Возврат экспортного товара

Содержание страницы:

НДС при возврате экспортного брака

Взимание НДС при экспорте и импорте товаров между странами ЕАЭС осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее — Протокол). Ввоз товаров на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС считается импортом (п. 2 Протокола). При ввозе товаров импортер должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, уплатить НДС. Кроме того, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по косвенным налогам вместе с пакетом документов, в состав которых входит заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (п. 19 и 20 Протокола).

Ранее Минфин России полагал, что бывший экспортер должен платить НДС при ввозе в Россию возвращенных ему бракованных товаров. Так, в письме от 17.08.2016 № 03-07-13/1/48093 финансисты рассмотрели аналогичную ситуацию в отношении экспортера, применяющего УСН. Напомним, что лица, находящиеся на УСН, так же как и компании на общей системе налогообложения, являются плательщиками НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Финансисты указали, что в случае возврата ранее экспортированных с территории РФ товаров российской компании, в том числе и применяющей УСН, следует уплатить НДС при ввозе этих товаров независимо от причин возврата. При этом они сослались на п. 2 и 13 Протокола, согласно которым ввоз товаров считается импортом, а взимание косвенных налогов по импортируемым товарам осуществляется налоговым органом государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары.

Однако в 2017 г. позиция финансистов изменилась. Теперь они считают, что при ввозе бракованных товаров, которые ранее были экспортированы, обязанности по уплате НДС не возникает. Соответственно, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и налоговая декларация по косвенным налогам в налоговый орган не представляются.

Такая позиция изложена в письме Минфина России от 01.09.2017 № 03-07-13/1/56235. Она основывается на положениях п. 11 Протокола. Этой нормой предусмотрено, что налоговая база по НДС при экспорте товаров в случае уменьшения их количества (объема) в связи с возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора согласовали возврат. Отметим, что аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 28.06.2017 № 03-07-13/1/40899.

Таким образом, бывший экспортер не уплачивает НДС и должен скорректировать налоговую базу по данному налогу, определенную по этим товарам при их экспорте.

Исходя из положений п. 11 Протокола корректировка налоговой базы показывается в декларации по НДС (порядок заполнения декларации утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, далее — Порядок) за период, в котором стороны подписали документы о возврате бракованных товаров. Порядок корректировки зависит от того, подтвердила ли российская компания свое право на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров или нет.

Если возвращается товар по подтвержденному экспорту, корректировка отражается в разделе 4 декларации. По строке 070 показывается корректировка налоговой базы (п. 41.6 Порядка). В нашем случае это будет стоимость возвращенных бракованных товаров. При этом в строке 080 записывается сумма восстановленного НДС, ранее принятого к вычету по этим товарам. Из положений п. 41.9 Порядка следует, что значение по строке 080 будет формировать показатель строки 130 «Сумма налога, исчисленная к уплате по разделу». Таким образом, в результате корректировки у компании появляется НДС к уплате в размере восстановленной суммы налога по бракованным товарам, ранее принятой к вычету.

По неподтвержденному экспорту корректировка осуществляется в разделе 6 декларации. В этом случае стоимость возвращенных бракованных товаров отражается по строке 080 (п. 43.7 Порядка). При этом в строке 090 записывается сумма НДС, которая была исчислена при реализации бракованных товаров, а в строке 100 — сумма налога, принятая к вычету по этим товарам и подлежащая восстановлению. Учитывая положения п. 43.9 и 43.10 Порядка, если значение в строке 100 окажется больше, чем в строке 090, разница записывается в строке 160 и представляет собой сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Если же значение в строке 090 больше, чем в строке 100, разница отражается в строке 170 как сумма налога к возмещению.

Российская компания поставила белорусскому покупателю две партии товаров. Обе партии оказались бракованными, и покупатель их вернул.

Стоимость первой партии товаров — 200 000 руб., НДС, принятый по ним к вычету, — 23 000 руб. При реализации второй партии товаров стоимостью 230 000 руб. на экспорт компания уплатила НДС по ставке 18% в размере 41 400 руб. Предъявленный поставщиками этих товаров НДС, принятый компанией к вычету, — 27 000 руб.

При возврате первой партии товаров по причине брака раздел 4 будет заполнен следующим образом: строка 070 — 200 000 руб.; строка 080 — 23 000 руб.; строка 130 — 23 000 руб.

