Урок защита прав потребителя

Тема урока: «Права потребителя». 7-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты;
  • учить моделировать ситуации и находить выход из них, используя знания законов;
  • учить работать с текстом законов;
  • продолжить развитие умения работать в группе.
  • План занятия:

    1. Кто такой потребитель?
    2. Права потребителя и их защита.
    3. Моделирование ситуации, решение казусов.

    Разыгрывается ситуация (2 учащихся)

    • Катя, здравствуй! Откуда ты?
    • На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
    • Ну и как успехи?
    • Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
    • Покажи, пожалуйста.
    • Ой, что же это такое?
    • А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
    • Что же мне делать?
    • — Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?

      Объявляется тема и цели занятия.

      1.

    • Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей. Кто такой потребитель?
    • (Ответы ребят). Это гражданин, который приобретает или собирается приобрести товары и услуги и пользуется ими для личных нужд.
    • -Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы выступали в роли потребителя, отмечайте этот факт.
    • (Ребята рассказывают.)
    • Во всех этих случаях вы были потребителями.
    • К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают Гражданский кодекс, закон “О защите прав потребителей”, закон “О рекламе” и т. д.
    • 15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 году президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:

      1. право на безопасность

      2. право на информацию

      3. право на выбор

      4. право быть выслушанным

      Позднее ООН расширила эти права:

      5. право на просвещение

      6. право на компенсацию причиненного вреда.

      В России этот день был введен 15 марта 1992 года.

      Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем выступают: изготовитель, исполнитель, продавец (объяснить понятия). Они имеют право на рекламу своего товара.

      Выставка рекламных плакатов, которые учащиеся приготовили дома. (1 плакат от группы).

      — Внимание, вопрос. Какая информация должна быть на рекламном плакате, щите, ярлыке?

      (Ребята дают ответы, учитель дополняет по необходимости)

      Информация об исполнителе (изготовителе): наименование, адрес, режим работы, срок действия и номер лицензии; информация о товаре: вес, объем, калорийность, цена, срок годности, место изготовления, цена, правила использования, гарантийный срок, срок службы.

      — Какое право потребителя реализуется в рекламе? (На информацию)

      — А сейчас каждая группа получит задание.

      I группа – Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по размеру.

      II группа — Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по цвету.

      III группа — Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар через месяц вышел из строя.

      IV группа – Вы – соседи Кати. Помогите ей решить проблему с покупкой некачественных туфель.

      V группа – Вы – юристы. К вам обратилась Катя с просьбой, что делать с туфлями? Как поступить в случае покупки некачественного товара? Используйте закон “О защите прав потребителей” ст. 19 п.1,2; ст. 44,45.

      Учащиеся I–IV групп озвучивают ситуации и высказывают свое мнение, что делать в таких случаях. Затем выступают ребята “юристы”. Учитель дополняет.

      — В случаях, если товар не подошел потребитель имеет право вернуть его в течение 14 дней со дня покупки, обменять его на аналогичный или другой с перерасчетом денег (если товар не использовался, и сохранились все документы).

      Если товар некачественный – в течение гарантийного срока — срока, когда изготовитель (исполнитель) берет на себя обязанности исправить недостатки товара потребитель может требовать:

      • бесплатный ремонт,
      • обмен товара на новый такой же,
      • обмен товара на другой товар,
      • возврат денег,
      • снижение покупной цены.
      • Можно обратиться к продавцу. Он должен:

        • выплатить деньги в течение 10 дней,
        • направить товар на экспертизу

        В некоторых случаях нужны показания свидетелей о том, что товар куплен у этого продавца.

        – Какой важный документ должен иметь потребитель? (Чек. Гарантийный талон)

        – А если товар покупается на рынке? (Товарный чек)

        Если продавец не выполняет законные требования потребителя, можно обратиться в Отдел защиты прав потребителя (адрес, Ф.И. О. специалистов, работающих там).

        По информации работников отдела больше всего претензий на качество товара и сроки реализации. 45% жалоб на рыночную торговлю обувью, швейными изделиями, часами.

        — Где лучше покупать товары длительного пользования, бытовую технику? (Ответы)

        — А лучше всего, если сам покупатель будет очень внимателен при выборе товара, будет знать свои права как потребителя.

        – Сейчас каждая группа составит правила, которые нужно знать при покупке товара в магазине или на рынке. (Слушаем ответы, записываем на доске, при необходимости дополняем).

        Примерная памятка потребителя:

      • Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
      • Относитесь внимательно к выбору продавца.
      • Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
      • Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
      • При покупке обязательно возьмите чек.
      • Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
      • Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.
      • Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей.

