Закон о учебниках 2013

Содержание страницы:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 “О федеральном перечне учебников”

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России информирует об утверждении приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 (далее — Приказ) федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственною аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный перечень учебников сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047).

Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

2 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

В федеральный перечень учебников включены учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, созданным Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

a) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников;

б) представленные в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

Этнокультурную и региональную экспертизу проходили учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Обращаем внимание, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.

Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2.

Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru.

Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, довести указанный федеральный перечень до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Рекомендуем образовательным организациям организовать разъяснительную работу по вопросу принципов формирования списка учебников и учебных пособий, используемых для реализации основной образовательной программы в конкретной школе, привлекая к обсуждению родительскую общественность.

При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год образовательным организациям необходимо обратить внимание на следующие моменты:

выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой;

для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии.

Необходимо отметить, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон)).

Еще раз обращаем внимание, что в соответствии с ст. 35 Федерального закона обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

Обзор документа

В марте 2014 г. был сформирован федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования.

Он состоит из 3 частей. Первая — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части программы. Вторая — учебники для выполнения части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Третья — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей регионов, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России, изучение родного языка и литературы.

Все издания отвечают установленным требованиям, прошли необходимые экспертизы.

Организации вправе в течение 5 лет применять ранее приобретенные учебники, рекомендованные (допущенные) к использованию на 2013/14 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. N 1067).

Таким образом, если основная программа предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень, то можно завершить изучение предмета по тем, которые приобретены до вступления в силу этого списка.

Дополнительно допускается применять иные учебные пособия. Перечень выпускающих их организаций утвержден приказом от 14 декабря 2009 г. N 729.

При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год необходимо обратить внимание на следующие моменты. Выбор учебников определяется содержанием основной программы. Для сохранения преемственности в ее освоении нецелесообразно приобретать учебники, входящие в разные предметные линии.

При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право выбирать учебники, пособия, материалы и иные средства воспитания в соответствии с образовательной программой.

Отмечается, что обучающиеся всех организаций вправе бесплатно пользоваться учебниками и пособиями.

Школьники получат учебники бесплатно

Как пояснили в Министерстве образования и науки РФ, каждая школа и раньше должна была обеспечивать детей бесплатными учебниками. Однако бюджетных средств многим заведениям не хватало, поэтому и вынуждены были родители тратить на это личные деньги. Теперь же в законе зафиксировано, что школьникам бесплатно предоставляются учебники и учебные пособия. К тому же, в связи с переходом на новые стандарты, будут выделяться средства на модернизацию системы общего образования. Следовательно, каждый регион будет отчитываться, куда и на что они потрачены. Так что обойти закон не получится.

Не секрет, что в московских школах уже давно выдают учебники бесплатно — как детям, так и учителям. Если же преподаватель решил выбрать учебное пособие, которого нет в библиотеке, то и эта проблема решается без привлечения средств родителей.

— Когда появляется необходимость в новых учебниках, то их заказывает школа, — рассказал «РГ» Дмитрий Мартыненко, учитель физики и математики школы № 54. — Такая процедура у нас уже отработана, и никаких проблем не возникает.

Но это в столице. А как в регионах? Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов рассказал журналистам, что в школьных библиотеках уже существует определенный запас учебников. Кроме того, многие родители готовы сдать пособия, которые уже не нужны их подросшим детям.

— Эти ресурсы, по мнению специалистов, обеспечат до 60 процентов потребности в учебниках, — сообщил Никонов. Плюс к этому, власти Новосибирской области, по словам министра, готовы выделить дополнительно около 600 миллионов рублей.

В Тульской области к решению этой задачи привлекают средства из трех источников: субвенции, федеральный бюджет и региональные программы.

— Всего на закупку учебников из субвенциальных средств было отдано 312 миллионов, и более 46 миллионов — из федеральных денег на модернизацию системы общего образования, — рассказал «РГ» министр образования и культуры Тульской области Денис Бычков. — Мы готовы добавить и еще, главное — обеспечить все школы к первому сентября.

Иными словами, в регионах, как могут, справляются с задачей: деньги выделены, заказы на учебники сделаны. Теперь слово за издательствами. Несмотря на то, что школьные пособия станут для учащихся бесплатными, их качество не пострадает, заверили нас в одном из издательств.

— Это будет стандартный учебник, который прошел экспертизу ведущих научных организаций — таких, как Российская академия наук и Российская академия образования, — сообщил «РГ» Виталий Мусатов, руководитель тендерного отдела продаж.

И хотя сейчас у издательства много заказов (они увеличились примерно на 30 процентов), проблем с выполнением не возникнет. Большая часть учебников будет отпечатана в середине августа. Возможно, что к первому сентября не все получат новые комплекты, поскольку в регионы необходимо еще доставить напечатанный тираж. Но главное, что они будут. А значит — родителям не придется расходовать семейный бюджет на школьные учебники.

