Трудоустройства граждан в рф

Правила и порядок приема на работу иностранных граждан в Российской Федерации

У любого российского работодателя может возникнуть необходимость оформления на работу иностранца. Порядок трудоустройства граждан из других государств регламентируют соответствующие федеральные законы и кодексы. Заложенные в правовые документы правила следует неукоснительно соблюдать. Разберемся, как в 2018 году осуществляется прием на работу иностранных граждан.

Порядок оформления на работу граждан из-за рубежа отличается от принципов трудоустройства россиян. Для того чтобы устроить на предприятие гражданина другой страны, работодатели соблюдают определенные правила. У процедуры привлечения на работу трудовых мигрантов есть свои особенности. И руководители организаций, нанимающие иностранных граждан, обязаны их учитывать.

Главные законы

К 2018 году в России не принят отдельный закон, регламентирующий прием на работу иностранных граждан. Хотя Госдума уже несколько лет обещает ввести единый миграционный кодекс. Документ поможет регулировать порядок оформления трудовых отношений с иммигрантами. Сейчас правила трудоустройства иностранцев разбросаны по разным законодательным актам. Правовая база включает в себя:

  • Трудовой кодекс.
  • Налоговый кодекс.

    Статус иностранца

    В России к иностранцам относятся 2 категории граждан:

  • Лица, которые имеют доказательство гражданства иной державы.
  • Лица без гражданства.
  • Кроме того, иностранцы подразделяются:

  • На лиц, проживающих в РФ на постоянной основе (имеющих вид на жительство).
  • На лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе (имеющих в удостоверении личности отметку, разрешающую временное проживание).
  • На лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ либо разрешение на временное проживание).
  • Требования к работнику-иностранцу

    Иностранный гражданин, трудоустраивающийся в России, предъявляет работодателю:

    1. Персональное разрешение на трудоустройство или патент для мигрантов.
    2. Удостоверение личности (заверяется у нотариуса).
    3. Документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях.
    4. Трудовая книжка (при наличии, либо ее заводит работодатель).
    5. Свидетельство пенсионного страхования (если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель).
    6. Диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости).
    7. Медицинский полис либо договор о медстраховании.
    8. Все документы на иностранном языке переводятся на русский.

      Патент на работу

      Это документ, схожий с разрешением на трудоустройство. Патент имеет серию, номер, голограмму и штрихкод. Получить его проще. Бумагу ввели в обращение, чтобы уменьшить число нелегальных иностранных работников. Прежде всего, это касается приезжих из Ближнего Зарубежья.

      Разрешительный документ выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, он самостоятельно обращается за бумагой. В иных случаях за него это сделает работодатель.

      Патент выдается в ФМС и ее отделениях для трудоустройства к физическому лицу, ИП или организации. Документ действует от 30 дней до 1 года. Для оформления документа иммигрант приносит:

    9. Заявление с просьбой предоставить патент (на официальном бланке).
    10. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
    11. Миграционную карту с визой (при наличии).
    12. ИНН.
    13. Цветной фотоснимок 30×40 мм.
    14. Полис медстрахования либо соглашение с организацией о предоставлении платных медицинских услуг.
    15. Медицинские справки:
      • Справку об отсутствии ВИЧ и прочих опасных заболеваний.
      • Справку об отсутствии алкогольной и наркотической зависимости.
      • Платежку о перечислении госпошлины (копию).
      • Результаты уровня знания русского языка, истории и основ законодательства РФ:
        • Соответствующий сертификат. Он действует в течение 5 лет.
        • Документы об успешно пройденной на территории России госаттестации (после сентября 1991 года).
        • Аттестат о школьном образовании (полученном в одном из государств бывшего СССР).
        • Диплом об образовании (желательно).
        • Каждое прошение рассматривается 10 дней. По истечении этого срока трудовой мигрант получит патент либо уведомление об отказе. Извещение передается заявителю лично в руки по предъявлению паспорта. Запрет на трудоустройство допускается оспорить через суд либо миграционные органы. Апелляция подается в течение 3 дней после получения извещения.

