Закон об интегрированном обучении

Содержание страницы:

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

  • «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  • «О порядке и условиях признания лица инвалидом» — Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  • «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  • «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» — Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  • «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» — Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  • «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
  • 10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» — Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

    11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» — Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

    12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» — Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

    13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» — Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

    14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

    15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) — Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

    16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

    17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» — Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

    18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях » — Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

    19. «Методические рекомендации о деятельности 10 — 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» — Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

    20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

    21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

    22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

    23. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

    24. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки » Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

    25. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

    26 . «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597

    27. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей » Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

    28. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » . Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

    29. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

    Закон об интегрированном обучении

    Инвалидам на вступительных экзаменах в вуз предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов. 16

    Законодательством предусмотрены льготы, касающиеся стипендиального обеспечения студентов с инвалидностью. Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных вузах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов. 17

    Инвалидам дополнительно к академической стипендии выплачивается социальная стипендия. Ее размер определяется вузом, но не может быть меньше полуторного размера стипендии установленного законом. Для получения социальной стипендии студент с инвалидностью должен предоставить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно. Студенту с инвалидностью может быть оказана единовременная материальная помощь. Решение о ее предоставлении принимает руководитель учебного заведения по личному заявлению студента. 18

    Поскольку большинство инвалидов получают профессиональное образование в обычных учебных заведениях, встает вопрос о создании специальных условий в данных учебных заведениях. В законодательстве этот вопрос не урегулирован. Поскольку Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, обязанность создания специальных условий ложится на само учебное заведение. На данный момент в некоторых вузах созданы центры поддержки студентов с инвалидностью, они, как правило, финансируются самими вузами или из средств полученных в рамках различных грантовых программ. Только три вуза: МГТУ им. Баумана, Московский государственный гуманитарный институт-интернат, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета предоставляют специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов инвалидов в форме государственного заказа.

    Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

    Конвенция о правах ребенка 1989 г.:

    Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 1994 г.

    Конституция Российской Федерации

    Общие вопросы, связанные с получением инвалидами образования регулируют:

    Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, с изменениями на 23.10.2003, (ст. 18 и ст.19);

    Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1, с изменениями на 05.03.2004, (п. 3 ст.2; п. 1, п. 2, п. 3, п.6 ст. 5; п. 1, п. 3 ст. 16; п. 1, п. 2 ст. 17; п.п. 2 – 5 ст. 19; п. 1 ст. 20; п. 7, п. 10, п. 22 ст. 50).

    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.)

    Федеральный закон от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», с изменениями на 23.12.2003, (статья 1);

    Вопросы получения инвалидами дошкольного образования регулируют следующие нормативные акты:

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677, с изменениями от 23.12.2002;

    Письмо Минобразования РФ от 7 июня 1994 г. N 58-М «О реализации прав детей при приеме в дошкольное и общеобразовательные учреждения»;

    Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 «О направлении методического письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;

    Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии»;

    Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. N 6-РЗП «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» (с изменениями от 3 сентября 2001 г.);

    Вопросы получения основного (полного) среднего общего образования регулируют:

    Приказ Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. N 442 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений» (с изменениями от 8 ноября 2000 г.);

    Письмо Минобразования РФ от 18 марта 1997 г. N 267/14-12 «Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в IX, XI(XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

    Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;

    Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Москвы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 14 марта 2002 г. № 155, (п. 2.2.);

    Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы, утверждены Приказом Комитета по культуре Москвы от 6 мая 2002 г. № 205, (п. 4);

    Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», с изменениями от 10 октября 2001 г., (статья 9);

    Вопросы, связанные с обучением инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях, регулируют:

    Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288, с изменениями от 23.12.2002;

    Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676, с изменениями на 23.12.2002 г.;

    Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48, с изменениями от 26.12.2000, «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

    Приказ Минобразования РФ от 5 февраля 2002 г. N 334 «Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения»;

    Письмо Минобразования РФ от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;

    Письмо Минобразования РФ от 30 марта 2001 г. N 29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»;

    Письмо Минобразования РФ от 24 мая 2002 г. N 29/2141-6 «Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА»