Но остается другая важная забота — прививать своим чадам бережное отношение к книге. Ведь учебники в конце года придется сдавать в библиотеку. А за испорченную книгу по головке не погладят.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г.

Регистрационный N 26755

В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6068, ст. 6069, ст. 6070; 2009, N 7, ст. 786; N 52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793; N 23, ст. 3261, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7063; 2012, N 10, ст. 1159), пунктом 5.2.4 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257; N 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, N 7, ст. 861, ст. 868; N 14, ст. 1627; N 15, ст. 1796; N 26, ст. 3523; N 37, ст. 5001; N 42, ст. 5723), и Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 5 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный N 8806), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 февраля 2007 г. N 69 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный N 9076), приказываю:

федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год (приложение N 1);

федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год (приложение N 2);

федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год (приложение N 3);

федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год (приложение N 4).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести указанные федеральные перечни до сведения образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19776).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Реморенко И.М.

Закон о учебниках 2013

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 11 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный № 8806);

от 26 февраля 2007 г. № 69 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. № 5″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный № 9076);

от 23 апреля 2010 г. № 428 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 5 сентября 2013 г. № 1047

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

1 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование издателя(ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

(Пункт 3 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) , педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;

г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее — учебник).

5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее — заказчик экспертизы).

(Пункт 6 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

(Пункт 7 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

(Пункт 8 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

(Пункт 13 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования .

Не является обязательным требованием.

(Пункт 14 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

(Пункт 15 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее — эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.

Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.

(Пункт 16 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям № 1 — 5 к Порядку.

(Пункт 17 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе о том, что:

экспортируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:

учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;

содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;

в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;

содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;

содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;

учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;

структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;

электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;

электронная форма учебника содержит:

педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

средства контроля и самоконтроля.

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;

качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;

электронная форма учебника:

представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;

может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;

реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:

отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;

наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;

обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

(Пункт 18.1 внесен приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.

(Пункт 19 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:

заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя;

инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;

положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.

21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;

не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

(Пункт 24 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.

Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:

о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;

о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.

Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.

(Пункт 25 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:

при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей ;

Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477).

при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);

при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;

при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;

при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.

(Пункт 26 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

26. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.

27. Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;

не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.

(Пункт 28 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.

В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.

Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

(Пункт 30 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников , о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.

(Приложения № 1-4 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

Приложение № 1
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования

Обеспечение школьников бесплатными учебниками на контроле

В период подготовки школ к новому учебному году под постоянным вниманием родительской общественности должно находиться обеспечение каждого школьника бесплатными учебниками. При этом необходимо руководствоваться следующим.

Правовые основы

Согласно п. 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон об образовании) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая и расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Закупка учебников и учебных пособий для обеспечения общеобразовательных организаций с 1 января 2014 года осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно положениям части 4 статьи 18 Федерального закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют только:

1) учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учащимся школ «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» (статья 35 Федерального закона об образовании).

«Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (п.2 ст. 35 Федерального закона об образовании).

А вот пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, и (или) получающими платные образовательные услуги, согласно п. 3 этой же статьи, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные организации также могут привлекать на закупку учебников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства.

Примечание. Решение родительского комитета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения, принимается родителем добровольно, сумма взносов является произвольной, в том числе на приобретение комплекта учебников.

В связи с введение ФГОС произошло изменение основных образовательных программ и порядка формирования федерального перечня учебников и, как следствие, — изменение самих учебников. Поэтому учебники, рекомендованные для реализации некоторых учебных программ, по которым работали школы до 2013 года, новым ФГОС не соответствуют и не могут быть использованы в учебном процессе. Таким образом, возникла необходимость приобретения новых учебников, и, следовательно, увеличение расходов.

Деятельность школы по обеспечению школьников бесплатными учебниками

В школе должны быть разработанные и утвержденные в установленном уставом школы порядке документы, регламентирующие её деятельность по обеспечению учебниками в предстоящем учебном году:

— приказ, утверждающий перечень учебников, порядок и график обеспечения ими в 2015-2016 учебном году;

— Положение об обеспечении школьников бесплатными учебниками;

— Правила пользования учебниками из фондов библиотеки;

— План мероприятий по обеспечению учебниками обучающихся всех категорий, в первую очередь, льготной категории.

Также в школе должна быть проделана следующая работа:

проведена инвентаризация библиотечных фондов учебников и выявлен их дефицит, составлена заявка на учебники и учебные пособия, которая должна быть передана в орган управления образованием и отслеживаться ее выполнение;

— обучающиеся и их родители должны быть проинформированы о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в каждом классе, о наличии их в библиотеке школы и распределении их по классам, о порядке обеспечения обучающихся учебниками в предстоящем учебном году. Информация размещается на информационном стенде и школьном сайте.

О норме обеспеченности учебниками

Приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определена норма обеспеченности учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы общего образования: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.

