Трансакционный налог это

Налоги как трансакционные издержки

К трансакционным издержкам относятся налоги. Это классический тип трансакционных издержек для любого хозяйствующего агента. В обмен на уплату налогов мы получаем от государства трансакционные блага. Трансакционные блага – это институты и технологии, доступ к которым субъект хозяйствующий может приобрести бесплатно или за определенную цену с целью снижения собственных трансакционных издержек.

Налоги– плата за трансакционные блага:

Это прежде всего денежная система. Деньги – основной и колоссальный элемент экономии на издержках измерения. А их может выпускать только государство (если каждый начнет печатать свои деньги, сложится ситуация, практически равная тому, что денег нет). Вообще, государство есть некий механизм экономии на трансакционных издержках.

Далее это система мер и весов, системы различных стандартов, также снижающих наши измерительные издержки.

Кроме того, государство предоставляет нам гарантии личной безопасности; а также гарантии наших прав собственности.

Без государства защищать свою собственность крайне дорого и затруднительно, ее у вас могут отобрать. А так всем известно, что за вашей официально зарегистрированной собственностью или за контрактом, который вы подписали с ними и зарегистрировали у государственного нотариуса, стоит сила государства, а, точнее, угроза применить насилие по отношению к тому, кто осмелится покуситься на вашу собственность или сорвать контрактные обязательства.

Гарантии обеспечиваются наличием суда, некой вооруженной силы (которой боятся люди, преступающие закон), да и самого закона — системы некоторых формальных правил. Этим правилам люди следуют не только из-за боязни наказания при их нарушении. В 90 % случаев им просто удобно следовать предложенным правилам, которые, например, позволяет партнерам прогнозировать действия друг друга, а в противном случае партнеры несли бы огромные информационные издержки.

Наконец, в наименьшей степени мы пользуемся за счет нашей налоговой системы фоновой информацией. Бесплатно предоставляется государством только правовая информация. Государство ничего не берет с граждан за то, что они знакомятся с законами. Берут только те, кто эти законы для нас размножает.

Итак, налоги – это доплата государству, как поставщику трансакционных благ.

Трансакционные блага противоположны трансакционным издержкам. Они как бы сокращают эти издержки и выступают некоей формой издержек, которые проходят через государство.

Помимо этого, государство собирает налоги, чтобы оплачивать социальные издержки на образование, здравоохранение и культуру (содержание больниц, школ, библиотек и пр.). За все эти товары мы склонны недоплачивать, в силу чего государство или общество (на уровне муниципалитетов и пр.) должно брать эти расходы на себя. Скажем, отдельная фирма или семья, живущая в Магадане, совсем не заинтересована платить свои 10 руб. налогов на содержание Всероссийской Государственной библиотеки в Москве, у них нет в ней потребности.

Таким образом, исчезни государство, все издержки, которые мы сейчас платим в виде налога, увеличились бы, но направление их резко изменилось бы: трансакционная их часть значительно возросла бы, а социальная серьезно уменьшилась бы. Трансакционная часть при отсутствии государства возросла бы потому, что государство может экономить на масштабе на принуждении, на издержках на измерение и на всем, чем угодно. А почему уменьшилась бы социальная часть? Дело в том, что мы хотели бы, чтобы другие тратились больше нас на такие блага, как образование, культура, здравоохранение, т.е. на социально-культурную сферу. Например, в США масса людей всю жизнь копит деньги, чтобы потом отправить детей учиться в колледж или университет. А мы инстинктивно недооценивали необходимость затрат на образование.

Налоги четко делятся на те, которые обеспечивают трансакционные блага, и на те, которые обеспечивают социальные блага. Подобным образом это выглядит с точки зрения макроэкономической, с точки зрения государства. А как это выглядит с точки зрения фирмы или гражданина?

Казалось бы, фирмы и граждане должны быть заинтересованы платить налоги, чтобы экономить на издержках измерения, на издержках приведения в действие своих контрактов. Без этого они бы просто не смогли функционировать экономически. Однако в действительности и те, и другие избегают налогов. Человек по своей природе склонен расценивать потребности в развлечении выше, чем потребности в совершенствовании. Поэтому налоги воспринимаются и фирмой, и гражданином, как часть трансакционных издержек.