        План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему:
        Конспект урока по обществознанию «Защита прав потребителя» 9 класс

        Форма урока: урок – интеллектуальный турнир

        Тема: Защита прав потребителей.

        1. формировать у школьников рациональное потребительское поведение;
        2. развивать представления о необходимости активного использования своего права на защиту от нарушений прав потребителя;
        3. развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;
        4. повторить статьи Закона «О защите прав потребителя»;
        5. закрепить умение пользоваться документами;
        6. воспитывать ответственность за свои действия.
        7. открытого урока по обществознанию

          Тема: Защита прав потребителей.

        8. формировать у школьников рациональное потребительское поведение;
        9. развивать представления о необходимости активного использования своего права на защиту от нарушений прав потребителя;
        10. развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;
        11. повторить статьи Закона «О защите прав потребителя»;
        12. закрепить умение пользоваться документами;
        13. воспитывать ответственность за свои действия.
        14. Оборудование: презентация урока, статьи Закона о защите прав потребителей, чистые листы для рекламы, фломастеры, маркеры, «Памятки потребителя».

          Постановка целей и задач урока. Знакомство с командами (Команды составлены до урока, заранее).

        15. Проверка домашнего задания. (Тестовые вопросы и ответы на слайдах.)
        16. Человек, приобретатель товара или услуги:
        17. 2. Название документа, изданного законодательной ветвью власти в области прав потребителя:

          а) Закон «О защите прав потребителя»;

          б) Потребительский закон;

          в) Права потребителя;

          г) Правовая защита потребителя.

          3. Кто реализует товар по договору купли-продажи?

          4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя называется:

          б) комиссия по защите прав потребителей;

          5. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать, в соответствии со ст.18 Закона:

          а) соразмерного уменьшения покупной цены;

          б) замены на товар аналогичной марки;

          в) всё остаётся на усмотрения продавца;

          г) потребитель не имеет права на замену или возврат товара;

          д) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их устранение;

          е) замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены.

          6. Организация, производящая товар для реализации потребителям:

          7. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения:

          б) существенных недостатков;

          в) отсутствия чека;

          г) неподходящего под интерьер цвета.

          8. В случае приобретения продовольственных товаров ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности, граждане могут обратиться с заявлением и товаром в:

          а) Центр Госсанэпиднадзора;

          б) Ветеринарную инспекцию;

          в) Отдел по борьбе с экономическими преступлениями;

          г) Отдел внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации.

          III. Работа с командами.

          — Грамотность потребителя – это тема для очень серьёзного разговора. Актуальность её возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всём мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

          1. Работа со статьями Закона.

          Викторина «Можешь ли защитить права сказочных героев?» (на слайдах)

          — Вспомните отрывок из стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал»

          … Один паренёк пожалел старика:

          — Папаша, рука у тебя нелегка!

          Я возле коровы твоей постою,

          Авось продадим мы скотину твою.

          Идёт покупатель с тугим кошельком,

          И вот уж торгуется он с пареньком:

          — Покупай, коль богат.

          Корова, гляди, не корова, а клад!

          — Да так ли! Уж выглядит больно худой!

          — Не очень жирна, но хороший удой.

          — А много ль корова даёт молока?

          — Не выдоишь за день – устанет рука.

          Старик посмотрел на корову свою:

          — Зачем я , Бурёнка, тебя продаю?

          Корову свою не продам никому –

          Такая скотина нужна самому!

          (Перед каждой командой статьи Закона «О защите прав потребителей». Команды отвечают по очереди.)

          — Если богач всё же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены? ( ст.4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

          Ст.10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

          Ст.12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре»)

          Вспомните сказку «По щучьему велению».

          — Что вправе установить изготовитель при продаже печки Емеле? ( ст.5 «Права и обязанности в области установления срока службы товара» гласит, что на товар, предназначенный для длительного пользования, изготовитель вправе устанавливать срок службы (до 10 лет)

          Вспомните сказку «Курочку Ряба»: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

          — Какие права потребителей были нарушены? ( ст.18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи).

          Вспомните сказку «Теремок», когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведя. Хозяева пострадали.

          — Каким правом обладает потребитель при приобретении товара? ( ст.7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

          Ст.29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы» указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.)

          (Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать мгновенный ответ.)

          — С какого момента наступает гарантийный срок товара? ( С момента передачи товара потребителю).

          — Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

          — В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? ( Замена некачественного товара происходит в семидневный срок.)

          — Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. ( Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

        18. Тренинг «Реклама». ( Каждый учащийся дома делает наброски своей рекламы.)

        ( 1. Каждая команда работает над проектом рекламы товара или услуги. Вид рекламы – заметка в газете, видеоклип, большой плакат на стене здания, радиореклама.

        2. Каждая команда защищает свой проект, комментируют, отвечают на вопросы.

        3. Выбирается самый оригинальный, способный привлечь внимание покупателей.)

      • Инсценировка сказки. Посвящается потребителям. (слайд со сказочными героями)
      • Яга на лавочке сидела,
        Яга на улицу глядела,
        То пела, то молчала,
        То головой качала.
        Дело было вечером,
        Делать было нечего.

        Леший в гости к ней пришел,
        Леший разговор завел:

        Ой, беда у нас, Карга!
        Разорились мы дотла.
        Пенсию не получаем,
        И в кармане пустота.

        Нужно что-то предпринять.
        Во! Предпринимателями стать!

        Вот уж неуч, вот беда!
        Слушай, Леший, ты сюда.
        Дело мы с тобой откроем:
        Ты – помощник, я – глава.

        Что за дело? Не пойму.
        Научи меня уму.

        Мы откроем лавочку
        По продаже чая.
        Деньги заработаем
        Быстро, отвечаю.
        Веток наломаем,
        Листиков насушим,
        Быстро все смешаем,
        Можно даже кушать.

        Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

        В лес пошли предприниматели,
        Наломали дров приятели,
        Листьев ворохи набрали
        И в коробки паковали.

        Подходи, народ, купи!
        Чай наш новый посмотри!
        В нем вся кладезь витаминов,
        Завари и оцени.

        Вот мотовка, вот достала!
        Ладно, милая, купи!

        Ой, — Лиса вскричала громко. –
        Ты, волчок, мне помоги!
        Ой, в живот стрельнуло больно,
        И в глазах одни круги.

        Дорогая, потерпи!
        Дорогая, не кричи!
        Скорая сейчас приедет!
        Потерпи же, потерпи!

        Вот пришел к ним птица-грач,
        Он отличный был ветврач.
        Спинки им он всем послушал
        И в рецепте написал:

        Воду пить с сертификатом,
        Чай приобретать со знаком
        “Качество” его зовут
        И гласит он там и тут:

        В руки ты товар бери,
        Этикетку рассмотри.
        Там название предприятия,
        Адрес, факс и телефон.
        Номер ГОСТа, номер партии
        И, конечно, годен до…
        Если пачка протекает
        Или криво там и тут,
        Неизвестно кто хозяин,
        Где искать и как зовут,
        Позвони в госторгинспекцию,
        О подделке расскажи.
        Специалисты вам помогут
        И виновных враз накажут,
        Предприятие закроют,
        Не творите безобразие.

        Будьте грамотны!
        Будьте бдительны!
        Дети, школьники
        И их родители!

        IV . Подведение итогов.

        Обращение к сказочным героям нам ещё раз позволило в доступной форме повторить Закон «О защите прав потребителей» и усвоить, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет оперативно решать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения наших прав, как потребителей. В итоге мы можем составить такую «Памятку потребителя». (На слайде)

        Правильно оформляйте покупку. Обязательно берите чек. Если у вас его нет, лишь адвокат и только при наличии свидетелей сумеет вернуть деньги за негодный товар.

        Не торопитесь во время покупки, особенно если вас торопит продавец. Чем дороже вещь, тем дольше должна осуществляться покупка. Внимательно прочтите инструкцию, «сами нажмите на все кнопки».

        Никогда не покупайте товар в первом попавшемся месте. Небольшое покупательское путешествие расскажет вам о разумной цене на приглянувшийся товар.

        Знайте свои права и будьте готовы за них постоять. Быть профессиональным юристом не обязательно, но самые простые знания защитят вас хотя бы от наиболее распространённых ошибок. В конфликтах с продавцом надо вести себя вежливо, но уверенно и энергично. У нарушителей не должно быть сомнений, что вы пойдёте до конца – в суд. Одно это может прекратить конфликт в самом начале.

        Никогда не покупайте с рук еду и лекарства. Очень уж велик риск.

        V. Домашнее задание.

        п. 13. Практикум выполнить в тетради.

        («Памятки потребителя» раздаются детям и присутствующим на уроке гостям.)

        План-конспект урока по технологии (8 класс) на тему:
        Урок: «Права потребителя и их защита»

        Тема: ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

        Цель: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.