    Письмо управления специального образования Минобразования РФ №26/189-6 от 06.04.2004

    Письмо Минобразования РФ от 2.04.2003 №27/2722-6 об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект

    Рекомендации по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, направленные письмом Минобразования РФ от 30 марта 2000 г. N 27/909-6

    Письмо Минобразования РФ от 5 апреля 1993 г. N 63-М «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»;

    Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 г. N 27/640-2;

    Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

    Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579 «Об организации Городской медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно-отсталых детей»;

    Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 21 февраля 1996 г. N 155-РП «Об утверждении Временного положения о психолого-медико-социальном центре в г. Москве»;

    Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 июля 1999 г. N 706-РП «Об изменении платы за содержание детей в интернатных учреждениях» (с изменениями от 31 января 2002 г.);

    Обучение инвалидов на дому регулирует

    Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденныйПостановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861.

    Письмо Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

    Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 08/28.07. 1980 №281-М/17-13-186

    Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утверждено Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 июля 1995 г. N 726-РП;

    Вопросы получение инвалидами начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования регулируются следующими нормативными актами:

    Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 23.12.2003, (п.3 ст.11 и п.3 ст.16);

    Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», с изменениями на 25 июля 2002 г., (п. 15 ст. 14);

    Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с изменениями на 25.07.2002 г., (п. 18 ст. 14);

    Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. N 4304)

    Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 500, с изменениями на 14.01.2003, (п. 21);

    Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»;

    Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 г. N 487 (п. 24);

    Письмо Минтруда РФ от 21 января 2002 г. N 365-ГК «О справке для получения государственной социальной стипендии»;

    Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. N 19-36-93ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги» (п. 2)

    Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию.

    Специальный доклад 19 российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR)

    (Доклад представлен в связи с рассмотрением Комитетом ООН в ноябре 2003 г. Четвертого периодического доклада Российской Федерации)

    1) Борис Альтшулер,РОО «Право ребенка»,

    2) Сергей Колосков и Марина Царькова,«Ассоциация Даун синдром»\МООИ «Общество Даун Синдром», Москва, 101000, ул. Мясницкая, 13-3; тел./факс: (7-095) 925-6476;

    3) Роман Дименштейн и Ирина Ларикова,Региональная благотворительная общественная организация (РБОО) «Центр лечебной педагогики»,

    Москва, 119311, ул. Строителей, 17 «Б»; тел./факс: (7-095) 131-0683, (7-095) 133-8447;

    e-mail: ccpmain@online.ru & dimenshtein@mtu-net.ru

    1. На конец 2001 г. численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71% (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет 20 . Вместе с тем, как сообщила профессор Лариса Балева: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше – не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо» 21 . Из общего числа официально зарегистрированных инвалидов 91% живут в семье, 60,9 тыс. (9%) – в интернатных учреждениях Минздрава, Минобразования и Минтруда России. Основными заболеваниями, приводящими к инвалидности (60% всех детей-инвалидов, т.е. около 400 тыс. человек) являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения и врожденные аномалии. 96,3 тысячи детей-инвалидов (14,6% от общего числа детей-инвалидов) страдают интеллектуальной недостаточностью. 29 тысяч детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 4 до 18 лет, проживают в интернатах Минтруда 22 (что составляет 30,1% детей-инвалидов с таким диагнозом 23 ).

    2. Ни один из государственных докладов не сообщает о том, сколько детей-инвалидов получают образование. (В ежегодных Государственных докладах всегда приводятся данные об обучении «детей с ограниченными возможностями» — понятие очень широкое, включающее и множество детей, не являющихся официально признанными инвалидами). Однако, проведенное Ассоциацией Даун Синдром исследование первичных данных, предоставленных Госкомстату РФ в 2000 г. Минобразованием России (Формы государственной статистической отчетности 76-РИК и Д-9) и данных Минтруда 24 , позволило установить число учащихся детей-инвалидов – 184,6 тыс. 25 . Сопоставление этой цифры с вышеприведенным числом детей-инвалидов школьного возраста показывает, что из них почти 300 тыс. лишены конституционного права на образование. В основной массе это дети с психоневрологическими нарушениями, в отношении которых даже в официальных документах зачастую употребляется, в сущности, варварская формула «не подлежащие обучению» (использовало эту не предусмотренную никакими законами формулу и Правительство РФ в своем Ответе на вопрос № 34 Комитета ООН, указав при этом примерно в 10 раз заниженное число таких детей). Мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. по 41 региону России показал, что дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью 26 получают образование лишь в редких случаях 27 . «Центр лечебной педагогики» обладает множеством документальных свидетельств официальных отказов родителям детей-инвалидов в предоставлении предусмотренных законом услуг по развитию и образованию ребенка-инвалида.