Сегодня между уплатой налогов и осуществлением гражданских прав связи нет. А раньше, между прочим, такая связь была. Еще в XIX в. в России существовал имущественный ценз, в соответствии с которым к выборам допускались только крупные налогоплательщики. В этом была определенная справедливость — если ты содержишь государство, ты можешь им распоряжаться. Ныне у нас победил другой принцип — принцип поголовной демократии. Такую демократию часто называют охлократией, т.е. властью толпы. В этом отношении мы уподобились древнегреческим демократиям на этапе их ухудшения в преддверии империи. Ведь интересы людей, составляющих большинство избирателей, не совпадают с интересами той группы населения, которая платит крупные налоги.

Соответственно, экономический строй, выбираемый большинством населения, не выгоден активной его части, которая сосредоточивает в своих руках богатство и платит налоги. Эта ситуация в той или иной степени характерна для любой демократии, не только для российской. Но в России она усугублена в значительной степени отсутствием среднего класса. В демократии заложены очень серьезные и трагические противоречия. И именно механизм демократии в огромной мере противостоит эффективности экономического развития.

Фактически поведение человека, уклоняющегося от налогов, — это поведение «безбилетника»,которые предполагает, что другие не последуют его примеру. К сожалению, если не наступает быстрого неотвратимого наказания за подобное поведение, люди уже в массовом порядке начинают так себя вести. Общество сталкивается с проблемой «безбилетника», когда любой член общества может пользоваться всеми благами независимо от того, платит он налоги или нет, и сколько он платит. Даже платя минимальные налоги, он претендует на полномасштабное пользование всеми благами, предоставляемыми государством.

Итак, налоги – это специфический тип трансакционных издержек. Их государству надо собирать, чтобы минимизировать наши издержки

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

Теория трансакционных издержек в применении к налоговой системе современной России

Исаков Владимир Александрович, преподаватель, аспирант Петрозаводского государственного университета, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В последнее время наблюдается стремительное развитие неоинституциональной экономической теории, включающей, в частности, теорию трансакционных издержек. Она использовалась для объяснения различных типов контрактов, но ее применение в отношении общественного сектора затягивалось. Сегодня западная экономическая наука рассматривает деятельность в общественном секторе с позиций теории трансакционных издержек. К одной из трансакций общественного сектора относится налогообложение.

Любая трансакция осуществляется для получения взаимных выгод ее сторонами, но при этом между интересами сторон существует потенциальный конфликт, который может помешать реализации выгод.

Взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса объясняется тем, что государство заинтересовано в развитии налогоплательщиков, так как они являются источником средств для его функционирования. Предприниматель же заинтересован в обеспечении государства финансовыми ресурсами, поскольку государство является поставщиком общественных благ и эффективной структурой управления для некоторых трансакций.

В то же время, у власти и бизнеса имеются конфликтующие цели: государство заинтересовано в том, чтобы собрать все налоги, а налогоплательщик – в том, чтобы их избежать. Кроме того, предприниматели конфликтуют между собой: каждый хочет, чтобы государство содержалось за счет других, а также стремится к снижению издержек за счет уменьшения налогов. Поэтому налоговая система должна содержать в себе институты для регулирования взаимодействия между сторонами налогообложения.

В теории трансакционных издержек используется положение об ограниченной рациональности индивидов. При отсутствии таких ограничений в любой системе оптимизировались бы общие цели, однако на практике они достигаются решением ряда задач.

Направленность на решение узких задач может приводить к конфликтам с общей целью как технического, так и стратегического характера.

Основная цель налогообложения – это получение средств для финансирования коллективных благ с наименьшим ущербом для экономики. Для достижения этой цели требуется огромное количество информации и усилия множества людей, которые имеют свое мнение, интересы. Поэтому необходимо решить задачи формирования системы налогов и налоговых льгот в правовой системе, закрепления принципов налогообложения, системы налогов, обеспечения механизмов уточнения норм налогового законодательства для конкретной ситуации, собственно сбора и уплаты налогов.

При разделении общей цели на вышеуказанные могут возникать определенные негативные последствия. Так, при формировании системы налогов могут преследоваться цели, отличные от предназначения налогов. Юридическая буква закона может стать превыше экономического духа. Обеспечение сбора налогов любой ценой может привести к банкротству предприятий. Но это последствия технического характера. Их негативное влияние будет устраняться по мере того, как будет развиваться финансовая наука и накапливаться практический опыт.