При возврате второй партии товаров раздел 6 декларации заполняется следующим образом: строка 080 — 230 000 руб.; строка 090 — 41 400 руб.; строка 100 — 27 000 руб.; строка 170 — 14 400 руб. (41 400 руб. – 27 000 руб.).

Возврат экспортированного товара и корректировка экспортной базы: заполняем НДС-декларацию

В разделах 4 и 6 обновленной НДС-декларации появились строки для отражения корректировки экспортных вычетов и налоговой базы при экспорте, а также для отражения возврата отгруженных товаро в утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ .

Проверить, относится ли государство контрагента к офшорному, можно, изучив специальный Перечен ь утв. Приказом Минфина от 13.11.2007 № 108н .

Отметим, что коды операций, которые надо проставлять при корректировке цены экспортированных товаров или их возврате, зависят не только от вида самой операции, но и от категории покупателей. Если они взаимозависимы с вашей организацией и/или являются резидентами офшорных зон, то код надо выбрать в приложении № 1 к Порядку заполнения НДС-декларации. А если ваши покупатели ни к тем ни к другим лицам не относятся, то вам не придется искать код: в разделах 4 и 6 предусмотрены отдельные блоки для отражения корректировочных операций с обычными покупателями. Для таких операций мы и посмотрим, как заполнять экспортные разделы НДС-декларации.

Корректировка цены экспортированных товаров

Порядок отражения корректировки цены экспортированных товаров зависит от того, была подтверждена нулевая ставка НДС или нет.

СИТУАЦИЯ 1. Скорректирована цена подтвержденного экспорта

К примеру, российский экспортер отгрузил зарубежному покупателю 30 тонн руды стоимостью по 1200 долл. США тремя равными партиями.

Продавец собрал полный комплект документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС. Экспортная выручка в сумме 1200 долл. США была отражена в разделе 4 декларации по курсу на дату отгрузки (для примера — 50 руб/долл.) п. 3 ст. 153 НК РФ .

По условиям контракта содержание железа в руде должно быть не менее 62%. Покупатель после проведения лабораторных анализов обнаружил, что в первой партии содержание железа меньше, а во второй — больше. Из-за чего подписано соглашение:

  • об уменьшении стоимости первой партии (10 тонн) на 80 долл. США;
  • об увеличении стоимости второй партии (10 тонн) на 60 долл. США.
  • После изменения стоимости экспортированного товара в разделе 4 НДС-декларации продавцу нужно заполнить строки 100— 110. Причем сделать это нужно в том квартале, в котором скорректирована цена п. 10 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ; п. 41.7 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок); п. 11 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . А дата подписания соглашения — это и есть дата изменения цены договора. Так что подавать уточненные декларации по НДС за прошлые налоговые периоды не требуется.

    Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена

    Интересно то, что форма декларации не предполагает никаких дальнейших изменений показателей в случае заполнения строк 100 и 110: их данные дальше в декларации нигде не учитываются.

    “ В строках 100 и 110 раздела 4 декларации по НДС отражается корректировка налоговой базы в отношении, в частности, реализованных товаров. Поскольку реализация таких товаров при подтвержденном экспорте облагается по нулевой ставке НДС, а исчисленная сумма налога по такой операции равна 0, то она не участвует в дальнейших расчетах суммы налога в этом разделе (при заполнении итоговых строк 120, 130). При изменении цен налоговые вычеты в разделе 4 не корректируются.

    Поскольку меняется цена товара, изменяется и величина экспортной выручки, что должно быть учтено как в бухгалтерском учете, так и при расчете налога на прибыль. Для сопоставления данных сумма измененной выручки должна быть видна и в декларации по НДС ” .

    Однако заполнение строк 100 и 110 не ограничивается лишь целями соответствия данных между НДС-учетом, учетом по налогу на прибыль и бухучетом. Изменение суммы экспортной выручки влияет на пропорцию, по которой могут распределяться вычеты входного НДС (правила распределения закрепляются в учетной политик е) п. 10 ст. 165 НК РФ . К примеру, такое возможно по работам и услугам, которые использовались как в экспортных, так и во внутрироссийских продажах. Либо по общим товарам, работам и услугам, используемым в облагаемой и не облагаемой НДС деятельности.