    3. Исходя из международного опыта образования детей-инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей-инвалидов может быть обеспечена посредством интегративного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования. Такой подход, составляющий во многих странах основу мер по осуществлению важнейшего права инвалидов на социальную интеграцию и закрепленный в ст.18, 19 ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 (далее Закон №181), на практике не реализуется. По данному вопросу отсутствуют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые требуются для применения Закона №181 и не определяется финансирование.

    4. Практически полностью отсутствует инфраструктура реабилитационной помощи детям с серьезными нарушениями развития. Крайне важно отметить отсутствие важнейшей для реабилитации детей-инвалидов службы по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста (0-3 года).

    5. В такой ситуации особое значение приобретает реализация механизмов, предусмотренных Законом №181 (ст. 11, 18) и Законом «Об образовании» (ст. 40, п. 8), согласно которым государство компенсирует семье затраты на реабилитационно-образовательные услуги, полученные вне рамок государственной системы образования и реабилитации (в денежном виде), если не может предоставить такие услуги непосредственно (в «натуральной» форме). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду реабилитацию и образование за счет целевых бюджетных средств 28 . Однако сегодня выполнение этих норм законов встречает следующие основные препятствия:

    (1) — в массовом порядке, в нарушение ст. 11 Закона №181, не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПР): «В 2001 г. для 122,5 тыс. детей-инвалидов разработаны ИПР» 29 , откуда следует, что 535,6 тыс. (из общего числа 658,1 тыс.) детей-инвалидов России лишены права на реабилитацию. Эти выводы подтверждаются и резко негативным заключением Генерального Прокурора по результатам проверки исполнения Закона № 181 во всех регионах России, осуществленной по поручению Президента РФ (об этом поручении сказано в ст. 20 комментируемого Четвертого госдоклада в Комитет ООН): «законодательство о социальной защите детей-инвалидов выполняется неудовлетворительно»; ИПР «…разрабатываются лишь в единичных случаях» 30 . В том же письме Генерального прокурора отмечается: «В соответствии со ст. 11 Закона №181 основанием для реабилитации инвалида и предоставления ему предусмотренных законодательством льгот и гарантий является индивидуальная программа реабилитации», то есть указанные в Письме Генпрокурора факты являются прямым нарушением действующего законодательства. Даже самые крупные города не являются исключением, что подтверждают, например, результаты проверки, проведенной московской прокуратурой (Письмо Прокуратуры г. Москвы от 10.07.2003 № 21-116-03): «…обращение о нарушении государственной службой медико-социальной экспертизы Москвы прав детей-инвалидов в части составления индивидуальных программ реабилитации признано обоснованным…».

    (2) — в тех редких случаях, когда индивидуальная программа реабилитации (ИПР) все же составлена, и родители смогли получить услуги в негосударственном секторе, компенсация средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится (вопреки требованиям ст. 11 Закона № 181 — о возмещении семье средств, потраченных ею на реализацию ИПР ребенка-инвалида), добиться ее получения можно только по решению суда (родителям удалось выиграть несколько таких судебных процессов – см. об этом в вышеназванных изданиях «Центра лечебной педагогики»). Как свидетельствуют результаты уже упомянутой проверки Генеральной прокуратурой, «одной из причин создавшегося положения является то, что Правительство РФ в нарушение требований ст. 10 Закона № 181-ФЗ, принятого в 1995 г., до настоящего времени не утвердило «Федеральную базовую программу реабилитации инвалидов и порядок ее реализации». Тем самым, в условиях тотальной несостоятельности государства в сфере реабилитации детей с серьезными нарушениями развития, родителям перекрывается и финансовая возможность альтернативного выбора.