        Задачи:

        2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.

        4. Социальная: отработка навыков практического применения знаний законодательства по защите прав потребителей.

        Предметные компетенции, формируемые на уроке:

        коммуникативные

        Тип урока: урок изучения нового материала.

        Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

        Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения).

        План урока:

        1. Сказка. Вступительное слово учителя (постановка цели).

        — Беседа с учениками;

        — Работа с документом, объяснение нового материала;

        — Решение практических задач;

        5. Подведение итогов урока;

        6. Домашнее задание.

        Предварительный просмотр:

        Тема: ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

        Цель: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.

        1. Образовательная: познакомить учащихся с основными правами потребителей; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.

        3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.

        Предметные компетенции, формируемые на уроке:

        Тип урока: урок изучения нового материала.

        Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

        Словарь урока: определения «потребитель», «продавец», «недостаток товара», «материальный ущерб», «моральный вред», «гарантийный срок», «срок годности», «срок службы товара».

        Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения).

        1. Сказка. (3 мин) Вступительное слово учителя (постановка цели) (2 мин)

        — Беседа с учениками; (5 мин)

        — Работа с документом, объяснение нового материала; (14 мин)

        — Решение практических задач; (10 мин)

        3. Закрепление изученного материала.

        — Блиц- опрос; (2 мин)

        4. Рефлексия. (2 мин)

        5. Подведение итогов урока; (1 мин.)

        6. Домашнее задание. (1 мин)

        Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

        Яга на лавочке сидела,

        Яга на улицу глядела,

        То пела, то молчала,

        То головой качала.

        Дело было вечером,

        Делать было нечего.

        Леший в гости к ней пришел,

        Леший разговор завел:

        Ой, беда у нас, Карга!

        Разорились мы дотла.

        Пенсию не получаем,

        И в кармане пустота.

        Нужно что-то предпринять.

        Во! Предпринимателями стать!

        Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

        Вот уж неуч, вот беда!

        Слушай, Леший, ты сюда.

        Дело мы с тобой откроем:

        Ты – помощник, я – глава.

        Что за дело? Не пойму.

        Мы откроем лавочку

        Быстро все смешаем,

        Можно даже кушать.

        В лес пошли предприниматели,

        Наломали дров приятели,

        Листьев ворохи набрали

        И в коробки паковали.

        Подходи, народ, купи!

        Чай наш новый посмотри!

        В нем вся кладезь витаминов,

        Лиса: Милый, чая мне возьми!

        Леший: Не скупись, братан, бери!

        Вот мотовка, вот достала!

        Ладно, милая, куплю!

        Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…

        Ой, — Лиса вскричала громко. –

        Ты, волчок, мне помоги!

        Ой, в живот стрельнуло больно,

        И в глазах одни круги.

        Дорогая, не кричи!

        Скорая сейчас приедет!

        Потерпи же, потерпи!

        Вот пришел к ним птица-грач,

        Он отличный был ветврач.

        Спинки им он всем послушал

        И в рецепте написал:

        Воду пить с сертификатом,

        Чай приобретать со знаком

        “Качество” его зовут

        И гласит он там и тут:

        В руки ты товар бери,

        Там название предприятия,

        Адрес, факс и телефон.

        Номер ГОСТа, номер партии

        И, конечно, годен до…

        Если пачка протекает

        Или криво там и тут,

        Неизвестно кто хозяин,

        Где искать и как зовут,

        Позвони в госторгинспекцию,

        О подделке расскажи.

        Специалисты вам помогут

        И виновных враз накажут,

        Не творите безобразие.

        Вступительное слово учителя.

        Учитель. Мы представили Вашему вниманию сказку. Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке пойдёт речь. Тема нашего урока: «Права потребителя и их защита». Представим обычный торговый день в большом универмаге. Покупатели снуют по разным отделам, выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, — отвечает продавщица, — я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.

        Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

        К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

        Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

        2. Изучение нового материала.

        2.1 Беседа с учениками.

        Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

        Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

        Продавец — это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

        В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей»

        Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

        Скажите, вы как потребитель какие вещи стремитесь приобрести?

        А продавец какие цели преследует?

        Ученики предлагают варианты ответов.

        Интересы покупателя и продавца различны.

        Потому что в отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

        2.2. У Вас на столах есть извлечения из «Закона о защите прав потребителей». Сейчас мы обратимся к некоторым статьям этого закона и узнаем: Какие права имеет потребитель?