    Увеличенная/ уменьшенная экспортная выручка повлияет на размер пропорций, которые будут определяться в квартале корректировки выручки (но не раньше). Это означает, что корректировать вычеты входного НДС в предыдущих кварталах и подавать уточненные декларации не потребуетс я п. 10 ст. 154 НК РФ . Ведь никаких ошибок ранее допущено не было.

    Но есть случаи, когда при корректировке стоимости экспортированных товаров не нужно заполнять строки 100 и 110 раздела 4. Какие это случаи — пояснил специалист налоговой службы.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    “ Если корректировка цен отгруженных товаров сделана до подтверждения нулевой ставки НДС, то такая корректировка по строкам 100 и 110 раздела 4 не отражается. В этом случае при расчете показателей налоговой базы по операциям по подтвержденному экспорту товаров по строкам 020 раздела 4 должна быть отражена налоговая база с учетом корректировк и ” .

    ПЕРСИКОВА Ирина Сергеевна
    Государственный советник РФ 1 класса

    СИТУАЦИЯ 2. Скорректирована цена по экспорту, не подтвержденному в срок

    Для подтверждения экспортной ставки НДС Налоговый кодекс дает 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорт а п. 9 ст. 165 НК РФ . Если в этот срок вы не успели собрать полный комплект необходимых документов, на 181-й день нужно уплатить в бюджет НДС с экспортной отгрузки и заполнить уточненную НДС-декларацию за квартал отгрузки товара на экспорт.

    В случае когда после этого изменилась цена экспортированных товаров, нужно делать так. Результаты корректировки налоговой базы и суммы исчисленного НДС надо отразить в строках 110— 150 раздела 6 НДС-декларации. Причем корректировка экспортной выручки отражается в квартале, в котором она произошл а п. 10 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ; п. 43.8 Порядка; п. 11 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . Так что никаких уточненных деклараций за предыдущие кварталы подавать не требуется.

    Покажем порядок заполнения строк 110— 150 раздела 6, воспользовавшись условиями примера из предыдущей ситуации, с той лишь разницей, что корректировка базы происходит до подтверждения нулевой экспортной ставки по НДС, но после истечения полугода после экспорта товара.

    Как подтвердить экспорт при реимпорте и вернуть экспортный товар?

    Добрый вечер! Помогите разобраться в вопросе возврата экспортного товара! Организация занимается производством медицинских товаров. В Июне 2013 (2 квартал) эта организация отправила свои товары на экспорт в Италию. НДС не возмещала. В Июле 2013 Итальянская компания частично вернула наш товар по процедуре реимпорта (ИМ\60\ЭД). Характер сделки в реимпорте 018 (Я так понимаю это бесплатно, тк суммы в декларации на товары не было, только курс). В декларации при реимпорте отражается номер декларации по экспорту. НДС при ввозе оплачен. В августе 2013 мы сделали бесплатный экспорт (Характер сделки 018) в Италию, отгрузили недостающий товар. Заплатили НДС. Вопрос: Как нам в 3 квартале 2013 подтверждать экспорт 2 квартала, т.е июньскую реализацию? Полностью или за минусом возврата? Но возврат прошел 3 кварталом, а мы подтверждаем 2? И как вернуть НДС, который мы оплатили при реимпорте?

    Ответы юристов (14)

    В силу ст.146 НК РФ

    ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость

    В силу ст.151 НК РФ

    при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации

    В силу ст.292 ТК ТС

    1. Реимпорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные
    с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на
    таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей
    293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

    1. При помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате
    на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных
    международным договором государств — членов Таможенного союза, — на
    счет, определенный этим международным договором:
    2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

    Поэтому просто подавайте документы, подтверждайте таможенными документами и все.

    Спасибо. Но это я все знаю. У меня вопрос как подтвердить экспорт, если был возврат (причем бесплатный)!

    02 Октября 2013, 07:07

    Есть вопрос к юристу?

    Реимпорт товаров — таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

    Для возврата необходимо:

    — письменное заявление о возврате вышеуказанных сумм в произвольной форме;

    — наличие экземпляров декларации, по которой выплачивались такие суммы и письменного подтверждения об этом таможенного органа

    Чтобы вернули, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:

    — товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, либо лицом, в отношении которого производились платежи.

    — обратный ввоз в Россию реимпортируемых товаров осуществляется в течение

    трех лет с момента их вывоза;

    — налог на экспорт был уплачен таможенным органам, расположенным на территории России.

