Валерия правило жизни

Правила жизни Валерия Лобановского

Журналист не имеет права советовать, как тренировать команду. Это все равно, что я буду давать советы по ядерной физике.

Свобода – это прежде всего желание и возможность делать то, что не запрещено законом.

Тренер должен учиться всю жизнь. Если зачерствел, перестал учиться – значит, перестал быть тренером.Время не обмануть. Акценты расставляет оно. И учит – тоже.

С первых шагов принял это для себя как главную, самую первую заповедь. Стал приглядываться к игрокам, старался их понять, принять их такими, как они есть: их характеры, настроения, запросы, вникнуть в семейные и личные дела, копался порой даже в таких пустяках, которые, казалось бы, вовсе никакого отношения к футболу не имеют…

Новый тренер настоял, чтобы все футболисты учились – в вечерних школах, техникумах, институтах, справедливо полагая, что общая культура необходима для футбола, интеллектуальный уровень которого постоянно возрастает.

Я отношу себя к категории людей, которые не любят признаваться в своей неправоте, но – с годами и опытом – стараюсь после совершения ошибки поступать таким образом, чтобы окружающим не составило труда убедиться в том, что я ошибался. Откровенность – наука трудная.

Без журналистов не может идти развитие футбола. Они могут или тормозить процесс, или двигать его вперед.

Я не знаю, что это такое – талант. Иногда ведь достаточно счастливого стечения обстоятельств, чтобы пришел успех – вот вам и «талант». Но искать, благодаря каким личным качествам, благодаря каким методам большой тренер систематически добивался успехов,– полезно.

Быть тренером значительно сложнее, чем игроком. На поле ты управляешь только мячом, а у бровки ты управляешь людьми.

Поражением тренера я считаю только неспособность тренировать. Хочет человек, старается – не может. Это поражение. А проигрыш на футбольном поле – совсем другое дело. Проиграл – думай, докапывайся до причин. Излишняя чувствительность вредит, а потому с годами я научился воспринимать проигрыш умом. С эмоциями каждый борется по-своему. Но внутренне я очень холоден и расчетлив.

Меня часто называют диктатором. Я категорически с этим не согласен. Диктатор — это тот, кто готов приказывать, не вдаваясь в рассуждения оппонента. Я всегда предлагаю игрокам обжаловать мои предложения.

Формула успеха в большом футболе тоже давно в принципе известна: жесточайший отбор выносит на гребень только тех, кто обладает способностью к колоссальной концентрации душевных и физических сил в момент наивысших испытаний.

Каждая тактика хороша, если она приводит к желанной цели.

Моя позиция по этому вопросу выработана давно, я считаю, что критиковать не только можно, но и нужно. И если критика конструктивна, если в ней есть какие-то разумные начала, то она идет только на пользу критикуемым.

Я – сторонник сдержанных оценок, будь то победы или неудачи («…но пораженье от победы ты сам не должен отличать»)

Взять мяч и обвести полкоманды — это еще не индивидуальное мастерство.Индивидуальное мастерство — это умение за доли секунды принять правильное решение в сложной ситуации. Я считаю, что можно вообще не пускаться в дриблинг и быть при этом самым полезным игроком команды.

В 1986 году выиграли Кубок кубков, а в 1987-м заняли 10-еместо в чемпионате СССР (. ) Игроки снизили требовательность к себе. Они жили этими успехами. Вот почему в «Манчестер Юнайтед» запрещено говорить о том, что они выиграли Лигу чемпионов, даже шепотом! Иначе — штраф

Своими ощущениями я никогда ни с кем не делюсь. Пока хранишь их в себе — они сильны, стоит обсудить с кем-нибудь — расхолодишь и себя, и собеседника

Без экспериментирования, риска, умения брать на себя всю полноту ответственности, не дожидаясь команды сверху, движение вперед немыслимо.

Успех – категория весьма непостоянная.

Тренер — это творческая личность. А творческая личность имеет право на ошибку

Развитие футбола тормозят так называемые «звезды». Они просто эксплуатируют свой талант, не желая работать на тренировках и становиться лучше.

