Справочник правил поведения

Содержание страницы:

Правила поведения в обществе: что отличает воспитанного человека?

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное — не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Основные нормы и правила поведения в обществе

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство — например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих — пассивное курение никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  10. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  11. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  12. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.
  13. В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

    Правильное поведение в обществе деловых людей

    В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  14. Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  15. Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  16. Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  17. Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.
    • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
    • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
    • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
    • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.
    • Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

      Каковы правила поведения учащихся в школе и чем они регламентированы?

      Правила поведения в школе должны знать и строго соблюдать все школьники, проходящие обучение в образовательных организациях. О правилах поведения в школе читатели смогут более подробно узнать из данной статьи.

      Чем регламентированы нормы поведения школьников

      Согласно действующему ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, к полномочиям образовательных учреждений относят нормативную регламентацию и установление:

    • правил внутреннего распорядка учащихся,
    • правил внутреннего трудового распорядка,
    • других локальных актов.
    • Образовательная организация издает нормативные акты локального характера, которые включают в себя порядок регулирования образовательных отношений в школе.

      Таким образом, каждая школа вправе принимать свои правила поведения или кодекс поведения учащихся.

      Все локальные акты, издаваемые от имени руководителя учебного учреждения, должны соответствовать федеральному законодательству.

      Содержание школьных нормативных актов

      В сферу образовательных отношений входят:

      • организация и ведение образовательной деятельности,
      • правила приема обучающихся,
      • порядок перевода и отчисления учащихся,
      • особенности оформления отношений между образовательным учреждением и школьниками, а также их родителями и законными представителями.
      • Требования к локальным актам школы

        Принимая локальные акты, администрация школы должна учитывать мнение школьников, родителей и представительных органов работников школы по затрагиваемым вопросам.

        Не могут применяться нормы, которые:

      • ухудшают положение обучающихся,
      • приняты с нарушением законного порядка и подлежат отмене.
      • Ответственность за нарушение школьных правил

        За нарушение локальных актов, регламентирующих школьные правила поведения, к ученику могут применяться меры дисциплинарного взыскания в виде замечаний, выговоров или отчисления из образовательной организации.

        При выборе вида наказания следует принимать во внимание:

      • тяжесть дисциплинарного проступка школьника,
      • причины и обстоятельства совершения проступка,
      • предыдущее поведение обучающегося,
      • психофизическое и эмоциональное состояние школьника,
      • мнение советов обучающихся и родителей.
      • Правила поведения учащихся в школе

        Поведение при входе в школу

      • В школу следует приходить примерно за 10-15 минут до начала первого занятия, нельзя опаздывать на уроки.
      • При входе в помещение школы учащиеся должны вытирать уличную обувь и переобуваться в сменную. Сменную обувь можно хранить в пакете или матерчатом мешке.
      • После смены обуви ученик может пройти в класс.
      • Верхнюю одежду ученики оставляют в общей гардеробной или раздевалке, расположенной в учебном классе. Необходимо, чтобы к верхней одежде школьника были пришиты петли.
      • Поведение в коридоре и на лестнице

      • Учащиеся не должны сорить на территории и в помещении школы, соблюдая чистоту и порядок.
      • Не разрешается бегать по коридору и лестницам в помещении учебного учреждения.
      • Проходя мимо преподавателя, ученик должен поздороваться.
      • Следует пропускать старших в дверях и уступать им дорогу.
      • Поведение школьников в классной комнате

        1. Перед началом урока дежурные готовят классное помещение к занятиям, а также сообщают учителю об отсутствующих школьниках.
        2. Каждый ученик несет ответственность за порядок в классе и за сохранность своего рабочего места.
        3. После звонка на урок школьники должны занять свои места в классе.
        4. Когда учитель входит в класс, ученики приветствуют его, вставая с мест.
        5. Во время занятий на парте не должно находиться посторонних предметов. На уроке школьнику необходимы тетрадь, учебник и канцелярские принадлежности.
        6. Желающим ответить на вопрос учителя не следует выкрикивать с места — для ответа необходимо поднимать руку.
        7. Во время занятия ученики не должны разговаривать без разрешения учителя.
        8. После окончания занятий ученики покидают класс только после разрешения учителя.
        9. Остаться после занятий могут учащиеся, занимающиеся дополнительно (факультативы, кружки и т. п.).
        10. Поведение учащихся на перемене

        11. Во время перемены ученикам требуется соблюдать дисциплину и вести себя спокойно.
        12. Школьники не должны толкаться, причинять вред зеленым насаждениям и бросать мусор внутри школы или на ее территории.
        13. Гуляя по коридору, запрещается бегать и кричать.
        14. Если дежурный учитель спрашивает у обучающегося его фамилию и класс, он должен сообщить эти данные.

        Нормы поведения обучающихся в библиотеке

      • В библиотеке необходимо соблюдать тишину. Громко разговаривать не разрешается.
      • Книги и журналы выдаются ученикам по читательским билетам.
      • Книги, взятые в библиотеке, должны быть возвращены школьником в установленный срок.
      • Рекомендации по поведению в столовой

      • Ученик может посещать столовую во время перемены или в течение обеденного перерыва.
      • Во время приема пищи необходимо соблюдать правила поведения за столом.
      • После окончания трапезы нужно убрать использованную посуду.
      • Обязанности учащихся школы

        Учащимся необходимо выполнять следующие обязанности:

      • Осваивать образовательную программу, посещать учебные занятия, говориться к урокам самостоятельно и выполнять задания учителя.
      • Уважать честь и достоинство всех школьников и работников учебной организации.
      • Бережно относиться к школьному имуществу.
      • Требования к одежде школьников

        Школьная одежда должна быть эстетичной и удобной. Форма не должна выражать признаков различия между детьми или вызывать у ребенка дискомфорт при ношении.

        Органы образовательного учреждения вместе с родительским комитетом определяют:

      • вид парадной, спортивной и повседневной одежды обучающихся;
      • цвет и фасон школьной формы.
      • Стиль формы должен быть деловым. Важно, чтобы вещи соответствовали гигиеническим требованиям и погодным условиям.

        Школьная одежда может иметь следующие отличительные признаки:

      • знак образовательной организации,
      • номер класса ученика,
      • эмблему, значок или нашивку,
      • галстук.
      • Таким образом, образовательные организации могут сами принимать локальные акты, регламентирующие правила поведения обучающихся в школе. Правила разрабатываются руководством учебного учреждения с учетом пожеланий школьников и их родителей.

        Справочник правил поведения

        Всем известно, что лучший отдых – это отдых у воды: спорт, плавание, рыбалка, игры в воде и т. п. Но, к сожалению, вода может доставлять не только удовольствия, но и привести к трагическим последствиям.
        С наступлением купального сезона резко возрастает приток отдыхающих к воде, и, соответственно, увеличивается количество несчастных случаев, даже, казалось бы, на самых безопасных мелких городских водоемах. В чем причина гибели людей?

        Подавляющее число несчастных случаев связано с нарушениями правил безопасного поведения на воде. Основными причинами несчастных случаев по-прежнему остаются: купание в состоянии алкогольного опьянения и купание в запрещенных местах. Как правило, эти причины сопутствуют друг другу. Каждый может оказаться в ситуации, когда исключительно от его умелых действий будет зависеть его жизнь и жизнь рядом находящегося человека. Поэтому полезно вспомнить основные правила безопасного поведения на водоемах и способы помощи утопающим, твердо сознавая при этом, что на воде несравненно легче предупредить несчастье, чем ликвидировать его последствия. Прежде всего, обеспечьте свою безопасность, иначе у вас не будет возможности оказать ее другим.

        ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ:

        1. Купайтесь только в специально отведенных местах, на оборудованных пляжах, где в случае несчастного случая вы можете получить помощь спасателя. Непроверенный водоем – глубокие ямы, густые водоросли, холодные ключи, коряги, захламленное дно – может привести к травме или к гибели.
        2. Не купайтесь в состоянии алкогольного опьянения. Это основная причина гибели людей на воде.
        3. Если не умеешь плавать, заходи в воду только по пояс.
        4. Проявляйте осторожность во время плавания с подводной маской и дыхательной трубкой.
        5. Не допускайте шалостей на воде, связанных с нырянием и захватом купающихся, не балуйтесь в воде, не пугайте других.
        6. Не подавайте ложных сигналов бедствия.
        7. Купание детей должно проходить только под контролем взрослых!

        Не оставляйте детей без присмотра! Помните, что ребенок намного беззащитнее Вас. Часто несчастные случаи с детьми происходят в присутствии взрослых, которые спокойно загорают на берегу, а нередко выпивают с компанией, в то время как ребенок предоставлен сам себе и находится в воде без контроля родителей.

        Отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуации администрации города Шахтерска призывает придерживаться правил поведения на воде в летний период и напоминает, что только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

        Свод строгих правил этикета или законы поведения в обществе

        Этикет – это явление историческое. Все правила этикета, которые выражаются в определенных формах поведения, объединяют морально-этическую и эстетическую стороны жизни. Первая сторона выражает нравственную норму: предупредительную заботу, уважение, защиту. Вторая сторона говорит о красоте, изяществе форм человеческого поведения.

        Рекомендации эксперта по этикету и протоколу

        Этикет как свод законов общения

        Уже в первобытном давнем обществе во время совместного труда выработались определенные требования и нормы поведения для всех членов общества. Древнейшие своды кодекса поведения, которые сохранились до настоящего времени, созданы пять тысяч лет назад. Древнекитайская «Книга исторических приданий» перечисляет пять основных человеческих положительных качеств: человеколюбие, верность, мудрость, почитание старших, мужество.

        С течением времени появлялись новые нравы, обычаи, мораль. Нормы поведения оттачивались столетиями, сливались в понятие «этикет» — определенный кодекс поведения, норм, обязанностей, которых должны придерживаться люди в разных жизненных ситуациях.

        Правила этикета для малышей

        Самые маленькие дети уже умеют махать на прощание ручкой или улыбаться при встрече. Папы учат мальчиков подавать руку для крепкого пожатия, а мамы знакомят малышей на детской площадке, даже если при этом сам малыш выглядывает из-за спины родителей.

        Воспитывая ребенка, взрослые сами того не замечая, преподают ему уроки этикета, правила общения со сверстниками («Поздоровайся с другом», «Нельзя забирать игрушки, нужно спросить разрешения», «Девочку нужно пропускать вперед и защищать») и со старшими («Подари маме цветы», «Пойди и встреть папу с работы», «Помоги бабушке донести пакет»).

        Позже дети научатся пользоваться столовыми приборами, благодарить маму за приготовленный обед, правильно вести себя в гостях и на людях.

        Учить ребенка правилам этикета нужно с самого раннего возраста. Стыдно бывает за школьников, которые не уступают место в транспорте пожилым людям. А научить ребенка, как известно, легче всего на собственном примере. Ведь родители для него и авторитет, и пример для подражания. Соблюдайте правила этикета сами, и их будет знать и применять и ваш ребенок.

        Общение с друзьями и любимыми

        Если друзья постоянно шлют разную чепуху (картинки, ненужные ссылки) на рабочий ящик, отвлекая от работы, то лучший выход – проигнорировать это. Установить спам-фильтр и на вопрос, получены ли картинки, отвечать, что нет, так как они отсеяны как атака.

        Если женщины пытаются выпытать личные подробности, можно либо отказаться отвечать, либо откровенничать, умалчивая об интимных деталях и не говорить о человеке за глаза ничего такого, чего нельзя было бы сказать ему в лицо.

        Если приглашение на вечеринку или в гости пришло девушке, но она собирается отправиться туда вместе с молодым человеком, нужно предварительно поинтересоваться у организаторов праздника, можно ли прийти не одной.

        Если после посиделок в кафе друзья решают разделить счет поровну, можно отговориться, сказав, что не намерены были тратить сегодня большую сумму и заплатить только за себя.

        На свидании захотелось есть, тогда нужно смело сказать об этом кавалеру, возможно, он пригласит даму в кафе. Но не стоит заказывать самые дорогие блюда, ведь посещение ресторана не было запланировано, и счет может поставить мужчину в неловкое положение.

        При расставании лучше высказать все при личной встрече, не ограничиваясь электронным сообщением, к тому же это подтвердит твердые намерения больше не встречаться.

        Стоит ли женщине принимать дорогой подарок от поклонника, к которому она равнодушна? Правила этикета оставляют это на усмотрение самой женщины, но это ни к чему ее не обязывает. Если подарок неприятен, можно вернуть его с объяснением, что подарить что-то равноценное нет возможности.

        Если мужчина хвастается своими бывшими успехами на личном фронте, можно смело объяснить ему, что слушать это женщине неприятно. В качестве аргумента можно спросить мужчину, понравится ли ему рассказ о победах женщины.

        Правила этикета при знакомстве с родителями

        Знакомясь с родителями второй половины, хочется произвести наилучшее впечатление, оставаясь самим собой и соблюдая нормы общественного этикета.