    У Вас больше бухгалтерский вопрос. Право на возврат Вы имеете.

    Я уточнила что категория «Бухгалтерский учет». У меня вопрос с экспортом. Как его подтвердить. Ведь был возврат.

    02 Октября 2013, 07:05

    В таможенных органах есть такая таможенная операция — подтверждение фактического вывоза. Она проводится по каждой экспортной операции.

    Обратитесь в таможенный орган, оформивший экспортную декларацию, они Вам обязаны бесплатно подтвердить факт вывоза.

    Спасибо. Но это я все знаю. У меня вопрос как подтвердить экспорт, если был возврат (причем бесплатный)!

    Обращаться в таможенный орган для выдачи документов с указанием на фактический вывоз. Этого будет достаточно.

    Клиент не получила ответ на свой вопрос, поэтому, я отказываюсь закрывать вопрос.

    Присоединюсь к мнению о возврате денег клиенту.

    Не согласен с тем, что клиент не получил ответа.

    Я и коллега Попов В.А. разъяснили, что необходимо обращаться в таможенный орган, который подтвердит фактический вывоз товаров.

    Клиент получил достаточно информации для реализации своих прав — при письменном обращении в таможенный орган согласно рекомендациям юристов клиент получит требуемое подтверждение вывоза. Дальнейшая детализация в данном вопросе для клиента излишняя, поскольку спора с таможенным органом по вопросу о выдаче подтверждения не возникало. Клиент просто получил исчерпывающую рекомендацию о своих дальнейших действиях в рамках правового поля.

    Кроме того, из комментариев самого клиента видно, что весь его вопрос сводился к тому, как получить только подтверждение экспорта (вывоза).

    Свою правоту готов подтвердить нижеизложенным.

    Приказом ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327
    (ред. от 25.12.2009) утвержден Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)».

    Пунктом 2 указанного приказа установлено, что если обращение о подтверждении фактического вывоза подается (пересылается) после убытия товаров, то подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров производится таможнями, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации (как в рассматриваемом случае клиента).

    Пунктами 3, 4 Порядка, утвержденного указанным приказом, установлено, что таможенные органы производят подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров в соответствии с Порядком по обращениям в числе прочих российских лиц — декларантов товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта; подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых Заявителями.

    Порядок не содержит никаких особенных оснований, по которым подтверждение фактического вывоза может быть не выдано, если экспорт товаров имел место (например, если на момент обращения декларанта за подтверждением фактического вывоза ранее экспортированный товар ввезен обратно в Таможенный союз).

    Поэтому я полагаю, что, выполнив рекомендации юристов, клиент получил бы желаемый результат, а цель юридических консультаций на Правовед.ру в данном случае была достигнута.

    Уточнение клиента

    Не знаю каким образом вы или ваши коллеги ответили на мой вопрос. Вы пишите :Кроме того, из комментариев самого клиента видно, что весь его вопрос сводился к тому, как получить только подтверждение экспорта (вывоза).

    Совершенно не так. Я знаю как подтвердить экспорт и все ссылки мне известны и изучены.Так что мне не зачем обращаться в таможенный орган. Все отметки у меня есть. У меня не стандартная ситуация экспорта. У меня был экспорт (с отметками таможенного органа о вывозе), затем частичный возврат этого товара в режиме Реимпорта, причем бесплатного (Характер сделки 018). И бесплатный экспорт (Характер сделки 018)поставили не достающий товар. Из следующего, мне было не понятно как мне подтверждать экспорт (Первый). У меня был конкретный вопрос. Никто на него не ответил. Ссылки из НКРФ, Таможенного кодекса , ФЗ я могу и сама вам скинуть. Я обратилась к другому юристу (причем не бесплатному). Мне все объяснили по пунктам. Все понятно. Если не знаете конкретного ответа на вопрос, не нужно переписывать приказы таможенной службы. У меня это далеко не первый экспорт. Спасибо всем, но ответа на свой вопрос я не получила.Гонорар распределять не вижу смысла.

    09 Октября 2013, 05:42

    Гонорар распределять не вижу смысла.