Часто говорят, что та или иная идея принадлежит Лобановскому, дескать, Лобановский придумал. А я никогда ничего не придумывал, я только учился, учился и учился.Пытаться скопировать какой-то идеал — занятие бесполезное. Опережение — вот единственный смысл работы.

Видео / всего 53159

Правила жизни

В выпуске: Илья Доронченков, декан факультета искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге — о картине В. Перова «Утопленница»; Николай Андреев, заведующий лабораторией Математического института им. В. Стеклова РАН. Тема: «Геометрия формул». Валерий Панюшкин, журналист. Тема: «Детский правозащитный проект «Патронус». Арно Жакар впервые в истории решился пересечь пустыню Сахара на мотоцикле.

В выпуске:

Илья Доронченков, декан факультета искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. Тема: Картина В. Перова «Утопленница»;

Николай Андреев, заведующий лабораторией Математического института им. В. Стеклова РАН. Тема: «Геометрия формул»;

Валерий Панюшкин, журналист. Тема: «Детский правозащитный проект «Патронус».

Арно Жакар, мотоциклист. В канун Нового года француз Арно Жакар впервые в истории решился пересечь пустыню Сахара на электрическом мотоцикле. Многократный призер международных и мировых соревнований в студии, чтобы рассказать, как ему это удалось и почему он решил поставить свой рекорд, выступая под российским флагом.

Валерия: «Быть красивой легко, если не лениться»

Секреты красоты и стройности певицы Валерии, рассказанные ею самой, ждут вас в новом интервью звезды.

Валерия – одна из самых ухоженных и элегантных российских звезд. У нашей героини месяца, в рамках серии интервью для проекта портала 7days.ru о современных суперженщинах, мы не могли не спросить о секретах ее прекрасного внешнего вида и правилах поддержания безупречной фигуры. Существует ли «диета Валерии», почему певице так нравится йога, какой подарок – беспроигрышный вариант для любой женщины и как найти время на себя многодетной маме? Рассказывает наша звездная гостья.

– Насколько остра для вас извечная проблема «женщина и возраст»?

– Стареть, конечно, не хочется, но и пытаться выглядеть ровесницей своей дочери мне кажется как минимум странным. Я тщательно ухаживаю за собой и пока что не собираюсь прибегать к помощи пластических хирургов. Не курю, абсолютно равнодушна к алкоголю. Вообще же красоту и здоровье невозможно сохранить без сбалансированного питания, физических нагрузок. Я стараюсь регулярно бывать в спортзале, чередуя через день йогу и аэробные нагрузки, бегаю по утрам. Также некоторое время назад я открыла для себя новый вид фитнеса — я занимаюсь на виброплатформе Power Plate.

– Ваш роман с йогой в 2010-м подарил миру замечательную книгу «Йога с Валерией».

– Конечно, я не буду утверждать, что йога – панацея от всего. Но это по меньшей мере полезно для здоровья. Я даже на гастроли специально вожу с собой коврик для йоги! Я хотела, чтобы моя книга стала настоящим фотопособием по занятиям. В фотосессии участвовала сама, правда, не без помощи консультанта по йоге, который корректировал позы, доводя их до совершенства. В книге, кстати, есть не только рекомендации по занятиям йогой, но и мои секреты ухода за кожей и телом, а также рецепты полезных блюд.

– А если вкратце, то «диета от Валерии» – это.

– Моя стройность – это вовсе не дар природы. Чтобы хорошо выглядеть, приходится прикладывать массу усилий – это и физические нагрузки, и, конечно же, строгое соблюдение принципов правильного питания. Я исключила из рациона жареное, копченое, сладкое, мучное, отказалась от сливочного масла, не ем в один прием белковые и углеводные продукты. Раз в неделю устраиваю разгрузочные кефирные дни. Режим питания предпочитаю дробный, 5–6 раз в день маленькими порциями.

– Вы придерживаетесь правила «Ужин отдай врагу»?

– Еда после шести для меня – табу. Вечером я не ем и давно привыкла не ужинать. Это, пожалуй, один из главных секретов сохранения моей фигуры и хорошего самочувствия.

– А если тянет на вкусненькое?