          В случае положительного решения, гражданин устраивается на работу. Продление патента не предусмотрено. Когда срок действия документа закончится, его владелец обязан выехать из страны. Затем он вновь въезжает в РФ и трудоустраивается повторно.

          Важно! Закон позволяет мигрантам подать документы на предоставление патента в течение 1 месяца со дня въезда. Иначе иностранцам придется заплатить штраф – от 10 до 15 тысяч рублей.

          Основания для аннулирования патента

        • Его держатель либо работодатель привлекают к трудовым обязанностям третьих лиц.
        • Владелец бумаги представляет угрозу для безопасности государства и его граждан.
        • Обладатель документа участвует в террористической деятельности.
        • Гражданин ранее выдворялся за пределы РФ.
        • Иностранец предоставил поддельные документы либо сообщил ложные сведения о себе.
        • Иммигрант осужден за какое-либо действие или имеет непогашенную судимость.
        • Держатель патента нарушает российские законы.
        • Владелец документа выехал из страны на ПМЖ либо находится за ее пределами свыше 6 месяцев.
        • Обладатель бумаги предоставил не все документы либо не оплатил госпошлину.
        • Особенности трудоустройства в РФ

          Кто не обращается за патентом или разрешением на работу

          Порядок трудоустройства мигрантов освобождает от получения разрешения на работу:

        • Иностранцев с временным или постоянным разрешением на проживание.
        • Участников программы по добровольному переселению соотечественников и их семей в Российскую Федерацию. При этом доходы таких иностранцев сразу облагаются по 13-процентной ставке.
        • Сотрудников дипмиссий.
        • Работников предприятий, монтирующих и устанавливающих оборудование, поставленное либо произведенное иностранной организацией.
        • Студентов, работающих в свободное от учебы время (к примеру, во время каникул).
        • Преподавателей и научных сотрудников.
        • Сотрудников представительств юридических лиц, аккредитованных в России.
        • Так выглядит патент на работу

          Требования к работодателю

          Работодатель при оформлении иммигранта на работу обязан получить разрешение службы занятости населения. Это заключение, подтверждающее оправданность трудоустройства иностранца. Подобный документ уполномоченные органы выдают на 1 год. В отдельных случаях бумагу допускается продлить.

          При оформлении на работу иностранного гражданина, въехавшего в РФ в легальном порядке без визы, такое разрешение не требуется.

          Этапы оформления трудоустройства

          Работодателю недостаточно просто сделать запрос и автоматически получить разрешение на трудоустройство сотрудника. Чтобы нанять иностранца, придется приложить определенные усилия. В частности, организация предоставляет дополнительные сведения:

        • О компании.
        • О количестве иностранных рабочих.
        • О специальностях и должностях работников.
        • Особенности процесса

          Шаг 1. Обратиться в службу занятости. Это допускается сделать только после безуспешного поиска подходящих кандидатур среди коренных российских жителей.

          Шаг 2. Доказать целесообразность принятия иммигранта на работу.

          Шаг 3. Подать заявку о потребности в иностранном сотруднике.

          Шаг 4. Оформить разрешение на привлечение иностранного гражданина на работу.

          Шаг 5. Получить разрешение на работу для иммигранта.

          Шаг 6. Сделать приглашение для иностранца.

          Шаг 7. Поставить будущего сотрудника на миграционный учет.

          Шаг 8. Заключить с новым работником трудовой договор.

          Для оформления на работу иностранцев, въехавших по визе, в миграционную службу подаются:

        • Заявление.
        • Разрешение на трудоустройство иностранцев.
        • Заключение от службы занятости с подтверждением целесообразности использования трудовых мигрантов.
        • Документы на потенциального работника:
          • Документ, по которому иностранец пребывает в стране.
          • Полис медстрахования.
          • Диплом об образовании.
          • Квитанция об уплате госпошлины.
          • По желанию работодателя к комплекту бумаг добавляются:

          • Для юрлиц:
            • Свидетельство о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц.
            • Подтверждение постановки на налоговый учет.
          • Для ИП (копии документов):
            • Выписка из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей,
            • Удостоверение личности.
            • Регистрация по месту жительства.
            • Подтверждение постановки на учет в налоговой.