        1. Право на просвещение. Ст. 3. (Знание своих прав как потребителя; сегодня на уроке вы это право реализуете)

        2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. Ст 8. Ст. 10. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара). Описание товара, инструкции, условия пользования и т.д.

        3. Право на качество. Ст. 4. Действительное состояние дел нередко опровергает все рекламные обещания. Ст. 18.

        А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

        — безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

        — замены на товар аналогичной модели, марки;

        — замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

        — соразмерного уменьшения цены;

        — расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

        Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

        В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

        Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

        Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.

        4. Право на безопасность Ст. 7. (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

        5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю. Ст. 14. Ст. 15.

        4. Вы узнали, какие права имеет потребитель. Знать свои права и не допустить нарушения своих прав — это разные вещи. Рассмотрим несколько жизненных ситуаций и попробуем применить полученные знания на практике. Комментарии к ситуациям.

        Вопрос № 1. У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще не истек. ( Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин согласен на замену, если Евгений представит заключение экспертизы о том, что холодильник не подлежит ремонту. Прав ли магазин?

        Ответ. Нет. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар, в котором выявлен недостаток, и провести проверку качества. При возникновении спора о недостатках продавец обязан сам провести экспертизу качества товара. Поэтому магазин неправомерно возложил на Евгения обязанность провести экспертизу холодильника. По всей вероятности, недостаток носит существенный характер, т.к. проявился 4 раза, в таком случае требование о замене должно быть удовлетворено.

        Вопрос № 2 . Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несет ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.

        Ответ. Нет. Елена Алексеевна приобретала мясорубку не у физического лица (директора), а у юридического лица — магазина. Так как гарантийный срок еще не истек, Елена Алексеевна имеет право предъявить магазину одно из требований, перечисленных в ст. 18 закона «О защите прав потребителей»: безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжение договора купли-продажи.

        Вопрос № 3. Вера Александровна купила в магазине пылесос. При пустом пылесборнике пылесос работал хорошо, но после заполнения процентов на 10-20 пылью отключался. В магазине согласны расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, но матерчатый мешок, который Вера Александровна купила там же дополнительно к пылесосу, назад не берут. А ей он без пылесоса этой марки, естественно, не нужен. Прав ли продавец?

        Ответ. Продавец не прав. В соответствии со ст. 13 закона «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю недостатками товара (в данном случае, это расходы на приобретение необходимых деталей к товару), подлежат возмещению в полном объеме.

        Вопрос № 4. Елена Владимировна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?

        Ответ. Магазин не прав. Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Понятие «необходимая информация» включается в себя понятие полная. Изготовитель не предоставил полной информации о товаре, поэтому это обязанность продавца.

        Вопрос № 5. Андрей приобрел билеты на поезд для себя и жены. При посадке выяснилось, что номер паспорта и отчество жены указаны неверно. Из-за этого жену в поезд не пустили. Андрей обратился в управление железной дороги с требованием компенсировать моральный вред. Прав ли Андрей?

        Ответ. Андрей не прав. В соответствии с п. 12 Правил перевозки пассажиров и багажа, пассажир обязан проверить правильность паспортных данных в билете. Поэтому компенсации требовать он не может.

        Мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.

        Выделим несколько стадий во взаимоотношениях потребителя с продавцами (исполнителями).

        Знакомство. На этой стадии идет сбор и анализ информации о продавце (исполнителе), о необходимом товаре (услуге). Попросите учащихся вспомнить источники информации (реклама в СМИ, друзья, знакомые, специальные ТВ передачи и рубрики в печати и д.р.). Вспомните, какую информацию о товаре или услуге обязан предоставить продавец.

        Заключение договора. На этой стадии потребителю необходимо детально изучить все условия договора и вытекающие из него права и обязанности. Повторите понятие договор и виды договоров, которые часто заключают потребители (это договоры купли — продажи, перевозки, аренды, займа и др.).

        На этих двух стадиях потребитель может безболезненно прекратить отношения с продавцом или исполнителем, если ему не ясны какие- то вопросы, или у него есть сомнения в качестве товара или репутация самой фирмы кажется сомнительной.

        Исполнение договора. После этой стадии отношения между продавцом и потребителем либо благополучно завершаются. Если потребитель собрал недостаточно информации, не качественно проанализировал ее, либо возникли недостатки по вине изготовителя, тогда отношения с исполнителем переходят к следующей стадии — стадии конфликта.

        Конфликт , т.е. нарушение или ущемление прав потребителя, связанных с качеством товаров или услуг, сроками исполнения договора, недостоверной информацией или отсутствием таковой. Заострить внимание учащихся на том, что легче предотвратить конфликт, чем разрешить его.