– Балую себя сладостями для сыроедов – это всякие вкусные штуки на основе свежих фруктов и сухофруктов. Последнее, к чему я особенно пристрастилась, – это яблочные чипсы. Они хрустят, если положить их в морозилку. Это полезно, вкусно, низкокалорийно – милее милого!

– Многие женщины боятся, что беременность и роды испортят их фигуру. А вы трижды мама и, будучи знаменитостью, кажется, совсем не переживали по поводу потери формы из-за рождения детей…

Правила жизни Валерия Непомнящего

Авторитет тренера намного выше, чем авторитет родителей.

Моя мама была репрессирована, и какое-то время я воспитывался в детском доме. Мы учились вместе с городскими детьми, так они на нас с завистью смотрели: мы были сыты, одеты лучше их.

Может, я и маменькин сынок — когда она вернулась, то через какое-то время стала работать главным бухгалтером, я был полностью обеспечен, отрочество и юность у меня были вообще сказочными.

На трубе я в последний раз играл в 1968 году. До того занимался лет двадцать, в детстве деньги так зарабатывал, иногда даже больше, чем мама. С импровизацией у меня совсем было плохо, хотя я играл джазовые вещи. А вот по нотам — да.

В СССР почти не было беспартийных главных тренеров в командах мастеров. Но я видел, что люди вступали в партию для того, чтобы пробиться по службе, и сделал для себя вывод: лучше работать с детьми, чем вступить в КПСС.

Не все начинают играть в 17 лет, некоторые раскрываются в 20, некоторые и попозже.

В разных странах к тренерам относятся по‑разному. Например, в Турции тренера называют не «муалим» — учитель, а «ходжа» — наставник. А в Корее игроки даже не позволяют себе задавать тренеру вопросы.

В Камеруне бывало, что в душе — ни капли воды, игроки мылись в бочках по очереди. Приехали на сбор перед чемпионатом мира: у нас 4 мяча для тренировок и ни одного комплекта формы. Игроки сами покупали таблетки от головной боли.

Перед матчем с Аргентиной Марадоны мы договорились играть как можно жестче. Не грубо, но жестко. Мы хотели их напугать (в 1990 году сборная Камеруна обыграла действующих чемпионов — аргентинцев. — Esquire).

Если у тебя в руках талантливые люди, они не должны быть зажатыми, они должны быть свободными.

Один камерунский футболист сказал: «Непо не мешал нам играть». Я считаю, что это комплимент.

Я жил на вилле министра молодежи и спорта, в районе напротив дворца президента. В первую же ночь нас обчистили — даже несколько яиц из холодильника утащили. Нам потом подсказали: надо взять местного боя, тогда будут относиться хорошо.

В России работать легче.

Только после того как появились кондиционеры, я вдруг почувствовал, что у нас бывает страшная жара.

О политике я не сужу, но в то время был один наш дорогой государственный деятель, а сейчас таких пятнадцать.

Как только приходит пора выборов — футбольный клуб почему-то нужен. Выборы прошли — все, никому не нужен.

Я не понимаю, что значит «нет мотивации».

Футбол везде примерно одинаков, даже в Германии бывали договорные матчи. Потому что люди везде похожие.

Я не могу давать обещания миллиарду болельщиков, а потом их не выполнять. Поэтому отказался тренировать сборную Китая.

Китайцы — шалопаи, разгильдяи. Самые талантливые игроки в Азии — китайцы, разнообразие там такое, которое, может, только в Советском Союзе было. Но китайцы взяли все плохое, что было у нас.

Китаец заработал миллион — думает, как бы его потратить. А японец или кореец заработал — думает, как второй заработать.

Самый богатый человек в футболе — из довольно бедной страны.

Я не чиновник. Когда мне предлагают в какую-то комиссию войти, я говорю: «Ребята, вы что, какой из меня член?»

В чужой стране желательно питаться местной пищей. Кухня всегда рациональна: приспособлена к образу жизни и климату.

Ко мне в Японию приезжала внучка: три года, ничего не ест. Завернули рис в водоросли — как начала есть, аж за ушами трещало.

