аффилированными с ними оффшорными компаниями 16 . Однако увеличение ВПИИ отражает реальную тенденцию, как показывает рост зарубежных активов крупнейших российских компаний. В (Ehrstedt, Vahtra, 2008; Skolkovo, 2007) приведены списки крупнейших многонациональных компаний. Большая часть этих компаний работают в нефтегазовом секторе, отраслях металлургии и добычи. В обоих списках доминируют российские компании с частными владельцами, а Лукойл является российской компанией с наибольшим числом зарубежных активов. Газпром в обоих списках находится среди трех основных российских многонациональных компаний. Зарубежные активы Газпрома составляют приблизительно 5% общих активов и включают инвестиции вниз по производственной цепочке в Западной Европе и производство газа и нефти в странах СНГ. Компания постав ляет приблизительно треть всего газового импорта Западной Европы. Недавние зарубежные приобретения Газпрома включают 51%-ный пакет в сербской энергетической компании Naftna Industruja Srbije (NIS), дистрибьютора нефти и газа и оператора нефтеперерабатывающих заводов, и белорусской газовой транзитной и распределительной компании Белтрансгаз. Крупнейшая российская государственная нефтяная компания Роснефть осуществляет свою деятельность в основном на внутреннем рынке и рынке СНГ. В сентябре 2007 г. полностью государственная компания Зарубежнефть завершила процесс 12 кратного увеличения своего уставного капитала для финансирования совместного предприятия с вьетнамской компанией PetroVietnam. В 2008 г. она приобрела четыре оффшорных месторождения в Ненецком автономном округе для совместной разработки с вьетнамским партнером. Список и данные в (Skolkovo, 2007) также включают две государственных транспортных компании Совкомфлот и Новошип в число десяти крупнейших российских многонациональных компаний. Со времени составления списка компании подверглись слиянию.
      Согласно данным Росстата, продукты добычи составили почти 70% российского экспорта в 2008 г., по сравнению с 58% в 2004 г. Существенная часть этого экспорта приходилась на государственные компании нефтегазового сектора. В соответствии с агрегированными данными российского экспорта экспортно импортная активность промышленных и телекоммуникационных компаний из обследования ВШЭ оказалась более скромной. Средняя доля экспорта в общих продажах ГП 17 составляла приблизительно 6,5% в 2004 г. Их средняя доля импорта в общих издержках составляла приблизительно 5,6%. Показатели частных компаний отличаются несущественно. Кроме того, компании респонденты отмечали, что не ощущают серьезной конкуренции со стороны иностранных компаний.
      Несколько крупных ГП имеют зарубежных акционеров. Например, представитель немецкой компании из отрасли энергетики «E.ON Ruhrgas AG» является членом совета директоров Газпрома. Глава
      государственного холдинга «Объединенная авиастроительная корпорация» обнародовал планы привлечения частного капитала, в частности, зарубежного. Как отмечалось в п. 2.3, закон об иностранных инвестициях в предприятия стратегического значения вводит ограничения на иностранное владение мажоритарным пакетом акций некоторых российских государственных предприятий. Частные зарубежные владельцы не могут получать превышающую 50% долю голосующих акций без специального разрешения. Для иностранных правительств, международных организаций или организаций, находящихся под их контролем, установлен порог в 25% голосующих акций. Список стратегических отраслей в законе включает производство вооружений и военных технологий (что относится преимущественно к государственной корпорации Ростехнологии), авиастроение («Объединенная авиастроительная корпорация», ОАК), использование ядерной энергии (Росатом).
      Российские банки и корпорации активны на международных рынках капитала — они выпускают еврооблигации, и депозитарные расписки на их акции торгуются на международных фондовых биржах. Первичное размещение акций Роснефти было проведено на Лондонской фондовой бирже, а не в России. Согласно обследованию ВШЭ-ГУ, 30% ГП разместили свои ценные бумаги (акции, облигации, еврооблигации) на зарубежных фондовых биржах, по сравнению с 9% частных фирм.
      2.5. Торгуемые ГП
      Российский фондовый рынок в последние годы быстро рос и в отношении числа разместивших свои ценные бумаги, и в отношении совокупной рыночной капитализации, хотя недавнее падение рынков отбросило индексы РТС и ММВБ на уровень 2004 г. Не только акции российских компаний торгуются на двух основных российских торговых площадках — РТС и ММВБ, но депозитарные расписки торгуются в Нью Йорке, Лондоне и Франкфурте. В конце 2007 г. акции 302 эмитентов торговались на РТС — по сравнению с 261 в 2005 г. Однако большинство из них торгуются нечасто. Число регулярно торгуемых акций составляет приблизительно 15018. Рыночная капитализация всех акций, торгуемых на РТС к концу 2007 г., составила 1329 млрд долл., по сравнению с 329 млрд долл. в 2005 г.
      Согласно оценкам инвестиционного банка «Тройка Диалог» (Troika Dialog, 2008), федеральные и региональные власти контролировали приблизительно 40% рыночной капитализации российского фондового рынка в конце 2007 г., по сравнению с 24% в 2004 г. Для такого роста есть несколько причин.