        Не нужно демонстрировать свое волнение, не следует пытаться скрыть его под маской напускной бравады и раскованности, лучше вести себя естественно.

        Не принято, будучи первый раз в гостях у потенциальных родственников, заводить разговор об обстановке и интерьере дома. Садясь за накрытый стол, нужно занять место, указанное хозяевами дома. Обязательно следует следить за выпрямленной позой и не расслабляться за столом.

        Не нужно с самого начала знакомства проявлять чрезмерную активность, принимать инициативу разговора. Лучше вести себя корректно и скромно, отвечать на вопросы родителей жениха. Рассказывать в первый же день знакомства о себе надо только, когда об этом хозяева сами попросят.

        Невежливо будет отказаться от предложенного угощения, иначе можно серьёзно обидеть потенциальную тёщу или свекровь. Желательно попробовать все угощения, предложенные хозяйкой, и обязательно выразить восхищение их вкусом.

        Нужно постараться растянуть один бокал спиртного на весь вечер, не поддаваясь уловкам хитрого свёкра или тестя, произносящего тосты и подливающего алкоголь.

        Девушки не должны курить при первом знакомстве, молодые люди могут закурить лишь после предложения от хозяина.

        Если поводом для знакомства стал какой-либо праздник, то следует заблаговременно позаботиться о подарках родителям. Нельзя дарить домашних животных, за исключением тех случаев, когда точно известно, что требуется определенный зверек. Духи, индивидуальная косметика и белье – также табу, ведь изучить вкусы хозяйки может только достаточно близкий человек. Рубашки и галстуки дарят только родным, поэтому не следует преподносить их будущему свекру или тестю в первый день знакомства. Лучше выбрать красивые цветы в нейтральной упаковке, подобрать хорошую книгу.

        Не нужно растягивать свой визит, в гостях нельзя засиживаться. Покидая дом, нужно пригласить в гости родителей жениха или невесты в ответ.

        Правила поведения за столом

        Этикет приема пищи обусловлен традициями, национальными особенностями. Но общие правила одинаковые, их минимум обязан знать каждый культурный человек.

        Сначала к столу приглашают женщин, а затем мужчин. Опоздать к званому обеду и ужину считается недопустимым. К столу садятся, соблюдая определенное расстояние комфорта — не близко, но и не очень далеко.

        Сидя за обеденным столом, локти нельзя класть на стол, исключение делается иногда для женщин, но лишь на маленький промежуток времени.

        Булочки, хлеб берут руками, ломают, а не отрезают ножом. От целых кусков хлеба кусать нельзя, от них отламывают маленькие кусочки. Даже детям не разрешается скатывать хлебный мякиш в шарики, играть приборами, салфетками. Голову низко во время принятия пищи не наклоняют над тарелкой, аккуратно подносят ложку или вилку ко рту. Пить и есть нужно беззвучно, не чавкая, не прихлебывая громко. Неприлично быстро есть, если даже человек очень голоден.

        Нож нужно держать правой рукой, а вилку — левой. Не употребляют однако нож, по правилам этикета, когда едят спагетти (нужно пользоваться вилкой и большой ложкой), морепродукты (раков нужно брать руками, а креветок накалывают вилкой, для крабов, омаров, лангустов есть специальные щипчики), рыбу, желе и пудинги (можно пользоваться вилкой или ложкой).

        Когда Юрия Гагарина пригласили после полета на прием к английской королеве во дворец и предложили угощение, разложив на столе огромное количество различных вилок и ножей, великий космонавт смутился. Королева Елизавета пришла ему на помощь, сообщив, что хотя она выросла во дворце и знает правила этикета наизусть, все равно не помнит о предназначении всех этих приборов. Если на приеме человек не знает, как себя вести, можно просто понаблюдать за другими или спросить совета.

        Этикет в деловой атмосфере

        Соблюдая правила этикета на работе, человек формирует свой положительный, надежный образ грамотного и сведущего, воспитанного партнера. Опытные работодатели обращают на соблюдение этикета особое внимание.

        Нужно быть пунктуальным и правильно рассчитывать время. Нельзя говорить лишнего другим, обсуждать работодателя и коллег. Следует думать не только о себе, но и об интересах партнеров.

        Одеваться следует, следуя заведенным нормам определенного общества. Обязательно нужно следить за правильностью и чистотой речи. Дикция, интонация, произношение должны быть четкими. Недопустимо употреблять нецензурные слова. Умение выслушать собеседника – это ценное качество.

        Этикет для детей. Как легко усвоить правила поведения

        С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

        Девочка не знает правила поведения за столом

        Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

        Для чего нужны правила поведения?

        Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

        Что включают правила поведения

        Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

        С чего стоит начать?

        С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

        Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

        Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

        На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

        Обучение этикету за столом

        Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

        Простые способы усвоения правил для детей

        Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

        Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

        Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

        Особенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.

        Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

        Поведение на улице — правила

        Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

        Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.

        Общие правила формирования у детей культуры поведения

        Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

          Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

        Правила общения для детей

        Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

        Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

        Правила поведения в общественных местах — для детей

        Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

        Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

        Детская безопасность: 10 опасных ситуаций и правил поведения

        Нападение мужчины на мальчика в Шымкенте еще раз напоминает нам, что наша обязанность как родителей — научить детей самозащите и распознанию опасных ситуаций. Обычного «не бери конфеты у дяди из рук» не достаточно! Необходимы четкие описания и инструкции. Мы собрали 10 ситуаций, которые могут быть потенциально опасными для ребенка, а также инструкции, как себя вести в это время. Читайте сами и рассказывайте своим детям.

        №1. Кто-то стоит слишком близко стоит

        Если вдруг показалось, что кто-то стоит слишком близко (в очереди, в автобусе, на улице), нужно тут же отойти от человека. Если это не помогло, то надо запомнить три простых шага. Развернуться к человеку. Посмотреть ему прямо в глаза. Громко произнести:«Мне нужно больше места, отойдите от меня и не подходите ко мне так близко». Нельзя стесняться.

        Объясните ребенку, что неважно, что о нем подумают или скажут «дурачок». Самое главное — комфорт и безопасность.

        №2. Кажется, кто-то преследует

        Человек долго идет за тобой, сворачивает на все улицы и идет в одном темпе. Если резко оглянуться, то он делает вид, что смотрит в другую сторону или смотрит в телефон. Если это так, то надо резко обернуться, громко крикнуть «Хватит за мной идти!» и начать бежать в его сторону. Делать это лучше при свидетелях.

        Объясните ребенку, не надо стесняться!

        №3. Кто-то украл вещи

        Если незнакомец вырвал из рук телефон, рюкзак или любую другую вещь, не надо за ним бежать. Кричи:«Положи мою вещь! Помогите, он украл мои вещи!». Надо просить окружающих о помощи, но самому ни в коем случае не бежать. Здоровье и безопасность важнее даже самых дорогих вещей.

        Объясните ребенку, что вы не будете ругаться даже за самую дорогую вещь.

        №4. Кто-то предлагает показать интимные части тела

        Кто-то предлагает показать друг другу интимные части тела, посмотреть фото, потрогать друг друга. После этого, просит сохранить все в секрете. Это может быть друг, ребенок, врач, учитель, незнакомец на улице, тренер или еще кто-то. Неважно, насколько близок этот человек или сколько ему лет. Нарушение интимных границ — такое же нарушение личной безопасности. Тело принадлежит только тебе, и только ты имеешь право им распоряжаться.

        Объясните ребенку, что такие вещи надо сразу рассказывать родителям, а нарушать интимные границы не имеет права ни одна душа на земле.

        №5. Безопасность превыше всего

        Вы находитесь в магазине или в другом общественном месте. Мама попросила постоять в очереди, пока она пошла искать что-то из продуктов, или попросила подождать ее возле туалета. В это время было объявлено сообщение об эвакуации. Не надо ждать маму, или идти за ней. Необходимо двигаться в сторону выхода вместе с другими людьми. Родители знают об этом правиле и обязательно найдут в безопасном месте. В этот момент при себе надо иметь телефон или GPS-навигатор.

        Объясните ребенку, что сначала надо думать о своей безопасности.

        №6. После комплиментов, можно отказывать в просьбе

        После слов: «Ты такой умный! И как только у тебя это получается! У меня так никогда не получится, ты лучший!», — человек начинает доверительно относиться к тому, кто это говорит. Однако это всего лишь слова, которые обозначают способности или расположение. Они не имеют ничего общего с просьбами. Благодарность за такую оценку можно тоже выразить словами — просто «спасибо» будет достаточно.

        Объясните ребенку, что за комплименты он не обязан что-либо делать.

        №7. Если что-то неприятно, об этом надо сказать

        Не нравятся разговоры об успеваемости за столом, обсуждение друзей, долгие обнимашки и поцелуи от родственников или друзей. Не надо молчать, надо сказать об этом. Если что-то задевает, проникает в личное пространство, надо об это немедленно сказать. Даже если это может обидеть кого-то.

        Объясните ребенку, что он не обязан терпеть то, что ему не нравится.

        №8. Тебе рассказали секрет, но он может навредить

        Секреты надо хранить. Но если этот секрет угрожает чьей-то безопасности, то о нем надо рассказать. Если кто-то хочет что-то украсть или сломать, кого-то побить, необходимо об этом говорить. Бывает, что в случае разглашения тайны, обещают побить. В такой ситуации надо соврать и сказать «Я никому не расскажу». Как только окажешься в полной безопасности, секрет надо рассказать взрослым.

        Объясните ребенку, что за выданный секрет его никто не побьет и вы гарантируете ему полную безопасность.

        №9. Безопасность не должна быть скована стеснением

        Бывает, что неловко молча уйти, не отвечать на вопрос, высказывать свое мнение, если оно отличается от большинства, говорить, что еда невкусная или кто-то не нравится. Если это касается безопасности, то нужно громко кричать, быстро бежать, не отвечать на вопросы, отказываться помогать.

        Объясните ребенку, что если его безопасности что-то угрожает, то он должен делать абсолютно все, чтобы вернуться в комфортное состояние.

        №10. Просто показалось

        Есть ситуации, когда думаешь: «Просто показалось». Нет уверенности, что безопасность действительно нарушена. Кажется, что не стоит привлекать внимание, кричать или бежать, можно взять подарок из рук бабушки, а группа людей не вызывает такого сильного беспокойства. Если хоть на секунду показалось, что ты находишься в опасности — сразу действуй. Лучше перестраховаться.

        Объясните ребенку, что правила безопасности созданы специально для того, чтобы избежать опасных ситуаций. Чтобы их применять, не надо ждать крайней ситуации.

        Родители тоже должны соблюдать несколько правил.

        Во-первых, верьте ребенку. Если он говорит, что к нему кто-то подходил, что-то предлагал, придавайте этому значение. Не обесценивайте беспокойство ребенка, прислушайтесь к нему. Опасная ситуация всегда сначала кажется мелочью

        Во-вторых, научите ребенка, что мама никогда не отправит с просьбой к нему незнакомого человека. Она придет либо сама, либо отправит кого-то очень близкого.

        В-третьих, изучайте с ребенком город. Он должен ориентироваться на местности и знать, как добраться до дома не только со школы, но и с любой точки города.

        Популярное:

        • Налог на снт 2018 Налог на снт 2018 МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Какие налоги платит СНТ в 2018 году? Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое […]
        • Дду с материнским капиталом Внесение материнского капитала в долевое строительство Использование материнского капитала для долевого строительства регулируется 10 статьей 256 Федерального закона от 2006 года, в которой указываются дополнительные меры поддержки от […]
        • Рисунки разводами Красивые разводы на ногтях Для начала нужно приготовить ноготь и палец! Покрасьте ноготь белым лаком. После обклейте палец тонким лейкопластырем (можно взять лейкопластырь на бумажной основе, так как он легко снимется после). Теперь […]
        • Правило тарелки для похудения Диета одной тарелки Узнай, как похудеть быстро без особых усилий! Неправильное питание и слишком большие порции – основные причины появления лишнего веса. Решить эту проблему поможет диета одной тарелки. Методика отличается простотой, […]
        • Займ под материнский капитал отзывы Займ под материнский капитал отзывы Йошкар-ола. Вопрос про "Социальный прогресс" Свекровь брала,100000000… раз пожалела. уже год прошел, они все тянут. то с бумагами проблемы, то еще что нибудь придумают! не советую. у нас когда […]
        • Штрафы гибдд за перевозку детей Штраф за перевозку ребенка без автокресла С увеличением количества автотранспорта и аварий в 2007 году для водителей была введена обязанность использовать специальные автокресла для детей младше 12 лет. Дорогие читатели! Статья […]
        • Кооператив обратился в суд Имеет ли право гаражный кооператив оформить земельный участок в собственность? Гаражный специализированный потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п. 3 Постановления главы города […]
        • Соучастие в преступлении рб Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 16. Соучастие в преступлении 1. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. 2. Соучастниками преступления наряду с […]