Я знать не знал, что такое джин-тоник. А в Камеруне мне Василий Нечай, волейбольный тренер, объяснил, что это отличное средство для профилактики малярии. Я стал с удовольствием принимать каждый вечер по одной порции и почти не болел. А жена, которая как-то не очень к этому относится, страдала несколько раз.

Не могу крепкие напитки пить — почему-то никак проглотить не получается.

Правила жизни Валерия Тодоровского

не думаю, что есть какие-то правила, по которым можно жить.

недавно я сообразил, что не снял в жизни ни одной короткометражки. Уже и сериал снял, и большое кино, а маленького фильма так и не сделал. Даже почувствовал какую-то ущербность в связи с этим.

я обожаю длинные фильмы. Например, «Крестный отец»: тебе за три часа спокойно и неторопливо показывают целый мир. Вопрос ведь как стоит: три часа удовольствия или полтора? Я предпочитаю три.

сериал — это форма, а не жанр, и за последние годы достижения в этом формате таковы, что кино может только завидовать. В кинематографе, по большому счету, сейчас существует либо аттракцион, где все горит и взрывается, либо независимый артхаус, который почти не идет в кинотеатрах. Середины — а посредине между артхаусом и аттракционом как раз и находится настоящее кино — практически нет. Эта середина сейчас в сериалах.

для меня то, чем я занимаюсь — это путь к освобождению. Фильм ты снимаешь по принципу «что придумал и что хотел», а сериал — «как насрется». Потому что по 16 часов в день ты снимаешь в каком-то полубреду, а когда ты в таком состоянии, то действительно — как получится, так и получится. Но для меня это и есть самое свободное состояние. Нет времени себя проверять, нет времени рефлексировать. Ты не можешь ничего передумать и переделать. Ты можешь только выйти и снимать. А это безусловный путь к свободе.

если бы я жил с ощущением, что у меня есть фильмография, я бы уже ничего не снимал. Человек с фильмографией — это конченый человек, мне кажется.

ничем для меня кино в детстве не являлось. Не ждите, что я начну рассказывать, будто был мальчиком, который жил в мире кино. Я был нормальным одесским мальчиком, ездил на велике.

возможно, если бы мы не уехали из Одессы, я был бы хорошим моряком.

в одессе я жил до десяти лет, а потом мы переехали в москву, и я пошел в московскую школу. Я тяжело воспринял этот переезд, и у меня еще долго потом болела голова — так, что до тошноты, что аж мутило. Ведь что такое одесский мальчик? Это двор, велосипед, море, каштаны, орехи. Чтобы в Одессе мальчик читал книжки — это безумие. Но когда я приехал в Москву, то от ужаса одиночества и невозможности найти контакт с этим миром я пошел в местную библиотеку и стал бессистемно и бессмысленно читать все подряд.

каждый мальчик в одессе хотел быть моряком. Там ты ясно понимал, что корабль, который сейчас стоит в порту, совсем скоро отплывет и через месяц будет в Буэнос-Айресе или Рио-де-Жанейро, а люди, которые на нем работают, вернутся через полгода и будут рассказывать про мир. И ты знал, что когда сам увидишь этот мир, твоя жизнь сразу изменится и будет не такая блеклая и унылая, как у всех.

мое ощущение из советского союза — никто никого не любил. Такое вот ощущение: страна без любви.

в какой-то момент я осознал, что Украина для меня — родное место. Знаете, какую вещь понял? Ты себя воспринимаешь через растения, которые видел в детстве. Мне в какой-то момент предлагали снять фильм про русскую деревню, а я понял, что не могу. И дело не в том, что я ничего не знаю о русской деревне. Просто в моем детстве не было берез и елок. Мои первые растения — это акации и каштаны. Я очень люблю и березы, и елки, но не они обозначают мою родную территорию.

не знаю, что будет с украиной, но у меня есть надежда, что раз у них нет нефти и газа, чтобы, как мы, шиковать, то, может, это их подтолкнет к какому-то цивилизованному развитию. Вдруг они станут нормальной европейской страной? Ну не хотят они жить, как Россия. Для того чтобы жить, как Россия, надо быть Россией: огромной, бесконечной, с Сибирью, с газом, с нефтью.