    Образец выписки из Госреестра

    Разрешение на трудоустройство выдается на срок до 1 года. Ни работодатель, ни сотрудник не вправе передать его другому юридическому или физическому лицу. Работники трудоустраиваются только в фирме, получившей разрешение.

    Все трудоустроившиеся иностранцы подлежат миграционному учету. Приняв на работу гражданина, работодатель уведомляет об этом отделение ФМС по местонахождению компании. Это требуется сделать через 3 дня с момента заключения договора. Уведомление заполняется на специальном бланке. В случае увольнения иммигранта, миграционный орган также ставится в известность.

    Так выглядит бланк уведомления

    Прием на работу

    Оформляющийся на работу иностранец пишет заявление о приеме, как и сотрудники-россияне. Формы заявлений не различаются. Приказ о трудоустройстве выдается по стандартной форме, как и для граждан РФ.

    Трудовой договор

    Образец трудового договора

    При заключении договора с иностранцем работодатель соблюдает больше условий, чем при найме россиянина. В бумагу вносятся:

  • Информация о документе, на основании которого гражданин находится на территории страны:
    • Дата выдачи.
    • Серия и номер.
    • Срок действия.
    • Кем выдан документ.
    • Реквизиты полиса медицинского страхования либо договора об оказании иностранцу медицинских услуг.
    • Трудовой договор заключается только на русском либо на языках обеих сторон. Для соблюдения интересов и работодателя, и сотрудника эксперты советуют второй вариант. Еще одно важное условие при составлении договора – срок действия документа не превышает период пребывания работника на территории России.

      Особенности для белорусов

      Многие трудовые мигранты ограничены в правах по сравнению с коренными россиянами. Исключение составляют выходцы из Беларуси. В вопросах трудоустройства приезжие из республики приравнены к гражданам Российской Федерации. Это значит, что при устройстве на работу белорусы подают те же документы, что и жители РФ:

    • Паспорт.
    • Трудовая книжка.
    • Страховое свидетельство.
    • Военный билет (при наличии у мужчин).
    • Диплом об окончании учебного заведения (при необходимости).
    • Фотография (если требуется).
    • На белорусов не распространяются квоты, действующие для других трудовых мигрантов. Кроме того, работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на работу.

      Трудоустройство студентов

      Российские работодатели вправе нанимать сотрудников из числа студентов-иностранцев:

    • Получающих среднее или высшее образование.
    • Обучающихся на дневных отделениях.
    • Получающих профобразование по программам выбранных курсов с госаккредитацией.
    • При этом разрешение на труд выдается максимум на 1 год. Плюс работа ограничивается рамками того же субъекта Федерации, где проходит учеба.

      Квота на иностранцев

      В 2018 году в РФ продолжают действовать квоты на трудовых мигрантов. Допустимую долю иностранных работников определяет правительство. Ограничения, в частности, коснулись:

    • Работников, задействованных на выращивании овощей в ряде регионов (допустимый процент иностранцев – половина от общего числа работников).
    • Продавцов алкоголя в специализированных магазинах (не более 15% иммигрантов).
    • Продавцов табачных изделий в специализированных магазинах (15%).
    • Работников сухопутного пассажирского транспорта (40%).
    • Водителей грузовых автомобилей (35%).
    • Спортивных деятелей (25%).
    • Кроме того, в 2018 году не выделены квоты для:

    • Продавцов лекарств.
    • Торговцев на рынках.
    • Работников розничной торговли.
    • Впрочем, на ряд профессий ограничения не распространяются. Перечень таких специальностей ежегодно пересматривается чиновниками. Список корректируется в зависимости от рынка труда. Иностранцы вправе работать без квот в следующих отраслях:

