Закон об образовании 2001

Закон «Об образовании»

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля, 10 июля, 12 ноября 2012 г.

См. Сравнительный анализ настоящего Закона и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

10 июля 1992 года

Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Закрепляется существующая система образования в РФ, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»

Вы можете принять участие в обсуждении настоящего Закона на www.garant.ru (совместный проект с Минюстом РФ)

Настоящий Закон введен в действие с момента его опубликования

Пункт 5 статьи 15, статья 38 и статья 49 вступают в силу по мере развертывания государственной аттестационной службы

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 111-ФЗ

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 310-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ

Федеральный закон от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 337-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 215-ФЗ

Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт 14 статьи 28, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 321-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 3 статьи 52 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 148-ФЗ

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ изменения исключены со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 180-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 313-Ф3

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ

Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ)

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Федеральный закон от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2006 г. N 242-ФЗ

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 100-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 92-ФЗ

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 68-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2004 г. N 61-ФЗ

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 9-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 102-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Права родителей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

9. Родители (законные представители) имеют право на:

9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

(Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.3, ст.5 п.3)

9.2. Выбор для своих детей форм получения образования, в том числе семейного образования, и видов образовательных учреждений.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 пп.1,4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59 )

9.3. Ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

(Закон РФ «Об образовании, ст.16, п.2, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.9 п.4).

9.4. Прием детей в соответствии с Уставом школы и действующим законодательством. (Закон РФ «Об образовании, ст.16,ст.19 п.2)

9.5. Участие в управлении школой, в соответствии с Уставом школы (Совет школы, Попечительский совет, родительские комитеты).

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59)

9.6. Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.7, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.7. Перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в школе при его положительной аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.3)

9.8. Обсуждение спорных вопросов с учителями или администрацией школы и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

9.9. Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.

(Конвенция о правах ребенка ст.14, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.4)

9.10. Посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку (родители, проживающие отдельно от ребенка).

(Семейный кодекс РФ, ст. 66, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3)

9.11. Добровольные пожертвования и целевые взносы школе в форме, предусмотренной Уставом и ознакомление с материалами об их использовании.

(Закон РФ «Об образовании, ст.41, п.8)

9.12. Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.13. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем).

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.14. Корректное высказывание обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59п.п. «в»)

9.15. Перевод ребенка в другой класс с согласия администрации (в случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися).

(Конвенция о правах ребенка, ст.3)

9.16. Требование от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.38, п.1,2)

10.1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей.

(Семейный кодекс РФ, ст.64 п.1)

10.2. Не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

(Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.3. Обеспечить детям получение основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.4. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.

(Конвенция о правах ребенка, ст.18, Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.5. Следить за здоровьем и внешним видом ребенка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка, обеспечить его всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.6. Выполнять Устав школы и настоящие Правила.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.7. Посещать родительские собрания.

10.8. Поддерживать контакт с классным руководителем своего ребенка.

10.9. Отпускать ребенка на внеклассные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

10.10. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) возместить ущерб в полном объеме.

Федеральный закон о дополнительном образовании

Дополнительное образование — это актуальное и необходимое звено педагогической системы. Направлено оно на формирование и обстоятельное развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения. В последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российской учебной деятельности. Чтобы правильно определиться с местом и значимостью дополнительного образования, необходимо знать какие нормативно-правовые документы регламентируют его в федеральном и региональном масштабе.

Любые нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений. Федеральный закон о дополнительном образовании обеспечивает права граждан на получение такой услуги и определяет взаимоотношения фигурантов процесса. В 2015 году вступил в силу обновленный ФЗ «Об образовании РФ». В него вошли изменения и дополнения к предыдущему закону от 1 сентября 2013 года. Но статья 10 осталась неизменной, пункт 2 которой определяет место сверхплановой учебы в образовательной системе РФ.

В тексте закона говорится, что образование состоит из общего, профессионального и дополнительного бучения, обеспечивающего возможность реализовать право на получение знаний на протяжении всей жизни, то есть учиться непрерывно. Иными словами, ДО признано неотъемлемой частью российской образовательной системы.

Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их профориентации и адаптации к жизни во взрослом обществе. Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности. Внешкольные программы общего развития, ориентированные на возрастные и личностные особенности предполагаются для всех.

Впервые на законодательном уровне эти положения были закреплены еще в ФЗ о дополнительном образовании, принятом в 2001 году. В нем сказано, что ДО является целенаправленным процессом преподавания и воспитания, который осуществляется путем освоения учебных дисциплин, оказания услуг и ведения информационно-образовательной работы сверх основных предметов в интересах общества и страны.