    • В некоторых случаях миноритарные пакеты акций правительства увеличились до контролирующего уровня, например в случае Газпрома.
    • Предприятия, которые находились в частной собственности, были приобретены государственными предприятиями. Например, Роснефть стала основным покупателем активов бывшей крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС, чьи активы продавались с аукциона после взыскания Федеральной налоговой службой огромной задолженности по выплате налогов.
    • Другие примеры приведены во второй части данной статьи.Такие крупные компании, как Роснефть и Внешторгбанк (ВТБ), были выпущены на рынок посредством первичного размещения. Размещение Роснефти в 2006 г. сделало ее второй российской компанией по рыночной капитализации 19 .
    • В то же время доля частных владельцев (основных акционеров и стратегических инвесторов) упала с 50 (в 2004 г.) до 33% (в 2007 г.). Доля публичных акционеров (акции в свободном обращении) оставалась стабильной. Высокая доля ГП в общей рыночной капитализации объясняется их размером, который упрощает для них несение издержек, связанных с размещением на фондовых биржах.
      Проанализируем более подробные данные о государственной собственности в крупнейших компаниях (табл. 9). Мы сравниваем рыночную капитализацию крупнейших ГП между 2004 и 2008 г. Данные в табл. 9 основаны на рейтинге 200 крупнейших российских компаний по рыночной капитализации, проведенном рейтинговым агентством «Эксперт Рейтинг». В табл. 9 также указаны размеры пакетов акций, принадлежащих федеральным и региональным органам управления, напрямую или косвенно через другие ГП 20 .
      В соответствии с расчетами внизу табл. 9, доля общей рыночной капитализации, относящейся к десяти крупнейшим ГП, выросла с 31,4 до 47,5%. Эти показатели даже превышают процитированные выше данные компании «Тройка Диалог». Существует ряд причин, по которым эти данные все же преуменьшают роль государства в крупнейших российских компаниях: во-первых, приведены были только 10 крупнейших ГП. Во-вторых, не были учтены торгуемые компании с миноритарными государственными пакетами. Например, в 2008 г. Газпром владел 19,3% пакета Новатек, а региональное правительство Татарстана владело 32% и «золотой» акцией Татнефти. В-третьих, будем помнить о том, что в табл. 9 включены только крупнейшие зарегистрированные на бирже компании, находящиеся под государственным контролем. Согласно рейтингу «Эксперт-Рейтинг», 400 крупнейших российских компаний по объему выпуска, мы видим в 2008 г. «Российские железные дороги» (3 место, 100% голосующих акций у государства) и Транснефть (17 место, 100% голосующих акций у государства) среди 20 крупнейших российских компаний.
      Согласно данным компании «Тройка Диалог» (Troika Dialog, 2008), секторы с наивысшей долей государства в торгуемых компаниях — банковский (64%), обрабатывающая промышленность (53%), нефтегазовая отрасль (47%), телекоммуникации (47%), энергетические компании (37%) и транспорт (30%).

      Таблица 9

      Рыночная капитализация десяти крупнейших компаний, контролируемых государством, согласно рейтингу «Эксперт Рейтинг», 2004 и 2008 г.

      Борьба с контрафактом: итоги первого полугодия

      За первое полугодие 2017 года таможенные органы Российской Федерации выявили свыше 5,6 млн. единиц контрафактной продукции. Таможенными органами предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям, на сумму более 1,1 млрд. рублей. Возбуждено 556 дел об административных правонарушениях, из них 545 – о незаконном использовании чужого товарного знака.

      Предметами правонарушений в сфере интеллектуальной собственности чаще всего являются одежда, обувь, автозапчасти, текстиль, бижутерия, сувенирная продукция, продукты питания.

      Наибольшее количество контрафактных товаров за первое полугодие 2017 года выявлено в Центральном, Северо-Западном, Южном регионах Российской Федерации.

      Особое значение для защиты прав владельцев торговых марок имеет Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведет Федеральная таможенная служба. По состоянию на 31 августа 2017 года в таможенном реестре находится 4506 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям. За 8 месяцев 2017 года в реестр было включено 211 объектов интеллектуальной собственности. В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.