О рабочих тетрадях

Ежегодно вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями становится головной болью и для родителей и для органов управления образованием. Дело в том, что обеспечение рабочими тетрадями не имеет однозначной трактовки.

Одни считают, что рабочими тетрадями обучающиеся должны обеспечиваться бесплатно, т.к. в соответствии с «ГОСТ 7.60–2003.Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» к учебным пособиям относятся учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

Другие полагают, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и, ссылаясь на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относят их к практикумам, утверждают, что для освоения образовательной программы и организации самостоятельной работы использование рабочих тетрадей является желательным, но не обязательным, т.к. в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ.

Таким образом, учитель может предлагать родителям приобрести рабочую тетрадь, так как использование рабочих тетрадей способствует повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, служит хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.

Вместе с тем педагогическими работниками в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно, данное предложение не может выдвигаться в качестве обязательного требования.

Подобные позиции отмечаются и в судебной практике. Так в решении Автозаводского районного суд г. Тольятти Самарской области от 6 мая 2015 года, сказано следующее:

«Рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников и не могут быть заказаны образовательным учреждением на субвенции, выделяемые из области.

В соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02 учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. относятся к учебным изданиям нового поколения, и их следует относить к практикумам. Согласно ГОСТ 7.60-2003 практикум — это учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Следовательно, рабочие тетради на печатной основе — это самостоятельный вид учебных изданий, который не является обязательным элементом учебного процесса. Основным и ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, является учебник. Рабочие тетради на печатной основе предназначены для индивидуального (одноразового) использования, они не могут использоваться в школьных библиотеках многократно на возвратной основе».

И в заключении преамбулы решения отмечается: «Наряду с этим, рабочие тетради на печатной основе могут приобретаться на родительские средства в личное пользование учащихся на добровольной основе по решению самих родителей. Данное решение о приобретении рабочих тетрадей на печатной основе может быть принято на классном родительском собрании» (цитата приведена по http://sudact.ru/regular/doc/WxQM7L9YY5WJ/).

Обеспечение учебниками на партконтроле

Обеспечение школьников бесплатными учебниками находится на контроле партии «Единая Россия». Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, федеральный руководитель проекта «Единой России» «Модернизация образования» Ирина Мануйлова сообщила:

«В этом году с учетом сложной экономической ситуации мы обязаны гарантировать неукоснительное обеспечение этой нормы для обеспечения учебниками всех наших школьников».

«Эту ситуацию партия «Единая Россия» будет брать на контроль и самым жестким образом спрашивать с исполнителей и ответственных, чтобы эта норма действовала», — отметила она, добавив, что соответствующие полномочия в сфере общего образования переданы в регионы.

Уважаемые родители! Если ваших детей не обеспечили учебниками из фонда школьной библиотеки, не спешите покупать их в магазине. Зайдите на сайт образовательного учреждения или органа управления образованием в раздел, где опубликована полная информация об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой на 2015-2016 учебный год. Объективно оцените сложившуюся ситуацию по обеспечению учащихся учебной литературой и в случае нарушения законодательства РФ обращайтесь в орган общественного управления школы, в орган управления образованием, прокуратуру. Ваше заявление будет обязательно рассмотрено и вы получите ответ.

Примечание

1.С принятием 29 декабря 2012 г. нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, и в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ в общеобразовательных школах РФ введены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС): для начального общего образования(1-4 кл.), основного общего образования (5-9 кл.), среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).

2.В этом году все учебники должны быть представлены также в электронной версии. Как отмечают представители Минобрнауки, использовать электронную форму учебников смогут все участники образовательного процесса: учащиеся, родители и педагоги. При этом дополнительных расходов со стороны родителей не потребуется, поскольку материально-техническое обеспечение, в том числе доступ к электронным формам учебников, входит в обязанности образовательных организаций. Электронные учебники могут быть использованы только если у школы есть сильное желание использовать инновационную технологию и только если родители согласны, чтобы их дети в школе постоянно работали с компьютером. Использовать электронный учебник — это право, а не обязанность учителя.

3.Партия «Справедливая Россия» внесла в Госдуму проект изменений в законе «Об образовании в Российской Федерации», которым предлагается переложить на федеральный бюджет финансирование закупок учебников и учебных пособий для школ по предметам основных общеобразовательных программ и возложить на федеральные органы власти ответственность за обеспечение школ учебниками.

При подготовке использованы материалы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Популярное:

  • Приказ утверждение учебников 2014-2018 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального […]
  • Закон 79-фз рф Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской […]
  • 118 федеральный закон судебных приставов Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа […]
  • Федеральный закон об органах опеки Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля […]
  • Закон защиты личных данных Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 […]
  • Закон об ооо статья 23 Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 […]
  • Приказ мвд 288 с дополнениями Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации […]
  • Закон 316-з Закон Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 2007 г.) (с изменениями и дополнениями) Закон Тамбовской области от 5 декабря […]