Если же принять в расчет оппортунистическое поведение людей, то последствия будут сложнее. Налоговая политика станет полем для злоупотреблений и игр. Судебная система будет принимать несправедливые решения. Налоговая служба будет использоваться для политической и экономической борьбы. И эти последствия со временем не обязательно будут самоустраняться. Наоборот, можно предположить, что без создания специальных механизмов контроля над оппортунистическим поведением, направленных на ограничение его проявления, злоупотреблений будет все больше и больше.

Основными причинами для проявления оппортунизма при налогообложении являются проблемы измерения, усиленные межвременными рисками, а также проблемы институциональной среды.

Российская налоговая система создавалась в условиях, когда отсутствовали разработки в области налоговой теории и практический опыт налогообложения. В результате многие решения были непоследовательны. К сожалению, и сегодня нет четкой концепции налогообложения. Несмотря на заявления о том, что налоговая система вступает в период стабильности, многие специалисты сходятся во мнении, что существенные изменения будут происходить еще долгое время.

Проблемы институциональной среды налогообложения включают в себя слабость государства и налогового законодательства. Первая заключается в отсутствии четкого видения налоговой системы. В результате для защиты бизнеса от постоянных корректировок налогового законодательства принят очень либеральный Налоговый кодекс, в котором виден явный перекос в сторону обеспечения прав налогоплательщика и который очень мешает нормальной работе налоговых органов.

Слабости же налогового законодательства связаны с нарушением принципа определенности налогообложения. Принятие Налогового кодекса было важным шагом для обеспечения такой определенности, но сегодня в России отсутствует эффективный механизм для оперативного заполнения пробелов в законодательстве и уточнения норм для конкретной ситуации. Проблема пробелов – это не только проблема плохого качества налоговых законов. В конце концов, формулировки уточняются и становятся лучше. Пробелы в законе – это объективное явление, связанное с тем, что хозяйственная практика динамичнее налогового права. Поскольку наиболее эффективные налоговые схемы разрабатываются с использованием пробелов в законодательстве, оперативное заполнение пробелов – это задача государственной важности.

Другая проблема, усиливающая неопределенность налогообложения, – это исключение таможенных сборов и пошлин из состава налоговых платежей.

Указанные проблемы усиливают оппортунистическое поведение при налогообложении: с одной стороны, постоянные изменения законодательства при отсутствии понимания целей налоговой системы затрудняют ведение бизнеса. С другой стороны, ослабление государства в налоговом праве и большое количество пробелов способствуют уходу от налогов и недобросовестной конкуренции.

В теории трансакционных издержек существует несколько механизмов для ограничения оппортунистического поведения, которые можно применить в практике налогообложения. Так, снизить риски измерения может централизованная разработка четкой налоговой политики на долгосрочный период. Задачи формирования налогового права, толкования налогового законодательства и сбора налогов необходимо сосредоточить в одном органе.

Обеспечение стабильности налогообложения состоит не в абсолютной защите бизнеса от налогов, а в понимании функций налоговой системы и разработке грамотной налоговой политики.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

ГЕРБОВЫЙ СБОР

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ГЕРБОВЫЙ СБОР» в других словарях:

ГЕРБОВЫЙ СБОР — (stamp duty) Налог на определенные трансакции, который взимается путем наклеивания марки или проставления штампа на документ, оформляющий трансакцию. В Великобритании наиболее обычными гербовыми сборами являются сборы за передачу земли или ценных … Финансовый словарь

Гербовый сбор — (англ. Stamp duty) налог, взимаемый при приобретении недвижимости и земли, а также при покупке акций, бондов и других инвестиционных инструментов. Принадлежит к разряду пошлин и взимается путем обязательного в определенных случаях… … Википедия

Гербовый Сбор — (stamp duty) Налог на определенные трансакции, который взимается путем наклеивания марки или проставления штампа на документе, оформляющем трансакцию. В Великобритании наиболее обычными гербовыми сборами являются сборы за передачу земли или… … Словарь бизнес-терминов

ГЕРБОВЫЙ СБОР — ГЕРБОВЫЙ СБОР, государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций путем продажи специальных бланков или марок при оформлении документов по гражданско правовым сделкам. В СССР взимание гербового сбора было отменено с 1930 с введением… … Современная энциклопедия

ГЕРБОВЫЙ СБОР — государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско правовым сделкам. В СССР взимание гербового сбора отменено с 1930 с введением единой государственной пошлины (с 1942 государственной пошлины). С … Большой Энциклопедический словарь

Гербовый сбор — государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско правовым сделкам. В СССР взимание гербового сбора отменено с 1930 с введением единой государственной пошлины (с 1942 государственной пошлины). С … Политология. Словарь.