зря люди не ходят на выборы. Как говорит умнейший человек Андрей Кончаловский, проблемы страны не во власти, а в том, что в стране нет граждан.

невозможно спокойно жить своей жизнью в отрыве от политики. Тот, кто говорит «я не интересуюсь политикой» — либо идиот, либо врет. Или просто вытесняет из головы действительность.

в швейцарии, например, человек может не знать, кто стоит во главе государства, и его жизнь от этого не меняется никак. Но в России политика имеет отношение к каждодневной жизни каждого из нас, и просто невозможно не интересоваться политикой. Если ты не интересуешься, значит, ты растение.

я не чувствую сегодня жестокой цензуры, но я чувствую, как территория, что называется, сжимается. Кино — дорогостоящий вид самовыражения, и деньги на кино никто просто так не дает. В России сложилась такая ситуация: если не государство, то денег не найти, и большинство людей так или иначе снимают фильмы на государственные деньги. Естественно, государство очнулось и сообразило: раз мы даем деньги, мы будем объяснять, что нам нужно. Но это не совсем правильно, потому что государство дает не свои деньги, а наши, общие.

я не понимаю историй, в которых есть положительный герой. Сейчас многие говорят: России нужен новый положительный герой. А я не знаю, кто такой положительный герой.

для меня положительный герой — всегда отрицательный. Потому что живой. Все живое не идеально. Идеальным бывает мертвое.

когда начинают говорить, что советский кинематограф был великим, то забывают один момент: это была герметическая система. Выходили советские фильмы, собирали огромное количество зрителей, а где-то в мире шли «Звездные войны», и если бы вдруг пустили сюда «Звездные войны», тут и выяснилась бы реальная картина мира, и стало бы понятно, на что люди ходят, а на что нет. В советском кино было много талантливых людей, но они были такими в отрыве от мирового контекста.

когда публичность происходит, она тяготит. Я не пускаю журналистов к себе домой, я не разговариваю про личную жизнь, стараюсь не обсуждать ни свою жену, ни своих детей. Но есть люди, которым нравится быть в центре внимания и которые зарабатывают на публичности деньги.

что делает ваня охлобыстин? Каждую минуту напоминает о себе, а дальше его нанимают компании типа «Евросети» и платят ему деньги за то, что он такой. Публичность и провокация — это его способ зарабатывать на жизнь, но раньше он занимался талантливыми провокациями, а сейчас он убог. Священник в наколках с шестью детьми, который призывает сжигать кого-то в печах и при этом артист из сериала «Интерны»? Официально могу сказать: это его конец. Что еще ему остается сделать, чтобы привлечь всеобщее внимание? Прибить мошонку к Красной площади он не решится, а все остальное уже сделано.

у меня нет далеких от кино увлечений. Я не знаю ни одного нормального режиссера, который имел бы полноценные увлечения — собирал бы марки, увлекался бы серфингом.

кино — это профессия, которая съедает тебя полностью. Она является одновременно и работой, и профессией, и увлечением, и хобби, и всем остальным. Вот мой друг ушедший, Леша Балабанов: можете представить, чтобы Балабанов еще немножко шил?

не бывает старых режиссеров. Режиссеры — это люди, которые в 80 лет ходят в джинсах и хотят снять новый фильм. Они не ведут приусадебное хозяйство, не пропалывают огурцы и, к сожалению, никогда полноценно не занимаются своими внуками. Кино — это не просто образ жизни, это и есть жизнь, так что режиссеры не бывают старыми. Они просто умирают в какой-то момент, но стариками, бабушками, дедушками не становятся. И это радость.

что такое кино? это болезнь. Вот на этом мы ставим шикарную жирную точку, и если учесть, что я с похмелья, получилось, наверное, не так уж плохо?

Хороший вкус

Валерия Араскина: правила жизни вокалистов

Валерия Араскина — педагог по вокалу и профессиональная певица — не понаслышке знает, как завораживать слушателей изысканным вокальным исполнением. Работая в самых разных жанрах, Валерия начинала концертную деятельность в рок-группе «Примадонна», через некоторое время певица осуществила культурный поиск, восстановив из забытья древнейшие фольклорные композиции и успешно гастролируя по европейским и азиатским странам. Разработав методику постановки голоса, в течение последних шесть лет Валерия Араскина занимается преподаванием вокала. В интервью для журнала «Хороший вкус» Валерия Араскина рассказала о собственной гастрольной деятельности и поделилась секретами вокальной методики.