Дополнительное образование призвано всесторонне развивать личность и способствовать повышению ее интеллектуальной и культурной значимости. В статье 3 закреплено право российских граждан, к которым относятся и несовершеннолетние, получать бесплатное дополнительное образование как в государственных, так и в муниципальных учебных заведениях. Из статьи 4 следует, что в систему входят:

  • факультативные учебные программы;
  • стандарты дополнительного образования, принятые на государственном уровне;
  • образовательные структуры и организации, призванные осуществлять деятельность в сфере вспомогательного обучения;
  • управленческие органы.
  • Статьи закона закрепляют содержание дополнительного образования, которое может быть самых различных направленностей, и определяет виды учреждений, где разрешено осуществлять внешкольное обучение:

  • школы;
  • станции;
  • клубы;
  • центры;
  • студии;
  • дома;
  • образовательные и оздоровительные лагеря и т. д.
  • Главное, чтобы такая учеба приносила пользу — помогала развивать личность, мотивировала познавать новое, активизировала творчество — и осуществлялась согласно принятым документам, среди которых закон о дополнительном образовании имеет главенствующее значение и гарантирует такие принципы:

  • Свобода выбора учреждения сверхурочного образования и программы.
  • Многообразие внешкольных занятий.
  • Непрерывность дополнительного образования.
  • Преемственность внеурочных общеобразовательных дисциплин.
  • Педагогическая и психологическая поддержка личностного развития.
  • Творческая взаимосвязь преподавателей и учеников.
  • Сохранение душевного и физического здоровья молодого поколения.
  • Кто призван следить за исполнением законов

    Закон о дополнительном образовании вступил в силу в 2015 году. В связи с этим возникает вопрос: кто обязан следить за выполнением его положений и требований других актов, направленных на улучшение качества учебного процесса. Такими правами государство наделило федеральную службу, надзирающую за сферой науки и образования. Она подчиняется Минобразования и науки РФ, и была основана в 2004 году.

    Сфера деятельности Рособрнадзора включает:

  • выдачу лицензий и государственных аккредитаций на осуществление преподавательской деятельности;
  • проведение аттестации педагогических и научных работников, сотрудничающих с учреждениями профобразования;
  • выдачу аттестатов выпускникам общеобразовательных школ;
  • подтверждение и признание иностранных документов об образовании;
  • подготовку и проведение единого госэкзамена;
  • внесение документов, подтверждающих получение определенного объема знаний, ученых степеней и званий в Федеральный реестр.

Для чего нужны Типовые положения об образовательных учреждениях

Обновленное Типовое положение о дополнительном образовании устанавливает три вида организаций, реализующих ДО:

Документ определяет обязанности, правовой статус и источники финансирования заведений культуры, школ искусств, центров внешкольного развития, детских технических станций, спортшкол.

Модернизированное Положение расширяет права учреждений сверхурочного обучения: теперь они могут разрабатывать оригинальные профессиональные программы и предлагать нестандартные услуги, ориентируясь на интересы государства, общества и индивидуума.

Если количество желающих обучаться факультативно больше, чем предполагает финансирование, образовательное учреждение может принимать воспитанников на платной основе. Для внешкольных организаций приветствуется любая финансовая деятельность, которую не запрещают Типовое положение и закон о дополнительном образовании — от оплаты занятий до приема пожертвований, причем как от отечественных, так и от иностранных компаний и частных лиц.

Согласно последней редакции Типового положения организация работы заведений ДО не претерпела глобальных изменений:

  1. Все дополнительные программы должны ежегодно обновляться, чтобы идти в ногу с развитием научной, экономической, технической, технологической, культурной и социальной сфер.
  2. Осуществление образовательной деятельности может быть индивидуальным и/или групповым – в кружках, лабораториях, студиях, театрах, оркестрах, творческих мастерских, ансамблях и прочих коллективах.
  3. Каждый ученик вправе выбрать любое количество групп, заниматься в них параллельно или менять их по своему желанию.
  4. Численность одновременно занимающихся, их возраст и продолжительность уроков устанавливаются каждым заведением самостоятельно, что закрепляется в локальном законодательном акте.
  5. Учебные часы могут дополнять общеобразовательные предметы и иметь техническую, краеведческую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественную, социально-педагогическую и другую направленность.
  6. По согласию с руководством в состав обучаемых коллективов могут входить несовершеннолетние ученики, занимающиеся вместе с родителями или их представителями.
  7. По окончании учебы участники проходят аттестацию. Ее форму, график и порядок определяют сами организации.
  8. Расписание занятий должно учитывать пожелания детей и их родителей.
  9. В случае необходимости и по просьбе учащихся педагогам разрешено использование различных учебных технологий вплоть до электронного и удаленного обучения.
  10. Молодые люди с ограниченными физическими возможностями бесплатно получают специальную литературу, пособия, учебники, услуги для глухонемых и слепоглухих, а также обеспечиваются лекциями в электронном формате.
  11. Закон об образовании 2001