    6. В отсутствии инфраструктуры помощи детям-инвалидам с интеллектуальной недостаточностью по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком 75 руб. (2,5 доллара) в месяц или поместить ребенка в интернат. При этом социальное пособие («пенсия») на ребенка инвалида составляет 681,1 руб. (22,7 доллара) в месяц и не обеспечивает прожиточного минимума даже для здорового ребенка — 1500 руб. (50 долларов) в месяц 31 . «У нас совершенно не развита система временного содержания инвалидов и помощи таким семьям», — Лариса Балева в вышеназванном интервью «Новым Известиям». Это приводит к тому, что, несмотря на рекомендации Комитет ООН по правам ребенка сократить количество детей-инвалидов в интернатах, за последние годы государство так и не сделало значимых практических шагов в этом направлении.

    7. Дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью (см. п.1), проживающие в интернатах Минтруда, более 50% из них — социальные сироты, не получают образования, поскольку подавляющее большинство данных интернатов не имеет статуса образовательных учреждений, условий и ресурсов, которые предусмотрены законодательством об образовании. При этом свыше 40% этих детей признаются не подлежащими никакому обучению 32 . Для этих детей не предусматривается какой-либо педагогический персонал, что приводит к нарушению их права на воспитание, тем самым дети подвергаются «психологическому насилию, отсутствию заботы и небрежному обращению», «бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», подпадающему под соответствующее определение Конвенции о Правах Ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39), на что многократно указывалось российской и международной общественностью в течение нескольких лет 33 .

    В 2000г. умерло 767 детей из списочного количества 28546 детей, находящихся в детских домах-интернатах для детей с глубокой умственной отсталостью (ДДИ) в возрасте от 4 до 18 лет 34 . К сожалению, статистические сведенья о смертности детей-инвалидов в РФ не собираются, что не дает нам возможности сравнить эти данные со смертностью детей с таким же диагнозом, проживающим в семьях. Однако смертность в ДДИ представляется нам слишком высокой. Приведем данные о смертности детей в РФ: Всего умерших от всех причин 57,1 на 100000 человек соответствующего возраста. В том числе от несчастных случаев, травм и отравлений 29,1 на 100000. От болезней по России умерло 28 детей на 100000 35 . Младенческая смертность 1530 детей на 100000 36 .

    8. В 2002-2003 гг. по инициативе Ассоциации Даун Синдром в Правительство РФ по вопросам защиты социальных прав детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью обратились Комиссия по правам человека Президента РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и профильный комитет Госдумы. Позитивным результатом этих усилий стали письма Минтруда и Минобразования, направленные зимой 2003 г. во все регионы России – с рекомендацией провести лицензирование и аккредитацию в качестве образовательных учреждений ДДИ, провести учет детей-инвалидов и обеспечить их образовательными услугами. Однако, вышеуказанный мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. в 41 регионе России, показал, что эти рекомендации выполняются неудовлетворительно (в частности штат воспитателей и учителей ДДИ почти повсеместно в 5-15 раз меньше предусмотренного образовательными стандартами).

    Частью 9 статьи 58 нового Федерального закона устанавливается следующая норма. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. Поэтому образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за родителей.

    Однако надо иметь в виду, что согласно семейному законодательству (ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

    Согласно ч. 2 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

    Рассматривая нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Семейного кодекса РФ в совокупности можно сделать вывод, что законодательство предусматривает только общие нормы воздействия на родителей (законных представителей) обучающихся, которые пользуясь предоставленными им родительскими правами в области образования, злоупотребляют ими, оказывая отрицательное влияние на образование их детей.

    Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

    ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Общие положения

      1. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения
      2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266 – 1 «Об образовании» (в действующей редакции), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 (в действующей редакции), письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»; письмом Министерства образования РФ от 16 апреля 2001 года № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ( со специальными образовательными потребностями ); приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 года № 29/ 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
      3. 1.3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении организуется посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения;

        1.4. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является приоритетной формой организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

        1.5 Под специальными условиями обучения/воспитания в настоящем Положении понимаются специальные образовательные программы и методы развития и обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения/воспитания, а также психолого-педагогические, и иные услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями.

        1.6. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключении ГПМПК.

        II. Цель и задачи интегрированного образования

        2.1. Цель интегрированного образования — обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество; создание для них адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, социальную помощь; развивать нарушенные функции организма; обеспечивать оптимальные условия детям с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования вместе с нормально развивающимися сверстниками; реализовывать идеи интегрированного обучения; развития социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.
        2.2. Задачи интегрированного образования:
        — создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
        — освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
        — формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

        III. ^ Организация интегрированного обучения в общеобразовательном учреждени� �

        3.1. В общеобразовательном учреждении при организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения.

        3.2. Класс интегрированного обучения открывается на 01 сентября нового учебного года приказом муниципального органа управления образованием на основании соответствующей заявки общеобразовательного учреждения.

        3.3. Заявка общеобразовательного учреждения должна содержать:

        • список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным коррекционным программам для зачисления в класс интегрированного обучения;
        • копии протоколов областной ПМПК;
        • заявления родителей об интегрированном обучении детей;
        • копию лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам обучения.
        • 3.4Наполняемость класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания не должна превышать 14 учащихся, из них: 3 детей с нарушениями однородного характера: с задержкой психического развития (трудностями в обучении);

          3.5.Учитель проводит уроки с детьми с ограниченными возможностями здоровья или оказывает им коррекционно-педагогическую помощь при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке.

          3.6.Перечень учебных предметов федерального компонента специального учебного плана, по которым учитель проводит уроки, утверждается приказом руководителя учреждения образования.

          занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий.

          3.7.По заявлению законных представителей для детей специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут посещать группы продленного дня.

          3.8. При организации интегрированного обучения общеобразовательное учреждение и его филиалы, либо обособленные структурные подразделения обязаны:

          • получить лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам обучения;
          • разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации интегрированного обучения по специальным (коррекционным) программам;
          • иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
          • обеспечить обязательную реализацию учебного плана в части профессионально-трудового обучения;
          • иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
          • осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
          • следовать рекомендациям, содержащимся в заключении ГПМПК, выполнять требования специальных (коррекционных) программ.

          ^ IV. Образовательный процесс и итоговая аттестация.

          4.1. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

          I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

          II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

          4.2. Для составления учебного плана на текущий учебный год для организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья используется базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии).

          4.3. Специфика образовательного процесса в классах интегрированного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

          4.4. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим объединением и администрацией общеобразовательного учреждения.

          4.5.Режим работы школы как интегрированного ,так и основного общеобразовательного обучения организуется по пятидневной учебной неделе .
          4.6. Организация интегрированного обучения в I смену с организацией горячего питания и необходимых развивающих мероприятий.
          4.7. Прием в Школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также родители (законные представители) предоставляют заключение государственной психолого — медико — педагогической комиссии и согласие на обучение детей по программе специальных (коррекционных) классов.

          В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

          а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;

          б) дата и место рождения ребенка;

          в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

          При приёме гражданина Школа обязана ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

          Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

          4.8. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, обучающихся на интегрированном обучении.
          4.9.Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии сбзаконодательствомьРоссийскойтФедерации.
          4.10.. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения получают документ обиобразованииисоответствующегобобразца.
          4.11. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения, при желании их родителей (законных представителей) вправе пройти аттестацию по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения того или иного вида с выдачей документа об образовании соответствующего образца.
          4.12.Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся интегрировано проводится в соответствии с действующим законодательством РФ.

          ^ V. Участники образовательного процесса. Их права и обязанности.

          5.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические работники и иные работники учреждения образования, дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители (законные представители).