ГЕРБОВЫЙ СБОР — (stamp duty) Трансакционный налог на операции по оформлению документов; чтобы документ имел законную силу, он должен иметь и официальный штамп. В Великобритании одно время взимался небольшой гербовый сбор с чеков; в настоящее время он взимается… … Экономический словарь

гербовый сбор — Налог на определенные трансакции, который взимается путем наклеивания марки или проставления штампа на документ, оформляющий трансакцию. В Великобритании наиболее обычными гербовыми сборами являются сборы за передачу земли или ценных бумаг.… … Справочник технического переводчика

гербовый сбор — сбор, взимаемый государством с определенного рода документов и уплачиваемый посредством наклеивания на эти документы гербовых марок, или путем составления документов на гербовой бумаге, или взносами в государствен. кассы. Гербовый сбор… … Справочный коммерческий словарь

Гербовый сбор — ГЕРБ, а, м. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Государственный г. России. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Трансакционные издержки

Трансакционные издержки — это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

Виды трансакционных издержек

Выделяют виды трансакционных издержек:

  • издержки сбора и обработки информации,
  • издержки проведения переговоров и принятия решений,
  • издержки контроля,
  • издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка,
  • Трансакционные издержки на операции с ценными бумагами включают, например, брокерские комиссионные, дилерские скидки или наценки, соответствующие налоги.

    Снижение трансакционных издержек

    Можно выделить семь основных факторов, снижающих «трансакционные издержки» субъектов в развитой рыночной экономике.

    1. Благоприятное правовое поле. Это правовая структура, которая отвечает следующим требованиям:

    • продуманность (с точки зрения создаваемых правовой системой экономических стимулов);
    • простота и универсальность правил игры;
    • низкий уровень коррупции и бюрократизации;
    • наличие централизованных (государственных) механизмов поддержания правопорядка, в том числе механизма разрешения конфликтов и принуждения к соблюдению договоренностей.

    2. Законопослушность субъектов экономики, в частности уважение к чужим правам собственности. Данное качество позволяет снизить не только издержки контроля и принуждения со сторож государства, но и риск оппортунистического поведения контрагентов. Последнее крайне важно с точки зрения «взаимного доверие которое мы выделяем в качестве следующего фактора.

    3. Высокий уровень доверия в обществе. Доверием трансакционных затрат выступает в качестве важнейшего и очень эффективного компонента, позволяющего снизить общий уровень «трения». К сожалению, доверие невозможно искусственно воспроизвести — это продукт длительной эволюции. Однако, государство в состоянии ускорить данный процесс, способствуя формированию благоприятного правового поля.

    4. Макроэкономическая и политическая стабильность. Данные факторы снижают присущий экономической системе уровень неопределенности, что облегчает долгосрочное планирование и снижает риск инвестиций.

    5. Оптимальная налоговая нагрузка. Действие чрезмерного налогового пресса порождает уклонение от налогов и рост связанных с этим трансакционных издержек.

    6. Развитость информационной инфраструктуры экономики. Этот параметр напрямую воздействует на издержки поиска информации.

    7. Эффективные неформальные правила, обычаи и традиции.

    О проекте модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»

    О проекте модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»

    В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

    Основные цели проекта

    Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»:

    1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.

    2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

    3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.

    4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

    Рисунок 1. Модернизация архитектуры

    Модернизация архитектуры системы

    Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.

    Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через «тонкого клиента» к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

    Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

    Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

    Федеральное хранилище данных

    «Сердцем» новой системы будет являться федеральное хранилище данных всей налоговой информации (см. рис. 2). Федеральное хранилище данных (далее — ФХД) представляет собой логически целостное хранилище полной, очищенной, непротиворечащей, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для исполнения налогового законодательства и обеспечения налогового администрирования. Структурное ФХД состоит из двух сегментов: — транзакционный сегмент — в нем формируются и обрабатываются основные данные по процедурам налогового администрирования (сейчас они хранятся в налоговых органах в программном комплексе ЭОД); — аналитический сегмент — в него поступают данные из внешних источников, из транзакционного сегмента и проходят дополнительную обработку, осуществляется их связывание. По сути, это источник информации для работы аналитических подсистем и контрольного блока. ФХД должно строиться на единой централизованной и нормативно-справочной информации. Помимо информационных справочников (см. рис. 2) предусматривается два технических реестра — налогоплательщиков и объектов имущества. Это тоже базовая нормативно-справочная информация. Реестр налогоплательщиков будет строиться на основании информации ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. В него планируется включать только идентификационные характеристики, которые позволят построить чистый реестр. На основании чистого реестра в дальнейшем проводится остальная информация по налоговому администрированию.

    Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

    Подсистема внешнего взаимодействия

    Следующая часть АИС «Налог 3» — это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:

    — взаимодействие с внешними информационными системами;

    — электронное взаимодействие — обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;

    — электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

    Массовый ввод, печать и рассылка

    Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС «Налог 3» предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:

    — снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;

    — обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.

    Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:

    — необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно — уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);

    — следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.

    С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

    Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

    Подсистема налогового администрирования

    Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) — это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).

    В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.

    Налоговый автомат — система обработки информации по заданным алгоритмам. Сюда можно отнести такие блоки, как расчет налогов, формирование карточек расчетов с бюджетом, направление документов налогоплательщику. На этот блок будет возложена нагрузка по отслеживанию сроков выполнения регламентных процедур. Интерактивные сервисы обеспечивают работу пользователя по точечным воздействиям. Такое разделение системы позволит возложить на нее выполнение рутинных операций и во многом организовать работу пользователя. Например, налоговый автомат будет готовить задание пользователя для выполнения. Это поможет значительно снизить трудоемкость обработки информации по всем бизнес-процессам, обеспечить соблюдение регламентных сроков. Поскольку эта функция будет выполняться в центре обработки данных, потребуется внести изменения в Положение о территориальных органах ФНС России. В этом случае функциональная обязанность ЦОД дополняется функциями по расчету налогов, подготовке и направлению налоговой информации. Для работы налогового автомата нужна качественная информация, которую будут готовить как раз подсистемы массового ввода (регистрационные, учетные данные, данные по декларациям, которые поступают в электронном виде, данные по истребованным документам в части, которая потребует систематизированной обработки).

    Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

    Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

    Рассмотрим еще две части архитектуры — обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.

    Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.

    Информационно-аналитические подсистемы — мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

    Ведомства все еще пытаются понять, кто такие самозанятые

    Внесенный в Госдуму минфиновский законопроект о продлении налоговых каникул для самозанятых в пятницу раскритиковали эксперты в ходе организованного Общественной палатой «нулевого чтения» документа. Они заявили, что продлеваемые нормы результата не приносят — в целом в РФ зарегистрировалось менее 1,3 тыс. самозанятых. В Минэкономики обещают вскоре определиться с мерами по легализации таких работников. Среди предложений — трансакционный налог для самозанятых и налоговые вычеты для их клиентов.

    Внесенный на минувшей неделе в Госдуму законопроект Белого дома незначительно корректирует правила регистрации и продлевает налоговые каникулы для самозанятых, решивших выйти из тени. Речь идет о пролонгации уведомительного порядка постановки на учет для трех категорий таких граждан — нянь и сиделок, репетиторов и уборщиц. На 2017–2018 годы они освобождены от НДФЛ, проект продлевает льготу на 2019 год.

    Пока легализацию трудно назвать успешной: по данным реестра самозанятых граждан в ФНС, на 1 марта 2018 года уведомление подал 1281 человек. При этом только на агрегаторе YouDo зарегистрировано более 500 тыс. самозанятых. По оценке Росстата, которую привел в ходе «нулевого чтения» Общественной палаты глава департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономики Максим Паршин, в РФ бизнесом без регистрации заняты 2,3 млн человек.