    Ястребов Леонид Иосифович

    к.ф.-м.н., Директор Московского учебного центра АНО «Федерация Интернет образования»

    Электронная почта:

    © Copyright 2001-2007. Федерация Интернет Образования.

    Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство Эл 77-4640 от 28.06.2001 г

    Существует ли Федеральный Закон о дополнительном образовании?

    В связи с дискуссией с одним из наших коллег о том, что он в своей деятельности руководствуется Законом о дополнительном образовании, хочу обратить внимание всех Региональных исполнителей на следующее.

    На сайте http://www.edu.ru действительно опубликован Закон о дополнительном образовании (( http://www.edu.ru/index.php?page_id=125 ). Правда, на странице содержится ошибка. А именно – указано, что Закон принят 16 июля 2001 года.

    Правильная дата приведена в тексте, опубликованном на сайте http :// consultant . ru , а именно на странице ( http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=236511 ), где указана дата 12 июля 2001 года.

    Но этот закон был отклонен Президентом РФ Российской Федерации (письмо от 8 августа 2001 г . N Пр-1436).

    Государственная Дума создала специальную комиссию по доработке Закона, но 27 мая 2004 г. приняла Постановление № 564-IV ГД, http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=330836, в котором согласилась с мотивами решения Президента Российской Федерации о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения Федерального закона «О дополнительном образовании» и сняла этот Закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Деятельность Комиссии была прекращена.

    Таким образом, Федеральный Закон о дополнительном образовании не существует, и руководствоваться им нельзя.

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

    от 21 июля 1995 года №547-XIII

    (В редакции Законов Республики Молдова от 21.03.1997 г. №1127-XIII, 24.12.1998 г. №259-XIV, 27.02.1998 г. №1592-XII, 12.12.1998 г. №216-XIV, 24.03.1999 г. №328-XIV, 07.05.1999 г. №389-XIV, 09.07.1999 г. №493-XIV, 28.07.1999 г. №552-XIV, 25.02.2000 г. №844-XIV, 28.07.2000 г. №1208-XIV, 27.07.2001 г. №439-XV, 11.10.2001 г. №523-XV, 12.10.2001 г №543-XV, 14.06.2002 г. №1132-XV, 04.07.2002 г. №1199-XV, 25.07.2002 г. №1279-XV, 08.11.2002 г. №1440-XV, 26.12.2002 г. №1589-XV, 13.06.2003 г. №237-XV, 24.07.2003 г. №333-XV, 25.07.2003 г. №346-XV, 31.10.2003 г. №430-XV, 04.12.2003 г. №482-XV, 25.12.2003 г. №559-XV, 16.12.2004 г. №418-XV, 05.05.2005 г. №70-XV, 05.05.2005 г. №71-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 29.12.2005 г. №379-XVI, 30.06.2006 г. №192-XVI, 28.07.2006 г. №268-XVI, 28.12.2006 г. №447-XVI, 16.05.2008 г №107-XVI, 10.07.2008 г. №172-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.04.2010 г. №67, 04.06.2010 г. №109, 25.02.2011 г. №31, 06.03.2012 г. №33, 26.04.2012 г. №91(см. сроки вступления в силу), 11.07.2012 г. №178 (см. сроки вступления в силу), 21.12.2012 г. №294, 28.06.2013 г. №155, 18.10.2013 г. №239, 18.07.2014 г. №158)

    (По всему тексту Закона слова «мастерата» и «мастератского» заменены словами «магистра» и «магистерского» в соответствии с Законом Республики Молдова от 18.10.2013 г. №239)

    Парламент принимает настоящий закон.

    В настоящем законе под образованием понимается процесс организации обучения и воспитания, посредством которого личность достигает определенного уровня физической, интеллектуальной и духовной подготовки, установленного государством, и получает соответствующее свидетельство об образовании. Система образования включает сеть учреждений образования различных видов и форм собственности, учебные программы, технологии и государственные образовательные стандарты различных уровней и направлений, а также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и предприятия.