    Налоговые последствия возврата экспортного товара по причине брака

    Название документа: Письмо ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15780

    Комментарий: ФНС России рассмотрела ситуацию корректировки экспортером налоговых обязательств по НДС в связи с возвратом по причине брака товаров, вывозившихся за рубеж. При этом возвращенный товар планируется реализовать в России. Соответствующее разъяснение содержится в п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15780.

    Ведомство указывает, что в данной ситуации налогоплательщику следует изменить величину налоговой базы по операциям реализации товаров, применительно к которым ранее была подтверждена обоснованность применения нулевой ставки НДС. Одновременно экспортер должен откорректировать (восстановить) размер налоговых вычетов в отношении возвращенного товара.

    Эти изменения, по мнению ФНС России, следует отразить в декларации по НДС, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщик признал возврат товаров.

    1.1. Налоговый период корректировки

    Можно предположить иные периоды корректировки.

    Во-первых, это может быть период, в котором была определена налоговая база по экспортной операции. Существует точка зрения, согласно которой в случае отгрузки бракованного, некачественного товара реализации не происходит (Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2012 по делу N А40-54535/12-116-118 . Иными словами, отгрузка бракованного товара не привела к переходу права собственности от продавца к покупателю. Следовательно, объект обложения НДС не появлялся, поэтому не нужно было и определять налоговую базу.

    Таким образом, существует возможность корректировать налоговые обязательства этого периода (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 54, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, ранее ФНС России указывала, что налогоплательщик в данной ситуации должен уточнить величину налоговой базы, в отношении которой ранее была подтверждена обоснованность применения нулевой ставки. Ему необходимо представить корректирующую налоговую декларацию за период, в котором была определена налоговая база по экспортной операции (Письмо ФНС России от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@ ).

    Во-вторых, это может быть период фактического возврата бракованного товара при условии отражения в учете операций по корректировке в связи с данными обстоятельствами. В качестве обоснования можно привести следующее. В Налоговом кодексе РФ предусмотрен порядок применения вычета НДС, уплаченного при реализации, в случае возврата товара (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ). При экспорте применяется нулевая ставка НДС. Соответственно, у экспортера, подтвердившего такую ставку, нет сумм уплаченного налога, которые можно принять к вычету.

    Однако правила об определении периода корректировки налоговых обязательств, на наш взгляд, можно использовать и в этой ситуации. Напомним, что согласно п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты производятся в полном объеме после отражения в учете операций по корректировке в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата. Отметим, что возможность применения данной нормы в отношении возврата экспортированного товара подтверждается, например, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 07.10.2010 N А43-40137/2009 (Определением ВАС РФ от 14.04.2011 N ВАС-17800/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

    1.2. Вычет восстановленного НДС

    По нашему мнению, экспортер вправе принять к вычету восстановленный НДС, поскольку соблюдены все необходимые условия: имеются счета-фактуры, товары приняты на учет, их планируется использовать в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

    Следует отметить, что приведенные в данном комментарии выводы являются спорными. Их применение может повлечь претензии контролирующих органов.

    Возврат экспортного НДС

    Под экспортом товаров (работ, услуг) согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации понимается вывоз товаров, (работ, услуг) с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

    В соответствии со статьей 164 Налогового Кодекса Российской Федерации налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

    Согласно статье 165 НК РФ налогоплательщик обязан подтвердить правомерность применения налоговой ставки 0% путем представления в налоговые органы налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В таком же порядке подтверждается правомерность налоговых вычетов, произведенных организацией в связи с экспортом товаров.

    Для подтверждения обоснованности и правомерности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, должны быть представлены в полном объеме, и соответствовать всем требованиям, установленным ст. 165 НК РФ.

    В соответствии со статьей 165 НК РФ в налоговые органы представляются следующие документы:

  • внешнеэкономический контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация (ГТД) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • копии транспортных, товаросопроводительных документов и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
  • При исчислении налога на добавленную стоимость по операциям при реализации товаров налогообложение, которых производится по налоговой ставке 0%, налогоплательщик вправе производить налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ.

    При этом пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлен порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0%. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, то есть на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.

    В соответствии с п.4 статьи 176 НК РФ налоговые вычеты при реализации товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 %, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

    В соответствии с п.9 статьи 165 НК РФ указанные документы, представляются налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. В случае, если эти документы не представлены по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенном режиме экспорта, то операция по реализации этих товаров подлежат налогообложению по ставке 18% (10%). Это значит, что налогоплательщик должен включить в налоговую базу по НДС стоимость товаров, реализованных иностранному покупателю, и, соответственно, исчислить с нее НДС и уплатить налог в бюджет.

    Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 %, уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.

    При определении цены реализуемого товара при заключении контракта (договора) с иностранным покупателем необходимо руководствоваться статьей 40 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

    НДС при экспорте в 2018 году

    Расчет и оплата НДС при экспорте в 2018 году практически полностью переведены в электронную форму. Налогоплательщикам не нужно сдавать бумажные копии многочисленных документов, достаточно предоставить электронные реестры. Но, главное, желающие вообще могут отказаться от применения нулевой ставки.

    НДС при экспорте товаров

    Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового Кодекса России. При этом в качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0%». Перечни документов, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы при экспорте для НДС могут быть предоставлены в электронном формате согласно приказу ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.

    В налоговом учёте операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4, иначе – лист 6; лист 5 используется редко. При этом в бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них должен быть свой регистр учёта.

    Экспорт в Казахстан, Белоруссию и Армению учитывается отдельно; налог в 0% подтверждается не так, как в прочие страны. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счёт электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. Пока же необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

    Ставка НДС при экспорте

    Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ). Иначе говоря, экспортёры не освобождены от налога на добавленную стоимость: являются его плательщиками, должны сдавать декларации, имеют право на вычет входящих сумм. Для того чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ :

  • оригиналом или копией внешнеторгового контракта,
  • таможенной декларацией,
  • копиями транспортных и товаросопроводительных справок.
  • Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ :

    • экспорт;
    • таможенный склад для вывоза;
    • свободную таможенную зону;
    • реэкспорт;
    • вывоз припасов.
    • С 2018 года нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте стала не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу при экспорте. Такой отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке. Общий срок отказа — не менее, чем на год. Плательщикам это право необходимо, если они хотят принимать к вычету НДС, выставленный по ставкам 18% или 10% теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Ведь для применения этой льготы фирма должна собирать документы для её подтверждения и предоставлять в ФНС. В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Поэтому организации хитрили и проводили часть операций по обычной ставке 10% или 18%, и хотя бы что-то оформляли под 0%. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.

      Вычет, возврат или возмещение НДС при экспорте

      В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение налоговых платежей, и их легко спутать:

    • вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
    • возмещение — общее понятие для зачёта и возврата (ст. 176), вопрос о нём решает ФНС.
    • Уплата налогов вполне может привести к ситуации, когда из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:

    • Предприятие подаёт декларацию и заявление о зачёте или возврате НДС. Зачёт – сумма идёт на штрафы, недоимки или будущие платежи; возврат – сумма перечисляется на банковский счёт.
    • Налоговая проверяет сведения в отчётности в течение трёх месяцев (ст. 88), она может запросить дополнительные документы.
    • Затем она же в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нём. Форма возмещения – зачёт или возврат – определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
    • Налоговая отправляет платёжное поручение в казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются казначейством в течение пяти дней.
    • Подтверждение 0-й ставки НДС при экспорте

      При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

    • Договором, согласно которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
    • Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
    • Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).
    • При экспорте в другие государства нулевой НДС подтверждается:

      1. Договором или другими документами по сделке, если договора нет (например, офертой и акцептом).
      2. Копией таможенной декларации или электронным реестром; по каждому виду операций представляется отдельный реестр.
      3. Копиями транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронным реестром.
      4. Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не нужно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая их потребует.

        Популярное:

        • Закон 3085 кз Закон Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Закон […]
        • Приказ утверждение учебников 2014-2018 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального […]
        • Реестр евразийской комиссии Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского […]
        • Продажа квартиры оформленной на детей Как продать квартиру, оформленную на ребенка? За детей младше 14 лет (малолетних) сделки по распоряжению недвижимым имуществом могут совершать от их имени только их законные представители, то есть родители, усыновители или опекуны (п. 1 […]
        • Закон о концессионных соглашений Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ"О концессионных соглашениях" С изменениями и дополнениями от: 8 ноября, 4 декабря […]
        • Приказ 62 министерства транспорта Приказ Министерства транспорта РФ от 13 мая 2015 г. № 167 "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 62” (не […]
        • Закон об ооо статья 23 Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 […]
        • Приказ 1919 от 2010 года Приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных […]