Способности юристов

Прикладная юридическая психология

Способности юриста

Сущность проблемыспособностей. В многообразии индивидуальных особенностей личности важноеместо занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условийуспешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительнойработы и постоянного совершенствования. Они не сводятся к знаниям инавыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности,отвечающие требованиям определенной профессии. Одни и те же особенностирасцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой.Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека,его индивидуальные особенности.

Наличие способности к даннойпрофессии, в том числе и юриста, — обязательная предпосылка высокого профессионализма,интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения,благополучия. Слабая способность к профессии — одна из причин неуспеховв работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственнойнеполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивовк перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям:одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше.

Способности, как и другиеважнейшие особенности личности, не врожденны, а развиваются у человекаприжизненно. В основе их лежат анатомофизиологические особенности организмачеловека, именуемые задатками. Задатки многозначны, и на основеодних и тех же задатков могут развиться разные способности под влияниемприжизненных особенностей деятельности и условий жизни данной личности.Вместе с тем задатки, выступая в роли «почвы», благоприятствуют развитиюодних способностей и не способствуют другим.

Граждане, избирающие правоохранительнуюдеятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема наработу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которыерасцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точкесвоего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальныхспособностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место,и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровнядо максимального потолка.

В правоохранительных органахпроблема способностей предстает в виде:

• необходимости учета способностейличности во всей системе работы с кадрами;

• задачи изучения, оценкиактуальных и потенциальных способностей лиц, отбираемых на службу, на занятиеопределенных должностей, при комплектовании разных подразделений;

• задачи развития профессиональныхспособностей сотрудников в процессе службы до максимально возможного потолка.

Характеристика способностейюриста. Поскольку способность — предпосылка успеха в деятельности,нетрудно понять, что она определяется не одним качеством человека, а ихсовокупностью. Не от отдельных качеств зависит его успех, а от того, чтоон за личность в системной совокупности ее качеств. Способности юриста- это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иныхкачеств, структура которых строго соответствует требованиям юридическоготруда. Для последнего характерны две группы требований и соответственнодве группы способностей: социально-юридические и специально -юридические.

Сущность проблемы способностей.В многообразии индивидуальных особенностей личности важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Они не сводятся к знаниям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии. Одни и те же особенности расцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой. Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека, его индивидуальные особенности.

Наличие способности к данной профессии, в том числе и юриста, — обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии — одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям: одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше.

Способности, как и другие важнейшие особенности личности, не врожденны, а развиваются у человека прижизненно. В основе их лежат анатомофизиологические особенности организма человека, именуемые задатками. Задатки многозначны, и на основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности под влиянием прижизненных особенностей деятельности и условий жизни данной личности. Вместе с тем задатки, выступая в роли «почвы», благоприятствуют развитию одних способностей и не способствуют другим.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

В правоохранительных органах проблема способностей предстает в виде:

• необходимости учета способностей личности во всей системе работы с кадрами;

• задачи изучения, оценки актуальных и потенциальных способностей лиц, отбираемых на службу, на занятие определенных должностей, при комплектовании разных подразделений;

• задачи развития профессиональных способностей сотрудников в процессе службы до максимально возможного потолка.

Характеристика способностей юриста.Поскольку способность — предпосылка успеха в деятельности, нетрудно понять, что она определяется не одним качеством человека, а их совокупностью. Не от отдельных качеств зависит его успех, а от того, что он за личность в системной совокупности ее качеств. Способности юристаэто всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально -юридические.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением юриста. Основные требования к его личности, к его способностям быть юристом — прокурором, судьей, адвокатом, сотрудником милиции, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка — определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Гражданственность — одно из качеств, отвечающих социально-юридическим требованиям. Юристы всегда принадлежали к прогрессивной и авангардной части общества. Им и ныне присущи выраженное неравнодушие к проблемам общества, озабоченность его будущим, настойчивые поиски путей процветания и повышения блага народа, активно-действенная позиция, выраженная в личном участии в ускорении продвижения к желаемому будущему. Активная гражданская позиция юриста трансформируется в активно-профессиональную, связанную со стремлением к деятельному участию в укреплении законности и правопорядка. Гражданственность находит выражение в способности руководствоваться высшими общественными идеалами, идти к их реализации упорно, относиться к этому ответственно и оптимистично. Если гражданственность слабо развита у конкретного человека, вступившего на стезю юридической деятельности, то, скорее всего, из него выйдет формалист, а возможно, и человек, превращающий службу в свою кормушку.

Моральность юриста — второе социально-психологическое качество. Юрист должен быть в принципе хорошим, честным, порядочным, трудолюбивым, совестливым, требовательным к себе человеком, сознающим, что нельзя утверждать мораль, будучи аморальным.

Гуманистичность (от лат. — человеческий, человечный) — качество, которое издавна, а ныне в особенности, определяет способность юриста быть настоящим профессионалом в правоохранительных органах. Гуманизм — система идей, особое мировоззрение, в центре которых стоит признание человека как высшей ценности общества, приоритетности его прав и свобод, заботы о благе человека, защиты его прав и свобод как высших критериев оценки справедливости общества и существующих в нем общественных отношений. Цивилизованное общество, построенное на идеях гуманизма, — это всегда и правовое общество; цивилизованный человек — это человек с гуманистическими взглядами, с соответствующим поведением; современный цивилизованный юрист — это обязательно гуманист.

Есть определенные психологические сложности усвоения гуманистических убеждений и норм поведения юристами. Постоянно сталкиваясь по работе с худшими представителями человеческого общества, людьми, которых неоднократно пытались поставить на путь честной жизни, часть юристов ожесточается и не видит ничего, что может решить задачу укрепления законности и правопорядка, кроме ужесточения кары, безжалостного отношения к правонарушителям и преступникам. У определенной части юристов есть и утрированное представление о гуманизме как о всепрощенчестве, вседозволенности, либерализме, уговорах. Если психологически подобные отклонения можно понять, то никакого оправдания нет для их применения в работе юриста. Тот, кто убежден в эффективности и целесообразности только силы и принуждения, а все иное относит к выдумке людей с «разжиженными гуманитарными мозгами, засидевшихся в кабинетах и не знающих жизни», вряд ли может успешно участвовать в построении современного правового государства, демократического цивилизованного общества.

Деловитость — качество, обязательно необходимое юристу. Юридическое дело — очень трудное дело. Быть деловитым — значит быть способным построить работу так, чтобы конечный результат был безусловно достигнут. Юрист, отличающийся деловитостью, нетерпим к браку в работе, полумерам, формализму, очковтирательству. Он не пасует перед трудностями, изобретателен, активен, инициативен и самостоятелен, не ищет оправданий, а находит и использует все возможности. Он должен отличаться организованностью в своей работе и уметь организовывать работу других.

Описанные выше качества нужны и представителям многих других профессий, но для юридического труда с его высокой значимостью и трудностями отсутствие таких качеств свидетельствует об отсутствии способностей к этому труду.

Специально-юридические способности юриста — особые качества, которые определяются спецификой юридического труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других. В них можно выделить две подгруппы: общие — необходимые всем юристам и частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

• высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

• обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

• честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

• хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

• речевые способности, умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

• наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

• хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

• волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к самомобилизации;

• организаторские способности 1 ;

• представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

• склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

• коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

• терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

• уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только судьям, только прокурорам, только участковым инспекторам и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям — креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб — педагогические и др.
Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством юриста. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на работу в правоохранительные органы. Их дальнейшая актуализация и расцвет Происходят, когда юрист самокритичен, требователен к себе, работает с самоотдачей и стремлением к достижению наивысших результатов, проявляет творчество, инициативу, самостоятельность, не почивает на лаврах, а всегда по-деловому обеспокоен и неудовлетворен.

1 Л.И. Уманским и его сотрудниками выделены, например, такие качества способных организаторов: психологическая избирательность, т.е. эффективное восприятие психологических особенностей и состояний «.других людей; быстрая возможность правильно охарактеризовать и оценить их; склонность к психологическому анализу; избирательно-психологическая память; сопереживание тому, что переживают, чувствуют другие люди; способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека и др.; практически-психологический ум, проявляющийся в распределении обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей; находчивость в учете психологического состояния и настроений людей в конкретной ситуации; способность заинтересовывать людей; учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий и т.п.; психологический такт; общественная энергичность; требовательность, критичность; склонность к организаторской деятельности.

Оценка профессионально-психологических способностей юриста

Способности — это относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

Изначально любой человек имеет те или иные определенные задатки в виде врожденных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые стимулировали бы их дальнейшее развитие.

Задатки обнаруживают себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявляться наследственно обусловленные способности, которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в дальнейшем у человека формируются тс или иные способности уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становления характера и всестороннего развития личности. По отношению к способностям задатки поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие сто среди других, свидетельствует о его одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить нестандартные решения сложных проблем.

Общие и специальные способности. В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой:

— общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, проявляющиеся в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени;

— специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узкопрофессиональной деятельности.

Поскольку профессиональная деятельность юриста весьма многогранна, в первую очередь она требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям.

Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А. Р. Ратинов относил ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем СО специальными способностями». Аналогично и другие ученые среди ведущих «следственных способностей» называют общие способности человека, и прежде всего его интеллектуальные (умственные), творческие способности3.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют коммуникативные способности. Кроме того, юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, о чем мы говорили ранее.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способности, которые необходимы юристу. В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть вспомогательную роль. Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной деятельности, в том числе и к правоприменительной, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных свойств и качеств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которого одни свойства компенсируют недостаток других. В этом проявляются компенсаторные возможности психики субъекта деятельности.

Критерии оценки профессиональной пригодности юриста. В ходе оценки психологических способностей к профессиональной деятельности используются объективные и субъективные критерии (показатели) профессиональной пригодности юриста. Первые характеризуют продуктивность, производительность и качество его труда. К числу вторых относятся различного рода внешние

(экспертные) оценки эффективности деятельности работника.

1. Объективные количественные характеристики, отражающие объем и качество выполненной работы. Естественно, что для различных юридических профессий разработаны особые специфические показатели такого рода. Например, для оценки труда следователей используются следующие критерии:

— количество, сложность законченных уголовных дел (в абсолютных значениях и процентах к общему числу дел, находящихся в производстве);

— количество неоконченных дел (в абсолютных значениях и процентах к общему числу дел, находящихся в производстве);

— количество дел, оконченных с нарушением установленного законом срока;

— количество дел, переданных в суд (за определенный отчетный промежуток времени, например год), и т.д.

Все это фиксируется в официальной статистической отчетности.

2. Субъективные оценочные характеристики, даваемые работникам их непосредственными руководителями.

Как правило, эти оценки имеют качественный, обобщенный характер. Они отражают успешность труда специалиста в целом либо подчеркивают один из значимых аспектов его профессиональной деятельности. Эти данные содержатся в материалах личных дел работников правоохранительных органов, в различного рода характеристиках, аттестациях и т.д.

Сюда же относятся сведения, отражающие успешность профессиональной карьеры работников правоохранительных органов: информация о назначении на более высокую должность, присвоении (особенно, внеочередном) классного чина, почетного звания, о прохождении профессиональной переподготовки, повышении квалификации и др.

Оценка психологических способностей юриста к профессиональной деятельности. В настоящее время одной из актуальных проблем в различных правоохранительных органах является разработка и внедрение в деятельность их кадровых служб системы профессионального психологического отбора. Психологическое обследование кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы, абитуриентов, поступающих в юридические образовательные учреждения, с последующим их целевым направлением в различные правоохранительные органы, предполагает решение следующих связанных между собой задач:

— отбор лиц, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к учебе в юридическом вузе и в последующем к работе в правоохранительных органах;

— выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям, психологическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, следовательно, не отвечают требованиям, предъявляемым к работникам правоохранительных органов.

При обследовании кандидатов используются методы собеседования (биографический метод), наблюдения и психологического тестирования. Программа тестирования включает специально подобранную батарею методик психологической диагностики, прошедших всестороннюю апробацию, в том числе и на работниках тех правоохранительных органов, в системе которых в дальнейшем придется работать поступающим туда кандидатам.

В частности, при отборе абитуриентов в образовательные учреждения, подведомственные органам прокуратуры, была подобрана батарея тестовых методик, в которые в качестве основных вошли шкала прогрессивных матриц Дж. К. Равена, один из вариантов 16-факторного опросника Р. Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный Л. Н. Собчик вариант MMPI; в качестве дополнительных — цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля» А. М. Эткинда и некоторые другие. В целом результаты применения перечисленных тестовых методик показали свою высокую надежность.

Способности юриста.

В многообразии индивидуальных особенностей личности важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Они не сводятся к знаниям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии. Одни и те же особенности расцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой. Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека, его индивидуальные особенности.

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. По мнению К.К. Платонова, «способности — это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соответствии с определенной деятельностью».

Более развернутое понятие способностей содержится в трудах другого известного психолога Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, — указывал он, — под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Например, психические процессы (память, мышление, восприятие и т.д.) проявляются у людей по-разному, видоизменяясь, приобретая наиболее выраженные индивидуальные свойства. Причем эти индивидуальные различия психических процессов нередко становятся настолько яркими, облегчающими ту или иную деятельность, что они как бы предрасполагают субъекта заниматься определенной конкретной деятельностью, становясь способностями индивида, значительно облегчающими его труд и помогающими ему добиваться высоких профессиональных результатов. В этом смысле можно говорить, например, о способностях человека логически мыслить (познавательные, мыслительные способности), запоминать большое количество информации (мнемические способности), тонко чувствовать и различать малейшие оттенки каких-либо раздражителей (сенсорные способности) и т.д.

Способности — это личность в ее продуктивности. Пока человек не начал заниматься определенной деятельностью, у него существуют только потенциальные способности. Как только он начинает этой деятельностью заниматься, его потенциальные способности становятся актуальными. Они проявляются и формируются в этой деятельности. Способность — это динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний и выполнения человеком определенной деятельности.

У работника юридического труда способности тесно связаны с такими качествами, как специфические особенности памяти, эмоциональные свойства, черты характера, качества интеллекта. В отношении к знаниям, навыкам и умениям юристов способности выступают как условие, обеспечивающее их приобретение.

В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности. Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т.д. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т.д.

Все способности человека как психические явления могут быть классифицированы также на четыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

Элементарными общими способностями, присущими всем людям, хотя ив разной степени их выраженности, являются основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Каждое элементарное проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным сенсорным, мыслительными, волевым, мнемоническим успехом. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.

Элементарными частными способностями, свойственными уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как музыкальный слух, критичность мышления, глазомер, доброта, решительность и настойчивость, оперативная память, смысловая память и т.д. Столь сложные свойства индивида проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности.

Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Потому в реальной жизни в отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе — «воля как способность к достижению цели», «способность к мышлению» и т.д., о сложных способностях говорят во множественном числе — «способности к учению, к труду» и т.д.

Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их иногда называют профессиональными, специальными, особенными. Именно к ним относятся способности к оперативно-розыскной и следственной деятельности и т.п.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности является определенной структурой личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности черты.

Высокие профессиональные показатели могут быть достигнуты работниками юридического труда с самыми различными психологическими структурами личности.

Иногда о способностях юристов говорят только тогда, когда они исключительные, или проявляются как одаренность, или приближаются к таланту.

Одаренность — это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Уровень и степень развития способностей у личности выражают понятие таланта и гениальности.

Талант — такая совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Способным и талантливым можно быть в самых разнообразных видах деятельности. Особенностью таланта является высокий уровень творчества при выполнении деятельности.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Поэтому отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Оба эти качества всегда непосредственно связаны с творческой деятельностью.

В психологии творчества выделяется особый вид способностей — творческие способности. Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим и т.д. установлениям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском, Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, политической, юридической и т.д.

Способности, как и другие важнейшие особенности личности, не врожденны, а развиваются у человека прижизненно. В основе их лежат анатомо-физиологические особенности организма человека, именуемые задатками. Задатки многозначны, и на основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности под влиянием прижизненных особенностей деятельности и условий жизни данной личности. Вместе с тем задатки, выступая в роли «почвы», благоприятствуют развитию одних способностей и не способствуют другим.

При этом различают врожденные (прирожденные) и наследственные задатки. Первые могут быть обусловлены не только наследственностью, но и условиями развития, вторые включают в себя то, что передается индивиду от его предков.

Способности ощущений, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных, но не обязательно наследственно схожих с родительскими задатков. Моральные качества личности, как все свойства направленности, задатков не имеют и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способности в радиоакустике. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности.

Без соответствующего воспитания задатки человека сами по себе не развиваются. Поэтому те или иные способности человека определяются в значительной степени не задатками, а условиями развития и воспитания. Способности в целом не наследуются. Вместе с тем наличие ряда благоприятных задатков способствует развитию способностей и одаренности.

Задатки проявляют себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявлять себя биологически обусловленные способности (например, сенсорные способности), которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в процессе дальнейшей социализации у человека формируются социально обусловленные способности уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становления характера и всестороннего развития личности. Задатки по отношению к способностям поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности.

Наличие способности к данной профессии, в том числе и юриста, — обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии — одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям: одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. о том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

· необходимости учета способностей личности во всей системе работы с кадрами;

· задачи изучения, оценки актуальных и потенциальных способностей лиц, отбираемых на службу, на занятие определенных должностей, при комплектовании разных подразделений;

· задачи развития профессиональных способностей сотрудников в процессе службы до максимально возможного потолка.

Характеристика способностей юриста. Поскольку способность — предпосылка успеха в деятельности, нетрудно понять, что она определяется не одним качеством человека, а их совокупностью. Не от отдельных качеств зависит его успех, а от того, что он за личность в системной совокупности ее качеств. Способности юриста — это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением юриста. Основные требования к его личности, к его способностям быть юристом — прокурором, судьей, адвокатом, сотрудником милиции, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка — определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Гражданственность — одно из качеств, отвечающих социально-юридическим требованиям. Юристы всегда принадлежали к прогрессивной и авангардной части общества. Им и ныне присущи выраженное неравнодушие к проблемам общества, озабоченность его будущим, настойчивые поиски путей процветания и повышения блага народа, активно-действенная позиция, выраженная в личном участии в ускорении продвижения к желаемому будущему. Активная гражданская позиция юриста трансформируется в активно-профессиональную, связанную со стремлением к деятельному участию в укреплении законности и правопорядка. Гражданственность находит выражение в способности руководствоваться высшими общественными идеалами, идти к их реализации упорно, относиться к этому ответственно и оптимистично. Если гражданственность слабо развита у конкретного человека, вступившего на стезю юридической деятельности, то, скорее всего, из него выйдет формалист, а возможно, и человек, превращающий службу в свою кормушку.

Моральность юриста — второе социально-психологическое качество. Юрист должен быть в принципе хорошим, честным, порядочным, трудолюбивым, совестливым, требовательным к себе человеком, сознающим, что нельзя утверждать мораль, будучи аморальным.

Гуманистичность — качество, которое издавна, а ныне в особенности, определяет способность юриста быть настоящим профессионалом в правоохранительных органах. Гуманизм — система идей, особое мировоззрение, в центре которых стоит признание человека как высшей ценности общества, приоритетности его прав и свобод, заботы о благе человека, защиты его прав и свобод как высших критериев оценки справедливости общества и существующих в нем общественных отношений. Цивилизованное общество, построенное на идеях гуманизма, — это всегда и правовое общество; цивилизованный человек — это человек с гуманистическими взглядами, с соответствующим поведением; современный цивилизованный юрист — это обязательно гуманист.

Есть определенные психологические сложности усвоения гуманистических убеждений и норм поведения юристами. Постоянно сталкиваясь по работе с худшими представителями человеческого общества, людьми, которых неоднократно пытались поставить на путь честной жизни, часть юристов ожесточается и не видит ничего, что может решить задачу укрепления законности и правопорядка, кроме ужесточения кары, безжалостного отношения к правонарушителям и преступникам. У определенной части юристов есть и утрированное представление о гуманизме как о всепрощенчестве, вседозволенности, либерализме, уговорах. Если психологически подобные отклонения можно понять, то никакого оправдания нет для их применения в работе юриста. Тот, кто убежден в эффективности и целесообразности только силы и принуждения, а все иное относит к выдумке людей с «разжиженными гуманитарными мозгами, засидевшихся в кабинетах и не знающих жизни», вряд ли может успешно участвовать в построении современного правового государства, демократического цивилизованного общества.

Деловитость — качество, обязательно необходимое юристу. Юридическое дело — очень трудное дело. Быть деловитым — значит быть способным построить работу так, чтобы конечный результат был безусловно достигнут. Юрист, отличающийся деловитостью, нетерпим к браку в работе, полумерам, формализму, очковтирательству. Он не пасует перед трудностями, изобретателен, активен, инициативен и самостоятелен, не ищет оправданий, а находит и использует все возможности. Он должен отличаться организованностью в своей работе и уметь организовывать работу других.

Специально-юридические способности юриста — особые качества, которые определяются спецификой юридического труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других. В них можно выделить две подгруппы: общие — необходимые всем юристам и частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

Деятельность юриста весьма многогранна. Поэтому она, прежде всего, требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы, именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям. Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями». Такую же, по существу, мысль высказывают и другие ученые, которые среди ведущих «следственных способностей» называют также общие способности человека и, прежде всего, его интеллектуальные (умственные), творческие способности.

Интеллектуальные способности человека как показатель его уровня общего развития включают в себя сложные психические образования: мышление (гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность генерирования новых идей и т.д.), развитое воображение, хорошую емкую память, острую наблюдательность, восприятие и т.д., которые тесно связаны с творческим потенциалом личности. Считают, что «интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных (знаний, способов работы, приемов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки». Это проявляется в способности и потребностях человека активно познавать неизвестное, в его умении обобщать и выделять главное, осуществлять перенос усвоенной информации на новый материал, прогнозировать процесс познания и его результаты. Интеллектуальные, познавательные способности проявляются в умственной работоспособности, быстроте и устойчивости мыслительной работы, в выборе видов занятий и отдыха. Развитый интеллект — основа творческих способностей юриста, так как интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют и коммуникативные способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен также и хорошими организаторскими способностями, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способности, которые необходимы юристу, В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие же будут играть вспомогательную роль.

Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной, в том числе и к правоохранительной деятельности, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных качеств и свойств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которого одни из них компенсируют недостаток, недоразвитость других. Феномен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом такого интегративного понятия, каким являются способности, в данном случае — профессиональные способности юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами, свойствами личности, которые придают столь несхожий характер их стилю деятельности.

Назовем общие способности юриста:

· высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

· обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

· честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

· хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

· речевые способности, умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

· наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

· хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

· волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к самомобилизации;

· представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

· склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

· коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

· терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

· уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только судьям, только прокурорам, только участковым инспекторам и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям — креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб — педагогические и др.

Различное сочетание описанных выше способностей образует тот необходимый сплав индивидуально-психологических особенностей личности, который можно охарактеризовать как профессионально значимые способности к юридической деятельности, определяющие в конечном итоге профессиональную пригодность юриста.

Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством юриста. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на работу в правоохранительные органы. Их дальнейшая актуализация и расцвет происходят, когда юрист самокритичен, требователен к себе, работает с самоотдачей и стремлением к достижению наивысших результатов, проявляет творчество, инициативу, самостоятельность, не почивает на лаврах, а всегда по-деловому обеспокоен и неудовлетворен.

Оценка способностей юриста к профессиональной деятельности.

Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности.

Профессионально значимые способности юриста, в конечном итоге его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма оцениваются с помощью:

· квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготовке, специализации, присвоении классного чина и т.д.;

· объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных (оценочных) характеристик, например по числу рассмотренных (расследованных) дел, проведенных проверок за какой-то определенный период времени, по числу полученных поощрений и взысканий, наконец, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей и т.д.;

· психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей тестовых методик.

Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность в первую очередь зависит от качества психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Именно поэтому данную работу могут выполнять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тестовые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критериями профессиональной пригодности юриста, о чем речь пойдет дальше.

Критерии профессиональной пригодности (как объективные по результатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестирования) должны:

· отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;

· различать работников с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;

· быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности любого юриста, способности которого к профессиональной деятельности необходимо исследовать.

Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.

Общее представление о психодиагностическом обследовании кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы. Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в правоохранительные органы должно проводиться с помощью специально подобранной батареи тестов, которые обеспечивают решение следующих связанных между собой задач:

· отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в правоохранительных органах;

· выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям, психическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым к работникам правоохранительных органов.

При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение может проводиться психологическая оценка степени их пригодности для работы в качестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, однако с той лишь разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные для лиц, назначаемых на должности руководящих работников.

В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:

· выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;

· быть достаточно надежными, обладать не только текущей (диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованный, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболее эффективного использования; быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;

· перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.

Для диагностики способностей рекомендуется использовать следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивных матриц Дж. Равена; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО); стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный Л.Н. Собчик вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI); в качестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера; опросник «Уровень субъективного контроля» А.М. Эткинда и др., опросник УСК; тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (МООЕ).

Популярное:

  • Кроха программа пособия Учебно-методический комплект: Кроха Григорьева Г. Г., Бушуева И. Н., Груба Г. В. и др. Кроха. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. Пособия для […]
  • Уровень преступлений какой Всё о странах мира Новостной портал: отдых и туризм, иммиграция, рейтинги и статистика! Январь 24, 2018 Раздел: Рейтинги Таблица уровня жизни стран мира 2017 Предлагаем вам ознакомиться с ТОП149 в виде таблицы уровня жизни населения […]
  • Налог на снт 2018 Налог на снт 2018 МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Какие налоги платит СНТ в 2018 году? Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое […]
  • Рисунки разводами Красивые разводы на ногтях Для начала нужно приготовить ноготь и палец! Покрасьте ноготь белым лаком. После обклейте палец тонким лейкопластырем (можно взять лейкопластырь на бумажной основе, так как он легко снимется после). Теперь […]
  • Дду с материнским капиталом Внесение материнского капитала в долевое строительство Использование материнского капитала для долевого строительства регулируется 10 статьей 256 Федерального закона от 2006 года, в которой указываются дополнительные меры поддержки от […]
  • Займ под материнский капитал отзывы Займ под материнский капитал отзывы Йошкар-ола. Вопрос про "Социальный прогресс" Свекровь брала,100000000… раз пожалела. уже год прошел, они все тянут. то с бумагами проблемы, то еще что нибудь придумают! не советую. у нас когда […]
  • Правило тарелки для похудения Диета одной тарелки Узнай, как похудеть быстро без особых усилий! Неправильное питание и слишком большие порции – основные причины появления лишнего веса. Решить эту проблему поможет диета одной тарелки. Методика отличается простотой, […]
  • Кооператив обратился в суд Имеет ли право гаражный кооператив оформить земельный участок в собственность? Гаражный специализированный потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п. 3 Постановления главы города […]