    Глава I Общие положения


    Статья 1. Цель Закона об образовании

    Настоящий закон определяет государственную политику в области образования и регламентирует организацию и функционирование системы образования.

    Статья 2. Правовая основа

    Правовой основой образования являются:

    а) Конституция Республики Молдова;

    b) Концепция развития образования в Республике Молдова;

    с) настоящий закон и другие законодательные акты, принятые в соответствии с ним.

    Статья 3. Приоритет образования

    Образование в Республике Молдова занимает приоритетное место.

    Статья 4. Принципы образования

    (1) Образование является единой в концептуальном плане системой при многообразии структур, форм, содержания и технологий учебно-воспитательного процесса.

    (2) Политика государства в области образования основывается на принципах гуманитаризации, доступности, адаптивности, творчества и разнообразия. Образование является демократичным и гуманным, открытым и гибким, формирующим и развивающим и основывается на национальных и общечеловеческих культурных ценностях.

    (3) Государственное образование имеет светский характер и свободно от партийно-идеологической, политической, расовой и национальной дискриминации.

    (4) Духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего, среднего специального и высшего образования — факультативным учебным предметом. Данный предмет преподается лицами, получившими соответствующую профессиональную подготовку. Разработка концепции, учебных программ и подготовка педагогических кадров для преподавания предмета «Духовно-нравственное воспитание» является прерогативой Министерства просвещения.

    (5) Государственное образование является бесплатным.

    Статья 5. Задачи образования

    (1) Главная воспитательная задача школы заключается в свободном, гармоничном развитии человека и формировании творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

    (2) Цели образования:

    а) развитие личности ребенка, его умственных и физических способностей и наклонностей на уровне его максимального потенциала;

    b) воспитание уважения к правам и свободам человека независимо от его этнической принадлежности, социального происхождения и отношения к религии — принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций;

    с) подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в атмосфере взаимопонимания, мира, терпимости, равенства между полами и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;

    d) формирование потребности трудиться ради собственного и общественного блага, воспитание уважения к создателям материальных и духовных ценностей;

    е) воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку и культурным ценностям своего народа, а также к национальным ценностям страны проживания, страны происхождения и других культур;

    f) привитие ответственного отношения к окружающей среде; формирование экологического сознания;

    g) обеспечение всесторонней физической подготовки (профессионально- прикладной — для учащейся молодежи), формирование потребности заниматься физической культурой и спортом на протяжении всей жизни.

    (3) Воспитание учащихся и студентов должно осуществляться в духе основных гражданских обязанностей, закрепленных в Конституции Республики Молдова, среди которых преданность стране, забота об укреплении молдавской государственности, сознательное выполнение своих обязанностей.

    Статья 6. Право на образование

    (1) Право на образование гарантируется независимо от национальности, пола, расы, возраста, религии, социального происхождения и положения, политической принадлежности, наличия или отсутствия судимости.

    (2) Государственное лицейское, профессиональное, среднее специальное и высшее образование в равной степени доступно всем в зависимости от способностей и наклонностей.

    Статья 7. Государственные образовательные стандарты

    (1) Система образования основывается на государственных образовательных стандартах, обеспечивающих возможность признания национальных документов об образовании за рубежом. Стандарты устанавливают минимальные обязательные требования к различным уровням и ступеням образования. Порядок разработки, утверждения и введения образовательных стандартов устанавливается Министерством просвещения.

    (2) Образовательные стандарты составляют основу объективной оценки уровня общей и профессиональной подготовки выпускников независимо от вида и формы образования.

    (3) Использование образовательных стандартов обеспечивается также организацией служб психологической помощи, школьной и профессиональной ориентации учащихся на всех уровнях и ступенях образования. Функции службы психологической помощи определяются уставом, утвержденным Министерством просвещения.

    Статья 8. Язык преподавания

    (1) Государство обеспечивает в соответствии с Конституцией и статьями 18, 19 и 20 Закона о функционировании языков на территории Республики Молдова право на выбор языка обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях образования.

    (2) Право граждан на воспитание и обучение на родном языке обеспечивается созданием необходимого количества учебных заведений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

    (3) Изучение государственного языка Республики Молдова является обязательным во всех учебных заведениях. Требования к преподаванию и изучению государственного языка устанавливаются государственным образовательным стандартом. Ответственность за обеспечение процесса изучения государственного языка во всех учебных заведениях возлагается на Министерство просвещения и органы местного публичного управления.