        Отдел потребительского рынка товаров и услуг:

        г. Зима, ул. Ленина 5

        Директору магазина «Бытовая техника»,

        расположенного по адресу: ул.Фурманова, 2.

        от Иванова Ивана Ивановича,

        проживающего по адресу:

        ул. Ленина, 12, кв.5, тел. 22-22-22.

        Часть первая- изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. 15.06.2010 года я купил в Вашем магазине телевизор «Sony», стоимостью 12750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.2011 г. телевизор перестал работать.

        Часть вторая — требования потребителя. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» , требую:

        Провести гарантийный ремонт телевизора.

        На время ремонта предоставить мне во временное пользование аналогичный телевизор.

        Т.к. телевизор весит более 5 кг. — доставить его для ремонта и обратно за счет Вашего магазина

        Часть третья — пугательная, необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендую включать ее в текст претензий.

        Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1% в день от стоимости телевизора. (СТ. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»)

        Если Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд, который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки.

        Приложение: копия чека, копия гарантийного талона.

        29.01.2011г. Иванов. И.И.

        Претензия пишется в 2х экземплярах — один ручается директору или лицу уполномоченному принимать претензии, а второй экземпляр остается у потребителя, но на нем должна быть поставлена дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа. Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте:

        Заказным письмом (у потребителя остается об оплате, которая подтверждает почтовое отправление).

        С описью вложения (нужно не запечатывать конверт, а попросить почтальона сделать опись вложения, которая подтверждает, что отправлена именно претензия и копия чека или договора, а не поздравительная открытка).

        С уведомлением о вручении (при получении письма адресат, т.е. директор магазина, распишется в специальном бланке, а почтовая служба перешлет его потребителю. Этот документ подтверждает получение претензии). Все эти документы подтверждают, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.

        Если найти решение мирным путем не удалось, то придется принимать более радикальные меры — обращаться в суд. Но это тема другого урока.

        3. Готовясь к уроку, Вы ознакомились с «Законом о защите прав потребителей». Блиц – опрос.

        1. Человек, приобретатель товара или услуги. (Потребитель)

        2. Кто реализует товар по договору купли — продажи? (Продавец)

        3. Чем отличается «Изготовитель» от «Продавца»? («Изготовитель» производит товары, «Продавец» их реализует)

        4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. ( Срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.)

        (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

        5. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

        (С момента передачи товара потребителю).

        6. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

        7. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей отданы. (Роспотребнадзору)

        8. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

        (Срок замены некачественного товара 14 дней).

        Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:

        Урок дал мне для жизни………

        У меня получилось……………………..

        Я выполняла задания……………………..

        5. Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали.

        Оценки, полученные на уроке

        6. Домашнее задание. Составить образец претензии.

        Конспект урока обществознания «Защита прав потребителей»

        Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

        Тема: «Защита прав потребителей».

        Тип урока: урок изучения нового материала.

        Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

        Цель урока: рассмотреть основные права потребителей.

        Формы работы на уроке: учебно-правовая ролевая ситуация, лабораторно-практическая работа, составление конспекта.

        обучающая: познакомить учащихся с такими основными правами потребителей, как право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причинённого товарами и услугами ненадлежащего качества; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и

        законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, создать условия для анализа того, насколько российское законодательство об охране прав потребителей обеспечивает приоритет защиты прав потребителей.

        развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу); продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения и умения найти грамотное решение конфликта законным образом.

        воспитательная: продолжить работу по воспитанию таких качеств как законопослушность, формированию активной гражданской позиции.

        Основные понятия урока: потребитель, изготовитель, продавец, недостаток товара, материальный ущерб, моральный ущерб.

        Межпредметные связи: история – право.

        Оборудование урока: юридические тексты — УК РФ (извлечения), закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения), ГК РФ (извлечения).

        1. Вступительное слово учителя (постановка цели). (3 мин.)

        2. Изучение нового материала:

        Конкурс на должность продавца (моделирование ситуации)

        Лабораторно-практическая работа с юридическими текстами

        Права и обязанности покупателя и продавца (учебно-правовая ситуация)

        Защита прав потребителя (учебно-правовая ситуация, работа с юридическими документами) (35 мин.)

        3. Рефлексия. (3 мин.)

        4. Домашнее задание. (2 мин.)

        «У каждого человека есть три пути,

        Чтобы поступать мудро и правильно:

        Первый самый благородный — это размышление,

        Второй самый легкий — это подражание,

        Третий самый горький — это опыт»

        (Конфуций, 5 в. до. н.э)

        I. Вступительное слово учителя.

        Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока.