— Вы были вокалисткой группе «Примадонна», известной в 1990-х годах. Расскажите о вашей концертной деятельности в составе этого музыкального коллектива.

— Менеджеры группы «Примадонна» решили поменять солистку и устроили кастинг на Старом Арбате. В то время я училась в Музыкальном училище имени Гнесиных, и преподаватель по специальности Львова Людмила Владиславовна узнала об этом прослушивании, и меня туда пригласила. Когда мы пришли, насколько я помню, было много людей, не менее ста человек. Я зашла в аудиторию и увидела членов команды (это была репетиционная база группы «Примадонна»). Я очень сильно волновалась, не думаю, что я рискнула бы прийти туда одна.

Тем более, они исполняли произведения в жанре рок-музыки, в то время это был глэм-рок, а я мало что знала об этой стилистике, потому что тогда увлекалась джазовой музыкой и пыталась петь в соответствии с джазовыми стандартами, в общем, мои музыкальные интересы принадлежали джазу. Поэтому, зайдя в аудиторию, где находились музыканты, я не очень понимала, что будет происходить дальше. Но ко мне хорошо отнеслись, очень дружелюбно, и члены жюри сказали, что не надо волноваться: «Просто спой блюз». К счастью, я знала об этом жанре, слышала исполнителей, преимущественно афро-американских, таких как Би Би Кинг. Я была знакома с творчеством Гэри Мура (это американский гитарист, который исполнял много блюзовых композиций), Рэя Чарльза, поэтому я владела концепцией блюза.

Но, перестраховавшись, я попросила у Жени Ушерова, лидера группы «Примадонна», показать мне, что именно они хотят, чтобы услышать саунд группы. Женя с удовольствием спел два квадрата блюза и быстро вовлек меня в процесс. Мы спели три квадрата, затем музыканты прекратили играть и сказали, что они нашли вокалистку. Я очень удивилась, что ребята приняли решение в мою пользу, это было так неожиданно! И началось мое творческое развитие в этой группе. Я сразу объяснила, что не очень владею спецификой рок-музыки, глэм-рока, и ребята сказали, мол, не волнуйся, мы тебе поможем. Женя снабжал меня большим количеством музыки в этом жанре, но я больше внимания обращала на рок-вокалисток. Я слушала Джоан Джетт, а также Дженис Джоплин, от которой была в восторге, потому что не знала об этой певице до встречи с группой. Меня совершенно покорили ее харизма, голос, манера исполнения. Кроме того, я познакомилась с творчеством Дженни Митчел, которая, в принципе, не является рок-вокалисткой, но у нее очень сильная подача, и я много училась ее приемам.

Потом началась гастрольная деятельность, мы очень много гастролировали по стране, выезжали в Украину, в Таджикистан. График был достаточно плотный, и я с трудом совмещала работу в «Примадонне» и обучение в Гнесинском училище. Но все хорошо сложилось, меня никто не выгнал ни из группы, ни из Гнесинки. Нашей творческой вершиной я считаю гастроли в Ирландию и Англию. Они прошли успешно, публика встречала очень тепло, мы пели, в основном, свои песни, но также для этого тура сделали кавер-версию композиции группы U2 (поскольку ее участники родом из Ирландии). И, конечно, народ пел вместе с нами песню «In the name of love». Кроме того, пели песню «The Beatles» «Back in the USSR». Также мы принимали участие в Дублине в одной из рейтинговых программ, затем участвовали в радио-проектах . А в городе-графстве Лимерике даже запустили полуторачасовую передачу о нас, ставили треки «Примадонны».

— Что больше всего запомнилось из гастролей по различным странам?

— Как вокалистка я гастролировала по многим странам, была в Ирландии, Англии, Германии, Америке, Франции, Японии. Больше всего, конечно же, мне запомнилась публика, которая отличалась от той, которую мы привыкли видеть на концертах на родине.