    По словам господина Паршина, подготовленный Минфином и согласованный с Минэкономики законопроект «носит по большому счету технический характер». Сейчас, отметил чиновник, в Минэкономики ищут ответы на «некоторые базовые вопросы». Например, как отделить самозанятых от остальных индивидуальных предпринимателей (вариант — через введение требования, что услуги самозанятого предоставляются только физлицам и без использования наемных работников). Без разделения в самозанятые перетекут все 3,2 млн ИП, опасаются чиновники. Налог для самозанятых ИП должен быть трансакционным (с операций) и взиматься автоматически. В то же время в Минэкономики думают над налоговыми вычетами для клиентов зарегистрированных самозанятых. По словам Максима Паршина, надо также понимать, что для части самозанятых термин «предприниматель» с трудом применим, более четко их деятельность описывает понятие «промысел». Этой категории Минэкономики, видимо, предложит режим без регистрации ИП. Советник министра экономики Юлия Алферова добавила, что сейчас министерство обсуждает с экспертным сообществом и формальности легализации самозанятых, в частности, порядок уведомления: будет ли он дистанционным, куда подавать уведомление, перечень видов деятельности, использование агрегаторов и мобильных приложений. «Финальной позиции у министерства пока нет»,— отметила она.

    «Приятно слышать, что все будет комфортно и разумно, но непонятно, почему это до сих пор не сделано. Все поручения давно даны»,— отметила на заседании заместитель секретаря Общественной палаты Лидия Михеева. По ее словам, внесенный законопроект не такой уж технический, он распространяет на зарегистрированного самозанятого все законы, по которым работают ИП. Руководитель экспертно-аналитического центра при Общественной палате Кирилл Акимов назвал проект примером бессистемной и хаотичной законодательной инициативы. Зампредседателя комиссии палаты по развитию экономики Илья Семин предложил установить долгосрочные правила игры (на семь—десять лет), ввести для самозанятых приобретаемый в МФЦ патент ориентировочной стоимостью 10 тыс. руб. в год.

    В целом представители Общественной палаты по итогам «нулевого чтения» заявили, что у них «сложилось грустное впечатление от того, что ничего не ясно». Главное, им непонятно, будет ли выполнено поручение Владимира Путина в срок, до 15 июля 2018 года, «с учетом ранее данных поручений завершить работу по закреплению правового статуса самозанятых граждан». Эксперты опасаются, что в такие сжатые сроки обсудить инициативы чиновников им не удастся.

    Популярное:

    • Разрешение opengl Пропорциональность отображаемых объектов. Разрешение экрана Подскажите рабочий метод, который позволяет сохранять пропорции фигуры в зависимости от разрешения экрана пользователя. (к примеру квадрат должен оставаться квадратом) Добавлено […]
    • Заявление об отказе аванса Заявление на аванс К составлению заявления на аванс работающие граждане прибегают не так уж и редко. Аванс – это форма заработной платы или иной выплаты, но не по факту выполненных работ или оказанных услуг, а заранее. Поводы для […]
    • Осаго с заканчивающимся техосмотром Техосмотр в Росгосстрахе Среди множества страховых компаний, имеющих внушительный опыт в своей деятельности, СК «Росгосстрах» совершенно обосновано и уверенно может предложить надежные программы страхования, а также ряд других […]
    • Правила дорожного движения дополнение Правила дорожного движения РФ ПДД 2018 с комментариями онлайн Официальный текст Правил дорожного движения Российской федерации (ПДД 2018 онлайн) с комментариями (пояснениями) и иллюстрациями, в действующей редакции с изменениями от 1 […]
    • Уклониться от налогов уклоняться от налогов Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 . Смотреть что такое "уклоняться от налогов" в других словарях: Налоговая система России — Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая […]
    • Штрафы гибдд способ оплаты Способы оплаты штрафов ГИБДД с использованием и без сети Интернет Ушли в прошлое те времена, когда водителям приходилось выстаивать огромные очереди в сберкассах, чтобы оплатить штрафы, наложенные за пренебрежение правилами дорожного […]
    • Качества для резюме юриста Пример резюме юриста Юрист - это специалист в области права и юридических наук, т.е. человек работающий в области права и законов. К юристам относятся люди, получивших юридическое образование, учёные-правоведы, изучающие право и […]
    • Алименты из минимальной зарплаты Расчет алиментов на ребенка в 2017 году на примерах Мало кто из супругов знает о том, какая методика расчета алиментов используется в том или ином случае, поэтому рассмотрим этот вопрос подробней. Это поможет избежать нелепых ситуаций в […]