        Вопросы учителя. Как его понимают ученики? Как он связан с темой урока? (Первый, т.е. перед тем, что мы будем делать, мы должны подумать, второй более проще — мы можем не думать, а подражать кому-нибудь. И третий это горький опыт — это на своих ошибках. Этот эпиграф тесно связан с темой нашего урока.)

        После этого учитель и ученики формулируют цели урока.

        Учитель. Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями, и что им при этом принадлежат определённые права, которые могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги. К большому сожалению, многие из нас оказываются в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы, как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости. Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

        II. Изучение нового материала.

        Конкурс на должность продавца (моделирование ситуации).

        Изучение нового материла проводится в форме учебно-правовой ролевой ситуации. С этой целью происходит распределение ролей: хозяин магазина, продавец — наёмный работник, покупатели, кассир.

        Роль юриста-консультанта, специалиста по законодательству целесообразно взять на себя преподавателю.

        Претенденты на должность продавца

        Обращается к претендентам с вопросом: «В магазин вошёл покупатель. Как вы его встретите?».

        В качестве критериев оценки предрасположенности претендента к работе продавцом хозяин магазина может воспользоваться памяткой «Заповеди продавца».

        Вопрос: «В каком виде товар должен предлагаться покупателю?».

        Разыгрывается сценка между продавцом и покупателем.

        Вопросы учителя. Какие основные понятия мы использовали в этих ситуациях? (Работодатель, продавец, потребитель). Какими качествами должен обладать продавец? (Вежливость, терпеливость).

        Задание. Внимательно выслушав комментарий учителя, назовите основные права потребителей. (Право на информацию о товаре, право на безопасность, право на выбор).

        Комментарий учителя. В соответствии с Законом РФ о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением продавец должен выдавать покупателю чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи. Продавец должен вывешивать ценники на продаваемые товары в доступном месте. Нарушение этого правила влечёт за собой наказание в виде штрафа. Продавец может продавать товар с недостатками, предварительно предупредив об этом покупателя, так как торговое предприятие несёт ответственность за качество реализуемых товаров.

        Лабораторно-практическая работа с юридическими текстами.

        Работа в парах. Ученикам раздаются тексты юридических документов. Закон РФ «О защите прав потребителей», статьи 13,1 6.

        Вопрос учителя. О каких правах говорится в данных статьях? (Право на возмещение морального вреда, право на судебную защиту).

        Задание. Вы являетесь покупателем в магазине самообслуживания. Какое действие вы совершаете, чтобы выразить ваше согласие на заключение договора купли-продажи? (Отобрать товар в корзину).

        Права и обязанности покупателя и продавца (учебно-правовые ситуации).

        Условия предлагаемой ситуации

        Деятельность учащихся в учебно-правовой ситуации

        1. Покупатель отбирает ряд товаров, идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает.

        Учащимся предлагается ответить на вопросы:

        — Каковы дальнейшие действия покупателя?

        — Согласен ли продавец с таким поведением покупателя?

        Исполнители ролей покупателей предлагают варианты поведения.

        2. Покупатель подошёл к кассе, расплатился за покупки, отошёл и выронил купленные яйца.

        — Каковы действия покупателя и продавца?

        Обсуждение аналогично предыдущему.

        Комментарий учителя. Покупатель может отказаться от покупки товара до оплаты. После оплаты покупатель является собственником товара и сам несёт ответственность за его случайную порчу.

        Лабораторно-практическая работа с документом (ГК РФ (извлечения) статьи 138, 444).

        Учебно-правовая ролевая ситуация

        Определение сюжета: «Вы приобрели вещь (сапоги, холодильник, то есть любую вещь длительного пользования. Дома через некоторое время обнаружили дефект)

        Задание: определите, каковы будут ваши дальнейшие действия. Распределение ролей (покупатель некачественного товара, продавец, производитель).

        Комментарий учителя. Выявление стереотипов поведения через проигрывание сюжета.

        Предполагаемые ответы. 1) Купили товар в частном торговом киоске, у частного торговца на улице, в государственном магазине. 2) Вспомнили о наличии гарантийного талона и чека.

        Работа в группах. Учащимся раздаются тексты Закона РФ «О защите прав потребителей». (ст. 17).

        Задание. Сформулируйте советы покупателю.

        — При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.

        — Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.

        — Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте.

        — Не забудьте забрать товарный чек, который подтверждает, что покупка совершена именно в данном магазине.