    • Творческая среда:
      • Корреспондент.
      • Ведущий.
      • Актер драмы.
      • Цирковой артист.
      • Артист балета.
      • Участник оркестра.
      • Режиссер, ассистент режиссера.
      • Художник-постановщик.
      • Балетмейстер.
      • Хореограф.
      • Дирижер.
      • Техническая сфера:
        • Звукооператор.
        • Техник-технолог.
        • Инженер-электрик.
        • Сфера управления:
          • Директор, гендиректор компании.
          • Руководитель АО.
          • Начальник департамента.
          • Квалифицированные сотрудники

            Кроме того, квоты не распространяются на высококвалифицированных работников. Это люди с высоким уровнем знаний, навыков и достижений. Годовая оплата их труда превышает 700 тысяч рублей. Работодателю не требуется получать разрешение на трудоустройство данной категории граждан. Трудоустроить высококвалифицированных работников вправе следующие организации:

            Как иностранцы могут работать в России

            • Коммерческие.
            • Научные.
            • Чья деятельность направлена на осуществление инновационных, экспериментальных или научно-технических разработок.
            • Образовательные (кроме духовных).
            • Медицинские учреждения.
            • Филиалы иностранных организаций с аккредитацией в России.
            • Для трудоустройства высококвалифицированных сотрудников работодатель готовит пакет документов:

              • Разрешение на привлечение иностранца на работу.
              • Разрешение на работу с полным набором сопутствующих документов.
              • Учредительные документы организации.
              • Ходатайство по установленной форме.
              • Договор на выполнение работ.
              • Письмо, гарантирующее возмещение расходов государству (если специалиста депортируют).
              • Цветная фотография 30×40 мм.
              • Платеж госпошлины.
              • Решение принимается в течение 2 недель. Если специалист трудоустроится максимум на 3 месяца, вставать на учет в ФМС не требуется.

                Где иностранцу нельзя работать

                Законодательные правила запрещают иммигрантам работать в некоторых отраслях. В 2018 году иностранцу не разрешат:

              • Нести государственную и муниципальную службу.
              • Работать в организациях, обеспечивающих безопасность державы.
              • Работать в сфере ядерного производства и утилизации.
              • Строить воздушные и морские суда.
              • Занимать командные должности в авиации и на кораблях.
              • Вести в организации бухучет (позволено только иммигрантам с разрешением на временное пребывание либо ВНЖ).
              • Санкции за нарушения

                Ответственность работодателей за трудоустройство нелегалов серьезно ужесточили. Лица, нарушившие установленный порядок устройства на работу, оплачивают штраф. В 2018 году он составляет от 25 до 50 тысяч рублей (для должностных лиц) и от 250 до 800 тысяч рублей (для юрлиц). В ряде случаев деятельность организации приостанавливают на 3 месяца. Иностранных работников обяжут уплатить штраф (от 2 до 5 тысяч рублей) и депортируют из России.

                Россия находится на 2 месте в мире по числу работающих трудовых мигрантов. Ежегодно на территории страны официально трудоустраивается до 1 миллиона граждан других государств. Особенности российского законодательства в части приема на работу иностранцев довольно просты. Важно лишь соблюдать правила и следовать букве закона.

                1.1 Понятие занятости и трудоустройства в рф

                Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная. 1 Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

                а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

                б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

                в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

                г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

                д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

                е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

                ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

                з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

                и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. 2

                Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости). 3

                При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. 4

                По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

                Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

                Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

                Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

                Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

                Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

                Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

                В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

                Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

                В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей, а также государства.

                Трудоустройство-это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ. 5

                Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

                Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности. Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача – подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

                Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для работодателя будет направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 21 этого закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

                Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. 6 Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

                Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

                § 5. Правовое регулирование трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

                Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом.

                Основным нормативно‑правовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 121 , на котором основываются ограничения и порядок привлечения к труду таких категорий работников.

                Так, например, Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 был утвержден перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу 122 . Ежегодно Правительство РФ устанавливает допустимое соотношение российских и иностранных граждан, которые могут быть привлечены в отдельные отрасли экономики 123 .

                Работодателем в соответствии с Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

                Заказчиком работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско‑правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

                Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Этот порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, указанные в законе.