      О деятельности таможенных органов Российской Федерации по защите прав интеллектуальной собственности расскажут представители ФТС России в рамках V Международного форума «Антиконтрафакт 2017», который пройдет 14-16 сентября 2017 года в г. Бишкеке. Также представители Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России примут участие в заседании Подкомитета по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и поделятся опытом с другими участниками форума.

      Справка:

      В 2016 году таможенные органы Российской Федерации выявили 20,4 млн. единиц контрафактной продукции. Возбуждено 1027 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности, из них 996 дел о незаконном использовании чужого товарного знака. Таможенными органами предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям на сумму 7,7 млрд. рублей. Также о защите таможенными органами интеллектуальной собственности можно прочитать в разделе «Защита прав интеллектуальной собственности» на официальном сайте ФТС России.

      RSS каналы сайта ФТС России

      Свободное Программное обеспечение

      По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

    • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
    • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF     
    • браузеры: Mozilla , Chrome

    Отношения собственности

    Отношения собственности — корень решения всех экономических и политических проблем. Их можно рассматривать с двух позиций: экономической и юридической.

    Как экономическая категория отношения собственности — исторически развивающиеся общественные отношения между людьми (субъектами) в целях присвоения, распоряжения, владения и пользования объектами собственности. Как юридическая категория — это субъективное толкование объективно сложившихся отношений собственности.

    Законодательно закрепляется то, что сложилось на практике, в действительной жизни.

    С юридической позиции собственность — это полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. Совокупность вещей, принадлежащих данному собственнику (субъекту), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями. Имущество — непосредственно сам объект собственности, принадлежащий кому-либо на праве собственности.

    Без юридических законов, регулирующих отношения собственности, экономика не сможет нормально развиваться. Например, любой собственник должен действовать по законам той страны, где находится его имущество. В целом признано, что именно права собственности (пусть даже несколько специфически понимаемые) являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения.

    Существуют следующие основные формы собственности: частная, государственная, смешанная и общая (коммунальная).

    В условиях частной собственности всей полнотой прав обладает отдельный человек. Выгоды же от частных прав собственности или равны нулю (если благо имеется в изобилии), или явно меньше затрат, связанных с их установлением.

    В условиях государственной собственности решение принимается на основании правил и процедур, которые регулируют интересы общества в целом. Поскольку при государственной собственности отдельный член общества владеет собственностью не непосредственно (как при частной собственности), а опосредованно (через установленную в обществе систему правил и процедур), то и контроль за этой собственностью усложняется. Ее, как правило, нельзя продать или передать другому лицу, трудно контролировать тех, кто ею непосредственно управляет (т.е. бюрократию). Сложность процедуры принятия решений также ослабляет функции контроля и оперативного управления государственной собственностью, поэтому на практике отсутствует прямая связь между желаниями и стремлениями совладельцев государственной собственности и результатами ее реального использования. К тому же желания и стремления отдельных совладельцев редко совпадают, и согласование интересов превращается в большую проблему, решение которой зависит от соотношения политических сил.

    В условиях смешанной собственности происходят объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием отечественных юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан. Данная форма собственности требует специфических форм управления, которые должны быть четко отработаны. Общественная собственность возникает тогда, когда права собственности на имущество осуществляют государство, органы местного самоуправления, общественные организации.

    В условиях общей (коммунальной) собственности все участники организации (коммуны) обладают общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на использование после того, как удалось его получить во временное или постоянное владение. Эта форма собственности возникает тогда, когда издержки по защите частных прав собственности чрезвычайно высоки. Основной проблемой обшей собственности является ее сверхиспользование: каждый индивид стремится опередить другого в потреблении того, что достается ему бесплатно. То, что в результате хищнической эксплуатации могут сократиться возможности потребления других собственников, его не интересует. Но поскольку так поступают все, благо, находящееся в общей собственности, быстро истощается, поэтому такая собственность оказывается неустойчивой, нестабильной и с течением времени превращается либо в частную, либо в государственную собственность.

    Права собственности — пучок прав, определяющий разрешенные способы использования благ.

    Права собственности возникают в результате:

    o изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

    o использования имущества (плоды, продукция, доходы);

    o приобретения имущества по сделке (купля-продажа, мена, дарение);

    o наследования или правопреемства;

    o по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

    o по праву давности владения.

    Права собственности прекращаются при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, его отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества.