Если говорить о «Примадонне», в 1990-е годы наша публика была зажатой. Из всех, кто приходил слушать нашу музыку на обычный классический концерт, было мало людей, которые танцевали и таким образом получали удовольствие от мелодий. А в Ирландии сложилась другая ситуация – весь народ танцевал. Даже в камерных залах никто не сидел на своих местах, люди реагировали достаточно активно.

А вот в Германию и Францию я ездила с джазовой программой, и там реакция аудитории были приблизительно одинаковой — люди слушали, хлопали, выражали положительное отношение к нашему творчеству аплодисментами.

Еще один проект, с которым мы познакомили международную публику, — фольклорный. С этой оригинальной программой мы гастролировали по Германии, а также я самостоятельно ездила в Японию, где мою музыку дополнял местный диджей. В Германии мы работали в стиле world music, что подразумевает фольклорную основу песни. Мы с Сергеем Гавриловым, композитором и аранжировщиком фольклорного проекта, решили сделать произведения, неизвестные широкой публике. Начали искать их в Германии, в Дортмундской музыкальной библиотеке, и продолжили поиски в Московской консерватории. Наша идея была не исполнить их аутентично, то есть так, как это звучит у русских народных коллективов, а сделать их в стиле world music. И если говорить о немецкой публике, которая первой услышала то, что у нас получилось, то первые композиции были восприняты настороженно, и, хотя люди аплодировали, чувствовалось, что зрители не очень понимают, что происходит на сцене. А потом, к концу концерта, публика крайне тепло отнеслась к тому, что услышала, даже на бис мы что-то исполняли. В Японии ситуация с фольклором была более спокойная, респектабельная, мы выступали в дорогом клубе.

— Вы исполняете романсы и народные песни. Есть ли в репертуаре композиция, которая ближе всего лично для вас?

— Сложно сказать, какая композиция для меня ближе всего. Музыканты и вокалисты со мной согласятся, каждое произведение, которое мы разучиваем, рождается из глубины души. Но я могу субъективно оценить, что у меня лучше получилось, например, мне понравилось собственное исполнение песни «Как по морю» в фольклорном проекте. А некоторые произведения мне меньше пришлись по душе, и сейчас я бы исполнила их совершенно по-другому.

Хотя все-таки есть одна композиция, о которой я бы могла сказать, что она мне по-особенному близка. Это народная песня «Колечко», которая прошла в моем творчестве непростой путь. Я услышала, как ее исполняет известный певец Владимир Чернов, меня покорила его версия, и я решила, что спою эту песню по-своему.

— Расскажите подробнее о вашей вокальной методике.

— Свою вокальную методику я защитила в педагогическом институте имени Ленина. Защита была сложной, скандальной, но, в итоге, успешной. Основной принцип методики заключается в том, что я различаю понятие звукоизвлечение и звукообразование. Чтобы не вдаваться в профессиональные подробности, скажу простым языком: сначала я строю техническую базу, то есть учу студентов, как извлекать звук, не говоря о каких-то конкретных произведениях. Мы строим вначале техническую сторону, учимся удерживать звук, обращаем внимание на вопросы дыхания, нёба, импеданса, а только после этого беремся за произведение. Мы переносим все те знания и внутренние ощущения из упражнения в произведение. Этот путь нелегкий, и не каждый студент имеет столько терпения, но методика работает. У меня есть примеры студентов, которые благодаря занятиям подняли профессиональный уровень и поют на технический порядок выше.

— Каждый ли может научиться петь? Есть ли какие-то универсальные средства обучить вокалу?