          Взаимоотношения участников образовательного процесса должны строиться на принципах демократизации и гуманизации образования и воспитания.

          5.2 Педагогические работники учреждения образования должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.

          5.3. Иные работники учреждения образования оказывают помощь в организации процесса обучения и воспитания детей. Квалификационные требования к иным работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.

          5.4. Права и обязанности педагогических и иных работников учреждения образования, работающих в интегрированного (совместного) обучения и воспитания, определяются актами законодательства РФ, настоящим Положением, уставом учреждения образования.

          Обязанности педагогических и иных работников учреждения образования, работающих в интегрированного (совместного) обучения и воспитания, определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик и с учетом норм настоящего Положения.

          5.5. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

          на получение образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства;

          на обучение по учебным программам, соответствующим их познавательным возможностям, и коррекционным программам;

          на создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития;

          на защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования;

          на бесплатное пользование учебным оборудованием, учебными изданиями;

          на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений;

          на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной деятельности.

          5.6. Дети с ограниченными возможностями здоровья обязаны:

          соблюдать устав и правила внутреннего распорядка учреждения образования;

          выполнять требования учебных планов и учебных программ;

          выполнять иные обязанности, определенные законодательством и уставом учреждения образования.

          5.7. Родители (законные представители детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

          участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;

          получать консультативную помощь и посещать организуемые учреждением образования уроки (занятия) в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

          получать полную и достоверную информацию о результатах проведения образовательного процесса.

          5.8. Законные представители ребенка с создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.

          5.9. Законные представители детей с обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности.

          5.10. Медицинское обеспечение осуществляет медицинский персонал ФАП, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического и восстановительного характера, направленные на укрепление психосоматического здоровья детей. Также медицинский персонал оказывает консультативную помощь детям, их родителям (законным представителям), педагогам по вопросам гармоничного развития ребенка, гигиены, профилактики различныхпзаболеванийтиисостояний.


          VI .Ведение документации

          В учреждении образования ведется следующая документация:

          6.1. учебный план утвержденный руководителем учреждения образования;

          6.2.классный журнал учета проведенных с детьми с ограниченными возможностями здоровья уроков (занятий) федерального и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем);

          6.3. календарно-тематические планы по учебным предметам федерального компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя учреждения образования проводит учитель класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития;

          6.4. календарно-тематические планы занятий коррекционного компонента;

          6.5. расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем учреждения образования;

          6.6.расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;

          6.7. ежедневные планы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по предметам федерального и коррекционного компонентов;

          6.8. индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

          Популярное:

          • Юрист при мсэк Инвалидность: группы и критерии Основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в области социальной защиты инвалидов в РФ, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите […]
          • Уровень преступлений какой Всё о странах мира Новостной портал: отдых и туризм, иммиграция, рейтинги и статистика! Январь 24, 2018 Раздел: Рейтинги Таблица уровня жизни стран мира 2017 Предлагаем вам ознакомиться с ТОП149 в виде таблицы уровня жизни населения […]
          • Выплаты детского пособия в крыму Детские пособия в Республике Крым и Симферополе После завершения переходного периода денежные выплаты жителям Крымского полуострова на поддержку семей с детьми устанавливаются на общих основаниях по аналогии с другими регионами страны. С […]
          • Приказ 95 транспорт Приказ Росжелдора от 16.03.2018 N 95 "Об открытии железнодорожной станции Пурпе Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА от 16 марта 2018 г. N 95 ОБ ОТКРЫТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ […]
          • Приказ 543н от 15052012 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
          • Статья 5 закона 98-фз Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ"О коммерческой тайне" С изменениями и дополнениями от: 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля […]
          • Повышение окладов прокурорам Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 мая 2018 г. № 320 “Об оплате труда работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации” Согласно действующим в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации системам оплаты […]
          • Как оформить больничный по родам Больничный по беременности и родам при выходе в декрет учреждение родовспоможения (перинатальный центр, роддом или родильное отделение в больнице по месту жительства); работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, […]