                Особые условия осуществления трудовой деятельности установлены для:

                – иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

                – иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов;

                – иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц.

                Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

                Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

                1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

                2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

                Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (Приказ ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации») 124 .

                Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

                Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

                1) на срок временного пребывания;

                2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

                Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано по основаниям, предусмотренных Федеральным законом.

                Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично, либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

                Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

                1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

                2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

                3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;

                4) трудовой договор или гражданско‑правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

                При представлении иностранным гражданином трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных и оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в выдаваемое иностранному гражданину разрешение на работу вносятся реквизиты работодателя или заказчика работ (услуг), с которыми данным иностранным гражданином заключен соответствующий договор.

                Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

                Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение пятнадцати рабочих дней со дня досрочного расторжения с ним трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг), являвшихся основанием для выдачи данному иностранному гражданину разрешения на работу или для продления срока действия такого разрешения, вправе заключить новый трудовой договор или гражданско‑правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) либо обязан выехать из Российской Федерации в случае истечения срока временного пребывания, установленного Федеральным законом.

                Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско‑правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

                Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Исходя из приоритетов развития российской экономики Правительство Российской Федерации вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан.

                Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

                Привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг):

                – российскими коммерческими организациями;

                – российскими научными организациями, образовательными учреждениями профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно‑техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

                – аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами иностранных юридических лиц;

                2) в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не подвергавшиеся административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не имеющие на момент подачи такого ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.

                Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с Федеральным законом.

                Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

                1) заявление о выдаче патента;

                2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

                3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

                4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее – документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;

                5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

                При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в пунктах 4 и 5, не представляются.

                Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

                Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

                Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее – налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

                По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента.

                Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан.

                Популярное:

                • Налог к уплате с минусом Как отражается НДС в бухгалтерском балансе? НДС в бухгалтерском балансе присутствует и в активе, и в пассиве. При этом НДС в бухгалтерском балансе в активе отражается сразу в 2 строках: 1220 и 1230 (соответственно, как налог по […]
                • Розничная торговля на условиях патента Патент на розничную торговлю на 2017: стоимость Обновление: 3 июля 2017 г. Многие знакомые индивидуальные предприниматели, кто занимается мелкой розницей, слышали, что приобретение патента – это выгодное решение для ИП. Вместе с тем не […]
                • Правила боулинга для детей ДОРОЖКА : Состоит из 39 досок. Длина дорожки от линии фола до кегель -60 футов (18 метров). Зона разбега — 15 футов (4,5 метра) ШАР : Бывают от 6 (2,7 кг) до 16 (7,2 кг) футов. Самые распространенные среди спортсменов — 14( 6,350 […]
                • Отзывы адвокаты ногинск Основные услуги юриста Ногинск Специализация- гражданское право Доступно о сложном Быстрое решение Ваших проблем! Признали дом жилым и пригодным для постоянного проживания в СНТ, благодарю. На машину упал лед c крыши дома. Стоимость […]
                • Обязательна ли страховка для ипотеки Обязательна ли страховка ипотеки (Сбербанк)? Много людей в нашей стране желает приобрести жилье с помощью кредитования. Естественно, их интересует, обязательна ли страховка при ипотеке в Сбербанке? Подробнее об этой услуге будет […]
                • Госпошлина судебный приказ по алиментам Госпошлина о взыскании алиментов Согласно семейному законодательству, супруги могут заключить соглашение об алиментном содержании. Если же они не смогут договориться об этом, то нужно будет обращаться в суд. Рассмотрение спора в суде […]
                • Жалоба в теле2 Написать жалобу на Теле2 Право абонента на пользование качественной связью, получение информации об услугах, размере абонплаты, а также порядок возмещения оператором ущерба в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением […]
                • Ww Налог ру Налог.ру задолженность, личный кабинет налогоплательщика, ИНН, база организаций Обзор полезных сервисов сайта Налог.ру (www.nalog.ru). Личный кабинет налогоплательщика(физ.лица) 1: узнай свою задолженность Что нужно ввести? ИНН, Фамилия, […]