    Статья 9. Общее обязательное образование

    Продолжительность общего обязательного образования — девять лет. Обязательное посещение школы прекращается в конце учебного года, в течение которого учащемуся исполняется 16 лет.

    Статья 10. Документы об образовании

    (1) Государственные и частные учебные заведения, аккредитованные в установленном законом порядке, выдают лицам, сдавшим выпускные экзамены, документы об образовании, в которых приводятся данные об уровнях и ступенях полученного образования, области и уровне профессиональной квалификации.

    (2) Лица, не сдавшие выпускные экзамены, получают свидетельство или справку и по их просьбе — копию табеля успеваемости.

    (3) Документы об образовании, признанные Министерством просвещения, предоставляют их обладателю право продолжить образование на следующей ступени обучения или занять должность, соответствующую его квалификации.

    (4) Виды и бланк и документов об образовании утверждаются Министерством просвещения. Документы об образовании заполняются на государственном языке и языке обучения, а выдаваемые высшими и средними специальными учебными заведениями, — на государственном языке, языке обучения, а также французском или английском языках.

    (5) Документы, подтверждающие гимназическое и лицейское образование, выдаются в государственных учебных заведениях бесплатно. Выдача дубликатов документов осуществляется за плату в размере, установленном Правительством.

    (В часть (5) статьи 10 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 26.04.2012 г. №91)

    Статья 11. Трудоустройство

    Трудоустройство выпускников учебных заведений осуществляется в соответствии с законодательством о труде.

    Глава II Система образования


    Статья 12. Структура системы образования

    Для обеспечения непрерывности обучения с учетом возрастных психофизиологических особенностей личности система образования организована по уровням и ступеням и имеет следующую структуру:

    I. Дошкольное образование

    II. Начальное образование

    III. Среднее образование:

    1. Общее среднее образование:

    2. Среднее профессиональное образование

    IV. Среднее специальное образование (колледжи)

    V. Высшее образование

    VI. Постуниверситетское образование

    Система образования включает также другие виды образования:

    — образование для взрослых.

    (В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 26.04.2012 г. №91)

    Статья 13. Организация образования

    (1) Образование в Республике Молдова может быть государственным и частным.

    (2) Учебные заведения являются юридическими лицами.

    (3) Образование может осуществляться в следующих формах: дневной, заочной, на расстоянии, по индивидуальной программе и на основе дуальной системы обучения.

    (4) Количество детей/учащихся/студентов в классах/группах устанавливается
    Министерством образования.

    (Часть (4) статьи 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 26.04.2012 г. №91)

    (5) Система образования носит открытый характер и обеспечивает возможность перехода от одного вида обучения к другому в соответствии с положением, установленным Министерством просвещения.

    (В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158)

    Статья 14. Оценка знаний

    (1) В учебных заведениях знания оцениваются по 10-балльной системе, а также отметками «зачет», «незачет». Отметками 4, 3, 2, 1 и «незачет» знания признаются неудовлетворительными.

    (2) Поведение учащихся в довузовских учебных заведениях оценивается отметками «примерное», «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».

    Статья 15. Тестирование детей

    (1) Определение психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей учащихся, как основа дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу, является обязательным.

    (2) Не допускается определение способностей детей для принятия в 1-й класс государственной школы, за исключением художественной и спортивной.

    Популярное:

    • Карпов следственный комитет Карпов следственный комитет Русский сериал СК / Следственный комитет Все серии: 1-24 серия (Россия, 2012) смотреть онлайн - канал НТВ. Многие сериалы о следователях основываются на реальных делах, но при этом личность следователя, […]
    • Закон 63 фз от 26042007 Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации […]
    • Закон о территориальных образованиях Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1"О закрытом административно-территориальном образовании" С изменениями и […]
    • Федеральный закон о милиции от Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 […]
    • Закон 79-фз рф Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской […]
    • Апк представительство в суде Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) Действующая редакция АПК РФ со всеми изменениями на 2018 год. Постатейные комментарии к статьям АПК РФ. Комментарии к АПК РФ Комментарий к главе 1 АПК РФ Комментарий к главе […]
    • Пособие для боцмана и матроса В книге рассматриваются вопросы, связанные с практической работой матроса и боцмана современного морского транспортного судна; излагаются основы устройства морских судов с кратким описанием их мореходных качеств и основные положения из […]
    • Закон о концессионных соглашений Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ"О концессионных соглашениях" С изменениями и дополнениями от: 8 ноября, 4 декабря […]