    Законодательство также допускает в ряде случаев принудительное прекращение права собственности. К таким случаям относятся взыскание собственности в счет погашения обязательств собственника, национализация, конфискация, реквизиция, принудительный выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, принудительный выкуп культурных ценностей и домашних животных при ненадлежащем обращении с ними. Юридическая защита прав собственности составляет одну из основных функций гражданского права. Реализация гражданско-правовой зашиты права собственности осуществляется через суды.

    Кроме того, за преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество, присвоение, растрата, вымогательство) применяются уголовные наказания. Наконец, собственник осуществляет самозащиту своей собственности от преступных посягательств на нее, используя замки, сейфы, охранную сигнализацию, сторожей (охранников).

    В рамках пучка прав выделяются два вида экономических прав: права хозяйствования (права пользования) и права распоряжения. Права собственности могут перемещаться от агента к агенту независимо друг от друга. Так, в теории прав собственности фирма рассматривается как определенная форма, сеть контрактов, по которым передаются пучки правомочий. Фирма возникает как необходимая реакция на дороговизну рыночной координации, как своеобразный способ минимизации трансакционных издержек.

    Формы собственности в современной России

    Накануне реформ 1985- 1990-х гг. российская экономика практически представляла монолит государственной собственности. Но в процессе массовой приватизации государственных предприятий, продолжающейся до сегодняшнего дня, в России появились новые виды и формы собственности.

    Государственными органами статистики Российской Федерации ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. В настоящее время для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии1 от 30 марта 1999 г. № 97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов». Классификатор форм собственности приведен в табл. 1.1.

    Таблица 1.1. Формы собственности

    Преступления против собственности (часть 1: хищение)

    (ст. 158-162, 164 УК РФ)

    1. Система преступлений против собственности; статистика

    Статьи 158-168 УК РФ:

    • корыстные преступления против собственности

    хищения (ст. 158–162, 164 УК РФ)

    преступления, не содержащие признаков хищения (ст. 163, 165–166 УК РФ)

    • некорыстные преступления против собственности (ст. 167–168 УК РФ)

    Видовой и непосредственный объект в рассматриваемой группе преступлений совпадают: им являются отношения собственности или, как вариант, собственность как таковая.

    То, чья эта собственность, для целей уголовного права не имеет никакого значения (единственное исключение здесь – причинение значительного ущерба гражданину). То, чья эта собственность, имеет значение для целей уголовного процесса (доказывание, обвинение, признание потерпевшим, гражданский иск и т.п.), а для уголовного закона это безразлично.

    Популярное:

    • Штрафы гибдд за перевозку детей Штраф за перевозку ребенка без автокресла С увеличением количества автотранспорта и аварий в 2007 году для водителей была введена обязанность использовать специальные автокресла для детей младше 12 лет. Дорогие читатели! Статья […]
    • Пособие до 16 лет сумма Ежемесячное пособие на детей до 16 лет: размеры К сожалению, не все родители знают, что можно получать денежную компенсацию на детей практически до наступления их совершеннолетия. Сегодня мы поговорим о том, как правильно оформить […]
    • Повысят ли пенсии в 2018г Будет ли повышение пенсии с 1 августа 2018 года? Прибавка к пенсии с 1 августа 2018 года производится только работающим пенсионерам и осуществляется в результате перерасчета, учитывающего страховой стаж за прошедший год — собственно, за […]
    • Каким налогом облагается зарплата Какими налогами и взносами облагается премия сотрудникам? Облагается ли премия налогом и зависит ли налогообложение от вида премии и источника ее выплаты? Рассмотрим эти вопросы в нашей статье. Премиальная часть дохода всегда относится к […]
    • Правила многочлена Сложение и вычитание многочленов При сложении и вычитании многочленов важно уметь использовать правила раскрытия скобок. Рассмотрим два случая раскрытия скобок: когда перед скобками стоит знак «+»; когда перед скобками стоит знак […]
    • Срок уплаты налога усн предпринимателя Какие сроки уплаты налогов установлены для ИП Безусловно, не только правила хорошего тона задают необходимость все делать вовремя, но еще и нежелательные санкции. Налог должен быть уплачен вовремя, и это касается и производственных […]
    • Какое наказание работнику за Замечание как дисциплинарное взыскание Если работник совершил виновные или противоправные действия против имущества работодателя, или нарушил нормы правил внутреннего распорядка или дисциплины труда, то работодатель имеет право его […]
    • Нотариус шпалерная Нотариальная контора Со времен Сервантеса прошло много лет, но и сегодня нотариус стоит на страже законных интересов и экономической безопасности граждан. Мы содействуем решению многих важных вопросов, касающихся собственности, семейных и […]