— Я считаю, что если человек хорошо слышит, и у него нет проблем с голосовыми связками, то каждого человека можно научить петь. Вопрос в том, какие цели ставит человек, который приходит в класс по вокалу. Далеко не из каждого человека получится «звезда» или профессиональный исполнитель, потому что здесь должны быть особые способности – музыкальные, вокальные, сила звука. Но, с другой стороны, я думаю, что каждый может петь на бытовом уровне – чисто, ровно и чтобы другие люди могли спокойно слушать исполнение. Есть еще один момент: иногда ко мне приходят и говорят: «Через сколько времени я смогу научиться петь?» Этот вопрос настолько индивидуальный, поскольку пение – психофизиологический процесс, здесь очень много факторов, и у каждого свой срок обучения пения. Еще раз повторю, у каждого ученика, который хочет петь, должна быть совершенно четко поставленная цель. Если у меня студент спросит, будет ли он «звездой» (а у него средние или ниже среднего вокальные способности), я честно отвечаю, что это вряд ли произойдет. При этом, конечно же, можно и нужно заниматься вокалом, если человек испытывает удовольствие от уроков и от пения, но не стоит ставить слишком высоких амбиций.

— С какими проблемами чаще всего сталкиваются люди, начинающие заниматься вокалом?

— Самая главная проблема, с которой сталкивается ученик, заключается вот в чем. Новички часто думают: «Я люблю петь, пою дома и в караоке, поэтому пение должно приносить удовольствие». Как будто это аттракцион, который приносит массу эмоций и адреналин. Все-таки, если человек пришел учиться в класс пению, это далеко не всегда удовольствие. Студенты, бывает, удивляются, почему их заставляют контролировать звук и работать над вокалом. Поэтому я считаю, что это самая очевидная трудность, с которой сталкиваются все новички. Для того чтобы получать удовольствие, нужно сначала поработать, и когда ученик уже получает какие-то знания и внутренние вокальные ощущения, вот тогда и приходит чувство удовлетворенности.

— Какие правила ухода за голосом нужно соблюдать вокалисту?

— Основное правило для вокалиста при защите вокального голоса — не перенапрягать связки. Дальше — высыпаться, стараться вести здоровый образ жизни, потому что алкоголь и сигареты разрушают не только вокальные связки, но и весь организм. Для того чтобы петь и выдерживать нагрузки сольных концертов, конечно же, нужно быть здоровым человеком. Я всегда рекомендую своим ученикам, помимо ведения здорового образа жизни, еще заниматься каким-то видом спорта, на уровне физкультуры, либо ходить в спортзал, на фитнес, чтобы держать в полном порядке тело и мышечную систему.

Популярное:

  • Штрафы гибдд за перевозку детей Штраф за перевозку ребенка без автокресла С увеличением количества автотранспорта и аварий в 2007 году для водителей была введена обязанность использовать специальные автокресла для детей младше 12 лет. Дорогие читатели! Статья […]
  • Занизить налог на авто Как понизить транспортный налог Транспортный налог сегодня – обязательный к оплате всеми владельцами транспортных средств. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай […]
  • Декларация на оформление права собственности Как происходит регистрация прав собственности на земельный участок? Будущий собственник земельного участка обязательно задается вопросом, как оформить землю в частную собственность. Есть много способов, как это сделать, но перед началом […]
  • Правило написания окончаний Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска, А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета § 4. Правописание окончаний Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования […]
  • Григорьев сергей юрист Арбитражный судТомской области Дата и место рождения: апрель 1955 года, г.Томск. Сведения: Об образовании: Высшее, 1985 год, Томский государственный университет, квалификация - "юрист", специальность - "правоведение". О работе: […]
  • Как узнать штрафы граждан снг ПРОВЕРКА ГУВМ МВД (ФМС) ШТРАФ ГУВМ МВД (ФМС) Поможем при Проверках ГУВМ МВД (ФМС). Отменим Штрафы ГУВМ МВД (ФМС). Отмена Штрафов ГУВМ МВД (ФМС) – от 60 000 руб. до 250 000 руб. в зависимости от количества задержанных гастарбайтеров. тел […]
  • Больничный листок после увольнения Правила и порядок оформления больничного после увольнения Отношения работника с организацией после его увольнения не всегда полностью освобождают от исполнения всех обязанностей предприятие, на котором он был трудоустроен. Свидетельство […]
  • Что делает городской суд Виртуальный справочник по судебной системе РФ www.themis.ru Районный суд Районный (городской) суд - это первое звено в иерархии федеральных судов, самый "младший" федеральный суд. Однако это и основное звено, потому что он рассматривает […]