        — Требуйте сертификат качества.

        Задание. Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили только дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы ваши действия? (Нужно обраться в суд).

        После выполнения задания комментарий учителя. Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме. В нём должны быть указаны наименование суда, в который подаётся заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования; требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов.

        Заявление подписывается истцом.

        Учащиеся получают образец искового заявления.

        1 вариант рефлексии.

        Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке, ответив на вопросы.

        — Насколько комфортно вы чувствовали себя в этой роли?

        — С какими трудностями вы встретились? С чем они связаны?

        — Хватило ли вам ваших жизненных знаний для проигрывания заданных ситуаций? Почему?

        — Какие моменты ситуаций вызвали у вас наибольшие затруднения? Почему?

        — Почему, по вашему мнению, существуют трудности в реализации защиты прав потребителей?

        2 вариант рефлексии.

        Закончить любую из предложенных фраз.

        Сегодня на уроке я узнал.

        Самым интересным на уроке было…

        Хотел бы узнать подробнее…

        Учитель подводит итоги и даёт домашнее задание.

        IV . Домашнее задание.

        Составить исковое заявление, исходя из вашей ситуации. Используйте образец.

        Раздаточный материал для учащихся

        1. Заповеди продавца.

        1. Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен.

        2. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине.

        3. Продавец не должен показывать товары молча.

        4. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.

        2. Закон РФ «О защите прав потребителей»

        Статья 13. Возмещение морального вреда.

        Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

        Статья 16. Судебная защита прав потребителей.

        Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

        3. Гражданский кодекс РФ (извлечения).

        Статья 138. Риск случайной гибели.

        Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором.

        Статья 444. Общие основания ответственности за причинения вреда.

        Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме…

        4. Образец искового заявления.

        В городской суд г.__________________________________________________

        Ф.И.О. (наименование, адрес)

        «___» __________200__г. в магазине __________________________ купил

        ____________________________________ стоимостью ___________________

        Через месяц после покупки обнаружил дефект, зафиксированный мастером ателье в техпаспорте телевизора. От предложенного ремонта в мастерской отказываюсь. В магазине заменить некачественный телевизор отказались. Руководствуясь ст. 245, 246, 248 ГК РФ, прошу обязать обменять телевизор на доброкачественный, взыскав с ответчика все судебные расходы по делу.

        К заявлению прилагаю:

        2. Копию заявления в магазин об обмене телевизора.

        3. Письмо-отказ обменять телевизор.

        4. Марку госпошлины.

        5. Копию своего искового заявления.

        5. Словарь урока.

        Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

        Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

        Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

        Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

        Материальный ущерб – ущерб, нанесенный имущественному положению гражданина вследствие причинения ему вреда или неисполнения условий договора.

        Моральный вред физические и нравственные страдания, которые могут быть причинены гражданину нарушением его прав.

        Гражданский кодекс РФ.

        Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г.

        Защита прав потребителей с образцами заявлений.- М.: «ЭКСМО» — 2007.

        Ос новы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков / авт.-сост. Е. А. Мавлютина. – Волгоград: Учитель, 2009.

        Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.

        Популярное:

        • Биробиджан нотариус Нотариусы Биробиджан Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (42622) 6-86-11 Адрес: 679016, г. Биробиджан, переулок […]
        • Нотариус сясьстрой Нотариусы Сясьстрой Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Калябина Татьяна Александровна Телефон: +7(81363)54640 […]
        • Работа помощником юриста тула Помощник юриста в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Юрист, помощник адвоката Полная занятость. Высшее образование. Адвокатская компания приглашает на должность юриста (помощника адвоката) г. Киев […]
        • Кущевские нотариусы Нотариусы ст. Кущевская Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Данилова Марина Олеговна Телефон: +7 (86168) 5-49-58 […]
        • Нотариусы города вологда Нотариусы Вологда Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гисматулина Ольга Рафаиловна Телефон: +7(8172)757686 Адрес: […]
        • Деление налогов по уровням Налоги в строительстве Учебные материалы, статьи и конспекты лекций. Классификация налогов по уровню установления и способу изъятия Важное значение для определения роли и места налога в системе налогообложения недвижимости имеет […]
        • Комиссия по трудовым спорам орёл Где и как защитить свои права члену профсоюза: Вы можете обратиться в профком первичной профорганизации, областную организацию профсоюза своей отрасли, которые вправе: провести переговоры с работодателем в целях мирного урегулирования […]
        • Право собственности в схемах Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска Предоставление государственной услуги осуществляет Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области. Административный […]